Как научить ребенка говорить в год в домашних условиях?

Чек-лист

Если вы нашли для себя в этой статье полезные материалы, как научить ребенка говорить, для удобства оформила вышеперечисленную информацию в чек-лист, который вы можете распечатать и использовать как шпаргалку. Скачать его можно на этой страничке.

PS: Если вы занимаетесь со своим ребенком каждый день, не забывайте каждый день и про себя, что-то интересное я приготовила здесь и для вас, мамулички, желаете взглянуть?

Улыбайтесь, будьте счастливы!

Подписывайтесь на обновления блога, не забывайте,

что чуть ниже можно оставить комментарий! Любой комментарий

Писала с душой и собрала для вас всю эту гору материала,

Как учить говорить ребёнка до года

Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.

От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека:

  • Способность слышать.
  • Функционирующий речевой аппарат.
  • Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
  • Желание общаться.

Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.

Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию — малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал — повод проверить слух.

Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами

Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом»

Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».

В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.

Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка

Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами

Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.

Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать;
  • следить за грамотностью и красотой речи.

У детей должно быть желание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах:

Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Ребенок до сих пор не говорит – почему так бывает и что делать

Есть множество причин, почему дети начинают разговаривать поздно. Например, в 4 года лексикон мальчика или девочки может быть очень скудным, а в 3 и вовсе ограничиваться несколькими понятными фразами. Унывать из-за этого не стоит – все люди имеют индивидуальные темпы развития, однако в такой ситуации стоит показать ребенка врачу.

Причиной такой молчанки могут быть разные заболевания – например, аутизм или дислалия (дефекты произношения некоторых звуков, из-за которых ребенок может стесняться говорить вообще). Но чаще всего причина кроется в особенностях физиологии, воспитания и личных качествах.

  • Если научить говорить крошку очень трудно – может быть, причина в том, что окружающие люди не разговаривают или попросту много молчат. Конечно же, откуда взяться речевым навыкам, если младшему члену семьи не от кого им научиться?
  • Решение очень простое – больше времени проводите в активном общении с маленьким, чаще обращайтесь к нему с просьбами и предложениями: «Понюхай цветочек», «Давай поиграем», «Идем кушать». Помогите ему запомнить больше слов, просматривая вместе с ним развивающие мультфильмы, читая вслух книги, играя в игры, в которых нужно произносить и повторять названия предметов, действий, описывать картинки.
  • По сути, если ребенок долго не пытается говорить предложениями – часто в этом виноваты сами родители или другие люди, которые занимаются воспитанием чада. Кстати, доктор Комаровский рекомендует начинать активные беседы с трех месяцев беременности!
  • Причины, почему ребенок запаздывает в речевых навыках, могут быть физиологические и наследственные. В таком случае, кроме выше перечисленных советов, очень помогают карточки Домана. Этот метод позволяет натренировать память, развить образное мышление, превратить обучение в интересную и увлекательную игру.
  • Благодаря методике американского врача-физиотерапевта Глена Домана пора, когда ребенок должен начать говорить, наступит гораздо раньше.
  • Как научить ребенка говорить в 2 года, если он просто молчун? Такое бывает очень часто, ведь даже многие взрослые люди больше склонны копить в себе информацию, не любят делится мыслями и впечатлениями. Как помочь ребенку с таким характером, не повредив его формирующейся личности?
  • Прежде всего, насколько это возможно, нужно обеспечить ему максимум общения. Это могут быть не только взрослые, но и сверстники. Очень полезны прогулки во дворе, на детской площадке, развивающие и обучающие массовые мероприятия. Многое зависит от окружения и атмосферы – не давайте маленькому человеку замыкаться в себе, но и не пытайтесь насильно приучить его к слишком шумным компаниям, давайте возможность взять паузу и сделать передышку.
  • Еще одна причина, почему здоровый и активный малыш не начинает говорить – это комплексы, неврозы, разные психологические сложности. Когда ваш отпрыск становится старше – ему очень важна поддержка и одобрение.

Чтобы этого не произошло, старшие должны запомнить для себя правила:

  1. Разговариваем в семье спокойно, не критикуем, не обвиняем.
  2. Учим и воспитываем ребенка терпеливо, с любовью, с уважением к маленькой личности.

Чтобы дети научились говорить вовремя и стали полноценными личностями, очень важно уделять им достаточно внимания, играть и читать вместе, больше времени проводи в семейном кругу, в доброжелательной атмосфере. И все же, во сколько лет дети начинают активно практиковать вербальное общение? Однозначного правила не существует

Но, приложив усилия, можно достигнуть успехов гораздо раньше.

Как научить ребенка грамотно и красиво говорить?

Чтобы научить ребенка красиво говорить, достаточно соблюдать такие правила:

  • старайтесь разговаривать максимально много с малышом;
  • начинайте говорить с самого рождения;
  • занимайтесь разговорной речью, как только малыш начал произносить звуки;
  • никогда не перебивайте кроху;
  • занимайтесь пальчиковой гимнастикой с рождения;
  • не включайте телевизор, аудиокниги;
  • ежедневно читайте сказки детям;
  • учите стихи с ребенком, просите рассказывать с выражением и интонацией;
  • если малыш произнес слово неправильно, обязательно поправьте его;
  • всегда интересуйтесь его делами, выслушивайте ребенка до конца.

Активное слушанье и разговорная активность родителей являются наиболее важными составляющими грамотной речи малыша.

Развивайте мелкую моторику рук

Как я уже говорила выше, на развитие речи ребенка огромное влияние оказывает мелкая моторика руки

Поэтому очень важно уделять внимание занятиям, направленным на развитие кисти руки, делать игровой массаж пальчиков и ладошки, играть в жестовые игры, типа «Ладушки». В статье «Пальчиковые игры для малышей до года» вы найдете различные стишки-игры, которые будут побуждать ручки малыша активно работать

Также рекомендую посмотреть статьи «Сенсорные коробки для малышей от 6 месяцев» и «Игры на развитие моторики от 9 месяцев. Часть 1. Часть 2», в них вы найдете много развивающих игр.

Искренне ваша, Яна Разначенко

Как научить ребенка говорить?

Вы можете помочь ребенку научиться говорить. Разговаривайте обо всем, что делаете вместе: о еде, смене подгузников и переодевании, о купании, сне, играх и т.д. («Пора идти купаться. Давай возьмем полотенце и наполним ванну водой. Вот твоя желтая уточка».)

Называйте все предметы, которые окружают ребенка, по наименованиям («Это твоя кроватка, бутылочка, одеяльце, мячик, собака, дедушка и т.д.).

Как помочь ребенку научиться говорить?

1.

Чтобы научить ребенка говорить во время разговора всегда смотрите ему в глаза (он поймет значение слов благодаря вашему выражению лица).

2.

Повторяйте его лепет (Когда младенец говорит: «Ба-ба», повторите: «Ба-ба, бутылочка». Если он скажет: «Ла-ла», ответьте ему: «Лампа». Когда в его бормотании слышится: «Ма-ма», скажите: «Ма-ма здесь, ма-ма тебя любит». Показывайте связь между звуками и внятными словами.)

3.

Вместе смотритесь в зеркало и называйте части тела (глаза, нос, рот, уши, волосы, подбородок, руки, ноги, живот).

4.

Беседуйте о картинках в книгах, на обоях, на семейных фотографиях и читайте вслух детские рассказы и стихи. (Ребенок в возрасте 4-6 месяцев может сидеть у вас на коленях, пока вы ему читаете. Маленькие дети любят слушать одну и ту же сказку по несколько раз и со временем начинают узнавать знакомые слова. Они запоминают звуковые и ритмические особенности родного языка, новые выражения, их смысл и ощущают себя частью повествовательного процесса.)

5.

Обсуждайте увиденное на экране телевизора. «Девочка танцует. У нее красное платье. Она подняла руки вверх. Послушай, какая музыка».

6.

Включайте музыку и подпевайте. Не старайтесь в точности следовать словам и мелодии. В глазах вашего ребенка вы являетесь великолепной певицей, и ваш голос вызывает у него улыбку. Повторяйте припев, и ребенок быстро выучит эти слова.

7.

Дарите малышу объятия, поцелуи и хвалите его за каждую попытку произнести новое слово (Ура! Дима сказал: «Да-да». Какой большой мальчик!) Ребенок разговаривает на «детском языке», а вы, ваш супруг, родственники и няни должны говорить на хорошем, литературном русском.

8.

Не критикуйте и не смейтесь, если маленький человечек неверно произнес слово. Просто повторите его правильно, и у него появится желание попробовать еще раз.

Как правильно говорить с ребенком?

Когда дети учатся говорить, в вашей речи они обычно улавливают последнее слово.

Вы: «Давай поиграем в твой красный мячик». Он: «Мятик».

Вы: «Пора перекусить. Вот тебе квадратное печенье и квадратный кусочек сыра». Он: «Сыла».

Вы: «Или ты хочешь два печенья? Давай их посчитаем: один, два». Он: «Два».

Вы: «Возьми, сынок. Два кусочка желтого сыра на двух квадратных печеньях». Он: «Петенья».

Не заставляйте ребенка повторять свой вопрос несколько раз, даже если вы очень заняты. Он может превратиться в «нытика».

Рекомендации родителям о том, как правильно говорить с детьми

1.

Обоим родителям необходимо говорить с детьми, например за обедом: «Папа ест зеленую брокколи. Она похожа на маленькие деревья. И лягушка тоже зеленая, да, зеленая, как и папина брокколи».

2.

Старайтесь использовать в речи много описаний, говорить четко, правильно и понятно, и пусть ребенок за вами повторяет. Ежедневные «диалоги» помогут развить умственные и творческие способности и научат малыша быстро реагировать. Придерживайтесь принципа «свободы слова» и поощряйте детей, когда они задают вопросы.

3.

Общение в семье подготовит малыша к жизни в обществе, воодушевит его на будущие победы и наделит опытом. Дети с развитой речью более уверены в себе, чем те, кто испытывает трудности при разговоре.

4.

В домах, где работают иностранцы, няням, родителям, бабушкам и дедушкам приходится делать дополнительные усилия, чтобы дети не путались в языках. Они, как губки, способны впитывать разные культуры, но, используя иностранные слова, неправильно строят предложения

Обращайте внимание на ошибки и исправляйте их, так вы поможете ребенку избежать лишних проблем в школе и при общении с друзьями

5.

Если вам нужно, чтобы ребенок какое-то время сидел спокойно, отвлеките его разговорами, а сами завершите необходимые процедуры.

Учим ребенка говорить с помощью книжек, песен и стихов

Песенки, стихи и сказки являются отличным стимулом к основной двигательной системе развития речи у ребенка к подражанию. Стремление к подражанию является одним из самых важных и неисчерпаемых источников не только в развитии речи, но и в развитие ребенка в целом.

Именно благодаря тому, что малыши любят повторять за взрослыми все на свете, они обучаются кушать вилкой, ходить, чистить зубки, быть вежливыми. Однако, родители должны следить за своим поведением, так как вместе с хорошими качествами, детки могут приобрести и плохие привычки глядя на любимых взрослых.

Каждый день читайте своему крохе книжки с короткими стишками и сказками, причем не монотонно, а обязательно с выражением. А еще лучше, если вы заучите какие-то из них наизусть и будете не только эмоционально рассказывать, но и показывать их малышу.

Кроха, конечно пока еще не до конца улавливает смысл описанного, но хорошо считывает эмоции, мимику, интонацию голоса и в следующий раз обязательно попытается их повторить.

Красочные картинки из книжек можно рассматривать вместе с крохой, не забывайте комментировать увиденное, а детали, которые вы хотите особенно отметить (например, у зайки длинные ушки) показывайте пальцем – таким образом, ребенку будет проще запомнить увиденное.

Очень хороший результат дают уроки вокала. И даже если вы уверенны, что поете ужасно – пойте! Пойте колыбельные, пойте, когда купаете малыша, когда нет настроения или наоборот оно отличное. Для любого ребенка пение мамы – самая сладкая мелодия, которую он когда-либо слышал.

Тем более, что на фальшивые ноты он не обратит внимания, зато почувствует ритм и быстрее выучит новые слова. Купите, своему чаду музыкальные игрушки, которые помимо слухового восприятия развивают и мелкую моторику, которая, кстати, тоже помогает раннему развитию речи у детей.

А детки так любят нажимать на кнопочки, ведь это так интересно. Особенно если каждая из них обладает особенным звуком. Лучше, если эти игрушки будут тематическими, например, со звуками животных.

Помимо детских музыкальных игрушек, ставьте малышу веселые детские песенки и стихи на аудиосистеме – пусть карапуз слушает и запоминает, заодно будет и пританцовывать, как может.

Простые упражнения для ребенка

Как учить говорить самых маленьких

С самых первых дней устанавливайте контакт с грудничком. Улыбайтесь ему, отвечайте на его движения, разговаривайте с ним, пойте, разнообразьте свою речь, меняйте голос, при этом ваша речь должна быть правильной и четкой. Постоянно говорите с ним, объясняйте, куда вы идете и зачем, что вы сейчас будете с ним делать. Обязательно делайте паузы, если видите, что ребенок пытается что-то вам ответить пусть на своем, пока птичьем языке. Задавайте ему вопросы, даже самому маленькому. Правда? Ты так думаешь? Ты так решил? В зависимости от обстоятельств.

Пользуйтесь бабушкиными стихами-играми: ладушки, сорока-ворона, гуси-гуси-га-га-га, сорока-белобока или идет коза рогатая, кроме запоминаний слов такие игры развивают и мелкую координацию рук. Повспоминайте или поищите другие считалки, умывалки, просыпалки, шагалки и так далее. Играйте в разные игры с пальчиками, перечисляйте их (заодно —научите ребенка считать—), пусть малыш загибает пальчики, этот большой пальчик папа, этот мама. Или например, пальчики заснули. Сгибайте пальчик за пальчиком, а потом разбудите всех, пусть разогнутся с криком ура, проснулись.

Как научить ребенка говорить в 1 год

Когда ходите с ним по комнате, по кухне, по улице, рассказывайте ему про все, что встречается у вас на пути. Победой будет, если малыш сам начнет показывать пальчиком и пытаться назвать предмет, тогда можно научить его большему. Описывайте его действия. Он подошел открыл дверцу, говорите – ты открыл дверцу, теперь закрой. Если он взял в руки ложку, говорите – у тебя в руках ложка, положи ее.

Игра в вопросы. Задавайте вопросы обо всем и отвечайте на них. Например: кто это? Это папа. Какой он? Он большой и сильный. А ты кто? Ты малыш. А какой ты? Ты маленький. При этом можно еще показывать, какой маленький и какой большой, и так – пока не надоест.

Проводите регулярные простые упражнения для развития речевого аппарата:

  • вместе петь ритмично и с любыми мелодиями ма-ма-ма;
  • мычать как коровка, кукарекать как петушок, мяукать как кошечка и так далее.

Как научить ребенка говорить мама

Не ленитесь, используйте самый простой родительский прием, с которым они пристают к ребенку, скажи мама, скажи баба. Этот метод далеко не один и подходит совсем даже крохам, он заставляет ребенка повторять за мамой. А вот методы, которые помогут научить говорить слова осмысленно:

Картинки. Есть множество развивающих книжек с картинками, это визуально очень хорошо. Кто это, показывать на кошку и отвечать – кошка, она говорит мяу. Малыш должен начать понимать, какому животному на картинке относится какой звук. Потом продолжайте эту игру уже на улице, не с картинками, а с живыми животными.

Отмечайте звуками действия малыша. Если он упал, скажите бум-бум. Если он хлопает в ладошки, скажите хлоп-хлоп. Топ-топ. Чух-чух. Заодно вы преодолеете —кризис 1 года у ребенка—.

Как научить ребенка говорить в 2 года

Расскажите малышу стишок или песенку, чтобы просто запоминалось и ритмично воспроизводилось. Когда ребенок запомнит стишок, он не сможет целиком его повторить, но спровоцируйте его самому сказать последнюю строчку. Для этого остановитесь на предпоследней строчке или произнесите ее неправильно.

Начните игру, спрашивая ребенка о том, где стоит тот или иной предмет. Где стол? Где кубик? Где мишка? Пусть малыш находит и показывает. А потом, позже, еще и называет это.

Съедобное-несъедобное. Говорите разные слова и если называете то, что можно кушать, говорите – ам, изображая, что хотите съесть что-то. И продолжайте в том же духе. Надо добиться того, чтобы малыш сам начал говорить ам, когда вы назовете съедобное.

Придумывайте сами игры и малыш тоже вам подскажет что-то, вот увидите. Дети узнают о мире, трогая его. Используйте этот принцип и играйте.

Развитие речи ребенка от рождения до 3 лет

Речевое развитие ребенка состоит из нескольких стадий, знание которых поможет избежать проблем и вовремя обратится к специалисту. Дети не развиваются одинаково, но если отставание в речи превышает один возрастной период, необходима консультация логопеда. Но прежде чем думать о том, как научить ребенка говорить рано, стоит ознакомиться с особенностями развития речи детей в первые 3 года жизни.

Первый год

Уже в первые месяцы новорожденный способен освоить ряд звуков и звуковых групп. Малыш издает звуки, реагируя на обращение взрослых. Тот же крик ребенка представляет собой сочетание гласных а, у, о, я. В тоже время звуки, которые издает ребенок, отличаются от взрослой речи, они как будто уходят в нос.

Примерно в 1,5 месяца начинается период так называемого гуления. Малыш начинает произносить отдельные согласные звуки к, г, х, сочетая их с гласными. В результате получается гу, агу и т.д. Очень хорошо, если гуление возникает при общении с взрослыми, ведь это указывает на смену рефлекторных звуков коммуникативными. Кроме того, при гулении проходит развитие интонационной системы языка.

В 6 месяцев начинается лепет. Этот этап характеризуется произношением слогов: ба, па, ма… Данная стадия длится до 11 месяцев. Сначала слоги достаточно простые, но со временем они превращаются в длинные цепочки, которые являются прообразами слов. Также к первому году ребенок может научиться произносить несколько простых слов и понимать некоторые короткие предложения. Нужны ли для этого специальные методики? Как научить ребенка говорить без логопеда? Об этом вы узнаете ниже.

Второй год

В начале года заметно, что ребенок все больше понимает взрослую речь. Кроме того, малыш чаще повторяет слова за другими и внимательно слушает, если к нему обращаются. Также он может отвечать на своем языке. Могут появиться и первые словосочетания. Но явных признаков развития речи не стоит ждать ранее 2 лет. Отметим, что в описанный период работа над речью интересна для малыша не меньше, чем двигательная активность.

Третий год

Именно в 3 года проявляется заметный прогресс в развитии речи. В разговоре появляются целые предложения. Малыш начинает задавать вопросы «когда?» и «почему?», использовать множественное и единственное число, разные части речи. Как научить ребенка говорить в 3 года? В это время ребенку полезно слушать чтение, петь песни и много общаться с взрослыми. Дальнейшее развитие речи оценивается по умению отвечать на вопросы, строить логические цепочки, проявлять инициативу в разговоре.

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его “чтению с губ”, не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать

У них достаточно развиты память и внимание

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет “проекционной” базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь “не знает”, в каком полушарии ей “осесть”. Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха

Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе

Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе

Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно

Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками

А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.

Причины для беспокойства

Не следует пускать формирование вербальных навыков на самотек, чтобы к школьному возрасту у ребенка был необходимый запас слов и знаний. В случае возникновения ситуаций, когда необходима помощь специалиста, не стоит отказываться от нее и пытаться самим выровнять ситуацию. Итак, поводами для беспокойства должны стать такие моменты:

  • Непонимание ребенком 1 года, что к нему обращаются. Также кроха не может показать пальчиком на свою маму, когда его просят об этом.
  • Полное отсутствие речи в два года.
  • Невозможность произнесения элементарных фраз трехлетним малышом («мама, дай», «хочу пи-пи»).
  • Повышенное слюноотделение после 3 лет.
  • Неумение улыбаться или высунуть язык.
  • Упрощение слов ребенком 3 лет (машина — «би-би», пить — «пи», конфета — «кета»).
  • Искажение слов до неузнаваемости после 3 лет.
  • Гнусавое произношение слов или фраз.
  • Нехватка воздуха. Малыш добирает его во время произношения фразы.

Кроме всего прочего, для стимулирования вербальных навыков у ребенка не нужно разрешать ребенку наблюдать за чужими играми на компьютере, включать планшет мультиками и окружать его игровое пространство другими устройствами, в которых он становится не активным участником, а пассивным наблюдателем. Залогом развития речи ребенка является постоянное общение, развивающие игры и увлекательные занятия. Если после нескольких месяцев занятий не видно никаких результатов, нужно обратиться за помощью к специалисту.

Разговаривайте с ребёнком

Постоянно. Много. Обо всём. Со стороны это выглядит, конечно, забавно: идёт мама с коляской и нараспев рассказывает ребёнку скороговоркой: «Сейчас мы вышли с тобой на прогулку. Сегодня лето, а потому на улице тепло. Вот светит солнышко, и лишь изредка дует лёгкий ветерок.Смотри! Там пробежала собачка…»

Такой монолог я вела с детьми, начиная с 4-5 месяцев. Именно в этом возрасте, по мнению учёных из Канзасского университета Бетти Харт и Тодда Рисли, дети начинают запоминать не только фонемы, но и целые слова.

Интересно и само их исследование. Учёные записывали на видео час игры или кормления в обычных семьях с разным достатком, в которых воспитывались младенцы от 7 до 9 месяцев. Записи делались раз в месяц до достижения ребёнком трёх лет.

Харт и Рисли по итогу сделали сенсационное для своего времени открытие:

Оказалось, что богатство речи напрямую зависит от того, сколько слов слышит ребёнок. В итоге дети из семей с большим доходом в три года используют в среднем 1100 слов, а из бедных — 525.

Разговаривайте с ребёнком

Постоянно. Много. Обо всём. Со стороны это выглядит, конечно, забавно: идёт мама с коляской и нараспев рассказывает ребёнку скороговоркой: «Сейчас мы вышли с тобой на прогулку. Сегодня лето, а потому на улице тепло. Вот светит солнышко, и лишь изредка дует лёгкий ! Там пробежала собачка…»

Такой монолог я вела с детьми, начиная с 4-5 месяцев. Именно в этом возрасте, по мнению учёных из Канзасского университета Бетти Харт и Тодда Рисли, дети начинают запоминать не только фонемы, но и целые слова.

Интересно и само их исследование. Учёные записывали на видео час игры или кормления в обычных семьях с разным достатком, в которых воспитывались младенцы от 7 до 9 месяцев. Записи делались раз в месяц до достижения ребёнком трёх лет.

Харт и Рисли по итогу сделали сенсационное для своего времени открытие:

Дети из неблагополучных семей слышат 600 слов в час, малыши из рабочей среды — 900, а богатые родители произносили до 1500 слов.

Как научить ребенка говорить слова?

К двухлетнему возрасту уже нужно постепенно отходить от звукоподражаний и переходить к произнесению слов, обозначающих предметы, растения, животных, действия.

Чтобы ребенок научился выговаривать слова, он должен слышать правильную речь взрослых и видеть артикуляцию, с которой они говорят, поэтому слова нужно стараться выговаривать четко, обратившись лицом к маленькому собеседнику. Нужно вовлекать малыша в диалог:

— Как зовут куклу?

— Какого цвета машина?

— Какие у тебя есть игрушки?

Педагоги советуют придумывать различные игры со словами. Например, взрослый говорит прилагательное «красный» и спрашивает: «Что? О чем речь?», ребенок подбирает существительное «помидор», взрослый говорит глагол «варить», ребенок – существительное «кашу».

Как проводить с малышом занятия по развитию речи

Немаловажно для достижения эффективного результата правильно организовать занятие. Для того, чтобы помочь ребенку развить речевые навыки, родители должны познакомиться с рекомендациями психолога и логопеда

Рекомендации по проведению занятий:

  • необходимо найти правильный подход и проводить занятия в той форме, которая будет нравиться ребенку;
  • продолжительность занятия не должна превышать 30 минут, иначе малыш утомится и каждый урок будет для него пыткой;
  • форма подачи нового материала должна регулярно меняться, однообразие быстро надоедает детям;
  • процесс обучения должен проходить в максимально спокойной обстановке;
  • родителям необходимо быть на одном уровне со своим чадом и во время занятия смотреть ему в глаза.

Правильно проведенное занятие не только порадует малыша, но и принесет хороший результат. Следует помнить, что для быстрого уяснения информации, прежде всего, нужно заинтересовать маленького ученика.

Как быстро научить ребенка говорить

Безусловно, родители всегда с нетерпением ждут, когда их чадо начнет говорить.

Для того, чтобы ребенок заговорил как можно раньше необходимо с первых дней жизни все ему показывать и рассказывать.

Для того, чтобы научить ребенка говорить в 1 год необходимо:

  • учить кроху повторять все услышанные звуки;
  • необходимо постоянно менять мимику, интонацию и выражать различные эмоции;
  • при общении избегать постороннего шума;
  • все события, происходящие рядом с крохой, необходимо проговаривать;
  • не нужно по первому зову исполнять все желания ребенка, рекомендуется спровоцировать его к попытке попросить что-либо с помощью слов;
  • учить свое чадо тщательно прожевывать пищу, это является зарядкой для языка и губ.

К 1 году ребенок должен говорить элементарные слова, например, мама, папа, бай-бай, дай, нет и да. Если же этого не происходит, то паниковать не стоит. Это лишь является сигналом того, что родителям необходимо продумать методы развития речи.

Если к 2 годам ребенок упорно отказывается говорить, то это указывает на небольшой словарный запас, который стоит незамедлительно наполнить. Конечно, развивать речь в этом случае можно самостоятельно только при уверенности в том, что нет никаких проблем с речью и развитием.

Для того, чтобы малыш научился говорить в 2 года нужно:

  • регулярно читать крохе сказки и детские стихотворения;
  • развивать мелкую моторику: больше рисовать, заниматься лепкой и складывать мозаику;
  • объяснять смысл обращенных к малышу выражений.

Кроха непременно быстро научится говорить, если родители будут как можно больше общаться с ним.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: