Трудности, к которым должны быть готовы родители
Не все педагоги относятся к работе творчески, многие просто выполняют свою обязанность – заложить в головы учеников определенное количество знаний за отведенное время. Если левше не повезет, и он попадет к такому учителю, родители могут увидеть у него в дневнике двойки по точным наукам. В самых критических случаях преподаватель станет утверждать, что ваш ребенок тупой и его место в школе для недоразвитых. Не спорьте и не расстраивайтесь, просто в душе пожалейте человека, посвятившего свою жизнь нелюбимому делу. Переломить ситуацию все равно невозможно, зато в ваших силах найти учебное заведение, где к каждому ученику подходят с учетом его индивидуальности.
Нельзя сказать, что левша совершенно неспособен к точным наукам. У него вызывают сложности задания, требующие пространственного, абстрактного или логического мышления. Родителям нужно несколько раз объяснить ему сложную тему. Когда ребенок поймет основы, он сможет находить для задач совершенно неожиданные пути решения. В будущем специалист, умеющий находить креативные нестандартные методы выхода из сложных ситуаций, станет востребованным в любой отрасли.
Перед поступлением ребенка в школу познакомьтесь с программами разных учебных заведений, узнайте, какой области там уделяется особое внимание. Физико-математические лицеи лучше сразу отбросить, зато гимназии с гуманитарным, музыкальным, художественным или спортивным уклоном станут неплохим вариантом
Кстати, в боксе и некоторых других видах спорта у левшей есть преимущество перед противником: их действия непредсказуемы, бросок или удар с неожиданной стороны часто приносит победу.
Заранее договоритесь, какой рукой будет писать ребенок. Даже если обе кисти у него развиты одинаково, перекладывать ручку из правой руки в левую нельзя. Устал – прервись, сделай гимнастику для пальчиков, отдохни, а потом снова займись рисованием. Научите левшу, как нужно правильно держать карандаш, располагать листок и в какой позе сидеть. Фломастер должен лежать на среднем пальце, сверху письменный прибор придерживает указательный палец, а сбоку – большой. Оптимальное расстояние от пальцев до пишущего кончика – 4 см, так ребенку будет хорошо видно, что выходит из-под его пера. Не требуйте стандартного наклона букв вправо, вашему ребенку удобнее выводить прямой шрифт.
Особенности детей с ведущим правым полушарием
У всех малышей полушария развиваются неравномерно, доминирует то одно, то другое. В раннем возрасте вы не определите будущего левшу ни по ведущей руке, ни по характеру. После 5 лет отличия становятся заметными. Ребенок не только всю сложную работу делает левой рукой, у него заметны и особенности психики:
- богатая фантазия, хорошее воображение;
- творческие способности;
- мечтательность;
- ранимость;
- обидчивость;
- быстрая утомляемость.
У деток в раннем возрасте родители могут заметить некоторые предпосылки леворукости. Сверстники произносят уже много слов, хотя пока не могут построить грамотную фразу, а ваш никак не начинает говорить? Перепуганная мама уже хочет обратиться за медицинской помощью, и вдруг ее молчун выдает длинное и связное предложение. Делать вывод о доминировании правого полушария пока рано, но первый симптом вы уже получили.
Ребенок растет, его словарный запас увеличивается. Речь хорошая, грамотная, но ответы на вопросы, требующие логического или абстрактного мышления, он дает после некоторых раздумий. Зато сказки, фантазии, творческие идеи льются из него рекой. На прогулке левша не закрывает рта, он рассказывает или поет песенки собственного сочинения обо всем, что попадается на глаза. Не просите его помолчать, дайте выход творческой энергии. Возможно, через несколько десятков лет творениями вашего юного вундеркинда будет восхищаться весь мир.
Особенности психологического развития
Ошибочно думать, что левши только лишь выполняют основные действия левой рукой, а не правой. Это всего лишь самое знаковое проявление. На самом деле, и психика устроена у таких детей несколько иначе, чем у праворуких.
Функции правого и левого полушарий
Они существенно отличаются. Левое заключает в себе механизмы абстрактного образного мышления, а правое – конкретного образного. Ниже представлена сравнительная таблица (материалы позаимствованы из книги М. Зденек), заглянув в которую можно легко выявить основополагающие “сильные” стороны в развитии своего ребенка – левши. Сферы специализации правого и левого полушарий
Левое | Правое |
Обработка вербальной информации
|
Обработка невербальной информации
|
Аналитическое мышление
|
Воображение
|
Последовательность в процессе обработки поступающей информации Это полушарие отвечает за четкость и поэтапность восприятия любых фактов, систематизация знаний. | Параллельная обработка информации Это полушарие имеет способность анализировать и видеть в общем всю картину. При этом обрабатывается сразу много самой разной информации. |
Отличия левши
Учитывая более выраженное и активное правое полушарие, такие дети имеют следующие особенности.
- Очень хорошо умеют ориентироваться в пространстве и любой местности. У этих малышей намного лучше развита координация движений, они замечательно владеют своим телом.
- На уроках математики и алгебры в старших классах им тяжело, потому что цифры и счет даются им с трудом. Зато геометрия дается очень хорошо, потому что там необходимо представлять объемные фигуры.
- Леворукие дети быстро могут схватить суть предмета и четко представить себе общую картину, но все этапы деятельности, например, чтение по слогам, дается им тяжелее, чем праворуким.
- Левши очень хорошо понимают слова, их значение, но с речью, произношением и составлением фраз могут быть проблемы. Особенно в раннем возрасте.
- Леворуким детям лучше не поручать задания, которые требуют постоянной сосредоточенности, самоконтроля и монотонности.
- Когда у ребенка-левши есть какие-то трудности, даже самые незначительные, то можно заметить высокий уровень эмоциональности, бурную реакцию, слезливость, раздражение и гнев. Эти дети очень ранимы и впечатлительны.
- Если ваш малыш постоянно мечтает, сочиняет удивительные истории, у него появляются постоянно фантазии, и при этом доминирующая рука левая, то не стоит раздражаться. Для данного ребенка это нормальное и вполне естественное состояние.
Почему ребенок бывает левшой
Мозг человека делится на две половины, которые управляют противоположной стороной тела. У большей части людей доминирует левое полушарие мозга, а у левши правое полушарие мозга отвечает за взаимодействие со средой. Правое полушарие у истинных левшей от природы более активно. Не только левая рука, но и левая часть тела испытывает большую нагрузку.
Леворукость – врожденная особенность человека. Основными причинами доминирования правого полушария и определения ведущей руки могут быть:
- наследственность в роду;
- особенности развития плода;
- травма при рождении;
- подражание, когда малыш копирует кого-то из близкого окружения;
- травма правой руки, когда ребенок вынужден «приспособиться» к левой руке.
В любом случае леворукость не требует исправления, самое главное для родителей – помочь малышу уверенно чувствовать себя в обществе. Для этого надо понять психологию леворуких детей.
Психологические особенности ребёнка левши
Отличие левши не только в том, что он хорошо владеет левой рукой. У них более активно правое полушарие. Эти дети обладают музыкальными способностями, абсолютным слухом. Они эмоциональные и творческие натуры.
Левши более подвижны, чем правши. Но от того, что эти дети впечатлительны, они часто бывают раздражительными. В детских коллективах именно левшам чаще требуется психологическая помощь и поддержка взрослых.
От природы левши обладают повышенной впечатлительностью, они очень ранимы, поэтому не следует в их присутствии повышать голос. Криком от такого ребенка добиться ничего не возможно: он просто замкнется в себе.
Левшам хорошо дается изучение геометрии, сложнее овладеть чтением, грамотным письмом, арифметикой. Это происходит от того, что за логику и последовательность мышления отвечает левое полушарие мозга. А правое полушарие воспринимает информацию, как целостный образ.
Вот чем отличается леворукость человека – это индивидуальная особенность устройства его мозга. И внимательные родители могут и должны определить эту особенность ребенка в самом раннем возрасте.
Как определить леворукость ребенка. Тесты для детей с 3 лет
Предложите ребенку:
- постучать молоточком;
- сложить из кубиков домик;
- взять ножницы в ручки;
- расчесаться;
- провести линию карандашом;
- перемешать ложкой чай;
- показать на картинке названный предмет;
- бросить мячик;
- выбрать из фигурок кружочки.
Малыш вероятнее всего левша, если для выполнения 8 или 9 заданий будет использовать левую руку, а правой рукой воспользуется не более 1 раза. Возможно, малыш возьмет ручку в левую руку, а карандаш или ножницы в правую.
Специалисты отмечают, что правополушарные люди могут писать как левой, так и правой рукой. А для других действий выберут именно левую руку.
Доктор Комаровский советует родителям левши обращаться к специалистам для тестирования слуха, зрения ребенка, а также выявления признаков левоногости, что очень важно для понимания принципов воспитания правополушарного малыша. Чтобы понять малыша, попробуйте порисовать с ним двумя руками поочередно
Предложите нарисовать квадрат, кружочек сначала одной, потом другой рукой. Рисунок, выполненный доминирующей рукой, будет более аккуратным
Чтобы понять малыша, попробуйте порисовать с ним двумя руками поочередно. Предложите нарисовать квадрат, кружочек сначала одной, потом другой рукой. Рисунок, выполненный доминирующей рукой, будет более аккуратным.
При домашнем тестировании и последующем наблюдении за ребенком следует учесть, что малыш до 4-х лет способен с успехом использовать обе руки.
Почему нельзя переучивать левшу
Очень важно понять, что переучивание левши могут вызвать серьезные расстройства здоровья малыша, а также может затормозить его развитие. Может нарушиться и психологическое равновесие ребенка
Переучивание может привести к появлению навязчивых состояний, тиков, неврозов, заикания. У малыша могут нарушиться сон, аппетит. Он может начать жаловаться на частые головные боли.
Леворукость малыша нужно принять и не пытаться перестроить особенность его организма
Важно учитывать эту особенность в воспитании и общении с ребенком
Нельзя придавать особое значение его леворукости и заострять на этом внимание
Переучивать или нет ребенка левшу?
Процесс установления доминантного полушария продолжается до 4-5 лет. Бывает, что дети еще в 6 лет используют равноценно обе руки. Когда учатся писать, делают выбор (или за них решат взрослые). Большая ошибка родителей и воспитателей – настаивать, заставлять ребенка «быть правшой». Доминирующее полушарие рано или поздно выявится, определится ведущая рука, которую надо будет развивать. Все должно произойти естественным образом, без стресса для малыша.
Бывает, что к 5-6 годам ребенок не создает ведущую руку. В этом случае пригодиться помощь нейропсихолога
Специалист проведет специальные тесты, на основании результатов обследования рекомендует на какие моменты обратить внимание в обучении и воспитании ребенка
Когда дело доходит до занятий физкультурой, то ребенок левша еще с первого года жизни будет пробовать обе руки. Так он интуитивно определит, как ему удобнее и естественнее действовать. Переучивать не надо, хотя спортивное снаряжение и правила создавались в расчете на правшей. В истории спорта есть немало случаев, когда левши выходят на лидирующие позиции, особенно в боксе, теннисе, фехтовании. В гимнастике, игровых видах шансов на успех у леворуких меньше.
Преимущества левшей
На первый взгляд кажется, что в мире правшей левшам придется несладко. Они вынуждены постоянно приспосабливаться к тому, что другим дается от природы. Однако, после таких жизненных скитаний леворукие мальчики становятся более гибкими и выносливыми. Они чувствительны и раздражительны, но то же время, легче добиваются успехов на творческой ниве.
Преимущества левшей:
- Использование скрытых резервов – образов, чувств и абстрактного мышления. То, что ребенок не может объяснить логически, он пытается додумать.
- Успешность в фехтовании, теннисе и боксе.
- Особые способности к живописи, театральному искусству и литературе за счет образности мышления.
- Улучшенная адаптация к тяжелым климатическим условиям, по сравнению с правшами.
- Глубина и богатство внутреннего мира.
- Способность нестандартно мыслить.
Леворукие мальчики и девочки разбираются в творческих заданиях, но «буксуют» при выполнении упражнений, направленных на логическое мышление. Именно поэтому родителям стоит проявить фантазию, чтобы научить таких малышей справляться с рутинными делами самостоятельно.
От природы левша – впечатлительная и творческая натура, которая нуждается в постоянном одобрении. Поддержка родителей и педагогов позволит сформировать гармонично-развитую личность, лишенную комплекса неполноценности и неврозов.
Тесты на определение ведущей руки ребенка
Обычно, чтобы понять, левша или правша ребенок, достаточно понаблюдать за ним во время игры, рисования и письма, а также приема пищи. Кроме этого существует ряд тестов на определение ведущей руки малыша.
Вот какие задания можно дать малышу, чтобы определить правша он или левша:
- Мелкая моторика:
- Открутить крышки у бутылок;
- Распутать узелки на веревке;
- Порезать бумагу ножницами;
- Намотать нитку на катушку;
- Нанизать бусинки на шнурок.
- Крупная моторика:
- Поймать мяч одной рукой;
- Скрестить руки на груди (кисть ведущий руки обычно находится сверху).
- Повседневная жизнь:
- Почистить зубы;
- Полить цветы;
- Застегнуть молнию;
- Помыть посуду.
Как воспитывать ребенка-левшу?
Никогда не говорите ребенку, что он не такой, как все, в чем-то отличается от других детей. Не сообщайте всем подряд об его особенности. Если дошкольник сам заведет такой разговор, скажите, что все люди разные. Никого не удивляет, что у одного человека черные волосы, у другого – русые, это не хорошо и не плохо, так распорядилась природа.
Не пытайтесь переучивать левшу. Родственники и друзья могут давать советы заставить его действовать правой рукой, чтобы обе конечности были развиты одинаково. Такие нагрузки на нервную систему непосильны для малыша. Придет время, и он научится нужным действиям. Взрослые с доминирующим правым полушарием приспосабливаются водить машину, работают на аппаратах, приспособленных для праворуких людей. Все эти умения разовьются по мере необходимости, а в детском возрасте насильственное вмешательство в работу мозга может привести к множеству негативных последствий:
- нервному тику;
- энурезу;
- заиканию;
- неврозам;
- неправильной работе органов пищеварения.
Высокая эмоциональность затрудняет способность ребенка отстаивать свое мнение в споре, разговаривать в конфликтных ситуациях. Маленький левша начинает заикаться, терять нить беседы. Создайте дома доброжелательную атмосферу и научите ребенка уходить от конфликтов. В пылу спора он все равно ничего не докажет, лучше подождать, пока все успокоятся, а потом изложить свою точку зрения.
Чтобы робость не перешла в комплекс, найдите для левши занятие, которое у него получается лучше, чем у других. Научите дочь вязать, и вскоре девочка станет сама придумывать оригинальные узоры. Умение создавать эксклюзивные кофточки поднимет ее престиж в глазах одноклассниц. Мальчик может показать себя в спорте, моделировании.
Стоит ли переучивать ребенка левшу?
В прошлом из-за устоев и желания сделать всех одинаковыми и стандартизировать, леворуких детей травили, угнетали их особенности и заставляли переучиваться. В итоге у них развивались комплексы, неуверенность в себе и неприятие своего тела, вызывая, в свою очередь, тяжелый, хронический стресс. Если родители будут говорить ребенку, что использовать левую руку неправильно, то малыш получит не только низкую самооценку в будущем, но и ряд психических и неврологических проблем.
Но так как мы живем в современном мире, таких предрассудков, слава Богу, практически не осталось. Сейчас поощряется индивидуальность и непохожесть на остальных, а такая маленькая особенность, как леворукость, превращается из недостатка в достоинство. Поэтому не следует лишать карапуза врожденной уникальности.
Не нужно идти против решений природы и переучивать ребенка, так как это может привести к появлению серьезных нарушений по здоровью. Зачастую переучивание ребенка левшу приводит к тому, что он становится нервным, капризным, замкнутым и постоянно стрессует. Сейчас для леворукого ребенка можно быстро и просто найти удобные принадлежности и эта особенность не принесет ему абсолютно никакого дискомфорта, а главное, он будет чувствовать себя в быту не хуже своих сверстников правшей.
К чему может привести переучивание ребенка левши
В некоторых случаях бывает так, что бабушки, дедушки, воспитатели в детском саду или учителя в школе, начинают внушать родителям то, что ребенка нужно срочно переучить, и те идут у них на поводу, принимая мнение старшего поколения за авторитетное.
Если такое произошло, то они должны учесть тот факт, что процедура переучивания не только бессмысленна, но еще и опасна. Конечно, можно научить писать карапуза только правой рукой, но он будет ею только писать, а все остальное делать левой. Он станет праворуким в угоду взрослым, но чего это будет стоить ребенку?!
Ученые доказали, что насильное переучивание очень плохо сказывается на детской, не сформировавшейся психике и приводит к:
- Нервному тику;
- Раздражительности;
- Заиканию;
- Психосоматическим недугам;
- Дислексии;
- Энурезу;
- Проблемам в учебе;
- Упрямости;
- Проблемам с ориентацией в пространстве и времени.
Все этого можно избежать, позволив крохе быть самим собой. Зачем калечить ребенка, если он абсолютно нормальный и чувствует себя комфортно вне зависимости от того, что он левша.
Особенности развития ребенка-левши
Ребенок-левша обладает особенностями, которые следует учитывать при воспитании и обучении. Правое полушарие мозга отвечает за воображение, спонтанность, креативность. У левшей часто наблюдается хороший музыкальный слух, чувство цвета, художественный вкус, им легче даются предметы, где необходимо пространственное воображение, например – геометрия. Решать задачки левшам сложно, но они способны найти интересное и нестандартное решение. Скрытая леворукость может обнаружиться у малыша, который путает верх-низ, право-лево, пишет буквы в зеркальном отображении.
Ребенок-левша мальчик – особенности
Вероятность рождения мальчика-левши выше, чем девочки. Среди популярных людей этой особенностью обладают люди самых разных профессий, известные левши – Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Юлий Цезарь, Чарли Чаплин, Пикассо, Наполеон. Эти люди обладали разносторонними талантами и являлись нестандартными личностями. Очень полезно мальчику-левше заниматься спортом, развивающим обе руки – плаванием, лыжами, баскетболом.
Ребенок-левша мальчик – особенности развития:
- импульсивность – мальчики-левши часто действуют под воздействием эмоций;
- хорошее воображение – маленькие левши являются отличными конструкторами, в них это желательно развивать – они могут показать очень хорошие результаты в проектировании, моделировании;
- тревожность – мальчики-левши чаще других детей страдают от тревожности, это особенность правополушарных детей;
- быстрая утомляемость – все левши быстро утомляются.
Ребенок-левша девочка – особенности
Известные женщины-левши – Анджелина Джоли, Опра Уинфри, Леди Гага, Сара Джесика Паркер, Дженифер Лоуренс. Девочка-левша – очень чувствительна, ее легко задеть и обидеть, поэтому при общении с этой малышкой требуются деликатность и тактичность. Вне уроков девочке-левше рекомендовано заниматься вязанием, игрой на фортепиано, лепкой – это развивает обе руки ребенка.
Ребенок-левша девочка – особенности развития:
- впечатлительность – это качество левшей сильно выражено у девочек, малышка может принимать близко к сердцу все, даже сюжеты мультфильмов;
- мечтательность – девочка-левша очень любит мечтать, что-то придумывать, желательно научить ее извлекать пользу из этого, например, она может рисовать картины на основе своих фантазий;
- обидчивость – это негативное качество свойственно правополушарным детям;
- повышенная утомляемость – девочки-левши часто жалуются на усталость, это нужно учитывать в процессе обучения.
13 удивительных фактов о левшах
Хотите еще немного поддержать своего ребенка? Используйте факты о левшах как бы между прочим. Вот несколько примеров:
- Хоть мы и говорим о генетическом факторе, существование гена леворукости пока не подтверждено, как и сцепленность этого гена с полом. Но среди мужчин левшей больше.
- Сын отца-левши имеет больше шансов оказаться таким же правополушарным, в отличие от дочери.
- Существует культурная зависимость. Например, в Америке и Великобритании леворукость распространена шире, чем в России.
- Левши метают копья не хуже правшей, есть даже раздельно зафиксированные мировые рекорды.
- В Древнем Риме рабов-левшей считали скидочным товаром.
- Все попугаи какаду – леволапые. Гориллы делятся на левшей и правшей поровну.
- Праздник – День левшей – отмечают 13 августа.
- Улитки наращивают раковину с правым или левым направлением. Левосторонних намного меньше.
- Если сложить пальцы в замок, то можно определить свою латеральность. У левшей большой палец левой руки оказывается сверху. Статистика этого теста не одинакова для разных частей света.
- Примерно четверть людей путает направления вправо и влево.
- Мужчины-левши лучше запоминают лица, чем праворукие.
- Почти каждый левша может освоить владение двумя руками одновременно, тогда как правши к этому не способны.
- Левши имеют преимущество в спортивных состязаниях по боксу, теннису, бадминтону и фехтованию.
Воспитывать правополушарного малыша сложнее, отчего и интереснее. Он развивается по своей индивидуальной программе и всегда остается загадкой для родителей и педагогов. Специфика воспитания, обучения и ежедневного общения с ребенком-левшой сводится в итоге лишь к пониманию того, что его особенность – не патология, не заболевание и не отклонение.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Почему ребенок левша, в чем причина леворукости
Кора полушарий головного мозга неравноценна, обычно левое полушарие доминирует над правым, контролирует правую половину тела. Правое, наоборот, отвечает за работу нервных окончаний в левой части тела. Если более активно правое полушарие, то человек становится левшой.
Какая рука будет ведущей, зависит от условий формирования нервной системы и генетической предрасположенности. В семьях, где находится ребенок левша, особенности его индивидуального развития обязательно следует учитывать. Задача облегчается, если леворукий один из родителей или оба.
Кстати, в таких семьях вероятность рождения левши повышается до 45–50%. Но повлиять на эту особенность до рождения малыша, пытаться ее изменить во время внутриутробного развития – это пока из области фантастики.
Более важно учесть факторы, повышающие вероятность рождения левши. Речь идет о зачатии ребенка женщинами после 40 лет или с маленькой массой тела
Аномально высокий уровень стресса и депрессия у матери во время беременности приводят к такому же эффекту. Найден и «виновник» аномального развития мозга ребенка в перинатальном периоде. Это гормон кортизол, способный проходить через плацентарный барьер.
О тонкостях обучения деток-левшей
Несмотря на то, что леворукий ребенок отличается хорошей интуицией, творческими способностями и образным мышлением, он быстрее устает от школьных программ. Обучение письму и чтению сопровождается рядом неудобств, что и приводит к быстрой утомляемости, а в дальнейшем – к рассеянности и неуспеваемости. Не стоит отдавать таких детей в учебные заведения с усиленными программами и чересчур строгой дисциплиной.
Особое внимание в этом возрасте нужно уделять физическому развитию и выбирать такие виды спорта, где одинаково активны обе руки, а также дополнительным занятиям, развивающим моторику
Как определить левша или правша ребенок
Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями.
Этот феномен носит имя амбидекстрия.
Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире.
Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами:
- перемещает подвижную игрушку;
- складывает пирамидку;
- указывает на что-то;
- собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы);
- держит столовый прибор;
- чистит зубы;
- откручивает крышечки;
- подметает или вытирает поверхность;
- расчесывается;
- рисует и пишет.
Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.
Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам, но возможно проявление некоторых особенностей развития:
- Усидчивость формируется с затруднениями, каждый структурированный урок дается малышу с усилием.
- Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок.
- Звукопроизношение далеко от идеального, но консультация логопеда легко решает это затруднение.
- Математические способности: геометрия и стереометрия даются таким детям легче. Способы решения задач незаурядны.
- Хороший слух, близкий к абсолютному. Ребенку больше нравится строй и звучание классики.
- Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве, ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх — низ».
- Художественный вкус, чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче.
- Эмоциональность выше и развивается активнее.
Важно, чтобы наблюдениям и тревогам родителей сопутствовала грамотная диагностика. Независимо от ведущего полушария дети могут страдать от действительных нарушений функции мозга
Например, некоторые симптомы рассматриваются не только как признаки правополушарности, но и как тревожные звоночки:
- подвижность, не поддающаяся педагогической коррекции;
- выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы;
- стабильное зеркальное воспроизведение картинки или текста;
- значительное отставание в развитии речи и психических функций;
- различные формы дислексии у детей старше 4 лет.
Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. Родителям нужно владеть собой и не срываться фразами: «Ты что, совсем глупый?», «Ты право и лево не отличаешь?» То, что очевидно для правши, трудно для леворуких деток.
Левши не отличаются смелостью
Бу! Если вы левша, это, вероятно, заставило вас съежиться. Данный факт объясняется тем, что, согласно исследованиям, те люди, чьи левые руки являются доминирующими, как правило, более предрасположены к страху, чем те, у кого рабочей является правая рука.
Согласно исследованию Британского общества психологии, участники смотрели восьмиминутный ролик из фильма «Молчание ягнят». Когда их попросили вспомнить увиденные события, левши гораздо чаще проявляли признаки посттравматического стрессового расстройства, чем правши, также у них были более фрагментированные описания, и они допустили больше ошибок, что характерно для людей, страдающих ПТСР. Очевидно, что две стороны мозга имеют разные роли в ПТСР, а правое полушарие, похоже, отвечает за страх.
Обучение письму и чтению
В детском саду и начальной школе педагоги должны знать, как научить ребенка-левшу писать, и использовать персональную методику и программу работы с таким воспитанником.
На этапе освоения азбуки отличаться будет все: тип упражнений, посадка за партой, положение тетради, начертания каждой прописной буквы, удержание инструмента, направление света.
Если парты в классе не персональные, то предпочтительна рассадка на левую сторону.
При выработке почерка у левшей допускается обратный или прямой наклон, прерывистое начертание знаков, искажение почерка.
Важно, чтобы левша-первоклассник правильно держал ручку и научился не смазывать написанный текст ладонью. То же касается и рисования.
Чтобы справиться с трудностями начертания (воспроизведения) похожих букв, желательно использовать наглядные материалы и запоминающиеся образы.
Лояльно относитесь к ошибкам и путанице между Э и С, Я и R – важный фактор успешного освоения письма.. При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста
Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело обучиться читать по слогам. В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом
При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста. Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело обучиться читать по слогам. В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом.
Левши слышат речь по-разному
Еще одной особенностью человека-левши является факт, что он воспринимает речь иначе. Согласно исследованию Медицинского центра Джорджтаунского университета, было обнаружено, что левые и правые полушария мозга специализируются на разных звуках.
Левое полушарие, которое управляет правой рукой, лучше воспринимает быстро меняющиеся звуки, такие как согласные, в то время как правое полушарие, которое контролирует левую руку, предпочитает медленно меняющиеся звуки, такие как слоги или интонация.
По мнению исследователей, если вы машете флагом, слушая речь кандидата в президенты, восприятие будет немного отличаться для вас в зависимости от того, в какой руке вы держите флаг.
Исследование может в конечном итоге привести к улучшению лечения инсульта и языковых расстройств.
Кто такие левши?
Большинство людей на нашей планете является правшами. Однако в результате особенностей развития головного мозга ведущей может стать не правая, а левая рука, что тоже считается вариантом нормы. Связано это с разной активностью полушарий головного мозга.
Человек-левша ведущей имеет левую руку. Это указывает на доминантность правого полушария, которое называется эмоциональным. Оно отвечает за творческое мышление, мгновенное восприятие образа, интуицию, воображение. С детства такие люди растут более эмоциональными и художественно одаренными. Они лучше сверстников рисуют и лепят из пластилина, имеют музыкальные способности. Вместе с этим для них характерна задержка речи и затруднение в произношении различных звуков.
Характеристика левши предполагает выделение таких качеств, как непосредственность, доверчивость, чувственность. У этих детей смена настроений происходит моментально, в результате чего возникают плаксивость, капризы, проявления ярости и гнева, настойчивость.
Доминантность одного из полушарий головного мозга, а значит и формирование ведущей стороны тела у ребенка происходит обычно к пятилетнему возрасту. До этого момента дети могут брать в руки ложку, карандаш или ножницы и правой, и левой рукой
В это время важно не настаивать на выборе той или иной руки. Тогда доминантность установится естественным путем
Нужно ли переучивать
Окружающие всегда задевают главный родительский нерв: надо во что бы то ни стало учить ребенка писать правой рукой! Будет ли ребенку удобно жить в мире правшей, зависит от того, как родители отнесутся к нормальной особенности своего чада.
Нет ничего дурного в том, чтобы держать столовые приборы или письменные принадлежности в другой руке.
Если ребенок вырастет с уверенностью, что он такой же, как все, у него не возникнет трудностей в спорте, быту или вождении автомобиля. Он не будет испытывать дискомфорт от того, что кушает или пишет левой рукой.
Давление праворуких правил требует от ребенка больших психических сил, которые он мог бы потратить более эффективно — на адаптацию к окружающему миру.
Важно последовательно формировать у ребенка уверенность в себе. Он не должен стесняться своей уникальности
Помогите ему осознать возможности и полностью приспособиться к жизни. Вскоре он увидит, что более успешен в том, что другим дается со скрипом.
В большинстве случаев природа мудрее, и переучивать левшу как минимум некорректно:
- Организм генетического левши изначально устроен так, чтобы работать зеркально. Переучивание приведет к появлению неврозов и навязчивых состояний у ребенка, который и без того живет по не совсем обычным правилам.
- Переучивание компенсаторного левши – вторжение в естественный процесс реабилитации и адаптации психики и физиологии маленького человечка, который родился генетически праворуким. Он вынужден прикладывать усилия, чтобы достичь комфорта после травмы. Зачем же идти против этого?
Восстановление функций левой части мозга в случае травмы требует не перекладывания карандаша в другую руку, а целого комплекса мероприятий.
Если генетически праворукий ребенок стремится действовать левой рукой и успешен в этом, пусть действует. Такая тренировка помогает открывать небывалые возможности мозга. Левополушарные дети, владеющие левой рукой, более успешны в спорте и школьном обучении, их умственные и физические способности универсальны.
Последствиями переучивания левши могут быть:
- невротического характера энурез;
- двигательные расстройства;
- нарушения сна;
- утомляемость;
- тики;
- сбои аппетита и пищеварения;
- заикание;
- низкая адаптация;
- нарушения внимания и памяти;
- снижение воли;
- колебания веса;
- головокружения и боль;
- нарушения эмоциональности.
Это лишь часть возможных последствий того, что родители и педагоги попытаются подогнать ребенка-левшу под общепринятые стандарты. А, как оказывается, этого делать нельзя, так как переученный ребёнок более подвержен развитию разных патологий.
Посмотрите сюжет, в котором подробно и интересно рассказывается об особенностях развития ребенка-левши.