Синдром повышенной нервной возбудимости у грудничка

Если Вам поставили диагноз.

Как не печально, но наши доктора, тем более старой советской закалки часто пропагандируют принцип перестраховки. И мы можем встретить в карточке малыша такие диагнозы как ПЭП и ВЧД. Первый диагноз расшифровывается как перинатальная энцефалопатия или ее еще могут называть гипоксически-ишемическое поражение нервной системы. Второй диагноз звучит не менее угрожающе — внутричерепная гипертензия или гипертсизионно-гидроцефальный синдром (повышенное внутричерепное давление). Самое неприятное это то, что такие диагнозы очень часто ставят совершенно здоровым малышам. Например, их могут поставить ребенку с якобы неправильным мышечным тонусом и т.п. Для разъяснения, ПЭП объединяет в себе самые различные нарушения функций головного мозга, которые могут возникнуть у крохи в период с 28 недели внутриутробного развития и до первой недели жизни ребенка (по отношению к недоношенным детям – до 28 дня). Фактически это понятие означает, что у кровинушки «какие-то нарушения с мозгом» и полноценным диагнозом оно считаться ни как не может. Получив такую запись в карточку малыша, родители начинают бегать по различным медицинским организациям, делать многочисленные дорогостоящие обследования и пичкать кроху «полезными» лекарствами для мозга и сосудов.

Важно знать: Обычно все неврологические нарушения, возникшие у малыша после, связывают с ПЭП перенесенной в младенческом возрасте. Однако новые симптомы могут стать результатом травмы или какой-либо инфекции

Из-за привязки к ПЭП врачами зачастую истинная причина не выявляется, может быть назначено неверное лечение и как следствие будет потрачено время, которая в этом случае и так на вес золота. Повышенное внутричерепное давление (или ВЧД) во многих случаях является симптомом опасных заболеваний, а не диагнозом. Оно может свидетельствовать о наличие опухолей в мозге ребенка, инфекционном заболевании (менингит или же энцефалит, возможном кровоизлиянии, тяжелых черепно-мозговых травмах или гидроцефалии. При своевременном выявлении все решается положительно. В случае обнаружения инфекций необходимо лечение антибиотиками, опухоли оперируются, а при постановке диагноза гидроцефалия проводят процедуру по отводу лишней жидкости из полости черепа и пр.

Нужна ли мама для того, чтобы заснуть

Практика показывает, что дети, которые умеют засыпать сами, быстрее засыпают и имеют более длительный и непрерывный ночной сон.
Поэтому, если у вас получится не приучать малыша к вашему присутствию в момент засыпания , лучше будет и вам и ему.
На мой взгляд, мало что вызывает такое раздражение у мамы, как ребенок, которого нужно укладывать часами.
Часто за совместный сон ратуют родители, для которых важна психологическая близость между мамой и ребенком. Но по моему опыту, систематическое длительное укладывание ребенка вызывает не приливы нежности , а приступы усталости и злости.
Нормативы же таковы: не позднее чем к двум годам ребенок должен уметь засыпать сам. А если вы собираетесь вскоре отдавать ребенка в сад, то первый пункт «подготовки» к саду — умение заснуть спокойно, без помощи взрослых.
Надо сказать, что привычки, связанные со сном довольно трудно изменять.
НО есть несколько моментов в развитии ребенка, когда эта трудность несколько меньше: до шести месяцев, в тот момент, когда вы отучаете от груди; в тот период, когда малыш начинает разговаривать фразами.
Если вас не совсем устраивают привычки, связанные со сном, которые есть у вашего ребенка, старайтесь не пропускать эти моменты.

Все хорошо в меру

Но тут возникает вполне логичный вопрос: «Как же определить эту меру?». Однозначного ответа дать невозможно. Все зависит от характера, темперамента и самое главное желаний ребенка. Поэтому постарайтесь трезво оценивать способности своего ребенка и не требуйте от него невозможного. Ведь плата за всестороннее развитие может оказаться слишком высокой.

Как говорил один из мудрецов «Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Задача родителей не заполнить ребенка знаниями по максимуму, а пробудить у него интерес к этим самым знаниям. А для этого знаний не должно быть слишком много. Это совершенно не означает, что заниматься ранним и всесторонним развитием ребенка вредно. У Глена Домана по этому поводу есть очень правильное замечание: «Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты. Но учение — это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы ребенок был недокормлен и вставал из-за стола знаний с ощущением постоянного голода, чтобы ему все время хотелось еще знаний».

Самый простой способ определить, что же лучше для вашего ребенка — лишний час поспать или бежать на очередную тренировку, — это повнимательнее присмотреться к нему. При этом присмотреться — вовсе не означает, что нужно идти на поводу всех без исключения детский желаний. Конечно же, нет. Просто организм маленького человека сам в состоянии регулировать, что ему лучше

Очень важно, как ребенок относится к дополнительным занятиям. Заниматься нужно и можно лишь до тех пор, пока ребенку интересно

Как только вы почувствуете, что кроха с трудом сидит на месте, зевает, прикрывает глаза и не может сосредоточиться на новой информации — это значит, что занятие слишком затянулось. У детей дошкольного возраста в связи с анатомо-физиологическими особенностями организма переутомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности. Речь идет именно о дополнительных занятиях, а не об обязательной школьной программе.

Комфорт в спальне

Нужно определиться, как вам удобнее всего спать.

  • Многие детки крепче спят, если мама кладет их с собой в кровать. Возможно, это покажется неправильным супругу. Но нужно постараться объяснить мужу: лучше, когда жена высыпается с младенцем под боком, чем если она ходит усталой, набегавшись за ночь к кроватке. Это – временная мера для самых первых месяцев жизни крохи. Но есть опасность: в будущем, возможно, будет трудно приучить карапуза засыпать в своей постели. Это нужно учитывать и не затягивать с вопросом «отселения» ребенка обратно в его кроватку.
  • Возможно, имеет смысл сменить матрас, одеяло или подушку, приобрести специальную полушку длиной во все тело. Времени для сна у молодой мамочки слишком мало, пусть оно проходит с максимальным комфортом.
  • Днем, когда времени на сон мало, а заснуть хочется побыстрее, можно использовать маску наподобие тех, которые выдают в самолетах.
  • Исследования показывают, что для засыпания нужна не полная тишина, а легкие мерные шумы. Существует специальное устройство – источник белого шума. Оно помогает быстрее засыпать и не просыпаться из-за посторонних звуков (плач ребенка к таковым не относится).

Слабость у грудничков

Сразу после рождения ребенок много спит, примерно 20 часов в
сутки. Все остальное время он посвящает еде. Это является нормой, а с каждым
месяцем периоды бодрствования увеличиваются. Но новорожденные тоже могут испытывать
слабость. Это проявляется:

  • отказом от груди;
  • вялостью;
  • продолжительным сном (более 4 часов) подряд;
  • слабым плачем.

Подобная усталость может быть обусловлена недоеданием,
например, из-за нехватки у матери молока или врожденной короткой уздечки под
языком, что мешает грудничку нормально сосать грудь. Чтобы обнаружить проблемы
с питанием, рекомендуется взвешивать ребенка до и после каждого кормления.
Отслеживание количество съеденного молока и сравнивание этих данных с
показателями нормы позволяет обнаружить хроническое недоедание и принять меры
для его устранения.

У детей в возрасте около полугода начинают прорезываться
зубы, что так же может стать причиной вялости. Она же является относительно
нормальным следствием вакцинации. Но в таких ситуациях слабость проходит самостоятельно
в течение нескольких дней.

Но при возникновении повышенной температуры тела, сухости
кожи и слизистых оболочек, отсутствии стула, выделении зеленоватых, пенистых
каловых масс или развитии судорог следует немедленного обращаться к врачу, так
как такие симптомы могут указывать на развитие опасных заболеваний инфекционной
природы.

Индивидуальность важнее всего

Чтобы избежать перечисленных выше проблем, необходимо правильно планировать дополнительные занятия. Не считайте, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с вашим малышом, «с максимальной пользой». Если постоянно думать о том, что необходимо чем-то с ребенком заняться, то ваши отношения с ним неминуемо станут нездоровыми. Поймите, что моменты молчания или расслабления не менее благоприятны для общения, чем моменты напряженного внимания и сосредоточения.

У ребенка обязательно должно быть свободное время. Многие взрослые неправильно понимают определение «свободное». Так вот, это время свободное от всего: от сна, от выполнения домашних заданий, от тренировок, спортивных секций, всевозможных развивающих занятий, походов в цирк или театр и даже от приема пищи. Хотя бы один час в день (а по мнению педиатров и невропатологов, не меньше 3-х часов) обязательно нужно дать возможность своему ребенку просто ничего не делать. Для него такое безделье — самый лучший отдых. Кроме того, после такого отдыха работоспособность повышается, достигая даже более высокого уровня, чем в предшествующий работе период. Нецеленаправленный отдых быстрее восстанавливает работоспособность.

Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но еще сердце и душа, для которых в погоне за знанием просто не остается времени. Помните — каждый ребенок индивидуален. Он такой один, даже однояйцевые близнецы сильно отличаются друг от друга, не говоря уж о детишках, рожденных от разных родителей в разных условиях. А это значит, что каждый ребенок требует индивидуального подхода. Всевозможные методики раннего развития и советы знакомых следует воспринимать лишь как рекомендацию, а не как правила, которые следует выполнять с точностью до мелочей. Не оглядывайтесь на других. Всегда найдутся родители, которые сделают больше или меньше вас. Все это не имеет никакого значения. Постоянно оглядываться на то, что скажут и сделают другие, — далеко не лучший метод развития. Главное, чтобы вы и ваш ребенок получали удовольствие от дополнительных занятий. Тогда от полученных знаний будет одна польза и никакого вреда здоровью.

Пусть в четыре года мой сын говорил и читал только на родном русском языке, пусть он многого не знает, пусть где-то есть более развитые детишки… Зато я точно знаю, что мне удалось не отбить у ребенка тягу к знаниям и не поплатиться детским здоровьем за весьма сомнительные успехи.

Наталья Алешина

Короткий детский сон

Конечно, вы волнуетесь. Понимаете, что есть какая-то причина почему ребёнок спит по 20 минут в день. Уже все родственники в панике и советуют срочно бежать к врачу, чтобы он прописал какие-либо успокоительные или способствующие длительному сну лекарственные препараты.

Конечно, это перебор, к специалисту обратиться можно, но только для осмотра ребёнка и, если не будет выявлено никаких заболеваний или отклонений, то на этом можно и остановиться.

Важно понимать, что дети до 3 месяцев не имеют четкого режима сна и бодрствования. Сны хаотичны

не всегда происходят в одинаковое время. Смотрите подробную статью на сайте, где я рассказывала про Нормы сна детей до года>>>.

Длительность снов в этом возрасте может быть от 20 минут до 2 часов. И тот, и другой вариант нормален. Даже, если ребёнок в 1 месяц спит по 20 минут это не должно вас сильно пугать.

Да, это неприятно и не соответствует тем статьям, которые обещали вам сон младенца по 16-20 часов в сутки. Только положили, дождались засыпания, встали…и ребенок сразу открывает глаза.

Чем сильнее вы стремитесь уйти от ребенка во время его сна, тем сильнее он начинает вас контролировать. Здесь уже одними укачиваниями не спасетесь

Важно начинать с основ детского сна, формировать у ребенка ощущение спокойствия, чтобы он мог расслабиться и спать без вас

О том, как наладить нестабильный сон малыша смотрите в интернет-курсе Спокойный сон ребенка от 0 до 6 месяцев>>>

В 3–4 месяца начинает происходить перестройка сна.

Сон ребенка начинает походить на сон взрослого человека. Теперь сон будет состоять из циклов, а каждый цикл — из поверхностного и глубокого сна.

Регресс (ухудшение) сна в 4 месяца – это серьезное испытание для мамы. Если ребенок спит по 20 минут днем, то он не успевает восстановиться и отдохнуть. По этой теме читайте актуальную статью: Регресс сна в 4 месяца>>>. Накопленная усталость влияет на ночной сон: ребенок может часами сосать грудь, хныкать, устраивать гуляния среди ночи. Это тяжело.

Просыпаясь где-то посередине цикла, чаще всего после окончания фазы лёгкого сна, ребенок лишает себя возможности пройти глубокую фазу, в процессе которой организм отдыхает и набирается сил. В результате ребёнок, не высыпаясь и не получая необходимой жизненной энергии, становится вялым и беспокойным.

Такое поведение можно описать словами «сам не знает, чего хочет». Ведёт себя как сонный, а при укладывании не засыпает и капризничает, или уснёт и опять проснётся быстро, и так по кругу. Короткий сон ребенка — это процесс, длящийся менее 40 минут.

Помочь ребенку с накопленной усталостью можно и нужно. Спокойный, расслабленный ребенок легче засыпает, дольше спит и не требует вашего круглосуточного присутствия рядом. Как организовать такую жизнь, смотрите в интернет-курсе о воспитании и развитии ребенка до года Мой любимый Малыш>>>.

Знайте! Если ребёнок днём спит по 30 минут, и при этом спокоен, бодр, хорошо прибавляет в весе, не проявляет признаков недосыпа, то скорее всего это его возрастная норма. Учитывайте это при формировании правильного режима дня малыша.

Кишечный дискомфорт

Младенцы, которые обычно просыпаются преждевременно или ведут себя суетливо / капризно, обычно связывают свое поведение с голодом. Младенцев, которые чувствуют голод, кормят немедленно, но иногда, наоборот, они жаждут — Недостаток пищи, чтобы их желудочно-кишечный тракт мог вернуться к полному здоровью. Это условие также может быть вызвано из-за большего количества грудного вскармливания, обеспечения детской смесью и увеличения кормления из бутылочки.

Новорожденные (до 3 месяцев) не могут регулировать свое потребление из-за их сосательного рефлекса. Большинство практик кормления, особенно те, которые предусматривают давать ребенку больше молока, могут вызывать дискомфорт в желудке, который в первую очередь вызван непереносимостью лактозы или перегрузкой.

Некоторые полезные советы включают добавление рисовых хлопьев в бутылочку для ребенка и / или начинать их с твердой пищи, чтобы они могли лучше спать.

Как уложить ребенка спать без укачивания?


Чтобы ребенок засыпал самостоятельно, без укачивания и посторонней помощи, маме нужно запастись терпением. Такое приучение следует начинать еще в младенчестве. Для этого необходимо:

  • укладывать грудничка в кроватку еще во время бодрствования, пусть пробует заснуть самостоятельно;
  • ночью не берите ребенка к себе, подходите к нему сами, погладьте, успокойте. Если кормите грудью по ночам, то после кормления отправляйте малыша обратно в его кроватку;
  • следите за своим ребенком: как только заметите, что он трет глазки, зевает, то немедленно отправляйте его в кроватку;
  • самым простым способом убаюкать ребенка, является кормление. Дайте ему грудь, после того как малыш поест и заснет возле нее, переложите его в кроватку.

Для тех, кто не желает совмещать вечернее кормление и засыпание, интересен будет следующий способ. Метод самостоятельного засыпания предлагает Трейси Хогг (зарубежный детский психолог) называется он «Таймер».
Также познакомьтесь с методом Натана Дайло.

Что такое переутомление у младенца?

Переутомление обычно считается состоянием между истощением и усталостью. Из-за этой дополнительной физической усталости дети не могут спать нормально или вообще не спать. Чем больше они чувствуют усталость, тем труднее снова усыпить их. Плюс, так как дети не могут контролировать или выражать себя, они становятся более раздражительными, чем обычно.

Может быть довольно удивительно знать, что они могут действительно устать, несмотря на то, что им не хватает слишком много физических нагрузок в этом зарождающемся возрасте. Вам, как родителю, следует понять, что они чувствуют усталость, а затем начать процесс их усыпления.

Условные рефлексы — основа обучения детей

Формирование условных рефлексов у детей. Оказывается, для того чтобы выжить и успешно развиваться, одних безусловных рефлексов недостаточно. Ведь обучение, то есть усвоение новых «правил поведения», было бы невозможно, если бы у новорожденного была только система безусловных рефлексов,— эти рефлексы неизменны и перестройке не поддаются. Здесь-то на помощь организму и приходит механизм так называемых условных рефлексов, которые, в отличие от безусловных, не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе жизни данного организма в зависимости от тех обстоятельств, в которые он попадает.

Что же такое условный рефлекс? Чем он отличается от безусловного, какую играет роль в жизни животных и человека? Каковы условия его формирования? Посмотрим на примере поведения ребенка в первые дни и месяцы его жизни.

Среди безусловных рефлексов, имеющихся у новорожденного, важное место занимает сосательный рефлекс: при кормлении грудью и при поднесении предмета ко рту губы начинают совершать сосательные движения. При этом все остальные его движения прекращаются, ребенок при кормлении как бы «замирает»

К концу 1-го месяца мы начинаем, однако, замечать, что ребенок «замирает», открывает рот и начинает совершать сосательные движения не только при кормлении, но уже несколько раньше, когда еще только происходит подготовка к акту кормления.

У ребенка образовался условный рефлекс на положение его тела; выработался он потому, что каждый раз перед кормлением его клали определенным образом. В конце концов это положение тела под грудью стало как бы сигналом последующего кормления, и пищевой рефлекс возникает теперь у ребенка не только при безусловном раздражении его губ, но и при том условном, которое ему предшествует.

В данном случае условным раздражителем служит комплекс кожных, мышечных и других ощущений, возникающих у новорожденного, если положить его так, как нужно для кормления. Но, конечно, условным сигналом может стать и любой другой раздражитель, например слуховой или зрительный. Так оно и происходит в дальнейшем: через 2—3 месяца ребенок начинает открывать рот и делать сосательные движения уже при одном только виде груди, то есть к этому моменту выработался условный рефлекс на зрительный раздражитель. При этом прежний условный рефлекс на положение тела постепенно угасает.

Таким образом, основной смысл условного рефлекса в том, что он позволяет организму заранее подготовиться к необходимым реакциям, не дожидаясь непосредственного действия безусловного раздражителя: ребенок «замирает» и открывает рот при одном только виде груди матери. Слюнные железы человека выделяют слюну уже при виде продукта, а не только тогда, когда пища находится во рту, и т. д. Благодаря этому открываются широкие возможности для приспособления живого существа к постоянно изменяющимся условиям его существования.

Условные рефлексы обладают некоторыми интересными особенностями. Вот одна из них.

Маленького ребенка поцарапала кошка; теперь он старается держаться подальше от нее: у него образовался условный рефлекс на вид «опасного животного». Но любопытно то, что с этих пор малыш обходит стороной не только кошку, но и щетку, и новую игрушку — плюшевого медвежонка, и даже меховую шубу. В чем тут дело? Ведь все эти предметы сами по себе совершенно безобидны и вреда причинить не могут. Теория условных рефлексов дает ответ на этот вопрос.

Ребенка поцарапала кошка. Естественно, ее внешний вид стал для него условным сигналом возможной опасности и вызывает теперь защитную реакцию: ребенок избегает прикосновения к кошке. Но этим дело не ограничилось. Все, даже отдаленно похожие предметы, стали вызывать ту же оборонительную реакцию.

Это произошло потому, что процесс возбуждения, вызванный вполне определенным условным раздражителем — видом «опасного животного», как говорят физиологи, иррадиировал, то есть распространился по коре больших полушарий мозга. Таким образом, кора больших полушарий, куда приходит возбуждение от всех раздражителей, вначале как бы смешивает их, принимает все за один и тот же. Все скоро встает на свои места, и условный рефлекс будет проявляться только под воздействием подкрепленных условных раздражителей, а все другие, даже очень похожие, реакции уже не вызовут.

Каким же образом происходит это различение, или, как говорят ученые, дифференцирование раздражителей, важных для организма, от таких раздражителей, которые для организма безразличны, по крайней мере в данный момент? Оно достигается благодаря процессу торможения.

Основные правила укладывания малыша

Если правильно наладить режим дня, то это поможет родителям быстро и на всю ночь уложить ребенка. В противном случае он будет просыпаться каждые 30 минут. Постоянство и последовательность помогут наладить процесс отхода ко сну.

  1. Нужно определиться, во сколько предполагается каждый день укладывать спать.
  2. За несколько часов до сна следует исключить активные игры, громкие звуки, яркие впечатления.
  3. Купание в теплой ванне поможет настроиться на ночной сон.
  4. Массаж поможет расслабиться мышцам и успокоить нервную систему.
  5. После укладывания ребенка в кроватку нужно еще некоторое время посидеть рядом. Можно почитать книжку, спеть колыбельную.

Большинство детей уже к шести месяцам могут проспать всю ночь. Некоторые ошибки родителей приводят к тому, что новорожденный просыпается каждые 30–40 минут. Чтобы поменять режим и научить его спать всю ночь, родителям нужно приложить максимум усилий и терпения.

  • Ночное кормление (у многих детей к этому времени остается только привычка).
  • Неправильный режим: много спит днем, мало активности.
  • Нет ритуала перед сном.
  • Не стоит перед сном долго держать ребенка на руках.

Если малышу идет 7-й месяц, а он продолжает засыпать на руках и днем и ночью, можно начать терпеливо объяснять ему, что спать нужно в кроватке. В этом возрасте дети уже способны понимать речь взрослого.

Малыша легко приучить спать рядом с мамой. Так он быстрее успокаивается и засыпает, особенно если находится на грудном вскармливании. Если мама позволила ребенку спать первые дни вместе с ней, придется столкнуться с проблемой, как отучить ребенка от подобного сна

Не важно, сколько месяцев малышу будет на этот момент. Нужно выбрать правильный момент, когда лучше приучить ребенка спать отдельно

  • Самое лучшее время – когда малыш перестал сосать грудь или ест грудное молоко только днем.
  • Легче научить детей, у которых установился глубокий и длительный сон.
  • Днем он самостоятельно может играть в течение длительного времени, не требуя внимания.

Именно это представление и нужно формировать у грудничка.

Особенности сна новорожденных

Стало понятнее, почему сон младенцев может быть беспокойным, младенец часто просыпается и плачет?

Он вынужден постоянно «заходить на сон» в этих новых условиях, где просторно и нет привычной «зоны комфорта» (как было у мамы в животе), где совершенно иная поза для сна (не вверх ногами, не свернувшись калачиком).

Его нервная система перегружена впечатлениями, а плач – единственный пока, доступный ему способ общения с новым миром и с мамой, которую теперь не пнешь ножкой в животик. Вот он и плачет, не видя и не чувствуя мамочку рядом.

В первые несколько недель, сон малыша может занимать до 20 часов в сутки, то есть, практически все время, остающееся после кормления, пеленаний и купания;
Постепенно время бодрствования будет увеличиваться и важно не переутомить грудничка в этот период новыми впечатлениями или физической нагрузкой;
При этом, время дневного и ночного сна может иметь разную продолжительность: днем дольше, ночью короче или наоборот;

Эти параметры всегда индивидуальны и в этом нет ничего страшного. Со временем сон отладится. Ну а то, что ребенок в 1 месяц спит только на руках у мамочки или в тесном контакте с ней, как вы уже поняли, ассоциируется у крохи с умиротворением и защищенностью, со всем самым прекрасным и нужным ему сейчас.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: