Как подростку справиться с ленью самому
После 16-17 лет подростки начинают понимать, что для достижения определенных целей, им нужно пересиливать себя. В эти годы формируется костяк личности взрослого человека
Важно разграничивать «я хочу» и «мне надо». Чтоб совершать волевое усилие было легче, старайся следовать распорядку дня:
- заставляй себя ложиться не позднее 23:00, а просыпаться в 7-8 утра (даже в выходные дни);
- занимайся регулярным спортом: запишись в секцию, отжимайся по утрам;
- поставь задачу поступить в университет на бюджет – так появится дополнительная мотивация к учебе;
- саморазвивайся, узнавай новые навыки, познавай жизнь.
Как избавиться от лени, усталости
Усталость может возникать по разным причинам: синдром дефицита внимания, некачественное питание и сон, чрезмерные эмоциональные нагрузки. Если ты отвлекаешься от выполнения домашки каждые 5 минут – ты быстрее устаешь, дольше времени уходит на выполнение банальной работы. Учись концентрироваться на одном виде деятельности, ограничь время пользования телефоном.
Как заставить себя учиться, если всё лень
Учеба – важная составляющая часть жизни. Чтоб получить высокооплачиваемую работу, нужны навыки. Можно не поступать в университет, но все равно придется учиться, если хочешь получать хорошие деньги и трудиться в комфортных условиях. Найди своё предназначение в жизни и двигайся в этом направлении. Лучше выбрать наиболее интересную специальность и продолжить обучение в ВУЗе: университет сильно помогает в самоопределении. Чтоб поступить на бюджет и комфортно учиться несколько лет, получая материальную поддержку от государства и родителей, нужно постараться уже сейчас.
Summary
Article Name
Подростковая лень: причины и способы решения проблемы
Description
Откуда берется подростковая лень. Ошибки в воспитании приводящие к подростковой лени. Как мотивировать ребенка учиться, помогать по дому.
Author
Про лень и усталость маленького ребёнка
Жил-был малыш, и однажды встали у него на пути лень и усталость. А поскольку никаких «нурофенов» от этих болезней ещё не придумано, то придётся бороться с ними старинными народными средствами, надёжными и проверенными.
Причины детского безделья
У каждого эмоционального состояния, как и у каждой ситуации, есть своя причина и следствие. Например, накопившаяся злость – это показатель того, что человек вынужден жить не так, как хочется, а раздражение – ответная реакция организма на перегрузки. И если негативные состояния затягиваются во времени, последствия могут стать непредсказуемыми.
В чём же кроются причины детской лени, если практически все младенцы (патологии – исключение) от рождения активны, настойчивы и любознательны? А благодаря методикам раннего детского развития, к пяти годам малыши успешно овладевают грамотой, устным счётом и даже иностранными языками. И к тем же пяти годам, детские психологи насчитывают несколько типов лени:
- Физическая лень. Может быть спровоцирована болезнью, недомоганием, усталостью, авитаминозом.
- Лень от неорганизованности. Ребёнок реально не знает с чего начать, и тем более – как это закончить.
- Скука. Причиной скуки является однообразие и монотонность. Ребёнку явно не хватает новых интересных впечатлений и ощущений.
- Лень, как тормоз перед трудными задачами. Тут возможны два варианта.
- Ребёнок может вообще ничего не делать, боясь неудачи или критики.
- Ребёнок делает что угодно, только не то, что нужно.
Умом ребёнка не понять
Порой, когда маленький ребёнок заявляет, что он устал, для некоторых родителей это является настоящим сюрпризом: «Как устал? Ты же ещё ничего не сделал! Два дня назад ты целый день носился по парку, как угорелый, и хоть бы хны! А тут сложил три кубика и устал!»
Вот тут нужно понять главное, что маленькие дети живут не умом, а ощущениями. Они очень хорошо чувствуют внутреннее состояние и настроение взрослых. Им невдомёк, чем вы занимались на работе, но когда вы приходите оттуда, выжатый как лимон, и вас уже ничего не интересует, то именно это состояние для малыша называется «мама устала».
И когда ему самому становится скучно, неинтересно, и непонятно, зачем и кому это нужно, он вам интерпретирует своё состояние, как усталость. Но если в этот миг предложить ему игру, обучение в игровой форме, пойти в гости или на прогулку, то от его «усталости» не останется и следа.
Усталость у ребёнка начинается там, где заканчивается интерес. В отличие от взрослых, которые в повальном своём большинстве, живут разумом, целью, чувством долга и словом «НАДО!». Но и им было бы полезно знать, что когда мы что-то делаем без удовольствия, то мы теряем энергию. При этом в нашем организме накапливаются токсины, и запускается процесс старения. Зато любимая и интересная работа, и особенно хобби, дают мощный прилив сил. Не зря восточная мудрость гласит: «Если ты не можешь делать, что ты любишь, попробуй полюбить то, что ты делаешь!»
Профилактика детской лени и усталости
У детей куча энергии, пока не попросишь их что-нибудь сделать. Но дело не в детях, а в просьбе. Если в ней нет новизны, радости, элемента игры, или она будет непонятна ребёнку, то он не сильно-то разбежится её выполнять. Дети интуитивно становятся ленивыми и апатичными, если не получают удовольствия от того, что делают. Лень — это своего рода защитный механизм, блокирующий утечку энергии.
Маленький ребёнок живёт эмоциями, поэтому вам необходимо поддерживать в нём интерес к домашним делам, занятиям, замечать его успехи, формируя тем самым полезные привычки. Ведь оказывая посильную помощь и выполняя свои домашние обязанности, ребёнок учится быть дисциплинированным и трудолюбивым. Тогда лень от неорганизованности или от страха перед трудностями ему не грозит.
Хорошо, если обучение и подготовка к школе тоже будут проводиться в игровой форме. Учение с увлечением не знает лени и усталости. И наша школа для дошколят «Чудо-Чадо» каждый раз подтверждает эту истину, открывая для своих маленьких учеников чудесный мир знаний.
Добро пожаловать!
Опубликовано: 2015-11-16
Работа в наказание
Таким методом воспитания, когда ребёнка в наказание за какую-либо провинность заставляют выполнять какую-то работу, грешат многие родители. Провинился – иди мой посуду, убирай комнату или чисти картошку. Неудивительно, что в результате труд для ребенка становится синонимом слова «наказание». Стоит уйти от этой практики. В противном случае труд и работа для вашего сына или дочери действительно станут «наказанием» и будут восприниматься в штыки – желание что-либо делать будет отсутствовать, и это неминуемо приведет к развитию лени.
В заключение хотелось бы остановиться на небольших хитростях, которые помогут родителям побороть в ребенке чувство лени.
-
Любую работу проще выполнить, когда тебя сопровождает музыка. Включите понравившиеся ребенку мелодии, когда он работает – это позитивно скажется не только на результатах работы, но и на настроении ребенка.
-
Используйте с детьми всех возрастов во время выполнения каких-нибудь дел игровые моменты. Способность превратить нелюбимое занятие в игру побуждает детей к деятельности.
-
Всегда актуален дух соперничества. Соперничество способно не только развить в детях лидерские качества и желание добиваться своих целей, но и умение правильно спланировать деятельность.
-
Неплохо в борьбе с ленью показал себя «Дневник выполненных дел» – тетрадь или блокнот, в который записывается всё, что выполнил ребенок за день. В отдельную колонку можно записывать и дела, которые не были сделаны. Так ваши сын или дочь будут видеть не только положительные результаты и гордиться своими успехами, но и сделают выводы и будут стараться исправить свое поведение.
Бороться с детской ленью сложно, но реально. Однако гораздо проще не бороться с уже укоренившейся привычкой, а побороть «зло» на ранней стадии. И здесь важную роль играют свобода действий (делать то, что нравится самому ребенку) и свобода выбора (выбирать с оглядкой на собственное мнение). Ведь теми делами, которые приносят удовольствие, никогда не лень заниматься.
Со временем к ребенку придет осознание важности тех дел, которые ему необходимо выполнять, и проявления лени будут все реже и реже. Владимир Мануленко
Владимир Мануленко
Личный пример — ваша тактика воспитания?
Немецкий сатирик Себастьян Брант еще в XV веке написал строки: Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Пройдя этот психологический тест, вы узнаете, способствует ли ваш личный пример воспитанию в ребенке тех качеств, какие вы хотите в нем видеть.
Пройти тест
Сахарный диабет
Это состояние, когда клетки тела не усваивают глюкозу. Органы и ткани испытывают энергетический голод, а неиспользуемый сахар из пищи накапливается в крови в таком количестве, что начинает отравлять организм. По сравнению с анемией и близорукостью — диабет очень редкое заболевание, однако он попал в нашу подборку из-за своей опасности, а также коварства симптомов. 40% детей узнают о своем диагнозе, оказавшись в больнице в критическом состоянии, хотя от начала болезни до развития тяжелых проявлений у подростков проходит, порой, несколько месяцев.
- Характерный признак диабета — жажда. Но потребность школьника пить чаще, чем обычно, не всегда настораживает родителей. В школе душно, редко проветривают, на дворе бабье лето, а после беготни на переменах одежду хоть отжимай. Никого не удивляет, что ребенок носит с собой воду и часто пьет.
- Учащенное и обильное мочеиспускание. Редко кому приходит в голову контролировать этот процесс у подростка. А жалобы учителя на то, что ребенок часто отпрашивается с урока в туалет, родители скорее поймут как повод провести воспитательную беседу, чем обратиться к врачу.
- Быстрая утомляемость как физическая, так и психическая. Известно, что здоровый ребенок не устает, ему просто становится скучно, поэтому жалобы на слабость и усталость, тем более в начале учебного года, мы принимаем за лень и блажь. А частые слезы или агрессию списываем на результат больших нагрузок в современной школе, первую любовь или переходный возраст.
Развитие диабета у детей часто сопровождается повышенным аппетитом, тягой к сладостям. При этом ребенок вместо того, чтобы расти, худеет. Учащаются ночные пробуждения в туалет. Может беспокоить зуд, особенно в области промежности. Иногда наблюдаются признаки гипогликемии, особенно в утренние часы или после урока физкультуры.
Если заподозрили диабет, не теряя времени, отведите ребенка сдать кровь на сахар, а также соберите для анализа мочу. Эти исследования делают бесплатно в поликлинике. Направление даст любой педиатр в день обращения, к эндокринологу для этого записываться не нужно.
Лень у ребёнка
Часто родители жалуются на своих детей, что они ленивые, и каждый вкладывает в это понятие что-то своё: не хочет учиться и выполнять домашние задания, не занимается спортом, не читает книги, не помогает с домашними делами и мытьём посуды, откладывает дела на потом. Многие родители не пытаются разобраться в ситуации и считают, что в плохих оценках и неубранной комнате виновата детская лень. Однако не стоит забывать, что дети по природе очень активные и любознательные, поэтому не ищите способы, как бороться с ленью, а постарайтесь выяснить её причины.
В противоборстве с ленью действует то же правило, что и в борьбе с любым недугом: чтобы правильно подобрать лечение, нужно сначала его диагностировать. Прежде чем приводить разные «рецепты против лени», озвучим два правила её распознания.
- Учитывать возраст, прежде чем начинать бороться с ленью у ребёнка. С 7 до 12 лет нежелание учиться может быть вызвано банальным отсутствием привычки или рассеянностью. С 12 до 16 лет лень чаще всего имеет под собой психологические причины: неуверенность в себе, отсутствие мотивации.
- Разговаривать с ребёнком. Включите режим активного слушания и расспросите ребёнка, почему он откладывает или отказывается выполнять какое-то дело. Внимательно отнеситесь к его словам и рассуждениям, покажите, что вы искренне интересуетесь его жизнью.
От лени нет целебной пилюли, которую можно «назначить» ребёнку и забыть о проблеме. Борьба с ленью у подростка особенно требует времени, так что не ждите быстрых результатов. Но игра стоит свеч.
Немного теории или что такое лень
В психологии лень рассматривается как противоположность воле, имеющая негативную окраску. Воля – это психологический процесс, с помощью которого человек регулирует свое поведение и действия, необходимые для достижения той или иной цели. Лень – этот процесс «блокирует», тем самым мешая жить полноценной жизнью: решать поставленные задачи, получать результаты, достигать новых высот, познавать неизведанное. Лень охватывает все сферы жизнедеятельности. Она не имеет возраста и пола, образования и социального статуса.
В состоянии прокрастинации человек отлично понимает, что выполнение той или иной работы – важно, но будет тянуть до самого последнего момента, когда все сроки уже «горят». «Классический» лентяй не только не хочет ничего делать, но и не испытывает радости от новых заданий
Прокрастинаторы с большим энтузиазмом берутся за новые проекты и любят взваливать на себя огромное количество дел. Только вот справиться с ними вовремя они не могут (есть же еще масса других более «важных»). В итоге непрекращающаяся борьба с прокрастинацей становится их постоянной спутницей
«Классический» лентяй не только не хочет ничего делать, но и не испытывает радости от новых заданий. Прокрастинаторы с большим энтузиазмом берутся за новые проекты и любят взваливать на себя огромное количество дел. Только вот справиться с ними вовремя они не могут (есть же еще масса других более «важных»). В итоге непрекращающаяся борьба с прокрастинацей становится их постоянной спутницей.
Лентяй совершенно не переживает по поводу того, что работа не выполнена в срок, прокрастинатор же готов просто «рвать на себе волосы».
Если прокрастинатору все же удалось закончить дела вовремя, он испытывает большой душевный подъем, в то время как лентяю все безразлично.
Советы по борьбе с детской ленью
Лень у ребенка нередкое занятие. Но нельзя просто наблюдать и думать, что проблема сама собой решится. Нужно подумать, как исправить положение и как бороться с ленью у ребенка.
-
-
- Человек в детском возрасте во всём подражает примеру родителей. Что и как они говорят, делают. Поэтому следите за собственным поведением. Ребенок будет лениться, если увидит, что мама не моет после ужина посуду, а папа уже несколько дней не может починить кран. Изменив своё поведение, вы измените поведение сына или дочери.
- Дайте ребенку возможность проявить самостоятельность. Не нужно лишний раз опекать его. Предоставьте ему шанс что-то решать в своей жизни. Это может быть блюдо на обед или выбор одежды. Делая что-то сам, он постепенно привыкнет к этому. А привычка – сильная вещь. Она доводится до автоматизма, и у малыша уже нет возможности лениться.
-
Не нужно использовать труд в качестве наказания. Фраза «Если не сделаешь уроки, будешь убираться в своей комнате» — неправильная. Ребенок должен понять, что труд это обязанность, которую нужно выполнять вне зависимости от характера поведения. Наказывая малыша трудом, вы формируете у него негативное отношение к нему, а значит, сами создаёте лень.
- Давайте ребенку небольшие поручения. Это может быть поход в магазин или нарезка овощей в салат. Но это должны быть не приказы, а просьбы. Тогда он поймёт, что вы доверяете ему, что он на что-то способен. Выполнение мелких дел сформируют у него ответственность и повысит самооценку. Если же у него что-то не будет получатся, ничего страшного. Не нужно ругаться, иначе вы оттолкнете малыша. Лучше покажите ему, как исправить ситуацию.
- Составьте график работ по хозяйству для каждого члена семьи по мере их сил. Малышу можно выделить подметание пола и уборку в своей комнате. Тогда у сына или дочери не будет возможности отвертеться. Также это приучит их к трудолюбию и обязательности. Но не забывайте сами следовать графику, иначе ребенок, увидев, что вы отлыниваете, сделает так же.
- Контролируйте расписание дня ребенка. Кроме домашних дел и выполнения уроков, у него должно быть время на отдых. Потому
- Что под ленью часто скрывается элементарная усталость. Следите за тем, чтобы малыш соблюдал режим дня, полноценно питался, много гулял на свежем воздухе. Иначе у него возникнут проблемы как психического, так и физического характера. А это провоцирует лень.
- Хвалите ребенка за то, что он хочет помочь вам. Говорите спасибо и не отвергайте его помощь. Лень появляется в тот момент, когда родители что-то запрещают ребенку.
-
Чтобы конфликтов из-за лени стало меньше, мотивируйте, договаривайтесь и устанавливайте правила. Например, поможешь помыть посуду – пойдем вместе гулять. Выучишь быстро уроки сможешь сходить с друзьями в парк развлечений и так далее. Близкая взаимосвязь последовательных действий детям понятна больше.
Чем грозит игнорирование СХУ
Проблема заболевания состоит в том, что многие отечественные врачи не признают его официального существования. Соответственно, подобный диагноз ставится далеко не во всех случаях, требующих этого. При этом недомогание таких людей списывают на присутствие хронических заболеваний и отправляют их по всем возможным врачам.
В других случаях считают это проявлением лени. При этом больной не только не получает сочувствия и понимания, но и подвергается насмешкам, упрекам и игнорированию своего состояния.
А между тем заболевание несет серьезную угрозу как для физического, так и психологического состояния человека. Его второе название – миалгический энцефаломиелит. Термин символизирует о том, что патологический процесс охватывает не только психическую сферу, но и сказывается на физическом самочувствии. В частности, как исходит из понятия, на мышцах и головном мозге.
Постоянное бездействие, атония, отсутствие физических нагрузок при синдроме хронической усталости приводят к мышечной слабости, а в тяжелых случаях и к атрофии мышц. Они теряют свои объемы, и, соответственно, способность в полной мере осуществлять движение. Уменьшается обогащение тканей организма кислородом, кости становятся ломкими и хрупкими.
Появляются проблемы с давлением. Сосуды утрачивают тонус. При этом если человек пытается встать с кровати возможно нарушение циркуляции крови, влекущее за собой его отток от головы. Проще говоря, вероятны обмороки.
Гиподинамия также приводит к фибромиалгиям – болям в мышцах разной степени тяжести. Они бывают до того сильными, что человек не может двигаться и теряет работоспособность. Но инвалидность ему не положена, как и связанные с ней льготы, ведь синдром хронической усталости, даже если он установлен официально, не дает таких полномочий.
Апатия, нежелание получать новые знания, расти и развиваться вызывают снижение умственной деятельности. Возникает частичная амнезия, становится сложнее устанавливать логические связи. Случаются моменты, когда человеку просто сложно говорить или даже думать. Такое постепенное угасание мыслительных процессов, если его вовремя не остановить, приводит к деградации.
Отсутствие сил, жизненной энергии доводит до того, что люди с СХУ все реже выходят из дома. Такой образ жизни постепенно толкает к социальной изоляции. Разрыв контактов со знакомыми и друзьями плавно перерастает в такую ситуацию, когда человек остается в одиночестве, наедине со своими мыслями и проблемами. Вместе с озабоченностью состоянием своего здоровья это нередко становится причиной суицида.
Конечно, крайняя степень болезни случается не так часто. Но стоит отметить, что в довольно большом количестве случаев больные сами находят проблему своего недомогания благодаря интернету, штудируя информацию и ища объяснение своему состоянию. Как правило, это происходит после длительных, непродуктивных скитаний по врачам.
Что делать, если ребенок ленивый: 5 рекомендаций психологов
Борьба с детской ленью — длительный процесс. Постарайтесь не наседать на ребенка, требуя от него активности и «уплотняя» его дневной график домашними делами. Действуйте мягко — без упреков, шантажа и громких скандалов.
Психологи дают следующие рекомендации, которые помогут бороться с детской ленью:
Дети копируют поведение взрослых. Если ребенок с раннего детства видит, с какой неохотой мама и папа выполняют домашние дела, то и сам, скорее всего, потом начнет отлынивать от уборки.
Подавайте ребенку исключительно положительный пример. При детях не рекомендуется демонстрировать недовольство своей работой, отзываться в негативном ключе о начальстве и коллективе, рассказывать о том, как вам самим было скучно учиться в школе. К выполнению бытовых дел подходите легко и с оптимизмом, который будет заряжать и вашего ребенка. Сами будьте активны, чтобы и ваш малыш стал более деятельным.
В борьбе с детской ленью «метод кнута» совершенно не работает. Не помогут ни угрозы, ни крики, ни наказания. Так вы только усугубляете положение дел, поскольку ребенок из вполне естественного чувства противоречия будет всячески сопротивляться любым указаниям взрослых. Особенно ярко у детей это проявляется в периоды возрастных кризисов.
Дайте ребенку больше свободы. Возможно, малыш сам хочет каждое утро заправлять постель, но вы ему просто не даете это сделать, излишне опекая. Да, шестилетка будет дольше возиться с одеялом и подушками, но зато сделает все сам. Ребенок, которому дают возможность проявить себя и поддерживают в процессе, не будет отлынивать от работы.
Мотивация играет огромную роль в борьбе с детской ленью. Ребенок должен понимать, почему нужно выполнить определенное действие и какую пользу это принесет. Примеры правильной мотивации:
-
«Собери разбросанные игрушки, тогда у тебя будет больше свободного места, чтобы играть дальше».
-
«Сделай уроки сейчас, чтобы у тебя остался целый вечер на игры».
-
«Давай уберемся, тогда не будет стыдно пригласить в гости твоих друзей».
Многие родители практикуют мотивацию в виде денег и дорогих подарков за какие-то достижения. Да, это наверняка заставит ребенка прилежнее учиться и охотнее выполнять работу по дому. Но есть риск, что это трансформируется в меркантильность и станет еще одной негативной установкой — не буду ничего делать, если нет вознаграждения. Сначала малышу будет достаточно 10 рублей за хорошую оценку в школе, но потом «тарифы» непременно возрастут.
Завышенные требования родителей и постоянная критика развивают в ребенке неуверенность в себе. Отсюда и мнимая лень, которая на самом деле вызвана страхом поражения. Ребенок, привыкая к тому, что маме и папе сложно угодить, и вовсе перестает что-то делать.
Не кричите и не обвиняйте ребенка, а лучше разберитесь, почему он недостаточно хорошо учит уроки и редко помогает вам по дому. Дайте ребенку совет, который поможет ему справиться с задачей. Если и делаете замечания, то они должны быть полностью обоснованы.
Не сдаваться! Сражайся с ленью на всех фронтах!
Прежде чем бороться с ленью, нужно понять причины её возникновения. Выявить причины лени у подростка поможет разговор с ребёнком и активное слушание. В основе лени младшего школьника чаще всего лежит отсутствие силы воли или усталость. У подростка причины могут быть сложнее, например, недостаток мотивации или страх неудачи. Любой метод борьбы с ленью требует регулярности, а результат появляется спустя время. Бороться с ленью можно только при наличии родительской поддержки, внимания к ребёнку и доверительного общения с ним.
Еще мы в Almamat считаем, что самый простой способ бороться с ленью, єто заниматься интересным делом: Наукой, программированием, изучением иностранных языков. Но это задача взрослых, сделать эти занятия интересными и увлекательными. Потому все наши преподаватели проходят специальную тренировку, которая позволяет рассказывать просто о сложном и делать учебу веселой и увлекательной. Если вы больше не можете сражаться с ленью одиночку – наши преподаватели всегда готовы протянуть высококвалифицированную педагогическую руку помощи, и заинтересовать ваших детей в профессиях будущего.
Слабая сила воли
Эта причина лени у детей характерна для младшего и среднего школьного возраста. Особенно если ребёнка не приучали трудиться, не привлекали к работе по дому или выполнению поручений. Из подростков, за которыми всё делают взрослые, к сожалению, нередко вырастают паразитические личности. Профессор Стэнфорда Келли Макгонигал сравнивает силу воли с мышцей. А развивать мышцы помогают только регулярные тренировки, одного желания здесь мало.
Решение:
Не оскорбляйте и не высмеивайте ребёнка. Если постоянно называть подростка лодырем, он охотно будет следовать этой роли. Вспоминаем про мышцы: спортсмены постоянно тренируются, а не занимаются самобичеванием.
Предложите ребёнку заняться спортом. Спорт прокачивает привычку преодолевать себя, стремиться к результату, работать с самоотдачей
Важно выбрать вид спорта, который будет по душе и по силам.
Создавайте привычки
Делать что-то регулярно — ещё один способ тренировки и укрепления той самой «мышцы силы воли». Не стоит сразу агитировать ребёнка бегать по утрам — начинайте с маленьких простых привычек. Например, пять минут зарядки по утрам, контрастный душ, еженедельная уборка в комнате. Главное — не продолжительность, а регулярность в борьбе с ленью.
Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка. Среди детей, так же как и среди взрослых, есть совы и жаворонки, сангвиники и флегматики. Холерику, например, трудно заниматься кропотливой работой, а сове тяжело воспринимать новый материал по утрам. Постарайтесь направить особенности биоритмов и темперамента вашего ребёнка ему во благо.
Составьте индивидуальный план развития силы воли у ленивого подростка. Только обязательно вместе с ребёнком. Ведь речь идёт о его силе и его воле. Как и с тайм-менеджментом, инструменты нужно подбирать по возрасту.
«Ничем в мире нельзя заменить упорство. Его не может заменить талант — никого не встретишь так часто, как талантливого неудачника. Его не может заменить гениальность — непризнанные гении почти вошли в пословицу. Одного образования тоже недостаточно — мир полон образованных изгоев. Только упорство и решимость всесильны. Фраза „работай дальше“ была и остаётся решением всех проблем человеческой расы».
Анемия (малокровие)
У школьников анемия чаще всего бывает связана с недостатком железа, отчего в крови снижается количество гемоглобина. В результате все ткани организма страдают от нехватки кислорода, что мешает ребенку полноценно расти и учиться.
В группе риска все подростки во время активного роста, дети-спортсмены, школьники, которые плохо питаются, испытывают на себе различные диеты, в том числе — вегетарианство. Чаще всего болеют девочки 12-13 лет. Существенно увеличивают риск анемии гастрит и глистные инвазии.
Заболевание развивается постепенно, в течение многих месяцев, поэтому заподозрить симптомы бывает очень нелегко:
Медленно нарастающую бледность кожи и голубоватый оттенок склер родители обычно не замечают
Зато на это обращают внимание родственники, которые давно не видели подростка или учительница после летних каникул.
Плохое самочувствие на уроках физкультуры. Школьник может жаловаться на головокружение, тошноту, мушки перед глазами, сердцебиение и одышку, а однажды — упасть в обморок
Извращение вкусовых и обонятельных предпочтений. Если ребенок получает удовольствие от запаха краски, его тянет погрызть мел, засунуть в рот кусочек глины или целиком съесть лимон — это характерный признак анемии. Однако дети чувствуют, что подобные странности лучше скрывать от взрослых и редко об этом рассказывают.
Дети с анемией часто болеют ОРЗ, страдают от синдрома беспокойных ног, начинают хуже учиться, плохо запоминают. Угрюмое настроение, частые слезы, истерики и капризы, порой, опережают другие симптомы анемии, но родители их неправильно трактуют.
Ленивый ребенок: что будет потом?
Лень станет выученной моделью поведения, если не попытаться скорректировать привычки ребенка. Все негативные установки он перенесет во взрослую жизнь. Если детская лень никак не пресекается родителями, значит и потом ребенок вряд ли станет сильно «напрягаться». И это будет проявляться во всем — в достижении поставленных задач, карьерном росте, построении отношений с людьми.
Труд необходим для полноценного психического и физического развития. Отсутствие у ребенка потребности в деятельности нередко приводит к деградации личности. Психологи обозначают следующие негативные последствия детской лени:
-
плохая успеваемость в школе и ВУЗе;
-
пассивность во всех сферах жизни;
-
плохая физическая форма вследствие пассивного образа жизни;
-
нежелание и неумение достигать поставленных целей;
-
прокрастинация (откладывание дел на потом);
-
преследующее чувство вины из-за вовремя не выполненных дел;
-
отсутствие ярких эмоций в жизни.
Причины детской лени
Ленивых от природы детей не бывает. Судите сами: каждый ребенок в 2-4 года неустанно повторяет фразу «я сам» и сердится, когда ему не разрешают сделать что-либо самостоятельно. Он активно познает мир, хочет помогать маме и участвовать в организации семейного быта.
Лень — приобретенная модель поведения. И чаще всего это огрехи в воспитании со стороны родителей. Лень начинает проявлять себя, когда ребенку исполняется 5-6 лет. Малыш может устраивать настоящие истерики, когда его просят убрать игрушки, заправить постель или аккуратно сложить одежду. Сначала родителям посредством уговоров удается побуждать малыша к действию. Но по мере взросления ребенка будет все сложнее заставлять его что-то делать.
Почему же дети становятся ленивыми? Недостаток трудолюбия и постоянное стремление к безделью вызывают как психологические, так и физиологические причины.
Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность и любые порывы как-то помочь. Родители, постоянно повторяя «что ты копаешься, давай я тебе помогу», начинают все делать за ребенка. Конечно, взрослый человек гораздо быстрее и аккуратнее застелит постель и завяжет шнурки. И дожидаться пока малыш сделает это сам, да еще и плохо, совсем не хочется. Но у ребенка из-за такой «заботы» вырабатывается вредная привычки: ожидание, что за него все сделают другие.
У ребенка горят глаза и все отлично получается, когда он берется за любимое дело. Но уборка по дому, уроки и прогулка с собакой — это неинтересная рутина. Особенно, если сами родители превращают домашние хлопоты в нудную обязанность, «из-под палки» заставляя малыша что-то делать. Естественно, ребенок всячески сопротивляется и на все просьбы отвечает «не хочу». В результате цветы не политы, уроки сделаны кое-как, а грязная посуда так и остается в раковине.
Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. У ребенка 5-7 лет «своя» логика. Зачем с утра заправлять кровать, если вечером снова ложиться спать? Впрочем у подростков так же. Зачем учить математику, если предстоит поступать на юридический факультет?
Ребенок отлынивает от выполнения тех или иных задач, когда родители просто требуют от него что-то, но никак не объясняют, почему это важно
В ряде случаев за нежеланием ребенка что-то делать скрывается не истинная лень, а страх поражения и низкая самооценка. Когда малыш не уверен в себе, он с трудом берется за что-то новое, заранее настраивая себя на поражение. Он рассуждает так: «зачем вообще что-то делать, если все равно у меня ничего не выйдет». Отсюда и полная пассивность. А родители сразу удостаивают ребенка звания «лентяй».
Иногда ленью ошибочно называют ярко выраженные особенности темперамента ребенка. Малыш от природы может быть медлителен и неактивен, а родители считают, что он отлынивает от работы по дому. Но ребенку просто нужно время на «раскачку», чтобы взяться за выполнение той или иной задачи.
При насыщенном дневном распорядке лень может появляться из-за элементарной усталости. Школа, кружки, спортивные секции — в плотном графике, «навязанном» родителями, у ребенка не остается времени на игры и отдых. Физическая и психологическая усталость перетекает в нежелание действовать.
Причины лени и борьба с ними
Лень – понятие более объёмное, чем прокрастинация, и фактически её включающее. Она бывает двух видов: психологическая и физическая. Первая связана с различными ментальными установками, несколько из которых описаны выше. Вторая зависит от состояния нашего тела. Лучше всего об этом знают люди, регулярно занимающиеся спортом. Им всем этот тип лени знаком – когда только начал заниматься и испытываешь тяжесть, усталость, желание бросить. Но со временем всё диаметрально меняется – день занятий начинаешь ждать больше дня отдыха.
Если в случае с физической ленью достаточно выработать правильную привычку, то с умственной ленью дело обстоит иначе. Мышцы легче обмануть, чем мозг (хотя природа обмана здесь и двойственна). Мешать действовать могут различные страхи: неудачи, плохого результата, неуверенность в собственных силах, нереалистичные оценки масштабов работы и связанный с этим внутренний протест и многое другое. Ниже собраны некоторые советы, которые помогут научиться бороться с этими и другими проявлениями лени.
Планируйте свой день. Невыполненный список дел является ещё большей мотивацией к действию, чем выполненный. Это научит вас быть организованным, ставить цели и достигать их.
Обязательно присваивайте своим делам временные рамки.
Используйте методы GTD Д. Аллена и советы Дж. Моргенстерн по организации рабочего места для исключения отвлечения. Это к тому же разгрузит ваш мозг и сделает его более ориентированным на решение конкретных задач.
Помните о двух правилах: 5 и 15 минут. В соответствии с первым – научите себя не откладывать на потом дела, которые можно решить за 5 минут. Это даёт позитивный эффект, поскольку снимает с вас ответственность за кучу мелких заданий. Второе правило утверждает, что если через силу заставить себя поработать хотя бы 15 минут, дальнейшая работа уже будет идти в полуавтоматическом режиме и не доставит таких неудобств, как в начале.
Мыслите позитивно. Думайте не о тяжести предстоящего дела, а о результате в конце.
Мотивируйте себя. Определите мотив или стимул (премия за лучшую работу в конце месяца, покупка какой-то вещи).
Подбадривайте себя
Важно уметь не только себя мотивировать, но и хвалить. Закончили важное дело – сделайте небольшой перерыв, съешьте любимую сладость.
Не сдавайтесь
Никогда не останавливайтесь на середине пути. Думайте о тех усилиях, что уже были потрачены.