Раннее развитие: вредно, бесполезно или необходимо?

Результат, придуманный взрослыми

Наряду со многими социальными мифами существует образ умненького, воспитанного, развитого ребёночка. Родители хотят, чтобы у их детей было всё лучшее, и сами дети были бы лучшими. Вольно или невольно почти все включаются в специальную олимпиаду «у кого ребёнок ребёнистее». Перечень критериев оценки создаётся не то что без учёта реальных особенностей того или иного возраста, а вообще безо всякого плана и ответственности. Просто отличник – значит, молодец.

Сколько неврозов и сколиозов нажито в погоне за отметкой, которая даже не отражает знаний, применимых в реальной жизни, а только показывает умение отлично выполнять проверочные работы. Не очень понятно, как оценивать дошкольника и поэтому фактически начинают рассматривать, насколько рано он станет похож на отличника. Начинают зубрить буквы и цифры и экзаменовать ребёнка. Справился на отлично – молодец. Не справился – не молодец.

В обоих случаях ребёнок – в проигрыше: либо он делал то, что ему не нужно и не интересно (потому, что он ещё не готов к этому, и у него остались не решены другие задачи возраста, пока он делал то, что казалось полезным взрослому), либо… всё равно не решал задачи возраста, пока делал то, что казалось полезным взрослому, только ещё и «не молодец», потому что дрессировка не удалась, и буквы он так и не вызубрил.

Запоминание не равно пониманию. В раннем возрасте дети хорошо запоминают, но на взрослом лежит большая ответственность за то, что именно мы предложим им запомнить, смогут ли они использовать то, что они зазубрили, для того, чтобы думать, действовать и понимать.

Материал в классах Монтессори и образ действий педагогов в этих классах основаны на современных данных возрастной психологии, с одной стороны, и позволяют ребёнку приступать ко всякому занятию по мере внутренней готовности, с другой. Это позволяет обойти проблему навязывания ребёнку занятий, которые бесполезны потому, что преждевременны.

Ребёнок выбирает из потенциально полезного актуально полезное сам. Это гораздо эффективнее того, когда к нему «пристают» с развитием, заманивая и завлекая. Мы не можем угадать лучше, чем он сам. В то же время подготовленная среда эффективнее, чем «оставить в покое», потому что мы исключаем случайное, мешающее развитию, подбираем наиболее удобное и высокоинформативное. Используем возможности взрослого ума и мудрости для создания лучших условий.

Раннее развитие по Глену Доману

Глен Доман – военный врач. В свое время он занимался с детьми, пережившими ушиб головного мозга или страдающими поражениями ЦНС. Он придумал систему, на основании черно-белых карточек, с помощью которых учил своих подопечных. После того, как методика дала положительный результат, он решил попробовать ее на здоровых малышах.

Сегодня карточки используются для запуска развития ребенка до года. Они предлагают работу по трем направлениям: чтение, арифметика и интеллектуальное развитие. На карточки нанесены разные изображения. На материал для чтения – целые слова, для арифметики – красные точки, для общего развития – животные, растения, люди.

Задача педагога или родителя – демонстрировать рисунки ребенку в течение дня по несколько секунд. Постепенно он научится запоминать изображения, и когда вы увидите, что он запомнил все карточки, можно будет добавлять новые. Это несложное упражнение способствует запоминанию изображений и тренировке мозговой активности ребенка. Благодаря методике дети раньше учатся читать и писать. Они быстрее осваивают энциклопедические знания в старшем возрасте.

Для обучения ребенка арифметике используются белые карточки с хаотично нарисованными точками. Постепенно количество точек увеличивается до 100. Когда счет до ста будет понятен, можно переходить на решение примеров и изучение цифр. Система дает первые, впечатляющие результаты уже через несколько месяцев

Она позволяет осваивать не только математику, но и развивать память и внимание

Положительные стороны раннего развития по Доману:

  • Развивается умение запоминать большие объемы информации;
  • Тренируется зрительная память;
  • Техника не требует много времени. Можно заниматься с ребенком по несколько минут в течение дня.

По мнению ученого, дети очень любознательны и нужно приложить усилие, чтобы отбить у них охоту учиться. Они впитывают знания, как губка. Предложив методику ребенку в возрасте 3-6 месяцев, вы восполните его «информационный голод». Однако, каждое упражнение должно длиться ровно до тех пор, пока ребенок не устанет. Нельзя, чтобы занятия вызывали у него скуку.

Готовые карточки продаются в детских магазинах и на интернет сайтах. Их можно скачать и распечатать самостоятельно, или купить готовые. Заниматься по системе Г. Домана можно с рождения ребенка. Оптимальный возраст – 6 месяцев.

Вред «раннего развития» детей, а точнее вред раннего обучения чтению, счету и т.д.

Вред раннего обучения, к сожалению, не миф, а реальность. Отрицательные последствия образовательных «экспериментов» часто видят врачи-неврологи. Взволнованные мамы жалуются им на неожиданно возникшие нервные расстройства, нежелание ребенка заниматься или проблемы с концентрацией. При расспросах выясняется, что не больше месяца назад мама начала усиленно учить своего полутора-двухлетнего малыша чтению или счету…

  1. Перегрузка центральной нервной системы. Расстройства сна, головные боли, заикание, нервный тик, энурез, эндокринные нарушения, частые болезни – вот далеко не полный перечень проблем, которые могут быть вызваны психическим перенапряжением в результате занятий, не соответствующих возрасту ребенка.
  2. Развитие интеллекта в ущерб другим способностям. Как бы ни доказывали поборники систем раннего обучения их пользу, неопровержимыми являются некоторые закономерности детского развития. Мозг ребенка созревает последовательно: сначала области, отвечающие за дыхание и пищеварение, далее – зоны, связанные с движением и в последнюю очередь – обеспечивающие контроль собственных эмоций, волю и восприятие абстрактной информации. Нарушение воздействия на мозговые центры приводит к ненормальному развитию ребенка. Если мама пытается обучать азбуке грудничка, для которого восприятие букв является пока непосильной задачей, или усадить за занятия полуторагодовалого малыша, который по природе своей должен пока бегать и резвиться, познавая окружающий мир – ничего хорошего из этого, естественно, не выйдет. А если кроха и отличается «сознательностью» и действительно очень начинает радовать родителей речью, умением читать и т.п., это однозначно произойдет в ущерб другим его способностям.
  3. Снижение «пластичности» мозга. При раннем обучении ребенка родители форсируют его развитие, преждевременно обучают малыша абстрактным понятиям (буквы, цифры). Нейронные цепи, отвечающие за обработку определенной информации, с возрастом меняются, так как созревают новые области мозга. Решение несоответствующих возрасту задач приводит к необходимости задействовать те нейронные цепи, которые уже доступны. Это приводит к снижению «пластичности» мозга, не дает поменять в дальнейшем нейронную связь на более эффективную и в итоге тормозит интеллектуальное развитие. Вот почему не стоит особенно радоваться, если малыш многое знает и помнит: именно детскость мышления и непосредственность в раннем возрасте  позволят ему в будущем максимально реализовать собственные умственные способности.
  4. Функциональная несформированность лобных отделов мозга. Это грозное нарушение развития мозга может стать прямым следствием перегрузки ребенка развивающими занятиями. Несформированность лобных отделов первоначально является функциональной, а впоследствии может стать функционально-органической, то есть необратимой. Проявляется данная патология в равнодушии ребенка к учебе и заданиям, вялости на занятиях, медлительности. Он с трудом сосредотачивается и легко отвлекается; стремится упростить любую свою «работу»; речь его не отличается развернутостью.
  5. Проблемы с самооценкой могут возникнуть у детей особенно требовательных родителей, не считающихся с реальными возможностями каждого детского возраста. Если мама постоянно сравнивает своего малыша с другими, не учитывая, что темпы развития каждого ребенка сугубо индивидуальны, он вполне может начать считать себя плохим, глупым, неспособным. А низкая самооценка, в свою очередь, вызывает нежелание учиться чему бы то ни было.
  6. «Тепличность» детей, обучавшимся по методикам раннего развития. Если с ребенком занимаются преимущественно ранним обучением, а не стимуляцией его самостоятельной исследовательской деятельности, то он, несомненно, будет многое знать, рано научится читать и писать, однако нестандартного мышления, так называемого «креатива» ждать от такого ребенка не приходится.

Альтернатива раннему развитию

Наиболее важным в жизни ребенка является процесс игры, поэтому родители могут организовывать его день и всю деятельность таким образом, чтобы через игровую деятельность развивалась личность ребенка. Задача родителя состоит в том, чтобы обучить своего ребенка различать и выражать свои чувства, уметь взаимодействовать с социумом и понимать свои потребности. Ошибочно мнение, что если полностью составить график из занятий и развивающих методик, то личность будет более развитой. От родительской фигуры необходимо предоставление свободного времени для ассимиляции полученного опыта, возможности проявления спонтанности действий.

Актуальным остается вопрос, чтобы занятия с педагогом отличались от времени, проведенного с родителями. Названия улиц, животных, цветов и увеличение словарного запаса – задача педагога раннего развития. Задачи родителей сводятся прежде всего к следующим:

  • сенсомоторное развитие – игры и упражнения, где ребенок развивает различные виды чувствительности, учится ориентироваться в окружающем пространстве, развивает крупную и мелкую моторику;
  • развитие эмоционального интеллекта через называние и проговаривание собственных чувств, обозначение различных эмоциональных состояний самого ребенка;
  • убрать ограничения в проявлении творческих желаний (когда захотел рисовать, тогда пусть и рисует, ловит кузнечиков, месит глину) – чем больше у ребенка будет возможности заниматься тем, что интересно сейчас, а не тем, что предлагают взрослые, тем лучше потом работает воображение.

Родители должны изучать мир вместе с ребенком, показывать ему новых животных, имитировать окружающие звуки, объяснять различные свойства предметов. Только при таком взаимодействии возможно практическое применение полученных знаний. Обязательно должны быть элементы физической нагрузки (бег, ходьба по бревнам, лазанье и т.д.), а также телесного контакта (объятия, щекотка, качание на руках, подбрасывания вверх и пр.). Это необходимо для гармоничного развития всей личности и активизации естественной любознательности как основного движущего фактора развития.

Право на одиночество

Да-да, ребёнок первых лет жизни должен иметь возможность вдоволь играть и вдоволь общаться с самим собой

Одиночество для ребёнка чрезвычайно важно. Потому что именно в одиночестве у него начинает работать фантазия, воображение

Ребёнок, который все время занят, все время на виду у родителей, сверстников, педагогов, не имеет возможности подумать. Детей, которые не бывают заняты сами с собой, сразу видно. Не поверите, но они хуже говорят, медленнее соображают, меньше выдумывают.

Один из главных врагов ребёнка — миф о необходимости социализации

О том, что он должен как можно раньше начинать общаться с чужими людьми. В итоге родители считают, что их ребёнку будет мало общения с тридцатью случайно подобранными людьми восемь часов в день, пять дней в неделю. Они начинают с полугода водить ребёнка на курсы якобы для установки навыков общения. Если ребёнку повезло и он не идет хотя бы в ясли, то с полутора лет его вместо яслей обязательно поведут на кружки. Чтобы учился и социализировался.

Скажите честно, у кого из вас есть потребность по восемь часов в день находиться в коллективе из 30 человек? С друзьями каждый день по столько часов у всех есть желание общаться? То-то же!

Чем меньше ребёнок, тем меньше у него потребностей в общении и тем важнее для него возможность быть одному и в привычной обстановке.

Те, кто лишает своего ребёнка права увлечься игрой в одиночестве, рискуют вырастить ребёнка не просто посредственного, но и отстающего в развитии. Что у такого ребёнка не будет воли, самостоятельности и интереса к жизни, это ещё полпроблемы. Куда страшнее, что перегруженность общением, режим и строгие занятия могут сказаться на способности ребёнка думать, размышлять, воображать. Он будет знать по картинкам все флаги мира и всех животных саванны, но не сообразит, что делать, когда потеряется в магазине.

Анастасия Миронова

Десерт

ПОЧЕМУ РАННЕЕ РАЗВИТИЕ СТАЛО ТАКИМ ПОПУЛЯРНЫМ?

Популярность методик раннего развития набрала обороты вовсе не просто так. Родители маленьких детей оказались удачной целевой аудиторией для рекламы «развивающих» игрушек и занятий. С телевизионных экранов и журнальных страниц полились многочисленные сообщения о том, что учёные будто бы настоятельно рекомендуют развивать у малышей навыки письма, чтения и вычисления логарифмов буквально с пеленок. Разумеется, пособия для формирования этих навыков можно сделать дома самим. Но гораздо быстрее и проще купить уже готовые, реклама которых удачно разместилась на соседней странице или в следующем ролике.

Вторым фактором, способствующим распространению идеи раннего развития, стал активно насаждаемый в обществе культ личной успешности. Постоянная гонка за достижениями быстро перенеслась из профессионально-деловой среды в другие сферы жизни, в том числе родительство. Стремление к «идеальному материнству» часто сочетается с убеждением, что «хорошая мама» должна много и долго заниматься с ребенком по самым передовым методикам раннего развития. А если не справляется сама – поручить это тщательно выбранным профессионалам.

Подготовка к школе с трёх лет

— Стоит ли отдавать маленького ребёнка на всевозможные «развивалки»? Сейчас предлагают «подготовку к школе» буквально с трёх лет.

— Трёхлетнего ребенка нельзя подготовить к школе. Но если ребенок не ходит в детский сад, то водить его на какие-нибудь занятия — неплохо

Причём  совершенно неважно чему там учат: фольклорному пению или кубикам Зайцева. Главное, что получает ребёнок — социализация

Он учится контактировать с детьми, с чужими взрослыми, выполнять какие-то инструкции от чужого взрослого, как-то соотносить  свою жизнь с жизнью других людей. Ничего плохого в этом нет.

Если ребенку  нравится на этих занятиях, пусть ходит. Занятия надо выбирать поближе к дому, чтобы они были хорошо оборудованы. То есть, если рядом есть хорошо оборудованная Вальдорфская группа или группа Монтессори и плохо оборудованная, с плохим оповещением и неудобным расписанием группа подготовки в элитный лицей, я бы выбрала Вальдорфскую группу. Здесь важны люди, которые этим занимаются и то, пространство, в котором всё происходит.

Но, честно говоря, я не вижу никакой разницы между детьми, которые в детстве посещали такие группы и теми, которые их не посещали. Особенно к концу начальной школы эта разница вообще никак не заметна.

Фото: zapiskiprofana.ru

— Какие ошибки совершают родители, стремясь подготовить ребёнка к школе?

— Точно не нужно с ребенком заранее проходить школьную программу, потому что ему потом будет просто не интересно учиться. В школе на первых порах может возникнуть иллюзия, что ребенок что-то умеет, а на самом деле  он получил поверхностную информацию и у него не сформировался навык правильных  действий. И вновь проскакиваются, выпадают какие-то этапы развития. Но есть вещи, которым лучше обучаться медленно, чем быстро. Именно в том темпе, который предлагает начальная школа, ничего не форсируя.

Детей, которые проходили обучение ускоренными темпами, нередко рано отдают в школу или они перескакивают через классы. В итоге они оказываются в старшей школе раньше, чем их сверстники. Возникает действительно серьезная проблема: во-первых, ребенок ни эмоционально, ни психологически, часто и интеллектуально не готов к той программе, которую предлагают в старшей школе, не готов  к предлагаемой  модели обучения, к модели отношения между учителями и учениками.  Притом, что он может быть прекрасно развит, он оказывается неуспешным  просто потому, что еще – маленький. Нередко начинаются эмоциональные проблемы в отношении с гораздо более старшими одноклассниками, которые, в отличие от него, уже вступили в пубертатный возраст.

Если у ребенка есть потребность познавать что-то новое, то лучше реализовывать её не опережая школьную программу, а занимаясь другими сферами человеческой деятельности за пределами школы.

Как выбрать правильную методику обучения чтению

Как правильно учить ребенка читать? Какие методики считаются самыми эффективными?

Для достижения максимальных результатов выделяют несколько проверенных и «рабочих» методик:

  1. Азбука, в которой для каждой буквы имеется определенная картинка. Детям нравятся яркие изображения, что позволяет им с легкостью визуализировать новую информацию и намного быстрее ее запомнить. Однако не стоит слишком увлекаться картинками, иначе малыш «привязывается» к образу конкретной буквы, забывая о том, как она выглядит на самом деле.
  2. Букварь – классика всех времен и поколений. Несмотря на изменения в оформлении современных букварей, их принцип остался неизменным – буквы соединяются в слоги, а слоги в слова. Нужно выбирать буквари, где изучение букв и слогов идет параллельно – для моментального укрепления пройденного материала.
  3. Кубики Зайцева. Педагог из Санкт-Петербурга Н.А Зайцев создал кубики со складами – это отличное решение для обучения детей в игровой форме.

Каждый родитель вправе самостоятельно составлять программу для обучения чтению своего ребенка. Необходимо учитывать особенности его поведения и интересы, чтобы каждое занятие было увлекательным и продуктивным.

Задержка речевого развития

В предыдущих частях статьи шла речь о нормах речевого развития ребенка, но все они служат только примерным ориентиром. Темп развития речи индивидуален и зависит от многих факторов, например, от характера ребенка, условий его проживания, индивидуальных особенностей здоровья.

Отсутствие активной речи при понимании речи взрослых до полутора-двух лет не является серьезным отклонением от нормы. Многие дети постепенно «выговариваются» и к 3-4 годам входят в норму.

Признаки нарушения психо-речевого развития ребенка:

  • отсутствие указательного жеста после полутора лет;
  • неумение показать предметы по просьбе родителей;
  • использование жестов и мимики вместо речи после двух лет;
  • отсутствие слов и простейших фраз после двух лет;
  • скудный словарный запас;
  • механическое воспроизведение готовых фраз, например из мультфильма (эхолалии);
  • невнятная речь, которую невозможно понять, неправильное произношение многих звуков;
  • отсутствие понимания речи взрослых после полутора лет.

Диагноз задержка речевого развития обычно ставят не ранее трех лет. При этом речь может отсутствовать полностью или быть плохо развитой, когда ребенок едва произносит отдельные слова, не умеет сформировать предложение, не понимает несложные рассказы или сказки.

Причинами задержки речи у детей могут быть как медицинские, так и социальные. Во втором случае замедление речи может возникать у детей, воспитывающихся у чрезмерно заботливых родителей, демонстрирующих гиперопеку над своим чадом

Плохо будет разговаривать педагогически запущенный ребенок, на которого мало обращают внимание.

Но чаще задержка речевого развития возникает по медицинским причинам. К ним относятся:

  • патологии внутриутробного развития, сложные роды, перенесенные заболевания на первом году жизни;
  • родовые травмы;
  • неврологические заболевания;
  • врожденные патологии центральной нервной системы;
  • аутизм, синдром Дауна, гидроцефалия, ДЦП;
  • генетические заболевания, вызывающие нарушения в работе головного мозга
  • тяжелые психологические травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • нарушения слуха.

Задержка речевого развития неизбежно отражается на взаимодействии ребенка с другими детьми, поскольку ребенок не может полноценно общаться. Таким образом, нарушения речевого развития вызывает различные эмоциональные расстройства

Задержка речи сопровождается повышенной капризностью, повышенной агрессивностью, быстрой утомляемостью, плохим вниманием, неумением концентрироваться, гиперактивностью.

Куда обращаться при задержке речевого развития

В этом случае родители обычно вспоминают о логопеде. Но в возрасте 2-3 лет, когда становится заметной задержка речи, нужна помощь других специалистов, а именно неврологов, дефектологов, психологов, частично психиатров. Ребенку поможет комплексное устранение проблемы.

Если задержка речевого развития вызвана медицинскими факторами, ребенку должно быть назначено лечение заболевания, которое отрицательно сказывается на речи.

Когда нужны занятия с логопедом

В возрасте 2,5-3 лет, когда ставят ранний диагноз, ребенку понадобятся занятия с логопедом-дефектологом. Его деятельность направлена на формирование мелкой моторики руки, обучение правильной артикуляции, развитие памяти, умение составлять предложения.

Большое значение в становлении речи играет логопедический массаж. Он направлен на стимуляцию мимических и жевательных мышц, благодаря чему ребенку становится легче произносить слова.

Занятия с логопедом понадобятся, когда ребенок не имеет проблем с формированием предложений, но неправильно произносит отдельные звуки, чаще всего звуки –р или –ж. Обращение к логопеду нельзя откладывать, чем раньше начать коррекционную работу, тем легче будет устранить речевой дефект.

Коррекционный период будет длительным, поэтому родители должны запастись терпением и выполнять домашние задания в соответствии с рекомендациями логопеда.

Резюме

     Итак, необходимость в раннем развитии ребенка несомненна, но методы, которые пытаются для этого использовать, оставляют желать лучшего. Во всяком случае, я не торопилась бы ставить эксперименты на собственном ребенке, тем более, что никто из разработчиков этих методик не говорит о том, что происходит с гениальностью чада к исполнению ему 30 лет

А это очень важно, потому что только к этому возрасту можно произвести оценку педагогического воздействия на ребенка. Если после всех воздействий и воспитательных мер к 30 годам мы получим яркую личность, человека с устойчивыми нравственными понятиями, способностью к творчеству и широкими интеллектуальными возможностями, значит, мы получили хороший педагогический результат

А если нет? …

     И еще, существуют совершенно иные пути познания и способы творческого развития ребенка. К сожалению, эти методы остаются сегодня недоступными, хотя именно они наиболее просты и наименее трудоемки. Более того, они известны, и их можно широко применять. Но видимо, современным родителям гораздо проще идти по пути технических решений и рисовать на табличках слова и точечки, покупать кубики Зайцева и т.д.

     Парадокс состоит в том, что, стремясь к развитию интеллекта, мамы и папы не замечают информации о возможности его неограниченного развития, которое достигается другими методами, чем они привыкли представлять. Именно поэтому проблемы «раннего развития» — это проблемы родителей и их представлений о развитии, а детям остается развиваться настолько, насколько им это позволяют сделать взрослые.

Психолог-перинатолог Ж. В. Цареградская

Статья опубликована в журнале «Улица Сезам для родителей»,

октябрь 1999 г.

О системах раннего развития читайте в разделах:

Методика Зайцева

Николай Александрович Зайцев – петербуржский педагог, который придумал популярную систему обучения чтению по слогам. По его мнению, именно слог является элементарной частью речи, а не слово или буква. Когда ребенок только начинает говорить, он произносит слоги «ма», «да», «ка», «ба». Искусственное разделение слогов на буквы закрепощает речевые навыки детей, вызывает трудности с чтением.

В основе системы развития ребенка до года лежат наглядные пособия – кубики и карточки. Она также предполагает разучивание веселых, коротких песенок, распевание которых помогает быстрее усваивать материал. Основной принцип развития – игра, как основной вид деятельности детей раннего возраста.

Оптимально начинать работать с детьми по программе Зайцева после 1.5-2 лет. Можно заниматься раньше других детей, но как показывает практика, чем старше малыш, тем быстрее он учится читать. Например, если двухлетний кроха начинает читать через 6 месяцев, то пятилетний – через 2 недели.

Хотя слогов в 7 раз больше, чем букв, учить их совсем несложно. Вместе с чтением дети осваивают грамотное письмо. Например, они сразу запоминают, что «жи» и «ши» пишется через «и». Более того, при классическом обучении чтению по буквам, дошкольники часто отвлекаются на рисунки. Кубики содержат исключительно буквы, без отвлекающих элементов.

В данной методике на развитие ребенок получает такие преимущества:

  • Учиться писать без ошибок;
  • Избегает логопедических недостатков;
  • Учится говорить чисто;
  • Расширяет запас слов;
  • Развивает логическое мышление;
  • Тренирует зрительную память.

Заниматься по методике раннего развития Зайцева очень просто. Нужно приобрести готовые кубики и организовать короткие занятия в удобное ребенку время. Он должен быть здоровым, в хорошем настроении, отдохнувшим. Не должно быть принудительного обучения

Важно заинтересовать малыша, тогда система обучения даст наилучшие результаты. После изучения слогов, можно учиться читать вывески

Методика, придуманная взрослым без серьёзного научного обоснования или на базе единичного исследования

Распространённый миф о пользе музыки Моцарта имеет источником исследование, показавшее положительное влияние на удой у фермерских коров, которым включали записи Моцарта. Многие развивающие методики основаны на ничем не подтверждённых соображениях о возможной пользе или раздувают выводы из единичного исследования.

Саму Монтессори часто обвиняют в том, что она, якобы, перенесла методические наработки для обучения умственно-отсталых детей на всех детей земли. Это один из распространённых мифов о Монтессори-педагогике. Между тем Мария Монтессори проделала при жизни большую работу по построению научной педагогики, и процесс не прекращается поныне, продолжаемый Монтессори-педагогами во всём мире. Метод идёт рука об руку с психологией развития, возрастной и когнитивной психологией, медициной и нейрофизиологией. Далеко не каждый подход к развитию может похвастать мощной научной базой и быть при этом честным.

Подводя итог, я хочу призвать родителей быть разумными и внимательными в выборе развивающих методик для малышей. Не забывайте, что дети, подобно цветам, нуждаются в питательной среде, но поторопить распускающийся бутон можно, только дорого за это заплатив. Если вы будете чрезмерно стимулировать растение – оно рано или поздно перейдёт в состояние истощения или даже погибнет; вы можете получить неестественно крупные цветы только за счёт хилости самого растения; если вы будете ковыряться в бутоне, надеясь раскрыть его пораньше, всё что вы получите – изуродованный цветок с повреждёнными в младенчестве лепестками.

Здоровое растение можно получить, только дав цветку всё необходимое, включая время, которое потребуется ему, чтобы вырасти и окрепнуть. Дети устроены сложнее цветов. Так что для того, чтобы создать им оптимальную среду развития, нужно многое знать. Тут нет простых и коротких рецептов, и нет рецепта, который заменил бы собой то время и опыт, которые нужны ребёнку, чтобы самостоятельно приобрести самого себя более взрослого.

Метод Монтессори предлагает взрослому научно обоснованный, системный способ создать наилучшие условия для развития каждого малышу во всей его неповторимости. Это не просто свод хороших советов, проверенных временем.

Метод Монтессори – это общие принципы на базе проверенной практикой теории, понимая которые, родитель учится решать любую воспитательную задачу оптимально для своего ребёнка. В предельно благоприятных условиях он не встречает препятствий, выстроенных ошибочными действиями взрослого или своей неосведомлённостью и незавершённостью роста. В таком случае он приобретает грани личности, знания, умения и полезные привычки так рано и так полно, как это возможно естественным именно для него образом. Монтессори-метод – это, если можно так выразиться, способ сделать развитие максимально своевременным, всесторонним и приносящим пользу самому ребёнку.

Фото Ольги Горевой и из нашего Монтессори-центр Отрада»

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: