Что такое раннее развитие детей и зачем оно нужно?

Исчезающий эффект

Так эффективно ли раннее развитие для обычных детей? Конечно, многое зависит от того, как именно развивать ребенка, в каком режиме, при помощи каких методик. Если же говорить в общем, не вдаваясь в эти детали, то эффективность развития, как правило, отмечают и родители, и различные исследования. Дети, которые занимались по программам для дошкольников, показывают лучшие результаты на тестах, чем те, которые не занимались.

Однако этот эффект недолговечен. В 2015 году были опубликованы итоги масштабного, многолетнего исследования (метаанализ), которое показывает, что преимущества раннего развития нивелируются в течение нескольких лет. То есть дети, с которыми занимались по программам раннего развития, в первом классе и последующие годы демонстрировали лучшие показатели на тестах, чем те, с которыми не занимались, но ко времени окончания школы в интеллектуальных результатах этих двух групп детей не было никакой существенной разницы.

Однозначно, дошкольное обучение облегчает детям начальный этап школьной жизни, однако не дает каких бы то ни было преимуществ впоследствии. Стоит ли овчинка выделки — решать вам.

Меня, как носителя русского языка, очень интересует один вопрос, на который вряд ли может ответить зарубежное исследование. Многие уже взрослые люди связывают свою «врожденную» грамотность с тем, что они в очень раннем возрасте научились читать. Действительно ли это так? Не секрет, что грамотное письмо на русском языке нелегко дается школьникам. Если раннее чтение позволяет писать без ошибок, даже не зная правил орфографии и пунктуации, то это, по-моему, отличный лайфхак. Правда, у нас, к сожалению, пока нет достоверных и объективных данных, чтобы утверждать существование связи между ранним чтением и грамотностью.

Достижения наших детей

Дети, посещавшие группы и студии развития, впоследствии лучше и быстрее адаптируются к любым занятиям для детей более старшего возраста; реже испытывают затруднения в установлении контактов с взрослыми и сверстниками; у них отмечаются достижения в развитии познавательной сферы: активно развивается речь, увеличивается объем внимания. Овладевая различными способами обследования предметов, дети при помощи педагогов быстрее обучаются сравнивать, различать, находить сходства, устанавливать связь между предметами и явлениями, что способствует развитию наглядно-действенного мышления. Детей отличает более высокая познавательная активность. А родители, посещавшие занятия, отмечают, что стали лучше понимать возрастные особенности и возможности своих детей.

Семейный центр «Ого-Город» всегда ждёт Вас и Ваших детей на занятиях!

Резюме

     Итак, необходимость в раннем развитии ребенка несомненна, но методы, которые пытаются для этого использовать, оставляют желать лучшего. Во всяком случае, я не торопилась бы ставить эксперименты на собственном ребенке, тем более, что никто из разработчиков этих методик не говорит о том, что происходит с гениальностью чада к исполнению ему 30 лет

А это очень важно, потому что только к этому возрасту можно произвести оценку педагогического воздействия на ребенка. Если после всех воздействий и воспитательных мер к 30 годам мы получим яркую личность, человека с устойчивыми нравственными понятиями, способностью к творчеству и широкими интеллектуальными возможностями, значит, мы получили хороший педагогический результат

А если нет? …

     И еще, существуют совершенно иные пути познания и способы творческого развития ребенка. К сожалению, эти методы остаются сегодня недоступными, хотя именно они наиболее просты и наименее трудоемки. Более того, они известны, и их можно широко применять. Но видимо, современным родителям гораздо проще идти по пути технических решений и рисовать на табличках слова и точечки, покупать кубики Зайцева и т.д.

     Парадокс состоит в том, что, стремясь к развитию интеллекта, мамы и папы не замечают информации о возможности его неограниченного развития, которое достигается другими методами, чем они привыкли представлять. Именно поэтому проблемы «раннего развития» — это проблемы родителей и их представлений о развитии, а детям остается развиваться настолько, насколько им это позволяют сделать взрослые.

Психолог-перинатолог Ж. В. Цареградская

Статья опубликована в журнале «Улица Сезам для родителей»,

октябрь 1999 г.

О системах раннего развития читайте в разделах:

Татьяна, учитель русского языка и литературы, мама двоих детей:

— У меня двое детей. Младшему шесть лет, он в этом году должен пойти в школу, старшей девочке двенадцать. Со своими детьми я занималась с самого раннего детства по различным методикам

Для меня очень важно по максимуму заполнить их день, чтобы не было праздного шатания по улицам или “зависания” в интернете. Я убеждена, что ребенок не должен бездельничать, все проблемы в воспитании возникают именно от наличия свободного времени

Именно от безделья ребенок связывается с плохой компанией, пробует алкоголь и сигареты, становится аутсайдером по жизни. Это не значит, что мои дети целыми днями сидят за книжками. Еще есть занятия гимнастикой, плаванием, рисунком и музыкой, они развиваются не только интеллектуально, но и физически, и творчески. Сейчас я много читаю о домашнем обучении, подыскиваю школу, которая позволит реализовать намеченные планы. Надеюсь, что индивидуальное обучение позволит моим детям добиться результатов в учебе и поменьше отвлекаться на особ противоположного пола, особенно в переходном возрасте.

Спонтанное развитие творческих способностей

     Представления о целостности и божественном знании новорожденного были частью представлений о совершенно ином способе восприятия информации. Считалось, что можно все знать, ничему не обучаясь. Эта философия гласила: «В каждой частице Вселенной содержится информация обо всей Вселенной». Значит, в новорожденном уже содержатся все знания о Вселенной, надо только научиться ими пользоваться. Именно на этих представлениях основывались древние методы «развязывания ума» у ребенка, которые сегодня можно назвать методикой спонтанного развития творческих способностей. Эти методы позволяют беспрепятственно осваивать иностранные языки и игру на музыкальных инструментах, делают доступными понимание многих областей знаний, которые кажутся чрезвычайно сложными. Те дети, к которым была применена эта методика, обладают неограниченными интеллектуальными способностями. Наблюдая процесс усвоения ими знаний, складывается впечатление, что ребенок не учится, а лишь знакомится или вспоминает то, что он когда-то хорошо знал. Удивительно, что для раскрытия безграничных возможностей в познании, необходимым условием является правильное пересечение и перевязывание пуповины новорожденного, а затем проведения ряда поддерживающих действий до исполнения ребенку 3-х лет.

     Наиболее поразительной является способность к освоению музыкальных инструментов и удивительная музыкальность этих детей. Я это знаю на примере своего дедушки, человека, к которому эта методика была применена. Он беспрепятственно осваивал игру на любом музыкальном инструменте, но особенно любил гитару и мандолину. Никогда не зная ни одной ноты, он делал прекрасные гитарные аранжировки популярных мелодий, за что на конкурсе импровизаторов в 20-е годы получил первый приз — испанскую гитару, инкрустированную перламутром и золотом. Примечателен один случай. Однажды дедушка отмечал какой-то праздник в веселой компании своих товарищей. Когда дело дошло до песен и танцев, оказалось, что из инструментов у хозяев есть только рояль. Дед сел за инструмент, прошелся по клавишам и сказал, что он попробует акомпонировать. Когда компания попела и поплясала, один из товарищей деда сказал: «А я и не знал, что ты на рояле играть умеешь!» На что дед ответил: «До сегодняшнего дня я тоже об этом не знал».

     Заинтересовавшись возможностями неограниченного развития интеллекта и творческих способностей я собрала около 500 свидетельств людей, по отношению к которым эти методы применялись, что позволило им осваивать многие области знаний практически без ограничений. В дальнейшем это послужило базой для проведения небольшого эксперимент, в котором участвовало 20 будущих мам. По отношению к 10 новорожденным этот метод был применен, а по отношению к остальным 10 — нет. Через 5 лет можно было судить о результатах по оценке этих двух групп детей. Дети из группы, где применялся метод спонтанного развития творческих способностей, по оценке педагогов, психологов и родителей, действительно проявляли неординарные способности в понимании многих вещей и проявляли неординарные музыкальные способности. Правда, были затруднения в оценке степени их интеллектуальности: у разных детей она проявлялось в той или иной мере, не являясь однородной. Тем не менее, их интеллектуальный уровень явно превосходил уровень детей из контрольной группы. Эти наблюдения, несмотря на ограниченность выборки, являются достаточными, чтобы расширить применение этого метода, тем более, что он выражается в ряде мер, никоим образом не влияющих на здоровье и психику ребенка.

     Кроме того, этот эксперимент заставляет задуматься о развитии интеллектуальных способностей вообще. Он открывает принципиально новые, неизвестные ранее возможности развития и подвергает сомнению целесообразность «раннего развития» способностей ребенка с помощью обучения, пусть даже и игрового. Более того, этот эксперимент подтверждает возможность совершенно иного способа получения и использования информации. Существуют механизмы, позволяющие пробудить к жизни и использовать интуитивное бессознательное знание, которое современными людьми практически не используется. Эта возможность значительно облегчает процесс познания и делает его гораздо более эффективным.

В ЧЕМ ПРОБЛЕМА РАННЕГО?

Дело в том, что физическое и психическое развитие ребенка подчиняется собственным законам. Знаменитый советский психолог Л.С. Выготский, первым в нашей стране исследовавший проблему психологического развития ребенка, писал:

Развитие интеллектуальных навыков в возрасте, не являющимся сензитивным для них, в лучшем случае окажется напрасной тратой сил и времени. На этот счет у психологов есть хорошая метафора: «Бесполезно тянуть росток вверх в надежде собрать урожай пораньше – нужно просто подождать, пока он созреет». В худшем случае, раннее обучение может привести к дисгармоничному формированию личности, когда бурное развитие в одной области приводит к отставанию в остальных. Эта ситуация отлично проиллюстрирована в сериале «Детство Шелдона». Его главный герой отличается невероятной интеллектуальной одаренностью и вместе с тем – явной незрелостью эмоционально-волевой сферы.

Стили воспитания в семье

В каждой семье действуют свои правила и порядки, но можно выделить четыре наиболее распространенных стиля воспитания.

  1. Авторитарный

    Родители исповедуют строгость и полный контроль над действиями ребенка. В семье процветают окрики, запреты, физическое насилие, принуждение. При этом родители убеждены, что подчиняя себе волю ребенка, они действуют ему во благо. На самом деле, проживание в атмосфере крика и страха формирует у малыша неуверенность в себе, комплексы неполноценности, склонность к конфликтности.

  2. Попустительский (либеральный)

    В отличие от предыдущего стиля воспитания, либеральное отношение родителей к своим обязанностям допускает полную вседозволенность. Взрослые выполняют все желания сына или дочери, не отказывая ему ни в чем. Полное отсутствие запретов и ограничений приводят к неумению ребенка адаптироваться к нахождению в детском коллективе. Любые правила или ограничения вызывают у малыша протест и стремление к неподчинению.

  3. Индифферентный

    Родители заняты зарабатыванием денег или карьерой, а ребенок предоставлен сам себе. В этом случае родители часто заменяют живое общение дорогими подарками. Но малыш при этом чувствует свою ненужность и начинает постепенно отдаляться от других членов семьи. В дальнейшем такие дети рано уезжают из дома, испытывают сложности в создании собственной семьи.

  4. Демократический

    В воспитании ребенка родители придерживаются принципов учета интересов малыша, уважения его прав, поддержки стремления к самостоятельности, активности, творческому самовыражению. В процессе воспитания дети и взрослые учатся уважать мнение и желание друг друга, демонстрируют взаимодоверие. Родители умеют признавать ошибки и при необходимости просить прощения у своих детей.

Раннее изучение иностранных языков

Раннее изучение иностранных языков стоит обычно отдельным вопросом среди развития всех прочих навыков, поскольку существует мнение, что чем раньше начинается обучение, тем лучше ребенок овладевает дополнительным языком. Данное утверждение можно относить только к здоровым детям. В других случаях это может навредить развитию ребенка.

Противопоказано изучение иностранного языка детям с:

  • неврологическими нарушениями;
  • нарушением звукопроизношения и звуковосприятия.

При изучении второго языка существующие проблемы могут только усугубляться, поскольку те особенности произношения, которые являются нормой для иностранного языка, могут рассматриваться как дефект в родном.

Неврологическая патология часто дает ослабленную память, а поскольку язык в детстве запоминается механически, то эффективность таких занятий сводится к нулю. То, что было выучено на одном занятии, будет забыто к следующему, но ребенок потратит много сил и времени на запоминание новых слов.

Возможные негативные последствия изучения иностранного языка ребенка с неврологическими и логопедическими проблемами:

  • дислексия;
  • дисграфия;
  • нарушение произношения;
  • неправильное формирование артикуляционного аппарата;
  • перенапряжение нервной системы;
  • общее недоразвитие речи родного языка: низкий словарный запас, нарушение лексики, грамматики, звукопроизношения, фонематического слуха.

Отставание в развитии детей

Каждый ребенок индивидуален в своем развитии, но значительные отклонения от усредненных норм дают основание врачу поставить диагноз «задержка психического» или «психо-речевого развития». До года речь ведут о задержке физического развития.

Причины отставания могут быть самые разные. Некоторые дети сразу после рождения развиваются со значительной задержкой, другие могут соответствовать норме до года или больше, но потом проявлять «откат» в развитии.

К причинам, провоцирующим отставание в развитии, относятся:

  • патологическое протекание беременности – тяжелые формы токсикоза, внутриутробные инфекции, гипоксия плода;
  • родовые травмы, преждевременные или патологические роды;
  • перенесенные в раннем возрасте инфекционные и другие заболевания;
  • генетическая обусловленность.

Существуют также социальные причины задержки психо-речевого развития

В этом случае можно вести речь о педагогической запущенности ребенка, когда малышу не уделялось должное внимание, если ребенок жил в неблагоприятных условиях. Гиперопека, чрезмерная тревожность родителей по отношению к ребенку также может вызвать отставание в психо-эмоциональной сфере.

Дети, отстающие в развитии, поздно начинают сидеть, ходить, понимать речь взрослых. Главный симптом задержки — это позднее формирование речи. Если ребенок не говорит к двум годам, возможно речь идет о его индивидуальных особенностях, но отсутствие речи в три года и позже свидетельствует о серьезном отставании, которое обязательно требует лечения и коррекции.

Дети с задержкой в развитии плохо взаимодействуют с другими детьми. Неумение общаться вызывает капризы, импульсивность, внушаемость, неумение отстоять свои интересы. Такие дети часто впадают в истерики, могут проявлять агрессию по отношению к другим людям и к себе (бить себя по лицу, вырывать волосы). В будущем они несамостоятельны, легко поддаются чужому влиянию, эгоцентричны, инфантильны, чрезмерно зависят от окружающих их взрослых людей.

Если ребенок отстает в развитии, нельзя ожидать чуда, надеяться на то, что он «перерастет», убеждать себя в том, что он «ленится». Ребенок нуждается в наблюдении и консультациях невролога, психолога, логопеда, дефектолога, а в ряде случаев психиатра. Маленьким пациентам потребуется медикаментозная терапия и занятия, направленные на коррекцию поведения.

Развивается речь

Можно выучить слова, называющие предметы, действия и качества по карточкам и книгам. Но пополнение словарного запаса через работу с картинкой возможно позже, чем через работу с предметом — и таким образом мы опять тормозим человека извне.

Но главное даже не в этом. Вы сами предпочтёте учить новый иностранный язык по карточкам в виде отдельных слов, или результативнее будет поговорить по теме, составить собственный рассказ с новой лексикой, сопровождать слова движениями и реальными действиями? Детям, пусть они и вооружены ресурсом впитывающего разума, тоже гораздо проще запомнить слово из опыта реальной коммуникации и во время реального дела. С их ещё очень наглядно-действенным мышлением так и должно происходить узнавание языка.

Ребёнок быстрее выучит названия посуды, помогая готовить, накрывать на стол, загружать и разгружать посудомойку, чем если будет изучать предметы по карточкам и книгам

Клуб раннего развития «Ого-Годики»

Весь спектр услуг по развитию и обучению детей от 6 месяцев до 10 лет в нашем центре представлен двумя направлениями — Клуб раннего развития «Ого-Годики» и студии АкадемГородка.

В Ого-Годиках разработан авторский формат занятий с детьми от 1 года до 3 лет — 3-х часовые группы развития. В течение трех часов с малышами работают три специалиста: педагог по творчеству или музыке; детский психолог или логопед; инструктор по детской йоге или хореограф. В основе каждого занятия — четыре развивающих направления: общение, познание, творчество и движение. На занятиях присутствует детские психологи и логопеды. Родители волнуются за своих малышей и постоянно задают вопросы: «А почему это?», «А почему так?». Специалист объясняет, какую пользу приносит ребенку то или иное упражнение. Комментарии специалистов позволяют родителям получить необходимую информацию по вопросам детского развития, способам решения проблем в сфере детско-родительских отношений, практические рекомендации по занятиям с ребёнком в домашних условиях.

Максимально действенными средствами в развитии детей раннего возраста являются средства символизации — цвет, музыка, художественно-графические формы, выразительные движения. Они стимулируют познавательную активность ребёнка и способствуют вовлечённости в процесс занятий. Все специалисты активно используют на своих занятиях средства символизации.

Объединяющим началом всех занятий внутри 3-х часового формата является общий для всех форм развивающей работы смысловой контекст или тема дня. Тема дня объявляется на каждом занятии и способствует формированию осведомлённости о разных сферах жизни человека — природного мира, человеческих отношений, здоровья и культуры.

От 6 месяцев до 1 года мы предлагаем программу «Разноцветные ладошки». Занятия для самых маленьких дарят безграничные возможности формирования различных способностей в раннем возрасте. Художественное творчество детей и родителей дополняется двигательной гимнастикой и психологическим сопровождением. Ведущие — 3 специалиста: детский психолог, педагог-психолог и инструктор по двигательной гимнастике. Программа состоит из разных видов деятельности: художественной, предметной, двигательной; способствует развитию у детей цветового восприятия, общей моторики, координации движений, памяти и внимания; позволяет родителям узнать, что умеют их малыши; получить консультации по воспитанию детей и уходу за ними, помощь и поддержку.

Методика раннего развития Монтессори

Ранее развитие детей по Монтессори невозможно без предоставления им полной свободы. В основе системы лежит самостоятельное выполнение заданий. Родителям запрещается мешать ребенку делать упражнения. Допустима только незначительная помощь по необходимости. «Помоги мне сделать самому» – главный девиз системы обучения.

Впервые Мария Монтессори применила свой подход в работе с болезненными детьми. На то время она занималась с ними в детском саду с помощью развивающих игрушек, которые делала сама. Они выполняли две функции: веселили детей и вырабатывали моторику и мышление. Достижением Монтессори стало то, что ее подопечные, страдающие умственной отсталостью, научились читать, писать и считать.

Предлагая эту методику ребенку, вам потребуется много разных предметов, которые помогут развить сенсорный опыт малыша. Можно играть в следующие игры:

  • Сортировка предметов. Потребуются предметы, которые отличаются формой, цветом и размером. Отличный вариант – игра с пуговицами, но нужно следить, чтобы малыш не проглотил мелкий предмет.
  • Башня из кубиков. Элементы игры должны быть разными по размеру. Подойдет готовая башня, купленная в магазине.
  • Пирамидка. Задача ребенка заключается в отыскивании одинаковых элементов, например, квадратов, кругов.
  • Разноцветные таблички. Основа игры – разноцветные, одинаковые по размеру таблички из дерева, которые отличаются только цветом. Требуется совмещать пары табличек одного цвета. Чем старше ребенок, тем больше цветовых пар потребуется.
  1. Выработка самостоятельности, внимательности, наблюдательности ребенка.
  2. Активное развитие левого полушария мозга за счет проработки мелкой моторики.

Начинать развитие по Монтессори можно до года, в 8-10 месяцев. Система не подходит для чрезмерно активных детей.

НУЖНО ЛИ РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ?

Раннее развитие будет полезно только в том случае, если:

— Вы готовы принимать индивидуальные особенности, увлечения и темпы развития  малыша. — Вы вдумчиво и критично относитесь к выбору предлагаемых методик раннего развития. Не пытаетесь загнать ребенка в жесткие рамки, чтобы соблюсти все требования выбранной Вами методики. — Вы не пытаетесь опережать возрастные нормы и учитываете сензитивные периоды развития психических функций. — Вы ведете ребенка к достижению его собственных целей. Даже если они не всегда совпадают с намеченными Вами. — Вы отдаете ребенку ведущую роль в определении направления его развития. Вы готовы помогать ему с интересом осваивать мир.

Следует особо оговориться: все сказанное справедливо только в тех случаях, когда ребенок «нейротипичен», т.е. развивается в рамках возрастной нормы. Если Вы подозреваете задержку развития в той или иной сфере – лучше проконсультироваться с профильными специалистами: дефектологом, логопедом, неврологом. Они проведут диагностику и подскажут, какие занятия нужны в Вашем случае. В такой ситуации речь будет идти уже о коррекционно-развивающих занятиях. Их стараются начинать как можно раньше, чтобы помочь психике малыша «включить» компенсаторные возможности.

Каждый родитель, конечно, хочет, чтобы его действия в конечном итоге шли на пользу ребенку. Есть хорошая новость! В вопросах раннего развития детей можно поставить знак равенства между пользой и удовольствием. Наполняйте дни радостными, интересными событиями, наблюдайте за увлечениями малыша и отмечайте его успехи. Такой подход к развитию, несомненно, будет наилучшим для любого ребёнка!

Наталья Ульянова

Педагог-психолог, игротерапевт

Преподаватель кафедры Академии психологии и педагогики ЮФУ, автор более 30 научно-исследовательских работ

Методику не нужно выбирать

Когда речь заходит о развитии малыша, возникает вопрос — какую методику выбрать. Ответ прост — не нужно выбирать одну-единственнную методику и слепо следовать ей, соблюдая все пункты. Особенно это касается методик зарубежных авторов: переводы их книг на русский язык, как правило, перепечатываются из года в год без изменений, начиная с даты их написания в оригинале много лет назад. Перед тем, как начать заниматься по такой методике, обязательно узнайте, была ли такая методика адаптирована к русскоязычным детям нашими российскими педагогами и психологами. Часто то, что имеет успех за рубежом, не имеет его в России, и наоборот

Обратите внимание на те авторские методики, которые не требуют от родителей наличия специального образования или обязательного прохождения курсов. По-настоящему ценные методики должны быть разработаны и адаптированы для проведения самими родителями, а не только профессионалами

Как известно, лучшими учителями наших детей являемся мы, их родители.

Лучшие учителя для наших детей — мы сами

Второй шаг — это создание индивидуальной методики для своего собственного ребёнка. Не бывает одной методики, идеально подходящей именно вашему ребёнку. Выбор методик для совмещения в одну, индивидуальную, остаётся за самим малышом. Родители только должны предоставить крохе этот выбор. В разном возрасте ребёнок испытает интерес к различным способам познания мира, поэтому не бросайте то, к чему малыш не проявил явного интереса в определённый момент времени. Периодически возвращайтесь к карточкам, книжкам, играм, которыми, как вам показалось, малыш не был увлечён. Возвращайтесь к ним снова и снова. Вот увидите, как будут отличаться интересы ребёнка каждые 1-2 месяца. Поверьте, ничто из предложенного вами ребёнку не пройдёт даром.

КАК УЗНАТЬ, КОГДА ПОРА РАЗВИВАТЬ ТОТ ИЛИ ИНОЙ НАВЫК?

Есть очень простой индикатор, показывающий, что малыш «созрел» для изучения тех или иных сфер жизни – это его собственный интерес к ним. Если ребенок настойчиво тянется к карандашам и фломастерам и пытается «расписать» обои в квартире – мы можем предложить ему рисовать на специально наклеенном на стену ватмане. Тащит маму за руку к книжной полке и сосредоточенно вглядывается в слова? Возможно, пора познакомить его с азбукой. При этом не устраивать специальных «уроков», а между делом называть буквы, встречающиеся не только в книгах, но и, например, на уличных вывесках, и т.д.

В таком подходе состоит альтернативное понимание термина «раннее развитие»: помощь в освоении мира в темпе, комфортном самому ребёнку. Таким образом мы мягко и ненавязчиво подталкиваем малыша к изучению мира, следуя за его интересами. Задача взрослого в этом случае – создать удобную и вместе с тем богатую для изучения среду, в которой будет достаточно разнообразных стимулов для будущего обучения

Важно, чтобы ребенок мог сам выбирать, чем и когда ему заниматься. Для этого разные материалы и занятия должны быть, с одной стороны, доступны ему физически, с другой – безопасны при самостоятельном использовании

Роль родителей при этом – быть не направляющим «учителем», а бережным «проводником» в такой интересный и разнообразный мир.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: