Как развивать мышление подростков
Составить список
Предложите подростку составить список (чек-лист) чего-то важного для всей семьи или конкретно для него: список желанных подарков, покупок, фильмов для просмотра. Затем обсудите, чем полезны списки и как он может их использовать в учебе
Составляя список, подросток учится систематизировать свои мысли, желания, планы — тем самым развивает практическое и системное мышление за счет придания формы тому, что до этого было только в голове.
Назвать различия
Спросите об отличиях между кораблем и лодкой, травой и газоном, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
Когда подросток замечает различия похожих объектов, то задействует словесно-логическое мышление: анализирует характеристики, выделяет главное от второстепенного, вспоминает свой прошлый опыт.
Придумать название предмету
Покажите фотографии таких гаджетов и предметов, которые подросток еще не видел: это может быть что-то суперсовременное (датчик осанки) или наоборот что-то давно забытое (стационарный телефон с пружинкой). Предложите придумать название и описать функционал этих предметов.
В этом упражнении подросток учится смело выражать свои мысли и отказываться от скучных и неподходящих идей. Как следствие, это помогает развивать творческое мышление за счет создания новых сочетаний слов.
Поиграть в «Придумай сценарий»
Покажите фотографию, на которой изображена неоднозначная ситуация (собака застряла в вазе) и попросите предположить, что произошло до этого момента.
В момент создания своей истории, подросток анализирует ситуацию и видит ее объемнее — тем самым развивает творческое мышление за счет выражения своих гипотез и фантазий.
Поиграть в «Странные вопросы»
Задайте подростку странные и неожиданные вопросы. Например:
- Что лучше: яблоко или дыня?
- Что мягче: рука или нога?
- В чем польза жирафа?
В ответе должно быть как минимум три аргумента.
Когда подросток отвечает на нестандартные вопросы, он размышляет в состоянии неопределенности и укрепляет словесно-логическое мышление — то самое, которым пользуются ученые.
Привычки, которые помогут научиться позитивному мышлению
Медитируйте
Медитация считается одной из самых прогрессивных практик управления своими мыслями. Благодаря ей, человек может заглянуть внутрь себя и увидеть, что именно не дает ему покоя. Таким образом определяется источник негативного мышления. Но медитации нужно проводить регулярно.
Делайте один акт доброты ежедневно
Очень просто делать хотя бы одно доброе дело в день. Для этого не всегда требуются какие-либо материальные вложения. Сказанное вовремя слово поможет другому человеку в трудной ситуации и это тоже будет считаться хорошим делом. Можно просто улыбнуться, как-то поддержать человека, сказать ему комплимент. Хорошо, если будет оказана помощь человеку с ограниченными способностями. Примеров много. Главное, чтобы все сделанное было от души.
Хватит осуждать и вешать ярлыки на все подряд
Важно понять, что навешивать ярлыки на кого-либо, осуждать человека не нужно. Многие привыкли давать всему оценку: это хорошо, а это плохо
К примеру, кто-то окрасил волосы в ярко-розовый цвет и сразу в обществе началось его осуждение.
Так люди поступают по отношению ко всему в своей жизни. Это касается не только окружающих, но и подарков, просмотренных фильмов, прочитанных книг. Список может быть бесконечным. Но если речь идет об опасностях, тогда действительно следует порассуждать над ними здраво для защиты себя и окружающих. Но слишком часто люди судят о том, о чем можно было бы и промолчать.
Это выматывает. Забирает из человека все силы. Намного лучше было бы принять все то, что невозможно проконтролировать. Начать плыть по течению.
Иногда стоит задуматься, сколько раз в течение дня приходят в голову осуждающие мысли. Нужно ли тратить на них столько своего времени?
Потребляйте позитивный контент
Для переключения внимания с негативных мыслей на позитивные очень хорошо работает просматривание положительного контента. Полезно избегать стрессовой информации, иначе она отразится на всем остальном. Как вариант, можно просматривать видеоролики, соответствующие интересам и увлечениям. Это поможет настроиться на нужный лад.
Ставить цели
Хорошо действует еще один способ: постановка целей и стремление их достигнуть. Таким образом решается задача по замещению негативного мышления на полезное. Многие люди ставят цели, но не выполняют их. Во всем виноват негативный настрой. Если цели ставятся регулярно и отслеживается прогресс их достижения, то преодолевать препятствия со временем станет проще. Уже не захочется искать оправдания своим неудачам, а наоборот — появится стимул сосредоточиться на выполняемой задаче.
Избегайте сплетен и жалоб
Важно не акцентировать свое внимание на сплетнях и жалобах. Что уж тут говорить, многие этим грешат. Но уменьшить количество этого негативного мусора в голове вполне под силу каждому человеку
Нужно замечать те моменты, когда хочется пожаловаться или посплетничать. Вместо этого следует принять ситуацию такой, какая она есть
Но уменьшить количество этого негативного мусора в голове вполне под силу каждому человеку. Нужно замечать те моменты, когда хочется пожаловаться или посплетничать. Вместо этого следует принять ситуацию такой, какая она есть.
Присутствие в реальности
Многие несчастья, состояние гнева или обиды приходят к человеку, когда он зацикливается на прошлом негативном опыте. Тревога и беспокойство также могут прийти в след за размышлениями о будущем. Ни прошлое, ни будущее люди не в состоянии контролировать. Но что же тогда остается? Сконцентрироваться на настоящем. Расставить приоритеты на текущие задачи, тогда и мысли будут привязаны к реальности.
Читайте книги о позитивном мышлении
Хорошо помогает избавиться от негатива чтение приятных, полезных книг. На тему позитивного мышления можно найти очень много информации. Этот метод был довольно широко исследован учеными, психологами и философами.
ТОП-10 книг про позитивное мышление
В современном книжном мире можно встретить множество полезных изданий по психологии. Такая литература помогает взглянуть на свою жизнь под другим углом, изменить привычки и мышление.
Далее приведен список книг по переключению внимания с негативного на позитивное. Каждая из них поможет читателю измениться внутренне и внешне.
Пол Арден «Важно не то, кто ты есть, а то, кем ты хочешь стать»;
Хэл Элрод «Магия утра»;
Ричард О’Конор «Депрессия отменяется»;
Джо Витале «Ключ»;
Даниэлла Лапорт «Разожги огонь»;
Карен Салмансон «Мгновенно счастлив. Измени настроение за 10 секунд»;
Игорь Манн и Фарида Каримова «Лайфхак на каждый день»;
Мэг Джей «Важные годы»;
Питер Брегман «Правило четырех секунд»;
Грег Уайт «Брось себе вызов».
Как развивать мышление
Человеческий мозг, как и мышцы, нужно тренировать – без регулярной работы способность размышлять ослабевает. Многие не знают, с чего начать и как развить мышление, для каждой возрастной категории есть свои требования.
Взрослому человеку
Существует ошибочное мнение, что у взрослого человека мышление окончательно сформировалось, и дальнейшее развитие невозможно. На самом деле, не зависимо от возраста и профессии, человек способен развивать возможности своего мозга.
Для развития мышления в целом мозг взрослого человека необходимо постоянно развивать в следующих направлениях:
- Умение сравнивать и сопоставлять события, факты и явления. Также сюда относится критическое мышление, которое ставит происходящее под сомнение;
- Абстракция мысли – умение переходить от детального анализа к обобщенному с использованием образных понятий;
- Умение конкретизировать – процесс противоположный абстракции, предполагает умение отойти от образов, направить мысли в одну точку;
- Умение анализировать – разбирать целостную ситуацию на детали с возможностью осмыслить каждую из них;
- Умение синтезировать – собирать в единое целое отдельные составляющие событий и явлений;
- Умение использовать стратегические навыки – находить алгоритмы действий, проводящие к достижению цели.
Обратите внимание! Большое значение имеет хорошая грамотная речь как словесная, так и письменная. Само мышление невозможно без способности изъяснить свои мысли, поэтому первые шаги на пути к развитию – грамотность, тренировка речи, пополнение словарного запаса
Мужчина и женщина говорят
Детям и подросткам
Первые годы жизни ребенок руководствуется инстинктами, ему знакомы чувство голода, заботы, но мыслительные процессы еще не работают. В 6-7 лет дети уже способны образно мыслить, в этом возрасте они учатся в младших классах, успешность обучения зависит от умственного развития. Дошкольный возраст – это период жизни, в котором закладываются умения, необходимые для дальнейшего развития.
Как развивать мышление ребенка? Онтогенез мышления проходит несколько этапов. Дети отличаются тем, что их физические действия – средство выражения мыслей. Малышу тяжело разбирать и собирать информацию, но он стремиться провести эти манипуляции с реальными предметами. Наглядный пример – детская пирамидка, которую ребенок собирает и разбирает на части. Любой процесс обучения должен проходить в игровой форме, поэтому развитие малыша полностью зависит от родителей, которые решают, во что он будет играть.
Если дошкольник воспринимает всё в действии, подростковый возраст – время, когда формируется взрослое мышление. Уровень интеллекта еще недостаточно развит, часто подростки воспринимают сложную информацию, но не могут сформулировать свои мысли из-за недостаточного словарного запаса. На развитие подростков направлены все занятия в школе, дополнительно можно делать тренировку для мышления.
Умный школьник
Методики развития мышления у детей дошкольного возраста
Чтобы ребенок был успешен в учебе, важна своевременная систематическая подготовка. Если малыш посещает дошкольное учреждение, образовательная программа детского сада предусматривает работу по развитию мышления.
Однако, родители в состоянии сделать общение со своим ребенком продуктивным и интересным, используя небольшие развивающие задания.
«Найди лишнее». Найди среди предложенных слов лишнее, объясни решение. (Тренируем обобщение)
- Килограмм, час, секунда.
- Тетрадь, стакан, ложка.
- Кастрюля, рюкзак, сумка.
«Ищи пару». (Тренируем анализ, сравнение)
Используется детское лото с парами похожих карточек. Один ребёнок (ведущий) берёт карту и, не открывая ее другим, рассказывает, что на ней видит. Другие рассматривают свои карточки, находят похожий по описанию предмет на карточке. Если описание совпало с отгадкой, пару карт выводят из игры, игра продолжается дальше.
alt: Пример развивающего лото “Фрукты”
«Один признак на всех» (развиваем мышление, речь, пассивный и активный словарь, внимание)
Нужно назвать как можно больше предметов, которые имеют этот признак (например, высокий). Для этого нужно ответить на уточняющий вопрос: “Что бывает высоким?” (гора, дерево, шкаф, здание т.д.)
«Что пропало» (тренируем память)
Занятие не требует особой подготовки для проведения. Находящиеся перед ребенком предметы прикрываются непрозрачной тканью, один или несколько игрушек прячут. Затем ткань убирают. Задача дошкольника определить, что исчезло.
Виды мышления
Наглядно – действенное
Такой вид мышления соответствует раннему периоду жизни ребенка (от 1,5 до 2 лет). Этот возрастной этап характеризуется изучением окружающего мира с помощью рук. Малыш разбирает, изучает, иногда ломает игрушки в процессе исследования. Так формируются представления о мире вокруг.
Если активные действия ребенка направлены на изучение окружающих его предметов, можно говорить о наглядно-действенном образе мышления.
Нельзя забывать, что в процессе изучения ребенок способен сломать, повредить и даже пораниться сам. Родителям необходимо поощрять желание познавать новое, но при этом должны быть предприняты меры безопасности.
Наглядно – образное
Следующий этап начинается с 3-4 лет и продолжается до 7 лет. Это не значит, что предыдущий полностью исчезает. Помимо имеющихся навыков исследования окружающей действительности дошкольник мыслит, используя образы. В этот возрастной период проявляется активная способность к рисованию. в ход идут все подручные материалы: от камушков на улице до маминых губных помад на новых обоях.
Рисуя предмет, юный исследователь представляет образ, его существенные признаки, которые остались в памяти, старается передать характерные черты
На этом этапе важно воплощать в действительность появляющиеся в его сознании образы
Творческое
Определяет способность к творчеству – созданию креативных, нестандартных решений. Самостоятельно развивать творческие способности дошкольник не в состоянии, поэтому во многом от желания родителей зависит появление в нём творческого начала.
Важным условием для появления творчества становятся свойственные любому ребенку такие формы психической деятельности, как фантазия и воображение. Нужно создать обстановку, в которой маленькому человечку комфортно будет развивать свои творческие порывы. Виды творчества разнообразны: изобразительное, музыкальное, декоративно – прикладное, хореографическое. литературное.
Пространственное
Этот вид является базой для дальнейшей учебной и, впоследствии, трудовой деятельности. Развивать пространственное мышление нужно для правильной ориентации в пространстве, появления в сознании образов, и умения использовать их при решении задач.
Юным исследователям необходимо помочь правильно воспринимать формы, размеры объектов, расположение их относительно друг друга, движение их в пространстве.
Логическое
Точно так же, как и пространственное мышление, является фундаментом для дальнейшего полноценного интеллектуального развития.
Инженерное
Данный вид мышления приобщает детей к науке, повышает интерес к работе ученых, исследователей, расширяет кругозор через экспериментальную деятельность, конструирование, создает предпосылки к техническому творчеству.
Современные дети большинство информации получают с экранов телевизоров, а не через “руки”. Опыты и эксперименты учат нестандартно мыслить и находить ответ на сложные вопросы.
Как развить?
Поэтапный процесс развития мышления закладывается в ребенка в момент его зарождения самой природой. Главная задача родителей – помочь беспроблемному прохождению этого процесса, создавая для этого правильные благоприятные условия.
Педагогами и психологами разработано множество методик, технологий и программ для обеспечения развития детской мыслительной деятельности
Важно использовать те способы, приемы и методы, которые подходят к определенному возрасту и этапу развития мышления
Показывать разные по форме и цвету предметы, озвучивая их названия, давать ему их потрогать. Прикосновение к предмету будет откладывать в подсознание информацию о его свойствах и способствовать зарождению мыслительной деятельности в самой ранней и простой ее форме.
В возрасте 1-2 года следует сделать упор на развитие мышления, присущего этому периоду, то есть наглядно-действенного. Главное в это время – не мешать крохе исследовать окружающий мир в рамках разумного. Нельзя забывать о создании для него безопасных условий. Все предлагаемые в детских магазинах для этого возраста развивающие игры прекрасно помогают развивать наглядно-действенное мышление ребенка. Они призваны сформировать цепочку «действие» и «результат действия», которая в будущем ляжет в основу развития логики и математических представлений.
Здесь подходят любые игры, в основе которых лежит создание образов на основе сложившихся представлений. Пусть ребенок занимается рисованием, лепкой, конструированием и тому подобным.
Далее следует период, когда начинает формироваться словесно-логическое сознание
Здесь важно заняться развитием речи и словарного запаса малыша. Нужно больше говорить с ребенком, отвечать на его вопросы, задавать вопросы ему для того, чтобы он учился самостоятельно рассуждать и строить ответ
Во время какой-нибудь игры или занятия, например, рисования, пусть он проговаривает свои действия и описывает словами все, что видит и делает.
Только тогда малыш будет проводить время не впустую, а с максимальной пользой для развития своего мышления.
Самое хорошее и самое плохое
4. Теперь попросите малыша назвать самую плохую и самую хорошую вещь, что когда-либо случалась в его жизни.
Ребенок с удивлением отметит, что в жизни может случаться всякое, и она отнюдь не соткана из одних только неприятностей или, напротив, радостей. Осознание этого поможет детям в будущем проще смотреть на неприятности, верно полагая, что они — лишь временный эпизод. Покажите, как различные природные явления уживаются друг с другом. Солнце после бури не станет светить менее ярко. Так и человек, отряхнувшись от невзгод, всегда найдет позитив.
Французский маникюр в ярком исполнении: стильно, красочно и со вкусом
«У них не забалуешь»: породы кошек и собак с невыносимым характером
Рейтинг лучших накладных наушников 2021-го: Beats, Jabra, Skullcandy и другие
Образное мышление: как развить взрослому
Прежде чем приступать к выполнению упражнений, взрослому необходимо поверить в себя, выбросить мысль о том, что он не обладает хорошо развитым чувством юмора, творческой жилкой, воображением. Все эти способности есть у каждого – просто, скорее всего, они оказались на «задворках» сознания.
Прямое доказательство того, что каждый человек обладает воображением – это способность вызывать в памяти наглядные образы. Каждый помнит, как выглядит его родитель, подруга или друг. Человек также способен описать особенности ближайшей к нему станции метро или же любимого места в городе. Не нужно подолгу заниматься упражнениями на развитие образного мышления, чтобы восстановить в памяти мелкие детали любимых мест, вспомнить, как выглядят дома и улицы родного города. Так, можно совершить воображаемое «путешествие» во времени и снова оказаться в плену ярких воспоминаний. Поэтому стоит только немного потрудиться, чтобы расширить пространство своей фантазии.
Использование дошкольниками средств логического мышления
Чтобы речь стала полноценным средством развития логического мышления у детей дошкольного возраста, им необходимо разобраться в том, как слово связано с определенными предметами, явлениями, их признаками и качествами. А для этого нужно освоить формы логического мышления.
Ребенку необходимо понять смысловое содержание слова (что такое картина, двери, растение и т.д.), научиться высказывать свои мысли и делать определенные выводы («Деревья выше других растений», «Чтобы двери открылись, их нужно толкнуть»).
Формы логического мышления
Дети дошкольного возраста используют три основные формы логического мышления:
- понятие
- суждение
- умозаключение
Понятие раскрывает смысловое содержание слова или словосочетания, отражая связи, отношения и существенные признаки предметов и явлений. Усвоив определенное понятие, ребенку не приходится каждый раз задумываться, что же оно означает. Сложность в этом отношении доставляют абстрактные понятия, которые еще не доступны ребенку (народ, сообщество, прогноз и пр.)
Суждение также отражает связи и отношения между объектами, но с выражением субъективного мнения говорящего. По этой причине суждения бывают истинными и ложными.
В тех вопросах, которые дошкольнику близки и понятны, он может рассуждать логически верно. Но большая часть суждений ребенка далека от истины, так как его предположения основываются на недостаточных знаниях и малом опыте.
Умозаключение требует нескольких суждений, на основе которых можно получить вывод. Дошкольники чаще всего выдают умозаключения, отталкиваясь от известных им аналогий, поэтому могут заблуждаться в своих выводах («Курица летает, потому что у нее есть крылья»).
Мыслительные операции
К средствам логического мышления также относятся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Наглядные логические операции наблюдаются уже в предметной деятельности. Когда малыш выполняет простейшие упражнения на стадии наглядно действенного мышления – собирает пирамидку, складывает детали в коробочку, – ему приходится сравнивать, анализировать, выделять главное и второстепенное. Действия ребенка приобретают результативность, если он верно выполняет мыслительные операции.
Охарактеризуем кратко, как работают операции логического мышления в дошкольном возрасте.
Анализ – выделение частей целого объекта и мысленное раскладывание на составляющие применяется в любой деятельности. Данная мыслительная функция помогает ознакомиться с предметом; подсказывает, с чего начать рисунок, и что нужно изобразить; смоделировать условия для сюжетной игры и распределить роли.
Синтез – представление целостного объекта на основе отдельных частей. Синтез тесно переплетен с воображением и конструированием. Ребенок представляет образы и фантазирует, собирая детали и отдельные признаки в единое целое.
Обобщение – объединение объектов, основываясь на существенных признаках. Первые обобщения ребенка связаны с орудийными действиями. Выбирая палочку или щепку в качестве ложки, чтобы «покормить» куклу, дошкольник ориентируется на внешний вид ложки, ее размеры и удобство в использовании. Он обобщает признаки и находит предмет-заместитель. Используя подобные заместители в сюжетных играх, дети обязательно их называют, то есть, обозначают понятие, известное всем.
Сравнение – установление, в чем сходны объекты, и чем они различаются. Операции сравнения дошкольник подвергает любую поступающую и новую для него информацию
Ему важно понять, что он уже знает о только что увиденном или услышанном. Там, где ребенок затрудняется выстроить цепочку рассуждений самостоятельно, он задает ряд уточняющих вопросов («Сосна как елка, только с длинными иголками
А ее иголки опадают на зиму, как листочки?»).
Классификация – выделение класса объектов, опираясь на существенные признаки, — наиболее сложная операция для дошкольников, поскольку требует не только выявления характерных признаков, но и абстрагирования от несущественных. Часто ребенок выполняет поисково-исследовательскую мысленную работу, чтобы разделить по группам, классифицировать объекты или информацию.
Каждая из мыслительных операций помогает ребенку развивать логику и постигать закономерности окружающей действительности.
Методы развития
Есть наиболее приемлемые способы, чтобы относительно быстро развить мышление. Рассмотрим их.
Быстрому развитию мышления способствует чтение. Благодаря чтению в нашем мозге происходят анализ и осмысление информации, предлагаемой к рассмотрению
Неважно, какую литературу вы предпочитаете. Главное, чтобы процесс был вам интересен и захватывал вас полностью.
Старайтесь часто менять места своего расположения
Начните ходить на работу разными маршрутами. Причем делайте это осознанно (например, рассматривайте окружающие предметы). По возможности больше путешествуйте. Такой прием наиболее эффективен, так как он потребует от вашего мозга больших усилий. В незнакомом месте вам придется много думать, чтобы воспользоваться наиболее комфортными вариантами проживания. Такие усилия приводят к развитию мозга и, следовательно, к развитию мышления.
Разнообразьте свои привычки. Здесь есть разные способы. Например, заставляйте себя выводить буквы не привычной правой рукой, а левой (и наоборот, если вы левша). По возможности позволяйте себе изменить привычный график жизни. Вместо пассивного отдыха сходите в зоопарк или в кино.
Развивайте свою память. Вслед за улучшением памяти постепенно вы начнете соображать лучше, а это значит, что произойдет быстрое повышение уровня вашего мышления.
В рекомендации по повышению мышления можно смело включить рисование. Такой метод продуктивного повышения интеллекта можно предложить как взрослым, так и детям.
В средства повышения интеллекта входит общение с другими людьми. Благодаря дружеским беседам вы можете узнать очень много интересной и полезной информации.
Игра в шахматы или обучение игре на музыкальных инструментах также помогут решить поставленную задачу.
Чаще выходите из зоны комфорта. Не ищите легких путей, а старайтесь усложнить задачу для того, чтобы получить наибольшую выгоду.
Если вы сами не в силах решить проблему с поднятием уровня мышления, то обратитесь за помощью к специалистам. Посещение различных тренингов облегчит задачу в разы.
Есть и другие методики. Например, система ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Она включает в себя определенные методы, законы и алгоритмы, при помощи которых вы сможете найти довольно нестандартное решение при выходе из возникшей проблемы.
Изобрел такой чудодейственный метод инженер и писатель Генрих Саулович Альтшуллер.
А также после некоторых наблюдений педагоги выяснили, что применение ТРИЗ-педагогики помогает быстро развить детский ум и сделать его гибким. Учащиеся получают мотивацию для освоения новых знаний и умений. Например, «Мозговой штурм», применяемый в ТРИЗ, вырабатывает способность к системно-логическому мышлению.
8 врагов продуктивного мышления
Теперь вы знаете, что делать, чтобы расшевелить ваши извилины. Остался последний штрих – избавиться от факторов, мешающих вам здраво и продуктивно мыслить.
Телевизор
Исключите из жизни этого прямоугольного черного монстра раз и навсегда. Он не только тормозит умственное развитие, но и засоряет ваш мозг всяким мусором. Время, сэкономленное на просмотре телепередач, потратьте на чтение книг или разгадывание кроссвордов.
Соцсети
Социальные сети – пример того, как изначально полезная и интересная идея превратилась в нечто противоположное. Миллионы людей по всему миру сливают туда свое время, энергию и нервные клетки. Соцсети перегружают мозг бесполезной пустой информацией, не оставляя места для ценных знаний. А мышлению, как известно, тоже нужна качественная и добротная пища.
Алкоголь и сигареты
Мозг – орган, ответственный за мышление. Все, что губительно действует на него, не может не сказаться на качестве умственных процессов. Каждый убитый никотином или алкоголем нейрон делает вас чуточку глупее и на шаг приближает обратно к обезьяне.
Неправильное питание
От информационного мусора избавились, пришло время сделать то же самое и с пищевым. Тщательно фильтруйте содержимое своей тарелки. Не злоупотребляйте сладкой и жирной пищей – вы же знаете, как она губительно действует на сосуды, в том числе и на сосуды мозга. Обогащайте свой рацион продуктами, стимулирующими умственную деятельность. К ним относятся рыба, горький шоколад, орехи, яйца, зелень.
Недосып
Хроническая усталость нелучшим образом сказывается на умственных способностях. Мышление замедляется, становится инертным, негибким и шаблонным. А что еще остается нашему организму, кроме как включить режим энергосбережения? Поэтому не забывайте о здоровом режиме сна и отдыха.
Малоподвижный образ жизни
И ум, и тело нужно держать в тонусе. Наш организм – одна взаимосвязанная система, и в ней не должно быть никаких слабых звеньев. Занимайтесь физкультурой, дышите свежим воздухом, больше двигайтесь. Телу нужны силы, чтобы качать кровь к мозгу и заставлять ваши извилины шевелиться.
Однообразие
Однообразная и скучная рутина способна даже самый светлый ум превратить в посредственность. Чтобы эффективно и креативно мыслить, нам нужен постоянный приток новых стимулов. Если ваша жизнь ограничена схемой “дом – работа – дом”, очень скоро ваш мозг перейдет в автономный режим. Действительно, а зачем ему напрягаться?
Так что будьте добры, потрудитесь внести в свою жизнь хоть какое-то разнообразие и разбавить свое теплое унылое болотце. Заведите новое хобби, отправьтесь в путешествие, заведите собаку, в конце концов.
Законы пространственных структур
Эксперименты в области когнитивной психологии, показали, что лучше всего воспроизводятся (а, значит, дольше хранятся в памяти и легче вспоминаются) взаимосвязанные образы. Вот почему так популярны советы мнемотехников, типа «Хотите вспомнить, что вам нужно опустить письмо, проходя мимо почтового ящика? Соедините в памяти ящик и письмо, представьте яркую картинку, как вы опускаете в ящик письмо. И ваш мозг доделает дальше все работу: когда вы увидите ящик, ваш мозг напомнит вам про письмо».
Поэтому, используя картинки, развивающие образное мышление, взрослые тренируют у себя не только способность конструировать образы, но и образную память.
Упражнения на развитие ассоциативного образного ряда использовались, например, в психоанализе. Психоаналитик предлагал клиенту прочесть в книге любое слово и потом, пассивно следуя за своим бессознательным, описывать всплывающие образы.
Попробуйте и вы запускать время от времени свободный ассоциативный ряд. Отталкиваясь от, все равно, какого образа (лицо прохожего, слово в книге, цветочный аромат или звуки музыки), позвольте своему мозгу генерировать зрительные образы и структуры по своему усмотрению. Пассивно следуйте за этим рядом, делая приятные образы ярче, а неприятные – приглушеннее.
Постепенно вмешивайтесь в процесс и манипулируйте образами по своему усмотрению –
- увеличивайте и уменьшайте,
- приближайте и отодвигайте,
- раскрашивайте и меняйте форму…
Такое упражнение с фантазиями послужит для мозга полезной тренировкой.