Что такое синдром отличника и нужно ли требовать от ребенка отличной учебы

Пять способов не вырастить перфекциониста

Исключите понятие «оценка»

Даже за домашние хлопоты не давайте его поступкам оценочное суждение, говоря, что он мог бы сделать и лучше или что-то он сделал не идеально. Пусть ребенок поймет, что даже если у него что-то не получится или где-то он не дотянет до «идеально», вы его не станете от этого меньше любить.

Сократите число секций

Не обязательно ребенку уметь считать, как калькулятор, в уме, знать несколько языков, одновременно вышивать крестиком и играть в футбол. Ваша задача — помочь малышу расставить приоритеты и научить его концентрироваться на главном. Например, у него лучше всего получается танцевать. Пусть он и развивает эти навыки, а медали по легкой атлетике оставьте на потом или отставьте вовсе.

Развлечения — раз в неделю

Независимо от того, получал ли ребенок хорошие оценки, занимал ли первые места на олимпиадах и был ли хорош на соревнованиях, развлечения должны быть у него каждую неделю. Во-первых, он сможет получать радость от жизни, во-вторых поймет, что радоваться можно не только хорошим оценкам, и в-третьих, вы дадите ему понять, что любовь родителей это не плата за хорошую учебу, и вам просто приятно проводить с ним время.

Отступайте от правил

Покажите ребенку, что делать исключения из правил — это весело и интересно. Разрешите ему в выходные лечь спать не в 21:00, как всегда, а в 23:00. Пусть один раз на ночь он не почистит зубы, а завтрак будет состоять не из овсянки, а из сладкого омлета и пирожного. По дороге в школу зайдите в парк на качели, даже если вы опаздываете на уроки. Увидев, что небольшой сбой в графике это не страшно и, может быть, даже весело, ребенок перестанет быть перфекционистом.

Сделайте учебу креативной

Превратите чтение в ролевой спектакль, а математику — в шопинг. Ребенок должен увидеть, что важнее не делать что-то идеально, а получать удовольствие от самого занятия.

Наши эксперты:

Марта Юдина, детский психолог;

Валентина Миршук, подростковый психолог, специалист по зависимому поведению.

Как статус отличника перерастает в синдром

Оценка в школе имеет важное стимулирующее значение – каждый ученик должен стремиться к высоким отметкам. Получение пятерки – гордость для среднего ученика и норма для отличника

Получить пятерку для отличника – ничего не значит, а получить более низкую оценку – позор и порицание. Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие.

Значит, нужно не просто постоянно выполнять домашние задания, а постоянно чем-то удивлять. Отсутствие оригинальности моментально замечается всеми. И уж совсем непростительно совершить ошибку:

— педагоги высказывают мнение о недостаточной подготовке;

— родители ищут причины в отсутствии старания;

— сверстники радуются ошибкам того, кто учится лучше.

Получается, что отличник – это ребенок, чьи ошибки стоят «дорого». Школьная успеваемость отражается на личностных отношениях в семье и в школе. Просто получать пятерки становится недостаточным, нужно выигрывать конкурсы и олимпиады. Но вскоре окружающие привыкают и к таким победам. От отличника ждут чего-то нового.

Помните правило шахматной королевы из книги «Алиса в зазеркалье»? «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!»

В жизни бежать быстрее самого себя не всегда получается. Впереди может ждать тупик.

Тупик 1. Человеческие возможности имеют ограничения. Старания часто не приводят к результатам. Появляется неудовлетворенность собой.

Тупик 2. Одна ошибка способна изменить отношения. Вместо поддержки и помощи, ребенок получает насмешки, замечания и порицания. Исправление ошибки не несет изменения отношений. Для ребенка становится приоритетным не сама деятельность, а отношение к ней окружающих.

Тупик 3. Деятельность, выполненная качественно, остается незамеченной. И, напротив, некачественная работа замечается окружающими.

Тупиковые ситуации вызывают нервное напряжение у ребенка, что чревато расстройствами разных типов. Комплекс отличника прочно закрепляется и становится основой личности взрослого человека.

Синдром отличника: характеристика

Синдром отличника формируется в результате внутренних установок, заложенных, как правило, в детстве. Особенности личности:

Самое главное для них – получить хорошую внешнюю оценку.
Важно стать победителем, любые действия для них сродни соревнованиям.
Свойственна ситуативная тревожность (напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность в ответ на ситуацию).
Стремление добиваться блестящих результатов во всём, за что берётся человек, у которого есть синдром отличника.
Тяжело воспринимают критику, но никогда не отстаивают собственное мнение перед начальством и вышестоящими лицами.
Постоянный страх совершить ошибку.
Неуверенность в собственных возможностях.
Страх и нежелание брать на себя ответственность и проявлять инициативу.
В то же время, гиперответственность за то, что взяли в работу.
Чаще хорошие исполнители, а не организаторы или руководители.
Завидуют, ревнуют к чужим успехам.

Как правило, люди, которые имеют синдром отличника, хороши для всех, кроме себя. Во взрослом возрасте человеку тяжело избавиться от этих установок и измениться.

Не проявляет инициативность

Нормальное поведение Ребенок выполнил ваше поручение по инструкции и побежал гулять, даже не спрашивая вас о том, все ли правильно он сделал.

Уже синдром Даже творческие задания в школе он пытается сделать по шаблону. Вы замечаете, как ребенок перерисовывает картинки, как-будто через копирку, ведь он считает, что делать все по примеру — это хорошо. В ролевых играх он участвует по запомненному ранее сценарию — опять же ребенок действует по инструкции, боясь внести в нее какие-то изменения, чтобы не ошибиться, а его почерк меняется в зависимости от того, с кем он сидит.

Как бороться Сделайте акцент на творческих занятиях: запишите ребенка на рисование или в секцию моделирования. Одобряйте, когда школьник отходит от общепринятых шаблонов. Ставьте в пример великих людей, которых поначалу все считали немного сумасшедшими, но потом они доказали, что нестандартное мышление — это лучший путь к успеху.

Чем больше малыш будет общаться со сверстниками в неформальной обстановке, тем больше у него будет работать фантазия и пропадать страх выйти за рамки «правильного». Поэтому даже если ребенка трудно отправить гулять, делайте это в принудительном порядке — выделите время, когда он, независимо от наличия уроков, должен обязательно общаться со сверстниками.

Как помочь ребенку с «комплексом отличника»

Не требуйте отличной успеваемости по всем предметам

Не заставляйте ребенка получать «пятерки» по всем предметам без исключения. Если у ребенка возникли проблемы с каким-либо предметом или с успеваемостью в целом, не ругайте его, а постарайтесь выяснить причину сложившейся ситуации. Возможно, пробелы в знаниях возникли из-за пропуска уроков по болезни или у ребенка сложные отношения с учителем.

Уделяйте ребенку внимание вне зависимости от его отметок

Если Вы заметили, что у Вашего ребенка развивается «комплекс отличника», будьте особенно внимательны к нему. Дайте ребенку понять, что Вы любите и уважаете его вне зависимости от успехов в школе. Постарайтесь больше времени проводить с ним.

Постоянно появляются новые друзья

Нормальное поведение У ребенка появляются новые знакомые, но старые друзья для него приоритетнее. В его кругу общения есть такие же «сильные» детки, как и он, и он с удовольствием берет с них пример, в чем-то равняясь на них, признавая иногда их превосходство и не ревнуя, когда взрослые хвалят его знакомых.

Уже синдром У ребенка каждую неделю появляется новый друг, а то и несколько. Причем все эти дети по характеру слабее или в чем-то хуже. Окружая себя такими друзьями, он чувствует свое превосходство над ними, таким образом выделяясь на общем фоне, надеясь за это получить похвалу и одобрение старших. Мол, ты сынок молодец, умнее, быстрее или сообразительнее, чем Петя.

Как бороться Запишите ребенка в секции, которые интересны именно ему. А не потому, что туда ходят дети ваших знакомых. Таким образом вы создадите ему среду общения, в которой будут не менее «сильные» дети в плаванье или шахматах. В ходе таких занятий малыш будет учиться проигрывать, а после поражения подниматься и стремиться к результату (этого будет требовать тренер), а не к его оценке.

Симптомы синдрома отличника у ребенка

У детей в период синдрома отличника наблюдается нестабильная самооценка. Похвала способна вызвать у них восторг. Однако критика влияет негативно на эмоциональную систему, и они не в состоянии приступить к выполнению следующего дела. У них проявляется желание получить высокую оценку любым способом. В этот момент проявляется обман, который позволяет скрыть неудовлетворительные оценки от родителей. Появляется ревность к успеху других детей. Они радуются чужим неудачам. Ребенок имеет эмоционально неуравновешенное состояние.

В случае отсутствия похвалы со стороны родителей и преподавателей начинается депрессия, которая перерастает в чрезмерную истерику. Присутствует ощущение отсутствия удовлетворенности за выполненный труд. Они неспособны преодолевать сложные преграды на своем пути. В случае совершения ошибки на уроке моментально прекращают выполнять задание. Дети с синдромом отличника не воспринимают критику и самые мелкие замечания. Ради достижения отличных оценок отказываются от развлечений, мероприятий и общения со сверстниками. Неуспеваемость вызывает у них раздражение, и они погружаются в депрессивное состояние.

Что такое «синдром отличника» и как он проявляется

Была у меня пациентка с синдромом отличницы.

Алена красивая женщина 35 лет, из интеллигентной семьи. Все в ее жизни, казалось бы, просто идеально: очень влиятельный муж, высокая должность, большой дом, автомобиль, о котором мечтают миллионы, дети-умницы, которые никогда не подводят родителей. Но Алена все равно чувствует себя несчастной, абсолютно не понимая, из-за чего.

С самого детства Алена была примерным ребенком, который никогда не разочаровывал своих родителей. Она учила все уроки на «отлично», даже те, которые совершенно не нравились и давались с огромным трудом. Ходила на художественную гимнастику, брала уроки скрипки и игры на фортепиано, занималась живописью и много читала.

Отец даже сделал в одной из комнат библиотеку, в которой Алена должна была проводить свое свободное время.

Родители гордились дочкой, потому что все, за что бы она ни взялась, она доводила до безупречности. Вот только самой Алёне ничего из этого не нравилось. Иногда она так от всего этого уставала, что не выдерживала и вечерами рыдала в своей комнате.

Потом Алена выросла, и вот, кажется, впереди университет, новая жизнь, свобода… Но и здесь она не могла не оправдать ожидания своей семьи. Она получила профессию юриста, хоть и хотела заняться психологией. А все потому, что юрист — это престижно. Тем более, она не могла огорчить своих родителей и сделать «неправильный» выбор.

Потом она не имела права огорчать преподавателей, поэтому училась только на отлично. Из-за того, что профессия ей совершенно не нравилась, учеба давалась трудно, все ночи проходили не на танцах с подругами, как она того хотела, а в обнимку с учебниками.

А потом Алена влюбилась. Правда, в обычного парня, из простой семьи. По мнению родителей, она не могла за такого выйти замуж. Поэтому ее отец познакомил Алёну с ее будущем мужем — мужчиной старше ее на 10 лет, но уже при деньгах и хорошей должности.

Конечно, моя пациентка не могла не соответствовать ожиданиям своих родителей и общества, поэтому она приняла «правильное решение» и связала судьбу с ним.

После обучения у нее был шанс открыть свое дело и заниматься творчеством, но это не соответствует ее статусу, да и вдруг не получится, ведь это риск провалиться, а Алена не имеет права на ошибку! Поэтому она начала работать по профессии. Причем работала на износ: приезжала на работу на 2 часа раньше, чем положено, и уходила самая последняя, иногда даже за полночь.

Говорит о хороших оценках, скрывая плохие

Нормальное поведение Ребенок, скрывая «неидеальную» оценку, пытается вовсе уйти от темы школы, не рассказывая о том, чем он там занимался, кто и какие отметки получил, что говорил учитель и т. д.

Уже синдром В рассказах о том, как он провел день в школе, вы не услышите историй о развлечениях, играх на переменах или о том, что интересного рассказывал учитель. Ребенок говорит об оценках и делает акцент на том, что он единственный получил 12 баллов или, выучив стих на переменке, рассказал его лучше всех. Регулярно рассказывает истории о неудачах в учебе одноклассников.

Как бороться Когда вы проверяете дневник ребенка, сядьте сзади него и обнимите, а только потом вместе его откройте. Так, даже если в дневнике будет плохая оценка, малыш будет чувствовать, что его тыл защищен, и перестанет бояться, что, если там увидите плохую отметку, вы перестанете его любить. Обязательно расскажите ему смешные истории из своего детства и о том, что вы тоже получали двойки и как рассказывали о них своим родителям.

Как быстро привести себя в тонус после праздников

Пусть ребенок почаще играет в командные игры (футбол, керлинг, пейнтбол, твистер) — так он поймет, что результат не всегда зависит именно от него, и то, что на итог влияют усилия всех участников. А это значит, что поражение — это не всегда его вина.

Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника?

Хорошая успеваемость в школе – это не признак того, что ваш ребенок подвержен синдрому отличника. Ему может быть действительно интересно учиться. Однако если за ценой пятерок стоят большие усилия и страх наказания, а школьные неудачи воспринимаются как катастрофы – это симптом того, что ребенку требуется помощь родителя или психолога.

Портал «Я–родитель» дает пять рекомендаций родителям, которые помогут ребенку избавиться от синдрома отличника.

1. Умерьте свои амбиции

Родителям стоит постоянно корректировать свои ожидания, чтобы они соответствовали способностям детей. Задумайтесь, насколько они соотносятся с возможностями вашего ребенка. Ведь максимум отметки для каждого ученика свой. У одного это пятерка, а у другого – тройка. Если вы хотите изменить что-то в своем ребенке, то начните с себя. Снизьте планку по требованиям к сыну или дочери, отказавшись от амбиций воспитать «идеального ребенка». А главное, пересмотрите свое отношение к успеваемости чада – успех в жизни не всегда зависит от оценок в школе!

2. Воспитывайте правильное отношение к оценкам

Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их успехов в школе. Проявляйте к ним свою любовь и заботу вне зависимости от отметок в дневнике.

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Если вы не хотите вырастить неудачника, обиженного на весь мир и потерявшего уверенность в своих силах, перестаньте сравнивать своего сына или дочь с другими «успешными и талантливыми» детьми. Ругая одного и хваля другого ребенка, навязывая его как пример первому, вы противопоставляете их друг другу. Сам факт оценки тяжело травмирует психику ребенка, лишает его уверенности в родительской поддержке. Поступая таким образом, вы провоцируете чадо включаться в соперничество с более сильными учениками, что не всегда идет ему на пользу.

4. Дайте право на ошибку

Ожидать, что ребенок не будет совершать никаких ошибок, – значит проявлять по отношению к нему чрезмерную жесткость и давать неверное представление о жизни. Объясните своему чаду, что у него есть право ошибаться. Осознание этого поможет ему преодолеть страх сказать или сделать что-то неправильно.

5. Развивайте у детей чувство юмора

Детям, которые очень остро реагируют на мнение других людей, стоит напоминать, что они не обязаны быть идеальными в глазах окружающих. Постарайтесь развить у ребенка чувство юмора. Оптимист легче переживает жизненные невзгоды, лучше сходится со сверстниками и пользуется у них популярностью.

Надежда Малинкина

Пройдите тест на портале «Я–родитель» и узнайте, понимаете ли вы своего ребенка.

Советы родителям или вместо заключения

Родителям следует прекратить сравнивать своего ребенка с другими подростками. В противном случае ребенок не сможет выбраться из напряженного депрессивного состояния

Нужно обратить внимание на его новые достижения и успехи, но без присутствия похвалы. Запрещается ругать ребенка за плохие оценки

Если он получил негативную оценку – стоит объяснить ему материал и помочь справиться с заданием. Стоит объяснять, что в жизни происходит много ошибок. Каждый человек может ее совершить. Ошибка – это определенный опыт, который делает человека уверенным в себе и позволяет получить еще большие знания.

Плохое настроение взрослых людей не должно негативно сказываться на эмоциональном состоянии детей. Каждый родитель после рабочего трудового дня должен делиться позитивными эмоциями и впечатлениями со своим чадом. Регулярные беседы позволят создать прекрасное общение с одноклассниками и друзьями. Для всестороннего развития необходимо записать его в спортивную секцию или увлечь интересным хобби. Результат не заставит себя ждать. Ребенок снова станет мыслить позитивно и будет прилежным учеником.

Польза, вред, злость

Синдром отличника иногда бывает полезным — помогает продвигаться по карьерной лестнице, например. Но только в больших корпорациях, где работа автоматизирована, существуют чёткая структура и понятные правила. Люди с синдромом стремятся жить по правилам, так что такая среда для них комфортна. 

С творческими профессиями сложнее: часто приходится рисковать и то, что ты делаешь может вызвать неоднозначную реакцию. Я выбрала профессию журналиста и ощущаю, как синдром мешает мне развиваться: я боюсь браться за сложные или резонансные темы, не откликаюсь на вакансии, где требуют больше, чем просто писать текст, и всегда отслеживаю реакцию людей в интернете на свои публикации.

Знакомая девушка-психолог объяснила мне, что в молодости с синдромом бороться легче, а в более зрелом возрасте — лет в сорок — он может вылиться в экзистенциальный кризис.

Я очень злилась на себя, что не могу жить нормальной жизнью и лишний раз боюсь что-то сделать. Но понимание не помогало решить проблему. В один прекрасный день я так сильно на себя разозлилась, что решила пойти к психологу.

Сеансы мне помогли. Я всё чаще пересиливаю себя и выхожу из зоны комфорта. Ощущения при этом очень необычные — я очень радуюсь, когда справляюсь с чем-то, чего раньше не делала и боялась даже начинать. Но ориентироваться на мнение других я пока не перестала. Хотя иногда мне кажется, что отрицательные оценки всё же стали задевать меня меньше.

Обложка: кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень» 

Чем опасен синдром отличника

На самом деле синдром отличника очень опасен для детей. В первую очередь они все свое свободное время проводят за выполнением учебных заданий. Со временем сокращается время полноценного сна, которое необходимо для молодого растущего организма. Ребенок боится не успеть выполнить все задания и у него проявляется болезненное эмоциональное состояние. Он не способен выполнить просьбы родителей по выполнению домашних дел. Отличники постоянно находятся в эмоционально напряженном состоянии.

У них проявляется боязнь забыть выученные уроки, возможность не успеть ответить на все вопросы преподавателя. В результате такое подавленное состояние приводит к нервному расстройству, бессоннице и нарушению правильной работы головного мозга. Дети становятся склонными к перфекционизму. Именно он приводит ребенка к серьезному заболеванию. Быть первым среди всех просто невозможно. Неудачи отличников выбивают их естественного образа жизни, и они становятся неуравновешенными людьми. Самая незначительная критика воспринимается как личностное оскорбление. В итоге происходит конфликт между взрослыми людьми и сверстниками.

Отличник в школе

В начальной школе быть отличником легко: первые успехи основываются на дошкольном образовании и правильной мотивации и не требуют усилий. Со временем легкость в учении исчезает у большинства детей, учеба требует старания и упорства.

Отличники бывают трех типов:

1. Природный отличник – ребенок с хорошо развитыми от природы психическими процессами: памятью, мышлением, воображением. Он быстро «схватывает» учебный материал, творчески подходит ко всем заданиям, обладает хорошей речью. Домашние задания выполняет довольно быстро, пробелы в знаниях ликвидирует сразу. Для природного отличника учеба не вызывает трудностей, а если и возникают проблемы, то он быстро их решает. В школе ребенку легко и интересно.

2. Упорный отличник – ребенок, получающий высокие отметки благодаря своему старанию и упорству. Ребенок часами сидит за домашними заданиями, ходит на факультативные занятия, выполняет дополнительные проекты и – все это только для того, чтобы получить заветную пятерку. Упорный отличник может не выдержать такой нагрузки: нервная система начинает давать сбой. У такого ребенка нет свободного времени, друзей и увлечений.

3. Отличник по желанию родителей. Некоторые родители уверены в том, что их ребенок должен быть отличником. Высокие оценки достигаются любыми способами: репетиторы чуть ли не с начальной школы, выполнение заданий вместо ребенка, давление и жесткий контроль над сыном или дочкой. Отличник поневоле боится плохих оценок, так как за ними стоит жесткая реакция родителей. Школа вызывает тревожность, а в некоторых случаях страх. В погоне за оценками родители часто забывают о самом ребенке.

Ребёнок в итоге получает статус отличника и просто обязан ему соответствовать. У него нет выбора, так как он – пример для одноклассников. Этого требуют родители, учителя или собственные амбиции.

Комплекс отличника появляется, чаще всего, у отличников второго и третьего типа и реже у природных отличников.

Синдром отличника в жизни

Синдром начал ощутимо мешать мне жить после окончания универа, когда нужно было искать работу. Казалось, я не подхожу ни под одну вакансию: слишком много требований, а у меня ведь ещё нет опыта, поэтому ничего не получится. Если я всё-таки решалась отправить резюме и получала отказ, то несколько дней не могла ничего делать — только плакать. 

Школу я закончила с золотой медалью, университет — с красным дипломом. Мне всегда было стыдно получать плохие оценки, потому что «ну я же не тупая»! Особенно стыдно было, когда, скажем, на уроке физики (у меня с ней были проблемы) зачитывали вслух оценки за контрольную работу и я получала тройку. Весь класс это слышал! Если в университете меня отправляли на пересдачу, а кто-то из тех, кто учился хуже, этот же экзамен сдавал, я чувствовала себя никчёмной. 

Обычно после провалов я себя ругала и начинала работать в два раза усерднее, чтобы исправить оценки. Но, к сожалению, отличницей я старалась быть не только в школе или университете, но и за их пределами

Одобрение окружающих — вот что было важно. И ладно бы, если бы речь шла только об одобрении друзей, однокурсников или преподавателей

Но мне было важно выглядеть хорошей даже в глазах случайной женщины со злым лицом в автобусе, которая противным голосом рассуждает, какая наглая и невоспитанная нынче молодёжь. Я‑то не такая, я очень воспитанная: и место бабушке уступлю, и извинюсь несколько раз, если на ногу наступлю. 

Как-то раз знакомый сказал, что у него складывается впечатление, будто я боюсь сделать что-то неправильно. На самом деле очень боюсь. Настолько, что почти не берусь делать что-то новое, даже если очень хочется. Рассуждаю так: если начинать сейчас, потребуется много времени, чтобы добиться высоких результатов и стать лучшей, и не факт, что всё получится. А я больше всего боюсь провала. В стремлении угодить всем и понравиться каждому перестаёшь слышать себя и упускаешь свои желания.

Ещё одним последствием такой требовательности к себе стала прокрастинация: я откладываю до последнего дело, в котором не уверена, потому что заранее боюсь, что в итоге ничего не получится. И прежде чем начать что-то делать, несколько раз спрашиваю себя: а что скажут окружающие? 

Это самый определяющих «симптом» людей с синдромом отличника — им важно, чтобы их обязательно похвалили, тогда они чувствуют себя нужными и любимыми. Признание и любовь — понятия очень схожие, поэтому они часто подменяются: человек не получает достаточно любви и через признание окружающими своих заслуг этот недостаток восполняет. 

Упражнение «Не мои достижения»

Дальше мне нужно было показать Алене, сколько в ее жизни того, что ей по-настоящему не нравится. Для этого я выбрала упражнение “не мои достижения”.

Я предложила Алене написать все ее достижения и вычеркнуть те, которые не были ее страстным желанием.

В итоге список у Алены получился внушительный, ведь за всю жизнь она научилась доводить до совершенства абсолютно все. В этом списке было 190 позиций, из которых она вычеркнула 187!

Опять же, после осознания того, что она всю жизнь делала то, чего она по-настоящему не хотела, Алена долго плакала.

Мы оставили список со скромными оставшимися тремя позициями до лучших времен и несколько сеансов занимались тем, чтобы привести в норму Аленино эмоциональное состояние.

Потом мы все-таки вернулись к списку. Там осталось три позиции:

“написала книгу”, “купила дом в Норвегии” и “завела собаку”.

Оказалось, что все это время Алене отлично давалась писательская деятельность, но она это искусно скрывала, потому что стыдилась этого. Иногда, чтобы расслабиться после работы, она писала книгу.

Когда я спросила, о чем она, Алена пустила слезу. Это была художественная книга с элементами фантастики, в которой описывалась абсолютно другая жизнь, о которой Алена могла только мечтать.

Это оказалась огромная книга в 500 страниц. На самом деле, это был своего рода дневник. Там были все Аленины переживания, которые преобразовывались во что-то позитивное и хорошее.

Синдром отличника или перфекционизм

Стремление детей показывать свою высокую успеваемость перед окружающими людьми всегда характеризуется проявлением собственной неуверенности. Причины в данной ситуации могут быть самыми различными. Обычно дети ощущают комплекс по поводу своего внешнего вида, отсутствия общения и недостаток внимания со стороны близких людей

Именно в этих случаях ребенок стремится получить хорошие оценки и привлечь внимание взрослых людей. В некоторых ситуациях они подражают своим родителям

Перфекционизм является психологическим термином. В переводе с английского означает совершенство или безупречность. Перфекционизм же означает то, что любое действие должно быть выполнено совершенно и безупречно, иначе оно не имеет права на существование.

Специалисты установили, что проблемы детей тесно связаны с поведением родителей. Обычно взрослые люди предъявляют повышенные требования к своей личности. Ребенок неосознанно повторяет их манеру поведения. В результате у него формируется синдром отличника. Он стремится выполнить что-либо идеально. С одной стороны нет ничего плохого в том, что ребенок старается. Если бы ни одно «но»! Ребенок-перфекционист очень болезненно воспринимает личные неудачи, промахи, проигрыши.

На самом деле родители не предъявляют к ребенку особых требований. Однако они интуитивно чувствуют настроение окружающих людей и стараются им подрожать. Перфекционизм оказывает сильное влияние на внутреннее эмоциональное состояние детей. Погоня за высокими оценками обычно оборачивается нервной депрессией. Малыши перестают видеть все прекрасное, что происходит возле них.

Синдром отличника у ребенка. Как избавиться?

Родителям следует пересмотреть свое отношение к учебе ребенка и ослабить давление. В противном случае все силы школьника будут направлены на добывание отличных оценок любыми способами. Такие дети жертвуют отдыхом, развлечениями, дружбой ради отличных оценок. Часто в переходном возрасте у них начинаются проблемы со здоровьем и психикой. Если в начальных классах детям все удавалось легко, и родители, окрыленные возможностью вырастить интеллектуала, преждевременно старались развить логическое мышление в ущерб «глупых», на взгляд родителей ролевых игр, то в переходном возрасте у таких детей наступает перенапряжение структур головного мозга (левого полушария, височных областей и лба). Ребенок, лишенный возможности проходить поочередно все этапы развития, становился ущербным. Ведь дети осваивают мир поэтапно. Сначала наглядно и через действие, к трем годам появляется образное мышление, лишь перед школой начинают появляться первые ростки логического мышления. Окончательно формирование логического типа мышления происходит в 12-13 лет.

Доучившись до старших классов с хорошими оценками, на первый взгляд, эрудированные дети почему-то мыслят шаблонно, ум их как будто заморожен, они разговаривают штампами, цепляются за готовые клише и стереотипы. А ведь юности свойственна гибкость ума, которая помогает найти не один вариант нестандартных решений жизненных ситуаций. Ребенок как будто запрограммирован: он должен хорошо учиться, каждое дело выполнять на отлично, не тратить время на всякую ерунду. Да, упорство и стремление к цели необходимо воспитывать у детей, но не однобоко. Ребенок должен и наиграться с друзьями (на которых нужно время) в разные игры («дочки-матери», «казаки-разбойники») и «побить баклуши», «повалять дурака». Слабеньким и эмоциональным детям полезно в начальной школе делать выходной среди недели (например, в среду), предупредив учителя. Иначе у детей, которые утром идут в школу, после школы – в разные кружки и секции, от и до делают все домашние задания, накапливается нервное напряжение.

Родителям надо самим учиться и учить детей отделять главное от второстепенного. Например, если предстоит контрольная по математике, основной упор сделать на подготовку по этому предмету, а остальные задания делать не так тщательно. В противном случае, второстепенными окажутся проблемы окружающих людей. Например, загруженный учебой юный интеллектуал сможет спокойно пройти мимо заболевшей матери, не предложив своей помощи, а в отце его будут интересовать только карьера и зарплата. Такой ребенок эмоционально недоразвит, не чувствует и не понимает людей и не интересуется ими. Ведь если цель мамы – интеллектуальное развитие ребенка, то возможны, такие ситуации, когда он, не справившись с заданиями, выслушивает от нее нелестные сравнения с другими ребятами. В дальнейшем он не сможет нормально социализироваться, работать с людьми или руководить ими. А девочки часто вырастают в аутизированных женщин. Несмотря на наличие у них качеств, привлекающих мужчин, такие женщины, выходя замуж, постепенно замыкаются в себе, а их родные очень страдают от этого.

Стремление побуждать детей доводить все до совершенства, может сформировать у них шизоидный тип личности. Такому типу шизофрении присуще решение абстрактных задач, при том, что с человеческими эмоциями большие проблемы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: