Зачем они нужны?
Традиционная методика преподавания подстраивается под естественное развитие ребенка. Однако что считать естественным? Один в пятом классе пишет неплохие стихи, а другой и к десятому способен накропать лишь что-нибудь вроде «Аццкий сотона». Можно, конечно, обвинить во всем самого невежду: мол, уродился тупым и ленивым, но вряд ли это будет правильно. Слишком много факторов влияют на каждого ребенка. Осваивая новые методики, учителя стремятся нивелировать отрицательные воздействия и усилить положительные с тем, чтобы каждый из учеников достиг своего максимума. Подобные идеи не новы, они встречаются в работах Г.С. Ушинского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова.
Современные методики развития детей дошкольного возраста
Если любая методика раннего развития детей до трех лет включала в себя в основном знакомство с миром, прорабатывание базовых навыков и умений, то развивающие методики для дошкольников имеют более конкретные задачи. Такие как: подготовка ребенка к письму, обучение чтению, изучение иностранных языков, развитие навыков общения, чтобы он был частью социума и так далее.
Стоит отметить, что современные методики обучения дошкольников включают в себя не только целостные системы конкретных авторов, но и занятия по сборникам с заданиями, тестами, которые ребенок прорешивает сам или с помощью родителя и педагога. Это больше приближает малыша к тому, что ждет его в школе, ведь он, как большой, получает задание, а после — оценку за его выполнение. Такой формат очень подходит тем, кому сложно найти время на развивающие методики для детей 3 лет и старше.
Методика Никитиных
Семья русских педагогов разработала свою методику, в основу которой заложено как физическое, так и умственное развитие детей. Спортивный настрой, проявление активности и энергичности явно в большей степени поддерживается в ребенке, который воспитывается по методу Никитиных. Интеллект и логику тренируют с помощью авторских головоломок, а вот творчеству и мелкой моторике при таком подходе особого внимания не уделяется.
Методика Воскобовича
Вячеслав Воскобович — автор пособий «Сказочные лабиринты игры», которые включают в себя задания для детей разного возраста. Основа взаимодействия педагога или родителя и ребенка происходит на основе готового сюжета игры-сказки с красочными иллюстрациями, оттого занятия очень нравятся маленьким ученикам.
Как и другие обучающие методики развития детей, данный подход требует дополнительных пособий и дидактических материалов от автора.
Вальдорфская школа
Система обучения Рудольфа Штейнера, популярная среди развивающих методик для детей дошкольного возраста, носит название Вальдорфской школы. Если очень кратко описывать ее суть, то всё сводится к нравственному и творческому обучению, что заметно отличает данный подход от основных методик развития детей, стремящихся скорее научить их читать и писать.
Здесь будут ценить в первую очередь личность и индивидуальность, стараясь ее всячески раскрыть, не равняя всех под одну гребенку. Развивающие методики для детей такого плана подходят далеко не всем, потому что имеют свои явные недостатки. Да, ребёнок будет всецело развит творчески, но не сможет справиться с другими жизненными моментами за пределами такой школы, которые потребуют от него базовых знаний и умений.
Воспитание детей — процесс сложный, многогранный, но интересный. Видимо поэтому существует огромное множество авторских подходов.
Как выбрать методику раннего развития среди множества вариантов и не ошибиться? Смотрите на своего ребёнка, его сильные стороны, потребности, не ломайте его. Обязательно пробуйте разные техники от банальных и очевидных до тех, что требуют специальной среды и материалов для занятий. Помните, что даже самим авторам методик развития не всё удалось воплотить в жизнь на своих детях и получить желаемый результат, а значит, идеальных схем нет.
Развивающие сайты и программы
Когда придёт время осваивать интернет, разумным будет приобрести лицензионные развивающие программы и установить контроль над потоком информации из сети.
На различных сервисах можно скачать бесплатные офлайн-игры для изучения букв и счёта детьми начиная с трёх лет
Важно следить, чтобы время, проведённое за компьютером или с планшетом, не превышало в общей сложности одного часа в день
Буквограмма
Комплекс обучающих программ для развития устной и письменной речи у детей от 5 до 14 лет. Имеет множество положительных отзывов и внушительный опыт использования другими родителями. Стоит около 5000 рублей.
Изучать другие языки психологи и педагоги рекомендуют только после того, как малыш уверенно заговорит на родном. Поэтому, прибегать к таким курсам лучше не ранее 6-7 лет.
Стоимость таких уроков около 1000-2000 рублей. Можно найти в сети бесплатные онлайн курсы для совместного обучения детей и родителей.
Тренажеры для мозга Викиум и Brainapps
Относятся к числу тренингов для развития умственного потенциала посредством прохождения тестовых заданий. Подходят для детей от 10-12 лет. Стоимость составит около 1000 рублей.
Заниматься ранним развитием детей или нет
Спор между специалистами и родителями по поводу раннего развития малышей был, есть и будет всегда. Здесь главное пробовать и наблюдать, чтобы исключить негативные последствия и сделать обучение увлекательным и незатруднительным:
Нужно внимательно наблюдать за крохой и когда ему не занятие не нравится, он плачет и отбрасывает предложенные игрушки, следует немедленно остановиться и заняться другими делами.
Если младенец увлечен занятием – не отрывать его, т.к
по методике вышло время, пусть играет столько, сколько ему хочется и во что хочется, так он тоже развивается.
Каждое упражнение должно быть понятным и легким, подходящим для ребенка.
Обучать нужно комплексно, не заостряя внимание только на физическом или только интеллектуальном развитии, не исключая эмоциональную и социальную стороны.
Не следует автоматизировать процесс обучения, следует найти подход, простимулировать интерес у ребенка к процессу, сформировать любознательность.
Эйдетика
Эйдетизм — способность ярко представлять себе вещь, котoрой нет в поле нашего восприятия. Эйдетика — наука запоминать, основанная на возможности «воспроизвести» образ, предмет. У большинства детей эйдетизм очень развит — когда они представляют предмет, они четко «видят» его перед собой, видят его цвет, ощущают запах.
Эйдетика включает в себя несколько методов: последовательных ассоциаций, объемного восприятия, запоминание движений, слов и картинок — полный спектр возможностей, которые необходимо и полезно развивать у малышей.
Хит: (на форму) поставьте на стол несколько предметов (мячики, игрушки, кубики, стакан, карандаш). Пусть ребенок назовет их и запомнит. После этого перемешайте предметы и накройте полотенцем — теперь ребенок должен по форме предмета догадаться, что это такое.
Хит: (на ассоциации) покажите малышу несколько картинок, а потом переверните «лицом вниз» — пусть ребенок последовательно назовет их. Если задание не получилось, предложите ему придумать рассказ из картинок, проговорить его вслух, и повторите задание.
И наконец, обобщенная информация по всем методикам.
Суть методики:
Наука запоминать включает:
-метод последовательных ассоциаций (на запоминание картинок, движений, слов, дат – из них строится рассказ, который проговаривается, а потом легко воспроизводится.
– метод объемного восприятия (упражнения на распознавание предметов по форме)
Возраст: С 2-х лет
Для чего: Развитие образного мышления, фантазии, внимательности, памяти.
- Об авторе
Варвара Смолина
Главный редактор , saymama.ru
Более 10 лет я проработала акушером в центральной поликлинике. Успела столкнуться с различными ситуациями при беременности и родах, а также знаю все о материнстве, так как являюсь мамой с 3-мя детьми. Теперь вы можете посмотреть мои советы в интернете.
Что такое авторские методики и откуда они берутся?
В наши дни с авторскими методиками вы столкнетесь практически в любой школе. Это могут быть и разработки по конкретному предмету, и обширные образовательные программы, отечественный опыт и заимствования из-за рубежа. Самый простой пример: в московских школах используется как минимум шесть учебников только по одной математике: Петерсон и Моро (традиционалисты), Виленкин, Истомина, Аргинская (занковец), Гейдман (самый сложный). Школа не только имеет право выбрать учебник или дидактическое пособие. Сами педагоги зачастую пишут дополнительные курсы, разрабатывают методики преподавания. В своем творчестве все они обязательно придерживаются государственных стандартов образования. Это значит, что независимо от того по какому методу ведется преподавание, на выходе результат должен быть не ниже установленного.
«Подавляющее большинство педагогов понимают, что обучение и воспитание детей в корне отлично, скажем, от производства мебели. Неудобный стул можно выбросить или починить, а поломанную судьбу не восстановишь. Поэтому, прежде чем ввести в обиход новый метод, учителя самым тщательным образом просчитывают возможный негативный результат и стараются его избежать». Войцеховская Марина Моисеевна, заслуженный учитель РФ, директор средней школы № 1201 г. Москвы.
Развивающие коврики
Развивать органы чувств и общую моторику можно начать уже в 1 месяц и даже раньше.
Обратите внимание на такие замечательные предметы, позволяющие развивать ребенка до года, как коврики для младенцев. Разновидностей детских развивающих ковриков существует великое множество, от бюджетных до самых дорогих
Этот полезный аксессуар несложно сшить дома.
Некоторые коврики устанавливаются прямо в кроватку малыша, как мягкие бортики, чтобы он мог развивать и развлекать себя самостоятельно.
Коврик представляет собой мягкую основу, на которую выкладывается младенец, и различные приспособления в зоне его досягаемости. Например, дуга для подвесных погремушек, звучащие клавиши и яркие игрушки
Важно, чтобы все элементы были надёжно закреплены.
Всё это будет привлекать грудничка, стимулировать проявление активности, и развивать как мышцы, чтобы он мог начать ползать, так и зрение. Цена от 1000 до 6000 рублей
Методика Зайцева
Создатель методики — педагог Н.А. Зайцев — обещает, что ребенок с помощью специальных кубиков научится читать за очень короткое время. В чем же секрет?
Согласно методике Зайцева, обучение детей чтению происходит по складам, а не по буквам или слогам.
Все «кубики Зайцева» различны по цвету, размеру и звону внутри них. Это помогает ребенку отличать гласные и согласные, мягкие и звонкие.
На каждой грани кубика написан один из складов. Ребенок запоминает не написание каждой буквы, а сразу отдельные склады: ка-, ку-, ки-, ко-, ба-, би-. А затем малыш легко может сложить склады в слова — ба-ба, ку-би-ки.
Зайцев утверждает, что чтение по складам гораздо проще дается ребенку, чем изучение сначала букв, а потом слогов и слов. Ведь дети начинают говорить складами и слышат произносимую речь тоже складами.
По словам автора, в основе его методики лежат следующие принципы:
- От общего к частному и от частного к общему.
- От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
- Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
- Системная подача материала.
- Алгоритмизация учебных действий.
- Учет физиологии восприятия учебной информации.
- Охрана здоровья учащихся.
Методика раннего развития Сесиль Лупан
Эта методика раннего развития детей была создана бельгийкой Сесиль Лупан, мамой трех дочерей. Суть ее, в принципе, мало отличается от методики Домана, на основе которой Лупан и построила свою систему воспитания и обучения. Разница состоит в том, что в данной методике отсутствует четкое расписание занятий, а воздействие направлено на внутренний мир ребенка.
Методика Сесиль Лупан предписывает заниматься с ребенком только тогда, когда он этого хочет. Род занятий также определяется интересом ребенка. Передача знаний, в основном, происходит посредством игры и дополняется шутливыми стишками и песенками.
Основной отличительной чертой методики раннего развития Сесиль Лупан является мнение автора о том, что лучшим учителем для маленького ребенка может стать только его родитель.
Методика Николая Зайцева
Известный педагог Николай Зайцев разработал свою методику, с помощью которой ребенок уже в раннем возрасте с легкостью учится читать. Дети весело проводят время на занятиях, активно используя специальные кубики. Они отличаются друг от друга напечатанными слогами, размером и наполнением (издают звонкие или глухие звуки).
Как воспитывать по данному методу
В дополнение к кубикам идут специальные таблицы, с помощью которых малыш составляет кубики в нужном порядке.
Занятия обычно проводятся 2 раза в неделю и занимают от 30 минут до часа. Стоит ориентироваться, какую продолжительность четырехлетний ребенок сможет выдержать без усталости. Именно с такого возраста рекомендуется начинать обучение.
Как и в других методиках, здесь есть свои принципы:
- обучение без принуждения, которое носит игровой характер;
- чтение по складам, а не по слогам (Склад – это специальная единица речи, где одна согласная буква сочетается с гласной или с твердым, или мягким знаками);
- чтение основано на своеобразном письме, потому что малыш «пишет» слово, составляя его из кубиков;
- важную роль играет работа органов чувств, с их помощью дети различают кубики по различным параметрам.
Преимущества и недостатки
Кроме того, что методика Зайцева дает прекрасные результаты, она имеет еще ряд преимуществ:
- малыш заранее готовится к письму, а, значит, будет делать это с меньшим количеством ошибок, чем сверстники;
- развивается память и логическое мышление;
- занятия не требуют сидения за партой, что хорошо влияет на зрение и осанку детей;
- методика может быть адаптирована к счету, математике и обучению английскому языку.
Но есть и недостатки:
- могут возникнуть сложности с фонетическим разбором слов;
- в школе придется переучиваться на другие цветовые обозначения букв;
- пособие довольно дорогое, а самостоятельные заготовки отнимут много времени;
- детям, которые хорошо научатся читать по кубикам Зайцева, может стать скучно в школе.
Особенности учебной деятельности по Эльконину-Давыдову
Ведущая роль в формировании интеллекта отводится теоретическому знанию. Необходимо сформировать у учащихся основы теоретического мышления, которое предполагает способность человека постигать суть явлений.
Принципы РО Д.Б.Эльконина-В.В Давыдова:
- Основой являются теоретические знания и способы их применения.
- Каждый учебный предмет — своеобразная проекция науки, в сжатой форме обучающийся воспроизводит процесс получения знания.
- Теоретическое мышление формируется у обучающихся в ходе активной познавательной деятельности.
Учебная задача на уроке решается в такой последовательности:
- Педагог или ученики формулируют учебную задачу.
- С помощью учителя дети определяют причинно-следственные связи между изучаемыми объектами.
- Учащиеся моделируют выделенные отношения в предметной, графической и буквенной формах.
- Дети преобразуют модель отношений для изучения их свойств в чистом виде.
- Класс определяет систему частных задач, решаемых общим способом.
- Выполняется контроль за выполнением предыдущих действий.
- Происходит оценка усвоения общего способа, как результата решения данной учебной задачи.
Вальдорфская школа
Это система воспитания, придуманная немецким педагогом Рудольфом Штайнером. Он считал, что дети должны открыть и получить методы саморазвития и самопознания через собственное мышление.
Весь метод направлен прежде всего на духовное развитие. От педагогов требуется раскрыть потенциал ребенка и его таланты так, чтобы дать ему веру в собственные силы.
Как воспитывать ребенка
Все развитие происходит в удобном для малыша темпе: обучение начинается с 7 лет, но основные предметы вводятся лишь через 2-3 года.
Главным считается не заучивание материала, а подражание взрослым через сюжетно-ролевую игру. Поэтому основными занятиями вальдорфских школ считаются танцы, пение, театрализованные представления, рисование и работа с различными природными материалами.
Развитие делится на 3 этапа, которые имеют разные цели:
- ранее образование – преимущественно практические занятия и игры;
- начальное образование – социализация и художественное развитие;
- среднее образование – развитие критического мышления и сочувствия к окружающим.
Одной из особенностей методики Рудольфа Штайнера считаются эвритмические танцы – это 20-минутные перерывы на двигательную активность (хлопки, притопывания, танцы, чтение стихов и пение). Часто они могут быть связаны с темами, которые дети изучают на данный момент.
При этом материал подается не в привычном порядке, а эпохами. Если изучается эпоха родной литературы, то она находит отражение во всех предметах. Даже история преподается не в хронологическом порядке, а темами, которые связаны с основными понятиями текущей эпохи.
Учитель не ставит ученикам оценки, не оставляет неуспевающих на второй год. Но в конце каждого учебного года пишет подробный отчет по каждому из учеников, который выдается родителям.
Преимущества и недостатки
Среди преимуществ Вальдорфской школы выделяют:
- комфортные условия и темп обучения, подходящий для каждого ученика;
- всестороннее развитие личности;
- творческое развитие и раскрытие потенциала каждого ребенка;
- атмосфера доброжелательности помогает объединять людей и учиться взаимодействовать с ними.
Есть и недостатки:
- система обучения построена на принципах антропософии (идея триединства человека – Дух, Душа и Тело), которые поддерживают не все родители;
- особенности Вальдорфской школы могут влиять на то, что ученику будет непросто социализироваться и отстаивать свою точку зрения;
- дети с высоким интеллектуальным развитием могут потерять интерес к учебе из-за недостатка новой информации;
- ученики всегда заняты какой-либо деятельностью и не имеют свободного времени, поэтому они сильно устают;
- методика подразумевает, что родители должны проводить много времени со своим ребенком как в школе, так и за ее пределами.
Современные развивающие методики детей с 6 месяцев до года
К полугоду ребенок становится более физически развит, начинает самостоятельно сидеть, что дает возможность разнообразить занятия с ним, используя новые методики развития детей раннего возраста в дополнение к указанным выше.
Кубики Зайцева
Педагог разработал свою систему обучения, где используются таблицы и кубики со слогами-складами. Главным правилом является полная раскрепощенность малыша в момент обучения — от него не требуют тишины и усидчивости. Разрешите крохе творить, строить, складывать слова и помогайте ему в этом, пусть он словно «играет языком», используя для этого физический элемент в виде кубика с буквами.
Такая система раннего развития ребенка до года подойдёт многим родителям. Однако, если захотите продолжить обучение в дальнейшем, чтобы получить видимый результат, необходимо будет усложнять технику, использовать таблицы и ознакомиться с авторским подходом основательно.
«Грудничковое рисование» от Марии Гмошинской
Основа методики — развитие младенца через рисунок. Подход формирует желание творить, пробовать, экспериментировать, улучшает мелкую моторику, а бонусом — настроение ребёнка. Суть очень проста: расстелите большой лист ватмана на полу, предложите юному художнику нетоксичные краски и начинайте творить. Пусть малыш оставляет отпечатки ладошек или ступней, размазывает и смешивает краски разных цветов и любуется результатом.
Система Сесиль Лупан
Изучая раннее развитие детей до одного года, методики и подходы, нельзя не упомянуть о Сесиль Лупан. Женщина считает, что чем дольше ребёнок что-то изучает, тем лучше, поэтому заниматься нужно с самого младенчества. При этом обучать следует тому, что и так окружает малыша — пусть на столе будет надпись«стол», а на шкафу соответственно «шкаф» и так далее.
Так как автор методики не педагог, а лишь такая же мама, как и все, то наибольший акцент сделан на личном опыте, которым она делится в своей обучающей книге.
У Сесиль внимание сконцентрировано на развитии органов чувств, поэтапном подходе в процессе обучения и позитивном настрое.
Согласитесь, что родители даже без знаний о методиках раннего развития детей используют эти приемы повсеместно. Поэтому не бойтесь полагаться на природное чутье, когда речь идёт о воспитании младенца.
Теоретические основы и особенности развивающего обучения
Теория РО опирается на следующие положения:
- РО — активно-деятельный тип обучения, который осуществляется с помощью разных видов деятельности.
- Опирается на закономерности развития, уровень и особенности ребенка.
- Опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие.
- Направлено на развитие личности в целом.
- Ориентируется на зону ближайшего развития.
- Ребенок является полноценным субъектом познавательной деятельности.
- Применяет продуктивные методы: анализирующее наблюдение, дискуссия, моделирование, рефлексивная ситуация, квазииследовательский метод.
- Целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели, задачи и творчески их достигает.
- Осуществляется путем решения учебных задач.
- Представляет собой коллективную мыследеятельность и деловое общение.
- Использует дедуктивный подход к формированию понятий и способов мышления.
Примечание
Чтобы реализовать развивающее обучение, необходимо не только знать содержание программ, владеть методами обучения, но и разбираться в психологии, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Методические подходы РО:
- Необычное начало занятий.
- Ничего не сообщать детям в готовом виде, на уроке главенствует дух открытий.
- Каждый вид деятельности начинается с постановки задачи.
- Давать достаточно времени на «включение» мыслительных процессов.
- Предусматривать вариативность ответов детей.
- Дети обязательно должны обосновывать свои ответы.
- Не оставлять без внимания неправильные ответы, учить детей находить и исправлять свои ошибки, устанавливать их причину.
- Выслушивать ответы всех детей.
- Развивать речь учащихся в любых формах деятельности.
- Возвращаться к заданиям, выполнять их другим способом.
- Создавать для детей ситуации, в которых они будут успешными.
Развивающее обучение — особый вид обучения, который отличается специфическим подходом к определению и реализации целей, содержания и взаимодействия учеников с учителем и между собой.
Методика Г. Домана
Американский врач Глен Доман создал свою методику для того, чтобы активизировать умственную деятельность больных детей через обучение. Традиционное обучение чтению через буквы, а после склады не подошло. Тогда был придуман метод карточек, на которых крупно писались слова целиком. И это подействовало. После подобного успеха было решено применить этот метод и в обучении чтению здоровых детей.
Хит: карточки со словами, написанными крупно красным шрифтом. В день показывается до нескольких десятков карточек.
Суть методики: Карточки с написанными красным шрифтом словами (крупными буквами), которые взрослый читает ребенку, а тот повторяет вслух и запоминает визуально
Возраст: С 2-х лет
Для чего: Обучение чтению
Три основных типа раннего развития
Психологи разделяют развитие малышей от 0 до 3 лет на три основных типа:
- Преждевременное, когда новорожденного уже пытаются сразу учить сидеть или даже ходить. Всем понятно, что это абсурд. Так и психологически невозможно только рожденного кроху заставить выучить алфавит.
- Позднее, когда, например, в 10 лет пытаются из ребенка сделать мастера спорта по лыжному бегу, хотя он впервые на них встал.
- Своевременное — то есть самый подходящий тип, когда развитие того или иного навыка у ребенка происходит согласно его возрастных и психологических особенностей, т.е. когда малыш полностью готов к освоению «новых земель».
Несмотря на то, что последний вариант самый правильный, не у каждого родителя получается в точности подобрать в нужное время подходящую методику своему малышу и потому в реальной практике психологов встречаются все типы детского развития. Так что это за «зверь» — раннее обучение, в чем его смысл, положительные результаты оно приносит или наоборот?
Принципы развивающего обучения
РО поддерживает партнерские отношения между учеником и учителем на уроке и придерживается следующих принципов:
- Главная роль теоретических знаний.
- Высокий уровень трудности.
- Быстрые темпы обучения.
- Осознание школьниками процесса учения.
- Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся.
- Между учащимися преобладают коллективно-распределительные отношения, опорой которых является диалог.
Что является главной целью
Цель РО — развитие личности, ее способностей. Для достижения цели структура урока составляется таким образом, чтобы обеспечить учащимся условия для развития, подготовить к самостоятельному освоению знаний, поиску истины.
Методика Никитиных
С 2 лет
Акцент на совместной игре родителей и детей, развитии интеллектуального и творческого потенциалов, поощрение самостоятельности.
Уникальность методики педагогов Никитиных состоит в совмещении развития и творческого потенциала малыша, и умственных способностей. Огромный плюс методики в том, что игры и задания Никитиных хоть и вполне конкретны, но весьма вариабельны: всегда можно что-то взять за основу и переделать, что-то добавить или убрать, ориентируясь на потребности конкретного ребенка. Это значит, что методика Никитиных подойдет практически каждому ребенку, вообщем-то, именно благодаря этому они и завоевала популярность.
Методические материалы Никитиных – это головоломки и увлекательные задачи, рассчитанные не только на развитие логики, но и на образное мышление. Это специальные кубики, дощечки, палочки, кирпичики. Имея такой набор, можно решать различные серии задач – от самых простых до весьма сложных (то есть до старшего школьного возраста). Главное – заинтересованные родители, которые будут поощрять развивающую игру, но ни в коем случае не принуждать к ней.