Особенности развития слуха
Слух у малыша есть уже внутриутробно, на 16-17 неделе. Эксперименты доказывают, что дети прекрасно слышат и голоса, и музыку, а после рождения наблюдается феномен «узнавания» мелодий или даже стихов. «Узнавание» обычно проявляется в оживленных движениях. Быстрее всего малыш начинает узнавать маму, тембр ее голоса, ведь именно к этому голосу он больше всего привык.
В первые дни жизни дети замечают только большую громкость (и не обращают внимания на телевизор или пылесос, на негромкие разговоры и другие не слишком выраженные «сигналы»). Поэтому на вопрос, слышат ли новорожденные дети, можно ответить так: со слухом у них все в порядке, просто откликаются они не на все раздражители.
Погремушки и другие предметы, издающие не слишком тихие звуки, а также легкие хлопки в ладоши рядом с ушком — хорошее средство проверить слух малыша. Главное не переусердствовать и не напугать кроху. Разговаривая с ним, изменяйте темп, громкость речи и интонацию и увидите:
- движения ручками и ножками;
- изменения выражения лица;
- движения головки или «поиск» глазами;
- вздрагивание или замирание.
Плач или судорожные движения обычно появляются при пугающих ребенка звуках, например, незнакомый голос рядом, громкий разговор и тем более крик. Не пугайтесь «неадекватной» (слишком резкой) реакции младенца, просто у него очень обостренная чувствительность, и это нормально. Хотя бы в первый месяц все члены семьи и гости должны вести себя тише, а непосредственное общение с малышом у всех должно быть спокойным и ровным.
Итак, когда начинают слышать новорожденные? Конечно, сразу, но вертеть головой осознанно, ища источники звуков, ребенок начинает к концу третьего месяца. Если он чем-то очень увлечен, он не будет реагировать ни на какие раздражители. Это тоже нормально.
Больше разговаривайте с крохой, пойте или включайте детские песенки, рассказывайте стихи и коротенькие сказки. Это, помимо развития слуха, закладывает основы для формирования речи.
Формирование слуха и зрения до рождения
Многие люди ошибочно спрашивают, во сколько месяцев жизни начинают видеть слышать новорожденные дети. В ходе проведения клинических исследовании врачи смогли выяснить, что органы чувств активизируются на 17 неделе беременности. В конце 6 месяца эмбрионального развития глаза успевают сформироваться полностью и пытаются передавать визуальную информацию в затылочную часть мозга. В это время зачатки ушей улавливают вибрации, слуховые косточки трансформируют их в нервные импульсы.
Эмбриогенез слухового аппарата начинается на 5 неделе развития плода с образования внутреннего уха. Через 10-12 суток данный процесс заканчивается, и клетки переключаются на создание слухового прохода. В 6 месяцев начинает развиваться ушная раковина, но хрящевая ткань остается мягкой до 36 недели беременности. Слуховой лабиринт полностью формируется с 16 до 18 недели. Стремечко, наковальня и молоточек – специальные косточки для превращения вибрации в нервные импульсы остаются мягкими до 8-8,5 месяца.
На 17 неделе ухо эмбриона способно слышать перистальтику кишечника, пульс и сердцебиение матери. При этом кора головного мозга остается несформированной, поэтому будущий ребенок не осознает и не анализирует полученную звуковую информацию. Реагировать на звуки, проходящие через брюшную полость и околоплодные воды, эмбрион начинает в конце II триместра беременности.
Зрительные бугры формируются со 2 недели внутриутробного развития. В первый месяц эмбриогенеза клетки создают хрусталик. Глаз покрывается склерой и веками к 18 неделе. Центр зрения в головном мозге развивается к началу III триместра, поэтому плод начинает реагировать на свет, различает время суток.
Что слышит новорожденный?
Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.
Для чего нужен тест на слух?
Как указано выше, Очень важно рано диагностировать некоторые виды глухоты или потери слуха, которые могут присутствовать у ребенка., которые следует лечить и восстановить слух до двух лет с помощью хирургического вмешательства, слухового аппарата или кохлеарного имплантата. Почему лечение так важно? В основном потому что через ухо ребенок развивает речь, так что любое слуховое расстройство связано с задержкой как в языке, так и в общении
Эта статья опубликована только в ознакомительных целях. Вы не можете и не должны заменять консультацию у педиатра. Мы советуем вам проконсультироваться с вашим доверенным педиатром. темыНоворожденный
Почему лечение так важно? В основном потому что через ухо ребенок развивает речь, так что любое слуховое расстройство связано с задержкой как в языке, так и в общении. Эта статья опубликована только в ознакомительных целях
Вы не можете и не должны заменять консультацию у педиатра. Мы советуем вам проконсультироваться с вашим доверенным педиатром. темыНоворожденный
Этапы развития зрения у младенцев
С рождения новорожденный видит лишь периферически, но быстро обучается новому. Как развивается зрение младенца:
- В первые несколько недель малыш может задерживать взгляд на каком-либо предмете на 5 секунд максимум, реагирует на наличие или отсутствие света.
- С месяца новорожденный начинает видеть лучше. Он умеет ненадолго фокусировать взгляд на чем-нибудь ярком, в основном скользит взглядом по поверхности предметов. Чуть позже он уже пытается следить за перемещениями в комнате.
- Приблизительно с 3 месяцев новорожденный уже видит лучше, чуть дольше удерживает взгляд. В этом возрасте он уже узнает маму и других людей, которые проводят с ним время, когда он бодрствует.
- Примерно до полугода ребенок будет периодически скашивать глазки. К 6 месяцам он научится пользоваться одновременно двумя глазами.
- По мере взросления малыша развивается сетчатка, поэтому он различает все более сложные и интересные предметы и игрушки.
Когда ребенок начинает узнавать маму
Радоваться появлению рядом близкого человека новорожденный способен примерно с 3 месяцев, иногда чуть позже. Он видит очертания мамы, слышит ее голос и осознает, кто перед ним находится. С 5 месяцев кроха угадывает даже ее настроение по выражению лица. Уже к полугоду грудной ребенок начинает определять и других людей, которые проводят с ним много времени.
Когда младенец начинает фиксировать взгляд
Сфокусировать глаза на том или ином предмете ребенок умеет с 4 месяцев, но не на каждом. Наибольший интерес для него представляют лица родителей, особенно папы (из-за более крупных черт). Еще малышам очень нравится рассматривать черно-белые узоры, фотографии. Когда новорожденный начинает фокусировать взгляд, его лучше держать в вертикальном положении, так ему будет проще сосредоточиться.
Как слышит новорожденный ребенок ?
Малыш может различать речь или звуки по нескольким признакам:
- Скорость речи. Новорожденный ребенок начинает активнее себя вести, если речь, обращенная к нему, ускоряется. И наоборот – спокойный, монотонный разговор быстро его успокаивает.
- Очень важна для ребенка и интонация. Резкий, грубый разговор может заставить малыша плакать. Ласковая манера общения, которую слышит кроха, доставит ему радость.
- Малыш в состоянии разделять звуки на любимые и нет. Кроме того, увлекшись любимой погремушкой, новорожденный может не слышать ничего вокруг. Это нормально и пугаться этого не следует.
Когда малыш начинает слышать?
Исследователи определили, что реагировать на звуки малыш начинает на 16-17 неделе внутриутробного развития. В этот период ребенок затихает, прислушиваясь к мелодичной классической музыке, или радостно шевелит ножками, слыша, как мама читает знакомый стих.
На шестом месяце беременности ребенок отличает голос мамы, когда она разговаривает с другими людьми, определяет звучание льющейся воды, узнает любимые мелодии или сказки. В это время малыш может вредничать из-за слишком громкого звука телевизора или высоких децибелов магнитофона.
В развитых странах слух новорожденного проверяется специалистом еще в родильном доме в первые часы после рождения. Скрининг слуха помогает выявлять существующие проблемы на самом раннем этапе развития. К сожалению, у нас пока не уделяют должного внимания ранней диагностике слуха у новорожденных.
Сразу после рождения ребенок может не реагировать на обращенные к нему слова, знакомую музыку. Существует мнение, что причиной этого является наличие жидкости в первые дни после рождения во внутреннем ухе малыша, однако это не соответствует действительности. Просто следует различать наличие реакции ребенка на звуковые раздражители и собственно фактор того, слышит ли он их. Когда у родителей возникают какие-либо сомнения по поводу слуха ребенка, им лучше сразу обратиться к врачу. Таким образом, они избавятся от ненужной тревожности и беспочвенных опасений или, наоборот, смогут вовремя выявить проблему и приступить к лечению.
Самостоятельная проверка зрения
Глядя на косящие и мутные глазки малыша (а они такие почти у всех грудничков до определенного возраста), родители нет-нет, да и начинают задаваться вопросом, а все ли в порядке со зрением чада. Конечно, окончательный ответ на этот вопрос может дать только врач-офтальмолог, но некоторые признаки и тревожные симптомы нарушений зрения родители малыша вполне могут определить и самостоятельно для того, чтобы незамедлительно посетить все того же офтальмолога. Итак, проблемы чаще всего возникают у детей, которые:
- появились на свет недоношенными, раньше срока;
- родились в семье, где у близких родственников имеются проблемы со зрением (офтальмологические проблемы довольно часто передаются по наследству);
- в месяц не демонстрируют реакции зрачка на свет (зрачок в ответ на яркое освещение не становится меньше);
- в три месяца не фокусируют взгляд на больших предметах, которые не издают звуков, проявляют интерес только к игрушкам, которые могут производить звуки;
- в четыре месяца не следят за движущимися предметами;
- в полгода не распознают лиц родственников, не дифференцируют их с чужими;
- в полгода демонстрируют непроизвольный нистагм (подрагивание и самопроизвольное движение зрачков из стороны в сторону или сверху вниз);
- в полгода демонстрируют выраженное одностороннее косоглазие;
- в годовалом возрасте не обращают внимания на собак, птичек или кошечек на улице, не интересуются движущимися предметами.
Начинайте разговаривать с малышом еще до его рождения
С давних времен люди предполагали, что новорожденные дети имеют неразвитый слух и совсем не различают звуки на протяжении всего месяца после рождения. В действительности это совсем не так! Малыш начинает слышать, находясь в материнской утробе. Время, когда новорожденные начинают слышать, начинается с 17-й недели беременности. Именно в этот прекрасный период развития у плода начинают формироваться ушки и слуховая система в целом.
Начинать активно разговаривать с ребенком можно уже с двадцатой недели его зачатия
На этом этапе развития малыш учится различать голоса и настроение, поэтому очень важно на протяжении каждого разговора с ним находиться в хорошем настроении
Голоса родителей, звуки музыки и другие шумы ребенок учится распознавать, пребывая в животе мамы уже на шестом месяце беременности. Начиная с этого момента времени будущим мамам рекомендуется ограничивать себя в просмотре телевизора или прослушивании музыкальных произведений с громко включенным звуком. Намного приятнее и комфортнее малышу будет тогда, когда он будет слышать приятные разговоры родителей или же спокойные музыкальные композиции.
Как избежать проблем?
Необходимо проверять зрение и слух малыша. Следует показать ребенка ЛОРу или сурдологу, офтальмологу. Распознать проблемы со слухом можно по таким признакам:
- кроха не реагирует на громкий шум, погремушку;
- малыш к 4-5 месяцам не издает звуков.
Ни в коем случае нельзя оставлять без внимания и проблемы со зрением. У многих новорожденных косят глаза, но к 6 месяцам их зрачки фиксируются по центру. Если этого не происходит, нужно обращаться в больницу.
Другие признаки зрительных патологий:
- ребенок болезненно реагирует на свет спустя месяц после рождения, он закрывает глаза, наблюдается слезотечение;
- зрачки белые или слегка затуманены;
- кроха закатывает глаза вверх, он не реагирует на движение, не водит глазами за погремушкой;
- зрачки младенца постоянно бегают, ребенок не может сфокусироваться на предмете;
- малыш постоянно трет глаза и плачет.
Данные симптомы свидетельствует о врожденных заболеваниях.
Когда новорожденный начинает видеть и слышать? Развитие зрительной функции и слухового аппарата у всех детей индивидуально. Чтобы вовремя распознать отклонения, необходимо наблюдаться у специалистов.
Диагностика
Важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс. Их делают логопед, дефектолог и родители
Диагностические методики разработаны Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Обследования успешно применяют в школе, детском саду, на комиссии ПМК.
Специалист по работе с детьми использует следующие способы диагностики дефектов акустики и речи:
Определение источника звука (неречевого)
Испытуемому предлагается послушать с закрытыми глазами музыкальный инструмент, а потом сказать, какой их них издавал звук. Используются бубны, погремушки, барабаны, колокольчики.
Различение фонематически схожих слов
Упражнение “Внимательные ушки”.
Перед исследуемым лежат картинки с изображением знакомых ему предметов. Это фрукты, животные, игрушки и т.д. Взрослым произносит группу слов, похожих друг на друга фонетически, одно из них называет нарисованный предмет. Испытуемый должен поднять картинку тогда, когда услышит правильное название изображения.
Например, на картинке груша. Взрослый медленно произносит: груфа, глюся, груша, глуса и т.д.
Любое поднятие картинки без точного названия считается ошибкой.
Еще один вариант проведения диагностики с помощью одинаковых по звучанию слов – это “Покажи сам”. Дошкольник получает картинки с изображением предметов. Например, кочка -почка -дочка; коза-коса-лоза;лужи-лыжи т.д. по просьбе педагога указывает на предмет, который ему назвали.
Дифференциация слогов
Проверяется способность отличить мягкие – твердые, глухие – звонкие согласные, путем повторения услышанного.
Педагог говорит: Ча-тя-ча, му-мя-ма. Ребенок должен повторить группу слогов.
Дифференциация фонем
“Хлопни в ладоши”
Дошкольник слушает набор звуков, хлопая в ладошки, если заметил указанную логопедом фонему.
Например, найди в звуковом ряду М.
Звуковой анализ
Обследования базируются на выделении отдельных фонем в слове. Например, ударной гласной, первого звука или последнего, количества фонем до и после нужного звука.
Для анализа предлагаются слова из 3 звуков, если ребенку более 5 лет – из 4-5.
Представление фонемы и подбор слова
Более сложное исследование, основанное на фонематическом анализе представлений. Исследуемый должен назвать слова с нужной буквой, например, Д. Или выбрать изображение на картинке, в названии которого 4-5 букв.
По результатам диагностики нарушения фонематического слуха педагог:
- составляет индивидуальную программу коррекции дефектов;
- направляет на дальнейшее медицинское обследование при необходимости выявлении причин заболевания.
С помощью этих методов анализа можно проследить динамику развития акустических способностей, эффективность коррекционных мероприятий.
Формирование зрения
Зрение новорожденного не такое острое, как у взрослого человека — от 0,005 до 0,015 диоптрий. Со временем сетчатка глаза и центры мозга развиваются, и младенец обретает способность видеть предметы, расположенные вдалеке. В процессе формирования зрительная функция проходит следующие этапы:
Как происходит развитие слуха у детей: нормы, особенности и упражнения
После рождения ребенок видит все в серых тонах, может отличать светлое и темное время суток. Днем в детской должно быть в меру яркое освещение, которое необходимо приглушать ночью, когда кроха засыпает.
В месяц крупные предметы, такие, как лица людей, выделяются из размытого фона
Новорожденный начинает видеть маму, поэтому важно больше общаться с ребенком.
В 2 месяца взгляд начинает фокусироваться, но не замирает на одном объекте. Малыш может проявлять заинтересованность при передвижении людей и игрушек.
В 3 месяца кроха следит глазами за игрушками, различает желтый и красный оттенки.
В 4 месяца новорожденный тянется к погремушкам, чтобы разглядеть их со всех сторон, изучает собственные пальцы
Ребенок еще не умеет оценивать на каком расстоянии находятся предметы и насколько они объемны, поэтому пытается поймать тени и солнечных зайчиков. Зрение становится четким.
В 5 месяцев малыш способен хорошо различать все цвета, приобретает способность к координации движений и изъявляет желание отправить увиденные предметы в рот.
Через полгода после рождения кроха узнает свою семью, зрение достигает 2/3 световой чувствительности взрослого человека.
С семи до восьми месяцев — грудные детки могут различать геометрические фигуры.
С 8 до 12 месяцев ребенок различает оттенки, находит связи между предметами, ищет глазами вещи и людей, исчезающих из его поля зрения. В этом возрасте новорожденный начинает видеть нормально, как взрослый человек.
Если что-то идет не так…
Согласно статистике, более половины всех случаев тугоухости у детей являются врожденными, а около 80% из оставшейся половины формируется на первом году жизни. К сожалению, многие факторы могут оказать негативное влияние на развитие органа слуха. К таковым относятся:
- различные инфекционные осложнения беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, сифилис и др.);
- тяжелые соматические заболевания матери (сахарный диабет, сердечно-сосудистая патология, болезни почек);
- использование во время беременности препаратов с потенциальным ототоксическим эффектом, то есть опасных для органа слуха — антибиотиков-амигликозидов (СТРЕПТОМИЦИН, ГЕНТАМИЦИН, АМИКАЦИН, ТОБРАМИЦИН и пр.) и макролидов (ЭРИТРОМИЦИН, АЗИТРОМИЦИН и др.), сильных мочегонных средств (ФУРОСЕМИД), нестероидных противовоспалительных препаратов (ИНДОМЕТАЦИН, НАПРОКСЕН);
- курение и употребление наркотиков;
- контакт с ядовитыми веществами;
- радиационное воздействие.
Со стороны малыша факторами риска являются родовые травмы и другие тяжелые состояния:
- тяжелая гипоксия (кислородная недостаточность) во время беременности и родов;
- асфиксия новорожденного (когда первая оценка по шкале Апгар менее 5 баллов, вторая — менее 7 баллов);
- глубокая степень недоношенности и очень низкий вес при рождении (менее 2 кг);
- переношенность;
- поражение в родах центральной нервной системы;
- необходимость использования искусственной вентиляции легких более 4 суток;
- гемолитическая болезнь новорожденных, развившаяся в результате резус-конфликтной беременности.
Вероятность развития нарушения слуха у детей значительно повышается в семьях, где среди ближайших родственников имеются случаи врожденной тугоухости, тем более при близкородственных браках. Если у одного ребенка насчитывается более двух факторов риска, вероятность снижения слуха увеличивается. Нарушение функции слухового аппарата может также быть осложнением некоторых заболеваний, перенесенных в раннем детстве, особенно на первом году жизни, главным образом инфекционных (краснуха, ветряная оспа, корь, свинка, токсоплазмоз, коклюш, скарлатина, грипп и др.).
Органы зрения до рождения
Зрительные анализаторы у плода зарождаются на второй неделе беременности. Мама еще не подозревает о своем «интересном положении», а у эмбриона уже появляются глазные пузырьки, которые потом станут его глазками. Хрусталики зарождаются к окончанию первого месяца беременности. К концу третьего месяца у ребенка сформированы сосуды и налажено кровоснабжение глаз.
Формирование склер приходится на 4-5 месяц беременности, к этому же сроку у малыша полностью сформированы веки.
Видеть в полном понимании этого слова плод в пространстве матки не может до тех пор, пока не завершится формирование центра зрения в головном мозге. В третьем триместре беременности малыш сквозь плотно закрытые веками глазки начинает определять и дифференцировать свет и темноту за пределами материнского живота.
При рождении глазки ребенка имеют структуру, идентичную глазу взрослого человека, но все отделы физиологически не дозрели, имеют меньшие размеры, функционально отстают от анализаторов взрослых.
Формирование слуховой функции
Возможно, вы удивитесь, но малыши начинают еще в утробе матери. Органы слуха формируются рано — еще на 5 неделе беременности образуются зачатки будущих ушек, а, точнее, внутреннего уха. В 7 недель формируется среднее ухо, а затем и ушная раковина. Твердыми ушные раковины у плода становятся лишь незадолго до рождения.
Важное для обретения возможности слышать внутреннее ухо завершает свое формирование на сроке около 19 недель. А ушная раковина и после рождения продолжает оставаться довольно мягкой, слуховой проход узкий, и это исправится самостоятельно лишь к первому году жизни
Первые звуки в мамином животе дети начинают улавливать после 14 недель. Но пока эти звуки больше напоминают слух пресмыкающегося — плод улавливает вибрации, которые сопровождают звуковые волны. По мере завершения формирования внутреннего уха и отвердевания лабиринта появляется способность слышать лучше. Это происходит после 20 недели, к 26 неделе беременности малыш в животе слышит почти как мы, но с поправкой на то, что находится он все-таки в водной среде.
Он слышит, как стучит мамино сердце и течет по сосудам кровь, как работает ее кишечник. Он слышит ее голос и быстро привыкает к нему. Звуки извне начинают интересовать малыша лишь в последние недели беременности. Ребенок слышит музыку, которая звучит у мамы в наушниках, но только в том случае, если наушники надеть прямо на живот. Если они на ушах у мамы, слышать звуки ребенок никак не может.
Конечно, при условии, что в процессе закладки и развития органов слуха во внутриутробном периоде развития не возникло ошибок и проблем, которые могли отразиться на состоянии слуха.
Особенности развития органов слуха
Слух у эмбриона появляется уже на 16−17 неделе внутриутробного развития. Исследования показали, что еще до рождения дети слышат музыку и голоса людей, а после появления на свет могут узнавать знакомые звуки, реагируя на них активными телодвижениями. Быстрее всего малыш узнает свою маму, откликаясь на тембр ее голоса.
Новорожденные воспринимают все звуки без исключения, но реагируют они только на громкие сигналы, выделяющиеся из общего шумового фона, например, бренчание погремушки или хлопки в ладоши. На негромкие разговоры, звук пылесоса или телевизора, дети не откликаются. Но несмотря на это, не рекомендуется делать звук на максимум при просмотре телепередач. В этом случае сон ребенка будет прерывистым, и кроха не сможет полноценно отдохнуть.
Немного повысив громкость речи и изменив интонацию, можно увидеть, что малыш заинтересовался. Это выражается в изменении положения ручек и ножек, движении головки или своеобразной мимике. Также ребенок может вздрогнуть и замереть прислушиваясь. Если младенца испугает неожиданно возникший шум, он начинает плакать или судорожно двигать конечностями. Не нужно удивляться, если малыш негативно среагирует на попытку заговорить с ним. Он еще не разобрался, откуда исходят звуки, поэтому боится. Осознавать, в какой стороне находится источник шума и вертеть головой, могут трехмесячные дети.
Если что-либо завладело вниманием ребенка, он может не отвлекаться на другие раздражители. Таким образом, кроха учится концентрироваться
Известно, что все груднички любят слушать мелодичные классические композиции. Симфонии Баха, Штрауса, Шуберта успокаивают нервную систему младенца и благоприятно влияют на его развитие.
Зрение новорожденного
В мамином животике тепло и темно. А после рождения дети попадают в светлый, яркий мир. Зрение у новорожденных совсем не четкое, размытое — благодаря этому кроха практически не замечает изменений. Точнее, он видит, что стало тепло, он видит очертания предметов и людей, но все это — словно в тумане. Он различает пятна, но не четкие контуры.
Только к 3 неделям появляется способность различать некоторые детали. Так, если склониться над малышом этого возраста, он уже сможет различить, что перед ним уже хорошо знакомое мамино лицо или другое, чужое. Мамино лицо кроха распознает первым, потому что именно она зачастую проводит с ним больше времени. Особенно пристально малыш изучает особенности внешности во время кормления.
Фокусировать взгляд малыш научится еще позже — не ранее 3 месяцев
Чтобы стимулировать его к этому, можно повесить над кроваткой мобиль — яркую карусель, которая будет привлекать внимание. Также зрение у новорожденных можно развивать, если повесить на стену изображения геометрических фигур и во время прогулок по квартире рассматривать картинки
Также после 3 месяцев ребенок учится различать первые цвета — желтый и красный. Постепенно цветовой спектр расширяется, и к полугоду зрение крохи уже становится полноценным.
Признаки правильного развития органов зрения
Итак, выделяют следующие признаки правильного развития зрения у младенца:
- глазные яблоки имеют одинаковый размер и расположены не на выкате;
- зрачки глаз имеют одинаковый размер и цвет;
- в возрасте 2 месяцев у младенца четко прослеживается способность фокусировать зрение.
Конечно, родители, в силу свой некомпетентности, могут не заметить некоторых особенностей развития. Именно поэтому в возрасте 6 месяцев (а по назначению педиатра — и ранее) необходимо посетить офтальмолога, который осуществит диагностику зрения и сможет прояснить, имеются ли какие-либо проблемы.
В этом вопросе чем ранее будет обнаружено отклонение от нормы, тем легче его устранить
Собственно, поэтому не стоит пренебрегать и ежемесячными визитами к педиатру — он может увидеть то, на что родители не обратят внимание в силу своей некомпетентности
Да и просто лишний раз услышать, что малыш развивается хорошо — почему бы и нет?
Когда у ребенка проводится проверка слуха?
Обычно перед выпиской из больницы Американская академия педиатрии рекомендует провести проверку слуха, чтобы убедиться, что ребенок слышит идеально.
В течение следующих недель рекомендуется, чтобы ребенок проходил проверку слуха, поскольку 1 и 2 из 1000 детей рождаются с проблемами слуха и могут быть обнаружены после рождения и, таким образом, пытаются уменьшить их проблему.
Специалисты будут отвечать за правильное определение, достаточно ли слышит ребенок, потому что, если в течение первых 6 месяцев обнаруживается снижение слуха, у ребенка больше шансов развить хорошие возможности речи и правильного обучения.
Проверка слуха состоит из двух процессов, как мы указали ранее:
-
Автоакустическая эмиссия отвечает за определение того, правильно ли слышат различные части внутреннего уха и реагирует ли он на звук извне. Слуховой аппарат будет помещен в слуховой канал, и будет издаваться эхом звук. Если ребенок не реагирует, наиболее вероятно, что есть нарушение слуха.
-
Тест на слуховой ответ мозга оценит, как слуховой нерв реагирует на звуки. Слуховые аппараты помещены в ухо ребенка, и серия колоколов будет выпущена благодаря электродам, установленным на голове.
Благодаря слуховым тестам, дети смогут решить некоторые из своих проблем со слухом до тех пор, пока у них обнаружат дефицит или снижение слуха. Это делается в течение первых 6 месяцев.
Способы диагностики в роддоме
В первый месяц жизни выполняют основные диагностические мероприятия. Проводят процедуру аппаратом в роддоме.
Продолжительность исследования составляет максимум пять минут. Допускается выполнение, когда новорожденный ребенок спит.
Применяется метод отоакустической эмиссии. Если результаты вызывают сомнения, дополнительно регистрируют вызванные слуховые потенциалы.
Используется специальный прибор, позволяющий проверить реакцию на звуковые ощущения.
Эффективные методики:
- фиксация отоакустической эмиссии;
- поведенческая аудиометрия;
- импедансометрия;
- регистрация КСВП (методика ABR).
Определение реакции мозга (ABR)
Способ диагностики подразумевает улавливание импульсов восковых клеток, локализующихся внутри улитки. Слуховой нерв под воздействием звуковых раздражителей дает ответ.
Аппарат является датчиком с электродами, присоединенными к компьютеру. На ПК визуализируется и обрабатывается полученная информация.
Ответом на звуковой сигнал выступает генерация импульсов, фиксируемых прибором. Слышны однотонные звуки, щелчки. Результат переносится на монитор. Там появляется графическая кривая, позволяющая оценить результаты.
Проверка внутреннего уха (ОАЭ)
Отоакустическая эмиссия – это звук, регенерируемый волосковыми клетками улитки. Разделяется на спонтанную, возникающую при отсутствии звуков и вызванную, проявляющуюся под воздействием раздражителей.
При диагностике применяется вызванная ОАЭ. Методика считается обязательным обследованием при проверке слуха грудничка.
Отсутствие отоакустической эмиссии нередко свидетельствует о наличии проблем. При получении результата назначаются дополнительные тесты.
Импедансометрия
Тестирование проводится путем помещения в наружный слуховой проход специального прибора. Проводится измерение давления, устройство воспринимает отраженный от перепонки звук.
Дополнительно производится фиксация сокращений стапедиальной мышцы, отвечающей на звуковой сигнал.
Что слышно?
Слышно малышу не все. Наивно полагать, что в маминой утробе он пребывает в тишине и благодати, наслаждаясь голосом мамы, которая читает ему сказки. В утробе по уровню шума – почти как на небольшом заводе, и в нем малыш просто физически не может воспринимать все звуки извне. Он постоянно слышит шум кровотока в сосудах, дыхание мамы, перистальтику ее кишечника, стук сердца.
Если мама говорит, он хорошо слышит ее голос. На более поздних сроках беременности плод уже чувствует настроение своей матери по тембру и силе ее голоса. Если будущая родительница кричит, малыш начинает волноваться. На резкие звуки ребенок реагирует усилением двигательной активности. Так проявляется работа слухового нерва по мере формирования центра слуха в коре головного мозга.
Проверить это очень легко. Достаточно включить музыку в наушники и приложить их к животу беременной. Малыш начнет двигаться активнее или, наоборот, изменит поведение, притихнув. Ученые установили, что у ребенка на сроке беременности в 30 недель при этом начинают активизироваться отдельные зоны коры головного мозга – в основном, височные и лобные доли. Именно эти центры отвечают за распознавание разговорной речи, за логику и мышление, за способность к обучению.
Часто мамы спрашивают, на каком сроке беременности можно начинать читать ребенку книжки и общаться с ним. Ответ довольно прост – на любом. Но больше всего пользы для развития малыша будет от колыбельных звуков мамы и ее сказок в сочетании с ласковыми поглаживаниями живота рукой после 25-26 недели беременности. Именно на этом сроке плод начнет анализировать звук, его источник. У него появятся любимые музыкальные композиции, а также звуки, которые ему не нравятся.
Например, большинство беременных отмечают, что малыши после 28 недели беременности довольно нервно реагируют на хлопанье двери, на лай собаки, на звонок механического будильника.
Ребенку обязательно нужно давать слушать музыку. Он не может слышать ее через наушники, если они на ушах у мамы. Музыку в этот момент воспринимает только женщина. Ребенок ощущает ее эмоции и не более того.
Помните, что все звуки извне для малыша звучат немного приглушенно, ведь мешает брюшная стенка родительницы и околоплодные воды, в которых ребенок находится. Но в общем, он неплохо улавливает происходящее по ту сторону живота.
Именно поэтому не стоит ссориться и кричать, ругаться. Лучше приобщить кроху к классической музыке, нежным детским колыбельным, тогда эти мелодии он узнает и после рождения. Доказано, что новорожденные и грудные дети значительно лучше засыпают под музыку, которая им уже знакома со времен нахождения в утробе. После рождения малыши сразу узнают знакомые голоса – мамин, папин.
Читать и петь крохе в утробе нужно еще и для того, чтобы как можно раньше начали стимулироваться те зоны мозга, которые потом будут отвечать за его развитие, интеллект, обучение и речь.
О том, когда ребенок в утробе матери начинает слышать, смотрите в следующем видео.
Возраст, в котором дети начинают слышать
Родители, которые считают, что дети начинают слышать звуки лишь на определенной неделе жизни, сильно ошибаются. Новорожденный не только имеет острый слух с рождения, ученые доказали, что ребенок понимает все уже тогда, когда находится в утробе матери. Формирование соответствующих органов начинается с пятой недели внутриутробного развития, на 17 неделе этот процесс завершается, и малыш уже может различать высоту звука.
Начиная с 26 недели беременности, дети начинают не только слышать все, что происходит в окружающем мире, но и пытаются реагировать на происходящее. Это проявляется значительным повышением активности, особенно в те моменты, когда мама разговаривает со своим малышом, дополнительно сопровождая процесс поглаживанием живота. С 36 недели активность плода еще больше повышается, ответ идет даже на самые незначительные шумы.
Учитывая тот факт, что дети слышат не только то, что происходит снаружи, но и все, что характерно для внутренних процессов, в первые недели после родов они быстрее успокаиваются под шум морских волн, который у них ассоциируется с движением околоплодных вод.