Полезные советы
Не выдавайте поощрения авансом. Ребенок уже в шестимесячном возрасте прекрасно умеет манипулировать взрослыми. Поэтому никогда не хвалите и не награждайте малыша заранее. У отпрыска должен быть стимул, а не желание получить свое любой ценой.
Не делайте соревнований между детьми за поощрение. Например, если один хорошо учится, а второй не имеет таких успехов, то исключите награду за отличные оценки из детской жизни. От слова совсем. Дух соревнований должен быть здоровым, а не обидным. Запомните это. Либо награждайте обоих детей независимо от полученных результатов, чтобы не посеять между ними вражду. Правда, тогда это нельзя назвать поощрением.
В финансовом виде награды есть интересная деталь. Кроме поощрения должны быть штрафы. За хорошие оценки — платим, за плохие — вычитаем. Очень удобно вести подсчет в специальной таблице. Ребенок научится считать свои карманные деньги, заодно вести учет. Это умение здорово пригодится во взрослой жизни.
Теперь вы знаете, как поощрять ребенка. Не скупитесь на похвалу, тогда ваше чадо станет нормальным человеком с прекрасным характером. Кстати, иногда ребенку бывает достаточно ободряющей улыбки родителя вместо материального вознаграждения. Так зачем изобретать велосипед?
Способы поощрения детей в детском саду
Одно дело, когда вы проводите занятия дома и хвалите малыша за успехи. Другое, когда его замечают в коллективе и отмечают отдельнымипоощрениями
Как вы понимаете, для кого-то важно получить устное признание в слух, а кому-то нужно что-то материальное, например, штампик за хорошо выполненную работу или наклейку веселого смайлика за урок. Для каждого ребенка способ свой, но во время занятий в саду лучше придерживаться единого вида поощрения
Например, самый лучший рисунок будет показан всей группе, и его повесят на весь день на доску почета. Для малыша это весомый аргумент, чтобы довести не только процесс создания рисунка до конца, но и сделать это идеально!
Все способы поощрения детей в саду можно подразделить:
Похвала. Самый просто, с одной точки зрения, но самый действенный и распространенный способ. Каждый малыш хочет оказаться в центре внимания, даже интроверты порой мечтают, чтобы их похвалили перед всей группой.
Тактильные.Их чаще всего выбирают дети младших групп. Так как они более зависимы от простого поглаживания по голове или объятий. Для них тактильный контакт более желателен, так как помогает им преодолевать себя даже в самых сложных ситуациях.
Возможность получить что-то взамен сделанного. То есть, дети просятся пойти в саду на прогулку, а игрушки они разбросали по всему полу. Воспитатель может предложить им в качестве поощрения вариант в котором они убирают быстро все игрушки на места, а потом совместно идут гулять. Дети часто соглашаются на такой способ поощрения,потому что от действия, до получения ими результата они видят реальную возможность сделать все самостоятельно и быстро.
Разрешить в качестве поощрения сделать что-то не свойственное для него. Детям в садуможно предложить погулять чуть подольше или провести дополнительные занятия по рисованию или лепке. То есть, когда они выполнили условия воспитателя, то получили дополнительное время на свои удовольствия. Хотя обычно такого не предполагает расписание.
Оказать больше доверия.Например, в саду для этого выбирают в старших группах дежурного по столовой, которые ответственны за раскладывание ложек перед приемом пищи, и отслеживание, чтобы каждый ребенок все съел. Возможность побыть в качестве воспитателя для малыша большая честь и похвала.
Материальные стимулы
К ним нужно относиться с осторожностью, чтобы не перегнуть палку и не заставить ребенка ожидать от вас поощрения. В данном случае в садуэто сделать сложно, хотя возможно
Кто съел обед – на полдник получает 2 порции фруктов или запеканки. Для кого-то это будет чем-то обыденным, но некоторым ребятам такой стимул по душе.
Как нельзя поощрять ребёнка?
Нельзя
поощрять ребёнка деньгами. Вознаграждение родителями детей за их хорошее поведение
или хорошую учёбу или выполнение каких-либо домашних обязанностей наносит огромный
вред развитию их личности.
Если постоянно награждать ребёнка деньгами, за выполнение его обязанностей,
которые он и так ОБЯЗАН выполнять, то он перестанет уважать и эти обязанности
и требования родителей, если они не подкреплены деньгами. Получается, ребёнка
нельзя ни о чём попросить. Его можно только купить. Вряд ли кто-либо из родителей
желает такой «участи» для своего ребёнка.
На самом деле, почему ребёнок должен получать вознаграждение за выполнение
домашних обязанностей? Он живёт в этом доме, пользуется удобствами и питается.
Дети должны быть равноправны со своими родителями, в том числе и в вопросе выполнения
семейных обязанностей. Если же дети не будут выполнять то, что им нужно
делать, то у них, вряд ли, разовьётся чувство ответственности.
Далее приведём диалог отца с девятилетним Кириллом, происходивший в одной из
семей после того, как ребёнок отказался сходить в магазин и купить хлеба. Отец
позвал сына и начал с ним разговор:
— Кирилл, ты отказываешься сходить в магазин, почему?
— Я не хочу.
— Ну, хорошо. А кто должен идти?
— Ты. Или мама.
— Но мама гладит бельё, она не может. А я ремонтирую кран в ванной. Слушай,
Кирилл, мы же одна семья, или нет?
— Да, одна.
— А должны ли родители и дети в семье помогать друг другу?
— Да, должны.
— Я тоже так считаю. Смотри, я для семьи зарабатываю деньги, покупаю продукты
в магазине, ремонтирую, если что-нибудь сломается. Мама кушать нам приготовила,
дом красиво оформила сегодня и вещи сейчас гладит тебе к школе. Понимаешь, мы
все работаем на благо семьи, все приносим пользу, а не только пользуемся всем,
что есть. Если человек не приносит пользу окружающим, а только живёт за счёт
них, значит, он нахлебник, и таких людей никто не любит. Ты хочешь быть нахлебником?
— Нет, не хочу. Только я маленький пока.
— Да ты маленький, верно. Т.е. ты не сможешь зарабатывать деньги и семью обеспечивать?
— Нет.
— Так, ладно. А кушать приготовить и бельё погладить? Тоже вряд ли. Ну, хорошо.
Давай посмотрим, что ты можешь сделать.
И дальше отец с сыном выяснили, что Кирилл может вынести мусор, сможет купить
молока и хлеба и забрать младшего брата из садика. И отныне эти действия стали
обязанностями мальчика, и он больше не отказывался их выполнять. Приведённый
пример показал, насколько грамотно мужчина
в этой семье исполнил свою роль
отца в воспитании сына.
Но, стоит отметить, что дети должны быть полноправными участниками во всех
направлениях жизни семьи. В том числе и в расходовании денег. Поэтому, необходимо
рез в неделю или раз в две недели выделять им какую-либо сумму денег на личные
расходы. Но, при этом, эти деньги никак не должны быть привязаны к выполнению
ребёнком его домашних обязанностей или поведения. Это не должно быть поощрением.
Дети выполняют свои обязанности, потому что должны вносить свой вклад в семью.
А получают немного денег на свои расходы, потому что являются членами этой семьи.
Вредно поощрять ребёнка не только деньгами, но и игрушками, сладостями или
другими вещами. Они также формируют в ребёнке зависимость от награды за выполненные
просьбы.
Другие виды поощрения и подводные камни, с ними связанные
1) Деньги – плохой мотиватор для хороших дел. Просто потому, что помощь маме по хозяйству не должна превращаться в зарабатывание 100 рублей на мороженое.
Если вы хотите одарить чадо финансами, сделайте это по случаю праздника, а не за мытье посуды.
2) Частые подарки за хорошее поведение делают из детей великолепных манипуляторов. А еще они учатся у родителей азам подкупа. Все-таки даже шоколадка за полчаса тишины в поликлинике – это взятка «должностному лицу».
3) Желание получить заслуженный приз за чудесное поведение делает детей льстецами и подхалимами. Их помощь – неискренняя, дела выполнены кое-как, и от своего творчества и труда они получают мало удовольствия.
4) Выдумайте свою систему поощрения. Можно наклеивать на стенд в прихожей какие-нибудь красные и зеленые яблочки. В конце недели вместе подсчитывайте наклейки и «покупайте» на них билет в зоопарк или кино.
Превратите хорошее поведение и помощь по дому в увлекательный процесс: дети очень гордятся, когда напротив их имени появляется еще одна поощрительная звездочка.
5) Снимите с себя должность «зубной феи». Придумайте персонажа, который будет одаривать малыша за отважные и правильные поступки. Иногда такое поощрение необходимо в разрешении сложных психологических зажимов.
Так, если ребенок боится ходить на горшок «по-крупному», помимо сказкотерапии можно использовать систему наград и словесных дифирамбов. Это именно та ситуация, когда поощрения не будет много, а любое наказание и порицание – под запретом.
Придумайте волшебную мышку, которая будет приносить подарки каждый раз, когда ребенок наполнит горшок.
Хвалите его усердно и исправно, восторгайтесь творческим подходом и красотой полученного произведения.
Откажитесь от финансового поощрения
Можно придумать тысячу разных способов, которыми можно, как поощрять ребенка за хорошую учебу, так и за положительные поступки и помощь по дому, но только не прибегайте к финансовому поощрению. Ребенок должен испытывать радость и удовольствие от самого процесса обучения в школе, постепенно у него будет приходить осмысление и понимание для чего он учится.
Если же родители введут прайс-лист — сколько денег чадо станет получать за хорошие оценки, то сам процесс обучения в школе сведется к такому вот «зарабатыванию» денег. Кроме того, любая помощь по дому, просьба со стороны близких людей, вполне вероятно вызовет у ребенка желание делать это за определенную плату. Вы спросите, а как же тогда научить ребенка обращаться с деньгами?
Этим вопросом безусловно стоит заняться вместе с подрастающим поколением, обсудить и выбрать способы зарабатывания денег для подростка, обговорить еженедельную сумму карманных расходов, но это совсем другая история. Не стоит сводить обучение в школе и оказание помощи близким людям к денежным отношениям.
Акцентируйте внимание на самом процессе
Научите ребенка получать удовольствие от самого процесса обучения в школе, а не только от конечного результата. Если чадо прикладывает много сил ежедневно, сидит за учебниками, старается учиться хорошо, то помогите ему в этом. Поинтересуйтесь вечером какую тему по географии он сегодня изучал, не поленитесь открыть географическую карту и послушать рассказ сына или дочки о знаменитом мореплавателе. Попробуйте найти дополнительную информацию по теме, которую ребенок изучал к грядущему уроку.
Чаще всего, в учебниках размещается сжатая информация по определенной теме урока, там нет красочного повествования и даны лишь краткие, но необходимые ученику знания. Постарайтесь расширить кругозор ребенка, посещайте вместе с ним выставки, музеи, смотрите фильмы по пройденным темам, приобретайте красочную литературу. Поиск интересной дополнительной информации нестандартным способом, поможет вам, как поощрять ребенка за хорошую учебу, так и мотивировать его к дальнейшему обучению.
Лучше реже, чем чаще
Самое лучшее, что вы можете сделать для своих детей в качестве поощрения за учебу — вознаграждать их за это лишь иногда! Чем больше и чаще взрослые начинают «задаривать» собственных отпрысков, тем хуже они делают. Лучше, если поощрение будет проводиться, например, по окончанию четверти, полугодия или в конце учебного года.
За какие-либо значимые для ребенка контрольные и самостоятельные работы достаточно будет словестной похвалы или совместного похода в кино. Частыми подарками, мамы и папы отбивают у ребенка желание учиться во имя знаний и для самого себя, все сводится к «зарабатыванию презентов».
Как правильно поощрять ребенка за хорошие оценки?
У каждого действия существует определенная цель. В педагогике поощрение – метод стимулирования хороших поступков с помощью морального воздействия. Хорошая оценка – это уже поощрение, которое показывает, что ребенок выучил урок лучше своего товарища, что его отношение к учебе заслуживает уважения. Дополнительно учитель может похвалить ученика в классе, одновременно вызывая у одноклассников признание «выталкиванием из общих рядов» (по А.С. Макаренко) и стимулируя их к равнению на лучшего.
Материальное поощрение хороших оценок в кругу семьи, хотя и помогает в достижении цели, но имеет несколько другую направленность. В такой форме речь идет не о формировании личности ребенка, как члена общества, а о развитии у него материального интереса к любому виду деятельности, вне зависимости от общественного признания заслуг
Тем самым нивелируется основная воспитательная задача – интеллектуальное развитие личности, понимание важности общественного признания
Так что же, родителям нужно вообще отказаться от поощрения за хорошую учебу? Совсем нет. Специалисты рекомендую просто изменить саму форму поощрения. Кроме того, желательно разработать собственную систему поощрения. Например, поощрять ребенка не за каждую хорошую оценку, а за хорошие результаты по итогам четверти или полугода. И в качестве поощрения использовать не деньги, а значимую для ребенка вещь (игрушку, предмет коллекционирования или гардероба) или мероприятие, о котором школьник мечтает (путешествие, поход на концерт любимого исполнителя или посещение кинотеатра).
Отношение детей к деньгам и способам их зарабатывания – отдельная тема воспитания. Лучше объяснить ребенку, что для того, чтобы заработать деньги и купить ему учебники, игрушки, родителям нужно было долго и прилежно учиться, чтобы их знания оценили работодатели. Ребенок должен настроиться, что его знания нужны ему, а не родителям или учителям, чтобы его в будущем оценили как квалифицированного специалиста на работе, где он сможет зарабатывать деньги на свои желания и подарки/сувениры для родных, которые переживают за его успехи и морально поддерживают в учебе
В конце концов, он – часть семьи, в которой все заботятся друг о друге совершенно бесплатно, а лучшая награда – внимание и любовь близких, а не «ты мне – я тебе»
Практическая педагогика для родителей: не в оценках счастье!
Родители часто «воспитывают» интерес к учебе, вручая ребенку игрушку или выплачивая ему некоторую сумму денег. С одной стороны, учеба – труд, который, как всем известно, должен вознаграждаться. Вроде бы, все правильно, потому что так устроено общество, и родители «учат жизни». Да и взрослым такой подход удобен: заглянул в дневник – выплатил ребенку его честно заработанный рубль или десять (у кого какие возможности!). Одна минута на воспитание, и родители, с чувством выполненного долга, переключаются на свои заботы. Но, с другой стороны, как объяснить ребенку, что у всех людей существуют обязанности, за которые никто платить не будет? Например, вряд ли кто-то из родителей ожидает, что ему будут платить за то, что он учит своего ребенка. Точно также и ребенок не должен думать об оплате за то, что он учится.
Попробуем взглянуть на ситуацию глазами ребенка. Допустим, он уже придумал, как правильно распорядиться заработанными деньгами: купить игрушку, покататься на каруселях, похвастаться перед одноклассниками новым «крутым» гаджетом и т.д. Конечно, на дорогие мечты придется зарабатывать больше хороших оценок, и он будет стараться их получить. При этом нет никаких гарантий, что заработанные деньги будут потрачены «с умом», что ребенок научится самостоятельно ими распоряжаться, ценить труд родителей, и что оценки будут заработаны не списыванием у соседа по парте или «зубрежкой», которая знаний не прибавляет.
Метод поощрения «хорошая оценка – деньги/ или их материальный эквивалент» исключает из этой цепи самое важное звено – интерес к личности ребенка, его развитию, глубине и качеству его знаний. По факту выходит, что материальное стимулирование приучает ребенка к мысли, что деньги важнее знаний, что как образованная личность он не вызывает интереса у собственных родителей
Кроме этого, появляется принципиальное различие между методами материальной стимуляции дома и морального поощрения со стороны учителя в классе. К таким противоречиям ребенка тоже нужно готовить
Важно, чтобы он понимал разницу между ценой и ценностью знаний. Ведь, признание и уважение невозможно купить, а к этим нравственным категориям общества стремится каждый человек
Нужно ли поощрять ребенка и как можно это правильно делать?
Все меры поощрения ребенка в семье должны приносить не только радость, но и выполнять воспитательную функцию.
Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям.
Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков. Например, малыш научился самостоятельно завязывать шнурки, за это можно поощрить, но делать это всякий раз, когда он повторяет данное действие, не надо
И наоборот, нельзя обходить вниманием более значимые поступки. Например, ребенок помог маме вымыть посуду, убраться.
Не стоит поощрять ребенка из чувства жалости
Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации.
Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе. Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения.
Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно.
Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать.
Как можно поощрять ребёнка?
Поощрять
ребёнка можно и нужно. Одно из лучших поощрений — это похвала. Ребёнок ищет
признания от родителей и старших детей. И заслуженная, искренняя похвала способна
повысить его самооценку. При этом, похвала должна быть искренняя и «степень»
похвалы должна быть соразмерна с достижением, которого достиг ребёнок. Если
за то, что пятилетний ребёнок сложил пирамидку, вы начинаете восхвалять его
«достижение» до небес, то он почувствует фальшь и воспримет это не
как похвалу, а как насмешку над собой.
Кроме того, не нужно хвалить ребёнка за обычные, естественные вещи
Хвалить
нужно действительно за что-то более менее важное и интересное. А если он пришёл,
помыл руки и убрал на место одежду — вряд ли стоит его хвалить
Потому что,
в таком случае, ценность от похвалы уменьшается и перестаёт быть значимой для
ребёнка. Это обычные вещи и выполняются они, что называется, «на автомате».
Но, про то, нужно ли хвалить ребёнка и как это делать, мы поговорим в отдельной
статье.
Далее, одним из видов поощрения является доверие к ребёнку, как ни странно.
Однако, не все родители это знают и недооценивают этот момент. В чём же заключается
доверие к ребёнку, о котором мы говорим? Оно заключается в наделении ребёнка
некоторой самостоятельности. Т.е. нужно доверить ребёнку выполнение тех дел,
которые он хочет выполнить или позволить ребёнку, чтобы он помогал вам.
Чтобы было понятнее, о чём идёт речь, приведём несколько примеров. Трёхлетняя
Надя, увидев, что мама собирается поливать цветы, захотела сделать это вместо
неё. Но мама мягко, с улыбкой ей сказала: «Не нужно, ты можешь разлить
воду. Лучше я сама. А ты лучше иди, поиграй. Надя сердито взглянула на мать,
топнула ножкой и вышла из комнаты».
Своим отрицательным ответом мама показала дочке, что она ей не доверяет. Хоть
она и произнесла это ласково, но это именно так мама не доверяет девочке, потому
что боится, что она разольёт молоко. Но допустим, мама позволила бы девочке
полить цветы. Что бы случилось? Ну, разлила бы она немного воды, зато мама позволила
бы дочке проявить самостоятельность и показала бы, что она ей доверяет. И для
Нади это было бы самым лучшим поощрением.
Другой
пример. Пятилетний Максим вместе с мамой вышел гулять на детскую площадку. Сначала
он играл в песочнице, а мама сидела рядом. Затем Максим спросил: «Мама,
я покатаюсь на качелях?» Мама ответила: «Хорошо, только дай, я тебя
сама посажу, а то ты можешь удариться». Когда мама его усадила на качели,
Максим сказал: «Мама, давай, я сам раскачаюсь», но мама ответила:
«Нет, давай, я буду тебя качать, иначе ты можешь упасть». И Максим
просто сидел на качелях, а мама его раскачивала.
Вскоре это ему надоело, и он захотел прокатиться на горке. Но мама и тут лишает
его всякой самостоятельности: «Давай руку, я помогу тебе забраться на неё.
А то можешь упасть и удариться». Прокатившись пару раз, мальчик сказал,
что устал и пошёл домой. В итоге, на прогулке пятилетний малыш ни разу не пробежался,
не подпрыгнул, не повеселился.
При этом, сама эта женщина считает, что свою роль
матери в воспитании ребёнка она выполняет правильно. Ведь ребёнок вернулся
с прогулки «живой и здоровый». И никак не понять маме этого малыша,
что усилия мамы предотвратить его «травмы», на самом деле лишь подчёркивают,
что он слаб и беспомощен. Но ведь это не так. Пятилетний малыш уже вполне самостоятелен,
чтобы под присмотром взрослых, но самому поиграть на детской площадке и пообщаться
со сверстниками. И если дать ему такую свободу, то это будет лучшим поощрением
для ребёнка со стороны матери.
Итак, больше доверия и самостоятельности ребёнку. Доверяйте ребёнку и поддерживайте
его в любых начинаниях (если это не опасно для него). Это один из мощных видов
поощрения для него, но почти все родители им не пользуются. И совершенно зря.
Не бойтесь, что у ребёнка не получится. Ваша задача — понаблюдать, помочь, при
необходимости и подержать, если у него не получилось, сказав: «Ну, ничего
страшного. Мы с тобой ещё раз попробуем, и у тебя всё получится».
И для этого мамам и папам нужно развить в себе чувство смелости. Ведь они боятся
больше, чем их маленькие дети. И совершенно зря. Этот родительский страх мешает
развитию ребёнка. Родители, отбросьте излишние, ненужные опасения и помните,
что счастье детей и счастье в семье
— в ваших руках.
Нравится
Рекомендуем также посмотреть статьи:
Идеи поощрения детей в детском саду
Так как чаще всегов садике поведение детей только формируется, и они привыкают к нормам и требованиям воспитателя, то его отличительной чертой может стать признание при всей группе и вечером при родителе, который забирает ребенка из садика, хорошего поведения или оказания помощи воспитателям. Для этого вы можете создать шкатулку с кладом. В нее положите все те вещицы (можете согласовать этот момент с родительским комитетом), которые так интересны ребятам. Это могут быть простые игрушки, наклейки, сладости, фонарики и штампики. Идея заключается в том, чтобы каждый ребенок старался и тянулся к поощрениям. Для каждого была возможность получить желанный сюрприз из шкатулки с кладом. Поэтому вы можете утвердить номинации, например, «самое прилежное поведение», «доброе сердце», «золотые руки», «трудолюбивый помощник недели» и так далее. В каждом коллективе вам возможно нужно будет дополнять эти номинации по своему.
Далее, когда ребенок за неделю набирает определенно количество отметок, он в конце недели получает приз из шкатулки, который вручается каждому ребенку перед всем коллективом! Обязательно нужно отметить данный факт и перед мамой – вручить открытку с указанием достижений за неделею или медаль уже при ней. Малыш будет гордиться своими успехами, стараться расти иразвиваться.
Жетонная система поощрений детей в семье
Чтобы выстроить сотрудничество между детьми и родителями, психологи и педагоги приложили все усилия для разработки жетонной системы поощрений.
В таком случае дети активнее реагируют на похвалу, пытаясь сделать как можно больше «полезных и правильных» действий.
Основные правила такого метода заключаются в следующем:
- За определенное целевое поведение малышу выдается жетон или звездочка, в дальнейшем подлежащая обмену.
- Определитесь с целевым поведением, которое под силу выполнить малышу.
- Подкрепления и награждения должны быть разными, иначе малышу скоро станет скучно.
- Установите расписание для выдачи подкрепления.
- Систему необходимо использовать в каждой сфере жизни малыша, иначе он поймет, что она необязательна.
- Ребенку необходимо демонстрировать, что мама полностью поддерживает данную систему.
Отвечая на извечный вопрос, возможно ли воспитать кроху без наказаний, стоит отметить, что порка – не самый подходящий метод для родителей.
Только грамотно построенный процесс поощрений поможет качественно воспитать малыша.
Полезное видео
Даем побыть «взрослым»
Ребенку важно ощущать значимость своего мнения и выбора. Поэтому иногда ему нужно давать возможность что-то решать в жизни семьи
Ситуация 1: Ребенок вымыл посуду после ужина. Мама наградила его порцией мороженного.
Мороженное — это, конечно, приятно. Но завтра и послезавтра он вызовется помочь с уборкой не ради того, чтобы сделать приятно семье, а ради приятного лакомства. Выходит какая-то дрессировка сахарком и монетизация труда. Но мы не дрессируем детей, а воспитываем хороших детей. Поэтому нужно научить его развиваться ради себя и своих успехов, нежели ради сладостей.
Ситуация 2: Малыш помог маме приготовить ужин: хорошо помыл овощи и разложил на столе тарелки.
Поступок действительно хороший и требует похвалы. «Ты у меня такой самостоятельный, хорошо справляешься с домашними делами. Может выберешь, что мы завтра с тобой приготовим к ужину? Чтобы ты хотел съесть?»
Ребенку будет приятно поучаствовать в семейных решениях. А для мамы завтра будет снова оказана помощь в готовке, не из под палки, а по своей доброй воле.
Идея: Жар-птица хорошего поведения
Отслеживать прогресс в поведении и развитие ребенка вам поможет несложная аппликация. Нарисуйте на ватмане птицу или распечатайте шаблон из интернета. У вас должны получиться просто ее очертания. Можно дать ей имя. У нее важная миссия — показать маме и малышу, как много хороших и плохих поступков сделал ребенок за этот месяц. Сделайте много разноцветных перышек из картона овальной формы. Каждому цвету присвойте значение: красный — отлично, оранжевый — хорошо, зеленый — нормально, синий — удовлетворительно и фиолетовый — плохо. Каждый день прикрепляйте одно перо к нашей птице, в зависимости от поведения и достижений ребенка. Если сегодня кроха показал блестящее поведение дома и получил похвалу от воспитателя — смело клей красное и так далее. Через месяц взгляните на картинку и обсудите с малышом, почему наша птичка получилась такого цвета. Если они преимущественно красная — поблагодарите ребенка и наградите небольшим подарком, к примеру — походом в зоопарк или театр кукол.
Важно помнить:
- Не сравниваем с другими детьми. Все хотят чувствовать себя уникальными. Никаких «сыновей маминой подруги».
- Не преувеличиваем достижения ребенка. Дети чувствуют обман.
- Не монетизируем хорошее поведение. «Покупая» хорошего ребенка, вы вряд ли чему то его научите.
- Не стараемся поощрять каждое действие ребенка. Избыток нахваливания вызывает привыкание и перестает мотивировать.