Асоциальное поведение подростков может выражаться в следующих формах
• Девиантное поведение является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению. Также такое поведение может сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические средства, а также такое поведение проявляется в действия сексуального характера (стремление к изнасилованию).
• Делинквентное поведение проявляются в повторяющихся асоциальных поступках, которые уже сложились в какой-то своеобразный устойчивый стереотип поведения у подростка, влекущее нарушение общественного порядка. Такое поведение может остаться безнаказанным из-за отсутствия значительной общественной опасности или не достижения возраста преследования к уголовной ответственности. Чаще всего психологи замечают проявления в таком поведение в виде оскорблений, побоев, поджогах, вымогательстве, мелких кражах.
• Аддиктивное поведение – такое поведение характеризуется бегством от существующих проблем, ухода « в свой мир». Это может сопровождаться бегством в тело (булимия, анорексия), бегством в работу (трудоголизм), бегством в фантазии (компьютерные игры), бегством в религию, секс, наркотики, суицидальные наклонности у подростка.
Чаще всего к асоциальному поведению подростков призывают сложившиеся вокруг него социальные факторы, например: трудности в общении со сверстниками, принадлежность к неформальным субкультурам, неуверенность в своей личности, низкая самооценка, неблагополучная семья, перенесенное насилие и т.д.
Признаки асоциального поведения
К общим признакам, характерным для девиантного типа личности, относятся:
- проблемы во взаимодействии с людьми;
- конфликты или отсутствие контактов с окружением;
- частая смена увлечений и круга друзей;
- отсутствие интереса к работе, учёбе;
- рассеянность, проблемы с концентрацией внимания;
- низкий уровень ответственности;
- нарушения сна: бессонница, дневная сонливость;
- повышенный или пониженный аппетит;
- частые перемены в настроении;
- равнодушие и жестокость к окружающим;
- заниженная либо завышенная самооценка.
Частая смена настроения один из признаков социопатии
Также к симптомам асоциальности может относиться низкая или очень высокая степень интеллекта пациента. Девиантный человек может обладать незаурядными способностями либо напротив, не успевать по всем дисциплинам.
Существует 4 основных формы проявления асоциального поведения:
- аддиктивная;
- аморальная;
- противоправная;
- преступная.
Для каждой из них характерен свой набор признаков и симптомов.
Аддиктивный тип
Аддиктивная форма асоциальности – тип поведения, характеризуемый бегством от жизненных проблем. Он характеризуется направленностью человека «в себя», избеганием окружающего мира при помощи различных зависимостей.
Аддиктивное поведение может выражаться:
- алкоголизмом;
- наркоманией;
- анорексией;
- булимией;
- нимфоманией;
- трудоголизмом;
- религиозным фанатизмом;
- компьютерной и игровой зависимостью.
Алкоголизм как один из способов убежать от проблем относится к аддиктивному типу
Попытки сведения счётов с жизнью также могут быть проявление аддиктивности.
Чаще всего аддиктивное асоциальное поведение встречается у подростков и лиц младше 25 лет. Женщины подвержены ему в 2-3 раза сильней, нежели мужчины.
Аморальный тип
Аморальная форма асоциальности – тип поведения, неприемлемый для общества с нравственной точки зрения. Он нарушает этические правила поведения в обществе, и не несёт прямой угрозы общественному порядку.
Характерные элементы аморального асоциального типа личности:
- промискуитетные связи;
- проституция;
- бродяжничество;
- попрошайничество;
- нежелание учиться и работать;
- агрессивное поведение;
- наркомания, алкоголизм;
- богохульство с целью разжигания ненависти;
- оскорбление других людей, в т. ч. близких.
Разгульный образ жизни относится к аморальному типу асоциального поведения
Важно!
Прежде к аморальному подвиду асоциальности относились гомосексуальные связи. Это ошибочное суждение: ориентация определяется генетически и не зависит от типа личности.
Противоправный тип
Противоправное поведение включает в себя систематическое совершение асоциальных поступков, нарушающих правовые нормы современного общества.
К противоправным асоциальным деяниям относятся:
- хулиганство;
- драки и побои;
- поджоги и вандализм;
- оскорбления личности;
- угоны без цели хищения;
- мелкие кражи и грабежи.
Совершение подобных действий не наказывается уголовно из-за отсутствия серьёзной общественной опасности. Лица, замеченные за противоправным асоциальным поведением, попадают в поле зрения правоохранительных органов и нередко встают на учёт.
Драка относится к асоциальному поведению
Преступный тип
Преступный, или делинквентный тип асоциального поведения – постоянное либо однократное совершение действий, наказуемых уголовной ответственностью.
К преступному поведению относят:
- кражи со взломом;
- грабежи и бандитизм;
- разбойные нападения;
- мошенничество;
- вымогательства;
- организация беспорядков;
- изнасилование, в т. ч. неудавшееся;
- убийство, соучастие в убийстве.
Асоциальные люди, совершающие подобные действия, наказываются по всей строгости закона и могут принудительно лечиться в психиатрических учреждениях.
Изнасилование может повлечь за собой принудительной лечение в психиатрических лечебницах
Форма вины
Человек может совершить правонарушение с прямым или косвенным умыслом, так и по неосторожности. Прямой умысел предусматривает осознание человеком опасности своего поступка, другими словами, преступник прекрасно понимает, «на что идет»
Неосторожность может иметь форму самонадеянности либо небрежности. Самонадеянность означает, что человек предвидел вероятность наступления последствий, но рассчитывал на их предотвращение
Небрежность состоит в том, что человек, совершивший правонарушение, не учитывал, что могут наступить вредные последствия. Хотя по всем обстоятельствам дела мог это сделать.
Тип личности
Психологи выделяют так называемый асоциальный тип личности (иначе он именуется социопатическим типом или просто социопатом). Характеристика такого типа обычно состоит из следующих основных черт:
- Неспособность выразить свои эмоции.
- Игнорирование гласных и негласных правил, сложившихся в социуме.
- Легкость манипулирования другими, убедительное разыгрывание ролей, ложь в собственных интересах.
- Агрессия как универсальный ответ на внешние раздражители.
- Отсутствие стыда и угрызений совести, неспособность понять, что его поступки приносят страдание людям вокруг.
- Уверенность в правильности своего поведения.
- Импульсивность, желание удовлетворить потребности немедленно, здесь и сейчас.
- Эгоизм. Собственные потребности всегда на первом месте, выше потребностей и нужд окружающих, выше каких-либо общественных ограничений.
Вообще, стоит заметить, что асоциальность может принимать самые разнообразные формы, соответственно, не существует и четко ограниченного набора особенностей, свойственных характеру социопата. Тем не менее в попытках выделить самые яркие черты, позволяющие с большой уверенностью говорить об асоциальном типе личности, был составлен список из четырех пунктов.
Во-первых, это уже отмеченная импульсивность. Асоциальная личность живет одной секундой, не способна долго обдумывать решения и взвешивать все «за» и «против», а главное, жаждет молниеносного исполнения собственных желаний.
Во-вторых, такой человек не может искренне любить, не может проявлять нежность и чуткость к партнеру. Парадоксально, что при этом асоциальные люди часто внешне привлекательны и харизматичны и, как следствие, окружены поклонниками. Однако максимум, который эти поклонники получат, — поверхностные отношения, недолговременные связи.
Рекомендуем: Что такое антропофобия?
В-третьих, асоциалы никак не используют прошлый негативный опыт. Иными словами, бесполезно надеяться, что социопат вспомнит, сколько страданий другим и (или) неудобств ему принес тот или иной его поступок, и не будет его повторять.
Наконец, и эта черта также уже отмечалась, асоциальный человек никогда не станет испытывать чувство вины или мучиться угрызениями совести. Он просто не в состоянии понять, за что его осуждают.
Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей
Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.
Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е. даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения. Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.
Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут. Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе
Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание. Главное — дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию
В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.
Коррекция девиантного поведения
Если родители замечают отклонения в поведении своего ребенка и не могут самостоятельного его отрегулировать, необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к детскому или подростковому психологу, в зависимости от его возраста.
Ждать, пока такие тенденции пройдут самостоятельно, не имеет смысла, поскольку момент легкой корректировки может быть упущен, а ситуация будет продолжать ухудшаться. Словесная агрессия быстро превращается в физическую, прогулы занятий заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети обычно не осознают разрушительные последствия.
Часто дети, выбирающие асоциальное поведение, не видят в этом ничего предосудительного, поэтому могут отказываться идти на консультацию к специалисту. Не нужно силой затаскивать их в кабинет, а вот родителям прийти необходимо.
Разобравшись в индивидуальной ситуации, психологи центра “Эмбер” подскажут различные приемы и тактику действий самим родителям, чтобы скорректировать поведение ребенка.
У нас работают специалисты с большим опытом коррекции девиантного поведения у детей и подростков. Мы работаем как по классическим методикам, так и по инновационным и авторским.
Основная задача – подойти к вопросам и проблемам с детьми и подростками комплексно. Только в таком случае можно достичь положительного результата при общении с ними, достучаться до них и проработать их переживания, стрессы, травмы, чтобы скорректировать девиантное поведение.
Если вас беспокоит девиантное поведение вашего ребенка, позвоните нам по тел.: (812) 642-47-02 и запишитесь на прием к специалисту. Мы поможем исправить ситуацию!
Неблагополучная семья: что это?
Сегодня неблагополучной семьей принято называть такую семью, которая обладает достаточно низким социальным статусом. Родители попросту не справляются с теми обязательствами, которые возложены на них, так как они с трудом могут нести ответственность за собственные поступки. Что касается функциональности и, что самое главное, адаптивных способностей неблагополучных семей, то они существенно ниже, чем у социально ответственных семей. Родители в означенных семьях могут страдать от вредных привычек или намеренно игнорировать собственного ребенка, что приводит к тому, что процесс воспитания проходит с большими трудностями, медленно и, как правило, абсолютно малорезультативно. Ребенок в семье с родителями, проявляющими отклоняющееся поведение, испытывает существенный дискомфорт и стресс, осознает, что взрослые не следят за ним и даже пренебрегают, может подвергаться не только жестокому обращению, но даже и насилию различного характера.
Замечание 1
Главная характеристика неблагополучной семьи – отсутствие любви супругов друг к другу и к ребенку. Такая семья не способна удовлетворять нужды ребенка, защищать его права и законные интересы.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Неблагополучные семьи, в которых родители отличаются девиантным поведением, могут классифицироваться в соответствии со степенью нарушения во взаимоотношениях между членами семьи, а также тех нарушений, которые мы можем отметить в поведении родителей и, соответственно, самих детей:
- Проблемная семья – это такая семья, которая отличается нарушениями в исполнении функциональной части своих обязательств. Чаще всего, такое происходит из-за педагогической несостоятельности родителей, а также из-за того, что они сами не знают, как воспитывать своих детей. По сути, семья это неконфликтная, но присутствует дисгармоничный стиль семейного воспитания. Он может быть авторитарным, а может быть гипоопекающим или даже гиперопекающим;
- Кризисная семья – в рамках этой семьи ее члены переживают внешний или внутренний кризис. Меняется состав семьи, дети взрослеют и в дальнейшем покидают родительский дом, может произойти развод супругов или смерть одного из них. Нередко родители проявляют признаки девиации при потере работы или жилья, ведь им приходится выживать, используя для этого нестандартные и даже противозаконные методы.
- Асоциальная — в ней есть такие проблемы, как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей, стремление к совершению различных нарушений. Как правило, отношения между детьми и родителями отсутствуют, так как дети пытаются скрывать истинный род деятельности родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми при их наличии.
- Аморальная – это тип семьи, которая полностью утратила любые семейные ценностей. В семье присутствуют проявления девиаций – алкоголизм, употребление наркотиков и иных запрещенных веществ. С детьми обращаются очень жестоко, не занимаются их воспитанием и обучением, а также условия жизни детей довольно опасны. В данном случае необходимо вмешательство органов опеки и попечительства, так как детей в буквальном смысле этого слова нужно спасать от социально опасных родителей.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Девиантное поведение детей
Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.
Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:
- Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
- Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
- Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
- Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например, воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.
Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.
Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.
Виды и формы девиантного поведения
Так как отклоняющееся поведение является междисциплинарным явлением, единой классификации его видов и форм не существует. Медицинская классификация поведенческих расстройств учитывает только патологические формы и основана на сугубо медицинских критериях. Среди поведенческих расстройств, характерных для подросткового возраста, в частности, можно выделить: гиперкинетические расстройства и различные расстройства поведения.
Психологических классификаций существует несколько, в зависимости от выбранных критериев. Рассмотрим одну из них.
Три категории девиантного поведения:
Антисоциальное поведение.
К этой группе относятся действия, связанные с нарушением правовых норм и общественного порядка, запрещенные законом, которые угрожают здоровью и благополучию людей. В подростковом возрасте это: хулиганское поведение, кражи, торговля наркотическими средствами, вандализм, насилие.
Асоциальное (аморальное) поведение.
Группа объединяет действия, связанные с нарушением морально-нравственных норм, угрожающие нормальным межличностным отношениям. У подростков такое поведение выражается в форме бродяжничества, употребления наркотиков, алкоголизма, агрессивного поведения, различных нарушений сексуального характера.
Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
К этой группе относятся все действия, связанные с причинением вреда самой личности. Более характерными для подростковой среды являются: пищевая, химическая, компьютерная зависимости, а также суицидальное поведение.
Девиантное поведение подростков
Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.
Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).
Наиболее распространенные формы девиантного поведения подростков:
- деструктивно-агрессивная — для нее характерны радикальные и даже бунтарские поступки индивида с целью установки новых порядков в среде, где он находится, это может быть семья или интернат, дет.дом, а также изменение деятельности социальной группы или своего места в ней (класс в школе, группа на кружке или в спортивной секции, бандитская группировка на улице и т.д.).
- деструктивно-компенсаторная — более мягкая форма девиантного поведения, при которой подросток пытается занять желаемое место в обществе или достичь определенных изменений своего социального статуса. В отличие от деструктивно-агрессивной формы поведения в данном случае человек чаще всего уступает своим принципам и убеждениям, попадая под влияние определенной социальной группы. Это может быть подчинение правилам неформальных группировок в обмен на их дружбу, защиту, признание или материальное обеспечение. Например, подросток, ранее не пробовавший сигареты или алкоголь или не использовавший нецензурные выражения, начинает их употреблять. Присоединяется к травле кого-то вне группы или же занимает пассивную позицию, не пытаясь защитить жертву от нападок сверстников.
- компенсаторно-иллюзорная — направлена на снятие психологического дискомфорта и неудовлетворенности текущим положением дел при помощи психоактивных веществ. Тут нет противостояния социуму, подросток выбирает изолировать себя от него или искусственно изменить существующее восприятие.
Коррекция последней формы девиантности обычно вызывает наибольшие трудности, поскольку кроме психологических особенностей необходимо решать и проблему зависимости.
Причины девиантного поведения подростков
На формирование девиантного отклоняющегося поведения влияет целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих факторов.
Биологические и психологические факторы связаны с:
- анатомическими особенностями организма;
- врожденными или приобретенными травмами, физическими дефектами;
- поражениями и заболеваниями головного мозга;
- психическими или умственными нарушениями;
- наличием акцентуированных черт характера;
- особенностями нервной системы и др.
Физическое и психическое развитие в подростковом возрасте претерпевают значительные изменения. Превосходство отдельных юношей в силе и росте над слабостью или неполноценностью других, формируют эмоциональное напряжение, искажение образа «Я», желание компенсировать недостатки любыми способами.
Непропорциональное развитие отдельных сторон личности приводит к частым сменам настроения, вспышкам агрессии, эмоциональным расстройствам. Чувство «взрослости» и стремление к самостоятельности сочетается с неуверенностью в своих силах и потребностью в нежности. Различия в темпах полового созревания и не до конца сформированная половая идентификация также влияют на поведение подростков, нередко вызывая впоследствии отклонения в интимной сфере.
Отдельно необходимо сказать про акцентуации подростков, так как именно в этом возрасте черты характера особенно заостряются.
Акцентуация представляет собой усиление степени определенной черты характера. Подростки с акцентуированными чертами чувствительней и специфичней реагируют на определенные жизненные ситуации. Многие из этих реакций воспринимаются окружающими как неадекватные и опасные.
Родителям желательно знать особенности своего ребенка, чтобы лучше понимать его поступки и не допустить развития психопатологии, которой занимаются психиатры.
Биологические и психологические факторы определяют силу и характер реакций человека на любые внешние воздействия, но они действуют всегда в пределах определенного социального окружения.
Социальные факторы связаны с:
- дисгармоничными семейными взаимоотношениями;
- устойчивой школьной дезадаптацией и педагогической запущенностью;
- различиями между личными целями, направленными на успех, и нехваткой средств для их достижения;
- неблагоприятными социально-экономическими условиями;
- влиянием норм девиантной субкультуры и др.
Недостаток любви и заботы, холодность и отчужденность между членами семьи, отсутствие примеров нравственного поведения родителей, авторитарные методы воспитания, физическое насилие – эти и другие нарушения в семейных отношениях отрицательно сказываются на формировании личности подрастающего ребенка.
Влияние различных субкультур (хиппи, металлисты, скинхеды, эмо и т.п.) на созревающую личность очень значимо, поскольку подросткам свойственно причислять себя к какой-либо неформальной группе. Когда потребности группы начинают доминировать, для ее членов становится особенно важным соответствовать групповым нормам, подражать лидерам, выделяться среди других.
Вот почему подростки с их незрелой психикой, попавшие под влияние девиантной субкультуры, с немалой вероятностью совершают противоправные поступки.
Правонарушение как вид и результат асоциального поведения
Одним из видов асоциального поведения является совершение человеком административных правонарушений. Согласно закону, это действие либо бездействие виновного лица, за которые полагается административное взыскание – штраф.
Основными признаками правонарушений являются:
- противоправность – нарушение требований законодательства;
- общественная вредность – человек, ведущий себя асоциально, всегда посягает на установившиеся ценности общества, нарушает индивидуальные или групповые интересы;
- виновность – нарушитель действует осознанно, его проступок носит волевой характер;
- юридическая ответственность – мера наказания за каждый акт нарушения.
С точки зрения Административного и Уголовного кодексов, антиобщественное поведение обязательно должно иметь юридический состав правонарушения.
Он предполагает наличие 4 составляющих:
- объекта правонарушения;
- субъекта правонарушения;
- объективной стороны правонарушения;
- субъективной стороны правонарушения.
Объект правонарушения – это блага или ценности, против которых направлено деяние лица.
Субъектом называется лицо, которое совершило данное правонарушение. К субъектам не могут быть причислены душевнобольные люди и малолетние дети. Объективная сторона – это признаки совершенного, отвечающие на вопросы, что произошло, где, когда и как. Субъективной стороной противоправного деяния является отношение субъекта к тому, что он совершил.
Что такое девиантное поведение
В специальной литературе есть понятия «делинквентное» и «девиантное» поведение. Любое делинквентное поведение есть девиантным. При этом далеко не всякое отклоняющееся поведение считается делинквентным.
В чем состоит разница? Делинкветным является поведение, которое приводит к общественно значимым с точки зрения закона последствиям. Другими словами, между совершенным деянием и правонарушением должен стоять знак равенства.
Например, до марта 1994 года кормление скота и птицы купленными в магазине продуктами, в том числе хлебом, считалось административным правонарушением. Сейчас же такое поведение скорее нейтральное. В 1960 году в той же Беларуси коммерческое посредничество было преступлением. С 1991 года такое поведение стало нормой и даже одним из признаков предпринимательской деятельности.
Ярким примером асоциального поведения в нашей стране является проституция. В то же время, например, в Голландии она узаконена. Там есть даже памятник проституткам – общество чтит тех, кто платит налоги.
Профилактика девиантного поведения
Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.
Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:
Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей
Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.
Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.