Галина солдатова, профессор кафедры психологии мгу: «каждый второй ребенок не разделяет реальный и виртуальный мир»

Что делать родителям, если ребенок постепенно уходит из реального мира в виртуальный?

Если вашему ребенку виртуальная жизнь кажется интереснее реальной, значит, он испытывает дефицит внимания с вашей стороны. Не в плане материального благополучия, разумеется. С этим, как правило, все в порядке, ведь современные гаджеты – недешевое удовольствие. Проанализируйте собственное отношение к ребенку: достаточно ли внимания вы ему уделяете как личности, интересуетесь ли его успехами и проблемами, есть ли между вами доверие, взаимопонимание, дружба. Вероятно, по некоторым пунктам ответ будет отрицательным. Впрочем, это не повод опускать руки: при желании наладить контакт с ребенком – задача посильная, хоть и требующая от взрослых значительной доли самоотдачи. Но ведь физическое и психическое здоровье вашего чада того стóит, правда?

Метод резких движений

– Но ведь полно совершенно обратных ситуаций. Вот пример из жизни моей знакомой. В последнее время она стала замечать, что ее сын перестал интересоваться окружающим миром, не заводит друзей, не ходит гулять, не хочет посещать секции и кружки, а хочет проводить время исключительно в компании своего компьютера. Ей такая ситуация совсем не кажется нормальной и хочется что-то сделать.

– Если хочется, то можно сделать. Предположим, маме, которая это видит, кажется, что ситуация идет куда-то совсем не туда, в таком случае, если речь о ребенке, который еще сам не зарабатывает, она запросто может взять компьютер своего сына и швырнуть его об стену так, что шестеренки посыпятся. Она имеет полное право так поступить и сказать, что если ты хочешь другой, встань и пойди, заработай.

– Оставим мои примеры из жизни, возьмем ваши. Ведь к вам приходят, наверное, гаджетозависимые?

– Я им говорю ровно то, что я сказала вам. Если вы считаете, что ситуация идет именно к медицинской или уже близко к психиатрической проблеме, то вы можете проделать очень резкое движение.

– Без резких нельзя?

– Нет.

– Может, можно не запрещать, а только ограничивать? Например, не больше часа в день.

– Такой вариант тоже возможен, но только при условии, что ограничения введены изначально. Ввести их, когда процесс уже запущен, никак не удастся. Впрочем, ребенок может как подчиниться, так и научиться врать и, например, вместо школы ходить в компьютерный клуб.

Как побороть зависимость от гаджетов?

Нравится нам это или нет, но девайсы стали частью современного мира. Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы они не подчинили себе жизнь наших детей и не заменили живое общение. Ваш ребенок очень привязан к девайсу? Значит, он гораздо меньше привязан к вам. Если вы чувствуете, что он слишком долго сидит перед светящимся экраном, я настоятельно рекомендую на время отобрать гаджет и разрешать вновь им пользоваться очень постепенно, чтобы проблема не вернулась. Вы можете или забрать его совсем, справиться с истериками и обидами, а затем снова разрешить им пользоваться, но по расписанию, или просто сократить время в Сети. Если этот вариант не сработает, заберите девайс совсем.

Я не думаю, что у вас получится установить полный запрет на цифровые устройства, хотя бы потому, что большая часть домашних заданий теперь делается в электронном виде и детям придется пользоваться планшетами и ноутбуками на протяжении всей жизни

Поэтому важно, чтобы они научились ими пользоваться с умом. Запрет в большинстве случаев не решит корень проблемы

Прежде всего родителям необходимо осознать, почему их ребенок зациклился на чем-то, и понять, как побороть эту одержимость.

Вам нужно решить, какой метод лучше всего подойдет вам и вашему ребенку, и последовательно выполнять принятое решение.

Я всегда говорю родителям, что здесь не существует универсального подхода — все зависит от конкретной проблемы. Например, если ваш шестилетний сын зациклен на приставке и вы понимаете, что он еще слишком мал, чтобы справиться с этим пристрастием, как можно скорее уберите ее на антресоль на несколько месяцев или до того момента, когда он станет достаточно взрослым, чтобы спокойно в нее играть. Если же, к примеру, вашему ребенку десять лет и он буквально приклеен к планшету, но при этом он также пользуется им, выполняя домашние задания, то полностью забирать девайс — не самый верный ход. Вам придется найти способ по-другому решить эту проблему.

«Делу время – потехе час»

Эта народная мудрость придется здесь весьма кстати. Убедить ребенка, что компьютер – именно «потеха», развлечение, один из видов досуга, несложно. Но лишь в том случае, если он действительно будет занят «делом»: музыкой, рисованием, танцами или спортом – то есть, любым интересным ему занятием. Тогда и полчаса, проведенные за компьютерной игрой, станут просто одним из видов досуга. Но не единственным.

Договоритесь с ребенком, когда и сколько времени он будет играть, а по истечении оговоренного времени напомните ему, что время вышло, пора заканчивать игру. Дети любят и ценят, когда родители считают их взрослыми и общаются с ними на равных, поэтому нарушать ранее принятую договоренность им не захочется. К тому же ограничение времени можно позиционировать как одно из правил игры, тогда вопрос «Ну, можно еще чуть-чуть поиграть?» отпадет сам собой: время вышло – игра закончилась.

Почему дети и подростки предпочитают виртуальный мир?

Нельзя не согласиться с безусловными достоинствами интернета — возможностью получать информацию, необходимую для обучения, или находить друзей и единомышленников в любой точке мира. Многие подростки занимаются также на дистанционных курсах иностранных языков и готовятся к экзаменам.

Подростки получают в интернете прежде всего возможность поделиться своими мыслями и чувствами. Коммуникация в сетях анонимна и безопасна — если что-то не устраивает в собеседнике, то ее всегда можно прервать и не отвечать на сообщения.

Благодаря анонимности подросток может придумать себе виртуальный имидж, который придаст ему больше привлекательности в глазах собеседника. В интернете любой человек может стать «единым в двух лицах», например, завести 2 аккаунта — мужской и женский, и общаться с интересными ему собеседниками.

Доступность интернета может привести к развитию зависимости от социальных сетей. Среди основных ее проявлений можно отметить следующие:

  • постоянные мысли о доступе в интернет и раздражение по причине его недоступности;
  • резкое сокращение сна, физической активности, приемов пищи;
  • пренебрежение учебой и дополнительными занятиями ради виртуального общения.

Как правило, за зависимостью от интернета и социальных сетей скрываются более серьезные проблемы, побуждающие подростка убегать в виртуальную реальность. Поэтому задача семьи и друзей — сделать его реальную жизнь более привлекательной и помочь в их решении.

«Делу время – потехе час»

Эта народная мудрость придется здесь весьма кстати. Убедить ребенка, что компьютер – именно «потеха», развлечение, один из видов досуга, несложно. Но лишь в том случае, если он действительно будет занят «делом»: музыкой, рисованием, танцами или спортом – то есть, любым интересным ему занятием. Тогда и полчаса, проведенные за компьютерной игрой, станут просто одним из видов досуга. Но не единственным.

Договоритесь с ребенком, когда и сколько времени он будет играть, а по истечении оговоренного времени напомните ему, что время вышло, пора заканчивать игру. Дети любят и ценят, когда родители считают их взрослыми и общаются с ними на равных, поэтому нарушать ранее принятую договоренность им не захочется. К тому же ограничение времени можно позиционировать как одно из правил игры, тогда вопрос «Ну, можно еще чуть-чуть поиграть?» отпадет сам собой: время вышло – игра закончилась.

Вседозволенность и табу – стоит ли впадать в крайности?

Запрещать ребенку компьютерные игры бессмысленно и бесполезно: это вызовет бурный протест с его стороны и может стать серьезным источником семейного конфликта. Но и позволять ему часами засиживаться у монитора тоже нельзя. Как всегда, идеальным вариантом станет поиск «золотой середины»: пусть ребенок играет в виртуальные гонки, «стрелялки», а если вы сами не прочь погонять в сети на супер-машинках или пострелять из виртуального бластера, поиграйте вместе; пусть его компьютерный герой покоряет другие планеты или океанские глубины – в конце концов, в самих играх ничего ужасного нет. Но пусть это остается одним из видов досуга, не подменяет собой реальные развлечения.

Вседозволенность и табу – стоит ли впадать в крайности?

Запрещать ребенку компьютерные игры бессмысленно и бесполезно: это вызовет бурный протест с его стороны и может стать серьезным источником семейного конфликта. Но и позволять ему часами засиживаться у монитора тоже нельзя. Как всегда, идеальным вариантом станет поиск «золотой середины»: пусть ребенок играет в виртуальные гонки, «стрелялки», а если вы сами не прочь погонять в сети на супер-машинках или пострелять из виртуального бластера, поиграйте вместе; пусть его компьютерный герой покоряет другие планеты или океанские глубины – в конце концов, в самих играх ничего ужасного нет. Но пусть это остается одним из видов досуга, не подменяет собой реальные развлечения.

Чем заменить виртуальные игры?

Каждый родитель знает о способностях и увлечениях своего ребенка. Знает, о чем он мечтает, к чему лежит его душа, что ему нравится. Возможно, ваша дочь хорошо поет, рисует или мастерит замечательные поделки, а сын любит погонять мяч во дворе, поплавать или покататься лыжах. Есть смысл пойти навстречу желаниям ребенка и отдать его в специализированную школу или спортивную секцию. Дети – народ увлекающийся и впечатлительный, так что общение со сверстниками-единомышленниками и реальные успехи в любимом занятии быстро вытеснят виртуальные игрушки из числа приоритетов.

Кроме того, есть масса интереснейших развивающих игр для детей любого возраста: от разнообразных конструкторов и кулинарных наборов, с помощью которых дети собственноручно готовят вкуснейшие десерты, до сборки «умных» роботов и автомобилей на радиоуправлении. Ни один ребенок не откажется от такого увлекательного досуга в пользу компьютерной игрушки! Особенно, если проводить этот досуг вместе с мамой и папой.

Как видите, есть много способов вернуть ребенку интерес к реальной жизни

Но все они сводятся к одному: малышу необходимо ваше искреннее внимание, ваша любовь и забота. Не отгораживайтесь от его хрупкого мира, чтобы в какой-то момент этот мир не сузился до размера компьютерного монитора

Светлана Жаркова

Как справляться с истериками?

Многие родители боятся того, как отреагирует их ребенок, если они сократят время в Сети или отберут гаджет. В таких случаях я всегда провожу аналогию с грозой. Если ураган сдувает ваш дом, вы не стоите посреди двора, пытаясь справиться с ним. Вы закрываете все люки и ждете, когда буря пройдет и небо прояснится. Затем вы думаете о том, как обезопасить  себя в будущем. Так что если ваш ребенок швыряет все, что попадется под руку, плачет и кричит, потому что у него отобрали планшет, научитесь обуздывать грозу, а не подпитывать ее. Уходите, не пытайтесь общаться или что-то обсуждать — это только ухудшит ситуацию. Если вы уже объяснили, почему забираете девайс или сокращаете время игры, нет причины повторять это снова и снова. Ребенок почти наверняка понял, почему вы так поступили, и протестует он потому, что ему это не нравится. Никакие объяснения тут не помогут.

Многие родители тревожатся о последствиях срывов и истерик. Они переживают, что ребенок причинит вред себе или испортит попавшие под руку вещи

И все же важно видеть реальный масштаб бедствия

Если он плачет, кричит и хлопает дверьми, в худшем случае у него разболится голова — и стоит вам обратить на него внимание, истерика усилится

Поэтому очень важно, чтобы вы научились игнорировать его до тех пор, пока не почувствуете реальную опасность, — тогда вы должны будете незамедлительно вмешаться и разобраться

Многие родители боятся так поступать, потому что это очень сложно. Они слишком хорошо помнят истошные вопли своего двухлетнего малыша. В то время лучшим средством борьбы с истериками было игнорировать их и отдаляться. То же относится к ребенку четырех-одиннадцати лет. Он злится, потому что ему не дают желаемое, и ничто сказанное или сделанное вами не сможет его утешить. Ему нужно осознать, что вы не откажетесь от принятого решения

Отвлеките ребенка, займите его чем-то, попробуйте направить его внимание в другое русло. Когда поведение станет лучше, от души похвалите его

Таким образом ваши сын или дочь быстро усвоят, что хорошее поведение приводит к поощрению, и больше не захотят капризничать.

Чем заменить виртуальные игры?

Каждый родитель знает о способностях и увлечениях своего ребенка. Знает, о чем он мечтает, к чему лежит его душа, что ему нравится. Возможно, ваша дочь хорошо поет, рисует или мастерит замечательные поделки, а сын любит погонять мяч во дворе, поплавать или покататься лыжах. Есть смысл пойти навстречу желаниям ребенка и отдать его в специализированную школу или спортивную секцию. Дети – народ увлекающийся и впечатлительный, так что общение со сверстниками-единомышленниками и реальные успехи в любимом занятии быстро вытеснят виртуальные игрушки из числа приоритетов.

Кроме того, есть масса интереснейших развивающих игр для детей любого возраста: от разнообразных конструкторов и кулинарных наборов, с помощью которых дети собственноручно готовят вкуснейшие десерты, до сборки «умных» роботов и автомобилей на радиоуправлении. Ни один ребенок не откажется от такого увлекательного досуга в пользу компьютерной игрушки! Особенно, если проводить этот досуг вместе с мамой и папой.

Как видите, есть много способов вернуть ребенку интерес к реальной жизни

Но все они сводятся к одному: малышу необходимо ваше искреннее внимание, ваша любовь и забота. Не отгораживайтесь от его хрупкого мира, чтобы в какой-то момент этот мир не сузился до размера компьютерного монитора

Только «правильный» контент

В игре все просто и легко: умер — ожил, ударили — не больно. В запасе всегда есть новое здоровье, новая жизнь. И если ребенок или подросток погрузится в такой вымышленный мир, у него возникнет конфликт с настоящим. Ему трудно будет находить в нем свое место и общаться с живыми людьми — другом или учителем. В нарушении режима дня как мы говорили выше, выход, — не в запрете, а в альтернативе. Здесь точно также — контролируемый и отобранный взрослыми «правильный» контент может заменить игры, перерастающие в зависимость. Сделать такой отбор, безопасный для детей позволяют специальные гаджеты. Это, кстати, мощное оружие, которое еще и поможет скорректировать провалы в образовании или развитии. Методика динамической психотерапии, например, прямо рекомендует фильмы, просмотр которых поможет человеку «прокачать» те или иные проблемные сферы жизни.

И как это влияет на развитие мозга ребенка?

Человеческий мозг всегда приспосабливается к тому, что мы делаем с увлечением. Например, в прошлом веке люди увлекались машинами и даже отождествляли себя с ними: сравнивали сердце с насосом, а суставы — с шарнирами. И вдруг наступила новая эпоха. Современному ребенку трудно понять, почему курсор на экране компьютера перемещается, когда мы передвигаем мышку. Не понимая многих причинно — следственных связей, он с какого-то момента вообще перестает задаваться вопросом «почему? ». Когда маленькие дети только начинают смотреть телевизор, они еще общаются с персонажами на экране — например, подсказывают зайцу, где притаилась лиса. В общем, пытаются влиять на ситуацию. К этому их приучил опыт, полученный в реальной жизни.

Но через пару недель после первого знакомства с телевизором большинство детей смиряются со своим бессилием и теряют инициативу. То есть в какой-то мере начинают сомневаться в своей способности действовать эффективно.

«Делу время – потехе час»

Эта народная мудрость придется здесь весьма кстати. Убедить ребенка, что компьютер – именно «потеха», развлечение, один из видов досуга, несложно. Но лишь в том случае, если он действительно будет занят «делом»: музыкой, рисованием, танцами или спортом – то есть, любым интересным ему занятием. Тогда и полчаса, проведенные за компьютерной игрой, станут просто одним из видов досуга. Но не единственным.

Договоритесь с ребенком, когда и сколько времени он будет играть, а по истечении оговоренного времени напомните ему, что время вышло, пора заканчивать игру. Дети любят и ценят, когда родители считают их взрослыми и общаются с ними на равных, поэтому нарушать ранее принятую договоренность им не захочется. К тому же ограничение времени можно позиционировать как одно из правил игры, тогда вопрос «Ну, можно еще чуть-чуть поиграть?» отпадет сам собой: время вышло – игра закончилась.

Что делать родителям, если ребенок постепенно уходит из реального мира в виртуальный?

Если вашему ребенку виртуальная жизнь кажется интереснее реальной, значит, он испытывает дефицит внимания с вашей стороны. Не в плане материального благополучия, разумеется. С этим, как правило, все в порядке, ведь современные гаджеты – недешевое удовольствие. Проанализируйте собственное отношение к ребенку: достаточно ли внимания вы ему уделяете как личности, интересуетесь ли его успехами и проблемами, есть ли между вами доверие, взаимопонимание, дружба. Вероятно, по некоторым пунктам ответ будет отрицательным. Впрочем, это не повод опускать руки: при желании наладить контакт с ребенком – задача посильная, хоть и требующая от взрослых значительной доли самоотдачи. Но ведь физическое и психическое здоровье вашего чада того стóит, правда?

Вседозволенность и табу – стоит ли впадать в крайности?

Запрещать ребенку компьютерные игры бессмысленно и бесполезно: это вызовет бурный протест с его стороны и может стать серьезным источником семейного конфликта. Но и позволять ему часами засиживаться у монитора тоже нельзя. Как всегда, идеальным вариантом станет поиск «золотой середины»: пусть ребенок играет в виртуальные гонки, «стрелялки», а если вы сами не прочь погонять в сети на супер-машинках или пострелять из виртуального бластера, поиграйте вместе; пусть его компьютерный герой покоряет другие планеты или океанские глубины – в конце концов, в самих играх ничего ужасного нет. Но пусть это остается одним из видов досуга, не подменяет собой реальные развлечения.

Компьютерные игры в жизни подростка

Виртуальная опасность включает в себя и компьютерные игры

Родителям важно понимать влияние компьютерных игр на психику детей и подростков, чтобы вовремя предотвратить негативные последствия. Сейчас игры – смесь дизайна, креатива, психологии

Человек погружается в сюжет, желая хотя бы на время уйти из настоящей реальности.

Положительная сторона игр:

  • Развивают наблюдательность, память, воображение.
  • Учат общению с компьютером.
  • Возможность отдохнуть, расслабиться.

Негативные стороны игр:

  • Вероятность развития зависимости.
  • Появление агрессии.
  • Отход от реальности – есть случаи, когда подросток настолько погружался в игру, что уже не отличал жизнь настоящую от виртуальной.

Психологи изучают влияние компьютерных игр на подростков, выявляют негативные факторы, поэтому при тяжелой зависимости лучше обратиться к специалисту.

Уход от реальности в виртуальный мир

Такому бегству подвержены люди со звуковым вектором. Ввиду их абстрактного интеллекта именно их интересуют вопросы вселенского масштаба и мироустройства, смысла жизни.

Виртуальность манит таких людей, и в нее они сбегают от страданий в этом мире.

Это происходит из-за отсутствия того же чувства защищенности и безопасности у ребенка. От природы такой ребенок тянется к звукам, а немного погодя он начинает осмысливать все, что ему говорят, отдавая смыслу слов главный приоритет. А взрослые часто не обращают внимания на то, как они говорят с ребенком и какими методами взаимодействуют с ним, пытаясь сделать то, что нужно по их мнению.

Звуковой ребенок, стараясь наслаждаться от понимания того, что стоит за словами человека, очень часто натыкается на оскорбительные смыслы, также это могут быть и просто крики, ведь звуковой ребенок все чутко слышит.

Звуковым вектором наделены люди, которые реализуют себя в жизни как музыканты, писатели, физики, программисты, поэты и так далее.

И ребенок, который тянется за наслаждением, а получает страдания, в какой-то момент решает не распознавать смысл слов, а то и не слушать, что говорят.

Когда реальность приносит страдания, то ребенок уходит в виртуальный мир с головой. Полностью забывая, что существует еще кто-то. Он даже поесть забывает. Его не волнует никто и ничто. А родители, не зная своего ребенка, подливают масла в огонь, пытаясь выдернуть его из виртуальных оков.

Кто-то кричит и ругается, где-то бьют и требуют послушания, кто-то выдергивает шнур от компьютера. Все эти методы усугубляют положение. Такой ребенок видит не родителей, а врагов, которые забирают у него то единственное, где он забывается, не получая наслаждения от жизни. Становясь взрослым, такой человек так и не находит применения своему абстрактному интеллекту в реальном мире. Он не реализует себя и не видит смысла в реальном мире. Он по-прежнему ощущает одни страдания от общения с другими людьми через речь. А в игре это можно. Такой человек, если и выходит в мир — только для того, чтобы заработать себе минимум, лишь бы хватало на еду и за интернет заплатить.

«Делу время – потехе час»

Эта народная мудрость придется здесь весьма кстати. Убедить ребенка, что компьютер – именно «потеха», развлечение, один из видов досуга, несложно. Но лишь в том случае, если он действительно будет занят «делом»: музыкой, рисованием, танцами или спортом – то есть, любым интересным ему занятием. Тогда и полчаса, проведенные за компьютерной игрой, станут просто одним из видов досуга. Но не единственным.

Договоритесь с ребенком, когда и сколько времени он будет играть, а по истечении оговоренного времени напомните ему, что время вышло, пора заканчивать игру. Дети любят и ценят, когда родители считают их взрослыми и общаются с ними на равных, поэтому нарушать ранее принятую договоренность им не захочется. К тому же ограничение времени можно позиционировать как одно из правил игры, тогда вопрос «Ну, можно еще чуть-чуть поиграть?» отпадет сам собой: время вышло – игра закончилась.

«Делу время – потехе час»

Эта народная мудрость придется здесь весьма кстати. Убедить ребенка, что компьютер – именно «потеха», развлечение, один из видов досуга, несложно. Но лишь в том случае, если он действительно будет занят «делом»: музыкой, рисованием, танцами или спортом – то есть, любым интересным ему занятием. Тогда и полчаса, проведенные за компьютерной игрой, станут просто одним из видов досуга. Но не единственным.

Договоритесь с ребенком, когда и сколько времени он будет играть, а по истечении оговоренного времени напомните ему, что время вышло, пора заканчивать игру. Дети любят и ценят, когда родители считают их взрослыми и общаются с ними на равных, поэтому нарушать ранее принятую договоренность им не захочется. К тому же ограничение времени можно позиционировать как одно из правил игры, тогда вопрос «Ну, можно еще чуть-чуть поиграть?» отпадет сам собой: время вышло – игра закончилась.

Чем заменить виртуальные игры?

Каждый родитель знает о способностях и увлечениях своего ребенка. Знает, о чем он мечтает, к чему лежит его душа, что ему нравится. Возможно, ваша дочь хорошо поет, рисует или мастерит замечательные поделки, а сын любит погонять мяч во дворе, поплавать или покататься лыжах. Есть смысл пойти навстречу желаниям ребенка и отдать его в специализированную школу или спортивную секцию. Дети – народ увлекающийся и впечатлительный, так что общение со сверстниками-единомышленниками и реальные успехи в любимом занятии быстро вытеснят виртуальные игрушки из числа приоритетов.

Кроме того, есть масса интереснейших развивающих игр для детей любого возраста: от разнообразных конструкторов и кулинарных наборов, с помощью которых дети собственноручно готовят вкуснейшие десерты, до сборки «умных» роботов и автомобилей на радиоуправлении. Ни один ребенок не откажется от такого увлекательного досуга в пользу компьютерной игрушки! Особенно, если проводить этот досуг вместе с мамой и папой.

Как видите, есть много способов вернуть ребенку интерес к реальной жизни

Но все они сводятся к одному: малышу необходимо ваше искреннее внимание, ваша любовь и забота. Не отгораживайтесь от его хрупкого мира, чтобы в какой-то момент этот мир не сузился до размера компьютерного монитора

Светлана Жаркова

Сколько было жертв Чернобыля: миллион или больше?

В 2007 году группа российских ученых выпустила в издательстве Нью-Йоркской академии наук книгу Chernobyl: Consequences of the Catastrophe for People and the Environment. В ней они сравнили смертность в «чернобыльских» зонах бывшего СССР до 1986 года и после него. У них получилось, что за два десятилетия чернобыльская катастрофа привела к преждевременной смерти 985 тысяч человек. Поскольку какое-то количество жертв могло быть и вне чернобыльских зон (ведь из них были миграции в другие районы), цифра, по мнению авторов книги, могла уйти и за миллион.

Возникают вопросы: почему авторы книги, известные ученые, члены РАН, не написали и не опубликовали ее в России? И почему в публикации нет отзывов других ученых — ведь вопрос о миллионе жертв Чернобыля крайне важен для общества?

Ответ на этот вопрос дали множество рецензий на книгу, появившихся в англоязычной научной литературе. Подавляющее большинство этих рецензий разгромные. Их авторы повторяют простую мысль: сравнивать смертность в СССР до 1986 года и после него некорректно. Причина этого в том, после распада СССР во всех его бывших территориях случился коллапс продолжительности жизни. В 1986 году средняя продолжительность жизни в РСФСР была 70,13 года, а уже в 1994 году она упала до 63,98 года. Сейчас даже в Папуа — Новой Гвинее средняя продолжительность жизни на два года больше, чем была в России и на Украине в 1990-х годах.

Падение было очень резким — в странах, пострадавших от Чернобыля, стали жить на 6,15 года меньше всего за восемь лет. Уровня продолжительности жизни времен катастрофы под Припятью России удалось снова достигнуть только в 2013 году — 27 лет спустя. Все это время смертность была выше советского уровня. Абсолютно такая же картина была и на Украине.

Только вот причина там была совсем не в Чернобыле: падение случилось и вне зоны загрязнения, и даже вне европейской части России. И это понятно: СССР развалился везде, а не только там, куда выпадали радионуклиды от четвертого энергоблока. То есть книга российских ученых с примерно миллионом «погибших» от последствий атомной катастрофы просто взяла резкий эффект избыточной смертности, возникшей от упадка и коллапса СССР, и сделала вид, что это последствия радиации. Конечно, выпустить такую тенденциозную работу на русском не имело бы никакого смысла: ее просто подняли бы на смех.

Разумный баланс

Конечно же, полностью оградить детей от всех угроз невозможно. Но если у вас доверительные отношения, то вы будете в курсе всего, что волнует и тревожит вашего ребенка. Именно поэтому зачастую уход детей в виртуальный мир – это не причина проблемы, а следствие иных сложностей, возникших гораздо раньше.

Смелее используйте технологии и учите детей разбираться в их плюсах и минусах, не боясь нового. Ведь прогресс все равно неумолимо движется вперед.

Общайтесь с ребенком, интересуйтесь его проблемами и делами, чтобы не оказаться вдруг в “черном списке” друзей. И, конечно же, дарите ему роскошь настоящего, живого времяпровождения в кругу семьи. Тогда постепенно он сам научится держать нужный баланс! )

Что делать родителям, если ребенок постепенно уходит из реального мира в виртуальный?

Если вашему ребенку виртуальная жизнь кажется интереснее реальной, значит, он испытывает дефицит внимания с вашей стороны. Не в плане материального благополучия, разумеется. С этим, как правило, все в порядке, ведь современные гаджеты – недешевое удовольствие. Проанализируйте собственное отношение к ребенку: достаточно ли внимания вы ему уделяете как личности, интересуетесь ли его успехами и проблемами, есть ли между вами доверие, взаимопонимание, дружба. Вероятно, по некоторым пунктам ответ будет отрицательным. Впрочем, это не повод опускать руки: при желании наладить контакт с ребенком – задача посильная, хоть и требующая от взрослых значительной доли самоотдачи. Но ведь физическое и психическое здоровье вашего чада того стóит, правда?

Другая норма

– Тем не менее я всё еще убеждена, что компьютерные игры вредны, и предпочитаю реальность. Но даже у меня возникает вопрос, который я хочу адресовать вам и как психологу, и как писателю. Почему виртуальный мир сети плох, а выдуманный мир книг хорош? Ведь и он уводит человека из реальности. Мало того, там еще и общения нет.

– А кто вам сказал, что он хорош?

– Это общепринятое мнение. Почти каждая мама будет счастлива, если ее ребенок отложит гаджет и возьмет в руки книгу.

– Я вам хочу сказать, что пару веков назад картина была совсем иная. Девушкам говорили: «Ты романы-то повыброси все и давай к нормальной жизни возвращайся». Потому что книги – такой же иллюзорный мир.

– Когда романистика пришла, ее точно так же отвергали, может быть, сейчас происходит то же самое?

– То же самое никогда не происходит, но всё развивается по спирали, вне всякого сомнения. Человека всегда влекло в неведомые дали. Уходить с насиженного места – это в натуре человека.

– И всё-таки раньше у тех, кто покидал привычный мир и уходил в Новый Свет или на Сахалин, были цели.

– Это иллюзия.

– А как же жажда познания?

– Не было у большинства из них такой жажды. Вы представляете себе, что за сброд плыл на этих скорлупках?

– Тогда жажда наживы. Всё равно, у них что-то было, я в этом уверена. А у тех, кто ныряет в компьютер, нет ничего. Нет никакого желания. Мало того, от тех первооткрывателей требовалось огромное усилие, они превозмогали что-то. А компьютер, наоборот, предлагает отложить все дела, ничего не превозмогать, а сесть и играть.

– Как это ничего не превозмогать? Что вы, не видите, как они прямо аж все трясутся, перебираясь с 27-го уровня на 32-й? У меня, например, есть знакомый программист, который тратит половину своей зарплаты на себя, а половину на своего персонажа – эльфийку 47-го уровня. Босоножки-скороходы ей покупает, еще что-то. То есть этот мир тоже чего-то требует, какой-то жертвы. Понятно, что это совсем другое дело, но тут есть нечто общее, ведет-то их одно и то же: «Этот мир старый, пыльный, скучный. Где-то там Новый, и я пойду его искать».

– Но ведь если просто отпустить детей в виртуальный мир, это может плохо закончиться, такие случаи были, и не единичные.

– Мне иногда кажется, что подобные страхи преувеличены. Разделяют ли их современные родители? Сейчас такое время, когда, образно говоря, в гаджеты входит второе поколение. То есть гаджетовые родители родили детей. Допустим, папе 27, маме 25. У них ребенок, они оба не расстаются с гаджетами. Да они и познакомились в сети. Их ребенку пять, он тоже не расстается с планшетом.

– Вы таких встречали?

– О, да.

– Они производят впечатление нормальных семей?

– Да, есть ощущение, что у них всё нормально. Но это другая норма, безусловно.

Дети играют в виртуальной реальности. Южная Корея. Фото АР

«Делу время – потехе час»

Эта народная мудрость придется здесь весьма кстати. Убедить ребенка, что компьютер – именно «потеха», развлечение, один из видов досуга, несложно. Но лишь в том случае, если он действительно будет занят «делом»: музыкой, рисованием, танцами или спортом – то есть, любым интересным ему занятием. Тогда и полчаса, проведенные за компьютерной игрой, станут просто одним из видов досуга. Но не единственным.

Договоритесь с ребенком, когда и сколько времени он будет играть, а по истечении оговоренного времени напомните ему, что время вышло, пора заканчивать игру. Дети любят и ценят, когда родители считают их взрослыми и общаются с ними на равных, поэтому нарушать ранее принятую договоренность им не захочется. К тому же ограничение времени можно позиционировать как одно из правил игры, тогда вопрос «Ну, можно еще чуть-чуть поиграть?» отпадет сам собой: время вышло – игра закончилась.

Вседозволенность и табу – стоит ли впадать в крайности?

Запрещать ребенку компьютерные игры бессмысленно и бесполезно: это вызовет бурный протест с его стороны и может стать серьезным источником семейного конфликта. Но и позволять ему часами засиживаться у монитора тоже нельзя. Как всегда, идеальным вариантом станет поиск «золотой середины»: пусть ребенок играет в виртуальные гонки, «стрелялки», а если вы сами не прочь погонять в сети на супер-машинках или пострелять из виртуального бластера, поиграйте вместе; пусть его компьютерный герой покоряет другие планеты или океанские глубины – в конце концов, в самих играх ничего ужасного нет. Но пусть это остается одним из видов досуга, не подменяет собой реальные развлечения.

Путешествие в Новый Свет и страхи почтенной матроны

– То есть проблемы нет?

– Она есть. Вы – почтенная европейская матрона XVII века, и ваш сын каждый день бегает в порт, откуда уходят пиратские или не пиратские галеоны, и проводит свое время в портовых кабачках, где дерутся, где льется кровь, и вы понимаете, что вам его не удержать, и, скорее всего, ваш сын либо наймется юнгой, либо спрячется в трюм уплывающего корабля. Скорее всего, вы его больше никогда не увидите, потому что даже если он доплывет до Нового Света, вряд ли он вернется к вам обратно. И вы никогда не узнаете, что стало с вашим мальчиком. У вас нет проблемы?

У вас есть проблема – вы хотели бы, чтобы он продолжил дело отца и был, например, сапожником.

– Но в данном случае матрона вполне может принять выбор своего сына, если поверит, что там, в Новом Свете, он найдет свое место в жизни, стоящее дело. В компьютере же самое страшное заключается не в том, что ребенок уходит в другой мир, а в том, что он ничего не созидает.

– В то время матери было не так-то просто убедить себя, что там, в другом мире, ее сын будет что-то созидать. Ведь сначала надо было до него, до того мира, доплыть. И по дороге многие гибли. По первости, вы помните, куда они высадились? Это были Карибские острова, это была Южная Джорджия? Там был абсолютно не подходящий для европейцев климат, и они мерли, как мухи. Даже если удавалось доплыть, устроиться, стать плантатором, преуспеть, всё равно, какой-нибудь червяк, и блямс, всё.

Нашел ли он себя? Как же! Вы сидите и думаете: «Уплывет, завтра уплывет. Что делать? Что делать?» Бить уже пробовали. Убеждать, как прекрасно быть сапожником, уже пробовали. Ничего не помогает. «Скучно, – говорит он, – серое у вас тут всё, пылью посыпано». А там Новый Свет.

– Можно ли из этого сделать вывод, что родитель должен расслабиться и позволить ребенку самому решать, что ему делать?

– Здесь нет рецепта. Помните, вы согласились с моими тремя вешками, а я с вами согласилась, когда вы сказали: «Мы ничего не знаем о том, куда он, этот виртуальный мир, ведет». Я с вами согласилась, я тоже не знаю, куда он ведет. Поэтому никакого рецепта нет. Дети уходят в этот неизведанный мир, как, например, наши предки, казаки, рубили просеку на звезду, на Венеру, и дошли до Сахалина. Их манило то же самое – «новый мир». И путь к этому миру был всегда полон опасностей.

– Наверное, если бы я не была мамой, мне бы подобный ход мыслей показался бы более убедительным. Но я, к счастью, мама, и мне хочется, чтобы дети жили реальностью.

– В таком случае вы вкладываете все силы своей души и интеллекта, чтобы убедить ребенка, что сапожник – прекрасная специальность, что Старый Свет еще не исчерпал своих возможностей, что в нем есть масса всего интересного, а перспективы Нового Света достаточно туманны, хотя бы потому, что один из трех кораблей тонет. Выкладываете ему всё то, что у вас есть, весь ваш собственный чувственный опыт взаимодействия с этим миром портового города с его ремесленными цехами и всем тем, что не касается моря. Объясняете, что пираты – это не романтично, напоминаете, что в море нет женщин. В общем, всё, что у вас есть, всё туда кидаете. Поможет? Не факт. Потому что Новый Свет зовет.

– Хорошо, я могу согласиться с тем, что интернет, соцсети, группы по интересам могут многое дать современному человеку и даже, в некотором смысле, ребенку. Но компьютерные игры?

– Вы знаете, сейчас компьютерные игры почти все онлайн, и у игроков настоящие сообщества, где общаются и даже дружат.

– Катерина, вообще, признаюсь, я думала, что наш разговор пойдет совсем в другом русле. Думала, что отправной точкой будет утверждение, что виртуальный мир – это плохо.

– Я же вам сказала, сейчас будет интересно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: