Ребенок врет: что делать, как отличить ложь от фантазии

Кто такие патологические лжецы?

Понять, кто такой патологический лжец, достаточно просто. Быть может, вы смотрели или читали произведения о так называемом бароне Мюнхгаузене. Этот персонаж был горазд на выдумки – летал на ядре к врагам и обратно, закидывал предметы на Луну и доставал их оттуда, забираясь по стеблям гороха. Одной из важнейших характеристик Мюнхгаузена было то, что он ненавидел ложь, а, следовательно, считал все свои рассказы чистой правдой. Именно эта важная черта всегда присуща патологическим лжецам – они верят в то, что говорят, чаще всего оскорбляясь или обижаясь на собеседника, если тот попытается уличить их во лжи. Поэтому часто можно встретить иное название этого термина, а именно – комплекс Мюнхгаузена. Однако, этими названиями данное психическое состояние не ограничивается. Вам могут встретиться такие термины, как, например, фантастическая псевдология и мифомания, обозначающие все ту же патологическую ложь. Состояние человека, сопровождающее мифоманию, начало активно обсуждаться с выходом в свет больше ста лет назад работ французского психиатра Эрнеста Дюпре, который и ввел этот термин.

Человек, находящийся в состоянии мифомании, имеет особый тип личности или же особое психическое состояние, побуждающее его поступать именно так. Такое состояние не появляется у человека из ниоткуда, а уходит корнями в какие-то глубокие психологические проблемы или травмы. Чаще всего такое поведение связывают с низкой самооценкой или детскими переживаниями. Однако, даже осознание того, что это не происходит просто так, не облегчает состояние людей, находящихся рядом с человеком, склонным к вранью.

Ребенок врет? Ложь и фантазия

Люди не любят говорящих не правду, поскольку неискренность недостойна доверия. Когда родитель замечает лживые слова, он справедливо обеспокоен. И тут возникает вопрос — это воображение, игра или склонность говорить неправду? До определенного возраста (примерно до 6 лет), малыш не способен отличить выдумку от реальности. Он рассказывает обычные для него истории, тогда как взрослому, они кажутся невероятными. Это не значит, что ребенок врет. В первые годы жизни он имеет довольно узкое представление о мире и фантазирование для крохи, совершенно естественно. Кроме того, это явление — признак надлежащего умственного и психического развития.

Причиной для беспокойства служит ситуация, когда выдуманные события рассказывает школьник. К сожалению, это уже преднамеренное поведение, поскольку семилетние дети знают, как устроена реальная жизнь. Школьники также осознают, что таким образом, можно манипулировать людьми и начинают активно проверять артистические способности. В этом случае, необходимо найти причину.

Как появляется понятие правды у детей?

Если родители говорят, что утюг и огонь обжигают, иголка, гвоздь, ножницы могут уколоть, то ребенок, прикоснувшись к этим предметам, убеждается, что все это верно. На первом этапе овладения речью, ребенок физиологически не может врать. Он говорит о том, что видит, ощущает, переживает. Если Таня сидит, он не повторит вслед за кем-то: «Таня бежит», он скажет: «Таня сидит». Когда ребенок овладел речью, он может выйти из-под власти непосредственных впечатлений. Он приобретает возможность фантазировать и говорить неправду. Однако в своем фантазировании он поначалу не отрывается от конкретных предметов. Он может представить стул и ракетой, и танком, и лошадью. Но без предмета такая игра у него не получается. Лишь подросток получает возможность фантазировать без предметов.

Светлая сторона луны

Фантазия начинает развиваться в дошкольном возрасте. Строго говоря, активно она развивается только после 2,5-3 лет. Но до этого идет подготовка. Насколько у малыша будет развито воображение, зависит от того, как он прожил период жизни с 1 года до 3 лет. В это время дети еще не играют, а манипулируют предметами, изучая их свойства. И оказать помощь в познании мира предметов должны близкие малыша.

Часто мамы задаются вопросом: почему малыши этого возраста постоянно требуют их внимания? Мамам уже очень хочется, чтобы ребенок занимал себя сам, играя в игрушки. Но в этот возрастной период ребенок познает мир через руки мамы: именно она показывает, что делать с веником и как играть с куклой. Для того чтобы дать хороший «старт» развитию фантазии, есть 3 главных пути:

  • Читайте малышу самые разные книги: сказки, стихи, рассказы. К 2-2,5 годам он уже должен быть хорошо знаком с самыми простыми сказками («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и др.). Именно сказочные образы — это «кирпичики», фундамент фантазии.
  • После 1,5 лет предлагайте ребенку игры с предметами-заместителями. Например, ставьте стулья и говорите: «Давай, это будет машина? А это колесико от пирамидки — руль. Садись, поехали к бабушке в гости… Тр-р-р-р-р-р (крутя колесико)».Таких игр может быть великое множество. Детский носочек может стать веселым танцующим червячком, а одеяло — гаражом для машины. Проявите свою собственную фантазию и дадите импульс для развития воображения вашего крохи!
  • Предлагайте игры с образами-заместителями. Скажите малышу: «Давай мы с тобою побудем кисками». Имитируйте движения кошек, говорите «мяу-мяу». Побудьте собачками, лягушками, лошадками. Это не только прекрасно развивает воображение, но и замечательно влияет на моторное развитие ребенка. В этой же игре вы можете дать первые понятия о профессиях людей: водителе, поваре, строителе.

«Мой сынок очень интересно играет. Во время мытья наливает в чашечки воду и предлагает мне «чай», да не просто, а с «конфетой», деталькой от конструктора. То вдруг примется «тушить пожар», «наливая воду» из построенной башенки. То подберет на улице палку и сверлит-чинит ею скамейку, говоря, что он мастер и работает «дрелью», — рассказывает Татьяна, мама 2-летнего Толика.

Такое активное использование в игре предметов-заместителей и образов-заместителей говорит о том, что малыш перешел на новую ступеньку развития: у него начало развиваться образное мышление. Ваш ребенок становится фантазером!

Причины такого поведения людей

Патологическая ложь сама по себе не считается каким-либо психическим заболеванием, чаще всего проявляясь комплексно так называемым расстройством личности. Обычно такой человек абсолютно не понимает, что вранье наносит вред не только окружающим, но и ему самому. Чем дольше человек врет, тем больше он запутывается в «паутине» собственной лжи. Ему с каждым разом будет все тяжелее отличить реальность от фантазии, так как он осознает себя частью созданной им же самим фантастической реальности. Быть может, изначально человек делает это осознанно, боясь встретиться с реальным миром лицом к лицу или не желая принимать себя таким, какой он есть. Однако, в таком случае лжец обычно перестает развивать и улучшать себя, ведь у него уже есть куда более сладкая замена. Возникает все большая разница между реальным и выдуманным образом самого себя, что только усиливает нежелание лжеца увидеть себя настоящего.

Считается, что мифомания имеет причины в детстве. Многие дети имеют склонность фантазировать, и это абсолютно нормально, пока из простой фантазии не вырастает мифомания

Ребенок может делать это для того, чтобы получить внимание. Однако, это не означает, что чрезмерная ложь возникает только у детей с недостатком внимания

Желание получать все больше интереса к своей персоне может возникнуть и у тех, кто получал его с избытком и развил в себе завышенную самооценку. В общем можно сказать, что мифомания тесно связана с различными нарушениями самооценки. Во взрослом возрасте к этому часто подключаются страхи, связанные с реальным миром, нежелание менять свою жизнь, когда она не устраивает, а просто прятаться за ложью как за ширмой. Такие люди обычно страдают обширным списком разнообразных комплексов, но при этом не готовы самостоятельно с ними разобраться.

Как по глазам распознать ложь?

1) Психологи давно заметили, что лгущий человек, как правило, отводит глаза от собеседника влево, а потом опускает их вниз. Так он пытается подобрать нужные слова или выдумать образы, чтобы солгать.

Если Вы заметили за своим собеседником такое поведение, есть основания полагать, что он с Вами неискренен. Но это еще не установленный факт, что он Вам откровенно лжет. Нужно продолжить наблюдение за его поведением.

2) Если в ходе разговора человек поднимает глаза вверх, значит, он пытается вычленить и описать образы из визуальной или зрительной памяти. Если же он поворачивает голову в правый или левый бок, значит, работает с аудиальной или слуховой памятью.

Если Ваш собеседник опускает голову вниз, значит, он хочет сконцентрироваться и тщательно контролирует всё сказанное. Следите за ним внимательно, именно в этот момент он может начать выдумывать и озвучивать ложь.

3) Важно зафиксировать первую реакцию собеседника на заданный ему вопрос. Если при этом он начинает закатывать глаза вверх и вправо или опускает их вниз и влево, значит, панически пытается придумать сколько-нибудь приемлемую ложную легенду

Следует помнить, что профессионального лжеца, т.е. человека, который лжет постоянно, поднаторел в этом деле, да еще и имеет хорошие актерские способности, очень сложно уличить во лжи по глазам.

4) Если Вы уже неоднократно сталкивались с тем, что конкретный собеседник Вам лжет, то попытайтесь запомнить, как он ведет себя при этом. Это поможет Вам в дальнейшем уличить его во лжи.

Следует запомнить всю стратегию его поведения: как «бегает» глазами, какие фразы произносит, в какую сторону смотрит, как в целом ведет себя. Эта информация в дальнейшем поможет Вам не стать жертвой лжеца.

Как отличить ложь от фантазии?

Фантазия – это продолжение игры. Она связана с эмоциональной жизнью и потому отражает желания ребенка, уход от страданий. Фантазирует чаще всего неудовлетворенный ребенок. Он может искренне верить в свои фантазии, как если бы они имели место в реальной жизни. Это объясняется незрелостью психики, когда грань между реальностью и фантазией не столь четкая, как у взрослых. Такие фантазии мало влияют на поведение. Патологические фантазии отличаются необычной причудливостью, оторванностью от реальности, они необычайно стойки. Фантазии столь явно влияют на поведение детей, что нарушаются контакты с окружающим миром. Болезненное фантазирование может проявляться и в игровой деятельности, в форме игрового перевоплощения. У здоровых детей оно проявляется лишь на момент игры. Заболевшие дети могут несколько дней, а то и недель находиться в игровом образе сказочного персонажа или животного и даже неодушевленного предмета. Их действия носят монотонный, однообразный характер.

Что делать если ребенок врет

Прежде всего, необходимо подумать, как часто в вашей семье используется обман, поскольку дети всегда подражают поведению близких родственников. Спросите себя, были ли ситуации, когда ребенок получал серьезное наказание за проступок, в котором честно признался, возможно, он просто боится повторения. Корректируя поведение, будьте терпеливы, страх подталкивающий ко лжи, не исчезает сразу. Доведите до сознания, что раздражение вызывает не он сам, а совершенный поступок или попытка сказать неправду

Слушая историю, обратите внимание малыша на выдуманные моменты. Сделайте мягкое замечание, что в жизни так не бывает

Таким образом, вы защитите от привычки лгать, а также, руководствоваться нереальными образами, которые помогут оградить от риска для здоровья или жизни. Дайте понять, что вы можете проверить, говорит ли он правду. Когда уверены, что из уст льется ложь, не спешите обвинять, укажите, что не намерены слушать неправду.

Как отучить ребенка врать, если он обвиняет взрослых? Для начала, убедитесь, что это ложь. Скорее всего, воспитательница в детском саду или учительница, действительно оказывает негативное влияние, что тщательно скрывается. Другой вариант — чувствительность, малыш обижается на, казалось бы, невинные вещи. Постарайтесь помочь ребенку во время игр, где будут показаны разные обстоятельства и правильные эмоциональные ответы.

Учите действовать по совести — поощряйте честность, стремление высказать личное мнение

При этом, обратите внимание школьника, что в некоторых случаях, высказывания вслух необходимо сглаживать (но не врать!), чтобы не причинить кому — то боль, например, в ситуации, когда ему не нравится прическа, а ее просят оценить, можно сказать «классная прическа, вот если тут поправить и чуть открыть лицо, будет еще лучше». Кроме того, ребенок должен понимать, что мнения могут различаться и каждое из них, заслуживает уважения

Адекватная реакция взрослых является ключевым элементом в построении отношений, основанных на правде. Интерес к чаду, его проблемам, создание благополучной атмосферы помогут избежать или уменьшить ситуации, в которых ребенок обманывает.

Такие разные игрушки

Еще один пласт в развитии фантазии в этом возрасте связан с предметами, которые необходимы во время совместных игр. К сожалению, сегодняшний переизбыток игрушек в магазинах и их предельная реалистичность мешает детям в развитии фантазии. Почти настоящие чайники, которые «кипят», пуская пар, тостеры, плиты, пистолеты, мечи… Конечно, эти игрушки очень красивы и привлекательны, но они не будят воображение, так как «полностью готовы к употреблению». И родители часто говорят о том, что ребенок быстро теряет к ним интерес.

«Я отказываюсь понимать! — возмущенно говорит Анжела, мама 5-летнего Стаса. — Мы стараемся покупать ему самые дорогие и качественные игрушки, а он поиграет с ними два дня, и все! А в дом тащит с улицы какие-то палки, куски кирпичей, железки. Я, конечно, ругаюсь, что он в дом всякий мусор несет, выбрасываю. А он обижается, потом обещает, что больше не будет, но каждый раз карманы снова полные. Прячет по дому и тайком играет! Ну чего ему не хватает?!»

Чего же не хватает ребенку? Простора для фантазии! Она — нежная птица, в неволе не живет. Для ее развития нужны предметы-«полуфабрикаты»: те самые палки, камешки, бумажки, кусочки материи, железяки. То, что мы, взрослые, привыкли считать мусором. Возьмите раз и навсегда за правило не выбрасывать вещи, принадлежащие ребенку, без его ведома. Вам и в голову не может прийти, что эта машинка без колес на самом деле «секретная» установка. Она может лежать месяцами в ящике для игрушек, но вы можете быть уверены — малыш помнит о ней, она ждет своего часа. И не найдя ее, будет очень расстроен.

Поставьте в дальнем углу специальную коробку и разрешите приносить и хранить наиболее безопасный «мусор», а также складывайте туда сломанные игрушки и свои устаревшие вещи (например, найденный на антресолях старый фотоаппарат). Такие игрушки нужны не только мальчикам, но и девочкам. И фантазии вашего малыша не будет предела!

Уделяйте время совместному изготовлению игрушек. Помогите разглядеть ребенку в обувной коробке плиту, а в палке — меч. Раскрашивайте, клейте, вырезайте, выстругивайте! Такие игрушки нравятся детям гораздо больше покупных, они их ценят и очень ими гордятся.

Чтобы развить фантазию, предложите сделать малышу композицию из «бросовых» материалов. Возьмите лист ватмана, покрасьте его в темно-синий цвет. Это будет темное небо. Возьмите звездочки из сухого завтрака (например, «Космостарс»), покрасьте в разные цвета и наклейте. Сделайте круглые комочки из бумаги разных цветов. Пусть это будут планеты. А теперь возьмите небольшие бутылки из-под питьевого йогурта, разрежьте их вдоль на 2 половинки, раскрасьте и… космические корабли готовы к отправке в неизведанные галактики! Можете наклеить на корабли маленькие фотографии членов вашей семьи и написать веселый стишок.

И последний (но не по важности) путь развития воображения — это так называемое свободное фантазирование. Ребенок в своем воображении переносится в совершенно вымышленные положения и происшествия

В фантазиях он переживает удивительные приключения, главным героем которых является он и его близкие. Если ему задать вопрос или позвать, он может не услышать. А еще малыши рассказывают эти истории окружающим, и тогда взрослые иногда приходят в недоумение: откуда у малыша такие фантазии?

Как отличить патологического лжеца?

Для того, чтобы разобраться с проблемой хронической лжи, нужно знать, что же отличает эту склонность ко лжи от обыкновенного вранья

Решить данную проблему важно, так как патологический лжец может нанести серьезный вред вашему психическому здоровью. Чем ближе этот патологический лгун к вам, тем тяжелее будут ваши переживания

Серьезный ущерб вам могут нанести близкие родственники, друзья, коллеги и вторые половинки, страдающие от этого недуга.

И все-таки, как распознать патологического лжеца? Во-первых, стоит внимательно прислушиваться к его рассказам. Часто бывает, что спустя некоторое время человек может снова начать рассказывать уже знакомую вам историю. Если вам не хочется ждать, можно просто попросить. При этом необходимо запоминать не только суть рассказа, но и менее значительные детали. В пересказе лжеца внимательному слушателю нетрудно заметить значительное количество неувязок и несостыковок с тем, что он рассказывал до. Такие изменения обычно касаются именно мелких деталей и могут меняться столько раз, сколько раз лгун повторяет свою историю. Это особенно сильно бросается в глаза, так как контрастирует с самой историей, которая обычно, несмотря на долю фантастичности, на первый взгляд может показаться очень убедительной и правдоподобной.

При этом, патологическая ложь человека обнаруживается порой даже в самых незначительных вещах, при этом он не получает из-за лжи вообще никакой выгоды. Также такие люди абсолютно не стесняются лгать о серьезных вещах, таких как чья-то болезнь или смерть. Согласитесь, вам было бы неприятно слушать лживые рассказы о том, что с вашим знакомым приключилось какое-то несчастье, переживать по этому поводу.

Важной отличительной чертой патологического лжеца также является то, что он либо считает свою излишнюю ложь нормальной, либо не признает ее вообще. Если вы попробуете обвинить его во вранье, он начнет изворачиваться, придумывать оправдания и всячески избегать подтверждений

Документы украдут или они сгорят, а свидетели этих событий магическим образом окажутся далеко и»“вне зоны доступа». Скорее всего, вас даже обвинят в недоверии и попытаются скинуть вину на вас.

Определение характеристики патологической лжи

  • Рассказы пациента, как правило, ослепительны или фантастические, но не нарушающие пределы правдоподобия, что и является ключом к выявлению патологического лжеца. Рассказы не являются проявлением заблуждения или некоторых расширенных типов психоза. При соответствующем подходе пациент, в итоге, может признать плоды своей выдумки не соответствующими действительности, пусть и неохотно.
  • Хроническая фабрикативная тенденция не вызвана непосредственной ситуацией или социальным давлением, по крайней мере — не так сильно, как это организует врожденная черта личности.
  • Некоторые внутренние или внешние воздействия на пациента могут служить мотивом для поведения. Например, длительное вымогательство или шантаж могут привести к неоднократной и беспрестанной лжи и развиться до патологического состояния.
  • Рассказы, как правило, склонены в сторону представления выгодного положения лжеца. Пациент «украшает» своего героя, которым зачастую становится он сам. Он рассказывает истории, которые описывают его в качестве героя или жертвы. Например, человек может быть представлен как фантастически храбрый муж, может быть связан со многими известными людьми, или обладающий высоким положением в обществе или богатством.
  • Патологическая ложь может быть также представлена, как синдром ложной памяти, где страдалец искренне считает, что фиктивные события действительно произошли. Пациент может поверить, что он добился сверхчеловеческих подвигов или впечатляющих актов альтруизма, любви, или совершил грандиозные акты дьявольского зла, которые он теперь должен искупить или уже искупил в своих фантазиях.

Маленькие фантазеры

С 3 до 7 лет продолжается следующий этап в развитии фантазии. Здесь главенствует Ее величество Игра. Именно в игре у малышей идет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, интеллекта. К игре нужно относиться крайне бережно, ведь именно она — ведущая деятельность в возрасте с 3 до 7 лет.

В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры, в которых участвует несколько детей. Примеры этих игр хорошо известны: «дочки-матери», «войнушка». Часто дети играют в повседневные ситуации: уход мамы на работу, возвращение мамы с работы, поездка на море и т.д.

Многочисленные исследования подтверждают: дети в игре пользуются двумя параллельными «реальностями» — настоящей, в которой они дети, и фантазийной, в которой они индейцы, ковбои, полицейские или манекенщицы. Доказано, что здоровые дети вполне способны различать, где реальность, а где их собственная выдумка. Но все-таки, чем меньше ребенок, тем способность увидеть эту разницу меньше. Поэтому 3-4-летние малыши, захваченные игрой или театральным представлением, вполне способны принять игровой вымысел за действительность и всерьез испугаться, например, огромного старика с бородой и в тулупе (Деда Мороза).

То, что ваш малыш стал активно фантазировать и при этом отделять фантазии от реальности, вы можете понять по появлению в его речи слов «понарошку» и «как будто».

Как распознать ложь?

Психологами разработан целый ряд методов, которыми следует воспользоваться, чтобы понять, говорит Вам человек правду или попросту лжет. Эти методы не дают стопроцентной гарантии, но серьёзную помощь, несомненно, оказывают.

Первый метод: выявить ложь по ответу

Если человек после прозвучавшего вопроса полностью или частично его повторяет или несколько минут молчит, значит, он раздумывает, как бы правильнее ответить, чтобы не навредить себе или иным людям.

Такое поведение свидетельствует о том, что он неискренен с Вами и чаще всего в итоге отвечает лживо. Правдивый человек, не раздумывая выкладывает всю имеющуюся у него информацию по Вашему вопросу.

Второй метод: выявить ложь по отсутствию ответа

Если в ответ на вопрос Ваш собеседник рассказывает анекдот или иным образом уводят разговор, значит, он не хочет делиться с Вами, ему есть что скрывать. По правилам этикета Вы должны оценить его остроумие и посмеяться.

Если же Вы продолжите настаивать на получении ответа, то можете прослыть занудой. Это такой известный тактический прием не солгать, но и не сказать правды, часто используемый лгунами в обществе.

Третий метод: выявить ложь по поведению

Вместо ответа Вы получаете нервную реакцию от своего собеседника. Он начинает покашливать, почесываться, может резко изменить темп своей речи и пр. Это говорит о том, что он психологически готовится Вам солгать.

Вы должны быть осторожнее с таким человеком, т.к. реально можете стать жертвой обмана. Хотя профессиональному лжецу такое поведение не свойственно, ведь он уже давно привык лгать и имеет от этого свою выгоду.

Четвертый метод: выявить ложь по жестам

Иногда собеседник в ходе разговора начинает автоматически делать специфические жесты: (чесать затылок, прикасаться к своему лицу и т.п.). Это говорит о том, что он пытается подсознательно отгородиться от Вас.

Иногда он пятится от собеседника, переминается с ноги на ногу, пытается отстраниться. Это значит, что на уровне подсознания он понимает, что сейчас придется сказать неправду. И это ему неприятно.

Внимательно изучите поведение своих родных и близких в то время, когда они по Вашим предположениям лгут. Это поможет Вам не портить попусту с ними отношения, а просто знать, когда они сказали неправду, и своевременно защититься от нее.

Почему ребенок врет

Факторы, приводящие к желанию говорить неправду разнообразны. Чаще всего это:

стремление избежать наказания, переложить вину на другого
заслужить похвалу или удовлетворить родителя
ложь поощряется — иногда, ребенок растет в среде, где обман, это норма

Например, взрослые просят соврать «скажи, что меня нет дома/я болен»
 не знает, что так нельзя — опять же, причина кроется в семье, где взрослые часто прибегают к таким манипуляциям
недостаток внимания — ребенок врет, если чувствует, что опекуны не уделяют ему время, не интересуются успехами
дефицит эмоций — воображение, позволяет очутится в неизведанных далях, испытать положительные или отрицательные моменты
преследует цель выделиться в толпе — отличный способ обратить на себя внимание, когда братья, сестры, одноклассники более привлекательны
низкая самооценка — повод стать лучше в придуманных историях
чрезмерный контроль — школьник вынужден врать, когда идет гулять в запрещенное место (выберите свободное время и сходите туда вместе)
желание что-либо скрыть — не хочет приводить реальные причины плохого поведения или действия, так как ему стыдно.. Самая опасная причина, это изоляция от социума

Ребенок действительно не понимает, что этот мир не такой, каким он себе представляет. Как правило, такое случается в неблагополучных семьях. В подростковом возрасте редкая ложь о выполнении домашних заданий, обязанностей или чистке зубов не является чем-то необычным. Лучший ответ в данной ситуации — выражение недовольства. Но если неправда становится слишком частой, ребенку может потребоваться профессиональная помощь. Беспокойные, нервные или те, у кого нет контроля над своей жизнью, имеют большую тенденцию лгать. Ложь также может быть сигналом о том, что ребенок подвергается постоянному стрессу. Если школьник притворяется больным, это уже совсем другая тема, подробнее об этом здесь

Самая опасная причина, это изоляция от социума. Ребенок действительно не понимает, что этот мир не такой, каким он себе представляет. Как правило, такое случается в неблагополучных семьях. В подростковом возрасте редкая ложь о выполнении домашних заданий, обязанностей или чистке зубов не является чем-то необычным. Лучший ответ в данной ситуации — выражение недовольства. Но если неправда становится слишком частой, ребенку может потребоваться профессиональная помощь. Беспокойные, нервные или те, у кого нет контроля над своей жизнью, имеют большую тенденцию лгать. Ложь также может быть сигналом о том, что ребенок подвергается постоянному стрессу. Если школьник притворяется больным, это уже совсем другая тема, подробнее об этом здесь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: