Советы доктора Комаровского
Известный многим доктор Комаровский уверяет, что запор, если он не вызван болезнью Гиршпрунга (неразвитостью нервных окончаний на каком-либо участке кишечника, что приводит к скапливанию кала), не требует стационара. Евгений Олегович советует проконсультироваться со своим педиатром и обсудить возможность использования глицериновых свечей и сиропа лактулозы (например, Дюфалак). Применять его можно уже с первых месяцев жизни. Действие препарата основано на том, что происходит увеличение объёма кала, а также стимулируются позывы к дефекации за счёт размножения бифидобактерий в пищеварительном тракте.
Решив проблему на физиологическом уровне, следует заниматься профилактикой, которая, по мнению Комаровского, устранит и психологический блок в том числе:
- организовать правильное питание;
- приучать малыша к активному образу жизни;
- не зашлаковывать организм, отказываться от вредных продуктов (фаст-фуда, сладостей, газированных напитков и пр.);
- следить за регулярностью стула (желательно, приучить кроху садиться на горшок в одно и то же время);
- дышать свежим воздухом;
- пить больше воды;
- создать доверительную обстановку в семье.
Что делать, если ребёнок не какает каждый день: советы доктора Комаровского — видео
Психологический запор у ребёнка — это проблема, решать которую нужно одновременно на нескольких фронтах: физиологической, медицинской и эмоциональной. При этом не стоит умалять тот факт, что действенность любых мер зависит от терпения, внимания и любви родителей — самых близких людей для малыша. Эта связь с мамой и папой очень значима не только в принципе по жизни, но и для того, чтобы карапуз не боялся ходить в туалет по большому.
Повышенная тревожность детей и подростков
Тревога – комплекс эмоциональных, когнитивных, поведенческих реакций, возникающих при воздействии стрессоров: определенных ситуаций, межличностных контактов, внутренних сигналов организма, прошлого опыта. Периодическое или постоянное чувство тревоги называется тревожностью. При слабой выраженности рассматривается как качество личности, индивидуальная особенность, при усилении – как психическое расстройство. Распространенность патологической тревожности в составе аффективных расстройств среди детей и подростков составляет 2%. Менее выраженные устойчивые симптомы определяются примерно у 40-60% дошкольников и школьников. До 12 лет патология чаще диагностируется у мальчиков, в последующем – у девочек.
Монстры под кроватью, клоуны и пауки: как не превратить детские страхи в фобии
Ребёнок может бояться монстра под кроватью или чудовища в шкафу. А может бояться выступать на сцене, спать один в комнате (или в темноте), и переживать, что кто-то из близких когда-то умрёт. Всё это абсолютно нормально. Главное, правильно реагировать, отличать страх от тревоги и не допускать, чтобы всё превратилось в фобию. Как это сделать — психолог Ирина Беляева.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Вы наконец-то вышли из детской, прикрыли за собой дверь, и, налив чашку чая, удобно расположились в кресле, чтобы посмотреть сериал. Проходит минута и вы слышите: «Мама, посиди со мной, мне страшно!». До этого вы долго сидели, светили фонариком под кровать, держали за руку. Всё без толку. Кажется, он просто издевается! Выдыхаете и идёте за ребёнком.
Страх — это естественный, заложенный в нас эволюцией механизм, который помогает выживать и адаптироваться. Он может отсутствовать или, наоборот, быть очень сильным. Это сигнал, что нужно в жизни что-то изменить. Вопрос один: как определить эту границу. Как понять, когда страх — это нормально, а когда нужна помощь специалиста. Кроме того, страх нужно отличать от тревоги.
Тревога — состояние опасения без видимой причины (монстр под кроватью — видимая причина, если что). Вокруг всё спокойно, но хочется срочно куда-то исчезнуть, в животе образуется пустота, сердцебиение учащается, а давление повышается.
Тревога помогает нам быть внимательными, удерживать фокус, концентрироваться, но это работа психики на пределе. Такое состояние изматывает. Высокая тревожность у детей может приводить к неврозам и отставанию в развитии.
Страх, в отличие от тревоги, имеет конкретные причины, их можно распознать.
Когда страх — это нормально (и совсем не страшно)
Типы страхов меняются в зависимости от возраста и имеют свои особенности.
С рождения
младенцы боятся одного — исчезновения мамы или взрослого, который её заменяет. Это понятно: младенцы не способны выжить самостоятельно. Поэтому специалисты по теории привязанности и призывают всех мам реагировать на плач детей, не оставлять их в одиночестве, проводить как можно больше времени в физическом контакте.
В 6-8 месяцев
дети начинают бояться незнакомцев. Если ещё недавно они улыбались и протягивали ручки любому встречному, то теперь могут заходиться в плаче даже при виде родной бабушки.
Это нормально и пройдёт. И ребёнка, и бабушку нужно просто успокоить.
Но если бабушке можно рассказать про возрастную психологию, то младенцу предлагать рациональные доводы по борьбе со страхами не рекомендуется ещё несколько лет.
С 1 года до 3 лет
дети боятся сепарации — исчезновения мамы. Ведь именно мама — гарант и залог благополучия (и психического и физического), а ещё любых изменений. Мир расширяется и постепенно исчезает мысль о собственном всемогуществе.
Вдруг оказывается, что мир огромный, а ты — маленький. Становится страшно. Нужны островки стабильности.
Кому-то из детей важно, чтобы все действия совершались в строго определённом порядке, для кого-то –чёткое положение вещей в пространстве, кто-то любит одни и те же игры, а у кого-то присутствуют все эти формы. 4-6 лет
4-6 лет
— период иррациональных страхов. Волшебное время развития фантазии, безудержного творчества и игры. А ещё время, когда под кроватями появляются монстры, все кусты в вечернем парке подозрительно шелестят, пена для ванны скрывает, что находится на дне, а поход в туалет в новом месте, особенно с шумящими трубами, становится подвигом.
Ещё 4-7 лет
–время, когда мы осознаём, что жизнь невечная, и начинаем думать о смерти, нашей и родных. Именно в этом возрасте дети задают больше всего вопросов о том, что будет, когда я умру, когда умрёт мама и можно ли как-нибудь отменить это.
В 7-12 лет
дети начинают бояться вполне реальных вещей: пожаров, террористических актов, укусов насекомых, змей, врачей, войны. Чтобы страхи не множились, лучше контролировать потоки новостей, которые обрушиваются на детскую психику.
Часто в этом бывают виноваты новости по телевизору, которые не пропускают родители (или бабушка). Там мир состоит из войн, убийств и природных катастроф.
И как тут понять, что реальность другая, если у тебя в жизни только школа и новости?
Дошкольнику пока сложно осознать, что эмоция может быть реальна, а вот то, что её вызвало, — нет.
У них начинает формироваться префронтальная кора мозга и включается рациональное мышление. На смену монстрам из канализационного люка приходят учителя (или одноклассники). Появляются социальные страхи, которые постепенно будут вытеснять остальные.
Причины плача новорождённых, не связанные с болезнями
Я хочу кушать!
Именно чувство голода является наиболее частой причиной — желудок грудничка очень мал, поэтому каждый раз он в состоянии принять лишь небольшое количество грудного молочка. Грудные детки хотят кушать очень часто и именно при помощи слёз стараются сообщить о желании удовлетворения своих гастрономических прихотей мамочке.
Если грудничок плачет — приложите его к груди, чтобы он покушал. Если малыш находится на искусственном вскармливании, предложите ему бутылочку со свежей молочной смесью. Помните, что не все детки успокаиваются мгновенно, продолжая рыдать и во время кормления, но если причиной был именно голод, по мере наполнения желудка всхлипывания прекратятся. Помните также, что при кормлении из бутылочки малыш может показывать криком, что смесь слишком горячая — всегда проверяйте температуру еды, прежде чем предложить ее ребенку.
Никому и никогда не нравилось чувство голода!
Когда новорожденный постоянно плачет, стоит обратить внимание на динамику набора веса и количество молока у матери. Возможно он просто не наедается и необходимо ввести прикорм
Тщательно следите за ростом своей крохи и по любым вопросам обращайтесь за консультацией к педиатру.
Если же рыдания после кормления не прекратились — стоит искать другую причину недовольства своего чада.
Я описался или обкакался!
Вы думаете, ребёнку очень приятно лежать в мокрой пеленке или ползунках? Или он получает удовольствие лежать в переполненном памперсе? Если малыш заплакал, обязательно проверьте, не сходил ли он в туалет, и, если следы «аварии» будут обнаружены — устраните ее.
Малыш может рассказать о своём дискомфорте только с помощью плача
Обычно новорожденные плачут после туалета не громко, скорее капризно, с недовольством. Кроме того, они уже в столь юном возрасте желают устранить причину неудобств, поэтому сильно ерзают по манежику.
Мне неудобно!
Очень тесная, неудобная или колючая одежда также может заставить малыша недовольно хныкать. Старайтесь выбирать удобные фасоны распашонок и ползунков, кроме того, всегда следите за тем, чтобы все швы находились снаружи — это не только удобнее, но также безопаснее, так как слишком грубые швы на одежде могут повредить нежную кожу новорожденного.
Если грудничок плачет во сне, обратите внимание на температуру воздуха в комнате — соответствует ли она одежде на малыше. Оптимальной и комфортной для детей первых месяцев жизни считается температура в комнате равная 18 градусам по Цельсию
Возможно, ему просто жарко или холодно. Одно из простых правил по выбору одежды для новорожденного: надевайте на малыша на один слой одежды больше, чем на себя. Несмотря на то, что холод опасен для малыша, перегрев его тела влечет еще более пагубные последствия, поэтому, не стоит слишком сильно укутывать его, одевать в теплые конвертики в манеже.
Мне скучно и хочу к маме!
Многие малыши не могут представить своей жизни без мамочки, а потому быстро начинают скучать и даже пугаться, лежа в одиночестве в детской кроватке. Их нужно укачивать и успокаивать на ручках. Предоставьте ему возможность успокоиться в обнимку с вами, однако помните, что малыш может привыкнуть засыпать на руках, и тогда позже вы будете задавать уже совсем другой вопрос: «Как отучить ребенка от рук?»
Если ваш малыш нуждается в постоянном тесном контакте с родителями, обратите внимание на ношение дитя в слинге – это удобно и практично
Тесная одежда или обычная скука может также стать причиной для истерики
Просто устал!
Как ни странно, причины слёз новорожденного ребенка пополняет в нашей коллекции и общая усталость малыша. Его организм еще слишком слаб, и даже те неуверенные движения ручками и ножками, которые он делает в манеже — достаточная нагрузка, чтобы устать. Возможно, грудничок просто хочет поспать. В таком случае его может успокоить присутствие мамочки или колыбельная песня. Как говориться, малыш просто «выплачет» свою усталость, навалившуюся на столь хрупкое тельце за весь день, и спокойно уснет.
Советы по профилактике запоров
Если в жизни грудничка уже появился прикорм, нужно очень осторожно увеличивать количество кормлений, заменивших молоко. Прикорм без запоров
Прикорм без запоров
Возраст, мес. | Количество замененных кормлений, шт. | Рекомендованные продукты |
6-7 | 1 | Кефир |
8-9 | 2 | Кефир, каша |
10-11 | 3 | Кефир, каша, овощное пюре |
12 и старше | 4 | Кефир, каша, овощное пюре с мясом, фрукт |
Нельзя злоупотреблять кашами. Педиатры не зря говорят, что до года кормить ребенка дважды в день кашей, например, утром и вечером, недопустимо. Родители считают, что так доктор предостерегает от образования лишнего веса. На самом деле так появляются первые запоры, из-за чего грудничок кричит перед тем, как сходить в туалет.
Только бережное отношение к пищеварению ребенка спасет его от кишечных мук. Детский организм должен плавно перестраиваться на новые продукты, чтобы не образовывались излишки газов, и чтобы грудничок не плакал перед тем как попукать. Родителям следует понимать, зачем врачи сообщают ограничения по введению новых продуктов в рацион младенца. Не нужно самостоятельно составлять схемы прикорма. Только следуя рекомендациям профессионалов, удастся защитить малыша от колик и позволить ему безболезненно ходить в туалет.
Малыш боится горшка
Неотъемлемой частью процесса приучения ребенка к горшку является создание максимально комфортных психологических условий для малыша. Негативное воздействие на детскую психику необходимо исключить.
Важно не только не кричать на ребенка, если он боится горшка, но и не подвергать его иным стрессовым ситуациям. Главными причинами такой боязни считаются погрешности в воспитании и неправильно подобранный предмет гигиены
Главными причинами такой боязни считаются погрешности в воспитании и неправильно подобранный предмет гигиены.
Варианты борьбы со страхом ребенка перед горшком:
- Если ребенку не нравится горшок, то его надо поменять (возможно, другой цвет или форма снизят чувство страха и вызовут интерес малыша).
- Не стоит насильно заставлять ребенка пользоваться горшком (если процесс приучения будет сопровождаться стрессом, то справиться с проблемой будет крайне затруднительно).
- Возможно, ребенок боится пользоваться горшком в одиночестве, в данном случае можно попробовать быть рядом или держать его за руку.
- Хорошего результата можно добиться, если пригласить в гости ребенка, который пользуется горшком (на примере своего сверстника малышу будет легче справиться со страхом).
- Перед первым использованием горшка, незнакомый предмет надо поместить в игрушки (ребенок должен предварительно изучить его, но сделать это самостоятельно).
- Процесс дефекации у детей может происходить бесконтрольно, если ребенок чем-то занят (высадив малыша на горшок, можно дать ему в руки любимую игрушку, пластилин или включить мультфильм).
- Можно сыграть с малышом в игру, в которой все его любимые игрушки по очереди будут использовать его горшок (в завершении игры ребенок должен будет повторить процедуру).
Что делать, если ребенок отказался ходить в туалет на горшок:
Ребенок боится по большому ходить в туалет на горшок
Очень часто дети в возрасте от 12 месяцев, переживая психоэмоциональные изменения в связи с развитием, наотрез отказываются выполнять просьбы родителей. Такой не редкой проблемой есть отказ ребенка ходить на горшок по большому. Здесь главное вовремя распознать причину: это просто психологический бунт или же реальный страх чем-то у него вызванный. Часто в ответ на это, родители не понимая причины, всячески усугубляют ее, наказывая малыша и поднимая на него голос. Прежде всего, нужно разобраться, в чем кроется причина такой боязни и как ее можно разрешить?
Основные причины страха малыша перед горшком:
- Приучение к горшку в слишком раннем возрасте, когда ребенок еще не способен физиологически контролировать свое опорожнение. Учитывая от факт, что самостоятельно он может контролировать процесс дефекации в возрасте 1,5-3,0 лет, не стоит настаивать на этом слишком рано. Пусть приучение к опорожнению будет происходить в виде игры с малышом, при этом неприменно его хвалить во время каждого удачного похода на горшок.
- Когда резко посадить малыша на горшок первый раз. Когда он еще не успел понять что это и как с ним себя вести, малыш будет насторожен по отношению к горшку. Не стоит также резко усаживать на него какать так, как ребенок может испугаться его голодного и скользкого первичного ощущения, что может вызвать у него страх.
- Страх непосредственно перед опорожнением. Когда родители или другие взрослые слишком бурно отреагировали на то, что ребенок не успел добежать до горшка и покакал в штанишки, он будет бояться это делать на показ — на горшок. Это может привести к осознанному сдерживанию кала и привести к запору. Такой страх может возникнуть даже у ребенка в дошкольном возрасте, когда он будет бояться ходить в туалет в саду в связи со сменой обстановки.
- Если ребенок пережил запор. Страх может возникнуть у ребенка раннего возраста из-за боязни, что такие неприятные болевые ощущения исходят от горшка. В таком случае он будет пытаться сдерживаться до последнего и какать в штанишки.
- Если родители слишком строги с малышом и заставляют его подолгу сидеть на горшке пока он не покакает, а при удачном опорожнении, не сделают похвалу малышу. Это может вызвать страх у ребенка и нелюбовь к горшку.
- Ребенок может бояться того, что если он будет долго сидеть на горшке, то его что-то схватит там за попку. Это может быть вызвано впоследствии неудачных шуток со стороны взрослых. В таком случае ребенку нужно объяснить, что никого там нет и показать, что горшок пустой и ничего в нем быть не может.
- Если малый слишком стеснительный, что через неприятный запах впоследствии дефекации может вызвать у него стыд и страх перед другими.
Как помочь ребенку избавится от страха перед горшком?
Прежде всего, не нужно быть слишком настойчивым по этому поводу и на время отстать от малыша с горшком до того периода, когда он призабудет свои страхи. Нужно предлагать сходит покакать, не навязывая, а при малейшем сопротивлении, не проявлять настойчивости.
Если ребенок на отрез отказывается ходить по большому на свой горшок, можно предложить ему приобрести новый, тот который он выберет сам. Помогают выдуманные сказки о горшке со стороны взрослых, а также показательные игры с горшком по усаживанию на него игрушек, которые нисколько не боятся на нем сидеть.
Необходимо знать! Не стоит быть слишком настойчивым по поводу похода ребенка на горшок по большому, если он наотрез отказывается и начинает капризничать, это может усугубить проблему еще больше. Для ее резрешения необходимо, прежде всего, выяснить причину его появления и всячески помочь малышу ее перебороть.
Детская смелость и страх
Преодоление страха считается одним из наиболее значимых вызовов, которые когда-либо стояли перед детьми. Страх является одним из наибольших врагов детской психики. А смелость представляет собой качество характера, которое можно выработать. Необходимость страха определяется инстинктом самосохранения. Однако большинство детских страхов постепенно фактически выходит за границы простого самосохранения. Дети боятся что-то изменить, выглядеть нелепыми, быть не такими, как все. Другими словами постепенно данная эмоция подчиняет себе жизнь детей. Она из качества, изначально призванная приносить пользу индивиду, трансформируется в балласт, мешающий движению и успешной жизни.
Страх является источником беспокойства. Нередко он в качестве эмоции по глубине и масштабу становится намного больше в сравнении с самой опасностью. Дети чего-то боятся, что впоследствии оказывается менее вредоносным, чем ощущение страха.
Каждый индивид на земле чего-то боится, однако это не означает, что не существует храбрых людей. Ведь храбрость не проявляется в отсутствии страха, она выражается в способности брать над ним контроль. Поэтому проблема не заключается только в самом страхе, она содержится в понимании того, что способствует его преодолению и контролю над ним. Ребенок, обладающий смелостью, способен преодолеть собственные боязни.
Страх не зависит от возраста и половой принадлежности. Многочисленные исследования, свидетельствуют, что в дошкольном периоде страхи наиболее эффективно подвергаются психологической коррекции, так как они в большинстве своем носят переходящий характер. Страхи в этом возрасте обусловлены эмоциями в большей степени, чем характером.
Многие опасения в пубертатном периоде являются результатом предшествующих страхов и тревожности. Вследствие чего, чем раньше начать трудиться в направлении предупреждения страхов, тем будет больше вероятность отсутствия их в пубертатном периоде. Если психологическая коррекция будет проведена в дошкольном возрастном периоде, то результатом будет предупреждение формирования психастенических особенностей характера и неврозов у подростков.
Детские страхи часто исчезают бесследно при условии правильного отношения к ним и понимания причин, провоцирующих их возникновение. В случаях, когда они болезненно акцентированы или сохраняются продолжительное время, можно говорить о физическом ослаблении и нервном истощении малыша, неверном поведении родителей и наличии конфликтных взаимоотношений в семье.
С целью оказания помощи при детских страхах следует проработать ближайшее окружение ребенка – как только ликвидируются внешние фрустрирующие факторы, его эмоциональное состояние автоматически нормализуется. Поэтому работа с родителями считается наиболее эффективным начальным приемом коррекционной работы со страхами. Ведь часто взрослые сами чего-то боятся, тем самым прививая свои страхи детям.
Смелость и страх – это две реакции ребенка, которые могут ими контролироваться
Смелость считается довольно важной и необходимой чертой характера. Ведь именно смелость способствует принятию верного решения, в то время как страх советует сделать все другим образом
Смелость помогает не страшиться будущего, не боятся перемен и спокойно смотреть в глаза правде. Смелые дети способны двигать горы. Выработать и воспитать в малыше смелость – это первостепенная задача родителей.
Для формирования у малышей смелости не следует постоянно ругать их по всяким пустякам. Нужно стараться находить моменты, за которые их стоит хвалить. Нельзя ребенка называть трусом. Необходимо постараться как можно более просто и доходчиво растолковать крохе, что страх является нормальной человеческой реакцией. Чтобы научить детей перестать бояться, следует научить их бороться со своими опасениями. А для этого нужно посеять в детях уверенность в том, что в их борьбе родители всегда поддержат. Наилучшим оружием против страхов является смех. Поэтому родителям нужно представить пугающее их явление в смешном образе. Например, можно придумать сказочный юмористический рассказ о малыше, который смог побороть страх. Не рекомендуется детям поручать то, что они в силу своего возраста или особенностей просто не в состоянии выполнить. Чрезмерная опека может способствовать выработке у детей боязливости, пугливости и даже трусости.
Профилактика запоров
Используйте следующие методы предотвращения затрудненной дефекации регулярно:
Контролируйте детское питание. Важен режим и меню. Если малыш любит булочки, пусть запивает их кефиром, ряженкой, ест больше фруктов. Сладости и газировку лучше ограничить. При отказе от овощей придумывайте оригинальные блюда: запеканки с морковкой и повидлом, капустные мишки со сметаной — прячьте овощи под вкусным соусом, маскируйте формой.
Гуляйте, активно играйте каждый день на воздухе. Без улицы вырастить здорового ребенка невозможно. Посиделки с печеньем возле телевизора прибавят забот о нормальном стуле.
Наладьте эмоциональный контакт. Общение между родными — важный аспект воспитания ребенка. Зажатые дети с большим количеством комплексов страдают фобиями, запорами гораздо чаще.
Контролируйте прием жидкости. Нужно пить чистую воду каждый день. Особенно утром.
Массаж животика. Избавляет от запоров грудничков и детишек постарше. Поглаживания, пощипывания в игровой форме стимулируют мышцы кишечника, помогают продвигать кал к выходу.
Если ребенок любого возраста никогда не сталкивался с физиологическими запорами, то и психологических, скорее всего, не будет — нет причин пугаться горшка. Профилактика запоров избавит родителей и детей от эмоциональных проблем и телесных зажимов.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .