Влияние классической музыки на ребенка
Далеко не все взрослые смогут похвастаться любовью к классике. Многим она кажется чересчур скучной и сложной, чтобы слушать ее каждый день. Однако детские психологи уверенно заявляют, что классическая музыка оказывает колоссальное влияние на психику детей.
Ученые доказали, что определенная частота, с которой звучат классические произведения, способствует активизации мозговой деятельности. Так, музыка Моцарта помогает малышу воспринимать новые знания и стимулирует детскую память. Специалисты советуют включать его произведения во время игровой деятельности.
Мы уже говорили, что с помощью классики можно корректировать эмоциональный фон ребенка. Чтобы успокоить кроху, ставьте композиции Шуберта, Брамса, Бетховена. Для улучшения настроения включайте ему Чайковского, для повышения активности выбирайте Моцарта, Листа, Хачатуряна. Если вы хотите снизить тревожность и неуверенность, предложите малышу послушать Штрауса и Шопена.
Музыка также влияет на развитие детского воображения. Вместе с определенными эмоциями возникают и зрительные образы. Даже в раннем возрасте ребенок способен представить персонажей музыкальных произведений, чем старше малыш, тем ярче его фантазии. Старший дошкольник уже может нарисовать рисунок по мотивам любимой песни.
Классические музыкальные произведения формируют у детей эстетический вкус. И это неудивительно, поскольку классика считается образцом музыки, она универсальна и подходит для людей любого возраста и социального положения. Классическая музыка придется по душе всем слушателям, в том числе и маленькому ребенку.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию литературных и математически способностей у детей. Ритмичность и мелодичность учат малышей ощущать пространственные и временные представления. А еще многие юные музыканты начинают писать замечательные стихотворения.
Несмотря на пользу от классики, не следует принуждать детей к ее прослушиванию. Ставьте произведения разных стилей и наблюдайте за реакцией ребенка. Некоторые композиции будут его успокаивать, другие – наоборот, активизировать и бодрить. Через некоторое время вы сможете создать собственный музыкальный альбом, который будет благотворно влиять на малыша.
Ограничения по использованию музыки
Без каких-либо ограничений можно использовать только мамины песенки для малышей. Эти звуки не способны принести вред крохе. Да имама сама на уровне инстинкта почувствует, что сейчас нужно ее малышу.
Ограничения при использовании музыки:
- Нельзя ставить какие-либо композиции в то время, когда малыш спит или отдыхает. Это помешает полноценному восстановлению, мозг будет отвлекаться. В то же время тихие спокойные мелодии способствуют засыпанию. Но после того, как кроха уснет, звуки нужно убрать.
- Нельзя использовать наушники. Направленный звук может привести к акустической травме.
- Дети лучше всего воспринимают рассеянный звук. Желательно устанавливать колонки чуть выше головы дитя и на расстоянии не менее 1,5 м.
- Не нужно использовать дополнительные эффекты.
- До полугода нужно избегать шумных мест. До этого возраста у малыша не развит избирательный слух, что приводит к тому, что все звуки окружения сливаются воедино, что может пугать малыша;
- Нежелательно включать рэп, рок, гранж и другие жанры, где используется много инструментов, есть резкие переходы и другие сложные для восприятия моменты. Это перегрузит нервную систему ребенка, будет угнетать ее.
- Утром желательно ставить быстрые и легкие мелодии, к вечеру – спокойные. Это позволит правильно сформировать суточные ритмы.
- Не увлекайтесь. В день должно звучать не более 2-3 произведений классиков.
- Ориентируйтесь на самочувствие. Если ребенок болеет, у него наблюдаются судороги, проблемы с органами слуха, то нужно исключить прослушивание музыки из режима дня, требуется максимальное снижение акустической нагрузки.
Почему нужно обучать ребенка музыке до 3,5 лет, если после похода в детский сад с ним будут заниматься профессионалы?
Некоторые родители задают вопрос, стоит ли заниматься музыкальным развитием до похода в детский сад. Это связано с тем, что они сомневаются в своих способностях и возможностях проводить такие занятия самостоятельно. Но работа над вкусом и пониманием музыки не требует специального образования. Главное, иметь желание познакомить собственного ребенка с прекрасным.
Важность этого знакомства обусловлена:
- дети копируют поведение родителей. Если в доме звучит хорошая музыка с рождения, взрослые получают удовольствие от прослушивания разных композиций и стараются донести это до ребенка, в таких семьях крохи положительно относятся к классике и развивают эстетический вкус. Малыш не будет испытывать сложностей в подростковом периоде при выборе направления, он будет хорошо разграничивать гармоничные произведения, отсеивая музыкальный мусор;
- если вы не любите классику, то предложите слушать красивые песни на ваш вкус. В каждом направлении есть прекрасные экземпляры, подходящие для детей. Главное, чтобы выбранная композиция имела добрый посыл и привлекала разнообразием интонации. Специалисты не советуют для прослушивания маленьким детям произведения с постоянно повторяющимся однотонным мотивом.
- С рождения до 3,5 лет идет обширное формирование межполушарных нейронных связей и становление мыслительных процессов. Прослушивание классики на ранних этапах жизни положительно влияет на умственные процессы и позволяет достигать успехов в обучении различным наукам;
- Научение музыке на раннем этапе позволяет легче осваивать речь и подготовить к изучению сложных предметов.
- Домашняя комфортная обстановка дает возможность донести детали композиции, научить видению прекрасного.
- В среде детского сада музыкальный вкус будет формироваться на основе, предложенного воспитателем и скопированным у сверстников. Дети, не получившие знаний о музыке дома, чаще метаются между жанрами, опираясь на предпочтения друзей и знакомых, а не на собственный внутренний выбор.
Музыкальное развитие от рождения до 2 лет
Как известно, слуховое восприятие (не пример зрительному) к моменту появления крохи на свет сформировано очень хорошо. Еще находясь в животике у мамы, кроха слышит ее голос.
Ребенок повторяет речь людей, звуки животных. Неживая природа (стук двери, к примеру) его совершенно не интересуют. Исследователями отмечено, что лепет всех детей мира одинаковый, независимо от того, какой язык звучит вокруг.
Обращаясь к погремушкам, стоит отметить, что они производят разнообразнейшие звуки — глухие, трескучие, как маракасы, или звонкие, как колокольчик. При покупке старайтесь подбирать как можно больший спектр звучаний. Предложите малышу сравнить звуки разных погремушек.
В настоящее время на рынке детских товаров большую нишу занимают электронные музыкальные игрушки (мобили, музыкальные коврики, электронные пианино и пр.)
Важно, чтобы воспроизводимая музыка была узнаваема и хорошего качества. Ценно еще и то, что для извлечения звука (мелодии) малышу потребуется совершить действие — ударить по клавише, повернуть рычажок, потрогать игрушку и т
п. Это будет способствовать формированию причинно-следственных связей на уровне «реакция – стимул», развивая тем самым кору головного мозга.
Совсем маленькому ребенку вы интуитивно предлагаете спокойные колыбельные перед сном, задорные и ритмичные песенки во время бодрствования. Двухлетнему малышу можно предложить выбрать самому, какой вариант из предложенных музыкальных отрывков больше подойдет, например, для зарядки. Объясните, что значит выражение «делать под музыку». Дети прекрасно поймут его смысл, если не стесняться преувеличенно серьезно изобразить маршевые движения под музыку Грига. Получается? Нет. Под эту музыку движения должны быть плавные и размеренные.
Безусловно, можно использовать записи песенок из мультфильмов. Но не поленитесь внести разнообразие. Дети очень хорошо воспринимают «мягкие» джазовые композиции (с легко прослеживаемой главной темой). Их удачно предлагать перед отходом ко сну. К примеру, подойдут такие произведения, как «Summertime» Дж. Гершвина, «Осанна», практически любое произведение Вебера. Из репертуара классической музыки можно остановиться на «К Элизе» и 14-й сонате (Лунной) Бетховена, вальсах Грибоедова, ноктюрнах Глинки, «Пер Гюнте» Грига, «Элегии» Массне. Для активного времяпровождения возьмите итальянскую польку и 14-й концерт Рахманинова, турецкое рондо Моцарта, вальс Хачатуряна к драме «Маскарад», «Шутку» из оркестровой сюиты Баха.
Сейчас существует великое множество тематических компакт-дисков с записями музыкальных произведений, аранжированных для малышей. Это варианты популярных произведений без сложных для детского уха аккордов и вторых тем. Практически звучит одна мелодия.
Методики раннего музыкального развития детей
Каждая из представленных ниже методик раннего музыкального развития уникальна, эффективна и признана разными странами всего мира. Их основателями стали такие известные музыканты, как Шиничи Сузуки, Золтан Кодали и Карл Орф. В чем же заключаются методики? Рассмотрим далее.
Раннее музыкальное развитие по методу ШиничиСузуки
Гениальный музыкант на собственном опыте понял, что учиться музыке может каждый, независимо от того, есть ли у него особый талант. Причем музыкальное развитие лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок учится говорить. Ведь музыка – как речь человека: ее может выучить каждый. Так в детстве Шиничи Сузуки начал наигрывать мелодии на скрипке, совершенно не зная нотной грамоты. Это стало первым шагом к его известному будущему.
Метод Сузуки заключается в главном принципе подражания: дети склонны к подражанию взрослым абсолютно во всех сферах. Так почему не воспользоваться этой особенностью детского восприятия? На занятиях малыш может слушать музыку, пытаться воспроизводить звуки на музыкальных инструментах, повторяя за педагогом. Однако принуждать к этому детей категорически нельзя: так можно свести на нет весь энтузиазм малыша.
Сузуки убеждает, что музыкальное обучение детей нужно начинать сразу же после рождения. Это может быть всего одно произведение, разбитое на несколько музыкальных фраз. Благодаря ежедневному прослушиванию композиции или отдельной фразы, взятой из произведения, ребенок уже спустя полгода запомнит ее на всю жизнь без всякой нотной грамоты. Очень важный момент в методике Сузуки – ежедневное повторение изучаемого материала, ведь чем чаще ребенок практикуется, тем лучше он осваивает информацию. Главное условие музыкального обучения – композиции должны звучать качественно, чисто, без посторонних шумов, а положение ребенка за инструментом должно быть правильным.
Раннее музыкальное развитие по ЗолтануКодали
Венгерский композитор и педагог за долгие годы практики пришел к выводу, что музыкальное образование нужно начинать в раннем возрасте, когда дети воспринимают новую информацию в процессе игр, пения, танцев. ЗолтанКодали считает, что именно пение, которое является главным музыкальным инструментом человека, помогает ребенку узнать родной язык, музыкальные традиции и культуру своей страны.
Кодали – сторонник поступательного музыкального развития, то есть он советует начинать обучение от простых знаний к более сложным. Так, в основу его обучения входят танцы, пение, слушание музыки и ритмика. Когда дети знакомы с этими понятиями, Кодали рекомендует начать изучение нотной грамоты. При этом главными обучающими методами являются игры, хлопки, хороводы, двигательные песни – без движения обучение музыке не может быть эффективным.
Как петь с детьми до 5 лет? Вот что советует Кодали:
- Отдавайте предпочтение коротким песням, в которых нужно использовать движения.
- В вашем репертуаре должно быть не менее 30 разных песенок, пойте их уверенно и без заминок – волнение взрослых всегда передается детям.
- Пойте без аккомпанемента.
- Меняйте темп песенок.
- Обязательно хвалите детей.
- Не ленитесь повторять песенки – дети очень любят повторы и с удовольствием подпевают взрослым.
Согласно методике Кодали, в обучении нужно использовать качественную музыку для детей или народные композиции.
Методика Карла Орфа
Главной задачей немецкого композитора было сформировать музыкальный вкус ребенка и развить его слух. В работе с детьми он задействовал тандем из музыки, движений, речи и элементов драматизации. Карл Орф считал, что музыка должна соответствовать психическому развитию ребенка. При этом ознакомление ребенка с музыкой не должно ограничиваться только классическими композициями: произведения должны отличаться по темпу, ритму и настроению.
В своей методике Орф особое место отводит отношению педагога и ученика. Так, согласно антологии композитора, педагог не должен быть авторитарным персонажем на занятиях – он должен помогать детям раскрыться, он обязан общаться с учениками посредством музыки. Как преподнести музыку детям – решает педагог, но главное – он должен импровизировать. Вся методика композитора построена на фантазировании, придумывании, творчестве – все это очень близко детям, а потому достаточно эффективно.
Музыкотерапия
Влияние музыки на развитие личности ребенка трудно переоценить, но особое воздействие этот вид искусства оказывает все же на эмоциональную сферу.
Минорные тональности вызывают у нас грусть. Пульсирующий быстрый ритм возбуждает и даже приводит к всплеску агрессии (вспомните атмосферу рок-концертов). Мягкие и гармоничные созвучия успокаивают. Однообразные звуки вводят в гипнотическое состояние. Это влияние на эмоции нашло свое отражение в музыкотерапии, которая сейчас весьма активно применяется и с целью коррекции поведения у детей.
- Беспокойным и возбудимым детям, для которых характерны проблемы со сном и аппетитом, нервные тики полезны спокойные медленные мелодии в темпе «анданте» и «адажио».
- Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), минимальной мозговой дисфункцией тоже зачастую трудно расслабиться, успокоиться. Этому помогут произведения Гайдна, например, «Сотворение мира». Произведения Моцарта улучшат концентрацию внимания и облегчат запоминание.
- Агрессию помогает снять «Хор пилигримов» из оперы Вагнера «Тангейзер». Кстати, эта музыка близка к церковному хоровому пению, которое тоже рекомендуется к прослушиванию с этой целью.
- Тревожным и неуверенным детям, которые боятся посторонних и трудно привыкают к смене обстановки, помогут танцевальные мелодии в среднем и быстром темпе (вальс, мазурка).
Хороший жизненный пример влияния музыки на развитие личности ребенка показывает талантливый педагог С. Я. Стангрит, работающий в городе Петрозаводске. Он создал центр музыкальной терапии и логопедии, в котором занимаются как дети с ограниченными возможностями (ДЦП, ранний детский аутизм, синдром Дауна), так и здоровые, а с ними и взрослые (семейный ансамбль).
В этом центре дети играют на национальном карельском струнном инструменте — кантеле. При этом им не требуется специальная подготовка или обучение нотной грамоте. Дети начинают играть сразу, перенимая приемы игры непосредственно во время занятия, импровизируя. В работе используются и другие музыкальные инструменты: фортепиано, барабан, трещотки и т. д. Результаты работы впечатляют. Дети с серьезными проблемами здоровья избавляются от страхов, комплексов, обретают уверенность в себе, становятся более общительными и контактными.
Благодаря «живой» музыке и личному участию в ее создании дети развивают слух и чувство ритма, творческие способности и фантазию, находят возможности для самовыражения.
Музыка и речь
А вы знаете, что музыка очень похожа на речь? Прислушайтесь, ведь музыка не течет непрерывным потоком, а делится на части. В ней есть фразы, они могут быть утвердительными, вопросительными, восклицательными. Есть и предложения. А самая простая музыкальная форма – период – это не что иное, как элементарная форма выражения законченной мысли.
Внимательному слушателю легко обнаружить повторяющиеся фрагменты в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, облегчают слушателю восприятие музыки, а во-вторых, усиливают ее выразительность, подчеркивают главную мысль произведения (так же как в речи).
Музыка и речь родственны, говорят даже, что музыка предшествовала появлению речи. И родство это глубинное.
Интонация, один из компонентов речи, – основа музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация способна так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет полностью противоречить словам.
Занимаясь музыкой, ребенок постигает эти ее свойства (сначала бессознательно). Его речь исподволь становится более грамотной, структурированной, выразительной. Ребенок не только учиться владеть своей речью, но и тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.
Еще несколько советов для ваших музыкальных занятий
- Сейчас продается немало сборников классической музыки для малышей, где произведения записаны в «специальной детской» аранжировке. Существует распространенное мнение, что для детей нужно все упрощать. Но это не так. Как я уже писала ранее, к какой музыке вы приобщите малыша с младенчества, такую он и будет воспринимать позднее. Малышам нужно предлагать вещи не проще, а лучше по качеству. Поэтому старайтесь избегать подобных сборников и включайте музыку в оригинале.
- Не давайте малышу слушать музыку через наушники. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
- Какой бы хорошей ни была ваша подборка классических произведений, никогда не забывайте петь вашему малышу. Ведь мамин голос для него – самая приятная мелодия.
У меня самой за плечами 10 лет музыкальной школы, поэтому классическая музыка сопровождает меня по жизни уже довольно давно. И, естественно, когда родилась дочь, вопрос о том, включать ли ей классику, даже не стоял. Не могу сказать, что мы слушаем музыку каждый день, но делаем это регулярно и с удовольствием, особенно любим «активное» прослушивание с притопами и прихлопами:) С 1,5 лет мы добавили в наши музыкальные занятия много нового и интересного, об этом обязательно расскажу позднее в отдельной статье.
Приятного вам прослушивания и гармонии в душе! До встречи на страницах блога! Рекомендую также почитать:
Искренне ваша, Яна Разначенко
Какую музыку для новорожденных включать нельзя
Песенки для малышей, возрастом до 1 года и старше, должны приносить только положительную реакцию. Музыкальные вкусы родителей и новорожденного зачастую не совпадают. Родители должны понимать, что, если они решили открыть своему ребенку музыкальный мир, не стоит начинать с агрессивного металла или рока, даже если родители от него без ума.
Агрессивное исполнение
Категорически запрещается включать детям любого возраста:
- электронную музыку;
- произведения, написанные для ударных инструментов;
- раздражающие нервную систему рычащие песни рок-исполнителей;
- песни не должны содержать ненормативную лексику;
- звучание оргáна позволительно открывать для ребенка, достигшего 7 летнего возраста, так как его специфическое воспроизведение способно породить чувство тревоги у грудничков;
- нарочито низкий мужской бас исполнителя также может вызвать волнение малыша, негативно влияя на незрелую нервную систему;
- не путать режим дня музыкальными произведениями – утро нужно начинать с веселых детских песен, вечером включать только спокойную музыку.
Ни в коем случае нельзя использовать наушники в качестве источника звука. Музыка для малышей до 1 года должна исходить из удаленного источника, ненавязчиво и негромко. Она не должна пугать, создавать эмоциональный дискомфорт и расстраивать ребенка. Путешествуя с ребенком в автомобиле, желательно отказаться от некачественного сигнала радиоволн. Звучание должно быть чистым, без частотного мусора и шипения. Если планируется длительное путешествие с младенцем, желательно приобрести заранее музыкальный детский диск с качественной лицензионной записью.
Нельзя использовать наушники
Не перегружая детей музыкой, можно открыть для них волшебный мир фантазии и ритма, который, несомненно, благотворно влияет на развитие нервной системы и мозговой активности. Музыка – волшебное открытие человечества, незримый помощник в коррекции настроения и поведения даже взрослых людей.
Раннее музыкальное развитие
Беременные женщины замечают, что, когда они включают музыку, ребенок начинает проявлять активность. Под одну музыку малыши успокаиваются, под другую энергично шевелятся.
Полезна для них и та, и другая, так как закладывается весь диапазон эмоций. Однако, те, кто слушал классическую музыку во время беременности, рожают детей, способных к качественному освоению различных навыков.
Такие дети лучше развиваются физически и психически, хорошо разговаривают.
Вернувшись из родильного дома, рекомендуется как можно чаще включать спокойную и красивую музыку для развития детей.
Даже, если родители малыша не имеют музыкального слуха, это не говорит о том, что бесполезно развивать его у ребенка.
Раннее музыкальное развитие ребенка происходит до трех лет.
О том, как общаться и ухаживать за новорожденным ребенком, смотрите в интернет-курсе Счастливое материнство: методика мягкого ухода>>>
- Взрослея, ребенок не только слушает музыку, но и начинает двигаться под нее. Он хорошо чувствует ритм и подстраивается по него;
- Музыка развивает фантазию и воображение у ребенка. Постепенно музыка вызывает у малыша не только эмоции, но и зрительные образы;
Чем старше возраст ребенка, тем они насыщеннее. Ребенок может нарисовать рисунок по ассоциации, которую вызвала та или иная мелодия.
Классическая музыка непременно должна быть в программе развития ребенка. Она формирует эстетический вкус. Ее слушают в любом возрасте и при любом социальном статусе.
- Классическая музыка формирует музыкальный слух, чувство ритма и прекрасный музыкальный вкус;
- Ребенку следует включать произведения Моцарта, Шопена, Бетховена, Чайковского, Рахманинова, Глинки и Римского-Корсакова;
Они учат различать и воспринимать разные настроения музыки: искрометное и проникновенное, мятежное и лирическое.
Лучше чередовать прослушивание классических произведений со звуками природы и народной музыкой.
Например, вслушиваться в капли дождя или шум ливня, а также в пение разных птиц, шелест листьев и треск костра. Эти звуки успокаивают и убаюкивают (кстати, читайте полезную статью по теме: Белый шум для новорожденного>>>).
- Народная музыка приобщает ребенка к культуре своего народа. Народные песни делятся своей мудростью и знаниями о мире;
- Среди игрушек у ребенка непременно должны быть и музыкальные инструменты.
Например, металлофон, бубен, гитара, барабан, синтезатор, дудка и другие виды инструментов, которых в современных детских магазинах великое множество.
Кстати! Самая первая музыкальная игрушка малыша – погремушка. Ею можно под музыку учиться отбивать ритм уже с раннего возраста.
О том, как выбирать погремушки, читайте в статье Погремушка для новорожденного>>>.
Музыка развивает и интеллект у детей. С двух лет они способны запоминать тексты песен. Даже, если не учить их целенаправленно, они запомнят слова песни, если ее как можно чаще прослушивать.
Это обогащает память и мыслительные процессы, а также речь детей. Поэтому, музыка важна и для развития речи у детей (читайте статью Когда ребенок начинает говорить?>>>).
О тонкостях развития и воспитания ребенка до года смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш>>>
Какая музыка необходима малышам?
Для малышей лучше подбирать музыку, где звучат инструменты, обладающие высокой вибрацией. К ним можно отнести флейту, арфу, колокольчики и так далее. В процессе прослушивания таких мелодий, дыхание карапуза приспосабливается к ритму и приходит в норму.
Также благотворно на новорожденных влияет музыка Вивальди и Моцарта. Мелодии Вивальди способны имитировать биологические ритмы человека. Ученые выявили, что такт концерта Вивальди при участии скрипок «Ночь» совпадает с ритмами головного мозга человека, находящегося во сне. А мелодии Моцарта воссоздают состояние человека, испытывающего радость и счастье.
На сегодняшний день в детских магазинах можно найти даже диски с музыкой, которая специально совмещается с сердечными ритмами, соответствующие ритмам его мамы. При постоянном прослушивании такого диска, малыш растет уравновешенным и здоровым, как в физическом, так и в психологическом плане.
Если ваш малыш беспокоен и капризен, отдайте предпочтение медленной музыке. Как правило, это вторые части сонат и инструментальных концертов.
Также следует знать, что музыка со словами воздействует на детей в большей степени, чем мелодии без словесного сопровождения. Помимо этого живая музыка воспринимается малышом намного лучше, чем записанная на какой-либо носитель. По этой причине никакие классические мелодии не заменят ласковый голос матери, исполняющий колыбельную.
Развитие сенсорики у детей раннего возраста
В качестве терапии музыка использовалась очень давно. Но лишь несколько десятилетий назад специалисты начали в ее помощью проводить коррекцию психоэмоционального и физического состояния у детей младшего возраста.
Традиционно для этого использовали симфонические и камерные классические произведения, а также народные колыбельные песни. Именно эти композиции показали лучший результат для стимуляции ассоциативных связей в субъективных переживаниях маленького меломана. Кроме того, крохам эти занятия очень нравятся! А это самый веский повод для мамы спеть ему убаюкивающую детскую песенку или дать юному дарованию возможность сыграть на музыкальном инструменте.
Всемирно известный психиатр и физиолог Владимир Михайлович Бехтерев еще в начале ХХ века установил, что определенный ритм, заложенный в музыке, влияет на равновесие в нервной системе ребенка. Определенные композиции оказывают стимулирующее воздействие на заторможенных детей и успокаивают чрезмерно возбужденных. Кроме того, лечение нервных тиков и других неврологических проблем также под силу музыке.
Преимущества музыкотерапии для детей:
В отличие от других методов она не имеет противопоказаний, что очень важно для лечения маленьких пациентов; Легкий и доступный метод, применить который без труда можно в домашних условиях; Доказанная эффективность музыки в коррекции многих патологий делает ее незаменимой для детского здоровья и гармоничного развития; Аудиотерапия отлично сочетается с другими способами коррекции, поэтому использовать ее можно как самостоятельно, так и в комплексе с другими методами.
Неудивительно, что сегодня рынок предлагает большой выбор различных композиций, которые специально записаны для малышей с учетом их возрастных норм и потребностей.
Читай также: 5 лучших колыбельных песен на украинском языке
Как показали исследования, у детей, которые во время внутриутробного развития или в процессе родов испытывали кислородное голодание, после музыкальной терапии улучшались все жизненные показатели: артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И организм маленького слушателя лучше адаптировался к окружающей среде.
Как использовать музыку для здоровья ребенка?
Врачи уверены, что музыка поможет снять стресс и минимизировать боль во время лечения многих заболеваний.
Для этого подходят спокойные и тихие композиции. Было задокументировано, что состояние расслабления, вызванное определенным типом музыки, может изменить восприятие окружающего мира ребенком.
Исследования показывают, что успокаивающая музыка помогает стабилизировать кровяное давление, если ее слушать до, во время и после врачебных манипуляций. Медики во всем мире используют эти приятные звуки в своей педиатрической практике.
Музыкотерапия для детей: лечение звуками
Цель вспомогательной музыкальной терапии состоит в том, чтобы маленькие пациенты чувствовали себя более комфортно и легче переживали травмирующий опыт. Как отмечает American Association of Music Therapy, «квалифицированный музыкальный терапевт может использовать музыку, чтобы быстро помочь пациенту улучшить его психоэмоциональное состояние».
При помощи музыкальной терапии специалист может улучшить эмоциональную адаптацию малютки-пациента, уменьшить его беспокойство и депрессивные проявления, связанные с пребыванием в больнице. Также музыкальная терапия поможет детям справиться с потерей и горем.
В детской больнице Лос-Анджелеса (США) детям включают успокаивающую музыку перед медицинскими процедурами или операциями, чтобы помочь уменьшить тревожность.
Доказано, что музыкальная терапия уменьшает дистресс на 20%, а интенсивность болевого синдрома примерно на 10%. В 2007 году в детской больнице было проведено 933 сеанса музыкальной терапии. В 2010 году была проведена 1731 музыкальная сессия и 4 479 в 2011 году… Медики планируют использовать эту положительную тенденцию и дальше.
Когда начинать знакомство ребенка с музыкой
Психологи пришли к выводу, что дети, знакомые с музыкой с самого раннего детства, раньше своих сверстников начинают разговаривать, считать, легче адаптируются к изменяющимся условиям окружающей среды. Вырастая, они способны удачно выстраивать свою карьеру, осваивать иностранные языки. Но! Когда ребенок родился, уже поздно ему прививать музыкальный вкус. Это нужно делать, когда он находится еще в утробе!
Для того чтобы сынок или дочурка полюбили слушать музыку, необходимо чаще им петь, не стесняясь своего голоса. Пение благотворно скажется и на развитии вашей беременности, а новорожденный с первых дней жизни станет реагировать на звуки музыки как на что-то радостное, знакомое и приятное. Его первая улыбка в ответ на ваше напевание станет для вас лучшей благодарностью! А когда он немного подрастет, можно будет использовать его интерес ко всему шуршащему, стучащему, гремящему, поющему, устраивая совместные «концерты» с использованием самодельных источников звука (например, с погремушкой из жестяной банки, наполненной крупой).
В заключение еще несколько рекомендаций:
музыка для детей не должна превратиться в звуковой фон
Важно избегать пресыщения и соблюдать умеренность;
резкие, громкие звуки могут испугать новорожденного, а энергичные ритмы приведут к перенапряжению нервной системы ребенка;
показывайте свою заинтересованность в прослушивании музыки, ведь для малыша вы – главный авторитет.. Со временем у крохи будут формироваться собственные предпочтения в музыке
Вам нужно лишь внимательно следить за его реакциями, ничего не навязывая насильно. Всестороннее развитие ребенка с помощью музыки – широкое поле для экспериментирования. Пусть же оно принесет массу удовольствия и пользы вам и вашему карапузику!
Со временем у крохи будут формироваться собственные предпочтения в музыке. Вам нужно лишь внимательно следить за его реакциями, ничего не навязывая насильно. Всестороннее развитие ребенка с помощью музыки – широкое поле для экспериментирования. Пусть же оно принесет массу удовольствия и пользы вам и вашему карапузику!