И вынуждены постоянно защищаться
Наши дети живут в очень агрессивном мире, гораздо более агрессивном, чем тот, в котором жили мы. Семья, школа, улица — везде агрессивная среда. Родители кричат и угрожают. Учителя и воспитатели кричат и угрожают. Ровесники кричат и угрожают. Кондукторы кричат и угрожают. Охранники в торговых центрах кричат и угрожают. Чужие мамы кричат и угрожают. А еще высаживают из автобусов, выгоняют из торговых центров, со спортивных площадок и так далее. Агрессия в телевизоре, в интернете, в игрушках.
Каждый ребенок сегодня — настоящая или потенциальная жертва агрессии. Наши дети живут на войне. Что делает жертва? Она вооружается и начинает защищаться. Или, если силенок у нее недостаточно, опускает руки и безропотно ждет своей участи.
Вы замечали, что даже самое безобидное замечание наши дети воспринимают как наезд? Что в ответ на самую обычную просьбу они начинают активно сопротивляться? Такая реакция — наглядное подтверждение того, что защиту они включают даже там, где нет опасности, и принцип «лучшая защита — это нападение» усваивают рано и крепко.
И живут в мире двойных стандартов
Современные дети растут в атмосфере бесконечных претензий к ним всех кому не лень. А не лень всем: родителям, учителям, бабушкам у подъезда, тетенькам из Министерства образования, маминым подругам, участковому доктору, тренеру в спортивной школе…
Они всем должны. Хорошо учиться (а то родителям придется платить за высшее образование), хорошо сдать ЕГЭ (а то упадет рейтинг школы), не носить рваные джинсы и не выбривать виски (потому что ужас, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна»), завоевывать медали (потому что тренеру надо отчитаться за медаль, а не за здоровье ребенка).
Современные дети растут в мире, где правда и ложь меняются местами каждую секунду. Если пепси-кола и чипсы вредные, почему их продают в магазинах? Если мы живем в великой стране, почему больных детей не лечат бесплатно? Если американские мультики тупые и их нельзя смотреть, а смотреть можно хорошие советские, почему по телевизору показывают то, что смотреть нельзя, а что можно — не показывают?
Разные люди используют современных детей как средство достижения собственных целей. И защитить, поддержать, направить в нужную сторону, иногда спасти их могут только родители. Если, конечно, родители поймут, что прежние методы воспитания сегодня почти не работают.
Современных детей нельзя бить.
Нельзя унижать их сравнениями и чрезмерной опекой.
Им нельзя внушать, что взрослый всегда прав.
С ними не работают запреты.
Точнее, все это и раньше было нельзя, но сегодня особенно, потому что ресурсов, чтобы справляться с последствиями такого воспитания, у современных детей гораздо меньше, чем у нас с вами.
Если ничего не помогает
Если же вы в дальнейшем видите, что ребенок все так же труслив, и это никак не снижается, возможно, в семье недостает каких-то правил, которые помогают ребенку обеспечить чувство безопасности. Или вы слишком беспокоитесь о ребенке, постоянно его предостерегая, демонстрируя ему свою панику.
Также если воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, он может испытывать боязнь сделать не так, как нужно. Жесткий контроль, строгая система норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание, — такое воспитание ребенок воспринимает как отношение к себе, и тогда развивается тревожность и неуверенность, трусливость («Если поступаю не так, как надо, меня накажут, я недостаточно хорош для любви»).
Авторитарный стиль общения с ребенком заставляет его находиться в постоянном напряжении, ребенок опасается не угодить, не выполнить требования взрослых, он становится робким, его спонтанность в играх ограничивается, он перестает быть достаточно активным как в играх, так и в деятельности, на занятиях.
Любые слова пресечения «Не делай так!», «Замолчи!», «Хватит плакать» и подобные этим — прерывают эмоциональные проявления ребенка, в итоге ребенок накапливает зажатость, напряжение и может стать трусливым, зависимым, неуверенным.
Ребенку нужна позитивная обратная связь от родителей, и слова ободрения должны быть регулярными. Если ребенок не знает наверняка, как будет оценен тот или иной его шаг, и если тем более он боится недовольства, вся его личность формируется в состоянии напряженной настороженности и тревоги.
Трусость не является чем-то, что проявляется в ребенке случайным образом, это следствие воздействий на ребенка окружающего мира – прежде всего его семьи, близких
Очень важно научить ребенка не бояться неудач. Неудачи должны быть, это опыт, который помогает изучению, адаптации, и что главное — любовь родителей не должна зависеть от этих неудач своего ребенка
Именно эта уверенность в своих родителях и в их любви будет помогать идти навстречу своим страхам и преодолевать их.
Арина Липкина,
психолог
И не умеют сопереживать
У современных детей большие проблемы с коммуникацией. И дело не только в маме, которая разбирается с лопаткой. Дело в том, что общаются они в основном с помощью гаджетов. Нам с вами никогда не пришло бы в голову писать письмо однокласснику, правда? Наши дети пишут.
Среднестатистический ребенок сегодня участвует в сети ВКонтакте в беседах: одноклассников с классным руководителем, одноклассников без классного руководителя, одноклассниц-девочек (мальчиков), спортивной команды с тренером, спортивной команды без тренера, ребят из своего двора и так далее. Столько же групп в Вайбере и Вотсапе.
Заметьте — сейчас речь только о тех сверстниках, с которыми ребенок встречается ежедневно! Но им легче общаться там, в гаджетах. И это не удивительно. Потому что написать «ок», вставить смайлик, выйти из беседы — несложно. В результате в реальной жизни общаться, формулировать свои мысли, отстаивать свою позицию они не умеют. В том числе в общении с нами, родителями.
У современных детей проблемы с эмоциональностью. Ее не хватает. Многие из них не понимают, что такое плохо, больно, страшно. Умер хомячок? Папа утром сбегает и купит такого же, чтобы сын не расстраивался.
То, что мы переживали в 6–9 лет, они переживают значительно позже — в 11–13, а это более травматично. Они прагматичны и, если хотите, циничны. А вы попробуйте поиграть в «стрелялки», где чем больше врагов перестрелял, тем ты больше молодец!
Современные дети обладают, в сравнении с предыдущими поколениями, обостренным чувством собственного достоинства. И вместе с этим порой вообще не обладают чувством достоинства того, кто рядом, будь это родители или одноклассники.
Заклинания от страха
Критическое мышление довольно ощутимо сокращает страхи. Например, если ребенок боится монстров, начните с ним обсуждать, какие бывают монстры, и есть ли у них слабые, уязвимые места, всегда ли монстры так страшны, или же мы изначально ожидаем, что они страшны, как мы можем подготовиться к тому, чтобы они не приходили к ребенку в комнату.
Подвергайте сомнению все общеизвестное и привычное, показывая ему пример того, что нет ничего, что мы не можем критиковать, выдвигать новые версии, и что мы не обязаны всему верить.
Так же, как и с монстрами, вы можете создавать с ребенком свои ритуалы — как не бояться высоты, или темноты, или больших машин, незнакомых людей. Например, вы можете придумать магическую свечу, которая сжигает страхи, или заклинание, которое отпугивает врагов. Это может стать интересной игрой и психологической поддержкой для ребенка, также такие ритуалы будут создавать запас борьбы с другими страхами, характерными для более старшего возраста.
Почему детей в XXI веке надо воспитывать по-другому
Дети, которых мы сейчас воспитываем, отличаются от всех предыдущих поколений, как инопланетянин от жителя Земли. Я не знаю, как выглядит инопланетянин, но, несомненно, он владеет технологиями, которыми не владеем мы, и говорит на другом языке.
Разница между нами и нашими детьми огромна. Они родились и растут в мире, имеющем очень мало общего с тем миром, в котором росли мы.
Поэтому воспитывать их старыми традиционными методами по принципу «меня так воспитывали, и ничего, человеком вырос» — все равно что кормить кобылу, которая запряжена в телегу, в то время как все, кто должен был сидеть в той телеге, улетели на самолете.
Пока мы кормим кобылу, наши дети летят на самолете, который не прошел нашего техобслуживания, не загружен бортовым питанием, не оснащен средствами безопасности. И кто за штурвалом — мы не узнали. Нам некогда было. Мы в это время кормили кобылу.
Мы смирились с тем, что у нас не выйдет «как у мамы» получить бесплатное образование и гарантированную среднюю зарплату, что безвозвратно исчезли очереди на бесплатное жилье и профсоюзные путевки в санаторий. Мы привыкли к тому, что не надо запасать двухкопеечную монетку для телефона-автомата, научились пользоваться пластиковыми банковскими картами и совершать покупки, не выходя из дома.
Мы забыли, что белье надо отбеливать путем кипячения в цинковом баке с добавлением канцелярского клея, а каналы телевизора можно переключать пассатижами.
А вот формулу «меня так воспитывали, и ничего, вырос» мы забывать упорно не хотим. А надо.
Если вы родитель, который уверен в том, что современного ребенка можно воспитывать так, как воспитывали нас с вами, то вы поддались главному заблуждению родителей XXI века: дети — и в XXI веке дети.
Чем же они от нас так сильно отличаются?
И совсем не учат самостоятельности
Они менее самостоятельны и не умеют принимать решения. Многое из того, что казалось нам очевидным, для них — тайна за семью печатями.
Когда-то, в прошлой жизни, я, учительница, водила своих ребят в водные походы по алтайским речкам. Это были замечательные времена! Подростки из 90-х (родители нынешних детей) учились преодолевать трудности и по-настоящему дружить, приобретали очень полезные для жизни навыки — от умения собрать рюкзак и мыть свою чашку до разведения костра под проливным дождем и командования экипажем в шесть человек.
Спустя 20 лет я решила вернуться на Алтай со своими новыми учениками, детьми XXI века.
Это было непросто. Оказалось, что ни один из двенадцати ребят, младшему из которых было 13 лет, не умеет, например, чистить картошку. Про то, чтобы нарубить дрова и разжечь костер, можно даже не упоминать. Но все это были цветочки. Настоящая драма разыгралась на пятый день похода, когда у девчонок закончились, простите за прозу жизни, чистые трусы.
И если про то, что картошку надо чистить ножом, а дрова для костра — колоть топором, они хотя бы понаслышке, но знали, то ситуация с трусами стала настоящей трагедией. Способ сделать их чистыми девчонки XXI века знают один: путем закладки трусов в стиральную машинку-автомат.
И они не вредничали. Для них это на самом деле было трагедией, концом света. Не могу передать вам удивление — нет, изумление! — четырнадцатилетних девушек в тот момент, когда они узнали, что вопрос решается с помощью хозяйственного мыла (существование которого тоже стало открытием), воды из озера и собственных рук.
Я рассказываю эту историю не для того, чтобы все сейчас всплеснули руками и заохали на тему «мы такими не были». Я хочу донести одну очень простую вещь. Поскольку наши дети живут в совсем другом мире, который сильно отличается от мира, в котором жили мы, они просто не умеют много из того, что умели мы с вами и даже их старшие братья и сестры. Их никто не научил!
Тревожные родители, которые хотят защитить тебя любой ценой
Наши дети отличаются от нас… родителями. Сегодняшние мамы и папы в большинстве своем — то самое поколение 90-х. Это люди, которые первыми в истории страны увидели, как умирают от передозировки наркотиками их одноклассники. Первыми выучили слово «киднеппинг». Первыми начали учиться в вузах за деньги.
Они увидели во всей красе изнанку лучшего из миров и потому хотят защитить от всего плохого своих детей. Любой ценой. Отсюда — гиперопека, которая очень мешает нашим детям развиваться.
Дети предыдущих поколений в пять лет выходили играть в дворовую песочницу, а мамы смотрели на них из окон. Там, в песочнице, был свой мир. Там ты ссорился с соседским мальчишкой, который забрал у тебя лопатку, и вынужден был решать проблему. Сам — потому что мама из окна не видит, у кого лопатка, и не может вмешаться в процесс установления справедливости. Поэтому ты уже в пять лет учишься тому, что во взрослом мире называют коммуникацией.
Современный ребенок находится под неусыпным контролем мамы (папы, няни, бабушки, гувернантки) круглые сутки, и все вопросы с лопатками, качелями и прочим решают за него взрослые люди. Какая уж тут коммуникация!
Детям предыдущих поколений 1 сентября в первом классе показывали дорогу в школу. А уже из школы они шли сами. Современного ребенка родители сопровождают до школы и обратно несколько лет. Иногда — все 11, потому что школа находится на другом конце города, а та, что в пешей доступности, не устраивает родителей. В результате современный ребенок часто не умеет ориентироваться в собственном микрорайоне.
Детей предыдущих поколений воспитывали родители, которые работали с девяти до шести, с двумя выходными днями и ежегодным отпуском. Исключения, конечно, были. Но в основном это были родители, которые точно знали, что не останутся без работы, летом поедут в Крым или пойдут в поход на байдарках, что их ребенок, закончив школу, поступит учиться в вуз или ПТУ и тоже не останется без работы. Иными словами, дети видели дома взрослых, уверенных в светлом будущем.
Современные дети растут в семьях, где уровень тревожности зашкаливает. Они живут под дамокловым мечом «а вдруг». А вдруг нечем будет выплачивать ипотеку. А вдруг не дадут зарплату. А вдруг уволят. А вдруг, а вдруг, а вдруг… У них в сознании не формируется позитивный образ взрослого мира, им страшно взрослеть, они не хотят лишаться нынешней беззаботной жизни, чтобы взамен получить одни проблемы, испытания и трудности, которые надо бесконечно преодолевать.
Перегружены учебой
Современные дети — это первое поколение детей, испытывающее такие колоссальные нагрузки. «Драмкружок, кружок по фото…», воспетые Агнией Барто в 1934 году, — детский лепет по сравнению с китайским (испанским, французским, немецким и, конечно, английским) языком, робототехникой, самбо, плаванием, скорочтением, ментальной арифметикой, школой лидерства и бизнеса, модельной школой, «Ералашем», фигурным катанием, художественной студией и репетиторами по всем предметам. Причем часто — всем этим, вместе взятым. С двух лет.
Современный ребенок вряд ли встретит, как героиня Барто, Марью Марковну, которая скажет: «Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок». Потому что современная Марья Марковна спросит, почему он, ребенок, вчера не был на элективном курсе и занятиях по подготовке к ЕГЭ.
Современное образование развивает память, а не логическое или абстрактное мышление. Как бы ни старались разработчики ЕГЭ, сколько бы изменений ни вносили они в контрольно-измерительные материалы, экзамен остается тестовым. Следовательно, и обучение ведется именно в этом ключе. Дети не учатся выстраивать причинно-следственные связи, у них не формируются аналитические навыки.
Прибавьте к этому сложность домашних заданий, которые невозможно выполнить самостоятельно. Кто из нас не готовил презентации для своего первоклассника? Зайдите в любой детский сад на выставку «Золотая осень» — много ли там чисто детских работ?