Родительская тревожность: откуда она берётся и как с ней бороться

Что же делать?

Тревожно-мнительное воспитание объяснимо. У такого поведения есть понятные причины, но родителям в первую очередь нужно думать о будущем ребенка. Мама и папа не смогут быть рядом всегда, и поэтому дети должны быть готовы к трудностям.

Ребенок должен уметь противостоять болезням: знать об особенностях своего организма, приспосабливаться к ним, носить правильную одежду, разбираться в лекарственных препаратах, уметь оказывать первую помощь себе и окружающим.

Опасности на улице подстерегают всегда, и ребенок должен владеть навыками безопасного поведения в самых различных ситуациях. Должен знать, как общаться с незнакомцами, куда звонить в случае опасности, как защитить себя.

Научите ребенка справляться с трудностями без вашего личного участия, и тогда вам не придется за него волноваться.

Светлана Садова

В меру ли ваша забота?

Многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием родителей. Чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток

Тест от портала Я – родитель поможет вам разобраться.
Пройти тест

Причины тревожно-мнительного воспитания

Повышенная тревожность не возникает на пустом месте, её вызывают вполне логичные причины. Например, если ребенок часто болеет, родители постоянно находятся в напряжении и стремятся делать все возможное, для того чтобы оградить малыша от болезней. Правда, если одни взрослые стараются укреплять иммунитет ребенка, то другие ограничивают общение сына или дочери с миром: запрещают много времени проводить на улице, гулять в плохую погоду, бегать, купаться, контактировать с животными и т.д.

Нередко к повышенной тревожности за малыша приводят трудности, с которыми женщина столкнулась во время беременности. Тяжелые роды, угроза выкидыша, осложнения – любая из этих причин может приводить будущую маму в состояние постоянного беспокойства, которое не отступит после успешных родов. Со временем тревожность за здоровье ребенка перенесется на все сферы жизни, и женщина будет волноваться за то, что ее чадо общается не с теми людьми, учится не в той школе, выбрал себе неперспективную профессию и т.д.

Тревожными родителей может сделать и какая-то трагедия, произошедшая в семье, особенно если она привела к гибели кого-то из близких. И это состояние тоже можно понять: если, например, старший ребенок разбился на мотоцикле, мать сделает все возможное, для того чтобы младший ребенок не пользовался этим видом транспорта. Беспокойство будет нарастать и усиливаться, если ребенок вовремя не пришел домой или не ответил на телефонный звонок. Конечно, волноваться в этой ситуации будут все родители, но у тревожно-мнительных страх может перерастать в панику. Они не будут думать о том, что ребенок засиделся с друзьями и не слышит телефон, а сразу будут представлять себе самое страшное.

Детское горе при потере близких

Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери. У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы». Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение. А иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более не ясно, чем можно ему помочь.

Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:

  • сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
  • включать его в процесс семейного оплакивания и в хлопоты, связанные с похоронами, или нет?
  • брать его с собой на похороны или нет?
  • вспоминать с ребенком умершего или нет?

Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.

Все ли в порядке с моим ребенком?

Второй вид родительского страха более сложен – это опасение, что ребенок будет каким-то не таким. В первую очередь, это, конечно, относится к здоровью ребенка, как физическому, так и психическому.

К сожалению, существует множество отклонений, которые по независящим от нас причинам могут наблюдаться у ребенка – это и расстройства аутистического спектра, и умственная отсталость, и расстройства личности, дефекты речи и пр. Мысль о том, что наш ребенок может быть «ненормальным», приводит нас в ужас. Такой страх совершенно понятен.

Как и в первом случае, проявлением такого поведения может стать избыточный контроль, опека. Разумеется, определенная степень такого контроля полезна для того, чтобы выявить особенности развития на ранних этапах. Чем раньше происходит медико-психологическое вмешательство, тем больше вероятность компенсации недостатков психической сферы. Однако избыток контроля может также привести к негативным результатам. Найти оптимальную границу очень непросто, учитывая все особенности как родителей, так и детей: кто-то более тревожен, кто-то более спокоен и т.д. Нам приходится жить с осознанием вероятности кошмарных вещей, и иногда от этих мыслей просто невозможно избавиться. Отчасти этим вопросом занимаются семейные консультанты, помогая отыскать в сознании родителя чувство спокойствия.

Порой мы не понимаем своих детей. Почему им что-то интересно, а что-то нет? Иногда мы не согласны с их увлечениями. А бывает так, что они нас пугают. Детям может нравиться заниматься травмоопасными видами спорта, и большинство родителей ценит это, но было бы странно при этом не чувствовать страх за свое дитя. Такой страх может относиться не только к здоровью ребенка, но и к его будущему. Любящие взрослые, желая сыну или дочери успехов, с тревогой смотрят на его оценки, на непонимание некоторых сложных предметов, на отсутствие тяги к знаниям.

С таким страхом справиться непросто, и часто он приводит к конфликтам в семье. Ребенок в силу своего возраста категорично требует полной свободы, злится; родители опечалены, у них могут включаться разные защитные механизмы, и дистанция только растет. В таких ситуациях сложно не винить себя, не опустить руки. Но мы должны понимать, что дети имеют много своих личностных и возрастных особенностей, не всегда понятных и приятных нам, взрослым. И в наших силах принять эти особенности, сладить с ними и даже направить их развитие в положительное русло. Безусловно, это бывает трудно, особенно с подростками, но именно для этого существуют специалисты-психологи: они могут чуть шире взглянуть на ситуацию, увидеть сущность проблемы и организовать контакт родителей с детьми так, чтобы они пришли к взаимопониманию.

Волнение — в норме

Говорят, что лучший способ справиться с беспокойством о детях — завести их побольше. У многодетных мам есть такая шутка. Если упала соска у вашего первого ребенка, надо ее тщательно прокипятить. Если у второго — просто облизать. А третий пусть сам отнимает ее у собаки. Шутки шутками, а педиатры и психологи подтверждают, что между количеством детей и эмоциональным состоянием мамы есть связь. Правда, неизвестно, что на что влияет сильнее. Возможно, изначально более спокойные мамы склонны иметь больше детей. А возможно, каждый последующий ребенок меняет отношение к воспитанию, здоровью. А может, когда детей несколько, то просто нет времени думать обо всем. Поэтому мама думает только о самом главном. О том, что реально. Все остальное отпадает само собой. Если вам такой (многодетный) способ справиться с тревогой не подходит, то придется научиться отделять главное от второстепенного самостоятельно.

Чем опасно тревожно-мнительное воспитание?

Представьте себе, что, узнав неприятную статистику дорожно-транспортных происшествий, родители начинают переживать, что ребенок попадет под машину. Они сами привозят дочь или сына в школу, переводят за руку через дорогу, и тем самым вселяют в ребенка страх перед любым движением. Такое поведение способно напугать, но не научить навыкам безопасного поведения на дороге. Нужно ли говорить, насколько вероятен несчастный случай у человека без подобных навыков?

Что ждет в жизни такого ребенка? Чаще всего одиночество. В детском коллективе он редко бывает принят. Родители ограждают его от любых контактов с миром, в результате чего ребенок часто придумывает свой мир, что может привести к психическим расстройствам. Ситуацию усугубляет и эмоциональное состояние родителей: доходящая до паранойи тревожность передается детям и тоже приводит к психическим отклонениям.

Причины тревожно-мнительного воспитания

Повышенная тревожность не возникает на пустом месте, её вызывают вполне логичные причины. Например, если ребенок часто болеет, родители постоянно находятся в напряжении и стремятся делать все возможное, для того чтобы оградить малыша от болезней. Правда, если одни взрослые стараются укреплять иммунитет ребенка, то другие ограничивают общение сына или дочери с миром: запрещают много времени проводить на улице, гулять в плохую погоду, бегать, купаться, контактировать с животными и т.д.

Нередко к повышенной тревожности за малыша приводят трудности, с которыми женщина столкнулась во время беременности. Тяжелые роды, угроза выкидыша, осложнения – любая из этих причин может приводить будущую маму в состояние постоянного беспокойства, которое не отступит после успешных родов. Со временем тревожность за здоровье ребенка перенесется на все сферы жизни, и женщина будет волноваться за то, что ее чадо общается не с теми людьми, учится не в той школе, выбрал себе неперспективную профессию и т.д.

Тревожными родителей может сделать и какая-то трагедия, произошедшая в семье, особенно если она привела к гибели кого-то из близких. И это состояние тоже можно понять: если, например, старший ребенок разбился на мотоцикле, мать сделает все возможное, для того чтобы младший ребенок не пользовался этим видом транспорта. Беспокойство будет нарастать и усиливаться, если ребенок вовремя не пришел домой или не ответил на телефонный звонок. Конечно, волноваться в этой ситуации будут все родители, но у тревожно-мнительных страх может перерастать в панику. Они не будут думать о том, что ребенок засиделся с друзьями и не слышит телефон, а сразу будут представлять себе самое страшное.

Как родительская тревожность влияет на ребёнка

Он тоже становится тревожным

Очень часто ребёнок «считывает» тревожность родителей, даже когда они сами её не замечают. Он становится чрезмерно ответственным, например, очень беспокоится за свои результаты в школе, сидит допоздна за уроками, отказывается гулять с друзьями. Тревожные дети плохо реагируют на перемены в жизни, слишком переживают, если совершили ошибку или сделали что-то неправильно.

Он слишком старается быть хорошим

Иногда, чтобы не беспокоить тревожного родителя, дети ведут себя очень хорошо, демонстрируют дома только свои положительные качества. Это подавление негативных проявлений могут выливаться во внезапные вспышки агрессии или непослушания.

Он не получает поддержки

Родителю важно чутко реагировать на ребёнка, быть в контакте с ним, а тревожному родителю это сделать сложнее. На любую ситуацию он реагирует собственными переживаниями, и ребёнок остаётся без родительской поддержки

Очень часто дети тревожных родителей ничем с ними не делятся, чтобы не расстроить или не вызвать новых ограничений. При этом ребёнок остаётся один на один со своими проблемами.

Он не учится справляться с тревогой

Справиться с беспокойством помогает обдумывание ситуации. Тревожный родитель не в состоянии научить ребёнка адекватным способом справляться с тревогой — думать о ней. В этом случае ребёнок:

  • избегает тревожных ситуаций. Например, отказывается выходить к доске, учить сложные предметы, поступать в вуз.
  • отказывается чувствовать тревогу вообще. Это приводит к рискованным поступкам и попаданиям в опасные ситуации: например, ребёнок может увлечься экстремальными хобби или видом спорта.

Как научить ребёнка справляться с тревогой

Адекватно реагируйте на его рассказы

Не кричите, не пугайтесь, не накладывайте дополнительных ограничений. Часто дети делятся своими тревогами не для того, чтобы вы немедленно начали что-то делать, а чтобы их выслушали, поняли, подумали вместе с ними.

Поймите, чего он опасается

Чаще всего причины для беспокойства у вас и ребёнка будут очень разными. Например, он прогулял урок. Вы можете тревожиться, что он отстанет от программы и не напишет контрольную работу, а его может волновать, не будет ли учительница кричать на него на следующем уроке.

Не запугивайте

Ваши предупреждения об опасностях и последствиях должны соответствовать реальности. Если ребёнок увидит, что вы адекватно оцениваете ситуацию, он прислушается. Специально преувеличивать или транслировать собственные опасения не нужно.

Когда тревога возникает внезапно

Иногда беспокойство возникает без видимого повода. Причины, скорее всего, есть — неосознанные ассоциации, воспоминания, но искать их не стоит. Просто представьте себе других мам. Кто-то тоже дома с детьми, кто-то в отъезде. Но все они тоже переживают за своих детей, у всех у них тоже бывают периоды сильного беспокойства. Сознание такого единства само по себе успокаивает, придает тревоге обоснованность. Но можете еще и дополнительно убедиться, что вы не одиноки. Позвоните любой из своих подруг или родственниц и расскажите о том, что вас беспокоит. Услышите, что они переживали еще и не так. И тоже считали свои переживания материнским предчувствием и начинали искать у ребенка разные проблемы. И что все, в конце концов, было хорошо.

Больше полезных материалов о семейной психологии — в нашем канале на .

Работа психолога с нерешительным ребёнком и его семьёй

Психолог совместно с родителями определяет причину нерешительности. Тревожность (почти всегда она — основа нерешительности) может быть как врождённой, так и приобретённой, постоянной или возникающей в определённых ситуациях. Психологическое исследование и понимание всего комплекса факторов позволит сделать работу над проблемой более целенаправленной. В зависимости от того, какие факторы привели к нерешительности, будет составлен план работы. В него может входить стабилизация эмоционального состояния и снижение тревожности, формирование устойчивой позитивной самооценки и уверенности в себе, работа со страхами и многое другое. Постепенно, шаг за шагом, проблема будет решена. Изменится как внутреннее самоощущение ребенка, так и его поведение

Важной составляющей успешной психологической работы является контакт с родителями.

В ходе беседы с родителями психолог даёт рекомендации, помогающие решить проблему, при необходимости отрабатывает с ребёнком ситуации, в которых он чувствует себя неуверенно и потому ведёт себя нерешительно.

Детская нерешительность «лечится» куда проще, чем взрослая, поэтому родителям важно не упустить момент и вовремя обратиться за помощью к психологу

Что происходит на терапии?

Не всегда понятно, когда нужно бить тревогу и какую помощь может оказать специалист.

Взрослые люди редко обращаются за профессиональной помощью из-за тревоги за детей. Чаще это происходит, когда возникает конфликт между родителями и бунтующим против контроля ребёнком. Вместе с психологом клиенты раскрывают истинные причины инцидента и работают с ними

Немаловажно приходить на консультацию вместе с ребенком, поскольку работа с семейными проблемами должна осуществляться совместно всеми участниками.

Представим семью, в которой процветает гиперопека. Мальчик-третьеклассник находится под полным контролем со стороны матери: она провожает сына в школу и забирает из нее, дома контроль касается еды, уроков, прогулок и т.д. Отец поддерживает мать. Родителями руководит тревога и естественное желание обезопасить сына. Мальчик растет и фактически знакомится с миром только в рамках дозволенного родителями.

Ребенок – назовем его Федором – дорастает до 14 лет. Это возраст серьезных перемен в личности, когда свобода имеет особое значение. У Федора уже есть огромный опыт нахождения в отношениях, когда все решает за него, и совсем нет опыта принятия самостоятельных решений и ответственности за них. При этом – огромное желание отделения от родителей, стремление быть взрослым. И когда его друзья втягивают его во «взрослую» жизнь с алкоголем, он легко поддаётся на уговоры. Кроме того, для Федора это способ восстать против родительского тоталитаризма.

На этой почве между сыном и родителями возникало множество конфликтов, и в итоге обеспокоенная мать решила обратиться к психологу. Длительная работа со специалистом, направленная, с одной стороны – на улучшение отношений между сыном и родителями, а с другой – на формирование у подростка таких качеств личности как ответственность, самостоятельность, понимание собственных особенностей характера и ценностей, умения уважать других и при этом отстаивать себя.

Тревога или невроз?

«Первый год жизни ребенка у всех бывает тревожным. Потом все приходит в норму». Так мне сказала моя мама, но что-то по себе я этого не чувствую. По моим ощущениям, чем старше, тем больше проблем и переживаний. Сыну сейчас три года. Что с того, что он пошел в садик? Я же все время думаю о том, как он там. Может, не успел поесть, а воспитательница не заметила? Может, поскользнулся в туалете, ударился и побоялся сказать? Может… Да мало ли что может случиться! Сегодня вот по телевизору показывали, что в одном садике ребенок в снежную горку провалился. Хорошо, что заметили».

Конечно, наши тревоги сейчас — это не просто проявления заботы о детях. Современные условия жизни сами по себе являются источником беспокойства. Большие города и постоянная миграция населения, растущее количество транспорта, эпидемии неизвестных ранее заболеваний, терроризм, наркомания — это реальность, в которой живет современный человек. Это то, чем он расплачивается за прогресс.

А еще есть телевизор и Интернет. Хотите вы или нет, а все равно узнаете обо всем. И даже если давно решили не смотреть программы вроде «Самое страшное и ужасное» и «Невероятные преступления», то их посмотрит ваша соседка. А потом расскажет вам. В общем, от информации не спрятаться и не скрыться. А тут еще этот коронавирус, про который трубят из каждого утюга. И при этом негативная информация никуда от нас уже не уходит. Так и оседает в подсознании. Причем именно то, что всеми силами стараемся забыть.

Чем опасно тревожно-мнительное воспитание?

Представьте себе, что, узнав неприятную статистику дорожно-транспортных происшествий, родители начинают переживать, что ребенок попадет под машину. Они сами привозят дочь или сына в школу, переводят за руку через дорогу, и тем самым вселяют в ребенка страх перед любым движением. Такое поведение способно напугать, но не научить навыкам безопасного поведения на дороге. Нужно ли говорить, насколько вероятен несчастный случай у человека без подобных навыков?

Что ждет в жизни такого ребенка? Чаще всего одиночество. В детском коллективе он редко бывает принят. Родители ограждают его от любых контактов с миром, в результате чего ребенок часто придумывает свой мир, что может привести к психическим расстройствам. Ситуацию усугубляет и эмоциональное состояние родителей: доходящая до паранойи тревожность передается детям и тоже приводит к психическим отклонениям.

Что стоит за нерешительностью?

Можно сказать совершенно точно, что главная причина нерешительности — всевозможные страхи, которые, в свою очередь, напрямую связаны с повышенной тревожностью.

Мы имеем в виду психологические страхи, которые могут проявиться у ребёнка уже в самом раннем возрасте. Среди таких страхов:

  • Страх не оправдать ожидания. Родители надеются, что их дети вырастут здоровыми, сильными, состоятельными и успешными, а потому очень рано, порой с самого детсада, ставят перед ними разные цели: от идеального поведения до успехов в освоении навыков письма или чтения. Как правило, ожидания касаются также спортивных и иных достижений. Иногда бывает так, что родители просто излишне требовательны или выражают наибольшую любовь именно в моменты каких-либо побед, не нарочно делая акцент на достижениях. Постепенно в голове ребёнка формируется чёткое представление, которое часто даже не осознаётся: хочешь, чтобы тебя любили — покажи, на что ты способен. Малыша всё это очень тяготит, и уж точно не придаёт уверенности в своих силах. Отсюда и нерешительность.
  • Страх перед неудачей. Когда взрослые слишком бурно реагируют на неудачи ребёнка, он начинает бояться делать новые попытки, да и вообще что-то делать. Он думает: вдруг у меня опять не получится, и папа посмотрит на меня, как в тот раз? Ребёнок чувствует, когда им гордятся, а когда им недовольны. Он боится увидеть разочарование в глазах близких. К тому же, его может пугать возможность насмешек со стороны друзей. Всё это порождает в нём нерешительность. Для него она — возможность обойтись «малой кровью» (пусть меня не замечают, зато нет осуждения и насмешек).
  • Страх перед реакцией взрослых. Речь идёт не только о наказании, но и о резких высказываниях, крике, а также о непредсказуемости последствий неудачи. Когда ребёнок не может предвидеть, что он получит дома – поддержку или нагоняй, то каждый раз, сталкиваясь с неудачей, он испытывает колоссальное напряжение. Всё это порождает повышенную тревожность и, как следствие, страх перед проявлением инициативы и принятием решений.

Из-за страхов ребёнок становится излишне тревожным, что выражается в повышенном беспокойстве, ранимости, эмоциональности и мнительности.

Случай из практики психолога

Родители 8-летнего Андрея всерьёз обеспокоены его нерешительностью и пассивностью. Раньше это был активный любознательный малыш, но с тех пор, как он пошёл школу, что-то в нём кардинально изменилось. Учителя в один голос говорят, что Андрею нужно быть смелее и активнее. Но родители не знают, как повлиять на своего ребёнка, боятся сделать неверный шаг и вообще отбить всяческое желание учиться.

Однажды школа Андрея провела конкурс на лучшую поделку-оригами. Это его конёк, он умеет делать такие сложные поделки, какие не под силу даже взрослым. Естественно, мама и папа стали побуждать его принять участие в конкурсе. Но, как ни странно, Андрей так и не отважился участвовать. Предвидя, что в будущем нерешительность станет для Андрея большой проблемой, родители привели его на консультацию к психологу.

Что же делать?

Тревожно-мнительное воспитание объяснимо. У такого поведения есть понятные причины, но родителям в первую очередь нужно думать о будущем ребенка. Мама и папа не смогут быть рядом всегда, и поэтому дети должны быть готовы к трудностям.

Ребенок должен уметь противостоять болезням: знать об особенностях своего организма, приспосабливаться к ним, носить правильную одежду, разбираться в лекарственных препаратах, уметь оказывать первую помощь себе и окружающим.

Опасности на улице подстерегают всегда, и ребенок должен владеть навыками безопасного поведения в самых различных ситуациях. Должен знать, как общаться с незнакомцами, куда звонить в случае опасности, как защитить себя.

Научите ребенка справляться с трудностями без вашего личного участия, и тогда вам не придется за него волноваться.

Светлана Садова

Причины тревожно-мнительного воспитания

Повышенная тревожность не возникает на пустом месте, её вызывают вполне логичные причины. Например, если ребенок часто болеет, родители постоянно находятся в напряжении и стремятся делать все возможное, для того чтобы оградить малыша от болезней. Правда, если одни взрослые стараются укреплять иммунитет ребенка, то другие ограничивают общение сына или дочери с миром: запрещают много времени проводить на улице, гулять в плохую погоду, бегать, купаться, контактировать с животными и т.д.

Нередко к повышенной тревожности за малыша приводят трудности, с которыми женщина столкнулась во время беременности. Тяжелые роды, угроза выкидыша, осложнения – любая из этих причин может приводить будущую маму в состояние постоянного беспокойства, которое не отступит после успешных родов. Со временем тревожность за здоровье ребенка перенесется на все сферы жизни, и женщина будет волноваться за то, что ее чадо общается не с теми людьми, учится не в той школе, выбрал себе неперспективную профессию и т.д.

Тревожными родителей может сделать и какая-то трагедия, произошедшая в семье, особенно если она привела к гибели кого-то из близких. И это состояние тоже можно понять: если, например, старший ребенок разбился на мотоцикле, мать сделает все возможное, для того чтобы младший ребенок не пользовался этим видом транспорта. Беспокойство будет нарастать и усиливаться, если ребенок вовремя не пришел домой или не ответил на телефонный звонок. Конечно, волноваться в этой ситуации будут все родители, но у тревожно-мнительных страх может перерастать в панику. Они не будут думать о том, что ребенок засиделся с друзьями и не слышит телефон, а сразу будут представлять себе самое страшное.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: