Снижение самооценки: причины и пути решения проблемы

Вы определяете себя своим прошлым

Азиз Ачарки / unsplash.com

Низкая самооценка часто возникает из-за недостатка воображения.

Если вы боролись с низкой самооценкой большую часть своей жизни, эти убеждение и ощущение, что вы достойны меньшего, уже овладели вашим разумом. От этого они кажутся очень реальными. А представлять себя с более высокой самооценкой в будущем кажется чем-то далеким и абстрактным. Но вот в чем дело: то, как вы относитесь к себе, не всегда точный показатель вашей истинной ценности.

Люди с здоровой самооценкой знают: только потому, что они чувствуют себя плохими и некомпетентными, не означает, что они являются таковыми на самом деле. Они знают: то, что они шли одним путем в прошлом, ничего не говорит о том, какой дорогой им суждено идти в будущем. Их прошлое «я» не преобладает над «я» будущим.

Когда вы определяете себя своим прошлым – вы теряете контроль над своим будущим.

Как сформировать адекватную самооценку

Некоторые родители спрашивают, как повысить самооценку ребенку. Для этого есть несколько советов. И помните, самооценка ребенка дошкольного возраста мало чем отличается от самооценки подростка

К ребенку любых лет нужно подходить с заботой и вниманием

  1. Приучите ребёнка замечать хорошее. Например, играйте с ним в такую игру. Вечером попросите его вспомнить 5 хороших вещей, которые произошли с ним за день. Это необязательно должно быть что-то крупное. Хватит и вкусного обеда в школе или пятёрки за контрольную. Таким образом, ребёнок заметит, что в его жизни есть место хорошим событиям.

  2. Дайте ребёнку свободу выбора. Если малыш будет проявлять самостоятельность, он поймёт, что многое в его жизни зависит от него самого. Советуйтесь с ним в мелочах: что приготовить на ужин, на какой фильм сходить в кино. Но не путайте свободу выбора и вседозволенность. Решения в главных вещах должны принимать родители.
  3. Перестаньте ругаться. Правильно говорят, что словами можно ранить. Если у вас с ребёнком произошёл конфликт, не нужно обвинять его и давать волю ярости. Лучше успокойтесь и обсудите проблему. Не стоит употреблять слово «виноват(а)». Заменит его на «ответственность». Вместо «Ты виноват» скажите «Любой проступок несёт за собой последствия. Нужно отвечать за них».
  4. Не требуйте от ребёнка больше, чем он может сделать. Соизмеряйте возраст ребёнка, его возможности и свои желания. Пятилетняя кроха не сможет присмотреть за младенцем, а подростку это удастся. Если ребёнок не сможет что-то сделать в силу своих лет, он расстроится, будет думать, что ни на что не годен. Хотя на самом деле ему просто нужно подрасти и подучиться.

  5. Научите ребёнка говорить «Нет». У некоторых взрослых людей есть проблема в том, что они не могут отказать другим. Они всегда со всеми соглашаются, потому что у них слабая воля и нет твёрдого характера. Чтобы ваш малыш не стал таким же, с самого детства научите его отказывать людям, если это необходимо, и отстаивать границы личного комфорта. Нужно объяснить ребёнку, что если он отказывает людям, это не значит, что он плохой. Разъясните ему, что существует разница между «сдержать обещание» и «постоянно со всеми соглашаться». Сын или дочь должны осознать, что сначала нужно оценить ситуацию, рассчитать свои силы и время, обдумать последствия, а уже потом дать ответ.

Причины заниженной самооценкиу женщины

Корень проблемы низкой самооценки можно найти в детстве человека. Формирование личности происходит в первую очередь в семье, окружение ребенка играет лишь второстепенную роль.

Если родители девочки являются несчастными обладателями заниженной самооценки, то даже не желая того, прививают ей ту же модель поведения. Детям для полноценного развития необходимо иметь перед глазами наглядный пример, который будет являться эталоном поведения. Неуверенная в себе мать, не умеющая отстаивать свою точку зрения, и не готовая добиваться желаемого, послужит для своей дочери идеалом женщины, даже не подозревая об этом. В результате, несмотря на все попытки вырастить девочку пробивной и амбициозной женщиной, на выходе все равно получится потенциальная жертва.

Есть еще один вариант: чересчур властные родители с завышенной самооценкой. Такое тоже часто можно встретить, особенно в среде бизнесменов и деловых женщин. В подобных семьях родители уделяют мало внимания своим детям, предпочитая переложить заботу об их воспитании на плечи нянек и гувернанток. Конечно, ими движет исключительно желание дать ребенку все самое лучшее, но ведь дети в первую очередь нуждаются именно в родительском внимании. Чаще всего участие властных мам и пап в воспитании ребенка выражается в критике его проступков или несовершенстве поведения. В итоге ребенок постоянно находится под психологическим давлением, что тоже не способствует формированию адекватной самооценки.

Еще одной причиной понижения самооценки может являться крупная неудача. Потеря близкого человека, уход любимого человека, финансовые проблемы или увольнение могут вогнать в депрессию даже взрослого и психологически стабильного человека.

Виды самооценки у детей

Выделяют 3 вида самооценки: нормальная, завышенная и заниженная.

  1. Нормальная. Ребенок адекватно себя оценивает и его поведение выражается в следующем:
    • нет страха пробовать новое;
    • может найти решение проблемы самостоятельно, но если не получается, умеет обратиться за помощью;
    • признаёт свои ошибки и исправляет их;
    • нормальная коммуникация со сверстниками.
  2. Завышенная. Ребёнок переоценивает свою значимость. Завышенная самооценка выражается в:
    • эгоцентризме;
    • болезненном восприятии критики;
    • привлечении внимания любым способом;
    • агрессии в общении со сверстниками, желании унизить других.
  3. Заниженная самооценка характеризуется:
    • тревогой и неуверенностью в себе;
    • стеснительностью;
    • недоверчив остью и страхом быть обманутым;
    • замкнутостью и обидчивостью;
    • негативным настроением.

Признаки низкой самооценки

Каждый индивид уникален, однако люди с низкой самооценкой обладают несколькими общими признаками. Индивиды с неадекватным оцениванием себя реагируют на аналогичные раздражители схожим образом.

Люди с низкой самооценкой имеют следующие признаки: нерешительность, притворство, увиливание от похвалы, повышенная бдительность, сложность находиться в настоящем, легко сдается и идет на уступки, униженно просит, не определяет высоких целей, непрерывно сравнивает себя, запрещает себе искренне радоваться.

Нерешительность выражается в невозможности сделать выбор. Необходимость выбора вгоняет в ступор субъекта с низкой самооценкой вследствие того, что он боится последствий в случае неправильности принятого решения. Притворство проявляется в страхе явить себя окружающим таким, каким есть на самом деле. Увиливание от похвалы заключается в пылком объяснении во всех подробностях, почему они не заслуживают похвалы. Часто уклонение от одобрения ведет за собой подозрение в неискренности произносящего похвалу. Люди начинают думать, что их не за что хвалить, следовательно, значит над ними просто издеваются. Повышенная бдительность выражается в замечании всего, что делают (жесты, мимику и др.) и говорят окружающие. Таким образом, люди с заниженной самооценкой собирают доказательства того, что их не любят. Сложность находиться в настоящем заключается в устойчивых сожалениях о пережитом прошлом и страхах за новое будущее, что не позволяет индивиду комфортно пребывать в настоящем моменте.

Человек с низкой самооценкой обладает уверенностью, что постоянно неправ и обязательно проиграет, поэтому он легко сдается и идет на уступки при этом, никогда не защищая себя. Убежденность личности, склонной к занижению самооценке, в неполноценности, в том, что его судьба находится в руках окружающих, которые относятся к ней так же, как и он к себе, вынуждает индивида не просить, а умолять других о какой-нибудь помощи. Постановка перед собой только незначительных целей позволяет обезопасить себя в будущем от острого переживания неудачи, разочарования, т.к. человек убежден на все сто процентов, что неудача обязательно случится.

Личность с низкой самооценкой неизменно сравнивает себя с другими и всегда не в свою пользу. Индивид, склонный неадекватно оценивать собственную личность, запрещает радоваться себе, так как уверен, что недостоин никакого счастья. Также признаки низкой самооценки могут проявляться в межличностных отношениях субъектов и в любом коммуникационном взаимодействии со средой.

Примеры проблем с самооценкой

К., 22 года. Умная, привлекательная, увлекается творчеством (рисунок, фотография). Есть молодой человек, встречаются около 3 лет. Обратилась с жалобами на навязчивые мысли о том, что она «хуже других женщин». Мысли обострялись, когда К. смотрела на рекламные плакаты с изображением сексуальных красивых женщин. Также жалобы на отсутствие оргазма при контакте с партнером. Пропало желание к творчеству. Вместе с молодым человеком стали всё чаще употреблять алкогольные напитки.

После курса психотерапии (8 встреч) осознала, что заниженная самооценка была обсуловлена тем, что К. в своем личностном и творческом развитии «ушла вперед» по сравнению с молодым человеком. Поняла, что ей с ним стало скучно, неинтересно. Однако, существовал сильный внутренний страх расставания, так как внешне всё было благополучно. Гораздо «проще» было подсознательно считать себя «хуже других» и поддерживать эти отношения на прежнем уровне, нежели расставаться, начинать менять свою жизнь. Таким образом, низкая самооценка являлась отражением работы так называемых защитных механизмов К. К. полюбила и приняла себя, снова стала творить. Постепенно вернулась сексуальная гармония.

2. С., 24 года. Умная (получает третье высшее образование) и привлекательная девушка. С энтузиазмом изучает иностранные языки. Каждое утро посещает спортзал. Учится на вечернем отделении, но несмотря на это, встает очень рано и принимается за дела. Не работает. Жалобы: заикание, сильный страх говорения в присутствии малознакомых и незнакомых людей (логофобия), публичных выступлений, из-за этого – низкая самооценка.

В процессе психологической работы (12 индивидуальных консультаций) поняла, что живет навязанными родителями идеалами. С детства мама внушала девочке, что она «должна быть стервой, ни к кому не привязываться, быть самой успешной, самой лучшей». Во всех начинаниях С. задавала себе невероятно высокую планку. При этом продолжала считать себя «ленивой», «плохой». Очень переживала, что из-за заикания не может устроиться на работу (хотела быть руководителем).

В результате С. пересмотрела свою систему ценностей, выработала новый образ «идеальной себя», стала ставить более реалистичные цели. На момент написания статьи С. избавилась от страха публичных выступлений, блестяще ответила на групповом зачете в вузе. Продолжает работу над собой.

В приведенных примерах формирование неадекватной самооценки происходит по двум разным причинам.

В первом примере девушка имеет внутренний запрет на то, чтобы жить в соответствии со своими желаниями, делать то, что хочется. То есть «реальное Я» не может жить так, как велит «идеальное Я». Существовало очень большое пространство между этими двумя образами себя, что и вызвало нелюбовь к самой себе.

Во втором примере С. делала всё возможное, чтобы соответствовать своему «идеалу», но это всё равно никак не удавалось. Именно из-за нереалистичности «идеала», который основан больше на опыте и представлениях мамы, возникли и развивались невротическое заикание и логофобия, изменение отношения к себе в целом.

Можно сказать, что отношение к себе является верхушкой личностного айсберга. Заниженная самооценка, негативное отношение к самому себе (как к плохому, глупому и т.п.), неуверенность в себе являются тем «маячком», который сигналит об опасности усугубления ситуации и возникновении более глубокого и болезненного психологического состояния. Кроме того, низкая самооценка, конечно, оказывает существенное влияние на жизнь и результаты деятельности человека. Так или иначе человек подсознательно транслирует окружающим (в речи, в действиях) свое отношение к себе как к «неудачнику», «неуспешному», «нерадивому», «плохому» и т.п. В итоге внешние обстоятельства лишь закрепляют такое представление о себе самом. Например, человек с заниженной самооценкой имеет низкие шансы на получение желаемой работы, создание счастливой семьи

Именно поэтому очень важно вовремя обратиться к психологу и вместе со специалистом понять и устранить причины возникновения неадекватной самооценки

Воспитание в семье

Оценка себя напрямую зависит от правильности воспитания в семье. Если родители не поощряют своего ребенка с младенчества, а наоборот, только ругают его и постоянно сравнивают с окружающими, то это негативно скажется на его психическом развитии. Подросшее чадо не будет себя любить – для этого просто не будет почвы, на которой базируется вера в собственные способности. Также на снижение самооценки влияет критика родителями любых действий, инициатив и начинаний ребенка. Человек, которого постоянно порицали в детстве, даже в зрелом возрасте подсознательно продолжает чрезмерно избегать ошибок.

Исследования психологов показывают, что самооценка выше у единственного в семье ребенка и у первенцев. У остальных детей часто можно наблюдать «синдром младшего». Он возникает из-за того, что родители сравнивают друг с другом старшего и младшего ребенка.

Чтобы у чада сформировалась адекватная самооценка, мать должна спокойно общаться, а отец должен быть авторитетным, требовательным, но при этом всегда справедливым. Каждый ребенок нуждается в ненавязчивом поощрении и одобрении. Достаточно пару раз похвалить малыша за старательно нарисованную картинку или правильно выполненное домашнее задание, как самооценка, хоть немного, но повысится.

Отказ от самобичевания

Самооценка не повысится, если постоянно чрезмерно критиковать, порицать себя и корить за ошибки. Если прекратить это делать, можно сразу же добиться нескольких целей.

  • Появится свободное время, которое можно потратить на родных и более интересные занятия.
  • Возникнет понимание: «Я – это единственная и неповторимая личность на планете».
  • Появится видение своих положительных качеств. Лучше не зацикливаться на негативных, а целенаправленно работать над развитием сильных сторон.

В конце концов, любые неудачи, разочарования и ошибки можно обратить в свою пользу, используя в качестве жизненного опыта.

Неудачи в детстве

Это еще одна распространенная причина низкой самооценки

Понятно, что от неудач никто не застрахован, но важно отношение к ним. Если событие было сильно травмирующим, то это зачастую отражается на психике в виде снижения самооценки и комплекса вины

Например, дети часто упрекают себя из-за развода родителей или их частых ссор. Это чувство вины трансформируется в будущем в постоянные сомнения и неумение принять решение. Все негативные безобидные события в детстве воспринимаются как серьезные глобальные проблемы. Например, взрослый спортсмен, заняв не первое, а второе место на соревнованиях, продолжит тренироваться с утроенной силой. Малыш же может испытывать сильнейший дискомфорт, вплоть до получения психологической травмы, особенно если родители не проявляли должного понимания к ситуации.

Заниженная самооценка возникает в детстве из-за множества причин. Чаще всего это неудачи, ошибки, насмешки сверстников и неосторожные замечания взрослых (в первую очередь родителей). В итоге в подростковом возрасте у ребенка уже четко сформировано мнение, что он невезучий, плохой и неполноценный. В результате появляется неоправданное чувство вины за собственные действия.

Так как же мне, девушке, которая закрывала глаза на то, что происходит в ее душе, удалось изменить весь свой мир?

Должна признаться, это было непросто. Я вовсе не проснулась одним прекрасным утром, и поняла, что я замечательный и достойный человек. Случилось нечто совсем иное. Несколько лет назад мой парень разорвал наши отношения по собственной инициативе, и внезапно на меня настоящим водопадом обрушились все те чувства, которые оно ранее скрывало.

Судьба иногда бывает весьма иронична – примерно в то же время на моей работе меня сделали ответственной за ведение семинаров по повышению самооценки. И эти семинары открыли мои глаза на то, что со мною происходило в действительности, так, как никогда раньше. Я день за днем рассказывала другим людям о том, как поднять их самооценку, и, слушая себя, я с каждым разом все сильнее и сильнее осознавала один простой факт: моя собственная самооценка находилась на самом дне глубокой ямы, и я все еще продолжала копать.

Для меня стало очевидным, что все те методики, которым я пыталась до этого момента сделать себя счастливыми (дневники благодарности, оптимистичные планы, регулярные занятия спортом, и так далее) были попросту неспособны скомпенсировать эту тяжеленную гирю, висящую на моих ногах. И я поняла, что пока я не смогу хотя бы немного поднять свою самооценку, счастья мне не видать, как собственных ушей.

Я начала со своих отношений – потому что именно они являлись источником большей часть моей тревожности и негативного мышления. Мой подход был всесторонним, и принес ощутимый результат – медитация, психотерапия, тренеры личностного роста и умные книги в конечном итоге помогли мне понять, почему меня так тянет к людям, которых, как я всегда чувствовала в глубине своей души, я на самом деле не хотела и не заслуживала.

Я узнала очень многое о моих «почему». Когда ты растешь в окружении неуверенных в себе людей, не отличающихся особой целостностью личности, это неизбежно накладывает отпечаток на твою собственную душу. Увы, но в детстве я не жила в спокойной, стабильной и счастливой семье, и те отношения, которые я видела вокруг, определенно не были нормальными. Атмосфера в нашем доме была такой, что и врагу не пожелаешь – даже взрослому врагу: насилие, хаос, последствия злоупотребления алкоголем и наркотиками, и многое другое. Естественно, что для того, чтобы сберечь здравый рассудок и хоть в какой-то степени чувствовать себя безопасно, мне пришлось обзавестись методиками выживания. За пределами дома я делала вид, что у меня все совершенно нормально, и со временем освоила этот навык в совершенстве.

Когда я стала подвергать сомнению адекватность давно привычных и отработанных до автоматизма шаблонов своего поведения, я смогла переосмыслить собственную жизнь и выделить в ней именно те шаблоны поведения, которые высасывают из меня силы и энергию, и не дают мне быть собою.

Я знаю, что именно осознание и переосмысление этих всех этих шаблонов помогло мне прорваться через самую черную полосу моей жизни. Я поняла, что я не одна, и это прозрение привело к самом сильному осознанию всей моей жизни: я вовсе не застряла на месте, и у меня достаточно сил, чтобы измениться, если только я этого захочу.

И чтобы помочь вам испытать то же невероятное преображение, которого удалось добиться мне, я поделюсь с вами некоторыми самыми распространенными шаблонами поведения, отличающих людей с заниженной самооценкой:

Заниженная самооценка у ребенка, как с ней бороться?

Низкая самооценка взрослых – это следствие детских проблем. Человек не рождается с высокой или низкой самооценкой, и всё это формируется в детстве. Родители могут воспитать неудачника, даже не подозревая о том, какую травму они наносят своему ребёнку.

Ребёнок не должен заслуживать любовь родителей. Он должен всегда знать, что родители его любят, каким бы он ни был.

Как правило, заниженная самооценка у детей распространяется на всё. Он не хочет решать задачку, сесть на велосипед не из-за лени, а из-за страха не справиться.

У таких детей нет друзей. Они часто плачут, капризничают и считают себя уродами.

Если родители заметили признаки низкой самооценки у ребёнка, это повод бить тревогу. Чем раньше начать исправлять ситуацию, тем больше шансов получает ребёнок на нормальную жизнь.

Как избавиться от заниженной самооценки у ребёнка, следует послушать советы психолога. Ведь детская психология несколько отличается от взрослой, и у них своё понимание мира.

1. Ребёнок должен знать, что родители всегда его любят. Даже когда он порвал новые штаны или получил двойку. Ведь это мелочь, которая не стоит психического здоровья малыша. Это всего лишь ребёнок, и он только учится познавать мир. И чтобы познать его, он должен набить не одну шишку и порвать не одну пару штанов.

2. Даже если ребёнок провинился, ни в коем случае нельзя говорить «Ты плохой». Замените эту фразу на более конкретную: «Ты поступил плохо». То есть, критиковать нужно проступок, но не самого ребёнка. Ведь дети не специально разбивают любимую мамину чашку и попадают мячом в стекло. У детей, да и взрослых тоже порой бывают проблемы с координацией движений.

3. Разговаривайте со своим ребёнком. Взрослые часто заняты и «отстань» – это единственное, что слышат дети. А ведь у них есть миллион вопросов, и на основании ответов они формируют своё представление о жизни. Вечные «не мешай» заставляют ребёнка чувствовать себя лишним и ненужным собственным родителям.

4. Не стоит сравнивать своего ребёнка с кем-то более успешным. Кому-то проще даётся математика, а кому-то история. Нельзя быть талантливым во всём

Конечно, это не повод не учить сложные предметы, но не стоит акцентировать внимание на том, в чём ребёнок не может по своей природе достичь успехов. Критика должна быть продуктивной и не унижающей ваше чадо

Вспомните, когда вы учились в школе, вам удавалось всё и сразу?

5. Дайте понять своему ребёнку, что он личность, что он уникальный, и ему не нужно стараться быть на кого-то похожим. Ведь дети выбирают себе кумиров не из-за их внешности или успехов, а потому что хотят такой же любви окружающих.

6. Дайте возможность своему ребёнку развиваться. Нередко в семьях существуют традиции, и если в семье все медики, ребёнка непременно толкают в медицину. Если же ребёнок хочет сделать спортивную или музыкальную карьеру, тут же на семейном совете признают, что он «тупица и позорит фамилию». Ребёнка ломают в угоду своим амбициям.

7. В подростковом возрасте низкая самооценка проявляется особо жёстко. Дети примыкают к неформальным молодёжным группам и всем своим видом демонстрируют собственную независимость. На самом деле это крик о помощи ребёнка. Он не может быть самим собой и ищет себе подобных, но и там он чувствует себя лишним. Внутренний конфликт ребёнка может привести к подростковой наркомании или алкоголизму. Чтобы избежать этого, нужно присматриваться к окружению своего ребёнка. Пока ребёнок ищет, куда ему деваться, именно родители могут предложить ему безопасное и полезное хобби.

8. Родители должны понимать, что они не могут оградить ребёнка от внешнего мира. В школе дразнят всех детей, и разница лишь в том, как эти дети реагируют на дразнилки. Научите ребёнка правильной реакции на такие шалости. Расскажите, как в детстве дразнили вас, как вы дразнили одноклассников, и придумайте пару забавных историй. Пока ребёнок маленький, ему нужны шаблоны правильного поведения, и только родители могут их предоставить.

9. Помните, что из детей с заниженной самооценкой не может вырасти счастливый и успешный человек. Если ребёнка в классе все пинают, то же самое будет в вузе, а потом и на работе. Чувство собственного достоинства формируется с детства. Уважайте мнение и личное пространство своего ребёнка, и тогда он точно так же будет требовать уважать его пространство и посторонних.

Как определить самооценку ребенка?

Здоровый эгоизм – это не порок, а необходимые качества каждого человека, обладающего нормальной самооценкой и чувством собственного достоинства.

Причины заниженной самооценки

К основным причинам возникновения заниженной самооценки относят оценку и влияние родителей в детском возрасте, принятие оценочных мнений окружающих людей как объективную реальность, придание значимости какому-нибудь делу, в котором вы одержали поражение, завышенный уровень притязаний.

Самооценка личности, как многое другое, начинает свое формирование с раннего детства. В данном периоде малыш пока не может самостоятельно оценивать свои поступки и действия, поэтому мнение о себе он составляет посредством внушения ближайшего окружения, в основном при помощи родительских реакций на все его действия и поступки. Не уделяя детям любви, внимания и ласки родители в них зарождают заниженную самооценку. Постоянная критика в адрес малышей, чрезмерная требовательность к ним обязательно отражается на всей их дальнейшей жизни. Беспрерывная критика от значимых для детей фигур приводит к весьма низкой степени самоуважения. Ребенок привыкает к постоянной критике и воспринимает ее как норму. Поэтому подрастая, он уже не будет требовать к себе лучшего отношения.

Еще одной причиной заниженной самооценки, которая берет свое начало из детства, является использование в воспитании родителями «тарани долженствований». Чрезмерное использование данного метода воспитания может вызывать у детей чувство огромной ответственности, впоследствии которое приводит к эмоциональной скованности. Часто взрослые говорят: «Твой отец уважаемый человек, поэтому ты должен себя вести как он». В подсознании малыша формируется эталонная модель, воплощая которую, он станет хорошим и идеальным, однако т.к. она не осуществляется, появляется несоответствие между идеалом и имеющейся реальностью.

Детские заболевания или внешние дефекты также могут внести негативный вклад в развитие самооценки. Больной ребенок или ребенок с недостатками внешности ощущает себя не таким как окружающие. Если в детском возрасте над его дефектами насмехались сверстники, непрестанно напоминая ему об их существовании, то у такого ребенка обязательно будет низкая самооценка.

Вне зависимости хорошего или плохого выполнения задания всегда находятся люди, которые будут критиковать. Если человек будет принимать все без исключения высказывания окружающих на веру, то обязательно это отразится на его самооценке.

Люди с заниженной самооценкой личности характеризуются устойчивым приданием большой значимости некоторым событиям или считают себя заведомо проигравшими в сравнении с другими. Это рушит их уверенность в себе и личном потенциале, ведет к утрате чувства личного достоинства, что, в конечном итоге, приводит к заниженной самооценке.

Часто индивиды по незнанию определяют для себя с целью достижения, настолько завышенные цели и очень короткий период времени для осуществления, что их реализация является практически нереальной. После того, как они не достигают этих целей, у них значительно ухудшается самооценка. Индивид перестает верить в личный потенциал, разочаровывается в собственных силах и прекращает совершать любые попытки для воплощения в жизнь своей мечты.

Как поднять самооценку? Меняем отношение к себе!

1- Превратите негативные мысли в позитивные

Как поднять самооценку? Если у вас низкая самооценка, весьма вероятно, что вы постоянно себя убеждаете в собственной несостоятельности. «Я не смогу, я провалюсь, у меня не получится, я не способен на это» или «Я не заслуживаю того, чтобы меня любили». Узнаёте?

Хотя эти мысли и сообщения вы передаёте себе неосознанно, именно они останавливают вас от новых действий, проектов, и, в конце концов, ухудшают ваш комфорт и благополучие.

Попробуйте составить список наиболее частых и характерных для вас негативных мыслей, а рядом с каждой из них напишите положительную альтернативу.

Например, фразу «я не гожусь для этого» замените на «я прекрасно подхожу для этого«. Каждый раз, когда вам в голову приходит отрицательная мысль, останавливайте её, превращая в позитивную. Сначала это непросто, но если потренироваться, вы начнёте это делать автоматически.

То, что вы сами себе говорите, может дать вам власть или отнять её, выбор слов — только за вами…

2- Низкая самооценка? Составьте список ваших достижений и успехов

Как полюбить и научиться ценить себя? Обычно мы склонны преувеличивать наши неудачи и не обращать внимание на то хорошее, что происходит в нашей жизни. Это непростительная ошибка

Уверена, что у вас есть важные достижения, хотя вы почему-то не придаёте им заслуженное значение

Это непростительная ошибка. Уверена, что у вас есть важные достижения, хотя вы почему-то не придаёте им заслуженное значение.

При низкой самооценке очень полезно составлять список ваших личных заслуг, того, чем вы больше всего гордитесь.

Например:

—          Вы получили образование

—          Научились играть в теннис

—          Выучили иностранный язык

—          Стали мамой/папой

—          Получили желанную работу

Повесьте этот список на холодильник или на заметное место. Он напомнит вам о том, что у вас есть все данные для того, чтобы добиться поставленных целей.

3- Примите себя таким, каким вы являетесь

Как стать увереннее в себе? Примите себя целиком, со всеми плюсами и минусами. Это так очевидно и одновременно так трудно. Будьте реалистом, не пытайтесь изменить невозможное, помните о своих слабых и сильных сторонах. Правильное понимание и знание самого себя — это самый эффективный ключ к успеху в жизни и эмоциональному благополучию.

4- Не сравнивайте себя с другими, не кормите низкую самооценку

Как бороться с низкой самооценкой? Сравнения вредны, это редко заканчивается чем-то хорошим. За исключением случаев, когда это сравнение становится для вас мотивацией к тому, чтобы стать лучше, только тогда сравнение будет положительным и полезным для вас. Вы будете испытывать восхищение, а не зависть.

Когда вы чувствуете себя хуже других, не цените всё, что имеете, просто вспомните, что множество людей только мечтают о том, чтобы стать такими, как вы или получить то, что у вас уже есть. Будьте благодарны сами себе за ваши личные качества вместо того, чтобы корить и ругать себя, пытаясь подстроиться под окружающих.

Будьте критичны по отношению к своим требованиям и никогда не пренебрегайте тем, что имеете.

5- Найдите причину низкой самооценки

Ключом к успеху в решении любой проблемы является нахождение источника этой проблемы. Мы часто вместо болезни пытаемся вылечить одни лишь её симптомы. Это может принести кратковременное облегчение, но если не победить саму болезнь, её симптомы и признаки будут снова и снова повторяться на протяжении всей нашей жизни.

Если на этом шаге вы столкнётесь с трудностями, обратитесь к специалисту, запишитесь на встречу с психологом. Он поможет вам найти корень проблемы.

Посмотрите это интересное видео психолога и писателя Уолтера Рисо, в котором он рассказывает о четырёх основных столпах здоровой самооценки. Узнайте, как поднять самооценку. Будем признательны за вопросы и комментарии к статье.

Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Почему необходимо обратиться к психотерапевту?

Низкая самооценка – это не просто недостаток, который можно скрыть от окружающих, это проблема, которая мешает человеку полноценно реализовывать себя в отношениях, в профессиональной деятельности и во всех других жизненных сферах.

Кроме того, низкой самооценке часто сопутствуют тревожность, мнительность, страхи, неуверенность. Человек выбирает стратегию избегания, отказывается проявлять активность, становится заложником ситуаций, на которые он не решается повлиять, и попадает в отношения, в которых ничего не может изменить. Пациент с заниженной самооценкой часто сам приходит к пониманию того, что он лишь существует, но не живет по-настоящему и не управляет своей жизнью.

Квалифицированный психолог поможет обнаружить корень проблемы, объяснит, из чего складывается самооценка человека и как вернуть ее в норму. Пациент учится адекватно оценивать себя, свои силы и возможности, отказывается от ощущения собственной ничтожности и заменяет утопические мечты реальными целями. В результате высвобождается огромное количество психической энергии, которая позволяет достигать успехов, развивать социальные контакты и благодаря этому повышать самооценку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: