Описание каждого типа восприятия
Функции общения в психологии и их краткая характеристика
Каждый тип восприятия имеет свои особенности. Стоит разобраться, кто такой визуал, аудиал, кинестет и дигитал.
Визуал
Люди с преобладающим визуальным типом восприятия используют в речи слова и словосочетания, связанные со зрением. У них хорошо развита зрительная память, они прекрасно ориентируются на местности, без труда смогут добраться до нужного места по навигатору, быстро ориентируются в новой обстановке.
Они впечатлительны и эмоционально реагируют на все, что видят. Визуал – это человек, который предпочитает красоту, уют, чистоту и порядок. Внутренний мир визуала наполнен мечтами, множеством идей.
Визуал
Аудиал
Главная черта аудиалов – ориентировка в мире по звукам. Они – меломаны, любят напевать. Профессиональная деятельность аудиала часто связана с музыкой и межкультурной коммуникацией.
В речи аудиала часто проскальзывают слова и словосочетания, связанные со слухом. Они способны внимательно слушать на протяжении длительного времени, являются прекрасными собеседниками. Слуховая память у них доминирует.
Аудиал
Кинестетик
Главной характеристикой кинестетов является восприимчивость ко всему, что происходит вокруг них. В жизни они ценят комфорт и красивую обстановку. Кинестетик часто в речи обращается к ощущениям и говорит о своих эмоциях. Они обладают яркой мимикой и активно жестикулируют. Может показаться, что в этом типе объединились кинестетик и визуал.
Такие люди очень активны, легки на подъем, быстро включаются в работу, которая связана с практическими действиями и ручным трудом. Как правило, они находят себя в творческих профессиях, рутинная работа и монотонная деятельность им противопоказаны.
Кинестет
Дигитал (дискрет)
Дигиталам важно логически понять ситуацию. Их несомненным достоинством является способность сохранять спокойствие и здраво мыслить в стрессовой ситуации
В речи дигиталов всегда много логики. Всю информацию они склонны систематизировать, структурировать. По характеру обычно спокойны и уравновешены.
Дополнительная информация. Дигиталов распознать непросто. Для того чтобы выявить их, нужно длительное время наблюдать и анализировать речь человека. С одинаковой частотой они могут употреблять фразы, свойственные аудиалам и кинестетикам.
Дигитал
Как распознать ребенка-визуала?
Дети, принадлежащие к визуальному психотипу, воспринимают информацию в зрительных образах. Спокойный, собранный и рассудительный ребенок-визуал обычно не доставляет родителям хлопот
Дети охотно рассматривают книги с яркими картинками, рисуют, лепят и складывают пазлы, проявляют интерес к моде и уделяют большое внимание своей внешности
У визуалов яркое образное мышление, пространственное воображение, стремление к упорядочиванию и систематизации добытых сведений. Дети отлично разбираются в схемах, графиках, картах и диаграммах, хорошо улавливают динамику процессов и быстро находят правильные решения в проблемных ситуациях.
Усвоение вербальной информации дается визуалу с трудом. Школьники медленно говорят и плохо запоминают устную речь, однако могут компенсировать свои ограничения, делая выписки и заметки. Подчеркивая и выделяя цветом ключевые моменты, ребенок привыкает выделять главное, не отвлекаясь на лишние детали.
Выразительные жесты учителя для визуалов играют роль якорей зрительной памяти. Хороший эффект дают наглядные пособия: плакаты, магнитные доски, флипчарты, учебные карточки, обучающие фильмы и слайды.
Правила обучения и воспитания детей-визуалов
На рабочем столе малыша-визуала должны быть все канцелярские предметы, которые помогут ему наглядно воспринимать информацию: блокноты, ручки, карандаши, альбомы.
Так как дети такого типа больше смотрят, уделяйте большое внимание их коммуникационным навыкам, чтобы они не терялись.
В раннем детстве наклейте на предметы стикеры с названиями предметов. Это поможет ребенку быстрее научиться читать.
Создайте специальные тетради по разным областям наук – рисунки, картинки, схемы, графики
Это способствует более продуктивному изучению окружающего мира.
Развесьте по стенам плакаты и карты. Научите малыша пользоваться ими.
Разрешить подчеркивать простым карандашом в книгах и учебниках мысли и факты, которые ребенок считает важными и интересными.
Характеристика дигиталов
Людей, которых с большой долей уверенности можно отнести к настоящим дигиталам, сравнительно немного
Дигиталы отличаются стремлением к систематизации, им важно понять, какими достоинствами и недостатками обладает товар или рекламируемая услуга. Человек с цифровым типом восприятия предельно логичен, для него функциональность важнее дизайна
В торговле и бизнесе чистые дигиталы почти не встречаются
Неудивительно, что о людях с таким типом восприятия начали говорить с лишь появлением компьютеров и интернета
В торговле и бизнесе чистые дигиталы почти не встречаются. Неудивительно, что о людях с таким типом восприятия начали говорить с лишь появлением компьютеров и интернета.
В онлайне дигитал чувствует себя как рыба в воде. Здесь есть все, что ему нужно – структурированная информация, сравнительные характеристики, возможность свободного выбора.
Как это можно использовать
Достучаться до дигитала можно с только помощью логики. Любую манипуляцию люди с таким типом мышления распознают мгновенно
Следовательно, в общении с дигиталами нужно обращать их внимание на такие аспекты продукта, как выгодная цена, функциональные возможности, выдающиеся характеристики и т.д. Чем больше разумных и обоснованных доводов приведет продавец или предприниматель – тем выше шансы, что дигитал превратится в покупателя или клиента
Аудиалы
Среди аудиалов — много фанатов музыки
Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами — типичный аудиал.
Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: “Все понятно, дальше!”. Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора.
Как работать с аудиалами?
Путь к сердцу ребенка-аудиала лежит через звуки. Хотите отвлечь его от мелочей и посторонних дел? Поставьте незнакомую мелодию (знакомой он начнет подпевать). Эти дети лучше воспринимают информацию, идущую на фоне музыкального сопровождения. Это вам не понять, как можно делать уроки под грохот рок-музыки или под речитатив Тимати. А для аудиала музыка затмевает все посторонние звуки и позволяет сосредоточиться на главном. Но есть также аудиалы, которые могут работать только в тишине, и любые звуки будут их сильно отвлекать.
На уроках для аудиалов можно ставить музыку. Новую тему можно рассказывать под музыкальное сопровождение.
Еще аудиалы очень реагируют на тембр голоса, ритм вашей речи. Поэтому хорошо, если педагог во время объяснения новой темы будет выделять интонационно важные моменты и новые правила.
Для лучшего запоминания аудиалу требуется проговорить полученную информацию. Если в вашем классе больше детей с аудиальным восприятием окружающего мира, возьмите на заметку приемы обучения из начальной школы: повторение вслух всем классом, по рядам, по очереди, индивидуально.
Аудиалам можно предлагать пользоваться аудио-книгами и аудио-курсами. Это позволит работать наиболее эффективно.
Визуалы
Визуалы — это дети, постигающие мир глазами
В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому
Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют
По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью — около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами.
Кто такие визуалы
Визуальное восприятие играет большую роль в нашей жизни. Оно помогает познавать окружающую действительность и взаимодействовать с другими людьми. Для человека видеть внешний мир настолько естественно, что многие люди даже не задумываются об огромном значении этого канала восприятия. Понимание того, как визуал воспринимает информацию, открывает большие возможности для более тесного взаимодействия с покупателями.
Психолог Ричард Грегори утверждает, что визуальное восприятие человека идет «сверху вниз», то есть от общего к частному. Визуалы формируют свою картину восприятия, двигаясь от крупных деталей к более мелким элементам. Это позволяет им делать верные предположения о том, что они видят. Другими словами, любой визуал в магазине делает расчетные предположения. Если товар понравился ему с первого взгляда, он постарается рассмотреть его во всех подробностях, чтобы убедиться, что глаза его не обманули и продукт соответствует его ожиданиям и уровню прошлого опыта.
Как это можно использовать
Работать с визуалами очень легко
Неважно, каким будет сегмент бизнеса – знание того, как визуал воспринимает действительность, поможет представить ему товар или услугу в наиболее выгодном свете. Красиво оформленная витрина, правильно расставленный товар на полках, элегантный интерьер офиса – и визуал покорен
Красивая картинка значит для него очень много
Красивая картинка значит для него очень много.
Но не стоит обманывать визуалов. Даже небольшой изъян не останется без внимания. Любой товар для людей со зрительным типом восприятия должен отличаться первоклассным дизайном и безупречным внешним видом.
Как распознать ребенка-аудиала?
Ребенок-аудиал погружен в океан звуков. Он любит поговорить и поспорить, сочиняет невероятные истории, тонко улавливает интонации, обожает музыку и часто напевает себе под нос, легко заучивает стихи и выразительно декламирует любимых поэтов. На уроках дети-аудиалы стараются быть внимательными, но легко отвлекаются на шум и оттого нуждаются в тишине и покое
Для них очень важно личное внимание, поэтому они иногда кажутся назойливыми
Аудиалы хорошо обучаются по аудиокнигам и в лекционном формате – они быстро запоминают и точно воспроизводят материал, успевая не только схватить суть, но и вникать в детали, делать из услышанного оригинальные выводы. Эффективному запоминанию способствуют рифмы, повторы, чтение вслух.
Типичные проблемы ребенка-аудиала – трудности с орфографией и чтением, рассеянность и забывчивость. Для улучшения навыков концентрации детям рекомендуется проговаривать свои действия. Полезно походить на курсы ментальной арифметики, чтобы внутренняя сосредоточенность вошла в привычку и не вызывала напряжения.
Правила обучения и воспитания детей-аудиалов
Создайте дома для малыша отдельный уголок, куда не будут проникать посторонние звуки
В этом случае ему будет легче сосредоточиться, и он сможет спокойно играть и продуктивно учиться.
Если ребенку больше нравиться слушать вас, а не читать самому, не настаивайте на обратном.
Обратите внимание на свою речь. Ваш сын или дочь будут лучше понимать вас, если вы будете делать паузы, интонационно окрашивать слова, выделять голосом главное.
Покупайте аудиокниги малышу, слушайте с ним музыку, не обязательно классическую.
Подарите ему диктофон
Он может пригодиться при обучении в школе.
Чтобы ребенку было легче что-то делать, приучите его говорить последовательность действий сначала вслух, а потом про себя.
Если ребенок хочет изучать иностранный язык, большое внимание уделяйте разговорной практике.
Как влияет тип восприятия на процесс обучения
Знание особенностей собственной перцептивной системы помогает организовать процесс обучения.
Процесс представления информации для визуалов должен сопровождаться наглядностью. Они обладают хорошими навыками работы с текстом, при желании быстро осваивают методику скоростного чтения. Хорошо запоминают информацию, составляя интеллектуальные карты или графики, работая с демонстрационными моделями, добывая знания в ходе экспериментальной деятельности.
Важно! Посторонние звуки не помешают сосредоточенности визуала. При включенном телевизоре он сможет так же качественно подготовиться к экзамену, используя схемы и таблицы, как и в тишине
Основным каналом восприятия учебного материала для ребенка-аудиала является слух. Для него комфортны лекции. Новый материал прекрасно усваивает, участвуя в дискуссиях, беседах.
Для кинестетиков процесс обучения должен предполагать возможность движений и практических действий. Наиболее подходящими формами организации учебного процесса для него являются практические и лабораторные работы.
Важно! У этих людей неустойчивое внимание. Однако их преимуществом является быстрая переключаемость с одной деятельности на другую
Дигиталы преуспевают в логических дисциплинах, программировании. Им подходит компьютеризированное обучение. Материал будет усвоен дигиталом, если он поймет его логическую основу, а новая информация наложится на имеющиеся у него знания и органически впишется в его картину мира.
С чего всё началось
В начале девяностых годов ХХ века новозеландский школьный инспектор Нил Флеминг решил разобраться в том, что давно не давало ему покоя. Он посетил около 9 тысяч разных классов и заметил, что иногда даже самые профессиональные и талантливые учителя не могли найти подход к части своих учеников, и в то же время абсолютно ординарным учителям порой везло — ни у кого в их классах не возникало трудностей с пониманием нового материала. Флемингу стало интересно, в чём тут секрет.
После некоторых размышлений он решил, что это связано с тем, что разные люди предпочитают получать информацию разными способами. Проще говоря, если ученикам не подходит тот способ, который использует учитель, то они его не понимают, будь он хоть суперпедагогом. И наоборот: если всем детям в классе подходит тот способ, который использует учитель, то они хорошо его поймут, даже если он педагог отнюдь не блестящий.
Например, для кого-то лучшим ответом на вопрос «Как пройти к музею?» будет нарисованная карта, а другому достаточно словесного описания. Исходя из этих различий, Флеминг разработал опросник VARK — это акроним для слов Visual, Aural, Read/Write, Kinesthetic («визуальное, слуховое, чтение и письмо, кинестетическое»). По результатам ответов на вопросы VARK делит людей на четыре группы в зависимости от того, как они воспринимают информацию:
- визуалы (предпочитают зрительный способ восприятия — проще говоря, любят картинки);
- аудиалы (предпочитают воспринимать информацию на слух);
- вербалы (лучше воспринимают через чтение или письмо);
- кинестетики (через тактильные ощущения, обоняние, осязание).
4 типа восприятия
Люди воспринимают окружающий мир разными способами. В попытках понять и интерпретировать полученную информацию, человек использует зрение, слух, обоняние и осязание. Что самое удивительное – так это то, что каждый человек воспринимает информацию по-своему и усваивает лишь определенную ее часть.
Некоторые люди в основном полагаются на зрение, используя визуальный канал получения данных, другие задействуют слух – им легче запоминается то, что они слышат. Есть еще кинестетический канал восприятия – такие люди в большей степени склонны полагаться на тактильные или вкусовые ощущения.
Три типа восприятия были известны с глубокой древности, но бурное развитие цифровых технологий выявило еще один вид восприятия – цифровой или, как его еще иногда называют, дискретный. В зависимости от типа восприятия людей можно условно разделить на 4 большие группы:
- аудиалы
- визуалы
- кинестетики
- дигиталы
Разумеется, не существует абсолютных визуалов или дигиталов. Человек пользуется всеми органами чувств. Однако нельзя не признать, что есть люди с каким-либо ярко выраженным типом восприятия. Понимание того, кем является человек – визуалом, аудиалом или кинестетиком, может очень помочь в бизнесе или ритейле, так как это позволит гораздо быстрее и без особых усилий настроить коммуникационные каналы с деловыми партнерами или покупателями.
История изучения
Удивительно, но изучение проприоцепции началось две сотни лет назад. В 1826 невролог Шарль Бэл задался вопросом, какие ещё есть функции у мышц, кроме как сокращаться по приказу моторных нейронов. Он пришёл к выводу, что они ещё и «рассказываю» мозгу о положении тела и конечностей, если иначе об этом никак нельзя узнать (например, если ты не видишь свои руки).
В 1887 году невролог Генри Чарльтон Бастиан предложил заменить термин «кинестезия» общими терминами «мышечное чувство» и «чувство давления». Согласно Бастиану, кинестезия это восприятие движений тела и конечностей в пространстве, степень прилагаемых усилий и веса.
Почти двадцать лет спустя, в 1906 году, нейрофизиолог Шарль Скотт Шеррингтон разделил термины «проприоцепция», «экстерцепция», «интерцепция». Проприоцепция, сказал он, это ощущение тела, которое идёт от чувствительных рецепторов – проприорецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставах.
Интерцепция и экстерцепция даёт мозгу информацию о внутренних органах и внешнем мире соответственно.
Изначально учёные утверждали, что мозг имеет представление о положении конечностей от мышц. В 20-м веке они приписывали эту роль суставам, полагаясь на изучение рецепторов растяжения в коленных суставах кошек. Сегодня мнение поменялось, и большинство неврологов считают, что принцип проприоцепции основан на мышечных рецепторах.
Как распознать ребенка-кинестетика?
Особенности поведения, которые «выдадут» кинестетика:
В словаре ребенка преобладают слова, описывающие чувства или движения (холодный, прикосновение, твердый, схватить)
В разговоре большое внимание уделяет внутренним переживаниям.
Этот малыш просто обожает домашних животных. Он постоянно к ним прикасается: гладит, носит на руках.
Любит телесный и эмоциональный комфорт
Одеть его в колючий свитер практически невозможно.
Во время диалога смотрит не в глаза собеседнику, а вниз. При этом совершает множество движений и жестов, старается стать поближе к нему. Даже может начать крутить пуговицу на одежде другого человека.
Во время беседы постоянно меняет позу. Любимое положение — руки обнимают себя, ноги поджаты или переплетены. Часто сутулится, ходит с поникшими плечами.
Проявляет склонность к молчанию. Иногда такие дети кажутся робкими и застенчивыми. Это мнение ошибочно, просто ребята теряются на общем фоне.
Часто полагается на свою интуицию, которая развита очень хорошо.
Таким детям трудно сосредоточиться. Они отвлекаются по любому поводу.
Ребенок четко запоминает общее впечатление.
Память включается во время движения. Ученик, слушая педагога, может даже не смотреть на него, но перебирать пальцами ручку или карандаш.
Если нужно переписать с доски домашнее задание, ребенок будет долго рыться в портфеле. Вероятнее всего, достанет учебники и прямо в них отметит нужные номера.
Его тетради неопрятные: они покрыты пятнами, помяты. На парте — полный кавардак, в котором ученик отлично ориентируется.
Перемену использует, чтобы размяться и подвигаться.
Школьник исключительно владеет своим телом: отличается отличной координацией движений, он гибкий и ловкий. У него ярко выраженная тяга к спорту.
Склонность к ручному труду.
С такими детьми учителям трудно. Они их называют «гиперактивными», «необучаемыми». Кинестетик, которого вынуждают сидеть спокойно, чрез некоторое время начтет стучать пальцами, двигать ногами или что-то в этом роде. При неправильном отношении к ребенку 90% усилий учителя тратится впустую.
Если кинестетик что-то держит в руках, ему проще понять учителя
Проблема неправильного подхода к ребенку, когда не учитывается его способ усвоения информации, довольно глубокая. Специалисты говорят, что от таких детей нельзя требовать быстрого решения задачи или немедленного повторения услышанного материала.
Например, ученики-кинестетики долго считают на пальцах, когда их одноклассники уже начали решать примеры устно. Для детей это становится большой проблемой. Чего только они не придумывают, чтобы скрыть свою «неуспеваемость»: прячут ладони под партой, за спиной, стучат по столешнице пальцами. Ребята нуждаются в совершенно другом отношении к себе, терпении со стороны педагогов и близких людей.
По мнению некоторых профессионалов, все дети — кинестетики. Такая точка зрения имеет право на существование, поскольку все дети дошкольного и младшего школьного возраста очень подвижны и эмоциональны. Позже у большинства детей доминирующий канал меняется на зрительный или слуховой.
Дигиталы – понимают логику жизни
Дигиталы или дискреты полученные сведения анализируют и логически осмысливают. Чтобы получить представление о предмете, им необходимо знать назначение. Дигитал прекрасно перерабатывает и усваивает информацию, полученную от других людей, когда удается определить связь между явлениями и процессами.
Если попросить дигитала представить шерстку кошки, ему непременно нужно произнести с помощью внутренней речи это слово и только тогда возникнет образ кошки.
Этому типу даются точные науки, так как у него более активно функционирует левое полушарие головного мозга. Развитие памяти дигитала возможно только при осмыслении логических связей.
Какие есть доказательства эффективности теории
Если коротко — никаких. На текущий момент нет ни одного научного доказательства того, что VARK/VAK подходы действительно работают и могут помочь студентам лучше учиться. Большая часть исследований, которые пытаются доказать пользу стилей обучения в зависимости от того, относятся студенты к аудиалам, визуалам или кинестетикам, не удовлетворяют основным критериям научной достоверности.
Давайте представим, что нужно для того, чтобы подтвердить гипотезу о визуалах, аудиалах и кинестетиках. Основное требование — это правильно поставленный эксперимент. Чтобы он был достоверным, подборка участников исследования должна быть рандомизированной (то есть случайной). Именно это позволяет свести к минимуму статистическую ошибку, из-за которой часто и возникают недостоверные результаты. Как же этого достичь?
Представляется так: участников эксперимента нужно поделить на типы (аудиалы, визуалы, кинестетики), затем случайным образом распределить их по группам, потом протестировать их образовательные успехи. При этом каждый человек должен пройти через несколько этапов: опросник на определение типа восприятия информации, случайное разделение на группы, в которых преподавание будет построено по определённому стилю (некоторые люди попадут в группу с подходящим им стилем, другие — нет). И сдача финального теста для оценки усвоения материала (одинакового для всех участников). Дальше учёные смогут сравнить результаты.
Если студенты, попавшие в группу обучения по своему типу, на финальном тестировании покажут результаты лучше, чем остальные, то это подтвердит, что такой подход к обучению работает.
Например, визуалы в таком исследовании должны лучше запомнить информацию, когда им показывают картинки, чем когда они воспринимают ту же информацию на слух — а следовательно, пройдя материал по такому принципу, они покажут лучшие оценки на экзамене.
Виды представления информации
Кинестетик — что это такой за человек
Повседневная жизнь и деятельность человека связаны с многочисленными потоками информации. Информация может быть представлена в следующих видах:
- Текстовый способ представления информации являет собой совокупность специальных символов, записанных на бумажном или электронном носителе. Такими символами являются цифры и буквы алфавита.
- Графический способ представления информации часто используют для изображения статистических данных или в том случае, когда появляется необходимость использования наглядности для лучшего понимания текста. Для этого применяют диаграммы, гистограммы, рисунки, схемы, таблицы.
- Телефония и радиовещание используют радиоволны и звуковые сигналы для представления информации.
- На телевидении для представления информации используют световые сигналы.
- Мультимедиа. Этот вид представления информации предполагает использование компьютера и объединяет в себе текстовую, звуковую, графическую информацию и видео.
Что это такое
Способность тела ощущать расположение своих частей относительно друг друга и пространства, совершать точные и координированные движения называется проприоцепцией. Также она отвечает за равновесие и ловкость, является одним из условий нормального функционирования вестибулярной системы и подразделяется на:
- интерцепцию, отправляющую мозгу данные о внутренних органах;
- экстерцепцию, которая передаёт сведения о внешнем мире.
Человек, у которого проприоцептивные способности в порядке, в состоянии двигать конечностями, при этом правильно рассчитывая, в каком направлении и на какое расстояние они смещаются. Обычно этот процесс дополняется автоматичными движениями для коррекции положения тела.
Кроме того, существует понятие «кинестезия», которое иногда отождествляют с проприоцепцией, но чаще их всё-таки разделяют, относя первую к сознательной реакции организма на ситуацию, а вторую к неосознанной. Также кинестезию считают поведенческим чувством, отвечающим за перемещение тела и ощущение движения, основывающимся на данных, получаемых от вестибулярного аппарата и зрения.
Примером служит мышечная память, сформированная многократным повторением физических упражнений в спорте или при работе на компьютерной клавиатуре, когда сначала нужно искать правильную клавишу глазами, а наработав опыт человек способен печатать быстро и «вслепую».
Как ещё можно понять, какой тип восприятия преобладает у человека?
Визуальное восприятие
Визуалы испытывают потребность в ярких образах и наглядности, как в обучении, так и на отдыхе. Они очень любят красоту, изобразительное искусство, вдохновляются красочными картинами, изящной скульптурой, понятие «любовь с первого взгляда» точно было введено визуалом! Выбирая стиль одежды, такой человек будет полагаться больше на эффектность собственного образа, чем на комфорт.
Это фантазёры, думая о чём-нибудь, такие люди обычно глядят в потолок. Аудиозаписям представители зрительного типа восприятия предпочтут книги с иллюстрациями, комиксы или кино. Когда этот человек слушает – он обязательно смотрит в лицо человеку, на мимику и жесты.
Аудиальное восприятие
Представители слухового типа восприятия тонко чувствуют интонации, ритм, различные звуки окружающего мира. Такой человек может закрывать глаза, прислушиваясь к чему-либо, узнавать идущего по звуку шагов, быстро находить источники едва уловимых звуков. Аудиал предпочтёт аудиокнигу или радио-спектакль, не будет избегать общения по телефону. В полной тишине или в стрессовой ситуации он может начать напевать мелодию, озвучивать план действий – всячески стимулировать свой слуховой канал.
С другой стороны, такой человек утомляется от постоянного шума, нуждается в тишине во время учёбы или работы. Такие люди чаще остальных замечают особенности речи окружающих и хорошо управляют собственным голосом. Это талантливые музыканты, дикторы, расшифровщики аудиозаписей.
Кинестетическое (тактильное) восприятие
Кинестетик любит двигаться, получать информацию от прикосновений, такой человек всё пробует на себе. Это активные люди, часто выбирающие в качестве профессии или хобби спорт, экстрим, кулинарию или прикладное искусство
Классический кинестетик будет говорить о динамике, победах, свершениях, ему важно покорять этот мир. Глядя на людей, они замечают походку, осанку, спортивную подготовку. Друзьям они часто предлагают активный отдых
Для запоминания информации им нужно самостоятельно попробовать сделать что-либо, как в примере, записать своей рукой, примерить наряд, чтобы представить, подходит ли он. Задумываясь, эти люди чаще смотрят вниз и в сторону
Друзьям они часто предлагают активный отдых. Для запоминания информации им нужно самостоятельно попробовать сделать что-либо, как в примере, записать своей рукой, примерить наряд, чтобы представить, подходит ли он. Задумываясь, эти люди чаще смотрят вниз и в сторону.
Визуалы
Визуалы – люди, воспринимающие мир через зрительный канал, образы.
Они предпочитают богатые зрительные ряды, особенно кино, живопись, видят оттенки, сюжет. Визуалы – хорошие артисты и ораторы, тщательно следят за модой. Для них важен внешний вид, интерьер, стиль. Это у них часты комплексы во внешности, особенно в подростковом возрасте
Дети-визуалы очень ярко представляют себе то, о чем читают, поэтому им надо осторожно читать рассказы с плохим концом
Их язык – язык образов (у взрослых часто язвительных).
Образы они переводят в слова: видимо, видите ли, на мой взгляд, мне кажется, представьте себе, постарайтесь увидеть, вы не представляете, если взглянуть, вы явно напрашиваетесь на комплимент, как-то это не просматривается, что устроили показуху и прочие. Тоска у визуала зеленая, черная, путь во мраке.
Глаза их смотрят чуть-чуть вверх, особенно когда приходится что-то припоминать.
Это им учитель говорит: «На потолке ничего не написано». Сидят обычно на краешке стула, как будто готовы взлететь. Активно жестикулируют. Причем жестикуляция у них похожа на рисование.
Не походите к ним близко. Нет, они совсем не опасны!
Расстояние должно быть таким, чтобы визуал видел вас с головы до ног, так он считывает информацию. Лучше держать среднюю дистанцию. В беседе важен контакт «глаза в глаза». В обучении им удобны картины, схемы (лучше один раз увидеть). Такие дети хорошо чувствуют себя в школе потому, что абсолютное большинство учителей – визуалы.