Рекомендуемые профориентационные мероприятия
Для постепенного исправления общей ситуации с имеющимися проблемами профориентации школьников можно выделить следующие мероприятия, которые должны использоваться комплексно и на протяжении длительного времени без перерыва:
- Профессиональное просвещение школьников с целью расширения общего кругозора.
- Профессиография, т.е. изучение требований, предъявляемых различными специальностями к личным качествам работника. При передаче накопленных знаний школьникам, у тех появляются знания и навыки определения необходимости и востребованности специальности, перспективы карьерного роста, личностного развития, предполагаемой заработной платы, должностных обязанностях.
- Воспитание желания трудиться и выбирать наиболее необходимые обществу профессии с учётом индивидуальных характеристик путём профессиональной пропаганды.
- Развитие и улучшения индивидуальных качеств школьника (желание трудится, ответственность, чувство гордости за выбранную профессию, чувство долга перед окружающими и т.д.).
- Определение профпригодности для возможного прогнозирования овладевания старшеклассником различных профессий.
- Профессиональная диагностика для изучения личностных характеристик значимых для профессиональной деятельности качеств выпускника и мониторинга профилизации.
Результатом введения и поддержания подобных комплексных мер можно с большой долей уверенности предположить значительное увеличение количества однозначно определившихся с желаемым направлением профессиональной деятельности детей, а, следовательно, помочь им избежать множества ошибок и решить проблемы профессиональной ориентации школьников.
Разносторонее развитие
Периодически для школьников устраиваются встречи с известными людьми, состоявшимися в своем деле. Например, с компанией сотрудничали актрисы Анастасия Мельникова, Алиса Гребенщикова, Чулпан Хаматова, тележурналист Андрей Радин, фотограф Игорь Сахаров, спортсменка Елена Исинбаева, генеральные директора компаний Google и Microsoft в России. С одной стороны, это дает возможность привлечь к центру новую аудиторию, потенциальных клиентов, СМИ. С другой стороны, детям дают возможность лично задать вопрос знаменитости, с которой не так просто связаться самому. Звезды приходят бесплатно, потому что понимают, насколько такие встречи важны для детей.
Сейчас в центрах «АРТ Личность» работают программы по навыкам, профтестирование и тренинги по профессиям: 8-16 занятий с периодичностью раз в неделю. Разработаны следующие направления: киношкола (режиссер, оператор, сценарист, актер), менеджмент (бизнес, лидерство, управление компанией, персонал), фотография, журналистика, мобильные приложения и робототехника. На каникулах действуют выездные творческие программы: насыщенный отдых и примерка интересных профессий, например переводчик, спасатель, маркетолог, дизайнер одежды.
Айдар Фаррахов: «В век цифровых технологий, когда у всех детей есть телефоны и компьютеры, не так-то просто увлечь их чем-то в реальности. Но у нас получается. Есть общее правило, что на занятиях запрещено пользоваться телефоном. Иногда приходится хитрить. В лагере во время выездных программ перед сном дети отдавали телефоны, чтобы не было соблазна сидеть всю ночь в соцсетях. Мы сделали специальную «телефонную» книжку: если ты хочешь взять телефон, то должен написать в ней небольшое сочинение, для чего он тебе нужен. Никто не хотел рассказывать о том, что собирается просто поиграть или залезть в соцсеть, а многим было просто лень писать. В итоге из 20 детей за 3 дня только 2 раза взяли телефон».
«КидСпейс»
Регион: Казань
Возраст: от 4 до 14 лет
Казанский «КидСпейс» представляет 20 станций, на которых дети могут попробовать себя в разных профессиях — служба спасения, больница, ферма, банк, кондитерская, автосервис, ферма, супермаркет, стройка и др. Участники игры получают паспорт и стартовый капитал, проходят «медицинский осмотр» и начинают обучение по выбранной специальности, а затем пробуют в ней свои силы. Главный документ жителя КидСпейс, паспорт, выдают ребенку с 4 лет. Это значит, что он может получить подъемные средства – игровые деньги («Опыты») и иметь все права и обязанности горожанина. Заработанные деньги можно потратить на развлечения, а то, что останется, перед уходом положить на счет в банк (до следующей игры). Для малышей до 4 лет работает станция «Детский сад», где они могут поиграть под присмотром родителей.
Информационные порталы и другие материалы
Образовательный и научно-исследовательский проект «НАВИГАТУМ»
Сайт: https://navigatum.ruТелефон: 8-800-555-41-04Стоимость: от 900 р.
Материалы на сайте предназначены в первую очередь для педагогов и психологов, но также возможно индивидуальное приобретение и использование.
Материалы для подростков:
- Мультсериал «НАВИГАТУМ: Калейдоскоп Профессий» о профессиях будущего, вопросах карьеры и трудоустройства
- Видеофильмы об истории профессий и современном рынке труда; о выборе профессии и жизненного пути в формате «лайфхак»
- Профориентационные игры
- Компьютерная игра «Работа на каникулах» по обучению старшеклассников особенностям трудового законодательства
- Приложение с виртуальной реальностью для знакомства с миром профессий
- Иллюстрированные тесты и опросники по определению склонности к типу профессии
- Профориентационные и мотивационные ПРИТЧИ
- Развивающая сувенирная продукция («умные» пазлы, мотивационные значки и наклейки на тему профессий и труда)
Портал «Смартия»
Сайт: https://smartia.meСтоимость: бесплатно
Ресурс знакомит с современными профессиями и подсказывает, как им обучаться. Выбрав заинтересовавшую вас специальность, например SMM-специалиста, фотографа, веб-дизайнера, вы увидите список необходимых для неё умений. Для каждого умения площадка отображает подборку ссылок на статьи, тренинги, онлайн-курсы (на русском или английском).
Также сайт содержит бесплатные тесты на профориентацию, советы и истории людей, которые нашли своё любимое дело.
Портал “ПРОЕКТОРИЯ”
Сайт: https://proektoria.onlineСтоимость: бесплатно
Онлайн-площадка для профориентации школьников: для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами. Регулярно проводятся онлайн-уроки по профессиональной навигации для старшеклассников.
В разделе «Примерочная профессий» вы можете на основе личных качеств и интересов получить анализ — насколько процентов подходит профессия лично вам. А на странице профессии — узнаете, чем занимается этот специалист и какие навыки надо подкачать, чтобы стать успешным в этой сфере.
Книга-челлендж «Ок, что дальше?! Как превратить мечту в профессию»
Сайт: http://www.mann-ivanov-ferber.ruСтоимость: от 675 р.
Интерактивная книга-челлендж, которая поможет подросткам осознать свои склонности и желания, чтобы определиться с будущей профессией.
Книга построена на основе модели «5 шагов осознанного выбора»: «Остановись», «Исследуй», «Выбери», «Сделай», «Поделись». Внутри: психологические и профессиональные тесты, приемы менеджмента и планирования, советы специалистов по профориентации.
«КидБург»
Город: Санкт-Петербург, Москва, Зеленоград, Ростов-на-Дону, Ярославль, Воронеж.
Возраст: от 1,5 до 14 лет
В 2011 году детский город профессий «КидБург» в Санкт-Петербурге стал проектом-первооткрывателем нового направления профориентации детей на территории Российской Федерации. Это российский проект, в основе которого лежит идея создания взрослого мира в миниатюре для детей. В детском городе есть почта, банк, больница, полицейский участок и служба МЧС, работают теле- и радиостудии, редакция газеты, школа танцев и дом мод. Для посетителей открыты супермаркет, городское кафе, пекарня и другие заведения, без которых невозможно представить современный город.
В игровых зонах «КидБурга» дети от 4 до 14 лет обучаются различным профессиям. Как и во взрослом обществе, в детском городе выдают паспорта и трудовые книжки. А игровые деньги можно тратить на дальнейшее обучение, получение новых специальностей, развлечения или сувениры. Для совсем маленьких гостей «КидБурга» от 1,5 лет созданы специальные игровые зоны, в расписании есть развивающие занятия для малышей.
Также во всех городах «КидБург» существует уникальный проект «Доброе сердце», в рамках которого дети могут получить профессию волонтера. Проект «Доброе сердце» – это возможность для ребенка осознанно выбрать волонтерскую работу. Дети могут испечь печенье, которое будет передано в приют для бездомных, своими руками сделать сувениры и открытки для пожилых людей, поухаживать за игрушечными животными, убрать в парке детского города или поучаствовать в написании и оформлении колонки о добрых делах для газеты «КидБурга».
На данный момент существует 8 городов профессий «Кидбург» в 6 городах России (Санкт-Петербург, Москва, Зеленоград, Ростов-на-Дону, Ярославль, Воронеж.)
«Мастерславль»
Город: Москва
Возраст: от 5 до 15 лет
Город мастеров Мастерславль стал первым парком профориентации для детей на территории Москвы и на данный момент является вторым по величине. Площадь объекта — 6000 м2. Это парк детских профессий, выполненный в стиле русского городка XIXвека. Проект создан в России и полностью подчеркивает национальный колорит. Стартовый капитал каждого ребенка – 50 золотых талантов. На местной валюте изображены российские города — Саратов, Ярославль, Боровск и Кострома. Только в Мастерславле ребенок может заработать дополнительные таланты и попробовать свои силы в роли мастера Росатома, побывать в мастерской по атомной энергетике, управлять КАМАЗом или российским поездом. В мастерской народных промыслов на территории города представлен огромный выбор национальных занятий: здесь можно освоить технику декупаж, обучиться азам росписей гжель и хохломы и пр., изготовить самостоятельно соломенных, тряпичных или ниточных кукол и даже изучить виды наличников, характерных для того или иного региона России. А если у ребенка есть интерес к музыке, можно посетить мастерскую «Звонница» и познакомиться с профессией звонаря.
Всего в парке представлено более 150 профессий. Вся работа мастерских Мастерславля направлена на развитие самостоятельности у ребенка, и родители не допускаются к занятиям.
При этом на территории местного Университета в соответствии с афишей, которая ежедневно обновляется на сайте Мастерславля и в самом городе, работает лекторий для родителей, где обсуждаются самые актуальные вопросы воспитания и детства, проводятся лекции по финансовой грамотности и в рамках тематических недель выступают спикеры из разных областей. В городе профессий есть три музея: «Исторический музей», «Музей истории телефона» и «Музей народной игрушки».
Интересным является и тот факт, что после четырех посещений города, ребенок может заполнить декларацию о доходах, заплатить налог в золотых талантах и получить настоящий паспорт гражданина Мастерславля, в котором будет отображена информация о том, в каких мастерских побывал ребенок и какие профессии уже освоены.
Также на территории Мастерславля работает программа «Возьми малыша с собой на работу», в рамках которой младшие братья и сестры допускаются со старшими в ряд мастерских и могут принимать участие в занятиях.
Мастерславль — город без барьеров, и любой ребенок с особенностями развития и физического здоровья может прийти в город и участвовать в различных тематических мероприятиях
«КидБург»
Город: Санкт-Петербург, Москва, Зеленоград, Ростов-на-Дону, Ярославль, Воронеж.
Возраст: от 1,5 до 14 лет
В 2011 году детский город профессий «КидБург» в Санкт-Петербурге стал проектом-первооткрывателем нового направления профориентации детей на территории Российской Федерации. Это российский проект, в основе которого лежит идея создания взрослого мира в миниатюре для детей. В детском городе есть почта, банк, больница, полицейский участок и служба МЧС, работают теле- и радиостудии, редакция газеты, школа танцев и дом мод. Для посетителей открыты супермаркет, городское кафе, пекарня и другие заведения, без которых невозможно представить современный город.
В игровых зонах «КидБурга» дети от 4 до 14 лет обучаются различным профессиям. Как и во взрослом обществе, в детском городе выдают паспорта и трудовые книжки. А игровые деньги можно тратить на дальнейшее обучение, получение новых специальностей, развлечения или сувениры. Для совсем маленьких гостей «КидБурга» от 1,5 лет созданы специальные игровые зоны, в расписании есть развивающие занятия для малышей.
Также во всех городах «КидБург» существует уникальный проект «Доброе сердце», в рамках которого дети могут получить профессию волонтера. Проект «Доброе сердце» – это возможность для ребенка осознанно выбрать волонтерскую работу. Дети могут испечь печенье, которое будет передано в приют для бездомных, своими руками сделать сувениры и открытки для пожилых людей, поухаживать за игрушечными животными, убрать в парке детского города или поучаствовать в написании и оформлении колонки о добрых делах для газеты «КидБурга».
На данный момент существует 8 городов профессий «Кидбург» в 6 городах России (Санкт-Петербург, Москва, Зеленоград, Ростов-на-Дону, Ярославль, Воронеж.)
В каких условиях создаётся новая система профориентации?
Что поменялось и в каком мире мы теперь живем? Экономика стала глобальной. Изменились люди, их мотивация и способы организации совместной деятельности. Поменялись модели общения, характер потребления и отношение к имуществу. Все это отразилось на формировании новых потребностей рынка труда. Далее приведу краткий список самых заметных изменений.
- Главные усилия крупного бизнеса направлены на развитие техносферы. В мире идет новая волна спроса на инженеров и технических специалистов. Люди, способные к техническому творчеству, будут востребованы в любых развитых странах. Интересная работа и высокий доход гарантированы.
- Производство товаров при помощи автоматизированных производственных систем приводит к тому, что изготовление партии товара стоит дешевле, чем организация его сбыта. Это повышает ценность специалистов, обладающих уникальным опытом вывода новых продуктов на рынок и построения потребительских сетей.
- Стоимость тиражирования товара становится ничтожно мала по отношению к стоимости создания образца. Например, если раньше доля изготовления физического носителя музыкального произведения составляла до 95% общей стоимости товара (пластинки) и можно было пренебречь стоимостью создания музыки, то сегодня все обстоит наоборот — распространение копий не стоит ничего, а само произведение и бренд вносят 99% стоимости. Поэтому главные роли в экономике будут занимать творческие люди, способные к генерации идей и разработке новых образцов.
- Роботы станут способны заменить труд ремесленников. Потребуются специалисты по обучению роботов-манипуляторов ручным операциям (роботов уже учат делать хирургические операции). Появится профессия — оператор удаленного управления техникой. Например, экскаватор находится в Сибири, а оператор контролирует его работу сидя у себя дома. Вокруг только этой индустрии возникнут десятки новых ролей и профессий.
- Массовое освобождение людей от труда приведет к увеличению стоимости рекреационных ресурсов. Возрастёт спрос на образовательные курсы, дающие практические знания и навыки. Индустрия развлечений продолжит расти еще быстрее.
- Поколение, которое выросло на компьютерных играх, скоро начнет трудовую деятельность. Постоянное нахождение в виртуальных игровых средах формирует некоторые привычки и стереотипы поведения. Сегодня обучение и социализация людей проходит через игры. Специалисты прогнозируют, что для адаптации новых поколений будет необходимо внедрять игровые механики в рабочие процессы.
- Растет интерес молодых людей к экологическим и социальным проблемам. Увеличивается число осознанных потребителей, которые согласны приобретать только те товары, производство которых минимально воздействует на окружающую среду, не использует рабский труд и не причиняет вред животным. Уже были случаи бойкота продукции брендов Nestle, H&M, Nike из-за этических вопросов. Корпорации вынуждены реагировать изменениями на запросы общества.
- Современные люди постепенно отказываются от владения вещами, вместо этого арендуют их свойства на время, когда они действительно нужны. Развивается тренд совместного использования (шеринг) недвижимости, автомобилей, гаджетов, одежды, бытовых приборов. Это также вносит изменения в подход бизнеса к продвижению товаров и услуг, изменят концепцию выстраивания отношений с клиентами.
Это наблюдаемые изменения, которые сегодня важно учитывать при планировании будущего. Теперь в общем определим схему современной системы профориентации
Пока ее нет, ничто не мешает каждому человеку составить и пройти собственный план самоопределения, используя доступные услуги и открытую информацию.
Подробную инструкцию для поиска своего дела читайте в книге «Современная профориентация: как искать дело жизни».
Пути решения проблем профориентации в России
Наиболее вероятным путём к увеличению актуальности и роли профориентации в России должно стать увеличение степени вовлечённости соответствующих специалистов в процесс обучения и воспитания детей, начиная с детского сада и заканчивая выпускными классами.
Помимо банальных занятий, игр в профессии и экскурсий на предприятия, оказать серьёзную помощь в профессиональном самоопределении и успешном выборе профессии могут такие вещи как:
Профильное обучение, направленное на выявление талантов и склонностей к тем или иным видам деятельности, принимая во внимание текущие и планируемые потребности рынка труда.
Увеличение количества практических занятий из разных сфер деятельности, как исследовательских, так и рабочих.
Формирование у детей профессиональных навыков, которые будут востребованы в любой будущей практической деятельности.
Оказание системной, полноценной помощи и сопровождения учащихся на всём пути выбора профессии и учебного профиля: от первого интереса в детстве до выбора высшего учебного заведения и программ повышения квалификации и дополнительного образования.
Привлечение самого широкого круга социальных партнёров-представителей профессий для создания интересной и разнообразной среды для получения образования. Это могут быть различные кружки по интересам или хобби, совместная работа с уже успешными специалистами, практики, экскурсии на предприятия, мастерские при школах и тому подобные вещи.
«АРТ Личность» в цифрах и фактах
Год открытия
2010.
Стартовые затраты
Первый центр в Санкт-Петербурге обошелся в 300 тыс., второй (в 2014 году) – в 500 тыс. рублей.
Годовой оборот одного центра
Оборот с 800 тыс. в 2010 году увеличили до 6 млн рублей, средняя годовая выручка – 2,5 млн рублей.
Средняя стоимость услуг
4,5 тыс. рублей.
Количество клиентов
В 2016 году 410 детей приняли участие в выездных программах, 270 детей получили ответ на вопрос по итогам профтестирования.
Количество филиалов
Три развивающих центра: два в Санкт-Петербурге, один в Москве (с 2015 года).
Количество сотрудников во всех филиалах
45 человек.
Реклама, продвижение
Реклама в интернете и статьи в СМИ, соцсети, сарафанное радио.
Важность профориентации
Профессиональная ориентация – это своего рода помощник, призванный решить столь нелегкую задачу, как нахождение себя в той или иной профессии. С помощью специальных методик можно довольно точно и быстро выявить личные врожденные склонности, узнать все о своих слабостях и сильных сторонах характера. Профориентация – это определение интеллектуального уровня и оценка умственных способностей человека.
Обратите внимание! Профориентация в психологии – это комплекс мероприятий, которые помогают становлению человека как личности. В идеале этот процесс надо проводить на протяжении большей части жизни людей: сначала когда они являются дошкольниками в ДОУ и учащимися, затем находятся в качестве абитуриентов и студентов, и потом уже как с трудоустроенными лицами
Это действенный способ решения не только профессиональных проблем, но и закрывающий адаптационные вопросы на трудовом поприще. Поэтому нельзя прекращать работу по профориентированию даже работающих людей
В идеале этот процесс надо проводить на протяжении большей части жизни людей: сначала когда они являются дошкольниками в ДОУ и учащимися, затем находятся в качестве абитуриентов и студентов, и потом уже как с трудоустроенными лицами. Это действенный способ решения не только профессиональных проблем, но и закрывающий адаптационные вопросы на трудовом поприще. Поэтому нельзя прекращать работу по профориентированию даже работающих людей.
Типичные ошибки выбора профессии
История моего хорошего знакомого (назовем его Л.) — отличный способ разобраться с тем, что в профориентации может пойти не так.
В школе Л. увлекался историей, хотя гораздо больше ему нравились исторические романы, нежели реальные факты. Но в институт он поступил на истфак: он же будет вместе с друзьями археологом!
Эта история закончилась довольно грустно. Учиться на историческом факультете Л. оказалось неинтересно и сложно, а к третьему курсу он уже точно знал, что археологом не будет — в отличие от многих своих друзей. Л. с трудом закончил бакалавриат, а потом стал менеджером по продажам в IT-компании, где работает уже несколько лет. Ему не очень нравится его работа, но он обещает найти что-то другое «когда-нибудь обязательно».
Какова же мораль сей басни?
Взгляд в будущее
Весной 2012 года в «АРТ Личности» заработала виртуальная биржа труда, которая стала помогать подросткам в поиске серьезной работы на лето. Первой откликнулась компания «Икапласт», которая предложила 2 места – в лаборатории и бухгалтерии. Затем присоединилась сеть кондитерских «Буше». Для ребят такой опыт – возможность попробовать что-то новое, поработать в коллективе, почувствовать ответственность, научиться зарабатывать. В 2016 году компания трудоустроила на летний период 40 детей.
Айдар Фаррахов: «Идеи для развития центров мы придумываем сами – просто садимся вместе и обсуждаем, что еще можно сделать. Мы периодически ездим на разные конференции, встречаемся с коллегами из других городов и даже стран».
Психологический центр Self (ЦАО)
Адрес: м. Белорусская, ул. Лесная, д.39, офис 405Сайт: https://my-self.ruТелефон: +7 985 226 99 15Стоимость: 3500 р.
Консультации психолога по профориентации, по 1 ч. 20 мин.
Для выявления личностных особенностей и склонностей проводятся тесты, в соответствии с ними даются рекомендации по профессии. Основную роль играет живое общение с психологом. В некоторых случаях проводится психологическая диагностика.
Для проведения профориентации необходимо две консультации:
- Первая включает в себя беседу и тестирование (несколько методик) с обработкой результатов
- Вторая направлена на беседу по результатам тестов, личностное консультирование и работу с предположениями о сфере работы
Подростки до 16 лет приходят на консультацию с родителями.
Готовность подростка к профессиональному самоопределению
Выбор профессии предполагает серьезный интеллектуальный труд и активные поиски. Эксперты в области профориентации оперируют понятием готовности к профессиональному самоопределению. Она выражается в интересе и способности человека к этому выбору, базирующихся на его личных ресурсах и имеющейся в распоряжении информации.
Чтобы понять уровни готовности учащихся к профессиональному самоопределению, важно дать грамотную оценку нескольким параметрам
Показатели | Маркеры | Важные составляющие |
---|---|---|
Внутренняя готовность | Осознание себя | Здоровая самооценка собственных склонностей, предпочтений и умений, достижений в учебе, особенностей характера и темперамента. |
Ответственность | Твердое понимание необходимости самостоятельного выбора вида деятельности и готовность нести полную ответственность за него. Сопротивление давлению родственников, учителей, близкого окружения. | |
Эмоциональное настроение | Мотивация и позитивное отношение к выбранной профессии, желание обучаться, оптимистический настрой, внутреннее спокойствие и стрессоустойчивость. | |
Информированность | Знание актуальных профессий | Понятие о специфике работы представителей интересующих профессий, об условиях, в которых придется трудиться, и заработной плате. Владение информацией о рынке труда и его тенденциях, видах и сферах деятельности в целом, об актуальных профессиях и тех, которые появятся в ближайшем будущем. |
Знание образовательной системы | Проинформированность об учебных заведениях своего региона и государства (высших и средних специальных). Осмысление перспектив образования в других странах. Изучение временных рамок и правил поступления, а также нюансов учебного процесса. | |
Умение анализировать информацию о профессиях | Понимание изменчивости вектора профессионального развития и того, что сегодня нельзя выбрать вид деятельности раз и на всю жизнь. Осознание, что специальности, которые автоматически обеспечивают богатство или карьерный успех, – это миф. | |
Принятие решения | Образование | Ориентация на личные способности и склонности при выборе высшего или среднего специального учебного заведения. Определение оптимального варианта по ценовой политике и времени обучения. |
Согласование с близкими | Совпадение желания школьника с точкой зрения ближайшего окружения (родственники, приятели, учителя). Акцент на насущных потребностях и трендах рынка труда. | |
Определенность в выборе | Обнаруженные наклонности к одному или нескольким видам деятельности. Результативность поисков ответа на вопрос «кем быть?». |
Центр профориентации Ларисы Дубосарской (ЦАО)
Адрес: м. Маяковская, Воротниковский переулок, д. 11, стр. 2Сайт: https://proforientatsiya.ruТелефон: +7(901) 524-14-22Стоимость: 15000 р.
Индивидуальная консультация
Для школьников 9-13 лет выбираем профильный класс, внешкольные занятия, кружки, секции. Для школьников 14-17 лет выбираем учебные заведения (ВУЗ, колледж), определяем необходимые предметы ЕГЭ, подготовительные курсы.
Что входит в стоимость?
- Индивидуальная работа со специалистом очно, 3 часа
Тестовые задания — уникальный набор из 10-15 наиболее эффективных методик
Профориентационная беседа
Профориентационные упражнения - Проф-отчет с результатами
- Итоговая Skype-встреча через 2-3 дня, 1 час
Подросток выбирает 1 (максимум 2) профессию, ВУЗ или колледж. Специалист отвечает на вопросы родителей и дает рекомендации по дальнейшему развитию
«Кидзания»
Город: Москва Возраст: от 5 до 14 лет
Этот проект существует в мире с 1999 года, а самая первая «Кидзания» появилась в Мексике. Россия стала 21 страной, в которой в январе 2016 года открылся крупнейший на территории страны парк профессий «Кидзания».
Этот проект помогает не только с профориентацией, но и развивает финансовую грамотность ребенка. Попадая в город, он должен сориентироваться и самостоятельно принять решение, как себя вести и что конкретно ему делать. При обмене чека в банке на получение стартового капитала каждому ребенку предлагается открыть банковскую карту. 70% детей сразу же на это соглашаются. 30% предпочитают наличность и не готовы к расчётным операциям по карте. Но при этом работники банковской сферы мини-мегаполиса объясняют, что деньги на карте можно копить из раза в раз посещая город, а когда нужная сумма соберется, самостоятельно потратить ее и приобрести для себя что-то в местном Детском мире. Родители могут быть разочарованы тем, что ребенок ничего не купил. А дети приходят в восторг от того, что можно что-то накопить и купить задуманное уже в следующий раз.
Свободный год (GAP year)
В Европе и США многие выпускники школ берут паузу в обучении, чтобы лучше понять, куда поступать, спокойно подготовиться к подаче документов в колледж. Кроме того, высокие уровни безработицы (прежде всего в Европе) вынуждают молодёжь всё позже выходить на работу. В Берлине и Амстердаме вы не раз встретите людей, которые только в 27 начинают свою корпоративную карьеру.
Это вовсе не значит, что до этого они ничего не делали: наверняка с 16 лет разносили пиццу, работали в веломастерской, съездили поволонтёрить в Африку и, конечно, же почти без денег проехали всю Азию. Свободный год после школы — время, когда ты сам выбираешь, какой опыт получить, но сотни и тысячи проектов предлагают тебе помощь в организации твоих приключений. Например, так выглядит программа gap year в Гватемале от проекта Максим Новель:
- 20 недель изучения испанского;
- 8 недель – работа с детьми;
- 4 недели – работа с морскими черепахами;
- 4 недели – преподавание английского;
- 4 недели – забота о животных;
- 1 неделя – обучение сёрфингу;
- 1 неделя – обучение дайвингу и сертификация;
- 2 недели – каникулы с проживанием
Тематические ссылки:
- Global Routes
- CIEE
- Индивидуальные консультации про gap year: от оценки способностей до помощи в заполнении заявок на различные программы
- Подборка gap year программ от проекта TeenLife
Несмотря на то, что в России сейчас бум профориентационных инициатив, стажировки и волонтёрство как форматы только-только становятся доступными для старшеклассников, а менторство по-прежнему живёт внутри корпораций или находится в зоне ответственности благотворительных фондов, работающих исключительно с детьми из детских домов.
В ближайшее время помимо нашей традиционной программы «Образ жизни: город» мы хотим объединить людей с интересными историями жизни и тех, кто пока не знает, как ему развиваться дальше. Если вам интересно стать спикером или организовать бесплатное мероприятие у себя в школе – напишите нам и мы будем вместе экспериментировать.
Авторы: Аня Бородай, Диана Колесникова, Ира Никитина
В оформлении материала использовано изображение с официального сайта Kidzania.
Больше ресурсов: