Мальчики занимают больше места
Во-первых, это связано с поисковым поведением мальчиков, с необходимостью постоянно осваивать новое пространство. Во-вторых, девочки опираются на т.н. «ближнее зрение». Они любят маленькие уголки, уютные домики, где до всего можно дотянуться рукой. Мальчики же, в основном, ориентируются на «дальнее зрение» – им нужно бегать друг за другом, бросать различные предметы.
«Должен он скакать и прыгать,
все хватать, ногами дрыгать,
а иначе он взорвется,
трах-бабах и нет его!» – это, прежде всего о мальчиках!
С поисковым поведением связано, кстати, и то, что мальчики лучше ориентируются на местности, чем девочки, у них лучше развиты пространственные представления.
Ошибки воспитания
Несмотря на то, что сегодня мы столько знаем о различиях между полами, все же в воспитании детей родители по-прежнему порой допускают ошибки, которые чреваты серьезными проблемами во взрослой жизни
Чтобы избежать этих оплошностей, обратите внимание на советы психологов в отношении особенностей воспитания девочек и мальчиков
- Вредные ожидания. Если папа слишком сильно ждет парня, а мама – принцессу, то несбывшиеся надежды могут принести раздор. И в результате дочку ждет казарменное воспитание с рыбалкой по воскресеньям, а мальчика – бальные танцы и гиперопека. Нет, конечно же, в этом нет ничего плохого, если только ребенку самому нравятся и танцы, и рыбалка. А вот если это исключительно желание родителей “сломать” половую принадлежность, то такие усилия могут увенчаться успехом. Вот только расхлебывать последствия этого “успеха” придется долго.
- Стереотипы. Девочка должна быть мягкой, а мальчик – сильным. Кто вам это сказал? Сегодня и женщины, и мужчины зачастую берут на себя роли, в которых требуются самые разные черты характера. И ведь в каждом человеке должна присутствовать гармония, а не перевес в одну из сторон характера. Иначе черствые и жесткие мужчин, которые “не должны плакать” в 40 лет страдают сердечными приступами от невысказанных эмоций и стрессов, а женщины, которые “не должны делать первый шаг”, остаются в одиночестве.
- Отсутствие правильного примера. Вследствие того, что сейчас неполные семьи не редкость, дети порой не видят перед собой примеры мужского или женского поведения. Это действительно проблема, поскольку именно с родителей дети в первую очередь “срисовывают” модель поведения и реакций. Поэтому, если так сложилось, что вы с мужем или женой не живете вместе, то роль родителей следует выполнять в любом случае. Постарайтесь организовать этот процесс с минимальным стрессом для ребенка.
- Одинаковые требования. В силу особенностей психической и нервной деятельности девочки и мальчики по-разному развиваются и обучаются. Поэтому требовать от них одинаковых результатов нельзя. Так, мальчики дольше адаптируются, но потом быстро могут достичь значительных высот. А девочки старательно выполняют задания, но порой им недостает креативности и оригинальности решений.
Эмоциональное уравнение. Реакции на события у сыновей и дочерей также отличаются
Поэтому, воспитывая разнополых детей, всегда обращайте внимание на свое поведение. Мальчики часто скрывают свои эмоции и их сложно разговорить, но это не значит, что они не переживают и не волнуются
Да и замечания в виде нотаций сорванцы воспринимают плохо. С девочками же можно и нужно вести откровенные разговоры, которые впоследствии приведут к доверительным отношениям и эмоциональной стабильности.
Кто бы ни появился в вашей дружной семье: мальчик или девочка, радуйтесь этому событию. Ведь каждый из них принесет в вашу жизнь свое видение мира, особенное и яркое!
Кто должен заниматься воспитанием девочки?
Маме легче воспитывать дочь, потому что они одного пола. Как вести хозяйство, как красиво одеваться, как заговорить с мальчиками – всему этому матери будет легче научить дочь, нежели отцу.
Занятия девочек в основном разворачиваются на расстоянии вытянутой руки: они раскладывают перед собой любимых кукол, их наряды, украшения, возятся со стразами, маленькими наклейками украшают аксессуары. Будущим женщинам даже в юном возрасте нужно о ком-то заботиться.
Девочке легко можно доверить присмотреть за младшим братом или сестрой, если, конечно, ей самой не 4 года. Женская натура требует и заботы в ответ. Когда девочка часто слышит в свой адрес «Сделай сама», ее душа черствеет, поведение становится более грубым и агрессивным. Самооценка слабого пола и уверенность в себе целиком зависит от проявления к ней заботы в юном возрасте. Если девочке прохладно, принесите ей плед, поучаствуйте в её делах. Дочь обязательно это оценит и будет считать, что достойна лучшей, счастливой жизни.
Воспитание младших школьниц
Этот возраст принцесс, пожалуй, самый безмятежный. Школьницы младших классов в этот период стараются быть прилежными, аккуратными, терпеливыми. В школе с интересом слушают учителя, дома делятся с близкими своими достижениями, секретничают с подружками. От родителей требуется поощрение, похвала за достигнутые успехи, девочки в них очень нуждаются.
Также девчонки начинают ценить дружбу и выбирая себе лучшую подругу шушукаются вместе постоянно. Родителям нельзя запрещать дружбу по каким-то своим причинам, Вы можете только тактично направлять действия дочери. Лучше будет, если мама будет интересоваться подругами и их интересами, не запрещайте приводить домой подружек из класса, кружка. Разговаривайте о проблемах и возникших вопросах, касающихся взаимоотношений подруг.
Некоторые девочки в данном возрасте интересуются противоположным полом. Пусть этот интерес невинный, не стоит пускать его на самотек. Мамам нужно поддержать малышку, ни в коем случае не смеяться или бить панику. Вместе Вы можете выбрать подарок мальчику, расскажите как себя нужно вести в компании мальчика.
Воспитывая девочку 6 лет не стоит забывать о физическом развитии. Для девочек с любым характером можно подобрать спортивное увлечение. Для романтичных и кротких особ подойдут танцы, гимнастика. Для подвижных авантюристок предложите волейбол, баскетбол, айкидо.
Ближе к 9 годам мама становится для доченьки и подругой и советчицей. Если Вы не можете понять как воспитать девочку 9 лет, просто вспомните себя, свои страхи и переживания. Задача родителей всегда быть готовыми дать совет или просто выслушать. Папа в этот период является первостепенным мужчиной в ее жизни. Поэтому папам рекомендуется корректировать свои поступки и побольше времени уделять своей маленькой принцессе. Наблюдая за папочкой, у девочек складывается образ своего будущего мужчины, его манеры.
Традиции воспитания девочек и мальчиков
Например, считается, что мальчики не плачут. Это один из вреднейших мифов, который потом мешает мужчинам во взрослой жизни. Если мы говорим мальчику с двух лет, что мальчики не плачут, то потом не стоит удивляться, что взрослый мужчина не способен к проявлению эмоциональности. Ему с ранних лет объяснили, что свои эмоции надо оттормаживать. Ты не имеешь право на проявление сильных эмоций.
В традиции воспитания девочек существуют два сильно конфликтующих варианта того, как должна себя вести девочка: патриархальный и феминистический.
С одной стороны, ей говорят, что она должна быть нежной и слабой. В этих высказываниях представлена патриархальная идея. С другой стороны — идея о том, что женщина ничем не хуже мужчины, она должна справляться сама со всеми делами, что для женщины очень важна карьера.
И девочке, с одной стороны, внушают, что она должна быть слабой и женственной, с другой — что она должна быть успешной и смочь построить свою карьеру, для чего нужны качества, совершенно отличные от слабости и женственности.
Мальчики VS девочки: в чем отличия
Дмитрий приводит интересную аналогию: мальчик — это аккумулятор, девочка — это батарейка. Мужчина приходит в этот мир «пустышкой», и задача наставников, семьи — вложить в него знания, умения, то есть «зарядить» его «аккумулятор».
Девочки же приходят в этот мир наполненными знаниями, готовыми делиться. Девочек нужно обучать расходовать энергию, не расплескивать ее зря, иначе «батарейка» быстро разрядится. Вот почему во все времена девочек больше оберегали.
Что для мальчика стресс, для девочки — это стресс в 8-9 раз мощнее, потому что у нее больше энергии, и ее реакция всегда сильнее, чем у мальчиков, убежден Дмитрий Шуканов. Во время стресса девочки расходуют энергию. А для мальчиков это возможность «подзарядиться» — проявить себя, получить опыт и сделать скачок в развитии.
Отличия в обучении девочек и мальчиков
Мозг мальчиков и девочек работает не одинаково. И речь не о том, что кто-то умнее, кто-то глупее. Просто одни и те же задачи они решают по-разному. Родители и педагоги должны это учитывать при обучении детей разных полов.
Вот лишь несколько примеров, почему мальчики и девочки нуждаются в разном подходе:
- Мальчикам проще выполнять задачи в одиночку или в команде с другими мальчиками, девочкам легче работать в смешанных группах;
- Девочки более усидчивы, мальчикам перерывы и смена деятельности нужны чаще;
- Для девочек педагог более авторитетная личность, чем для мальчиков. Степень влияния учителя на них разная;
Мальчики в первую очередь воспринимают факты, девочки обязательно учитывают контекст. Если сказать мальчику, что герой рассказа добрый человек, он просто согласится с этим. Девочке нужно обосновать это утверждение;
- Девочек нужно хвалить за достижения в целом, мальчикам нужно точно указывать, что именно они сделали хорошо.
При обучении мальчиков и девочек нельзя сравнивать. В одном возрасте их способности отличаются. Девочки развиваются быстрее мальчиков-ровесников.
В начальной школе мальчикам учиться сложнее, чем девочкам. И не только потому что их биологический возраст немного притормаживает. Большинство педагогов в младшей школе — женщины, и им даже на физиологическом уровне трудно учитывать особенности развития мальчиков. Плюс они не могут применять свой детский опыт, чтобы понять чувства и потребности маленьких мужчин.
Надеюсь, что эта статья помогла вам лучше понять потребности вашего сына или дочери, «странности» их поведения. Если вы хотите узнать больше о том, в чем нуждается именно ваш ребенок и как правильно закрыть его потребности, приходите ко мне на онлайн-консультацию. Помните: у родителей есть множество возможностей помочь ребёнку расти счастливым и стать успешным во взрослой жизни. Не упускайте их!
Просмотров: 598
В чем же заключается отличие в воспитании девочек и мальчиков?
Мальчики и девочки отличаются не только физиологией. У них разные потребности, разные генетически заложенные способности. Даже их психика работает по-разному. Родителям обязательно нужно об этом знать и помнить. Так они смогут вырастить из своего сына или дочери человека с набором качеств, необходимых для полноценной счастливой жизни.
Вот лишь несколько таких отличий:
- Физическое и умственное развитие. Девочки развиваются быстрее — это факт. В одном возрасте дети разных полов имеют разный уровень способностей. Это заметно не только в садиковской группе или в начальных классах школы. Даже в паре разнополых близнецов в среднем до подросткового возраста сестра опережает брата в развитии.
- Способность к общению. Девочки более контактные по своей природе. Это заметно с раннего возраста. Они легко знакомятся с детьми на детской площадке, быстрее адаптируются в коллективе в садике и в школе. Мальчики же более робкие. Их нужно учить коммуницировать, показывать на примере, как знакомиться, как общаться.
- Отношения с другими людьми. Мальчики и девочки строят отношения по-разному. Мальчишки в этом плане категоричны — есть друзья и есть враги, с друзьями нужно дружить, с врагами воевать. Все четко и ясно. У девочек всё более запутанно: с одними они просто дружат, с другими дружат против третьих. Они редко враждуют открыто, но их «подпольные войны» могут тянуться долго. Эту разницу в отношениях с окружающими детям нужно объяснять.
- Способность выдерживать эмоциональное напряжение. У мальчиков она низкая. Бесполезно вразумлять его долгими воспитательными беседами, призывать к ответственности, апеллировать к совести. Он может почувствовать себя виноватым за драку с другим мальчиком, но это чувство улетучится за несколько секунд. Девочки переживают эмоции долго и глубоко. Поэтому родителям нужно бережно относиться к их психике.
Каждому — свое: какой смысл в раздельном воспитании мальчиков и девочек?
Нормальная семейная модель требует, чтобы отец воспитывал сына, а мать опекала и обучала дочь. Однако в современном обществе настолько сместились все приоритеты и традиции, что женщины редко доверяют своим мужчинам и не могут вовремя направлять мальчиков к ним, в результате оставляя сына при себе и начиная его опекать.
Как правило, опекающие матери — это те, кто сами в детстве недополучили заботы. Поэтому они стараются всю ее отдать своему малышу, независимо от его пола («Ты не забыл перчатки?», «Ты покушал?», «Не забудь причесаться» и т.д.). В свою очередь мальчик, которого слишком опекает мать, полагает, что он не заслуживает доверия. И, следовательно, с ним что-то не в порядке. Также как и в случае с отцом, который предоставляет дочке полную свободу действий и решений вместо того, чтобы опекать ее и лелеять.
Как правило, «маменькин сынок» и «папина дочка» не получают именно того, что им так необходимо по природе, хотя родители искренне и с любовью стараются дать детям все, что могут. Однако дают они то, что неприемлемо для ребенка.
К примеру, предложив мальчику помощь в деле, которое он и сам может выполнить, вы демонстрируете ему недоверие, оскорбляете его мужское достоинство, признаете его слабость и некомпетентность.
Бывает и так, что отец самостоятельно воспитывает дочь или не находит общего языка с матерью по поводу воспитания девочки. И в таком случае наилучшим вариантом будет предложение помощи дочери со стороны любого родителя. Ведь без этой поддержки она не будет ощущать себя нужной и любимой, не научится доверять мужчине, полагаться на его решения, даже если они ошибочны.
Источники
- Moeck EK., Thomas NA. Food and alcohol disturbance in a broad age-range adult sample. // Eat Behav — 2021 — Vol41 — NNULL — p.101510; PMID:33901799
- Yuan M., Wu Z., Luo B., Sha Y., Zhang H., Bi M., Fang Y. Gender-specified mediation of depression between sleep quality and short-term memory in older adults:Study in a Semi-closed Island of Xiamen, China. // Int J Geriatr Psychiatry — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33899959
- Khan SR., van der Burgh AC., Peeters RP., van Hagen PM., Dalm VASH., Chaker L. Determinants of Serum Immunoglobulin Levels: A Systematic Review and Meta-Analysis. // Front Immunol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.664526; PMID:33897714
- Meng Q., Qin G., Yao SK., Fan GH., Dong F., Tan C. Differences in dietary habits of people with vs without irritable bowel syndrome and their association with symptom and psychological status: A pilot study. // World J Clin Cases — 2021 — Vol9 — N11 — p.2487-2502; PMID:33889614
- Fish JN., Salerno J., Williams ND., Rinderknecht RG., Drotning KJ., Sayer L., Doan L. Sexual Minority Disparities in Health and Well-being as a Consequence of the COVID-19 Pandemic Differ by Sexual Identity. // LGBT Health — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33887160
- Irving J., Colling C., Shetty H., Pritchard M., Stewart R., Fusar-Poli P., McGuire P., Patel R. Gender differences in clinical presentation and illicit substance use during first episode psychosis: a natural language processing, electronic case register study. // BMJ Open — 2021 — Vol11 — N4 — p.e042949; PMID:33879482
- Gou M., Li L., Fu W., Gong X., Wei Y., Zhou G., Schwarzer R. Prenatal maternal depressive symptoms of Chinese pregnant women and twin newborns’ physical health: the moderating role of infant sex. // Psychol Health Med — 2021 — Vol — NNULL — p.1-11; PMID:33879007
- Polling C., Bakolis I., Hotopf M., Hatch SL. Variation in rates of self-harm hospital admission and re-admission by ethnicity in London: a population cohort study. // Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33877371
- Abraham R., Leonhadt M., Lien L., Hansen I., Hauff E., Thapa SB. The relationship between religiosity/spirituality and quality of life among female Eritrean refugees living in Norwegian asylum centres. // Int J Soc Psychiatry — 2021 — Vol — NNULL — p.207640211010207; PMID:33876654
- Turliuc MN., Candel OS. Not All in the Same Boat. Socioeconomic Differences in Marital Stress and Satisfaction During the Covid-19 Pandemic. // Front Psychol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.635148; PMID:33868101
Родительские ожидания
Формирование девочек и мальчиков задается нашими культурными рамками и рамками семейного ожидания. Очень рано девочку начинают одевать как девочку, вести себя с ней как с девочкой, воспитывать как девочку согласно родительским представлениям. Мальчику очень рано говорят — ты будущий мужчина, защитник, соответственно его одевают, выбирают игровые предметы.
Многие родители могут вспомнить опыт, когда родившийся ребенок не соответствовал ожиданиям. Мама хотела девочку — родился мальчик, папа ожидал мальчика — вышло наоборот.
Часто такого ребенка начинают воспитывать, не отслеживая связи поведения с полом. Девочку могут одевать в брючки, отдавать не на танцы, а в спортивную секцию. Поощрять специфические мальчишеские активности.
Если родители не расстались с ожиданиями, а попытались вписать девочку в рамки своих ожиданий, и такая ситуация продолжается несколько лет, в характере девочки начнут доминировать мальчишеские черты. А мальчик, соответственно, может начать себя вести по-девчачьи.
Но чаще ожидания совпадают с полом, и взрослые активно навязывают ребенку правильные, с их точки зрения, стереотипы поведения для этого пола.
Формирование личности
Рецепт отказа от гендерных стереотипов прост. Чтобы воспитать своего ребёнка достойным членом общества, стоит, в первую очередь, прививать ему общечеловеческие ценности. Например, драться плохо не потому, что «ты девочка», а потому, что цивилизованный человек не решает проблемы с позиции силы
Слёзы нужно сдерживать не только от того, что «мальчики не плачут», да и вовсе их сдерживать не стоит, но вот знать, где и когда ты можешь позволить себе выход таких эмоций, когда стоит перетерпеть, всё-таки необходимо, неважно, мальчик ты или девочка
Ребёнок вырастет гармоничной личностью, если он будет знать, что, каким бы он ни был, его родители всегда будут на его стороне и поддержат любое его начинание, каким бы безумным оно ни казалось. Доверие в семье — залог формирования сильной и независимой личности, которая сможет преодолеть любые невзгоды и не будет вынуждена пробираться сквозь сложный и болезненный процесс осознания себя и своей уникальности. А фразы «ты же мальчик» и «ты же девочка» лучше выбросить из своего лексикона.
Таким образом
- Мальчиков берегут, окружают любовью.
- Мальчиков больше опекают и чаще контролируют.
- Обязанность мальчика дома минимальная – например, выносить мусорное ведро.
- Как правило, сыновей мамы боятся взволновать или обидеть.
Исходя из вышесказанного, понятно, почему девочки становятся мужественными, а мальчики сентиментальными, не умеющими преодолевать препятствия. Естественно, такое никому в обществе не нравится.
Поэтому необходимо с самого рождения девочку
- Защищать от всего буквально.
- Не нагружать слишком многими обязанностями.
- Чаще интересоваться ее самочувствием, настроением, желаниями.
- Встречать со школы, провожать в школу.
- Знать круг ее общения.
- Сопереживать ее неудачи.
- Не заставлять ее «сворачивать горы».
- Необходимо растить ее как принцессу.
Это мой братишка
Конечно, можно подумать, что она вырастит избалованной, но девочка, воспитанная в атмосфере трепета и заботы, впоследствии себя старается лелеять и любить. Она ведет себя таким образом, чтобы ее любили, ценили и заботились о ней.
Мальчика же необходимо воспитывать так, чтобы он обладал волевым характером, заключающимся в его стержне. И все это воспитывается с помощью родителей веры в него.
Как вырастить из мальчика мужчину, а из девочки женщину?
Особенности воспитания мальчиков и девочек выходят за рамки общих принципов, здесь важно отталкиваться от «характеристик» пола, и, следственно, основной линии поведения. Так, многие отцы мечтают вырастить из мальчика настоящего мужчину, защитника, сильную личность, лидера, главу семьи
Прививать эти черты психологи советуют с помощью характерных занятий, например, единоборств. Идеальный вариант для воспитания мальчика – совместные тренировки, где наставником выступает отец.
Мужчина становится учителем (т.е. возвышается в глазах мальчика) и показывает ребёнку, что сам разбирается в теме. Если единоборства недоступны, то помочь в формировании личности могут занятия на турниках во дворе (тренировка выдержки, силы, ловкости). Главное – пример и наставничество.
Ещё один способ взрастить в мальчике настоящего главу семьи – с малых лет ставить препятствия. Хороший вариант – научить ребёнка зарабатывать деньги. В юном возрасте «работодателем» может стать папа, «целью» – карманные расходы.
Нельзя уверенно давать определённую сумму каждую неделю, только за заслуги: хорошие оценки, работа по дому и прочее. Как вырастить ребенка миллионером я писал в .
Мотивацией, развивающей желание защищать и заботиться, послужит желание накопить на подарок маме или подруге. Когда парень сможет подрабатывать, воспользоваться этим как следующим этапом, ведь будущий глава семьи должен сделать всё, чтобы жена и дети были обеспечены всем необходимым.
Не стоит забывать и о похвале. Мальчикам это требуется меньше, но игнорировать успехи и падения нельзя. Родителям стоит конструктивно подходить к процессу, объясняя положительные и отрицательные стороны. В отличие от парней, представительницы прекрасного пола более требовательны к похвале.
Критику они воспринимают как упрёк личности, а не проделанной работе, поэтому негатив стоит вводить мягко, но не излишне. В воспитании ребенка девочки комплименты необходимо получать от обоих родителей
Папа для малышки – первый мужчина, внимание со стороны сильного пола очень важно. Мама же указывает на правильное «женское» поведение
Одна из возможностей развить феминные черты, заключается в присмотре за животными или растениями
С малых лет девушка научится не только заботиться о дорогих ей существах, но и обращать внимание на мелочи
Правильно политый цветок или наполненная правильной едой кормушка – маленькие шажки, перерастающие в заботу за братьями или сёстрами, позже – за мужем и детьми.
Как и в случае с парнями, мамам нужно привлекать девочек к занятиям, но цель здесь не столько обучить дочь, сколько разделить обязанности. Малышка без труда справится с тряпкой для пыли или веником, обучаясь азам уборки.
Также, матери должны передать наследницам практические навыки ухода за собой: основы макияжа, заботы о коже и другое. Полезно для будущих хозяек и обучиться мудрости: холодно принимать удары судьбы, и, когда супруг ищет способы заработка, поддерживать в надлежащем состоянии дом, себя и детей.
Несмотря на указанные качества, психологи и педагоги настаивают на необходимости прививать ребёнку как «женские», так и «мужские» качества. Об этом одной из первых заявила Сандра Бем, создав специальный опросник.
Результаты исследования показали: если у человека развиты черты только его пола, это препятствует не только реализации, но и полноценной социальной жизни. Простой пример – рутина обычных людей, воспитанных в рамках характеристик одного гендера: женщина не может сделать небольшой ремонт, мужчина – приготовить сложное блюдо и продумать разнообразное меню.
В более широком смысле, гендерное воспитание девочек не позволит им в более зрелом возрасте брать ответственность и оценивать собственный труд здраво, ведь скромность – одна из ключевых черт образа женщины.
Для мальчика желание родителей воспитать «настоящего мужчину» может обернуться отсутствием у ребёнка сострадания и умения проявлять чувства. Всё это в будущем лишит человека некоторых привилегий полноценной социальной жизни.
Главное – помочь детям понять необходимость основной линии гендерного поведения, но в то же время не отрицать проявления «чуждых» качеств.
Гендерное воспитание ребёнка – сложный, но важный процесс, которому необходимо уделять максимум внимания. Собственный пример, благоприятная обстановка дома и доверительные отношения являются основой, на которой строится поведение малыша.
Пристальное внимание родителей позволит привить желаемые черты быстрее, закрепить привычки на долгие годы. А что может порадовать родителей лучше, чем счастливый, правильно воспитанный ребёнок? Спасибо за внимание, всегда ваш Максимальный доход!
Какие ценности поддерживает наше общество?
В нашем мире существует тотальный «культ женщины»: он живет в поговорках (Мама — самый главный человек на свете, При солнышке — тепло, при матери — добро), детских песенках («Папа может все, что угодно, только мамой не может быть»), в произведениях искусства (если внимательно посмотреть, то вы обнаружите огромное количество памятников и картин, посвященных матерям, а вот посвященных отцам днем с огнем не сыщешь).
Однако при этом очевидном культе общество поддерживает вовсе не женские, а мужские ценности. Что требуется от женщины в семье? Чтобы она успевала все на свете и выглядела как «элегантный спортсмен». Что хочет от успешной женщины работодатель? Чтобы она работала за двоих (или троих), была лидером, могла быть конкурентноспособной, зарабатывать и быть независимой, могла принимать решения в форс-мажорных обстоятельствах. Во что одета элегантная успешная женщина? Конечно, в брючный костюм. Что делает ее привлекательной? Отнюдь не женственность и не материнские качества, а сексуальность. И абсолютно те же качества общество ценит в мужчине. Никакой разницы.
Современные родители заинтересованы, чтобы их дети были успешны и востребованы. И чтобы все вышеописанные качества проявились в ребенке, и девочке, и мальчику с пеленок объясняют: «Учись, иначе будешь дворником», «Пробивайся в лидеры, а то останешься нищим», «Чтобы хорошо обеспечивать семью, необходимо достойное образование». Разве кто-то из современных родителей рассказывает ребенку о семейных взаимоотношениях? О том, как выстраивать их грамотно? О том, что существуют мужские и женские модели поведения? И том, что для мальчика естественно «пробиваться» и «обеспечивать», а для девочки это входит в противоречие с ее естественной природой.
Но ведь с древних времен ничего не изменилось: для мужчины по-прежнему естественно быть добытчиком и защитником, а для женщины — женой, матерью, вдохновительницей. И когда эти роли меняются местами, человек чувствует себя «не в своей тарелке». Отсюда — и психосоматические проблемы: непонимание своего предназначения, неумение выстроить отношения, бесплодие. А ведь эту «тарелку» подготовили для ребенка его родители.
Роль мамы и папы в воспитании мальчика
Мама для сына — проводник в мир чувств, а папа — в мир интеллекта, мама учит понимать внутренний мир, а папа — внешний. Родители должны дополнять друг друга. И если сыну нужен совет по части отношений и чувств, то здесь основным учителем может быть мама. А если требуется здравый рассудок и трезвый подход к решению проблемы — это к папе.
Дмитрий обращает внимание на то, что в современном мире мама часто берет на себя мужские функции: планирование, контроль и наказание. — Взять, к примеру, то, что мамы обычно контролируют, сделал ли сын уроки
Но женская психика не приспособлена для жестких контролирующих функций. Этот процесс истощает, поэтому лучше таким заниматься папе. Современные женщины зачастую настолько привыкают к мужской роли, что просто не могут жить по-другому. А потом начинают жаловаться: «Я хочу, чтобы сын любил меня, относился ко мне как к женщине, помогал». А как он может это делать? Ведь тот человек, который должен был научить его чувствовать и любить, исполнял мужские функции
— Взять, к примеру, то, что мамы обычно контролируют, сделал ли сын уроки. Но женская психика не приспособлена для жестких контролирующих функций. Этот процесс истощает, поэтому лучше таким заниматься папе. Современные женщины зачастую настолько привыкают к мужской роли, что просто не могут жить по-другому. А потом начинают жаловаться: «Я хочу, чтобы сын любил меня, относился ко мне как к женщине, помогал». А как он может это делать? Ведь тот человек, который должен был научить его чувствовать и любить, исполнял мужские функции.
Гендерное различие
Разбираясь в теме, необходимо помнить об основных терминах. В вопросах психологии, как правило, понятие «пола» определено биологически (ребёнок рождается девочкой или мальчиком), а «гендер» зависит от разных факторов (например, когда девушку воспитывают как парня).
Соответственно, привить можно только «гендерное» поведение, не «половое» – его изменить возможно только путём хирургического вмешательства.
Вне зависимости от подхода к воспитанию мальчиков и девочек, специалисты приходят к единому выводу: гендерные отличия существуют.
Такое заключение сделали учёные в результате исследований, основанных на создании идентичной ситуации для малышей обоих полов, которую дети решают в зависимости от особенностей гендерной принадлежности.
Так, мальчики познают мир благодаря экспериментам. Представители сильного пола всегда пытаются проверить высказанные взрослыми утверждения, слов для них мало. Воспитание ребенка мальчика всецело опирается на данный принцип.
Также, парней редко удаётся удержать на месте более нескольких минут. «Непоседливость» связана с указанным выше принципом: весь мир вокруг требует изучения, зачем останавливаться на одном предмете?
Ещё одна важная отличительная особенность – нацеленность не на процесс, а на результат. Путь к исходу эксперимента неважен, главное – итог. Благодаря данному поведению, «юные учёные» игнорируют детали, воспринимая картину «в общем». Девочки же, по мнению психологов, обладают следующими качествами:
- гибкость и обходительность в построении отношений;
- склонность слушаться;
- стремление принимать сказанное авторитетом на веру;
- повышенная эмоциональность, восприятие мира посредством чувств.
Все указанные черты формируют основные особенности поведения девочек. Маленькие принцессы более усидчивы, спокойны, умеют находить компромисс. В воспитании девочек опыт неважен – достаточно теории. Отличия разительны, поэтому необходимо продумывать стратегию исходя не только из особенностей конкретного ребёнка, но и его пола.
Природа свое возьмет
Главным аргументом против гендерного равенства и в пользу традиционного гендерного воспитания с четко обозначенными женскими и мужскими ролями традиционное общество называет природную необходимость девушки быть нежной и отзывчивой женой и матерью, а мужчины — защищать свою семью и вырывать себе место под солнцем. Если природа создала нас такими, то и воспитывать детей нужно в соответствии с тем, что она им уготовила. Но, позвольте, если природа так мудра и не может ошибаться, почему же она нуждается в подкреплении гендерной роли ещё и воспитанием? Если стереотипы поведения заложены в нас изначально, почему нам необходимо прилагать какие-то дополнительные усилия?
Девочка не сможет стать достойной матерью, если воспитывать в ней независимость и чувство собственного достоинства, а у мальчика не будет шансов защитить себя, если он будет заниматься танцами? Показательным для таких предрассудков можно считать случай из практики американского психотерапевта, наблюдавшего близнецов. В самом младенчестве по врачебной ошибке один из близнецов лишился пениса. Чтобы мальчик не чувствовал себя неполноценным в будущем, родители приняли сложное решение: сменить ребёнку пол. Так Джон превратился в Джоан. Джоан не знала, что родилась мальчиком, родители воспитывали близнецов в соответствии с их гендерными ролями. В подростковом возрасте у Джоан возникли проблемы со своей гендерной идентичностью, она проявляла всё больше качеств, которые чаще ждут от мальчиков, чем от девочек. Со временем родителям пришлось открыть Джоан правду, узнав которую, та решилась на повторную операцию. Теперь Джон женат на девушке и больше не испытывает проблем с гендерным самоопределением.
Природа расставила всё по своим местам, хотя в детстве Джоан играла с куклами и носила платья. Стало быть, не так уж и страшно, если мальчик в детстве будет проявлять чувствительность, а девочка — играть со сверстниками в войнушку, — природа всё равно возьмёт своё, когда придёт время, каких бы взглядов на воспитание мы ни придерживались.
Мама не должна наказывать сына
Если мама наказывает сына — для него это унижение, считает педагог. А если наказывает отец — это для сына наказ, наставление, поскольку от мужчины это будет восприниматься иначе.
— То, что может сделать мама — это сознательное молчание или искренние слезы
Но с этим важно не переборщить. Молчание — это не полный бойкот: необходимо соблюдать этикет и поддерживать минимум общения (спокойно, без эмоций и по существу)
Первая реакция мальчика — «вау», но потом он начнет стараться наладить контакт с мамой, поскольку будет лишен эмоциональной связи с ней. И тогда возможен хороший, глубокий диалог.
С девочками все наоборот: их ни в коем случае нельзя оставлять наедине со своими чувствами, потому что они могут многое нафантазировать и расстроиться еще больше. А вот для мальчика — это полезно, хорошая возможность заглянуть в себя и сделать нужные выводы, считает Дмитрий.
— Ну, а слезы — ни один мужчина или мальчик не может переносить женских слез. Здесь включаются глубинные механизмы мужской природы: «Женщине плохо. Беда. Как я могу помочь!?» Мужчины готовы на что угодно, лишь бы это прекратить.