Оборудование и программы
Даже если вы из тех редких счастливчиков, кто отсидел все семь лет в музыкальной школе, или даже в консерватории, – без софта не обойтись. Самые популярные программы для создания любых звуков или мелодий – это Fruity Loops, Ableton, Reaper, Garage Band. Их называют DAW – digital audio workstation или секвенсоры. Принцип работы у всех более-менее одинаковый, выбирать вам придётся самим. Cамым “юзер-френдли” считается Ableton.
Виталий Угай, Electric Child
“Лично я использую Ableton Live. Этот секвенсор очень удобный и для написания, и для живых выступлений, что не могут себе позволить другие программы. Курсов и видео-уроков по его использованию очень много в YouTube”.
Алия Тажикулова, Marty Crown
“Я начинала с айпада, с программы Garage Band. Я просто баловалась и случайно написала свою первую песню. Эта программа не так сложна, как Logic или Ableton, и даже легче, чем Fruity Loops. Насчёт курсов: я честно пыталась, но мне не хватало терпения. Дальше я сотрудничала с продюсерами и параллельно изучала музыкальные программы для того, чтобы писать музыку самостоятельно. Моя песня Migrant Bird – от начала и до конца моё творение. Начиная от музыки, текста и мелодии для вокала”.
Георгий Чаркселиани, mnmosine
“Я играл только на басу, но потом захотелось заполнить пустоту иными инструментами, а денег на бесконечное количество гитарных эффектов не было. Я скачал SONAR, но после краткого ознакомления забросил её, “переехав” на Ableton Live (купил Launchpad, так как там была интро-версия). Этот сексенсор был куда более дружелюбным. Сразу после этого я стал скачивать терабайты разных софт-инструментов, библиотек с сэмплами и плагины для обработки звука. После полугода использования Ableton Live получил на день рождения контроллер Ableton Push – контроллер, грубо говоря, пульт, с которого ты управляешь всем. С Push всё стало куда интереснее.
Появилось неиссякаемое желание слушать массу разных инструментов. Крутейшее открытие – библиотеки сэмплов. Когда инструмент, например домбру, записывают. Каждую его ноту при всех нюансах игры, чтобы затем играть подключенной к компьютеру midi-клавиатурой. В общем, контроллер дал мне мощный мотивационный толчок к развитию, открытию для себя чего-то нового. Начинающему музыканту могу порекомендовать такую последовательность: разобраться в какой-нибудь DAW (Ableton Live, Reaper, Fruity Loops – хороши для начала), посмотрев несколько часов видео-уроков (Groove3 & Lynda курсы, в моем случае – для Live), а затем, как можно больше слушать и экспериментировать с инструментами, узнавая новое по мере заинтересованности или надобности. Перепробовав десятки софт-синтезаторов, я остановился на эмуляции винтажных – от Arturia”.
А если мне нужен более серьезный подход?
В первую очередь вам понадобится программа для создания музыки. Например, Ableton — в ней работают крутые музыканты Deadmau5, Jon Hopkins, Four Tet, Imagine Dragons и многие другие. У Ableton гибкий и интуитивно понятный интерфейс, а еще она позволяет выступать живьем. Бесплатную 30-дневную версию можно скачать на официальном сайте. Но есть и другие программы — разница между ними небольшая, это дело привычки.
Напойте мелодию, которая играет у вас в голове, запишите ее прямо в компьютер или на телефон. Ableton сможет в два клика превратить этот голос в ноты, а потом их же в звук органа — и получится крутая органная партия. Таким же образом можно написать целую аранжировку.
Еще можно создать партию инструмента из любых бесплатных звуков или скачать готовые звуковые петли, которые создали другие музыканты. Их можно найти на splice.com или sounds.com.
Начните тренировать слух в игре SoundGym или через iZotope. Набейте грувовый бит на Melodics. Изучите устройство поп-хитов на HookTheory. Способов создавать электронную музыку очень много, и среди них нет одного правильного или неправильного. Выбирайте то, что нравится вам больше всего.
Продюсер и продакшн
Предположим, с секвенсорами вы разобрались и даже уже начали покупать себе дополнительное оборудование. Из трехсекундного сэмпла ваша запись превратилась в нечто, напоминающее полноценный трек. Теперь вам нужен человек, который доведет его до ума. Хорошо, если этим человеком станет Ваня Дорн. Но такие вещи случаются не сразу, придется подождать.
Виталий Угай, Electric Child
“У нас неверно понимают слово “продюсер”. В Казахстане – это агашка, который дает “бабки”, но во всём мире продюсер музыканта – это человек, который помогает писать музыку, который определяет твой жанр, звучание и подачу в целом. Сведение треков – очень важный аспект качественной песни, в песне есть глубина и ширина. В композиции каждый инструмент, каждый звук должен звучать с нужной силой, в нужном месте, в левом наушнике или в правом, близко или далеко. У каждого звука и инструмента есть уровень амплитуды частот, и нужно, чтобы между ними не было звуковых конфликтов. Для этого всего нужно сведение, и лишь после всех процессов сведения композицию можно слушать комфортно”.
Андрей Эрикашвили, основатель фестиваля Syntposium
“Композиция в современных треках крутится, как мне кажется, вокруг одного – двух звуков, которые и делают её запоминающейся. Самое сложное – создать своё фирменное звучание, на что люди тратят большую часть своего времени. Если человек с ушами, то он быстро сможет оценить качество своего творения и внести недостающие детали. Конечно, не менее важная часть – это постобработка, мастеринг, но если изначально материал был слабым, то его не исправят даже профессионалы”.
Какими должны быть условия для музыкального развития малыша в семье?
Конечно, уровень музыкального развития у каждого родителя разный. Но это не значит, что те, кто не имеет музыкального образования, не может дать ребенку хорошую основу для его дальнейшего музыкального развития. Главное – это образ жизни семьи и ее традиции, ее культурный уровень, отношение к музыке в целом, наличие врожденных музыкальных задатков. Так, одни семьи с уважением относятся к музыкальной сфере деятельности, прививают своим детям любовь к прекрасному, а другие не очень утруждают себя подобными тяготами, поскольку считают, что музыка не приносит практической пользы. Для второй группы семей музыка – лишь средство развлечения.
Часто в семье дети занимаются музыкальным творчеством самостоятельно: напевают песни, играют на музыкальных инструментах, ритмически стучат, импровизируют мелодии на различных музыкальных инструментах
Важно поддерживать такое стремление ребенка к изучению музыки и всячески этому способствовать. А чтобы музыкальное воспитание было эффективным, родители должны:
- Следить за правильностью речи ребенка, вовремя исправлять дефекты речи, если таковы имеются. При надобности посещать занятия с логопедом, обследоваться у лора или невропатолога.
- Следить за развитием музыкального словаря ребенка, постоянно пополнять его новыми эмоционально-выразительными словами.
- Танцевать, петь и играть вместе с ребенком под музыку и без нее.
- Читать ребенку детские произведения (стихи, сказки), рассказы о детстве и творчестве известных композиторов.
- Регулярно посещать всей семьей театры, цирки, балеты, оперу и прочие музыкальные представления. Если такой возможности нет, можно купить диски с известными музыкальными произведениями и устраивать их просмотр в домашней обстановке всей семьей.
- Поощрять все успехи своего ребенка и не сравнивать его способности с умениями других детей.
О чем должны помнить родители, занимаясь музыкальным воспитанием ребенка дома? Первое – не игнорировать пристрастие ребенка к музыке. Как только малыш начинает проявлять заинтересованность музыкой, необходимо начинать музыкальное развитие максимально раньше. Второе – не огорчайтесь, если у вашего малыша что-то не получается с первого раза или у него не всегда есть желание заниматься песнями, танцами. Путь к успеху заключается в количественном накоплении знаний и умений. Терпение и постоянный труд помогут добиться желаемого. Третье правило – развивайте все способности ребенка, который так или иначе могут тормозить развитие других. И четвертое, главное правило: каждый ребенок музыкальный, поэтому не стоит говорить о его немузыкальности, не попытавшись развить в нем эти способности.
← Виды музыкальных инструментовЗадачи, цели и методы музыкального воспитания →
Хорошо! Я уже хочу делать электронную музыку. С чего начать?
Например, зайдите на сайт Ableton и прямо в браузере попробуйте создать свой трек. Здесь же можно легко разобраться в ритме, аккордах, мелодии, структуре песни и работе секвенсора. Если эта задача вам кажется слишком сложной, тогда переходите сразу сюда, нажимайте «Play» и попробуйте создать партии для каждого инструмента. А еще можно нарисовать свой ритм на сайте Groove Pizza и потом использовать его в других программах.
Самое приятное заключается в том, что уже после первого своего наброска вы начнете слушать всю музыку по-другому. Увидите и почувствуете, из чего она состоит. Сядьте в кресло, включите любимую песню, закройте глаза и внимательно ее послушайте. Из чего она сделана? Какие инструменты здесь играют? В начале своего пути, скорее всего, вы будете неосознанно копировать любимую музыку — это нормально. Попробуйте перенести некоторые приемы на свои первые треки.
Разберитесь с элементарной теорией, например на Lightnote. Еще можно записаться на фортепиано или гитару к хорошему педагогу. Если у вас есть друг-музыкант, попросите его направлять вас на старте, предложите оценить ваши звуки и аранжировки — это поможет не опустить руки, когда будет сложно.
Слушайте много другой, неизвестной вам музыки, даже ту, которую вы плохо понимаете. Скоро вы поймете, что музыка может быть абсолютно разной. Писать свое в тысячу раз легче, когда знаешь, что можно все. За новой классной музыкой можно следить, например, на Pitchfork.
Роль музыки в воспитании ребенка
Даже простое прослушивание музыки активизирует участки мозга, связанные с сочувствием и позитивным мышлением. Нейронаучные исследования показали, что при этом высвобождается гормон дофамин — нейротрансмиттер, который активирует центр удовольствия в мозгу.
Совместная “музыкальная деятельность” создает доверие между ее участниками и делает их ближе. Эта синхронизация выходит за рамки повседневного опыта.
Есть много способов, которыми родители и дети могут общаться посредством музыки. Вот несколько из них:
Пение
Пение в отношениях родителей и детей начинается с колыбельных. Родителям рекомендуется как можно чаще петь их своим маленьким детям.
Пение малышам не только развивает связь с ними, оно также жизненно важно для развития языковых способностей детей. С детьми постарше можно уже петь вместе
Совместное пение увеличивает синхронизацию друг с другом. Это отличное занятие для поездок, посиделок у костра и семейных вечеров
С детьми постарше можно уже петь вместе. Совместное пение увеличивает синхронизацию друг с другом. Это отличное занятие для поездок, посиделок у костра и семейных вечеров.
Вот несколько песен, которые вы и ваши дети могли бы спеть прямо сейчас:
Песенка бременских музыкантов
Голубой вагон бежит-качается
Просыпается заря
Я верю
Танцы
Танцы с детьми начинаются с того, что вы поднимаете малыша, поете и кружите его по комнате.
Ищите песни, которые нравятся вашим детям, пойте и танцуйте под них вместе. Пусть дети школьного возраста научат вас танцевать под песни, которые нравятся им. И, конечно, не забывайте о старых произведениях — хитах всех возрастов.
Танцы — это отличная замена прожиганию времени у телевизора.
Совместное прослушивание музыки
Слушать музыку вместе очень полезно. Познакомьте своих детей с прослушиванием классической музыки. На YouTube есть несколько фантастических видеороликов, которые знакомят детей всех возрастов с классикой.
Походы на концерты
Ходить на концерт вместе — это прекрасный способ по-особому провести время со своими детьми. Если в вашем городе проходят выступления симфонического оркестра, сходите туда с детьми.
Многие оркестры предлагают специальные программы для детей, чтобы познакомить их с классикой. Эти программы забавны и, как правило, предназначены для сближения детей и родителей.
Также ищите концерты и других видов музыки (например, рок или кантри) для посещения со старшими детьми. Музыкой можно влиять на воспитание детей всех возрастов!
Игра на музыкальных инструментах
Участие родителей в обучении служит стимулом для детей. И, как мы уже писали ранее, обучение музыке способствует улучшению когнитивных функций и развитию социальных навыков, причем это касается как детей, так и их родителей!
Будет прекрасно, если музыка станет вашим общим хобби.
Распространение
Поздравляем! Ваша работа уже напоминает ЕР, за который не стыдно. Но самое главное для музыканта – его слушатели. Вы же не хотите, чтобы ими оставались ваша мама и кот? Нам очень повезло, что мы родились в то время, когда возможность быть услышанным есть у каждого. Какой сервис стоит выбрать? Впрочем, не всё так легко. “Самый адекватный способ сделать релиз – залить его на главные музыкальные площадки – Apple Music, Google Play и Boom (официальный сервис VK). И вот тут начинаются проблемы, потому что обычный человек не имеет права ничего туда выкладывать. Для этого существуют специальные фирмы-прокладки, которые заключили с площадками эксклюзивное соглашение. Их мало и за выкладывание они просят в среднем тысячу рублей”, – пишет автор телеграм-канала “Русский шаффл”. Что же делать?
Андрей Эрикашвили, основатель фестиваля Synthposium
“Важно не только записать хиты, но и быть услышанным. Для этого существует множество способов, но если человек хочет оказаться на мейджор-лейбле, придётся попотеть
При этом сейчас огромное количество платформ, позволяющих самостоятельно публиковать и продавать свою музыку, как например Bandcamp. Другое дело, что количество этой музыки сейчас намного превышает спрос. Здесь уже в дело вступает настоящая живая конкуренция”.
Виталий Угай, Electric Child
“Нужно выстроить маркетинговую компанию, отталкиваясь от своего творчества. Можно делать посев по пабликам в VK, можно снять клип и “завирусить” его. Инструментов много, и все они работают, но индивидуально. Песни нужно заливать на платные сервисы в любом случае, но и от VK отказываться не нужно. Очень много нынешних популярных музыкантов – выходцы из пабликов-миллионников. VKontakte у нас, как на западе Soundcloud. У них оттуда появились XXXTentacion, Lil Pump и Kygo, а у нас – Feduk, Элджей и “Пошлая Молли”.
5. Лейбл
Если раньше лейбл мог стать воротами в мир популярности, то сегодня успех зависит только от вас самих и определённого коэффициента удачи. Сделать запись в лучшей студии, снять самостоятельно клип и даже запустить его в ротацию на телевидение – сегодня для этого не нужно крупное имя рекорд-компании. Но имя лейбла по-прежнему является залогом качества твоей музыки и гарантом твоего успеха в будущем. Так стоит стремиться к этому, или нет?
Алия Тажикулова, Marty Crown
“Мне нужен лейбл. Во-первых, я пишу свою музыку на самую качественную музыкальную технику. Во-вторых, мне интересней быть среди друзей-музыкантов, так как это общение, мы делимся информацией и идеями. В-третьих, это всё же распределение труда. Часто бывает, что я не хочу заниматься музыкой, а хочу создавать текст и петь. Также, например, я не могу заниматься организацией выступлений или постпродакшеном, за меня договаривается менеджер лейбла. Мой лейбл Silver Gun Records поверил в мой потенциал и помогает мне во всём бесплатно. У каждого, в конечном счете, свой интерес от коллаборации”.
Виталий Угай, Electric Child
“У каждого лейбла есть почта, куда они принимают демо-записи юных музыкантов. Составьте список любимых лейблов и смело отправляйте свои записи. Качественный лейбл делает очень много работы, начиная с финансовых вложений в тебя как артиста, заканчивая организацией концертов и туров. Многие живут и без лейблов, им легче нанять команду, которая будет заниматься всеми этими делами, так как лейбл забирает себе большую часть дохода. Но нанять команду может только уже состоявшаяся звезда”.
Музыкальное воспитание в семье: каковы цели домашнего развития?
Печально, но современная музыка, которую предлагают отечественные и зарубежные исполнители, негативно сказывается на нравственном развитии детей. Подобные образцы музыки искажают действительность, размывая нравственные идеалы, учат детей аморальности, негативно сказываются на их психологическом состоянии. Позволяя детям слушать современные композиции, родители, сами этого не понимая, упускают важные моменты в воспитательном процессе. Дети, наблюдая разврат и аморальность в ярких клипах, начинают считать, что так и выглядит счастливая беззаботная взрослая жизнь, в чем совсем скоро, вырастая, они разочаруются, ибо не все так беззаботно в реальности, как это видится с экранов.
Так что же ребенку дает музыкальное воспитание в семейном кругу? Главными задачами обучения музыке являются:
- обогащение духовного мира ребенка через музыкальные впечатления и интерес к музыке;
- развитие творческих и музыкальных способностей посредством различных видов музыкальной деятельности;
- общее развитие ребенка средствами музыки.
Музыкальное развитие ребенка в семейном кругу лучше начинать с дошкольного возраста. Подобно речевому развитию, с дошкольного возраста ребенок будет вникать в особенности музыкальной грамоты, будет воспринимать различные музыкальные направления и различать их. Если в процессе домашних индивидуальных занятий музыкой родители отмечают, что малышу такое воспитание дается легко, тогда ребенка смело можно отдавать в музыкальный кружок или школу.
Семейное музыкальное воспитание помогает:
- воспитать в ребенке чувства и эмоции;
- развить эстетический вкус, интерес к окружающему;
- привить любовь к прекрасному;
- совершенствовать мышление;
- развить нравственные качества и интеллектуальные способности;
- обогатить словарный запас;
- формировать отзывчивость, милосердие, сопереживание и доброту.
В домашнем музыкальном воспитании важно, чтобы родители ограничивали ребенка от прослушивания композиций с антикультурным посылом, поскольку они разрушают несовершенную детскую психику. Классические произведения, народные композиции и детские песни – вот материал, на котором должно базироваться музыкальное развитие ребенка в семейном кругу
Как выбрать музыкальный инструмент для обучения
Желание ребенка учиться музыке часто связано с симпатией к одному из музыкальных инструментов. Как правило, это:
- гитара классическая, эстрадная;
- ударная установка;
- фортепиано, клавишный инструмент;
- вокал;
- бас-гитара.
Примите во внимание предпочтения ребенка в выборе инструмента, но учтите и некоторые нюансы, которые я опишу далее
Гитара классическая, эстрадная
Классическая и эстрадная гитары – это два разных инструмента, которые отличаются друг от друга конструкцией, звуком, техникой игры. Классическая гитара предназначена для игры пальцами, исполнения классики, реже джаза. Под ее аккомпанемент хорошо звучат бардовские песни. Классический гитарист самодостаточен, способен в одиночку исполнять полноценные музыкальные произведения.
Эстрадная гитара предназначена для исполнения эстрадной музыки в составе эстрадного ансамбля. К такой гитаре, как правило, относят инструменты с металлическими струнами и узким грифом: акустическую, электроакустическую, полуакустическую (джазовую) гитару и цельнокорпусную электрогитару.
Если начинающий музыкант мечтает играть в рок-группе, ему стоит учиться игре на цельнокорпусной электрогитаре. Это универсальный инструмент, который применяется в любом музыкальном стиле и составе исполнителей.
Ударная установка
Если учебное заведение предлагает обучение игре на ударной установке, значит, она в этом учреждении уже есть. Поэтому для домашних занятий покупать ее не обязательно. Достаточно приобрести барабанные палочки и тренировочный пэд. Исполнитель на ударной установке, как и эстрадный гитарист, чаще всего востребован в рок-группах, джаз— и блюз-бэндах, кавер-группах, эстрадно-джазовых ансамблях.
Фортепьяно
Фортепьяно – это король музыки. Пианисты, как правило, это самые продвинутые музыканты. Они чаще других инструменталистов становятся композиторами, аранжировщиками, руководителями музыкальных коллективов. Не без основания в средне-специальных и высших музыкальных заведениях все студенты, независимо от выбранной специализации, дополнительно обучаются игре на фортепиано.
На фортепиано исполняют классическую и эстрадную музыку, сольно или в составе ансамбля. В музыкальных коллективах часто используется клавишный инструмент (синтезатор), на котором пианист играет так же, как на фортепиано.
Вокал
Если у ребенка хорошие вокальные данные, ему следует учиться пению. Владение гитарой или фортепиано будет хорошим подспорьем в его занятиях.
Бас-гитара
Партия баса создает гармонический фундамент музыкального произведения. Поэтому практически любой музыкальный коллектив не обходится без бас-гитариста. Как правило, все, профессионально подготовленные бас-гитаристы, владеют и контрабасом. Бас-гитара применяется в рок-группах, джаз- и блюз-бэндах, кавер-группах, эстрадно-джазовых ансамблях и оркестрах народной музыки.
Для начала освойте один инструмент
Выбирая инструмент для обучения, помните, что нельзя объять необъятное. Начните свой музыкальный путь с освоения одного инструмента. Но возьмите на заметку, что дополнительные занятия по фортепиано всегда будут на пользу начинающему музыканту.
Потерянные музыканты
Впрочем, не будем идеалистами. Такое происходит редко. Очень редко. Велика опасность, что принуждение к занятиям, когда ребёнок вырастет, вызовет у него на всю жизнь отвращение к музыке. Таких примеров знаем множество и далеко не всегда они кончаются безобидно. Иногда это не только потерянное детство, но и сломанная судьба, подорванное здоровье.
Мы достаточно много знаем о «потерянном» детстве больших музыкантов, но практически ничего не знаем о потерянных музыкантах. О потерянных (уже без кавычек!) Моцартах, Бетховеных, Паганини. Речь не только о тех одарённых к музыке детях, которых родители по тем или иным причинам не привели во время в музыкальную школу, но и о тех, кто ходил в музыкальную школу и занимался игрой на инструменте. Общеизвестно, что после окончания музыкальной школы из детей, которые не стали дальше учиться музыке, т.е. не стали музыкантами-профессионалами, а это около 10%, не подходят к инструменту больше половины. Другими словами, более половины детей, проучившихся игре на инструменте семь и более лет, так и не полюбили музыку. Музыка так и не вошла в их жизнь.
Есть и более неприятные примеры. Знаем музыкально одарённую девочку, постоянно находившуюся под жёстким прессом родителей, мечтавших сделать из дочки хорошую скрипачку и всячески пресекавших всё, что на их взгляд этому мешало. Например, её увлечение сначала шахматами, а позже танцами. Наступает момент, когда дети вырастают, и начинается «бунт на корабле». Девочка не только ушла из дома, но и, что называется, «пустилась в загул». Позже домой вернулась, но к инструменту не подходит. Говорит даже, что ненавидит классическую и особенно скрипичную музыку.
Другой 14-летний мальчик, один из лучших учеников музыкальной школы, вырвавшись из-под постоянного контроля и давления родителей, связался со шпаной и попал в колонию.
Бывает, напротив, к ребёнку приходит желание заниматься. Так случилось, например, у американского скрипача Исаака Стерна. «В какой-то момент, (мне было лет десять), — пишет он, — я понял, что кое-то умею. Захотелось играть ещё лучше. Лучше всех. С этого времени меня больше не надо было заставлять заниматься. Я это делал охотно сам».