Как подготовить ребенка к игре на фортепиано: 8 упражнений

2 упражнения для разработки пальцев

Детские педагоги по фортепиано уделяют много внимания «кончикам пальцев»: это позволяет музыкантам «не мазать» по клавишам, а с первого раза попадать в нужные ноты при игре произведений с быстрым темпом, а также регулировать силу нажима клавиш, выполняя так называемые «оттенки».

Игра «Поцелуйчики»

Покажите малышу как делать упражнение: cложите вместе основания ладоней, кончики пальцев соедините, чтобы между ладонями получилось пространство в виде перевернутой капли. Держите пальцы несколько скругленными. Разнимите мизинцы, соедините их обратно. Затем разъедините и соедините безымянные пальцы – и так все пальцы по порядку. Попросите его повторить упражнение за вами.

Полезно сразу выучить принятую для игры на фортепиано нумерацию пальцев от первого (большого пальца) до пятого (мизинца), и давать ребенку задание с номерами пальцев, а не с их названиями.

Игра «Паровозик»

Это совместная игра родителя и ребенка. Родитель держит руки ладонями вниз, ребенок – ладонями вверх. Пальцы согнуты таким образом, чтобы можно было зацепиться друг за друга первыми фалангами

Важно сохранять контакт самыми кончиками пальцев

Вы слегка тянете руки ребенка на себя, потом тянет он. После нескольких движений положение рук родителя и ребенка следует поменять местами.

С чего начать

Чтобы звук был чистый и звонкий или мелодичный и протяжный, в каждый момент времени отражающий настроение музыки, важно с первых дней уделять внимание правильной посадке ученика. Среди музыкантов это называется «работой над аппаратом». Если не придавать значения посадке, из-за отсутствия правильного положения тела в будущем не получится отрабатывать навыки мелодичной и быстрой игры

С зажатыми мышцами невозможно играть легко и красиво. Поэтому следить за посадкой важно и для начинающих, и для опытных пианистов

Если не придавать значения посадке, из-за отсутствия правильного положения тела в будущем не получится отрабатывать навыки мелодичной и быстрой игры. С зажатыми мышцами невозможно играть легко и красиво

Поэтому следить за посадкой важно и для начинающих, и для опытных пианистов

Как проверить, правильно ли ты сидишь за фортепиано:

  • В теле должна чувствоваться легкость;
  • Стул необходимо отрегулировать по высоте так, чтобы ноги чувствовали опору и были расслаблены;
  • Спина прямая и спокойная;
  • Локти смотрят вниз и не торчат в стороны;
  • Плечи спокойные и опущенные вниз;
  • Кисти рук должны напоминать купол (будто в руке яблоко или теннисный мяч). Обе руки находятся над клавиатурой на уровне ширины плеч.

Ноты и клавиши

Блиц: быстро нажмите на клавишу с нотой Ля!

Готов поспорить, у вас это не вышло. Впечатление, что раз клавиши пианино расположены в порядке До Ре Ми Фа Соль Ля Си, то разобраться в них не стоит труда – это глубочайшее заблуждение. Про чёрные клавиши я и вовсе молчу!
Расположение нот на клавишах

Посмотрите внимательно и запомните – это основы основ, которые вам нужно будет знать в первую очередь

Сыграйте ноты, называя их, со временем вы сможете мгновенно определить нахождение любой ноты, в будущем, когда вы начнете изучать аккорды, вы еще не раз скажете мне спасибо, что акцентировал ваше внимание на такой, казалось бы, легкотне

Не бойтесь, я не забыл про чёрные клавиши, но тут понадобится уже небольшое вникание в теорию, но ведь нужно же с чего-то начинать?

На данном этапе вам уже необходимо знать понятие интервал. Интервалы – это разница между двумя звуками определённой высоты.

Аккомпанемент решает все

От аккомпанемента зависит характер и настроение музыки. Можно сыграть одну и ту же песню по-разному:

https://youtube.com/watch?v=o0MTO2E-HHc%3F

Мелодия не менялась, но вы заметили, что с каждым новым витком, музыка меняла настроение. Обусловлена эта перемена аккомпанементом, который состоит из фактуры и ритма.

Ритм – это череда длинных, коротких звуков и пауз.

Фактура — это способ, которым мы играем — аккордами, арпеджио и так далее.

Перед тем как играть какую-либо музыку, подумайте, какое настроение вы хотите передать? В зависимости от этого выбирайте нужный аккомпанемент. Вот несколько способов которые можно использовать:

https://youtube.com/watch?v=LgZj5au-F94%3F

Учим песни на 3-х аккордах

Теперь, когда глаз наметан и мы без труда находим клавиши До, Фа и Соль можно попробовать сыграть что-нибудь.

Для этого нам потребуется еще немного усилий – освоим трезвучия.

Трезвучие – это аккорд из трех звуков. Давайте попробуем построить трезвучие от ноты До. Взгляните что получится:

Вы видите, что клавиши нажаты через одну

Важно сразу привыкать играть правильными пальцами. Используйте Большой палец, Средний и Мизинец

Теперь построим трезвучие от ноты Фа. Принцип тот же – нажимаем через одну:

И осталось трезвучие от ноты Соль:

Левая рука будет играть бас – ноту от которой мы строим аккорд, но на октаву ниже, в Малой октаве:

https://youtube.com/watch?v=nF5inz6A578%3F

Теперь пробуем соединить левую и правую руки вместе. Сейчас мы будем играть таким образом: бас-аккорд, бас-аккорд:

https://youtube.com/watch?v=CZ5a2MKX7_0%3F

На этих трех аккордах можно сыграть следующие песни:

  • «Гуси»
  • «Маленькой елочке»
  • «Делу время» — А. Пугачева
  • «Светит месяц, светит ясный»
  • «Колыбельная» В. Моцарт

https://youtube.com/watch?v=rhUQvFTluec%3F

А если взять 3 других аккорда, например, трезвучие от нот Ля, Ре, Ми:

То можно сыграть еще много замечательных песен, как эти:

  1. Цыганочка
  2. А. Пугачева «Миллион алых роз»
  3. Народная песня «Коробейники»
  4. Sex Bomb

https://youtube.com/watch?v=Lfu_qqpkgnE%3F

Знаки альтерации – изменения высоты тона звука

Полутон – наименьшая единица в измерении интервалов. На фортепиано это, к примеру, клавиши До и До Диез,  при отсутствии черных клавиш полутоном будет соседний звук, как Ми и Фа, например. Кстати, на струнных инструментах полутоном будут соседние лады по  одной общей струне.
Расположение полутонов на пианино

Нет, # – это не значок тонального набора на телефоне. Диез (#) и Бемоль (b) являются так называемыми знаками альтерации, обозначающими повышение и понижение на полутон определённой ноты. Так, бемолями и диезами будут являться не только ноты на чёрных клавишах:

  • Ми # = Фа
  • Фа b = Ми
  • Си # = До
  • До b = Си

Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:

Знаки альтерации

Действие знаков альтерации на высоту нот такое:

  • Диез – повышает высоту ноты на полтона
  • Бемоль – понижает на столько же
  • Дубль-диез – повышает на целый тон
  • Дубль-бемоль – понижает на столько же
  • Бекар – отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.

Знаки альтерации могут быть разного радиуса действия – “ключевые” и “встречные” или “случайные”. Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Всегда в определенном порядке. Диезы при ключе записываются так:

фа-до-соль-ре-ля-ми-си

Бемоли при ключе записываются в таком порядке:
си-ми-ля-ре-соль-до-фа

Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая на октаву. Например, ключевой диез “фа” будет повышать все поголовно ноты “фа”, во всех октавах и на всей длине пьесы.

Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение ОДНОГО ТАКТА (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.

Итак, общее представление о знаках альтерации у Вас, я надеюсь сложилось. Остается только добавить, что тон является следующей по старшинству величиной после полутона.  Ну об этом, думаю, вы уже догадались Тон = 2 полутона То есть нотой на тон выше от До будет Ре, а нотой на тон выше от Ми будет Фа #.

Запомните информацию, данную выше – она не очень сложна, но нужна будет повсеместно. А воспользуемся мы ею незамедлительно! Постараюсь все опять же изложить максимально доступно.

3 упражнения для расслабления рук и плеч, выполняемых стоя

Игра «Шалтай-болтай»

Эта игра помогает освободить плечевой пояс, локти и кисти.

Встаньте прямо с опущенными руками, слегка нагнувшись вперед, попросите ребенка повторить действие.

Приговаривайте:

«Шалтай-болтай висел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне».

В такт словам покачивайте руками в одном направлении. Ребенок, наблюдая за вами, сделает то же самое. Постепенно наклон корпуса можно увеличивать.

Игра «То березка, то рябина»

Упражнение на расслабление корпуса и рук.

Встаньте и поднимите руки вверх, одновременно напевая песню «То березка, то рябина». Предложите ребенку представить, что его руки – это веточки дерева, которые плавно покачиваются из стороны в сторону. Покажите пример, и пусть ребенок повторит это действие под песню.

Игра «Пружинки»

Упражнение на разработку кистей рук.

Упражнение делается стоя у стены. Ученик упирается в стенку всеми пальчиками, потом отталкивается от нее, возвращается обратно

Важно обращать внимание на то, чтобы пальчики не были прямыми и жесткими, а мягко пружинили

Практика

Все известные музыканты технически сложные места сначала отрабатывают, играя произведение на поверхности стола. Слушают стук пальцев, тренируются для того, чтобы пальцы были одинаково крепкими. Если стук одинаковый, значит и звук будет одинаковый.

Для удобства объяснения упражнений пальцы пронумерованы следующим образом: большой — первый, указательный — второй, средний — третий, безымянный — четвертый, мизинец — пятый

Вот несколько упражнений без инструмента, после которых в момент игры ваши руки будут вам очень благодарны.

Упражнение 1

Представляем, что в руке тенистый мяч. Опускаем руку на стол, мысленно держа мяч в руке, опираемся на второй палец. Поднимаем и опускаем по очереди первый и третий. Повторяем несколько раз. Затем опираемся на третий палец, играем вторым и четвертым по очереди. Опираемся на четвертый, играем третьим и пятым. И в обратной последовательности.

При кажущейся простоте упражнение очень сложное. Оно помогает привыкнуть каждому пальцу действовать по одиночке в режиме многозадачности.

Упражнение 2

Чтобы развить чувствительность по очереди соединяем 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцы, и подушечками словно катаем хлебные шарики.

Упражнение 3

Как и в предыдущем упражнении соединяем 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцы, по очереди каждым пальцем с силой давим на подушечку большого пальца. Повторяем несколько раз. Это поможет сделать пальцы крепкими и послушными.

Упражнение 4

Снова берем в каждую руку воображаемый теннисный мяч и с силой давим кончиками ногтей на поверхность стола. Так укрепляется мышечная память, тело запоминает, как правильно нужно располагать руки на клавиатуре фортепиано.

Основы теории

Если хотите раскрыть секреты игры на фортепиано, вот что необходимо знать с самого начала.

У музыкального звука есть физические свойства. Всего свойств четыре:

  1. Высота (высокие и низкие ноты)
  2. Продолжительность (целая, половинная, одна четвертая, одна восьмая, одна шестнадцатая)
  3. Громкость (громко, тихо, постепенно затихая и т.д)
  4. Тембр (характер звучания)

С помощью нотной записи мы можем получить информацию о том, в каком темпе играть, насколько громко, какой характер у произведения.

В изучении нотной грамоты помогает сольфеджио — искусство чтения нот с листа. Это отдельная учебная дисциплина, которая воспитывает слух и учит понимать музыкальную грамоту.

Музыкальные гаммы: играем гамму До мажор и другие

Гармония –приятная для нашего слуха слаженность нот. Тональность – это набор определённых нот, подчинённых одной главной ноте.

Первое, что вам потребуется знать, опираясь на полученные знания – построение мажорных гамм.

Гаммы – это ноты, которые располагаются в определенном порядке. Детям часто объясняют различие между мажором и минором как «веселая» и «грустная» гамма соответственно, но это нельзя назвать полностью верным – ничто не мешает делать грустные песни в мажоре и наоборот. Вот основные их признаки:

  • Гаммы построены из 8 нот
  • Первая и Восьмая, последняя, ноты совпадают по названию, но по высоте разные (чистая октава)
  • Ноты играются в строгой очерёдности, минимальное расстояние между ними – полутон, а максимальное – тон.

Запоминайте внимательно, с помощью этой простой формулы вы сможете сыграть любую мажорную гамму:

Чтобы было проще:

До мажорная гамма играется проще всего и очевиднее – по всем белым клавишам подряд от До до До (да, в этом предложении слишком много До, но c’est la vie!).

На первом этапе вам понадобится знать 3 гаммы: До мажорную, Соль мажорную и Фа мажорную.

Играются мажорные гаммы следующими пальцами: Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → («подворачиваете» большой палец) → Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → Безымянный (4) → Мизинец (5)

Потом обязательно играйте в обратную сторону в обратном порядке: Мизинец (5) → Безымянный (4) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1) → («перебрасываете» средний (3) палец на позицию перед большим пальцем (1)) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1)

Нумерация пальцев у музыкантов

Важно! Крайне желательно играть гаммы в 2 октавы, а выглядеть это будет следующим образом:

Для правой руки (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5) И потом, соответственно, в обратную сторону: (5) → (4) → (3) → (2) →  (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1)

Для левой руки (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1) Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)

В данном случае всё так и будет, но об этом позже. Фа мажорная гамма будет играться по другому принципу. Чтобы вы не запутались окончательно, посмотрите на картинки ниже – уж после них у вас точно не должно оставаться вопросов!

До мажор (C dur) – без знаков альтерации

Гамма C dur – без знаков альтерации

Соль мажор (G dur) – знак альтерации один – Фа #
Гамма G dur с знаком альтерации Фа #

Фа мажор (F dur) – знак альтерации один –  Си b

Вот  то самое исключение из правил! Если вы попробуете поиграть по заданной схеме эту гамму, то сами поймёте, насколько это неудобно. Специально для неё при игре правой рукой (только правой, левой всё играется как обычно!!!) используется другая очередность пальцев:

Для правой руки: 

(1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (4)

И потом, соответственно, в обратную сторону:

(4) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1)

Для левой руки: (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1)

Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)

Гамма F dur – знак альтерации Си b

Для начала отточите и хорошо запомните, как играются эти гаммы, – следующий урок будет посвящен основам нотной грамоты.

Заключение

Не старайтесь сразу играть гаммы очень быстро, – лучше это делать ритмично, ведь мозг запоминает информацию лучше, если учиться делать что угодно именно с медленной скоростью

Впоследствии скорость появится сама, но сначала важно довести всё до автоматизма.. Играя гаммы, вы сможете уже так же свободно, не задумываясь, направлять ваши пальцы, легко будете импровизировать с другими музыкантами или сочинять собственные мелодии.

Играя гаммы, вы сможете уже так же свободно, не задумываясь, направлять ваши пальцы, легко будете импровизировать с другими музыкантами или сочинять собственные мелодии.

Удачи вам в этом нелегком первом этапе освоения игры на пианино для начинающих!

Какие бывают упражнения для фортепиано

А самыми разными. Одни направлены на формирование правильных рук, – их, разумеется, чаще используют в начале обучения; другие оттачивают технику – укрепляют пальцы, развивают беглость; третьи сосредоточены на укреплении теоретических знаний – те же арпеджио, о которых расскажу ниже. Все упражнения для фортепиано так или иначе связаны между собой. Ведь любое обучение – это комплекс.

Для начала давайте правильно сядем за инструмент.

Сели на половинку стула, ноги вперед, под педали. Просто положите руки на клавиатуру и отметьте расстояние от корпуса до пианино. Вы должны сидеть на расстоянии  вашего предплечья. Локти не должны быть «приклеены» к туловищу, чуть раздвиньте их, а спина прямая. Сели? Ну и отлично. А теперь займемся руками.

Постановка рук на фортепианной клавиатуре

Можно начать с любой руки, без разницы. Кисть должна быть той формы, когда ваша рука расслаблена и висит вдоль туловища

Вот опустите сейчас руку, расслабьте ее и обратите внимание на кисть, какой она формы, какие пальцы. Перенесите руку в этом же состоянии на клавиатуру – красивую, расслабленную

Перенесли? А теперь представьте, что ваш средний палец – это крючок вешалки-плечиков. Вспомните, как она висит в шкафу – очень устойчиво, но сами «плечики» свободны. Вот и сделайте свою руку точно такой же – средний палец кругленький, крепкий,  цепкий, стоит на кончике подушечки (на том месте, где выпирает ноготь, который надо подстричь, чтобы он не мешал),  а вся рука свободна.

Остальные пальцы «причешите», слегка раздвиньте, сделайте их закругленными и просто пусть висят над клавиатурой. Можете большим пальцем и мизинцем прикоснуться к ней примерно на расстоянии 5-6 белых клавиш. Поиграйте какую-нибудь клавишу средним пальцем (он у нас третьим считается), а потом крайними пальцами – первым и пятым.

Полезно играть квинты крайними пальцами обеих рук. Квинта – это пять клавиш. Играйте пока по белым, например – от ДО до СОЛЬ, или от РЕ до ЛЯ. Просто поставьте  мизинец левой руки на ДО, а большой – на СОЛЬ.

Постановка левой руки на квинту

А правой – большой палец – на клавишу ДО, а мизинец – на СОЛЬ. Нажимайте одновременно, красиво переносите руку на другие квинты.

Постановка правой руки на квинту

Вот как-то так. При регулярных занятиях вы очень скоро уже не будете задумываться о правильной посадке, а просто доведете до автоматизма все свои действия.

Разновидность упражнений – арпеджио

Следующий вид упражнений для фортепиано – технический. Как играть гаммы – я вам писала на прошлом уроке. А сейчас попробуем усложнить задачу и сыграть арпеджио. Трудное слово? Дословный его перевод – «играем, как на арфе». То есть арпеджио – это поочередное нажатие клавиш по какому-либо аккорду. Очень популярно арпеджио в качестве аккомпанемента в левой руке. Но про аккомпанемент чуть позже. А пока просто поиграем арпеджио по звукам тонического трезвучия до мажора.

Левой рукой:
Аппликатура до мажорного арпеджио для левой руки

 И правой:
Аппликатура до мажорного арпеджио для правой руки

 Если кому-то интересно, то в нотах это безобразие выглядит так:

Арпеджированное тоническое трезвучие в до мажоре

 Обратите внимание, что ноты для левой руки написаны в двух ключах – так часто бывает, когда приоритетным становится удобство восприятия.

И еще один вид арпеджио

Он играется тоже по тоническому трезвучию, но несколько по-другому – группировкой. Сначала – ДО, МИ, СОЛЬ, ДО, потом  меняем ноты местами и играем то же трезвучие от ноты МИ. То есть – в обращении. Получается МИ, СОЛЬ, ДО, МИ. Следующая группа – СОЛЬ, ДО, МИ, СОЛЬ и т. д. В нотах это выглядит так:
Арпеджио тонического трезвучия с обращениями в до мажоре

А чтобы вам было более понятно, как играть это арпеджио на пианино, предлагаю посмотреть видео:

Ноты

Ноты располагаются на нотоносцах. Нотоносец – это набор из пяти линеек. Для записи нот используют набор из двух нотных станов: на верхнем располагается скрипичный ключ, на нижнем – басовый. Обычно те ноты, расположенные в верхнем нотоносце, играют правой рукой, на нижнем – левой.

Давайте посмотрим на расположение нот:

А вот так ноты расположены на фортепиано

Длительности и начертание нот

Любой музыкальный звук в произведении имеет определенную длину. Длина звука называется длительностью. Она не привязана ко временному интервалу в нашем обычном понимании и высчитывается только в рамках определенного произведения, опираясь на тот темп, который выбрал композитор. Для занятий используется метроном — специальный прибор, который отмечает заданные промежутки времени равномерными ударами.

Если под рукой отсутствует метроном, то счёт можно вести ногой. Когда касаемся пола, считаем цифры (один, два, три, четыре), когда поднимаем носок, считаем «И».

Основные длительности

Целая – самая продолжительная нота. Выглядит она как незакрашенный овал.

Половинная – в два раза короче целой ноты. Она также изображается полым овалом, но у нее появляется штиль.

Четвертная – длительность в два раза короче половинной ноты. По отношению к целой ноте — это одна четверная от нее. Выделяется она тем, что ее овал закрашивается и она также имеет штиль.

Восьмая – восьмая нота, как не трудно догадаться из предыдущих пунктов, в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче половинной. Восьмая нота – это 1/8 часть целой. Ее овал закрашен, она имеет штиль и у нее появляется флажок. Восьмые могут собираться в группы по две или четыре нотки, в этом случае им не рисуют хвостики, а объединяют общей линией, которая соединяет их шпили.

Шестнадцатая нота в два раза короче восьмой, чтобы охватить время целой ноты, нам понадобится 16 подобных нот. Внешне она напоминает восьмую и отличается при написании тем, что ей пририсовывают второй флажок. Если такие ноты группируются по 2 или по 4, их шпили соединяют две прямых линии.

Гаммы и этюды

Игра на фортепиано требует отработки гамм и этюдов. Они нужны для разработки моторики пальцев.

Музыкальная гамма – это выстроенная восходящая или нисходящая последовательность нот внутри одной октавы (октава — расстояние между двумя нотами с одинаковым названием). Проигрывание этой последовательности является прекрасной тренировкой беглости пальцев. Когда вы учите гаммы, то нарабатываете и оттачиваете основные навыки игры на инструменте.

Самое главное – ежедневные занятия. Попробуйте сначала играть одной рукой, потом другой и только после соединить руки. Концентрируйтесь на аппликатуре — каждому пальцу соответствует определенная клавиша. Если вы нажмете ее не тем пальцем, который требует формула, то собьетесь в попытках подобрать нужный палец и упустите ритм.

При развитии гибкости пальцев одних гамм недостаточно. Поэтому для достижения лучшего результата существует вариант совмещения гамм и этюдов.

Если вы хотите начать заниматься на фортепиано, можете скачать этюды Черни. В течение многих лет педагоги со всего земного шара говорят о том, что эти этюды прекрасно подходят для развития беглости пальцев и подготавливают музыкантов к более сложным произведениям.

Если хотите добиться успеха в игре на фортепиано, нужно тренироваться много и часто. Залог успешного продвижения вперед для начинающих — ежедневные музыкальные занятия хотя бы по 15 минут. Это лучше, чем заниматься пару раз в неделю по 3 часа.

Самостоятельные занятия на инструменте можно сравнить со спортивными тренировками. Формируется мышечная память, образуются новые нейронные связи – навыки игры, которые укрепляются только благодаря систематическим повторениям.

Найдите время, когда вам никто не помешает, закрепите его в своем расписании и тренируйтесь, не откладывая занятия до выходных.

Если понимаете, что уровень вашей мотивации начинает падать, значит, вы делаете что-то неправильно. Дело либо в технических аспектах, когда нет возможности продвинуться дальше, либо в психологическом плане.

В первом случае можно обратиться к преподавателю музыкальной школы «Виртуозы», задать интересующие вопросы и разобрать сложные моменты. При условии, что это не помогло, нужно посмотреть, какие мотивы лежат в основе вашего стремления заниматься музыкой.

Если цель – выступать на концертах, записывать ролики для социальных сетей или что-то иное отложенное во времени, помните, что получение удовольствия от сегодняшней игры – фундамент, поддерживающий ваши долгосрочные устремления. Пусть получается не сразу, тем радостнее играть то, что никак не давалось на первых порах.

Упражнение для постановки руки

Конечно, «ставить руку на клавиши» будет преподаватель музыки, но для подготовки можно взять классическое упражнение «парашют».

«Парашют»

Обычно юные музыканты делают его на крышке закрытого инструмента, но можно использовать и письменный стол.

В руку берется небольшой мячик или пластиковый шарик. Он должен помещаться в ладошке ребенка так, чтобы кончики пальцев доставали до поверхности стола.

Следует зажать мяч в ладони и плавно опустить кисть на стол. Поверхности стола касаются только кончики пальцев. Поднимать кисть следует нежно и аккуратно, как будто взлетает воздушный шарик. Затем снова плавно опустить кончики пальцев на стол. Когда ребенок освоит округлое положение кисти, можно выполнять это упражнение без мячика в ладони.

Любые упражнения с детьми важно проводить в игровой форме, а когда речь идет о будущих музыкантах, еще и в сопровождении детской ритмичной музыки. Это сделает занятия увлекательными, а заодно познакомит с музыкальными произведениями

Светлана Балашова

Какой талант у вашего ребенка?

Каждый ребенок обладает множеством талантов. Они могут быть очевидными или скрытыми. Кроме того, таланты могут меняться с течением времени. «Я – родитель» предлагает понять, какой талант есть у вашего ребенка и как его развить.

Пройти тест

Донотный период

Если вы думаете, что без знаний нотной грамоты вы не сможете играть, вы сильно ошибаетесь. Ребенок сначала учится говорить, а потом уже писать и читать. Здесь такая же история – сначала нужно научиться извлекать звуки, потом связывать их в созвучия, аккорды, а затем строить из этого музыкальные фразы. Этот период, когда мы учимся играть без знания нот, называется донотным.

Надо сказать, что многие самоучки вообще не знают нот, но при этом они хорошо играют и подбирают музыку на слух. Это подтверждает то, что торопиться изучать нотную грамоту не сто́ит. Всему свое время. Сконцентрируйтесь на изучении инструмента, правильной посадке за ним и правильной работой аппарата.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: