Развитие речи у детей 2-3 лет: развивающие занятия и упражнения

Какие могут быть использованы игрушки, книги и пособия для развития речи

В помощь родителям есть специальные пособия, которые ускорят речевое развитие малыша. Чаще всего это карточки с картинками. Очень полезно сопровождать занятия изображениями предметов. Глядя на карточку, ребенок сначала назовет то, что изображено на ней. Потом можно вместе придумать небольшую историю про это животное или предмет.

Развивают детей кубики, пазлы, игрушки, конструкторы, в том числе, «Лего». Начинать нужно от 3—4 частей, с возрастом увеличивая их количество.  Игрушки обязательно включаются в развивающие игры. Самый удобный предмет — мяч. Любимая детская игра — «Съедобное — несъедобное» невозможна без этого предмета. Пусть ребенок ловит мяч, когда вы называете то, что съедобно, и отбивает его в противоположном случае.

Другие игры с мячом:

  1. Мама бросает мяч и называет букву. Ребенок ловит его, придумывает слово на названую букву, произносит его и бросает мяч маме.
  2. С детьми постарше попробуйте поиграть в антонимы. Мама бросает мяч и называет слово, а ребенок придумывает противоположное: день — ночь, свет — тень, быстро — медленно, черный — белый и т.д.

В занятия нужно включать прослушивание звуков. Хорошо, если есть возможность сводить ребенка в зоопарк.

Полезные книги для развития речи:

  1. Е. Янушко «Развитие речи у детей 1—3 лет».
  2. С. Батяева, Е. Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких».
  3. Л. Смирнова «Развитие речи у детей 2—3 лет».
  4. А. Астахова «Моя первая книга».
  5. О. Жукова «Первый учебник малыша».
  6. Все книги с народными сказками и картинками, азбука.

Рекомендации для родителей

Игры для развития речи можно проводить с ребенком не только в ДОУ, но и в домашних условиях в свободное время

Важно, чтобы родители следили за правильностью собственной речи, так как ребенок все впитывает, как губка. Для него члены семьи – эталон, и если кто-то из близких ему людей имеет дефекты произношения (картавит, шепелявит, смягчает твердые звуки в словах) либо неправильно строит предложения, то малыш начнет подражать и этому

Дома можно дополнительно к занятиям в саду читать книги, чистоговорки, скороговорки, разучивать небольшие стихи, беседовать, при этом работу не стоит приостанавливать даже в летний период.

 Если малыш посещает речевую группу коррекционного сада, то полезно будет выполнять логопедические упражнения для детей 2-3 лет, это позволит доработать плохо усвоенный на занятиях с логопедом материал, закрепить его.

Обратите внимание! Наш логопедический портал и его читатели высоко оценили качество услуг логопедического центра «Лидер». ★★★★★ Это единственный центр в Москве и в Центральной России, где работают профессионалы, главный принцип которых — это исправление любых дефектов речи в кратчайшие сроки, в том числе и дистанционно онлайн

Перейти на сайт центра речи «Лидер» >>>

Развитие речи у детей 4-6-летнего возраста

В старшем дошкольном возрасте (4-6 лет) ребенка нужно уже готовить к школе, увеличивать его словесный багаж. Детская поэзия позволяет тренировать память, а также развивать речевую функцию. Разучивая стихи, малыш оттачивает мастерство ораторства.

Примеры детских стихов для развития речи:

А. Барто − «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Помощница», «Блинчики», «Катя», «Совесть», «Мама или я», «На уроке», «Лялечка», «Королева».
К. Чуковский – «Бутерброд», «Обжора», «Радость».
С. Михалков – «Андрюшка», «Мой щенок», «Бараны», «Если».
Э

Успенский – «Маленькая школьница», «Берегите игрушки», «Тигр вышел погулять», «Что у мальчиков в карманах».
Даниил Хармс – «Буря мчится, снег летит», «Кошки», «Лиса и петух», «Удивительная кошка».
Кирилл Авдеенко – «Важное совещание», «Домовята и каша», «Капельки дождя», «Кот Маркиз», «Крот Егор», «Кряк и бряк».

О пользе артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений

Чтобы научить ребенка говорить и четко произносить звуки, одних только разговоров и общения с ним будет недостаточно

Важно параллельно заниматься артикуляционной гимнастикой. Тренировка артикуляционного аппарата способствует правильному произношению слов в будущем

Ниже приведено несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Продемонстрируйте и объясните малышу, как их выполнять. Ему понравится эта веселая затея.

«Маятник». Откройте рот и двигайте языком подобно маятнику со стороны в сторону, касаясь уголков рта.

Языком попытайтесь дотянуться до кончика носа, подбородка, щек.

«Забор». Нужно сомкнуть прочно зубки, чтобы язычок остался за забором, и широко улыбнуться.

«Открыть-закрыть ротик».  Открыв рот, нужно на несколько секунд задержаться в таком положении и затем закрыть.

«Хобот слоненка». Вытяните губки вперед трубочкой и дышите.

«Пятачок». Вытянутые губы трубочкой подвигайте по кругу, влево-вправо, вверх-вниз.

«Хомяк». Набрать в рот воздух, изображая хомячка. Поочередно сдувать левую и правую щеку. После, наоборот, втянуть сильно щеки. Надуть и ладошками сдуть их.

Развитие ребенка в 2 года

Возраст от полутора до 3 лет − активный и благоприятный период для освоения речи

Формируются психологические процессы: память, внимание, мышление в совокупности с процессом говорения. Благодаря увеличению словарного запаса слов ребенку проще общаться со взрослым, познавать окружающий мир

Двухгодовалый малыш с удовольствием смотрит мультфильмы, слушает сказки, способен осмыслить их содержание. Внимание становится устойчивее, совершенствуется память и восприятие. Ребенок способен перечислять предметы, находящиеся вокруг, устанавливать простые связи между ними, проводить сравнение.

Родители должны активно помогать двухлетнему ребенку в освоении речи, заниматься с помощью игровой деятельности. Второй год отличается активной игрой, когда малыша легко заинтересовать яркими картинками, предметами, вовлечь в совместную деятельность. Малыш на 3-м году жизни способен высказывать критические замечания в адрес взрослых и себя, внимательно слушать, повторять за родителями слова, складывать их в предложения. От 2,5 до 3 лет словарь крохи увеличивается в 3 раза, что стимулирует улучшение качества речи. Ребенок объединяет предметы (куклы, мячи, машинки – игрушки; морковка, каша, пюре − еда).

Несмотря на расширение словарного запаса, родители должны понимать, четкость произношения достигается не сразу, что связано с возрастными особенностями. Ребенок хорошо произносит простые слова «мама», «каша», «папа», «деда», «дай», «нога». Конструкции сложнее даются непросто, но малыш старается их произносить по-своему: «здравствуй», «хорошо», «пожалуйста», «нельзя», «банан», «кошка», «собака». В 2 года малышу тяжело произносить отдельные звуки: ф, с, ц, ш, ж, ч, щ, р, л, й.

Важно в данный возрастной период ситуативно-деловое общение мамы и ребенка. Совместные игры, мытье рук, уборка, прием пищи, прогулка помогают осваивать речь, если родители проговаривают каждый этап, предметы, с помощью которых выполняется действие

Малыш активно копирует, подражает взрослому в быту, что позволяет сформировать у крохи понятия:

  • Пространства.
  • Объема.
  • Цвета.
  • Времени.
  • Эмоций.

Двухлетний ребенок, по мнению психологов, неврологов и логопедов, должен:

  • Иметь словарный запас слов в 100-300 слов.
  • Правильно указывать на картинку с предметом, животным, природным явлением.
  • Строить простые предложения из 2-3 слов.
  • Называть части предметов, определять категории окружающих вещей.
  • Активно использовать в речи местоимения «мы», «я», «ты», «он».
  • Использовать в предложениях предлоги.
  • Ставить вопросы.
  • Интонационно высказываться, проявлять эмоции при говорении.

Пассивный словарный запас

Как учить ребенка говорить? Важно понимать, что первые уроки развития речи осваиваются малышом только через копирование. Он имитирует все:

  • мимику;
  • движение губ;
  • звуки.

На данном этапе мать должна позаботиться о пополнении пассивного словарного запаса. Что это такое? Это слова, которые ребенок связывает ассоциативно с предметами. Мама показывает на кота и говорит: “кот” или “мяу”. У ребенка в сознании откладывается визуальный образ кота и звуковая привязка к этому образу. Он пока не может сказать слово “кот”, но в памяти эта информация останется.

Чтобы образы и их звуковая характеристика откладывались в памяти крохи, чаще проводите с ним беседы и всегда сопровождайте свою речь показом предметов. С какого возраста можно формировать пассивный словесный запас? Примерно с полугодика, когда малыш начинает осознанно фиксировать взгляд на предметах и осмысленно изучает их с помощью пальчиков.

В возрасте 6 месяцев малютка уже пытается выразить свое настроение, мысли и отношение к окружающим предметам с помощью звуковых комбинаций – но пока с его язычка слетают лишь непонятные “птичьи” звуки. Не стоит отчаиваться: со временем пассивный словарный запас примет активную форму. Сколько ждать? Время перехода пассивной словесной формы в активную зависит от родителей. С малышом необходимо:

  • часто общаться;
  • эмоционально хвалить за маленькие успехи;
  • играть в развивающие игры по возрасту.

Сколько раз повторять слова, чтобы маленькие дети их запоминали? Никто подсчет не вел, но не менее ста раз. Допустим, в течение дня вы показываете малютке кошку и говорите: “киса, мяу”. Даете ему игрушку и говорите: “миша, мишка”. И так постоянно. Для малютки выучить родную речь так же сложно, как ученику иностранный язык. Он больше понимает, чем может воспроизвести звучание речи.

Комментируйте все свои движения и действия ребенка: так он освоит глаголы. Например:

  • Оленька умывается;
  • Саша кушает кашку;
  • дай ручку маме.

Называйте правильно все предметы. Дети в грудном возрасте не могут точно воспроизводить звучание слов, однако, это не повод для мамы тоже их коверкать. Если вы будете подражать малютке, он не научится произносить слова правильно.

Во время произнесения слова смотрите малышу в глазки и четко артикулируйте слоги: малыш лучше усвоит новую информацию.

Как правильно формировать речь

Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их.
Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете

Разговаривайте с ним в течение всего дня.
Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.
Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.
Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.
Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.
Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.
«Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.
Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.
Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.
Ставьте малышу детские песенки и сказки.
Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.
Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.
Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями

Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака».
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.
Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока».
Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).
Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.
Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».
Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.
Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.
Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами.
Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете.
Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.
Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы.
И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

Когда малыш начнет говорить

Во сколько дети начинают говорить? Четких границ нет, есть только приблизительные, потому что каждый ребенок индивидуален.

Взрослые не должны в присутствии малыша говорить на повышенных тонах, потому что в таком случае ребенок заговорит не скоро. Так что общайтесь между собой и с ребенком  ласково и нежно.

Большая ошибка мам, приходящих ко мне на консультации, состоит в том, что они даже не дают возможности ребенку заговорить. У них настолько тесный и хороший контакт с ребенком, что стоит малышу повести бровью, как мама уже все поняла и бежит доставать нужную вещь.

Где стимул для развития?

Где трудности, которые ребенок преодолевает и за счет этого стимулирует речевые центры?

Чтобы вам собственноручно не тормозить развитие ребенка, посмотрите  интернет-курс

«Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года»

Благодаря этому курсу, вы научитесь:

  • правильно организовывать пространство дома, чтобы ребенок развивался семимильными шагами;
  • выстраивать правильные отношения, при которых ребенок чувствует себя спокойно и безопасно и может развиваться;
  • общаться с ребенком так, чтобы стимулировать его речевые центры головного мозга и не столкнуться с диагнозом «задержка психического развития».

Жмите на эту ссылку, переходите на страницу описания курса и определяйтесь с вариантом участия!

На заметку! Чаще всего «взрыв» речи происходит в районе 1-1,2 лет. Если ребенок молчит, то следующий скачок речевого развития произойдет около 2 лет.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, родительскому счастью нет предела. Приготовьтесь к тому, что первое слово не обязательно будет «мама», это может быть и «дай» и «на», но вскоре вы обязательно услышите долгожданное и главное в жизни слово.

Когда ребенок начинает говорить мама и папа

Обычно  слово мама ребенок может лепетать в возрасте 6-ти месяцев. Но это не относится к осознанному обращению. Целенаправленно произносить слово «мама» ребенок начинает в районе  10-12 месяцев.

Начинаем говорить фразами

В 2 года кроха может уже говорить множество слов. Когда идет третий год жизни, он начинает выговаривать сложные предложения. Кроха умеет задавать вопросы, предлагать, отвечать.

С 2,5 лет карапуз соображает, в каких случаях говорятся предлоги «вдоль», «сквозь». Совершенствуются речевые способности на четвертом — пятом годах жизни.

3 логоритмические игры

Словоохотливость и коммуникативные навыки малышей хорошо развиваются в логоритмических играх: когда песенки и стишки совмещаются с действием, ребенку проще учиться говорить. К тому же, логоритмические упражнения полезны для понимания темпа, ритма, выразительности движений, умения перевоплощаться: кроме речевых навыков, дети учатся проявлять свои творческие способности.

1. «Заинька»

Каждый родитель знаком с играми «Мишка косолапый» и «Гуси-гуси». Можно подобрать ту игру-песенку или стишок, которые нравятся вашему малышу.

Смысл игры в том, что родитель встает прямо, поет или читает выбранное произведение, показывает ребенку движения. А ребенок за ним повторяет:

Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот так, топни ножкой,
Вот так, вот так, топни ножкой
(родитель показывает, как топать, ребенок повторяет).

Заинька, бей в ладоши,
Серенький, бей в ладоши,
Вот так, вот так, бей в ладоши,
Вот так, вот так, бей в ладоши
(родитель и ребенок вместе хлопают).

Дальше можно в каждом куплете добавлять новое действие до тех пор, пока малышу игра интересна. Например, «заинька, станцуй», «заинька, свари кашу»,«заинька, поклонись» – родительская фантазия подскажет вам массу вариантов.

2. «Лошадка»

Упражнение-игра выполняется верхом на ком-то из родителей. Посадите ребенка на спину, плечи, либо просто на колени. Безопасно подбрасывайте малыша в воздух и приговаривайте:

Скок-скок, скок-скок!
Я лошадка – серый бок!
Я копытами стучу!
Если надо – прокачу!

3. «Курочка»

Возьмите ребенка за руку и пройдите, переваливаясь с одной ноги на другую, изображая курицу и цыпленка. Покажите ребенку, как курочка роет ножками пол, ищет зернышки и наклоняется за ними:

Вышла курочка гулять,
свежей травки пощипать,
а за ней ребятки,
желтые цыплятки.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной
системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период
новорожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
    несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало
    разговаривают.

Общие правила обучения детей

Благоприятная атмосфера в семье, эмоциональный контакт с родителями – важный фактор речевого развития детей 2-3 лет.

На то, какой будет речь конкретного ребенка в 2,5 года, влияет и ваше отношение. Все должно проходить в спокойной и гармоничной атмосфере, которая в первую очередь наполнена любовью. Уже в первые дни жизни, во время практики первого эмоционального общение матери с ребенком закладывается фундамент для дальнейшего развития малыша.

Задумываясь над тем, как учить ребенка правильно, в первую очередь ориентируйтесь не на общие нормы, а на него, как личность. Скорее всего общение ребёнка с другими будет таким же, как ваше общение с ним. Иногда вас будут удивлять “взрослые” привычки ребенка, но стоит понимать, что именно вы, осознанно или неосознанно, поспособствовали их формированию.

Подбирать и применять упражнения для развития речи у детей нужно не только тогда, когда уже обнаружились проблемы – этим нужно заняться заранее. Тем более, занятия в игровой форме сделают досуг малыша более наполненным, захватывающим. Профессионалы разрабатывают специальные речевые игры с учетом интересов и возможностей ребенка, что всегда ведет к лучшим результатам.

Позднее развитие речи детей не должно вас беспокоить, если такое явление свойственно для их типа характера.

Возможно, для вашего ребенка будет нормальным произнести первое слово только после года, а начинать общаться полноценными предложениями с трех лет.

Как учить ребенка говорить

Чтобы научить ребенка говорить в 2 года, старайтесь уделять малышу больше внимания: общайтесь с ним, играйте, делайте простые упражнения.

Чтобы стать настоящим профи и помочь своему чаду, вам не обязательно иметь многолетний опыт общения с малышами. Просто используйте игры на развитие речи у ребенка 2 лет. Регулярно общайтесь с малышом и будьте очень внимательны к нему

Стоит уделить внимание и тому, что советуют хорошие педиатры, к примеру, Комаровский

Если мы учим малыша, но при этом не знаем правил о том, как развивать речь ребенка, не стоит беспокоиться

Даже если вы уделите внимание советам экспертов позже, вы сможете улучшить развитие деток, в каком бы то ни было возрасте. Но чем раньше вы начнете заниматься ребенком, тем лучшими будут результаты

Веселыми помощниками для вас и малыша станут игрушки для развития речи:

  • игрушки с прорезями типа копилок;
  • мозаики
  • игрушки со стержнями, на которые нужно надевать предметы
  • пирамидки
  • шнуровки

Если вы хотите применять для деток какие-либо препараты, обязательно консультируйтесь с врачом. Даже витамины и минералы запрещено принимать бесконтрольно.

Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет могут проводить профессиональные логопеды, но только в случае, если у малышей соответствующий эмоциональный настрой. Только положительное настроение способствует хорошему усвоению знаний и положительному результату обучения.

Рекомендации специалистов

Детские психологи и логопеды рекомендуют выполнять упражнения регулярно, однако при этом следует придерживаться некоторых правил:

  1. Чтобы малышу было интереснее, проводите занятия в игровой форме (монотонные и статические упражнения быстро утомляют детей).
  2. Не предлагайте больше 2-3 упражнений сразу.
  3. Каждое занятие должно длиться не более 10-15 минут.
  4. Обязательно закрепляйте пройденный материал по несколько раз.
  5. Занимаясь с ребёнком, формируйте у него навыки коммуникации и обучайте азам этикета. Наверняка ваш малыш уже знакомился с другими малышами на прогулке: брал их за руку, протягивал свою игрушку, проявляя тем самым свою симпатию. В возрасте 2-3 лет ребёнка можно уже учить завязывать знакомства с помощью вербальных инструментов. В этом поможет сюжетно-ролевая игра, где вы — новый ребенок на детской площадке, который хочет с вашим познакомиться. Обратитесь к нему со словами: «Привет, как тебя зовут?», или «Привет, меня зовут Катя. Давай играть». А теперь предложите ребёнку поменяться ролями — пусть он познакомится с вами и вовлечёт в игру. Позже можете научить малыша, как можно разрешать различные конфликтные ситуации, не прибегая к истерикам и кулакам, как можно регулировать взаимоотношения в группе.

Много зависит от родителей. Учите своих детей: развивайте их память, мышление и речь, а в помощь вам будут различные развивающие игры и упражнения, книги и современные методики.

Удачи вам!

Как определить уровень развития речи малыша?

Большинство современных родителей осознают важность развития речи ребенка и ревностно следят за тем, как говорит их малыш. Проявляется это прежде всего в сравнении уровня развития речи ребенка с тем, как говорят его сверстники

Прекрасно, если малыш говорит охотно и довольно разборчиво. Но если ребенок говорит совсем мало, настолько неразборчиво, что его невозможно понять, или вообще молчит, это не на шутку тревожит его близких.

Однако чтобы определить уровень развития речи ребенка недостаточно сравнить его речь с тем, как говорят его ровесники. Для определения соответствия речи малыша возрастным нормам используются таблицы динамики развития речи. Такого рода информация есть в открытом доступе и дает общее представление об этапах формирования речи у ребенка — в какие периоды появляются гуление, лепет, первые слова и фразы, как постепенно развивается его пассивный (то, что ребенок понимает, но пока не говорит сам) и активный словарь (то, что ребенок и понимает и употребляет в собственной речи). Внимательно протестировав речь ребенка, можно определить пробелы в ее развитии.

Потешки и прибаутки

Разнообразные потешки и прибаутки в каком-то смысле – идеальные первые художественные тексты, которые ребенок воспринимает буквально с молоком матери. Ведь в них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия и порой сделать то, что не очень хочется, но необходимо. Например, умываться можно под такую потешку:

  • Водичка, водичка, умой Ване (Маше) личико,
  • Чтобы щечки краснели, чтобы глазоньки блестели,
  • Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Заодно проведем и первый урок по строению тела и покажем, где у нас личико, щечки, глазки, роток и зубок. Потом, после умывания, можно еще раз повторить потешку, на этот раз изображая, как нужно умываться, не забывая ни про глазки, ни про щечки.

Ваш малыш – малоежка, и накормить его – целая проблема? Возможно, придет на помощь другая потешка:

Пышка, лепешка в печке сидела, на нас глядела, – в рот захотела.

Или такая:

  • Уж я Танечке пирог испеку,
  • Уж я внученьке румяненький.
  • На нем корочка пшеничная,
  • А начиночка яичная,
  • А помазочка медовая,
  • Моя внученька бедовая.
  • Эти потешки можно читать во время еды.
  • Надевая на кроху рубашечку, приговаривайте:
  • Тетка Агашка, сшей мне рубашку:
  • Надо нарядиться, еду прокатиться!

Рассказывают потешки и о природных явлениях. Например, о дождике:

  • Дождик, дождик, пуще!
  • Дадим тебе гущи,
  • Дадим тебе ложку:
  • Хлебай понемножку!

А затянувшийся дождь попробуйте «прогнать» такой потешкой:

  • Дождик-дождик,
  • Полно лить,
  • Малых детушек мочить!

В потешках подчеркиваются и новые умения малыша: например, овладение ходьбой:

  • Катя, Катя, маленька,
  • Катенька удаленька,
  • Пройди по дороженьке,
  • Топни, Катя, ноженькой.

Или:

  • Заинька, походи,
  • Серенький, походи,
  • Вот так, вот сяк походи
  • Вот так, вот сяк походи!

Первые шаги, конечно, невозможно представить без многочисленных падений и ушибов. Погладьте ушибленное место, приговаривая:

  • У кошки боли,
  • У собаки боли,
  • А у Андрюши не боли,
  • У Андрюши боль на березку улети.

В такого рода потешках есть, кроме всего прочего, и глубокий психотерапевтический смысл. Они позволяют отвлечься от боли, а значит – снять напряжение, которое связано с болью. Такое психологическое лечение вполне действенно для малыша.

Кстати, знаете ли вы, что самая, пожалуй, известная пальчиковая игра «Сорока-сорока», не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:

  • Ты дров не рубил,
  • Воды не носил,
  • Не будет тебе каши.

Игра имеет продолжение. Взрослый говорит:

  • Пошел сам искать:
  • Здесь водичка холодненькая (поглаживая запястье малыша),
  • Здесь тепленькая (поглаживая локоток),
  • Здесь горяченькая(поглаживая плечо),
  • А здесь – кипяток, кипяток, щекоток! (взрослый щекотит ребенка под мышкой)

Ведь смысл этой потешки не только в развитии мелкой моторики. Она дает ребенку радость телесного контакта, возможность почувствовать свои пальчики, локоть, плечо, в конечном итоге – сформировать представление о своем теле.

Есть особые потешки и для того, чтобы уложить ребенка спать. Они могут стать частью вашего ритуала, который готовит малыша ко сну. Например, в кроватку можно положить пушистого игрушечного котенка, который будет «баюкать» своего маленького хозяина:

  • Приди, котенька-коток,
  • Приди, серенький хвосток,
  • Приди, котик, ночевать,
  • Приди с Дашенькой играть.
  • Уж как я тебе, коту,
  • За работу заплачу:
  • Шубку новую сошью
  • И сапожки закажу.

Какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития?

Не стоит волноваться, если малыш контактен, сообразителен, общается с членами семьи и окружающими при помощи жестов и звуков, реагирует на ваши просьбы, понимает слова, которые вы ему говорите, способен к звукоподражанию. Такие детки могут упорно молчать до трех лет, но потом активно начинают разговаривать, даже перегоняя своих сверстников. Речь идет о темповой задержке речи, когда малыш заговорил самостоятельно, без каких-либо принятых мер. Это нормальное явление, которое может встречаться у абсолютно здорового ребенка. Но существует и другая проблема, когда задержка развития речи – это тревожный «звоночек», сигнализирующий о серьезных нарушениях.

Что должно насторожить родителей:

  • Спустя 3-4 недели с момента рождения у малыша отсутствует реакция на голоса взрослых.
  • Отсутствие гуления в 2-4 месяца.
  • В 8-9 месяцев от ребенка не слышно никаких звуков, лепета.
  • В 1-1,5 года не произносит простых слогов (ма-ма, бу-бу), не откликается на свое имя.
  • С полуторагодовалого возраста не воспринимает на слух слова, просьбы. Есть проблемы с жеванием пищи.
  • Не использует жесты, добивается всего только плачем.
  • В 2 года не может говорить фразами, не стремится узнать новые слова, путает части тела, не знает названий элементарных предметов, не может указать на них. Словарный запас скудный, насчитывает не более 20 слов.

Окончательный диагноз ЗРР могут поставить только врачи после проведенного комплексного обследования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: