Этапы формирования речи
Таким образом, ребенок приобретает свой собственный речевой и мыслительный опыт.
Считается, что речь развивается по двум направлениям:
- Практический опыт малыша – используя язык на практике, в творческой деятельности, он тем самым расширяет свои речевые возможности.
- Специально организованное обучение – закрепление и совершенствование речевой и языковой практики происходит в детском саду, школе и других учебных заведениях. На самом деле, освоение речи происходит постоянно, даже во взрослом возрасте.
Разные ученые выделяют несколько этапов развития речи. Основными являются следующие:
- Первый этап − подготовительный, или пассивный. Возраст – от рождения до 1 года. Данный этап является основополагающим, потому что характеризуется появлением первого крика, эмоциональных откликов на общение с родителями, близкими людьми, первыми поворотами головки на звуки, лица родных, готовностью к игровым действиям, реакцией на слова и др. Основной источник получения информации об окружающем мире – пальчики и рот, куда отправляется все, что попадается под руки. Появляются первые звуки, звукокомплексы, слоги.
- Второй этап. Автономный, или преддошкольный. Возраст – от года до 3 лет. Появляются первые слова и фразы, которые могут быть сказаны не совсем правильно. Дошкольник учится произносить, улавливая реакцию окружающих и стараясь повторять за взрослыми, начинает понимать смысл сказанного и использовать это в дальнейшем. Единственное, что может отличать речь ребенка от взрослого на данном этапе – это отличия в произношении и множественные значения некоторых слов (со временем дитя научится понимать разные или переносные смыслы употребления одних и тех же слов).
- Третий этап. Активный, или дошкольный. Возраст – от трех до 7 лет. Речь усиленно развивается, расширяются словарный запас и кругозор ребенка. На этом этапе (физиологически правильно) можно исправлять нарушенное произношение любых групп звуков – ребенок слышит свою искаженную речь и способен осознавать сделанные ошибки, и впоследствии их исправлять. Речь становится более связной, развернутой − ребенок усложняет предложения, может составлять и сочинять рассказы.
- Четвертый этап. Школьный. Возраст – от 7 до 17 лет. Самый серьезный и осознанный этап в формировании правильного речевого навыка. Школьник изучает и запоминает основы грамматики, постепенно овладевает письменной речью, совершенствует устную и литературную речь.
Нормы речевого развития
- Ребёнок 1 года до 1,5 лет. В этом возрасте дети используют в разговоре отдельные слова. К полутора годам малыш составляет простые предложения. Например, «дай каши» или «дай воды». Ребёнок запоминает названия предметов, которые окружают его дома, а также несколько основных глаголов и прилагательных.
- Ребёнок от 1,5 лет до 2 лет. Словарный запас малышей быстро увеличивается. Постепенно уходят сокращённые формы слов. Речь детей становится связной благодаря местоимениям и прилагательным. К двум годам ребёнок начинает использовать предложения из 3-4 слов. Чем больше мы развиваем речь детей дома, тем выразительней и эмоциональней она становится.
- Ребёнок от 2 лет до 2,5 лет. Занимаясь речью своих детей, можно перейти к простым стихам. В этом возрасте малыши хорошо запоминают четверостишья. Словарный запас увеличивается благодаря быстрому усвоению новых фраз и выражений. В связной речи появляются вопросы. Количество слов в предложениях возрастает за счёт союзов и предлогов. Ребёнок начинает общаться не только с родителями, но со сверстниками.
- Ребёнок от 2,5 лет до 3 лет. Малыши начинают хорошо понимать смысл речи. Они могут вникнуть в рассказы о будущем и прошлом времени. Чем чаще мы развиваем речь детей дома в этом возрасте, тем быстрее увеличивается словарный запас. Родители превращаются в источник информации. Детям можно поручать задания, которые включают несколько действий. Если речь развиваем правильно, то в ней возникают числительные и падежи.
- Ребёнок от 3 лет до 4 лет. Улучшается звукопроизношение. Ребёнок может рассказать о себе, правильно использует сравнительные прилагательные, времена глаголов и рода. Детям даются обобщения (мебель, люди и пр.). Словарный запас включает не только предметы, имеющиеся дома, но и абстрактные понятия, явления и оценки. В этом возрасте речь развиваем при помощи книг и стихов. Детям нравится перечитывать одно и то же по нескольку раз, поскольку знакомая информация усваивается лучше. У ребёнка получается запоминать прозу и стихи дословно. Однако пересказ вызывает затруднения.
- Ребёнок от 4 лет до 5 лет. У детей стремительно растёт запас слов за счёт наречий. Ребёнку становится интересно самостоятельно анализировать слова, перенося их формообразование на другие. Хотя получается не всегда правильно («милый – милее», «яркий – ярчее»). К пяти годам ребёнок свободно пользуется множественным числом. Однако при встрече с незнакомыми словами у детей могут возникать проблемы («огурец – огурецы – огурцы»). Связная речь ребёнка пока развита недостаточно. При пересказе событий допустима непоследовательность. В этом возрасте необходимо развивать речь ребёнка, работая над звукопроизношением сонорных и шипящих звуков.
- Ребёнок от 5 лет до 6 лет. В этом возрасте активно развивается правильная связная речь. У детей получается составлять рассказы по наглядному материалу, пересказывать истории с соблюдением времён и логических цепочек. Формируется внутренняя речь, поэтому у детей появляется способность планировать свои действия. Исчезают грубые грамматические ошибки. Вы уже не услышите от ребёнка: «Я вчера пойду в магазин». Нормализуется звукопроизношение и звуковой анализ. У ребёнка речь становится более выразительной, сопровождается перепадами интонаций и громкости.
- Ребёнок от 6 лет до 7 лет. Дети полностью осваивают связную речь. Звуки произносятся правильно, соблюдаются временные и логические последовательности. Ошибки возникают только в сложных предложениях.
- Ребёнок от 7 лет до 8 лет. В связную речь добавляются устойчивые и образные выражения. Малыш способен прочитать стихотворение с выражением, а также пояснить его смысл. Ребёнок в 8 лет начинает активно осваивать чтение и письмо. К этому возрасту у него формируются все навыки, необходимые для обучения в школе. Как правило, на данном этапе у взрослых не возникает вопроса, как развить речь ребенка.
Если у ребёнка не развита речь для его возрастной группы, то может потребоваться помощь специалиста. Лучше обратиться к логопеду или педагогу для дошкольников. Также необходимо развивать речь малыша дома.
Актуальность
Нет определенного промежутка времени, на протяжении которого можно и нужно усиленно заниматься развитием речи – и все – как по взмаху волшебной палочки малыш взял и заговорил целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого отдельного ребенка занимает свое время.
Родители закладывают основы, на которые как на кирпичики накладываются знания и умения. Развитием речи занимаются не только с года до двух лет, пока ребенок не заговорит – это процесс, который не имеет четких границ. Многие взрослые люди активно развивают и усовершенствуют свою речь, свои речевые навыки.
Как проявляется речь
Развитие речи зависит не только от окружающей среды, но и от созревания речевого центра головного мозга. Поэтому темпы развития у детей отличаются. Но есть определенные «вехи», по которым можно ориентироваться. К ним относятся:
- Крики — первые звуки малыша. Ребенок кричит разнообразно, к двум–трем месяцам появляются интонационные особенности, крик радости отличается от недовольного хныканья.
- Гуление появляется с двух до пяти месяцев вместе с комплексом оживления, когда ребенок эмоционально реагирует на появление значимого взрослого, начинает двигать руками, ногами и произносить звуки «гу, бу, зы» и другие. Звуки, которые произносит малыш, зависят от национальности и родительских разговоров.
- Лепет появляется около пяти–десяти месяцев, когда созревают определенные области мозга. Выглядит как проговаривание отдельных слогов: «ба», «ма», «да .
- Модулированный лепет появляется в 8–9 месяцев и напоминает простые слова, хотя вначале это только удвоение слогов: «мама», «баба», «дада».
Эти фазы относятся к доречевому этапу. Дальше ребенок учится говорить. Примерно в год появляются первые слова, а к двум годам дети обычно произносят около 50 слов. Появляются простые предложения, которые расширяются до 4–5 слов к трем годам. В норме близкие люди понимают три четверти сказанного.
В четыре года ребенок может узнавать и называть почти все обычные предметы и изображения. Кроме этого он использует местоимения, правильно склоняет большинство знакомых слов. В этом возрасте речь малыша понимают даже посторонние.
Нормы развития речи в 3 года
Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы
нормального развития речи ребенка.
Возраст | Форма речи |
---|---|
1 — 2 мес | Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение |
2 — 3 мес | Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги |
4 — 5 мес | Попытки повторения слов за взрослым |
6 мес — 1,2 года | Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…) |
1,6 — 2,2 года | Объединяет по 2-4 слова в предложения |
1,9 — 2,6 года | Начинается период вопроса: «что это?» |
2,4 — 3,6 года | Пытается строить предложения с использованием чисел |
2,6 — 4 года | Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…) |
Возраст | Количество слов |
---|---|
1 год | 9 слов |
1,5 года | 39-100 слов |
2 года | 200-400 слов |
3 года | 1000-1100 слов |
4 года | 1600-1926 слов |
Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:
- Говорит своё имя, фамилию и отчество.
- Знает имена родственников и друзей.
- Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
- Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
- Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
- Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
- Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
- Повторяет услышанное.
- Пересказывает мультфильм или сказку.
- Говорит не только громко, но и тихо.
В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш»
на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют
корректировки.
Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов,
другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить
хорошие результаты.
Развитие речи в домашних условиях
Многие не интересуются, как развивать речь ребёнка, родителям кажется, что это задача логопедов и педагогов. Однако именно взрослые учат говорить детей дома: от первого звука до интересной сказки. Обращение к логопеду требуется только в случае возникновения проблем. Мы развиваем речь детей дома, комментируя свои действия, общаясь между собой и читая малышу книги на ночь.
Если вы не знаете, как развить речь у ребёнка, то воспользуйтесь советами специалистов. Разработано множество интересных игр. Они не будут утруждать родителей, а также помогут в формировании речи детей.
Формируем правильное дыхание
Чтобы правильно сформировать речь маленьких детей необходимо научить их говорить слова на выдохе. Для этого используются специальные тренировки для дыхательной системы. С их помощью у ребёнка получится умещать большее количество слов в одном выдохе. Подойдут следующие занятия:
- сдувание перьев и лёгких предметов;
- игра на губной гармошке, флейте или дудочке;
- пускание мыльных пузырей;
- надувание воздушных шаров и так далее.
Родители могут использовать всё, во что можно дуть. Тренировки должны быть регулярными.
Работаем над артикуляцией
Как развить у ребёнка правильное звукопроизношение и внятную речь? Уделите внимание артикуляционным занятиям. Они необходимы для развития лицевых и ротовых мышц, а также речевого отдела головного мозга
Артикуляционная гимнастика очень важна для речи маленьких детей. Подойдут следующие игры.
- «Весёлая пчёлка». Эти насекомые собирают цветочный нектар при помощи хоботка. Расскажите ребёнку об этом, а потом предложите изобразить пчёлку. Для этого необходимо сложить губы дудочкой и втягивать через них воздух. Не забывайте о поощрениях. Чем дольше малыш будет втягивать воздух, тем лучше.
- «Хитрая лягушка». Расскажите ребёнку, как лягушки ловят мух. Они резко вытаскивают язык в разные стороны, а затем прячут его. Попросите малыша изобразить лягушку. Подвижный язык очень важен для формирования развитой речи.
- «Быстрый конь». Научите малыша цокать языком, изображая быструю поступь лошадки. Челюсть при этом не должна шевелиться.
- «Зоопарк». Если вы не знаете, как развить речь ребёнка в игровой форме, то это упражнение обязательно вам понравится. Покажите малышу, как разговаривают разные животные (кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав», лев – «р-р-рав», кукушка – «ку-ку-ку-ку», ослик – «иааа-иааа»). Пусть кроха изображает разных животных, а вы попробуете угадать.
Развивая речь малыша дома, вы создаёте благоприятную обстановку. Он видит, что обучение – это очень весело и интересно.
Пополняем словарный запас
- «Цепь из слов». Всем знакома игра «Города». Но она подходит только тем, у кого уже хорошо развита речь и эрудиция. Играя с малышом, лучше использовать простой вариант, когда нужно называть слова на последнюю букву (арбуз – зуб – бобр – рукав – вафля).
- «Поход». Спросите у малыша, чтобы он взял с собой в путешествие на море, в жаркие страны, в лес и так далее.
- «Опиши квартиру». Находясь вне дома, попросите кроху рассказать, что находится в спальне, в ванной, на кухне и так далее.
Развиваем речевые навыки
Эти упражнения подходят малышам, у которых уже хорошо развита речь.
- «Представь себе». Задайте малышу тему для фантазий, например, «представь себе, что наш кот научился говорить». Пусть он придумает небольшую историю.
- «Музей». Пусть кроха проведёт родителям экскурсию по своей комнате, квартире, детской площадке. Задавайте ему вопросы о разных предметах. Пусть расскажет, что это такое и для чего используется.
- «Загадки». Загадайте простой предмет. Малыш должен угадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Например, «это большое?», «это съедобное?».
Если мы развиваем связную речь ребёнка при помощи игр, то это даёт лучший эффект. Кроха увлекается процессом, поэтому упражнения не утруждают его.
Слова и жесты
Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими людьми
Обратите внимание – взрослые в разговоре друг с другом очень много информации передают с помощью мимики и жестов (именно поэтому многим людям бывает сложно общаться по телефону, хотя при этом они легко ведут разговор во время личной встречи). Но для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами
Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово. Например, слово “дай!” обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы. При этом старайтесь почаще употреблять слова “дай”, “принеси”, «возьми», просите ребенка выполнить простые просьбы. Вы увидите, он будет очень рад вам помочь!
Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “До свидания”, “Покажи, какой ты большой (или большая)”, утвердительно или отрицательно качать головой. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их.
Жесты могут нести и эмоциональную окраску.
«Олежка недавно научился показывать, какой кислый помидор и какая сладкая малинка. Когда спрашиваешь у него: «Какой помидор?», он уморительно морщит носик, всем своим видом показывая отвращение к нелюбимой еде. На вопрос же: «Какая малинка?» ребенок расплывается в блаженной улыбке и причмокивает язычком. Конечно, в какой-то момент мы его этому научили, но теперь он часто изображает какой-нибудь вкус и без нашей просьбы. Например, если говоришь, что лимон – кислый, Олежка непременно сморщится».
«Марусе показали, что цветы можно нюхать. Теперь при виде любого цветочка (на клумбе, в горшке или даже в книжке), она тянется к нему носом и в упоении нюхает его».
Жестами ребенок может сопровождать ваше чтение стихов или пение.
Например, так:
- Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и “играет” на ней),
- Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли (“пляшет”, вертит поднятыми ручками).
- А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),
- В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).
Или так:
- Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),
- Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).
- Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу).
- Мишка рассердился, и ногою – топ (малыш топает ножкой).
Или так:
- Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши (ребенок “танцует”).
- Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой (топает то одной, то другой ножкой).
- Заинька, хлопни в ладошки, серенький, хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки (малыш хлопает в ладоши).
- Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот так-этак поклонись, вот так-этак поклонись (кланяется).
Можно обыграть и “Игрушки” Агнии Барто. Малыш показывает, как качается бычок на шаткой доске, как горько плачет девочка Таня, жалеет и гладит бедного мишку с оторванной лапой.
Кстати сказать, знаменитые пальчиковые игры одновременно тренируют у ребенка и “говорящие жесты”, и мелкую моторику, которая тоже очень полезна для развития речи.
Вот, например, игра “Капуста”:
- Есть у нас капуста, вот она, капуста (показываем, какая большая капуста),
- Мы капусту режем, режем (ребром ладони, как ножом, стучим по столу),
- мы капусту трем, трем (потираем ладошки),
- мы капусту мнем, мнем (изображаем, как мнем капусту кулачками).
А вот пальчиковая массажная игра, похожая на знаменитую “Сороку-сороку” — Машины блины:
- Стала Маша гостей созывать (поглаживаем раскрытую ладошку малыша):
- И Иван, приди, и Степан, приди, и Андрей, приди, и Сергей, приди, (поочередно загибаем пальчики, начиная с большого),
- А Никитушка – ну, пожалуйста! (загибаем мизинчик, предварительно погладив его).
- Стала Маша гостей угощать: и Ивану блин, и Степану блин, и Андрею блин, и Сергею блин (разгибаем пальчики, разминая подушечки – “раздаем блины”),
- а Никитушке – мятный пряничек! (разгибаем мизинчик, тоже предварительно погладив).
- Стала Маша гостей провожать: и Иван, прощай, и Степан, прощай, и Андрей, прощай, и Сергей, прощай! (каждый пальчик по очереди сгибается и разгибается – как в жесте “до свидания”),
- а Никитушка – ну, побудь еще! (ласково поглаживаем мизинчик).
Эти игры помогут вашему малышу обогатить словарный запас и соотносить слова с совершенно конкретными действиями или предметами.
Первые обобщения
Постепенно малыш устанавливает связь не только между конкретным предметом и словом, но и между другими такими же предметами и этим словом. Как это происходит?
Вот, например, эксперимент, который был проведен психологами с маленькими детьми.
В эксперименте участвовали две группы детей в возрасте от 1 года до года и 3-х месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев почти каждый день 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет – книгу и говорили: «Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали взгляд и поворачивали голову в сторону предмета. За время наблюдения эта реакция была повторена 500 раз.
С детьми второй группы также применяли одну книгу, но ребенок под руководством взрослого производил с ней разнообразные действия. «Вот книга!», «Открой книгу!», «Закрой книгу!» и т.д. Малышам давалось всего 20 различных команд; в каждую из них входило слово «книга», и каждая требовала определенной двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь 50 раз за все время наблюдений.
Затем в обеих группах были проведены контрольные испытания. Во время этих испытаний перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся по величине, толщине, цвету обложки и пр
Взрослый обращался к ребенку со словами: «Дай книгу!» Важно было выяснить, какую книгу выберет ребенок. Лишь ту, которую он видел раньше, или любую другую, объединив предметы понятием «книга»? Дети из первой группы брали только одну книгу – ту, которую они видели в течение двух предыдущих месяцев, и отдавали ее экспериментатору
Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего. Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения.
И поэтому – учите кроху действовать с различными предметами, обязательно называя вслух эти действия. Ту же книжку можно принести, показать кукле, открыть, закрыть, пролистать, положить на стул, найти в ней интересную картинку и пр. Почаще обращайтесь к малышу с различными простыми просьбами. Он будет очень рад помочь вам, а заодно обогатит свой словарный запас и получит первый опыт обобщения.
От слов к фразе
Стимуляция появления простой фразы
Слово часто выступает в роли однословного предложения. Так слово «мама» может означать просьбу взять на руки, то есть заменить собой фразу «мама, возьми меня на руки», а слово «Ди!» — «Мама, иди сюда!»
Состав словаря
Среди слов, входящих в словарь ребенка должны быть не только слова-названия, но и слова-действия. Первыми двухкомпонентными высказываниями могут быть сочетания слова и жеста. Напомним, что словом мы, в данном случае, считаем любой звук, слог, звукоподражание несущие постоянный смысл. Так сочетание указательного жеста в сочетании со звукоподражанием «ав-ав» означает «это собака» и может считаться первой фразой. Это в полной мере относится к сочетаниям этого же звукоподражания и жеста «спит».
Приведем советы, которые могут помочь вашему малышу строить фразы из двух компонентов:
Если ваш малыш использует одно слово или жест в качестве фразы, постарайтесь «развернуть» это высказывание.
Первый способ – это повторение с дополнением. Приведем пример того, что может сделать взрослый в определенной ситуации. Итак, ребенок увидел кошку, спящую на солнышке, и сказал «ксс».
- Подтвердите правильность сообщения ребенка: Да, это кошка — киса
- Повторите слово ребенка и добавьте к нему еще одно: «Киса спит»
- Вводите в свое высказывание доступные ребенку слова. «Киса спит – бай-бай». Если у ребенка нет слова «бай-бай», то произнесите то, что ребенок уже умеет говорить, например «а-а-а».
- Если у ребенка совсем нет слова, обозначающего действие «спит», используйте жест, сопроводив его лепетным словом.
- Произнесите фразу так, как ее может повторить ребенок, например: «Киса бай-бай»
Второй способ – это повторение с уточнением
- Повторите за ребенком слово, которое он произнес, и подтвердите правильность сообщения: «Да – это киса»
- Задайте ребенку вопрос, который поможет ему произнести второе слово или сделать жест. Это может быть вопрос: «Что киса делает?» или более простой: «Киса кушает или СПИТ?» В этом случае, вы можете голосом выделить нужный ответ.
- Подтвердите правильность ответа ребенка: «Да, киса спит бай-бай». Если у ребенка нет слова, введите в высказывание жест.
- Произнесите фразу так, как ее может повторить ребенок, например: «Киса бай-бай»
Еще один пример: если ребенок, увидев молоток, говорит «папа», то развернуть фразу можно так:
- способ: «Да, папа стучал молотком – тук-тук!»
- способ: «Как папа стучал молотком?» Слово, которое скажет ребенок в ответ, включается во фразу: «Да, папа стучал – тук-тук, папа тук-тук». Если при ответе на вопрос ребенок вместо слова использовал жест, то взрослый в своей фразе использует и жест и лепетное слово.
Еще раз напоминаем: если ребенок уже использует облегченные взрослые слова: тата (трактор), бака (собака), тина/титина (машина), то повторять их так, как произнес ребенок нельзя, нужно повторить их правильно, уже не сопровождая лепетным словом.
Стадии речевого развития
- К году — 5-10 слов. После года примерно до года и трех месяцев ребенок очень много лепечет и это — признак активной речевой деятельности. Такой забавный лепет может быть и весьма эмоциональным, сопровождаться жизнерадостными возгласами.
- Полтора года — 30 слов. После полутора лет лепет сокращается, развитие речи идет в сторону замены его более четкими и осмысленно произнесенными словами и словосочетаниями.
- Два года — 300 слов. К двум годам малыш уже может произнести несколько вполне связных коротких фраз. В это возрасте ребенок начинает задавать много вопросов. Этот период «активной почемучки» продлится у него примерно два-три года.
- К третьему году словарный запас активной речи у ребенка — от восьмисот до полутора тысяч слов.
Методики развития речи
Если вы хотите узнать, как нужно развивать речевые навыки малыша, то воспользуйтесь специальной литературой. Специалисты рекомендуют издания следующих авторов:
А. М. Бородич. Автор затрагивает вопросы совершенствования речевых навыков среди дошкольников
Основное внимание сконцентрировано на формировании связной речи. Е
В. Колесниковой. В программу входят методические материалы для педагогов и рабочие – для малышей разных возрастов. Она включает иллюстрации, игры и разные занимательные упражнения. Помимо заданий, направленных на формирование речевых навыков, в программе представлены задачи, нацеленные на подготовку руки к письму. Материал очень обширен – стихи, скороговорки, песни, сказки, книги и так далее. Педагогу не придётся искать что-либо самому.
О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной. Программа разработана для педагогов и взрослых, которые хотят самостоятельно заниматься развитием речи малыша до школы. Она включает множество игр и заданий, направленных на всестороннюю стимуляцию речи – звуковую, грамматическую и лексическую.
Существует множество методик, написанных различными авторами. Подобрать конкретную поможет логопед, основываясь на уровне речевого развития вашего ребёнка.
Если вы столкнулись с проблемами задержки речевого развития, то лучше обратиться в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Самодиагностикой и самолечение заниматься нельзя. Проблемы с речью не проходят сами собой. Только эффективная программа коррекции позволит малышу заговорить наравне со сверстниками.
Статистика
Данные статистики гласят – с каждым годом все большее количество детей дошкольного и школьного возраста нуждается в целенаправленном и усиленном речевом развитии. Младенцы все чаще рождаются с неврологической патологией, которая влечет за собой неактивность речевых центров, а, следовательно, такие дети позже начинают говорить, а если говорят, то с многочисленными нарушениями. К тому же, многие родители в основном заняты тем, что зарабатывают деньги на обеспечение своей семьи и им попросту некогда заниматься детьми. Эта картина печальна, но она полностью отражает состояние современной действительности.
Что делать и к кому обращаться
Если к трём годам речь развита на недостаточном уровне, следует посетить педиатра для
выявления возможных проблем медицинского и психологического характера. Как правило, он не ставит
диагноз, но выслушав жалобы, понаблюдав за ребёнком и изучив медицинскую историю малыша, может
дать направление к специалистам различного профиля:
- логопед — проводит занятия для постановки правильного произношения;
- отоларинголог — занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологии
строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба); - невролог — определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделов
головного мозга; - психолог — выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться,
неврозы, педагогическая запущенность.