Как приучить ребенка к самостоятельности? советы родителям

Какие вакансии наиболее популярны у подростков?

  1. Промоутер — человек, который раздает листовки и зазывает людей: эта работа прекрасно подойдет для общительных тинейджеров. Таких вакансий обычно много, но не ждите официального трудоустройства, поэтому есть вероятность того, что подростку пообещают заплатить одну сумму денег, а заплатят гораздо меньше.
  2. Расклейщик объявлений.
  3. Курьер. Эту работу легкой не назовешь — в день может выходить до 20 адресов и нет ни минуты отдыха. Однако тинейджеры охотно идут работать курьерами.
  4. Продавец-консультант.
  5. Помощник на кухне.
  6. Уборщик.
  7. Мойщик машин.
  8. Массовка на съемках.
  9. Официант.

Дети моих друзей в летнее время раздают листовки в торговых центрах и на улице, работают курьерами, помогают на кухне. Некоторые из них устроились самостоятельно — приходили в организации и предлагали свою кандидатуру. И ни один из них не работает по трудовому договору. Деньги обычно выплачивают или за каждый день работы, или понедельно. Часто штрафуют, недоплачивают, но подростки все равно продолжают работать: лучше так, чем никак — считают они.

Ужас и хаос учебной жизни

Ребенок ушел в школу, забыв дома пенал и плавки для бассейна, дома поздно пообедал и болтал ногами до вечера, затем внезапно схватился за уроки (обнаружив, что не записал задания по паре предметов), впопыхах собрал рюкзак и забрался в постель на час-полтора позже, чем стоило бы. Знакомая картина? Если нет, вас можно поздравить! – вы редкий вид среди родителей школьников. А большинство мам и пап годами размахивают кнутом и пряником, чтобы приучить ребенка к самостоятельности.

Но давайте разберемся со всем по порядку. Во-первых, нормальна ли детская беспечность и забывчивость? – психологи отвечают: да! В большинстве случаев, детям нужно немало времени, чтобы научиться самостоятельно справляться со своими обязанностями. Формирование этого навыка продолжается вплоть до 13-15 лет, и это нормальный человеческий процесс. Ведь мы – организмы, а не механизмы, наша жизнь плавная и гибкая, она очень зависит от внешних условий и не всегда ровненько вписывается в рамки и клеточки

А дети – особенно спонтанны и несобранны, и недаром возле школ всегда ставится дорожный знак «Осторожно, дети!» — это еще одно напоминание взрослым, что мы должны долго и терпеливо учить наших отпрысков быть внимательными и контролировать себя. Кроме того, многое зависит от наследственности и особенностей нервной системы маленького человека, говорят специалисты

Если мама или папа в детстве «ловили ворон» и теряли тетрадки, то и ребенок не сможет продемонстрировать чудеса самоорганизации.

Тогда возникает второй вопрос: как, все-таки, приучать ребенка к организованности и самостоятельности? И здесь, прежде всего, нужно помнить, что вне зависимости от типа нервной системы и склонности к творческому хаосу, организованность – это навык, который можно поставить. Иными словами, мы можем установить программное обеспечение под названием «Самоконтроль и дисциплина» в организм нашего ребенка. Но распаковка и установка этого ПО займет какое-то время и, может быть, пакет установится не с первого раза. Хотя при упорстве с нашей стороны – все получится.

Родители порой впадают в две крайности.

Первая крайность: пустить все на самотек, «бросить ребенка в воду, чтобы он научился плавать». В этом случае участие родителей в школьной жизни ребенка минимально (сходить на собрания, расписаться в дневнике), детка все делает сама — и сама же расхлебывает последствия своей забывчивости. В такой ситуации ребенок может и «выплыть», а может и надолго забуксовать, упираясь в груду проблем, которые кажутся ему неразрешимыми. При таком подходе родителями порой руководит сильная занятость, и очень часто – внушающая ужас идея, что «если я буду с ним нянчиться, он не научится организовывать себя сам НИКОГДА!»

Другая крайность – контролировать ребенка во всем, помогать ему просыпаться, завтракать, вести в школу, неотступно учить с ним уроки и отслеживать школьные задания, переживать за двойки и тройки больше самого ученика. Родители действуют «из лучших побуждений», но здесь есть риск, что ребенок настолько привыкнет к поддержке и постоянному понуканию, что ему сложно будет брать ответственность за свою учебу (а в перспективе – и жизнь) на себя и осуществлять именно сознательный САМОконтроль.

И, наверное, где-то между этими крайностям лежит подходящая именно вашей семье золотая середина.

(2) Учите планировать время

Ко второму классу без умения управлять временем — не обойтись. Ведь у ребенка появляются обязательные домашние задания, а многие дети еще и начинают учиться во вторую смену, и им приходится собираться в школу, когда родителей нет дома.

Обсудите с ребенком, сколько времени нужно на еду, одевание, на то, чтобы решить математику, нарисовать рисунок и т.д. Чтобы проверить его предположения, засеките вместе, сколько реально минут или часов уходит на каждое из этих дел.

Спросите, как ребенок хотел бы организовать свой день. Вместе решите, когда можно запланировать прогулку, развлечения и время на ничегонеделанье. Объясните, что дела и отдых надо чередовать.

Установите некоторые твердые рамки: к которому часу все уроки должны быть выполнены, во сколько нужно ложиться спать. А в остальном старайтесь не вмешиваться. Пусть ребенок сам определяет, что делать вперед, а что потом.

Едим слона по частям

Ребенок пытается контролировать себя, а мы все это время контролируем ребенка. И контролируем то, как он себя контролирует! – и чтобы совсем не запутаться, можно применить один удобный метод, психологи рекомендуют. Итак:очень сложно наладить все, сразу и навсегда, психика просто пасует перед такой непосильной задачей. Гораздо проще и реальнее меняться по частям.

* Составьте для себя список «проблемных зон» в учебной жизни вашего ребенка, чтобы с особенным вниманием их исправлять. Скажем: детка не умеет вставать по будильнику, забывает записывать домашние задания и слишком поздно садится за уроки

Прекрасно, принимаемся за дело.

* В общем потоке привычной жизни вы начинаете особенно внимательно стимулировать ребенка именно по этим трем направлениям, чтобы хотя бы под вашим контролем эти проблемы исчезали. На установление ВАШЕЙ привычки контролировать может уйти 2-3 недели. А ребенок тем временем почувствует, что его жизнь упорядочивается.

* После этого выбираете одну, самую простую задачу из списка и обсуждаете с ребенком, а как бы он мог делать это сам? Например, вставать и собираться утром самостоятельно. Может быть, нужен будильник погромче? Или перевести его на 10 минут пораньше? Или закупить для завтраков особые йогурты, фрукты, сыр, кефир, чтобы чадо с удовольствием хозяйничало на кухне? Сказано – сделано, стараетесь честно отдать ребенку ответственность за это конкретное дело и наблюдаете: получается ли у него эту ответственность взять? Наблюдаете пристально, подруливаете и совсем немного помогаете, чтобы контроль за этой сферой на самом деле перешел к ребенку. На вашей совести теперь будут не сами утренние сборы в школу, а поставки в холодильник сыра и кефира. Если в этой сфере в будущем случатся промахи и недочеты – а такое бывает, будьте готовы! – вам нужно будет просто поддержать ребенка и помочь ему снова восстановить ЕГО самоконтроль по этой линии. Ну, может быть, сменить фрукты на мюсли. И хвалить, хвалить.

* Как только вы увидели, что одно направление полностью отработано, и ответственность за него перешла в руки ребенка, вычеркиваете розовым фломастером этот пункт из своего списка и вносите туда что-нибудь новенькое, актуальное, например: «Вечно забывает зарядить телефон».

* Даете детке небольшую передышку и время для адаптации, а затем вкрадчиво подходите к нему с новым креативным предложением из списка: «А что бы помогло тебе всегда записывать домашнее задание?..» Цикл повторяется. Только не стоит слишком торопиться, тише едешь – дальше будешь, а капля по капле и камень точит.

Самостоятельный человек – какой он

Прежде чем перейти к практическим рекомендациям, давайте составим портрет самостоятельного человека. Самостоятельность в глобальном смысле – это умение обеспечить себя всем необходимым для счастливой жизни. Человек, обладающий этим качеством, является автономной, независимой единицей.

Многие люди, читая описание самостоятельного человека, представляют себе этакого отшельника, презирающего людей. Но это совсем не так. Самостоятельные люди охотно взаимодействуют с другими индивидами и делают это весьма успешно. Чем человек самостоятельней, тем проще ему строить отношения.

А все потому, что иметь с ними дело – одно удовольствие. Они не тянут на себя одеяло, не стремятся сесть кому-то на шею, не используют хитрости и манипуляции. За счет привычки опираться на себя во всем, они стойко переносят любые трудности. Рядом с ними ощущаешь себя как за каменной стеной. Я считаю, что все люди должны стремиться к самостоятельности и независимости.

В процессе воспитания ребенок становится самостоятельным постепенно. К концу первого года жизни можно заметить у малыша первые признаки самостоятельности. А вот самое органичное время для развития этого качества наступает в возрасте 15–16 лет. Но даже если вы уже значительно старше, не отчаивайтесь. Вы все равно можете избавиться от инфантилизма и зависимости, следуя специальным рекомендациям. Главное – захотеть этого.

Почему подростков неохотно берут на работу

Если вы просмотрите объявления в интернете либо обратитесь на биржу труда для молодежи, станет ясно, что подростковый труд сейчас пользуется низким спросом. Особенно сложно найти подработку до 16 лет.

Работодатели предпочитают не брать на работу несовершеннолетних по следующим причинам:

  • это экономически невыгодно: школьники, наравне с рядовыми сотрудниками, перед началом работы должны пройти обучение со стажировкой — получается они отработают 1-2 месяца и уволятся из-за начала учебы;
  • за несовершеннолетних работников большая ответственность по закону;
  • многие виды работы связаны с материальной ответственностью;
  • гораздо удобнее найти одного хорошего специалиста на полный день, чем двоих подростков на сокращенный;
  • подросткам запрещено работать сверхурочно, ночью, по выходным.

Почему дети не самостоятельные. Как это начинается

Определённо, каждые родители желают своим детям только лучшего, заботятся о них, пытаются оградить малыша от всяких неудач, некоторые дают им чрезмерную опеку практически во всем. Такие родители боятся, что, проявив самостоятельность, ребёнок может совершить ошибку. Конечно, намного быстрее накормить свое чадо, пока он еще сам с трудом доносит ложку с кашей до рта, одеть его, убрать за него игрушки. Но таким образом родители пресекают всякую его инициативу. В результате чего некоторые дети вырастают безинициативными и беспомощными людьми.

Ещё один вариант-слишком строгие родители. В этом случае малыш просто боится сделать что-то самостоятельно, вдруг у него не получится или сделает неправильно, что может огорчить его маму или папу. Выход для него только один — не проявлять инициативы, чтобы не нести никакой ответственности за свои действия.

Наилучшее время для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста начинается с возраста 2-3 лет. Именно в этот период малыши начинают становится наиболее инициативными. Наблюдая за окружающими, им хочется самим выполнять какие-либо действия. Наступает так называемый период «я сам».

В этом возрасте малыш начинает осознавать, что он является личностью, отдельной от мамы и папы, проверяет свою самостоятельность, на что он сам способен, при этом наблюдая за реакцией взрослых.

Очень важно позволять малышу быть самостоятельным, не нужно все делать за него. Но это не означает, что маленькому человечку нужно все разрешать

Такой подход может навредить, либо покалечить ребёнка. Родителям важно быть рядом, поддерживать кроху, помогать и объяснять.

Летняя подработка для подростков — проведи время с пользой

Во время переходного возраста детям важно доказать окружающим, что они уже взрослые, самостоятельные люди. Самый простой способ самоутвердиться — найти работу

Работая, тинейджеры ощущают себя взрослыми и независимыми.

Вторая причина, по которой тинейджеры вместо отдыха предпочитают подработать — деньги.

Даже если родители способны полностью обеспечить ребенка всем необходимым, дают ему достаточно денег на личные расходы, все равно приятно покупать вещь и осознавать, что деньги на покупку ты заработал сам. Большинство подростков желают ощущать себя независимыми от родителей финансово.

Подработка полезна для подростков с точки зрения воспитания . Они учатся ответственности. Работник отвечает за проделанный труд перед руководителем.

Работающие тинейджеры трепетнее относятся к деньгам, учатся правильно тратить. Довольно неприятно, когда ты усердно трудился и растранжирил деньги неизвестно куда. Гораздо приятнее покупать на собственные деньги значимую вещь, например, компьютер. Садясь за него, ребенок наполнится гордостью, что заработал его свои трудом.

Организационный виш-лист

И напоследок давайте перечислим процессы, которые важны для успешной учебной жизни ребенка. Ваш ученик может выполнять их на автопилоте, а может забывать о них постоянно, но хотя бы классу к седьмому-восьмому стоит их проработать. Хотя бы затем, чтобы через несколько лет вам не пришлось говорить друзьям и знакомым: «Я не могу принять это чертовски привлекательное приглашение, слишком занята: мы с ребенком сдаем сессию».

Подъем по будильнику.

Самостоятельные утренние сборы в школу, хороший завтрак.

Умение запирать, отпирать квартиру и не забывать ключи.

Самостоятельный поход в школу и обратно.

Обеспечение связи (заряженный телефон, все время с собой).

Контроль количества денег на проезд и школьные завтраки.

Заполнение дневника и запись домашнего задания в дневник.

Умение следить за временем по часам.

Прогнозы о том, сколько времени займет выполнение уроков.

Самостоятельное и своевременное выполнение уроков.

Поиск учебного материала в домашней/школьной библиотеке и Интернете.

Собирание рюкзака в соответствии с расписанием на следующий день.

Поддержание в порядке всех школьных принадлежностей (ручки, линейки, циркуль и пр.).

Уборка на рабочем месте (чтобы не страшно было подходить к нему на следующий день).

Уборка школьной формы в положенное место.

Обеды и полдники вовремя.

Наверняка вам захочется чем-то дополнить наш список. Это простая «техническая база» учебного процесса, но она, правда, важна. И похоже, виш-лист не так уж огромен, за несколько лет можно помочь ребенку отточить все эти навыки, облегчить ему путь к самостоятельности и успеху, а себе – обеспечить покой и уверенность человека, который знает, что его отпрыск – научен нужным вещам.

Удаленная работа и фриланс

Здесь я сделала обзор профессий на удаленке, которые больше всего подходят для женщин.

Помощник

Вы забираете часть работы руководителя, планируете его время, отвечаете за электронную почту. Пригодится знание офисных программ, тайм-менеджмента, маркетинга, социальных сетей.

Вакансии вы найдете на биржах фриланса, JobisJob, Remote-Job.

Копирайтинг, редактура текстов

Необходимо писать информационные, продающие тексты. Первые писать проще. Это как сочинение. А вот для того чтобы продать, нужно прочитать немало книг и освоить маркетинг.

Можете начать с текстовых бирж и сайтов фриланса. Там быстрее найдете заказы. По своему опыту скажу, что за 3–4 часа реально заработать 500–600 руб. С опытом и отзывами – даже больше.

Бухгалтерия

Можно найти небольшую фирму и вести ее на дому в свободное от основной работы время. Сколько заплатят, зависит от компании. Мелкие ИП хотят, чтобы им всю отчетность делали за 5 000 р. Крупным фирмам меньше 10 000 р. платить удаленному бухгалтеру стыдно.

Разместите свое резюме на Avito, hh.ru. Посетите конференции для предпринимателей и там раздавайте свои визитки. Зарегистрируйтесь на бирже фриланса и посмотрите в разделе “Бухгалтерский учет / Финансы / Консалтинг”.

Модератор

Есть 2 вида модераторов. Первый занимается вычиткой комментариев. Он блокирует нарушителей правил. Удаляет спам, ругань из комментариев. Второй проверяет опубликованный материал. Нет ли там рекламы, ссылок на сторонние ресурсы, копипаста, проверяет содержание на достоверность.

Сколько получит модератор, зависит от количества отработанных часов или проверенной информации.

Объявления о такой подработке можно найти на сайтах вроде Avito. Некоторые владельцы сообществ в соцсетях сами пишут, что ищут модератора.

Переводчик

Конкуренция высока. Полно специалистов с высшим образованием и стажировкой за рубежом.

Три недели назад я решила попробовать найти работу переводчиком английского без опыта. Я еще учу китайский в универе, но уровень пока базовый. Откликнулись 2 человека. Но попросили выполнить тестовое задание. Причем дали жесткий технический перевод вроде контрактов и т. п. Поэтому Google Переводчик здесь не прокатит.

В среднем новичку платят 80–130 р. за 1 000 знаков без пробелов. Это расценка английского. Китайский, арабский, японский ценятся выше.

Лайфхак. Возьмите 2-3 статьи из интернета на иностранном языке. Переведите. И сделайте из них портфолио.

Поищите работу на Translate.com, HeadHunter, сайтах фриланса.

Дизайнер (все виды дизайна)

Можно продавать заранее созданные дизайн-проекты на фотостоках. Устроиться на неполный рабочий день с гибким графиком в студию веб-дизайна. Предложения обычно висят на YouDo, в группе ВК, Russia.trud.com, HeadHunter и биржах фриланса.

Можно находить ошибки в дизайне уже существующих сайтов. Писать их владельцам. Предлагать помощь. Кто-нибудь да ответит.

Продавайте дизайн костюмов для праздников, одежды. Необходимо рассылать предложения бутикам.

Более простой вариант – заработок на дизайне футболок. Заходите на Print Bar. Делаете в конструкторе свою версию футболки. Получаете ссылку на нее. Размещаете на страничке в соцсети, блоге. Рекламируете. С каждой покупки будете получать 25 %. Почти пассивный доход. Ваша задача – это только один раз сделать футболку и продвигать ее. Деньги капают постоянно.

Оператор call-центра, технической поддержки

Если вы не знаете, чем заняться, да и особых навыков нет, советую пойти в операторы. Только заранее узнайте, чтобы платили не только за продажи, но и за время разговоров. Тяжело работалось у Тинькофф. Не выполнишь план – денег не получишь. За лишний шум минусовали и грозились уволить.

Соседка работала в службе такси. Тоже попадаются всякие кадры. Но за 4-часовую смену выходило 500 руб. Не нужно искать клиентов или впаривать. Люди просто заказывают машину по определенному адресу. Ваша задача – записать и отправить заявку.

За какую подработку оператором где и сколько платят, посмотрите на SuperJob, Rabota, HeadHunter. Отправляйте заявки, резюме. Сильно много работодатели не требуют. Только свободное время, наушники, интернет, поставленная речь.

Почему не все дети хотят быть самостоятельными

Во-первых, все дети хотят быть самостоятельными, но не всем это разрешают. Иногда родители слишком сильно опекают детей, поэтому дети опасаются делать что-то новое самостоятельно. Иногда родители слишком сильно пугают детей. Дети хотят знакомиться со сверстниками, но им мешает мамин страх, что тот другой обязательно ударит.

Также взрослые могут шантажировать ребенка: если ты сделаешь что-то сам, я не буду любить тебя. Это может касаться опасных вещей, но опасных с точки зрения взрослых, например, они запрещают ребенку залезть на горку. Такое родительское поведение парализует ребенка, мешает ему принимать самостоятельные решения.

Во-вторых, многие дети хотят самостоятельно решать интересные задачи, но не берутся за скучные и рутинные. Например, разобрать старые вещи на дедушкином чердаке — это интересная задача, а просто прибрать игрушки в свой комнате — кажется им скукотищей. В эту задачу можно добавлять игровые элементы или превратить в работу и дать ответственность за ее выполнение.

В-третьих, некоторые задачи сложны для детей. Им нужна помощь. Если взрослый слишком много требует от ребенка и при этом не помогает ему, это также мешает быть самостоятельным. Например, ребенку нужно завязать шнурки на ботинках — это часто не удается дошкольникам. Им нужно помочь или обучать постепенно, а пока найти обувь с другой застежкой.

Родители будущих первоклассников могут проверить, насколько ребенок психологически и познавательно готов к школе. Вот здесь предлагается бесплатная онлайн-диагностика с опытным методистом.

Без официального трудоустройства или через знакомых

К сожалению, официально трудоустраивать подростков руководители фирм не особо стремятся. Отчасти это обусловлено сложностями в оформлении несовершеннолетнего на работу: получением согласия от родителей и прочей бумажной волокитой.

Но если вашему ребенку очень хочется найти себе занятие на лето, то можно устроиться на подработку без заключения трудового договора. На практике большинство работодателей так и поступают: не подписывают с несовершеннолетними вообще никаких документов. И тут уже приходится рассчитывать только на порядочность руководителя компании.

Я свою трудовую деятельность начинала в 16 лет на фирме у маминой знакомой: торговала арбузами и сгущенкой. Договора никакого не было, все на честном слове. Много ли я зарабатывала? По тем деньгам полученной за день суммы мне хватало на килограмм черешни или большую шоколадку. Печалилась ли я низким доходам? Нет, конечно! Потому что мне нравилось работать, общаться с людьми и чувствовать себя взрослой.

Не стесняйтесь спрашивать своих знакомых и родственников: возможно, кому-то из них требуется сотрудник на летнее время. Зачастую самый хороший вариант найти работу для подростка — именно такой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: