Подбираем учителей
Ключевым моментом является подбор педагога. Если есть возможность, заранее узнайте о квалифицированном учителе, который сможет мотивировать на учебу, давать хорошие знания и помогать в освоении нового материала.
Грамотный педагог проводит занятия в игровой форме. Ему видно, когда пропадает мотивация у детей. И ему хватит навыков и знаний, чтобы изменить ситуацию и дать мотивацию.
Мотивация к учебе не сразу может появиться. Родители должны набраться терпения, помогая воспитаннику обрести себя. Выстраивайте доверительные отношения между вами и ребенком. Нельзя бить, кричать, унижать детей. Применения насилия от взрослых может способствовать проявлению отклонений, задержке физического и нервно-психических расстройств. Будьте другом для своего малыша, а не надзирателем.
Что надо знать о мотивации родителям
С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:
- желание учиться и овладевать знаниями;
- радоваться процессу обучения;
- побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
- стремление к учебному успеху в школе;
- желание получать высокие отметки за свои знания;
- стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
- стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
- умение подчиняться школьным требованиям;
- навыки самоконтроля.
Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.
Тест — опросник
Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:
- Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
- Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
- Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
- Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
- У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
- Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
- (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)
Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл; отрицательное отношение к школе – 0 баллов.
25 – 30 баллов – высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).
10 – 14 баллов – низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.
Как простимулировать ребенка к изучению английского
Чтобы развить интерес к изучению иностранного, можно воспользоваться следующими наставлениями психологов:
- у него наверняка есть любимые фильмы, мультфильмы, которые он с удовольствием смотрит. Можно найти их на английском языке, и предложить ему посмотреть их в оригинале. Такой же прием возможно применить и по отношению к книгам;
- стараться не высказываться при школьнике в таком ключе, что «я всю жизнь прожил, не зная английского – и ничего…». Наоборот, можно сказать, что вы не знаете иностранный язык, но сожалеете об этом, так как не можете попробовать себя в новой, современной профессии, в которой без английского делать нечего;
- ставьте перед учащимся цели, соответствующие его возрасту. Ученику младших классов понятнее будет осознать пользу от знания иностранного языка, если вы скажете, что это поможет ему читать самые новые сказки и смотреть интересные мультики, которые еще не успели перевести на русский. Подростка заинтересует возможность поездки в языковой лагерь за рубеж, а также то, что, зная английский, он сможет понимать, о чем поют любимые исполнители, что рассказывают о себе известные личности в интервью и т.п.
Как заинтересовать учебой младшего школьника
Стимулировать интерес к учебе у младших школьников нужно, учитывая их возрастные особенности. Очень часто родители, дети которых стали хуже обучаться, пытаются нарисовать перед ними перспективу будущей жизни: если учащийся будет получать хорошие оценки, то вырастет обеспеченным, уважаемым человеком. И наоборот – если начнет получать плохие, пойдет улицы подметать.
Стоит сразу сказать: с детьми 7–12 лет этот метод не работает. Перспектива взрослой жизни для них еще слишком отдаленная, они не могут до конца осознавать слова родителей. С детьми нужно использовать другой способ – постепенно создавать и повышать учебную мотивацию. Психологи предлагают учитывать при этом несколько правил:
- не заставляйте. Принуждать всеми возможными способами к выполнению домашних заданий, сопровождая это маленькими скандалами – значит вызвать у учащегося младших классов устойчивое отвращение к учебе. Гораздо правильнее будет доверительно поговорить о том, что существуют школьные правила, которые не такие уж и сложные. Можно попытаться представить вместе с ним, как будет рада его учительница от того, что он сделал домашнее задание и т.п.;
- старайтесь показать малышу, что учеба – это не скучно, а наоборот – весело и увлекательно. Не стоит просто заставлять его бездумно выучить заданный материал – задавайте ему интересные вопросы и учите искать ответы на них самостоятельно. Подскажите, как и где это лучше сделать (книги, интернет). Это будет способствовать тому, что «домашка» обретет для него определенный смысл;
- хвалите за любые успехи. Не скупитесь на похвалу, если хотите вызвать желание учиться. В этом возрасте маленькому человечку нужно, чтобы родители, учителя, другие взрослые замечали все его успехи и радовались вместе с ним;
- если видите, что учащийся не берется за выполнение домашнего задания потому, что боится не справиться, немного помогите ему. Вы можете слегка переформулировать задание (с сохранением смысла), или же разбить его на части. И тогда вашему малышу легче будет справляться с поставленной задачей поэтапно, он будет получать удовольствие от того, что смог это сделать. Ну а вы, конечно, не забывайте его за это похвалить;
- воспользуйтесь «эффектом прерванного действия». Он состоит в том, что, чаще всего, незаконченное действие человека притягивает, и он стремится его завершить. Поэтому, когда видите, что сын или дочь потеряли интерес к выполнению задания, предложите прерваться и заняться чем–то более интересным. По утверждению психологов, любой человек все равно будет стремиться завершить начатое;
- попробуйте «метод зеленой ручки», изобретенный прогрессивной мамой одной первоклассницы. Он заключен в следующем: нужно подчеркивать зеленой пастой лучшие места в работе малыша, чтобы он концентрировался на своих успехах, а не на ошибках;
- заканчивайте выполнение заданий на приятной ноте. Старайтесь, чтобы ребенок не выдохся окончательно, делая «домашку», иначе в следующий раз он возьмется за ее выполнение с меньшим энтузиазмом. Изменить школьную программу не в ваших силах, а вот правильно организовать время ученика, которое он проводит дома – вполне возможно. Учите его отводить для выполнения задания определенный срок, и придерживаться этого срока.
Интерес превыше всего?
Еще один очень эффективный элемент, наличие которого поможет повысить мотивацию к обучению у подростков, — это интерес к предмету. Если развить неподдельный интерес к предмету изучения, желание узнавать все больше повысится.
Для мотивации школьников и студентов проводят экскурсии, открытые уроки и встречи, внедряют в учебный процесс инновационные технологии — все, что поможет заинтересовать и увлечь. Поэтому в начальных классах большинство занятий проводятся в форме игры, чтобы привлечь детей. Существует огромная разница между интересным заданием и тем, которое надо выполнить в силу обстоятельств.
Родители также должны поддерживать все познавательные увлечения ребенка с раннего возраста: посещать публичные лекции, выставки по интересующей ребенка тематике, учитывая при этом возраст. Таким образом, процесс мотивации учебной деятельности можно запустить еще в дошкольном возрасте.
Часто можно услышать от учеников, что изучаемое в школе в дальнейшей жизни им не понадобится. Если ребенок не считает, что изучаемый предмет имеет практическую значимость и пользу, он не захочет его освоить. Из этого следует, что нужно продемонстрировать то, почему важен школьный предмет. Надо проводить связи с реальной жизнью. Показывая, что материал с занятий используется людьми в повседневной жизни, можно развить к нему интерес.
Важные шаги для развития интереса:
- Необходимо продолжать изучение предмета за рамками аудиторных занятий.
- Следует исследовать необычные моменты предмета.
- Нужно знакомиться с интересными книгами, журналами или статьями по теме.
Основные ошибки родителей
Многие взрослые, стремясь промотивировать ребенка к учебе, игнорируют самый важный момент – любовь к познанию. Только привив любовь к изучению чего-то нового можно говорить о положительной внутренней мотивации к учебе. Она возникает при наличии следующих мотивов:
удовольствие от процесса учебы,
желание достичь успеха,
доброжелательная атмосфера в классе и школе в общем,
понимание важности образования для дальнейшей жизни.
Но чаще родителям проще прибегнуть к внешней или отрицательной мотивации. Она формируется когда:
- учеба превращается в долг, необходимость терпеть неудобства,
- на первое место для ребенка становится вознаграждение за хорошие отметки,
- значение оценок сильно преувеличено и из «пятерок» сделан культ,
- наказания за неуспеваемость в школе.
Чем плохо формирование внешней и (или) отрицательной мотивации к учебе? В конечном счете, манипуляции родителей научат ребенка использовать те же методы в общении с людьми. Часто причиной повышенной тревожности школьника становятся именно такие попытки родителей мотивировать его к учебе. Так же велик риск развития у ребенка страха перед неудачами, который отбивает всякую инициативу.
Почему «плата» за оценки и дорогие подарки дают временный результат? Множество исследований, проводимых психологами, подтверждают, что материальное вознаграждение «убивает» интерес к любимому делу
Ребенку уже неважно и не интересно познавать новое, его цель – бонус. А система штрафов за неуспеваемость приводит к страху потерять вознаграждение, и мотивация вновь становится отрицательной
Если родители используют метод «кнута», когда ребенка только наказывают за неуспеваемость и не хвалят за успехи, то это приводит к заниженной самооценки и страху не удач.
Для дошкольника
1. В возрасте 2-3 лет, в период “я сам”, давайте ребенку по возможности больше пространства для инициативы, поощряйте его стремление осваивать новый опыт самостоятельно. Позволяйте кушать самостоятельно, рисовать, одеваться – все, что малыш стремится делать сам.
2. В возрасте 3-5 лет, в период “почемучек”, находите ресурсы отвечать на вопросы вашего ребенка. Сразу или с отсрочкой, если вы не знаете ответ, но будьте в диалоге. Помните, что в этот период времени вы – главный источник знаний для малыша. И то, насколько вы открыты к тому, чтобы делиться знаниями, формирует у ребенка мнение о том, насколько вообще для него можно, разрешено хотеть проявлять интерес к знаниям.
3. В возрасте 4-7 лет не перегружайте ребенка академическими знаниями и навыками усидчивости. Некоторые родители так беспокоятся о том, чтобы их ребенок был подготовлен к началу школьной жизни, что перегружают малыша требованиями, которые не соответствуют его возрасту и при этом угнетают естественные процессы развития. Таким образом, к началу школьной поры можно получить ребенка, который механически изучил школьную программу за первый, а иногда и за второй класс. В итоге ему будет просто скучно, а процесс обучения будет ассоциироваться с негативом.
В каких случаях нужна помощь психолога
Несмотря на обширный спектр возможностей замотивировать ребенка к учебе, некоторые родители отмечают безуспешность всех предпринятых попыток. В ряде случаев равнодушие ребенка к самообразованию или другому ранее любимому виду деятельности может стать поводом для мам и пап обратиться к психологу за помощью.
Вмешательство квалифицированного специалиста необходимо в случае:
- частых заболеваний малыша;
- возникновения агрессии в адрес родителей или сестер, братьев;
- периодической резкой смены настроения;
- формирования внезапной замкнутости;
- наличия безосновательных капризов и частых истерик.
Только близкие родственники смогут подобрать наиболее подходящий вариант стимулирования своего малыша среди многочисленных рекомендаций психологов
Важно помнить главное правило: родители должны дать отпрыску уверенность, что его в семье будут любить и принимать любым, даже несмотря на возможные неудачи в образовании или спорте
Оформление статьи: Е.Чайкина
С чего начать
Вернуть мотивацию к учёбе — процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.
- Когда ребёнок не выполняет наше требование, мы ищем способы воздействовать на его поведение. Начните с другого: задумайтесь, насколько разумно ваше требование. Наверное, не случится ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки. И просьбу «не шуметь» дети игнорируют не потому, что они непослушные, а из-за психологических особенностей своего возраста.
- Сотрудничество. К сожалению, многим родителям это слово не знакомо в контексте общения с ребёнком. Но чем старше ваши дети, тем чаще вы должны привлекать их к сотрудничеству. Обсуждать, объяснять, вместе строить планы. Попробуйте поговорить с ребёнком как со взрослым человеком. Не надо воспринимать в штыки желание 15-летнего мальчика стать космонавтом. Спокойно объясните, почему вы считаете это малореальным. Возможно, в ваших словах сын найдёт внутреннюю мотивацию для роста.
- Свобода выбора. Ребёнок должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет ответственнее подходить к решению проблем. Когда он плохо себя ведёт, спросите его о причинах. Вы можете возразить, что и так знаете, в чём дело, но всё же попробуйте. Возможно, ответ вас удивит!
Причины нежелания учиться
Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога зачастую предлагают целый спектр вариантов воздействия) необходимо решать, опираясь на первоначальные причины возникновения у него нежелания получать новые знания.
Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога родителям подскажут, как вести себя в этой непростой ситуации
Наиболее частыми обстоятельствами, имеющими существенное влияние на потерю интереса к учебе, являются:
Причины нежелания учиться
На что обратить внимание родителям в первую очередь для исправления ситуации
Чрезмерный стресс, эмоциональное или физическое переутомление
Пересмотреть распорядок дня ребенка и, обсудив с ним, отказаться, например, от посещения одной из дополнительных секций.
Обострение заболеваний или спонтанное возникновение физического дискомфорта (головные боли, вздутие живота и так далее), связанного с переполняющим ребенка волнением в преддверие посещения учебного заведения
Поговорить со школьником, внимательно его выслушать и выявить, что конкретно заставляет возникать мысли о нежелании посещать конкретное учебное заведение.
Негативное восприятие учителя (конфликты, излишняя строгость, грубость, требовательность со стороны педагога)
Уточнив обстоятельства, вынуждающие ребенка бояться педагога, обсудить с учителем его способы мотивации подрастающего поколения
Ссоры или недопонимания с одноклассниками или детьми других возрастов, также посещающими данное учебное заведение
Совместно с ребенком проработать несколько возможных вариантов выхода из конфликтных ситуаций, которые он сможет проявить на практике в своей школьной жизни
Отсутствие поощрения за успехи со стороны родителей
Обращать внимание на заслуги и старания школьника, пусть даже недостаточные для получения отличной оценки от педагога
Страхи, связанные с неумением ребенка находится в коллективе и искать точки соприкосновения со сверстниками
Помочь ребенку найти общие интересы со своими одноклассниками, предложив ему, например, сходить в кинотеатр на фильм, который обсуждается сейчас молодежью
Сложности в обучении, в частности недостаточное количество знаний у конкретного ребенка, необходимых для того, чтобы справиться с простейшими заданиями
Самостоятельно попытаться подтянуть ребенка, заполнив пробелы в знаниях соответствующей информацией
В случае отсутствия возможности у родителей своими силами помочь ученику, необходимо обратиться к услугам репетитора
Отсутствие заинтересованности в отдельном предмете или нежелание тратить время на обучение, которое можно потратить на развлечения
Привести аргументы, способные доказать ребенку конкретного возраста важность саморазвития для его дальнейшей жизни
Например, связать необходимость изучения конкретного предмета с получением соответствующего высшего образования по окончанию школы
Неготовность к посещению образовательного учреждения, в частности его психологическая составляющая
Как можно чаще в разговорах с ребенком положительно отзываться о его учебном заведении, акцентируя внимание на моментах, считающимися достоинствами школы для ученика конкретного возраста
Непонимание причин своего нахождения в стенах учебного заведения
Помочь подрастающему человеку грамотно расставить приоритеты, направив его к финальному выводу о необходимости посещать школу для достижения поставленных жизненных целей. Выяснив обстоятельства, родителям после консультации с психологом необходимо как можно скорее приступить к исправлению ситуации
В противном случае ребенок может замкнуться в себе, навсегда оборвав связующую нить с потерявшими в его глазах авторитет мамой и папой
Выяснив обстоятельства, родителям после консультации с психологом необходимо как можно скорее приступить к исправлению ситуации. В противном случае ребенок может замкнуться в себе, навсегда оборвав связующую нить с потерявшими в его глазах авторитет мамой и папой.
Рекомендации психологов родителям
Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога могут быть полезны при изучении родителями данного вопроса) — вопрос, возникающий перед молодыми мамами и папами в воспитании своего малыша.
Для того чтобы маленький член семьи рос в комфортных психологических условиях, специалисты советуют:
- не заставлять ребенка беспрекословно выполнять указания;
- в случае отказа в какой-либо просьбе, объяснять подрастающему человеку свою позицию;
- разговаривать как можно больше со своим сыном или дочерью;
- серьезно относится к детским проблемам;
- не высмеивать неудачи ребенка;
- не обсуждать в негативном ключе способности школьника с другими людьми;
- искать общие интересы со своим ребенком;
- всегда выполнять данные ранее обещания, не давая повода усомниться в себе;
- искренне интересоваться рутинными событиями, произошедшими в жизни сына или дочери;
- выделить ребенку личное пространство и ежедневно давать время на занятия, которые ему нравятся;
- ограничить время, проводимое подрастающим человеком перед экраном компьютера или телевизора, заменив его на совместные прогулки или, как вариант, семейные игры.
Выяснить причины, почему ребенок отказывается учиться
Детская мотивация – вещь хрупкая, которая очень легко рушится под взрослым напором. Если родители используют угрозы, шантаж, обещания, награды, занижают самооценку и постоянно требуют высокого результата, это неизбежно приведет к обратной реакции. Незрелая психика просто не выдержит такого гнета, и результат будет противоположным – ребенок начнет избегать всего, что связано с учебой. А также причиной отсутствия мотивации к учебе может стать банальная усталость. Если, например, помимо школы и домашних заданий на ученике висит несколько секций и курс английского языка
Поэтому в погоне за учебным результатом важно учитывать и способности конкретного ребенка, и его характер, и психическую организацию, и даже условия, в которых он учится. Ведь нередка и такая ситуация, когда ученик не хочет возвращаться в школу по причине буллинга в коллективе или негативного отношения со стороны учителя
В каких случаях нужна помощь психолога
Несмотря на обширный спектр возможностей замотивировать ребенка к учебе, некоторые родители отмечают безуспешность всех предпринятых попыток. В ряде случаев равнодушие ребенка к самообразованию или другому ранее любимому виду деятельности может стать поводом для мам и пап обратиться к психологу за помощью.
Вмешательство квалифицированного специалиста необходимо в случае:
- частых заболеваний малыша;
- возникновения агрессии в адрес родителей или сестер, братьев;
- периодической резкой смены настроения;
- формирования внезапной замкнутости;
- наличия безосновательных капризов и частых истерик.
Только близкие родственники смогут подобрать наиболее подходящий вариант стимулирования своего малыша среди многочисленных рекомендаций психологов
Важно помнить главное правило: родители должны дать отпрыску уверенность, что его в семье будут любить и принимать любым, даже несмотря на возможные неудачи в образовании или спорте
Оформление статьи: Е.Чайкина
5 способов помочь ребенку в подготовке домашнего задания
1) Составьте план выполнения домашнего задания
Составление плана помогает легко справляться с домашним заданием. Однако этот навык довольно сложен для ученика начальной школы. Дети пока еще не умеют правильно распоряжаться своим временем. Задача родителей – помочь ребенку спланировать порядок действий. Для этого можно обсудить, сколько приблизительно времени займет выполнение того или иного задания. Договоритесь с ребенком, что выполнять домашнюю работу он будет в одно и то же время. Предложите ему выбрать, делать ли уроки после возвращения из школы, когда он еще не вышел из учебного ритма, или вечером после ужина. Сразу определитесь, что во время выполнения домашнего задания вашему чаду придется забыть про телефон, интернет-мессенджеры и просмотр телевизионных программ. Когда выполнение заданий на дом войдет в привычку, вам больше не придется «отлавливать» настроенного на другую волну ребенка, пытаясь усадить его за уроки.
2) Проверяйте уроки у ребенка
Многие дети очень волнуются, боясь приносить в школу задания, выполненные с ошибками. Страх вызвать неудовольствие учителя или стать объектом насмешек со стороны одноклассников не самая лучшая мотивация для школьника. Чтобы повысить самооценку ребенка и его уверенность в своих знаниях, педагоги рекомендуют родителям регулярно проверять выполненную им домашнюю работу: это позволит школьнику не опасаться того, что он не справился с заданием.
Готовясь к урокам дома, дети учатся главному – самоорганизации и самоконтролю. Но если взрослые начнут выполнять задания за ребенка, то он перестанет верить в себя, свои способности и свои силы.
3) Оставьте ребенка в одиночестве, пока он делает уроки
Во время выполнения домашнего задания ребенку лучше быть в одиночестве. Такие формы контроля, как излишняя опека и постоянное принуждение, не только не учат детей самостоятельности, но и формируют у них быть в чувство беспомощности и пассивность. Если взрослые рядом, ребенок сознательно прекращает делать уроки. У него вырабатывается психологическая зависимость от присутствия старшего. Если вы уже оказались в подобной ситуации, постарайтесь ограничивать свое присутствие рядом с ребенком, когда он занят уроками, со временем сведя его к минимуму.
4) Замечайте достоинства, а не недостатки
Хвалите детей чаще. Делайте это при каждом удобном случае
Позитивное эмоциональное состояние важно для того, чтобы школьник хотел учиться. Об ошибках лучше всего сообщить таким образом: «Я уверен (а), что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться другой ответ»
Если родитель начнет проверку домашней работы с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого. Полезная тактика – проверять домашнее задание по частям, после того, как школьник решил задачу или выполнил упражнение. Таким образом, ребенок получает обратную связь относительно хода выполнения уроков, и ему не придется переделывать все задание целиком.
5) Контролируйте свои эмоции
Даже если вы не разговариваете с ребенком, он, скорее всего, считывает невербальные сигналы от вас, особенно негативные. Напряженность, гримасы, вздохи сообщат ему, что вы недовольны его работой. Для детей неодобрение родителями их деятельности и потеря родительской любви – суть одно и то же. Поэтому будьте благожелательными по отношению к своему подопечному, и у него появится мотивация, чтобы выполнить следующее задание.
Татьяна Маргулян
Достаточно ли вашему ребенку внимания?