Правильная мотивация
Итак, мы пришли к выводу, что от давления и контроля нужно отказаться, принять участие в жизни ребёнка и мотивировать его на учёбу. Рассмотрим ниже возможные способы решения проблемы:
- Выясните причину, по которой ребёнок не хочет учиться, пересмотрите его учебную нагрузку (загруженность помимо школьных занятий).
- Помогите в случае непонимания материала.
- Спокойно реагируйте на плохую отметку и не забудьте похвалить за хорошую (ни в коем случае не сравнивайте ребёнка с одноклассниками или знакомыми детьми).
- Не обещайте материальных благ за успехи в учёбе (пользы это не принесёт, только создаст неправильную мотивацию).
- Сотрудничайте с ребёнком, но дайте ему самостоятельность (вы не должны делать за него домашнее задание, но можете объяснить, как его сделать; подростку нужно помочь с определением будущей профессии, поговорить о предметах, которые будут важны для него).
- Разговаривайте с ребёнком «по душам», как с другом, и у вас в семье не будет недомолвок по поводу учёбы.
Помогите ребёнку разобраться со сложными заданиями
А вот что предлагает в качестве решения проблемы доктор Комаровский:
Не стоит перегружать ребёнка занятиями из страха, что он познакомится с нехорошей компанией. В школе XXI века занятость ребёнка порой не оставляет ему времени на отдых. Поэтому станьте прежде всего союзником своего ребёнка, чтобы мотивировать его к учёбе, а не заставлять учиться.
Тяжелая работа
Не нужно делать акцент на ежедневной тяжелой работе. Если вы относитесь к тем родителям, которые имеют хорошую работу и доход, не повторяйте каждый раз ребенку, что вы добились этого тяжелым трудом. Это не будет хорошей мотивацией для него.
Все, чего вы добились, все ваши действия и так являются наглядным примером. Если же вы будете каждый раз повторять, что всего этого можно добиться только благодаря тяжкому труду, вы сделаете только хуже. Вместо этого просто поддерживайте ребенка хорошими, добрыми словами, помогайте решить возникшие проблемы. Делайте акцент на том, что ребенок может гордиться тем, что приложил максимальные усилия самостоятельно.
Доброта
Специалисты из Аризонского государственного университета несколько раз проводили исследования, пытаясь изучить взаимодействие родительского контроля и успеваемости ребенка в школе. В эксперименте приняли участие 500 детей из различных социальных слоев. Их просили назвать шесть категорий из большого списка, которые были важны для их родителей.
«Самое главное — семья»: история любви Ярослава Сумишевского и его жены Наташи
Раннее развитие мелкой моторики у детей: игры и упражнения с рождения и до года
К 170-летию самого известного издателя дореволюционной России – Ивана Сытина
Дети из одной группы в числе первых трех категорий назвали доброту, порядочность и хорошее отношение к другим людям, и только потом успехи в учебе и отличная карьера в будущем. Ответы обязательно сравнивали с текущими успехами детей в школе и на основании этого делали отчеты.
Дети, чьи родители уделяли очень большое внимание успехам и достижениям не только в школе, но и на внешкольных занятиях, упуская из виду доброту, больше испытывали стресс и были крайне склонны к проявлениям негативных эмоций, тревоге, к низкой самооценке, у них наблюдались проблемы с поведением и общением со сверстниками и учителями. В итоге были сделаны выводы не совсем утешительные
Когда родители ставят во главу угла текущие и возможные достижения своих детей, вместо того чтобы проявлять больше участливости и внимания, то создают почву для формирования негативного психологического состояния. Оказалось, на это может повлиять даже один родитель, который указывает на успеваемость ребенка в школе
В итоге были сделаны выводы не совсем утешительные. Когда родители ставят во главу угла текущие и возможные достижения своих детей, вместо того чтобы проявлять больше участливости и внимания, то создают почву для формирования негативного психологического состояния. Оказалось, на это может повлиять даже один родитель, который указывает на успеваемость ребенка в школе.
Почему у детей нет желания учиться
Если родители выяснят причину, по которой ребёнок плохо относится к учёбе — они наполовину решат проблему. Взрослым всегда кажется, что ребёнку в школе должно быть интересно, он узнаёт много нового, общается с одноклассниками. Однако для ребёнка школьный процесс часто выглядит не так занимательно.
Психологи выделяют несколько причин нежелания учиться.
«Зато он с шести в школу пошёл!»
Ребёнка отправили учиться в слишком раннем возрасте
Обычно в первый класс дети идут с охотой, но если ребёнок идёт в школу раньше своих сверстников, ему труднее проявлять усидчивость, внимание
Дочь моей коллеги, учителя математики, пошла в школу в 6 лет. По словам матери, ей трудно было привыкнуть к учебной системе, а в средней школе начались затруднения с постижением школьной программы. В этой ситуации нежелание ребёнка учиться вполне естественно.
«Хорошо учиться в школе — наша главная задача»
Родительский контроль и сравнение с другими детьми. Если родители не дают ребёнку отдохнуть после школы, заставляя делать уроки, постоянно ведут разговоры об оценках, это начинает угнетать его. Само понятие «заставить» означает проявление насилия, морального или физического. Ребёнок обязательно будет сопротивляться.
Учёба может стать неприятна, если родители постоянно сравнивают успехи своего сына или дочери с успеваемостью одноклассников. Это приводит к заниженной самооценке, злости на родителей, но никак не мотивирует.
Моего племянника в переходном возрасте невозможно было уговорить сесть за уроки. Когда родители становились в авторитарную позицию, он отказывался учиться наотрез.
«Когда ты уже успокоишься?»
Гиперактивность ребёнка
Многим детям трудно сконцентрировать своё внимание на уроках из-за избытка энергии, поэтому интерес к учёбе у них поверхностный. Дети же с выраженным дефицитом внимания и рады бы сосредоточиться, но не могут, в итоге не учатся сами и отвлекают других
Заставлять тут бессмысленно, нужно корректировать состояние ребёнка вместе с неврологом и педиатром.
Гиперактивным детям сложнее сосредоточиться на учебном процессе
Мне, как учителю, часто приходилось встречать таких детей на уроках
Привлечь их внимание к учёбе крайне сложно, так как они постоянно отвлекаются
«Школьные годы чудесные»
Стрессовые ситуации. Здесь речь идёт о таких обстоятельствах, как развод родителей, смерть кого-нибудь из близких родственников. Ребёнок переживает, замыкается в себе, а учёба отходит на второй план. Иногда стресс создают напряжённые отношения с одноклассниками или с учителями.
Сложные отношения со сверстниками могут отбить желание учиться
В школьные годы у меня почти не было друзей среди одноклассников, не находилось общих интересов. Все воспринимали меня как «ботаника», погружённого в учёбу, и отношение было соответствующим. Посещение школы само по себе превратилось в стресс, поэтому интереса учёба не вызывала.
«Твоя учёба — твоё дело»
Родительское равнодушие. Ситуация обратна предыдущей. Родители заняты личными делами или зарабатыванием денег и мало внимания уделяют ребёнку. С их точки зрения, если ребёнок сыт, одет и обут, не о чём больше беспокоиться. Когда родители никак не реагируют на успехи детей в школе, это снижает их мотивацию к учёбе.
Бо́льшая часть родителей, по моим педагогическим наблюдениям, ведёт себя именно так. Они подменяют заботу о ребёнке внешней обеспеченностью, а потом искренне удивляются: почему он не хочет учиться. Казалось бы, учебный процесс — это норма, а контроль и проверка знаний старшими — лишнее. При встрече с такими родителями мне приходится объяснять им, что нужно уделять время ребёнку, разговаривать с ним, интересоваться его успехами в школе. Иначе школьник думает, что он не нужен родителям, а заброшенная учёба — это повод для привлечения родительского внимания.
Как начать хорошо учиться в школе
Придерживайтесь простых правил:
- Хорошая учеба возможна при отсутствии лени. Не начнете бороться с ленью – не будет хорошей учебы.
- Четко планируйте свой день. Запишитесь в какой-нибудь кружок – перемена деятельности отлично скажется на умственной деятельности. Составьте график, позволяющий после уроков заняться новым хобби.
- При любых обстоятельствах выполняйте задания на дом. Вам кажется, что вы прекрасно помните, что говорил учитель на уроке? Перечитайте тему вновь. Помните про устные задания, не игнорируйте их – особенно это применимо к точным наукам. Учите правила наизусть.
- Начинайте уроки с самых сложных заданий. С трудностями легче справляться на «свежую голову». Когда вы уже начнете ощущать усталость, вам останется выполнить самые простые дела.
- На завтра нет уроков? Уделите полчаса пройденному материалу. Впоследствии изучение нового материла дастся легче.
- При должном уровне физической нагрузки успеваемость в школе повыситься. Выполняйте в перерывах между уроками простую зарядку. Удивительно, но это помогает лучше запоминать материал.
Все говорят, что вам на меня наплевать
Еще через два дня вечером Витька пришел в кабинет к отцу и независимо сообщил: «Пап, все говорят, что вам на меня наплевать».
— Нет, что ты! — удивился Мишка. — Нам совсем не наплевать. Мы просто воевать устали.
— Но другие же родители воюют, лишь бы ребенок образование получил! Мама бы и дальше воевала, если бы ты ей не запретил. И Костик. А тебе, получается, все равно, что я в официанты пойду.
— Да? — Мишка надолго задумался. — Ну тогда знаешь, что получается? Получается, что я на тебе компенсируюсь. Я же чистокровный «ботан», как ты выражаешься. Меня моя мама, твоя бабушка, вместе с сачком под колпак посадила и пестовала — а я и рад был, мне лишь бы насекомых ловить и по определителю определять.
А потом я влюбился в Наташу, Костикину маму, мы поженились, и выяснилось, что она меня пестовать и ухаживать за мной вовсе не собирается, а собирается сама жить и ждет от меня, чтобы я… чтобы я был полноценным, взрослым уже. А я испугался ответственности и сбежал обратно к маме. А когда мне достался Костик, он уже был таким же, как я, я такое понимал, и поэтому у меня с ним никаких проблем не возникло. А ты — другой. И вот теперь я от страха на тебя проецирую то, чего мне самому когда-то не хватило…
В этом месте Мишкиного рассказа я восхищенно захлопала в ладоши:
— Вот прямо так и сказал?! Старик, ты гений! Если тебе все-таки надоедят когда-нибудь твои четверокрылые, можешь попробовать себя в подростковой психологии!
— Так и сказал, — Мишка смущенно улыбнулся. — Но это же правда?
— Пап, ты со мной никогда так не разговаривал, — сказал Витька после долгой паузы и поиска слов.
— Ну да. Но я же, получается, на тебя и ответственность за тебя перекинул. И отношение получается другое.
Слова отца полностью совпали со словами школьного математика. Витька воспринял это как знак. И вернулся в школу. И под свою ответственность «включил голову». И оценки стали блестящие. И теперь семья подумывает о возвращении в прежнюю математическую.
Как составить внутрисемейную систему правил
Вот последовательность шагов, которую важно использовать, если вы решили, что слов недостаточно, и вашему ребенку все же нужны «рамки». Эти шаги минимизируют возможные негативные последствия наказания, а также позволяет свести на нет игнорирование установленных вами правил
1. Список
Составьте сначала для себя список тех правил, которые хотели бы, чтобы ваш ребенок соблюдал. Возможно, в дальнейшем вы захотите их дополнить или внести правки, но сейчас обозначьте основные.
2. Уточнение
Уточните свои требования. Ребенку важна конкретика. Например:
Неправильно: «Не гулять поздно».
Правильно: Приходить домой не позднее 22.00.
Неправильно: «Всегда быть на связи».
Правильно: «Отзваниваться каждые три часа. Перезванивать после пропущенных вызовов не позднее чем через 20 минут».
Ваши правила должны быть максимально четко сформулированы, ведь за несоблюдения предполагаются санкции.
Неправильно: «Не прогуливать школу».
Правильно: «Не пропускать школу без уважительной причины. Уважительная причина согласовывается».
Определитесь, что будет считаться прогулом. Например, ушел из школы, потому что отменили последний урок, — считать это прогулом? Договоритесь, как поступать в спорных ситуациях и за кем последнее слово. «Не пошла на физ-ру, потому что болела коленка». Нужно ли было позвонить вам и получить согласие на этот пропуск? А может быть, вы лояльный родитель и разрешите своему подросшему ребенку пропускать пять уроков в месяц без объяснения причин. Суть одна — как можно четче обозначьте свое требование.
3. Обсуждение
Обсудите с ребенком каждое из ваших требований, объясните, постарайтесь найти слова, почему это так важно для вас. Расскажите искренне, что вас волнует
Почему вы хотите, чтобы было так, а не иначе. С какими еще причинами это связано. Например, быть дома после 22.00 — это еще и требование закона для детей до 16 лет.
Важно, чтобы ребенок понял, что это не ваша «прихоть». Хотя и на «прихоти» вы имеете право
Так же, как и он. Он хочет коку и пиццу по субботам (хоть и знает, что это вредно), а вы хотите порядок в его комнате, грязные вещи в баке для грязного белья, потому что чувствуете себя плохо, когда вокруг бардак, а тратить полсубботы на уборку не хотите.
Выслушайте мнение ребенка и обязательно внесите коррективы в предложенные вами правила. Пусть немного, пусть в мелочах
Но подростку важно, что его мнение учитывается. Мотивации выполнять установленные правила будет значительно больше
4. Санкции
Назначьте санкции или наказания за нарушения правил
Этот пункт важно составлять вместе с ребенком. Лучше, если санкции будут дифференцированными (вторичное нарушение карается строже)
Чаще используйте прием «Представь себя на моем месте»: «Что бы делал ты, если бы ты был родителем? Как ты бы вел себя в такой ситуации? Какое наказание применил?».
Не отходите от договоренностей. Для психики ребенка, в том числе большого, очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.
5. Согласие
Перечитайте свой свод правил вместе и добейтесь согласия ребенка по каждому пункту. Если удобней, ставьте плюсики в конце каждого пункта (в идеале три — оба родителя и ребенок). Это самый сложный и самый важный момент.
6. Правила для родителей
Для многих родителей этот шаг немыслим. И еще часть родителей считает это «заигрыванием с ребенком». Но подростки заслуживают того, чтобы мы считались с их мнением, а не отвечали в духе «это мое дело», «не тебе мне указывать», «создашь свою семью, там и будешь командовать». Так что шаг необязательный. Но строптивому подростку такой подход кажется более честным. Попробуйте.
Спросите ребенка, что ему остро не нравится в вашем поведении. Например: заходить в комнату без стука, названивать по 10 раз, когда он с друзьями, курить на кухне (или вообще курить!), обещать и не выполнять, чрезмерный контроль и так далее. Включите в список пункты которые вы сами обязуетесь исполнять (с санкциями, безусловно).
Как научить ребенка трудиться?
- Показывайте на личном примере энтузиазм по поводу какой-нибудь тяжелой работы. Некоторые родители настолько переутомлены, что их дети думают, что любая тяжелая работа влечет за собой стресс и усталость. Кто же захочет вступить в этот клуб? Пусть ваш ребенок знает, что, усердно потрудившись, вы испытываете чувство выполненного долга и гордость. Не постоянно, но достаточно часто, чтобы видеть в тяжелом труде смысл.
- Убедитесь, что объем работы, который должен выполнять ребенок, разумен. Если задача трудоемкая и никакие усилия не помогут ему ее выполнить, тогда пользы от затраченных усилий не будет. Многие дети обливаются слезами, часами сидя над домашней работой, совершенно невыполнимой ни по содержанию, ни по объему. Поговорите с учителями ребенка, если объем его домашней работы кажется чрезмерным
В России СанПиН устанавливают нормативные требования к времени выполнения общего объема домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
во втором — третьем классах — 1,5 часа,
в четвертом — пятом классах — 2 часа,
в шестом — восьмом классах — 2,5 часа,
в девятом — одиннадцатом классах — до 3,5 часа.
Обязательно обратите внимание на другие компоненты правильной трудовой этики, такие как порядочность или умение общаться и сотрудничать. Часто дети с хорошими социальными навыками считаются просто популярными, и родители умоляют их меньше общаться и больше учиться
Но эти же дети, как правило, прекрасно умеют сотрудничать и обладают отличными коммуникативными навыками. Они наверняка будут востребованы как работники.
Обращайте внимание на то, какие решения хорошо подходят вашему ребенку. Пусть он знает, что многие навыки можно перенести из одного вида деятельности в другой. «Я заметила, что ты идешь в свою комнату и включаешь музыку, когда тебе нужно сосредоточиться на трудных задачах по математике. Может, тебе стоит попробовать то же самое с испанскими глаголами, с которыми у тебя проблемы?».
Чего не делать
- Не ожидайте, что все ваши дети будут стараться одинаково. Интенсивность и настойчивость усилий — свойства темперамента, поэтому у каждого ребенка они разные. Правильное отношение к труду состоит из множества компонентов. Сосредоточьтесь на развитии тех, что легче даются вашему ребенку.
- Не беспокойтесь, что ваш ребенок будет злиться на вас, когда вы призываете его к дисциплине. Ни в коем случае не унижайте и не применяйте грубых, произвольных наказаний. Но имейте в виду, что ваша способность дисциплинировать ребенка гарантирует, что он научится самодисциплине. Дети не рождаются с запрограммированным пониманием правил и норм. Ваша любовь помогает детям укреплять связь с вами; ваша дисциплина помогает им управлять собой.
- Не настаивайте на максимальных усилиях ребенка абсолютно во всем. Мы почему-то стали думать, что у детей должны хорошо получаться многие вещи, хотя большинство людей в мире по-настоящему хороши в чем-то одном и не отличаются особыми достижениями в других областях. Сосредоточьтесь на вещах, наиболее важных как для вас, так и для вашего ребенка.
Как заставить себя учиться, если все лень? ТОП-10 эффективных способов
Эти способы не шокируют новизной, но являются предельно эффективными в повышении мотивации и самоорганизации. По сути каждый из них – составной элемент создания идеальной обстановки и обретения внутренней дисциплины для учебы.
Поймите свои желания
Важно заниматься тем, что вам действительно нравится. Если вы поступили в университет по инерции или стороннему совету, если пытаетесь освоить на высоком уровне предметы, которые вам откровенно противны – вам не удастся не только обрести полноценную мотивацию, но и стать счастливым человеком
Поймите свои желания занимайтесь тем, что вам действительно нравится.
Найдите выгоды
Осознайте реальные выгоды от достижения каждой мелкой задачи и крупной цели. Поймите, как успешная учеба может изменить вашу жизнь. При этом не страдайте от перфекционизма и старайтесь не посвящать свободное время одним только занятиям. Они не должны становиться самоцелью – они должны оставаться инструментом достижения цели.
Придумайте поощрения
Поощряйте себя, если не получаете вознаграждения извне. Подумайте о любом доступном подарке, который можете сделать для себя после достижения задачи. Это может быть поход в кино, красивая ручка и даже ароматный чай.
Распланируйте свой день
Попробуйте эффективные методики тайм-менеджмента. Каждый вечер составляйте расписание на следующий день и планируйте его с учетом возможной усталости, задержек и непредвиденных дел. Действуйте последовательно, старайтесь заниматься в первой половине дня и оставлять развлечение и работы по дому на вечер.
Оборудуйте рабочее место
Рабочее место должно быть удобным – тусклый свет, обилие теней, мешающие локтям предметы и немытые чашки будут отвлекать вас
Обязательно содержите его в чистоте: при занятиях важно чувствовать комфорт, этого невозможно добиться в бардаке
Правильно настройтесь
Вы не обязаны учиться – это ваш и только ваш выбор. Потому слово «должен» стоит заменить словом «выбираю». Осознание этого факта поможет освободиться от груза навязанных занятий и понять, что вы занимаетесь по собственной инициативе.
Достигайте целей каждый день
Ставьте перед собой мелкие цели и достигайте их каждый день. Так вы сможете отслеживать динамику успехов и обретать более сильную мотивацию с каждой успешно завершенной задачей.
Перестаньте отвлекаться
Устраните любые предметы, которые вас отвлекают – резкие звуки, голоса из открытых окон, социальные сети и даже еда. Не отвлекайтесь на частые перекусы, старайтесь следовать нормальному режиму питания.
Учитесь самоорганизации
Составляйте распорядок дня ежедневно до тех пор, пока не поймете, что научились делать важные дела в спокойном режиме и оставлять достаточно времени на отдых. Исключите все неважные занятия – они лишь повод для прокрастинации.
Примите ответственность
Настало время принять ответственность за себя, свои поступки и свою жизнь в целом. В том, что с вами происходит не виноват никто кроме вас. Ничто не мешает вам просто взять и перестать учиться. Подумайте, что будет после этого? Что ждет вас впереди? Едва ли перспективы окажутся радужными. Примите ответственность и не ищите оправданий.
Резюме
Как начать учиться, если все лень, и вы постоянно откладываете занятия в школе или в университете на потом? Нужно понять свои желания, найти мотивацию, избавиться от прокрастинации и научиться организовывать себя. Начните сейчас и уже сегодня вечером вы отметите завершение первого эффективного дня.
Советы психологов
Всем известно, что новые знания позитивно влияют на качество жизни, делая нас образованней, начитаннее и интереснее. Несмотря на все преимущества, обеспеченные знаниями, иногда сложно побороть лень, и понять, как заставить себя учиться. Существуют общие рекомендации, позволяющие наконец-то побороть лень и откладывание дела на потом – ознакомьтесь с ними!
Как мотивировать себя учиться на рабочем месте
Возникла потребность заставить себя учиться непосредственно на рабочем месте, но дается это сложно?
Некоторые рекомендации:
- Положите рядом все необходимое для учебы и уберите отвлекающее. Убедитесь в наличии всего необходимого: бумага, маркеры, ручки, карандаши, книги. Начав обучение, лучше не прерываться на поиск мелочей, сбивая себя с пути.
- Позаботьтесь о воде и легком перекусе. Вам приходится одновременно работать и учиться? Это требует больших энергетических затрат. Человек добивается большей продуктивности, потребляя необходимое количество воды, вовремя утоляя жажду. Полезны небольшие порции орешков, фрукты, энергетические батончики. Избегайте выпечку и фастфуд – они клонят в сон.
- Начать учиться проще, настроив себя на определенные цели. Подумайте о достижимых и конкретных целях. Ставьте задачу правильно. Не говорите себе: «Мне надо пройти этот раздел сегодня», скажите: «Мне нужно узнать, как работает эта система, каковы ее особенности». Конкретизируйте задачи.
- Размышляйте о потенциальных плодах учебного процесса. Представляйте, что вы уже выучили все необходимое, и теперь находитесь на ступень выше.
- Правильно распределяйте время. На работу, учебу, прочие дела. Не ставьте задачи туманно: «Займусь этим в ближайшие дни». Поставьте четкие сроки.
Первый бизнес – в 4 года
Казалось бы, определение правильного отношения к труду (хорошей трудовой этики) — прерогатива книг о бизнесе. Это странно, так как отношение наших детей к работе начинает формироваться задолго до детского сада.
Когда моему старшему сыну Лорену было четыре года, он впервые занялся собственным бизнесом. В США существует традиция: дети с раннего возраста продают перед своим домом лимонад собственного изготовления или какие-то другие вещи, сделанные самостоятельно. Таким образом они приобщаются к труду и получают первый в жизни опыт ведения бизнеса.
Продажа камней за забором нашего дома казалась ему совершенно естественной вещью, поскольку лужайка перед домом состояла исключительно из камней. Подобно классической стойке с лимонадом, стойка Лорена с камнями научила его основам хорошей трудовой этики.
Он заметил, что люди покупают больше камней, когда он разговорчив и показывает, как увлечен своим продуктом. Он аккуратно обращался с деньгами и благодарил людей за покупку, а если они не покупали — за интерес.
Сделал ли он все это самостоятельно? Конечно нет. Хотя идея стойки с камнями принадлежала ему, в четыре года ему была необходима помощь с арифметикой, вывеской и тонкостями социального взаимодействия.
Начинайте рано, будьте всегда сосредоточены на процессе и не переоценивайте конечные результаты. Двадцать четыре доллара, которые он заработал за то лето, стали лучшей обучающей сделкой, какую можно придумать.
Ничто на земле не проходит бесследно
А Мишка спросил меня:
— Я могу сделать что-нибудь еще?
— Да, — ответила я. — Напиши Наташе, что ты всё понял.
— Я любил ее безумно. Но это было так давно… — В Мишкиных глазах чуть ли не слезы блеснули. — Я боюсь быть неуместным.
— Она тоже тебя любила. Безумная любовь в этом мире не исчезает бесследно. Ей это нужно, поверь.
Выдержка из электронного письма Мишки ко мне:
«Это личное письмо. Но, мне кажется, ты имеешь право прочесть. И мне хочется, чтобы ты прочла…»
Выдержка из электронного письма Наташи к Мишке:
«…Боже мой, Мишка, как же я не ожидала и как же благодарна тебе, милый! Мы оба были тогда виноваты, я должна была быть тоньше, внимательнее, но не сумела… Но как ты вырос с годами. Хотела бы и я… Хорошо, что Костик с тобой. Спасибо, спасибо, спасибо за всё…»
Не подчеркивайте победу
Современный мир состоит сплошь и рядом из конкуренции. Нужно торопиться, чтобы сделать работу не только быстро, но и суперкачественно. От этого, констатируют психологи, никуда не деться. Во внешнем мире дети уже с ранних лет сталкиваются с подобным давлением. Конечно, психика не выдерживает, если встречает такое отношение и в собственном доме.
Родителям стоит задуматься, как обеспечить ребенку в семье поддержку и сформировать безопасное пространство, где его просто любят и поддерживают. Родителям в этом случае тоже придется трудно — они будут вынуждены контролировать свои слова и мысли.
Принуждение ребенка
Реализовывать мечты родителей
Мама мечтала стать балериной, отец юристом, и началось. Ребенка заставляют ходить на неинтересные ему секции, а на всякие претензии от чада отвечают в духе «нам виднее, подрастешь — поймешь».
Таким родителям нужно уяснить, что дети не являются их собственностью и они вольны выбирать сами, чем им заниматься. Даже если тебе что-то конкретное кажется глупостью, но очень нравится ребенку, то просто помолчи.
Дай ребенку этим насладиться и потом уже самому разобраться, нужно оно ему или нет. Твои причитания и попытки наставить на путь истинный сделают только хуже.
Обедать
Знали бы наши бабушки и заботливые мамаши, скольким людям они причинили вред своим насильственным кормлением. Сначала в ребенка буквально впихивают еду, а потом осуждают и причитают, почему это ребенок так поправился.
В детстве обмен веществ у деток быстрый, поэтому их все пытаются закармливать для их же развития. Но когда приходит подростковый возраст, то тут вся проблема и вылезает — девочки начинают стремительно набирать вес.
Вслед за этим начинаются расстройства пищевого поведения, ожирение и вечные попытки сесть на диету. В этот период жизни ребенка мама с бабушкой уже могут, наоборот, насмехаться над лишним весом ребенка и причитать в духе «что же ты жрешь как корова, посмотри, как разжирела».
Обманывать
Все мы рано или поздно учимся обманывать, но это не значит, что это нужно поощрять у детей. Если ты просишь ребенка солгать кому-то ради тебя, то в следующий раз неправду от него получишь ты.
Общаться с другими детьми
Часто родители не уделяют должного внимания тому, чтобы просто выслушать ребенка. Они же заняты, у них нет времени на детский лепет. Но как раз в такие моменты сынишка может рассказать, что ребята во дворе неинтересные и ему просто не хочется с ними общаться.
Или наконец поделится, что дети во дворе злые и нам ним издеваются. Родители могут об этом не знать и насильно выгонять на улицу дружить с другими детками. Малыш в итоге не может противиться мудрым родителям и идет на улицу за следующей порцией травли.
Если дитё не хочет с кем-то дружить, значит на то есть причины. Ты же не обязан дружить со всеми окружающими. Так и незачем устраивать подобное принуждение ребенка. Если дитя застенчивое, то это никак не поможет, а сделает только хуже.
Быть самым лучшим
Родители часто создают себе в голове образ идеального ребенка и затем всячески стараются получить его в реальности. В этой фантазии нет места для грязных штанов, плохих оценок или застенчивости.
Родители хотят получить идеально послушного, но одновременно волевого и стойкого ребенка, который способен справляться со сложностями. А так не бывает. Мамы и папы либо делают из детей безвольных овощей, неспособных отстоять свою точку зрения, либо сильных и стойких бунтарей.
На эту тему у нас еще 2 интересных статьи. Например, мы писали о двух вещах, которые дети никогда не простят родителям. Также мы рассказывали, откуда вообще берутся неблагодарные дети и как этого избежать.
Нужно ли заставлять ребёнка учиться
Все дети с малолетства усваивают, что школа — это место, где дают знания, где нельзя шуметь и веселиться. Поэтому зачастую ребёнку с первых минут становится скучно, а учёба становится настоящей пыткой.
Что при этом делают родители? Всеми способами пытаются заставить ребёнка учиться из-за своих страхов о его будущем: он не состоится как личность, не найдёт высокооплачиваемую работу и так далее. Эти опасения большей частью неоправданны — вспомните истории о состоявшихся в жизни людях, которые в школе учились совсем не блестяще. И всё-таки детям необходима правильная мотивация, чтобы понять: зачем они учатся. Если этого понимания не будет, никакое давление со стороны родителей не заставит ребёнка тянуться к знаниям.