Почему ребенок может бояться других детей и как помочь ему справиться с фобией

За стеклом

Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos — сам, поэтому аутизм — это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.

Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.

Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.

Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?

  1. Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
  2. Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
  3. Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
  4. У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
  5. У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.

Стратегия и тактика ваших действий

Психолог Мария Ряховская рекомендует:«Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом»

Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым

Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».

Возраст, когда чужих можно не бояться

Психологи считают нормой, когда боязнь чужих людей остается у ребенка до 1,5-2 лет. Это время малыши проводят чаще всего с мамой, круг общения ограничен, поэтому появление других людей вызывает естественную тревогу. 

После достижения 2-х летнего возраста дети расширяют круг знакомств, многие идут в детский сад, выходят чаще гулять на площадку и встречаются там с другими малышами и их мамами. Поэтому страх чужих людей сменяется любопытством и нередко переходит в удовольствие от общения.

Но некоторые дети остаются боязливыми дольше: боятся соседей, врачей, знакомых, родителей других детей. Это тоже можно считать нормой, если страх не имеет других отклонений (психических, например) или не является особенностью темперамента. 

Не совершайте эти ошибки

Самая большая ошибка родителей – наказание за страх. Особенно этим «грешны» папы, которые либо стыдят детей, либо угрожают «Иди и сделай это, иначе я тебя накажу». Никогда не пытайтесь оставить ребенка один на один с его страхом: запереть в темной комнате, бросить в воду, посадить на высокую ветку. Такие экстремальные методы даже взрослых способны сломать!

Запрещены в борьбе с коммуникативными барьерами:

  • Очная ставка один на один со страхом: «Иди, играй с детьми. А то сейчас уйдем домой!»
  • Акцент на проблеме, прямое указание и негативное отношение к ней: «Ты так их боишься, что готов отказаться от прогулки!»
  • Угрозы и наказания: «Я тебя накажу/лишу чего-то, если ты не пойдешь сейчас на площадку».
  • Унижения и оскорбления за проявление опасения: «Ты такой жалкий, когда боишься. И было б чего!»
  • Разрыв эмоциональной связи с ребенком одного или обоих родителей: «Ну и сиди один. Не хочу с тобой общаться. Трус!»
  • Излишняя опека и неверные оценки ситуации со стороны матери или бабушек: «Тут какие-то злые дети. Пойдем-ка погуляем без них».
  • Родительская невнимательность в 1–2 года может стать причиной развития выраженных расстройств аутичного спектра к 3–4 годам!

Внешнее проявление тревоги и беспокойства у детей

Повышенная тревожность имеет разные проявления: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, повышенное потоотделение, напряжение в теле, тошнота. Тревожный ребенок может не отпускать вас ни на шаг, начать заикаться, плакать, впадать в истерику. У него появляются проблемы со сном, повышенная утомляемость, проблемы со здоровьем. 

Но не всегда тревога является чем-то негативным. Чувство страха мотивирует нас или помогает нам избегать опасности и конфликтов

Но если повышенная тревожность мешает нормальной жизни, тогда стоит обратить на эту проблему пристальное внимание

Работа психолога

Работа психологов с подростками — важный аспект в профилактике подобных трагедий, считают опрошенные «Известиями» эксперты.

— Необходимо восстановить практику работы школьных психологов, которой сейчас практически нет. Профессионал не пойдет на эту должность из-за низкой оплаты труда. Но именно наличие психолога помогло бы избежать очень многих суицидов, стрессов, которым подвергаются наши дети, — считает клинический психолог Игорь Дар.

В частности, такие специалисты могли бы проводить различные тестирования, например диагностику агрессивности или реализовывать проективные методики, добавляет психолог Элена Гамаюн. Периодические исследования позволяли бы выявлять подростков, склонных к проявлению насилия, а затем с ними проводилась бы отдельная работа.

Сломанная психика

Фото: Depositphotos

— Многие проблемы можно было бы выявлять на раннем этапе. Агрессия не возникает за пять минут, она копится в течение долгого времени, человек затаивает обиду, — говорит эксперт. — Кроме того, психологи могли бы работать с жертвами и источниками травли, которые могут быть в классе.

По мнению Игоря Дара, подросткам могла бы помочь информационная онлайн-платформа, где каждый школьник смог бы почитать о том, что ему интересно: о профориентации, половом воспитании и агрессии со стороны окружающих.

— Там бы предлагались и доступные анонимные онлайн-консультации. Только так мы сможем работать на опережение, — считает психолог.

По словам эксперта, очень важно не допускать романтизации личности преступника среди подростков. Лучше донести до них, что из любой ситуации есть мирный выход, а люди, которые идут на такие поступки, губят не только жизни других людей, но и свою собственную

Психологическая работа: от установления причины до изменения паттернов поведения

Как было показано выше, проблемы с общением могут развиться как у подвижных, нетерпеливых, легко возбудимых детей, так и у их медлительных, слишком тихих и спокойных ребят. Причиной малообщительности могут быть как эгоистические, авторитарные проявления, так и отсутствие опыта совместной игры, другие личностные особенности, которые у старших дошкольников и младших школьников уже развиты в полной мере. Если проблема остаётся и спустя время, ребёнок плохо адаптировался в новом коллективе и не завёл друзей, необходимо обратиться к детскому психологу.

Психологическая работа заключается не просто в выявлении причин того или иного поведения, но и в изменении паттернов – устойчивых схем поведения, шаблонов, которых ребёнок придерживается при общении со сверстниками.

Пример из практики детского психолога:

«У 7-летнего Кирилла была серьёзная проблема: его обижали в школе. Он с неохотой посещал уроки, старался всеми правдами и неправдами остаться дома, чем и насторожил родителей. Выяснилось, что его обижает один мальчик, а остальные, как правило, его поддерживают, поскольку не хотят портить отношения с неформальным лидером. Я поговорила с Кириллом, и выяснилась следующая модель поведения: агрессия со стороны – смущение и страх из-за неуверенности в себе – уход в себя – молчаливое выслушивание оскорблений – отступление. Ни разу он не попробовал противостоять давлению хулигана, боясь тем самым разозлить его. Мы сформировали и отработали новую модель поведения, буквально отрепетировали все возможные варианты провокаций и достойных ответов на них. Кириллу было нелегко преодолеть свои страхи, но он справился.

Важную роль сыграла поддержка взрослых, они выказали готовность в любой момент прийти в школу, поговорить с учителем и ребятами. Готовность мамы и папы защитить, встать на его сторону для Кирилла были решающими. Ведь одним из его главных страхов было получить неодобрение значимых взрослых, что послужило почвой для формирования позиции сдерживания любых проявлений злости, даже той, которая порой необходима для самозащиты. Почувствовав силу, хулиган перестал его притеснять, а среди сверстников Кирилл стал пользоваться большим авторитетом».

Таким образом, любая проблема с общением у ребёнка требует серьёзной проработки. Не стоит думать, что со временем он подрастёт и сам её как-нибудь решит. Бывали случаи, когда ребёнок за все 11 лет учёбы в школе так и не завёл ни одного друга, потому что стал объектом насмешек ещё в начальной школе. Даже если он изменился, его привыкли считать тем самым нюней или задавакой, каким он прослыл когда-то.

У агрессивных детей тоже не всё гладко. Как правило, они находят себе приятелей, которые льнут к «авторитету» главного обидчика. Но сверстники таких не любят, и о настоящей дружбе здесь не может быть и речи. Такого ребёнка терпят только лишь из соображений собственной безопасности.

Если вы заметили, что вашему ребёнку сложно сориентироваться в мире людей, если он слишком любит одиночество, сторонится общения или его не принимают в компанию, обратитесь к психологу, чтобы решить эту проблему на корню, пока она не дала ростков в виде затаённой злобы, обиды и других внутренних переживаний, которые точно не поспособствуют счастью и полноценному развитию вашего чада.

Что делать если ребенок необщительный?

Как видим, причин отсутствия у ребенка необходимых социальных навыков множество.

Помогите ребенку преодолеть застенчивость и стать общительней!

С одними родители могут попробовать справиться сами, с другими следует обратиться за профессиональной помощью (в частности, если проблема связана с психическими травмами или неврологическими заболеваниями). В любом случае:

Не нужно напоминать малышу о его проблеме, чтобы у него не развился комплекс неполноценности.
Оцените обстановку в семье и убедитесь, что для малыша созданы все условия для нормальной социальной адаптации.
Поощряйте попытки ребенка выражать свое мнение

Приучайте его принимать участие в домашних делах, покажите, что его мнение важно.
Ненавязчиво помогайте стеснительному малышу преодолеть застенчивость и заводить друзей. Приглашайте других детей к себе домой и не оставляйте ребят самих – попробуйте поиграть втроем, впятером
Учите детей знакомиться и дружить.
Внимательно присмотритесь, нет ли у вашего ребенка чего-нибудь такого, что выделяет его из компании сверстников (застенчивому малышу ни к чему повышенное внимание)

Может быть, неправильная речь или одежда? Устраните причину неприятия.
При освоении и коррекции коммуникативных навыков специалисты советуют обратить внимание на специальные игры и тренинги, которые разрабатываются опытными психологами

Застенчивость: почему нужно от нее избавляться

Необщительный, потому что стесняется, – так зачастую считают взрослые, дети которых не идут на контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми. Почему излишняя застенчивость – это недостаток, который следует преодолеть?

Все люди время от времени чего-то стесняются – это «универсальное» свойство, присущее всем. Но если у одних оно проявляется в исключительных случаях (на приеме у врача, при встрече с человеком, которому мы симпатизируем), то другие страдают от него постоянно. Например: ребенок стесняется подойти к своим одногодкам во время уличной прогулки или боится поднять руку на уроке, хотя знает ответ. Ваша задача – помочь ему преодолеть дискомфорт от общения, потому что патологическая застенчивость в будущем сулит множество проблем:

  • малыш будет страдать от критики сверстников – слишком стеснительных детей зачастую дразнят и игнорируют;
  • вследствие постоянных сомнений, переживаний и отрицательных эмоций у стеснительного ребенка развиваются тревожность, неврозы, депрессия и т.д.;
  • стеснительному крохе трудно раскрыть свой потенциал в детском возрасте и проблематично достичь профессионального и карьерного успеха (сложности начинаются еще в детсаду);
  • в будущем могут возникнуть сложности при создании семьи (застенчивые люди часто остаются одинокими или вступают в неудачный брак) и т.п.

Почему дети в год, два и старше боятся сверстников и не хотят играть с ними

Психологи объясняют, что восприятие окружающего мира у детей и взрослых кардинально отличается. Мужчины и женщины знают, чего можно ожидать от других людей, а вот ребёнок часто бывает не готов к реальности. Дело в том, что в домашней обстановке кроха всегда окружён заботой, нежностью и любовью. Для своей семьи он целый мир, который оберегают и защищают мама и папа. Поэтому в процессе социализации малыш ждёт такого же отношения к себе и от других членов общества, и не только от старших по возрасту, но и от сверстников.

Причины появления страха у маленьких мальчиков и девочек

Гиперопека со стороны близких. Конечно, взрослые должны заботиться о своих отпрысках, поддерживать и помогать им. Но некоторые мамы и папы не оставляют места для самостоятельности, а создают неестественные условия, где всё вращается вокруг их сына или дочери: по первому требованию исполняются малейшие желания, согласно строгим критериям выбираются достойные друзья для игр. Бывают случаи, когда малышу вообще не позволяют приближаться к другим детям. Всем этим родители оказывают своему чаду плохую услугу, ведь учиться жить и контактировать с ровесниками всё равно придётся

А когда в двухлетнем или трёхлетнем возрасте приходит время для посещения детского сада и адаптации в социуме, тепличный ребёнок оказывается неподготовленным к тому, что внимание уделяется не только ему, но и в равной мере другим. Он не может правильно выстроить своё поведение, а сверстники не станут мириться с тем, кто хочет, чтобы всё было только по его плану

Поэтому кроха и близко не желает подходить к ровесникам, а предпочитают оставаться в уютном мире, который создали для него в семье.
Непонимание ситуации. Часто причиной проявления страха становится незнание того, как вести себя с другими малышами. Например, в процессе игры у крохи забрали игрушку. Он начинает плакать, ведь вещь его, и она ему нужна. Но вот как вернуть её обратно он просто не понимает. Или другая ситуация: ребёнок подходит к детям, но на этом его знания заканчиваются. Он всего лишь стоит и смотрит на то, как играют другие, а через время уходит, потому что его не принимают в группу.
Особенности характера. Стеснительность и застенчивость часто являются преградами на пути к общению между детьми. В каждой группе есть явные лидеры и те, кто стоит в стороне. Многое зависит от индивидуальных качеств развивающейся личности, поэтому некоторым ребятам нужно не несколько дней, а недель (иногда даже месяц) для адаптации. Ребёнок привыкнет, освоится и постепенно начнёт общаться с ровесниками.

Доктор Комаровский считает, что многие проблемы у маленьких членов общества возникают из-за неправильного воспитания и модели поведения, которую прививают им родители. Поэтому знаменитый педиатр настаивает: необходимо приучать детей к определённому режиму, показывать, что главные в семье именно мама и папа, их нужно слушаться, и это обязательно.

Признаки, которые должны насторожить родителей

Прежде чем принимать решение и думать, как помочь крохе, родители должны оценить ситуацию и определиться с причинами, по которым ребёнок может бояться играть с другими детьми. Часто взрослые просто не замечают, или не хотят замечать, что у их чада есть проблемы с общением и социализацией. Специалисты разъясняют некоторые признаки, которые должны насторожить мам и пап:

  • малыш с удовольствием играет на площадке только в том случае, когда там нет других детей;
  • отчётливо видно, что кроха постоянно держится на расстоянии от ровесников, даже когда они находятся рядом;
  • ребёнок делает робкие попытки подойти к другим ребятам, но сразу же возвращается обратно на свой наблюдательный пункт. Как только сверстник пытается пойти на контакт, малыш убегает и прячется за родителей.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ

Для начала, родителям стоит соблюдать такие правила:

  1. Воздержаться от запугивания: не использовать угрозы, будто бы малыша заберут цыгане, милиционер, бабайка и другие монстры. 

  2. Помогать ребенку компенсировать страх: придумать способы его нейтрализации (от тролля можно спрятаться под одеяло и посчитать до 5) или ритуалы, которые помогут избавиться от страха (перед сном заглянуть под кровать, проверить, что там никого нет). Не пытайтесь устранить источник страха — это далеко не всегда возможно, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги. 

  3. Обучать ребенка терпимости к страху: не стыдить за пугливость и робость, делиться своим примером по преодолению фобий, показывать, что бояться — это нормально. Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.

  4. Уменьшить количество запретов и строгих правил, которые малыш боится нарушить. Атмосфера критики и угрозы наказания негативно воздействует на психику впечатлительных детей. 

Чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, следуйте таким рекомендациям:

  1. Поощряйте ребенка за успехи. Например, если малышу удалось заснуть без света — обязательно похвалите его и придумайте приз. Как же хорошо он потрудился! Выражайте уверенность, что с ним все будет хорошо, он справится со своими проблемами.

  2. Прорабатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценах, рисунках. Например, предложите малышу нарисовать свои страхи. Помогите ему изобразить их как можно красочней, а потом вместе найдите способ, как нейтрализовать пугающий объект — порвать, сделать смешным, уменьшить в размерах.

  3. Обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.

  4. Помогайте сами себе справиться с тревогой! Чаще всего, именно беспокойство родителей провоцирует проблемы ребенка. 

  5. Обучайте малыша приемам самоконтроля и саморегуляции – концентрации внимания, мышечной релаксации (расслаблению), приемам уменьшения тревоги. Некоторые из таких приемов я описываю в статье “Ребенок стесняется”. 

Психокоррекционной работе с тревожными детками посвящена моя книга — “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”. Это история для детей, в основу которой лег мой личный опыт, а также история моей семьи. Дело в том, что мой старший сын очень тревожный и впечатлительный малыш. Именно ему я посвятила эту книгу. 

Главный герой истории очень переживает, когда мама уходит или еще только собирается его покинуть. Но мама обучает его специальным техникам, “ключам от тревоги”, которые малышу предстоит найти. На пути его ждут увлекательные приключения и интересные задачки. В конце концов малыш справляется со всеми трудностями. 

Такой сказочный сюжет не просто увлечет вашего ребенка, но и поможет самому освоить психотерапевтические техники по избавлению от тревожных симптомов: правильное дыхание, снятие мышечного напряжения, визуализация успокаивающих образов. 

Успейте приобрести книгу, ведь тираж ограничен!

Видео

Застенчивые дети

Скромность и застенчивость – это качества характера. Они могут развиваться на основе «спокойной» генетики или же быть сформированы системой воспитания. В любом случае они не имеют ничего общего со страхом. Застенчивый ребенок боится детей на площадке, но это не настоящий страх, а защитная реакция. Малыш не тревожный, наоборот, он занял наиболее комфортную для себя позицию – бездействия и отстраненности.

Ничего плохого в том, что у застенчивого сына один-два дворовых друга. Если в остальном поведение маленького человека не вызывает опасений, просто дайте ему возможность развиваться по его индивидуальному пути

Важно, чтобы присутствовали другие признаки комфортного психологического климата в семье:

  • Ребенка не ограничивают в творчестве и двигательной активности.

  • Отсутствуют телесные наказания, эмоциональные встряски и скандалы.
  • Ребенок послушен, не доставляет хлопот в быту, умеет все, что должен уметь по возрасту.
  • Он проявляет интерес к другим детям, спрашивает об их поведении. Наблюдает, делает выводы и задает вопросы.

Почему ребенок задирается

Задирами могут быть и мальчики, и девочки. При этом совершенно не важен возраст и социальный статус семьи ребенка. Некоторые дети не только унижают других детей, но и занижают их самооценку. При этом сами задиры становятся зависимыми от реакции окружающих. Они чувствуют себя комфортно только в случае негативных проявлений других детей: драка, слезы, обиды.

Причины агрессивности и задиристости:

Ошибки воспитания.

Причины появления задиристости в большей степени кроются в ошибках воспитания:

Негибкие отношения с ребенком. Некоторые родители не признают детского мнения. Они достаточно авторитарно подавляют любые проявления индивидуальности детей. Отсутствие гибкости в поведении родителей приводит к неумению выстраивать отношения с другими людьми у детей. Ребенок не терпит чужих мнений и не признает желаний других. Если же убеждением не удается достичь результата, то в дело идут угрозы, оскорбления и даже кулаки. Но разве не так ведут себя некоторые родители? Если малыш не слушается, то спокойный тон сменяется криком, угрозами лишить ребенка чего-то интересного или рассказать все более авторитетному члену семьи, например, папе, и, в финале, физическое наказание, пусть даже в виде легкого шлепка. Очевидно, что в отношениях с другими детьми ребенок просто копирует родительское поведение с ним самим.

Недостаток внимания. Часто агрессия и задиристость являются следствием недостатка внимания со стороны членов семьи
Ребенок может часами просить поиграть с ним, демонстрировать правильное поведение, но при этом не получать внимание взрослых. Однако любое агрессивное или провокационное действие тут же ставит его в центр внимания всей семьи
Контакт состоялся, пусть даже таким способом. Подобное поведение демонстрируется в детском коллективе, когда ребенок не может привлечь к себе внимание достижениями. Задиристость детей часто является недостатком внимания со стороны взрослых.

Завышенная самооценка и потребность в признании. Если ребенка воспитывают по принципу «кумир семьи», то это непременно приведет к формированию повышенной потребности во внимании. При этом дети стремятся добиться признания любыми способами, включая оскорбления, запугивание и физическую агрессию. Дети часто путают страх и уважение.

Агрессивные игры и боевики.

Психологи и педагоги бьют тревогу по поводу излишней увлеченности современных детей агрессивными компьютерными играми. Речь идет о всевозможных «стрелялках» и других «убивалках». Принцип игр очень прост: «хочешь идти вперед – убей»

Неважно кого, неважно каким оружием, для развития и движения нужно быть агрессивным и беспощадным. Некоторые игры настолько аморальны, что предлагают новую жизнь в обмен на жизнь родных или близких

И пусть это игра, но детская психика настолько ранима, что игровая агрессия непременно оставит в ней след:

появляется склонность к жестокости;
возникает желание испытать свою силу;
возрастает стремление к достижениям за счет силы и агрессии;
ухудшается успеваемость;
происходит деградация ценностей.

Кажется, что справиться с детской агрессивностью достаточно просто: нужно пересмотреть свои методы воспитания и оградить ребенка от агрессивных игр и боевиков. Но на самом деле, этот процесс требует кропотливой терпеливой работы.

Сломанная психика

По утверждению психолога Ксении Аверс, 90% людей, совершающих подобные преступления, — это слабые люди со сломанной психикой и подавленной агрессией

Насилие в их картине мира — единственный способ заявить о своем существовании миру, занять значимую позицию и подчеркнуть важность собственной личности. Оставшиеся 10% — осознанные агрессоры со стертой гранью вседозволенности и безнаказанности

— Такие дети подвергались психологическому насилию, буллингу со стороны сверстников, учителей и не умели отстаивать свои границы или давать адекватный отпор в силу разных обстоятельств, — считает Аверс. — С открытой агрессией наши учителя еще как-то умеют работать в классах, пассивная же недавно пришла к нам с новой «культурой» общества. И многие родители и учителя не считают нужным реагировать и учить детей правильно реагировать на нее.

Сломанная психика

Во время избрания меры пресечения в Советском районном суде, Ильназу Галявиеву, устроивший стрельбу в школе № 175

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Зачастую пассивная агрессия подается под видом заботы или пожелания лучшего. Иногда ее примерами служат даже комплименты, например «как тебе идет быть полным», объясняет психолог.

— Дети с осознанием своей уникальности и самоценности пропустят такие слова мимо ушей, неуверенный ребенок сожмется, как пружинка. И такие пружинки рано или поздно выстреливают в прямом и переносном смысле, — говорит собеседница «Известий».

Для того чтобы ребенок не стал жертвой травли, родителям необходимо укреплять его самооценку и независимость от чужого мнения, обеспечивать принятие и доверие в семье и напоминать о том, что класс и школа — это не весь мир, считает Ксения Аверс.

— Научите ребенка избегать конфликтов с агрессорами, поскольку они хотят одного — подтверждения своей значимости

Агрессору важно объяснить, что ему не нужно причинять кому-то вред, чтобы утвердиться в коллективе, потому что его и так все видят и принимают, — говорит психолог

Различные ситуации

На детской площадке можно увидеть различные формы боязни ребенка общаться со сверстниками
1. Ребенок совершенно не желает общаться с другими детьми, категорически отказывается взаимодействовать с ними.

2. Ребенок играет в детском коллективе, но отдельно от других детей или же просто по своим правилам.

3

Он с интересом наблюдает за тем, как играют другие дети, но не желает играть с ними, а когда к нему приближаются сверстники – убегает.
Ребенок может находиться как в отдалении от детского коллектива, так и непосредственно в нем, важно лишь то, включен ли ребенок в деятельность, какую-либо игру или общается ли он с другими детьми

Дети могут не желать общаться со сверстниками по совершенно обычным причинам, у него могли возникнуть какие-либо проблемы, которые он не смог решить, так как ему не хватает опыта.
1. Дети могли не поделить какие-либо игрушки, территорию или роль. Обычно в данных случаях ребенок обижается и не хочет играть с другими детьми.

2. Ребенка могли обидеть, пихнуть или толкнуть, отобрать игрушку или не дать скатиться с горки. Также ребенок остро реагирует на обзывания со стороны других детей.

3. Ребенок не желает играть с детьми, когда кто-либо делает что-то лучше, чем он. Если у кого-то лучше игрушки или он дольше качается на качелях и прочее.

Почему дети боятся друг друга

В каждом растущем человечке сокрыты не только его собственные выводы о внешнем мире, но и мнение старших членов семьи, влияние культуры, информация из медиаисточников. А еще унаследованный от родителей темперамент, несформированный характер и пока не слишком широкий жизненный опыт.

По какой причине именно ваш ребенок боится детей на площадках с песочницами и каруселями?

Проведите диагностику

Почему процесс вхождения в общество (социализация) и освоения его правил и норм общения (социальная адаптация) вызывают у некоторых деток затруднения? Социальные страхи в норме появляются в таком порядке:

  • На первом году жизни страшно отдаляться от мамы и оказываться в новой среде, посторонние люди вызывают явное опасение.
  • От года до трех почти все дети боятся одиночества, а с ним и темноты. Но мама и папа могут спасти от подкроватных монстров!
  • От трех до пяти лет вполне нормально бояться сказочных персонажей и их образов в реальности. Мальчики боятся сильнее, но перерастают страх быстрее.
  • В дошкольном возрасте – страх потерять родителей или получить от них наказание.

    В этот же период возникает новая коммуникативная проблема – страх перед животными, даже уже хорошо знакомыми, у девочек это часто более выраженно.

Выходит, что динамика детских опасений совпадает с основными кризисными периодами дошкольного детства: 1, 3, 7 лет. Поскольку границы кризисов каждого крохи очень индивидуальны, бояться он может и в 2, и в 4, и в 6 лет

Важно обратить внимание на то, в каких формах выражаются опасения и соответствуют ли эти формы нормам. Задайте сами себе несколько вопросов и попытайтесь разобраться:

  1. В любой ли обстановке проявляется реакция страха или только на детской площадке?
  2. Связано ли усиление или ослабление реакции с присутствием кого-то из взрослых?
  3. Не был ли тот, кого боятся, причиной конфликта или травмы?
  4. Как проходила социализация, посещал ли малыш ясли, детский сад, подгруппу в школе?
  5. Когда впервые возникла боязнь, как реагировали старшие?

Что не нужно делать

Не «раздувайте» эмоции

Если ребенок боится собак, примите этот факт. Но не утрируйте ситуацию: не нужно, например, говорить бабушке, чтобы во время прогулки с малышом они обходили стороной всех животных. Также не рассказывайте всем, что у ребенка есть этот страх. Вы каждый раз показываете малышу, что бояться собак — правильно. И он вряд ли захочет когда-либо подойти к ним. 

Избегайте подсказок через вопросы, если вам не понятно, чего конкретно боится ваше чадо

 Спросите:

«Что случилось?»

«Как ты себя чувствуешь?»

«Какие звуки ты услышал?»

«Что ты увидел?»

Не нужно подсказывать ему, чего он может боятся: «Ты испугался собаки, тебя напугал громкий звук?». Так мы еще глубже усиливаем страх.

Избегайте долгого ожидания «ужаса»

Если вы знаете, что какая-то ситуация нервирует ребенка, постарайтесь избежать ее долгого предвкушения. Если он не любит сдавать анализы или посещать врача, не надо его готовить к этому событию за три дня. 

Не «обнуляйте» ситуацию, делая все возможное, чтобы ее предотвратить

Например, если ребенок не любит чужих людей или громких звуков, и вы прикладываете усилия к тому, чтобы этого не было. Так вы лишаете ребенка возможности выработать механизмы, которые научат его  справляться с высокой тревожностью. Вы поддерживаете в нем мысль «да, я не могу с этим справиться» и даете утверждение «да, это очень страшно и сложно». 

В каких ситуациях ваш ребенок становится тревожным? Что помогает ему успокоиться?

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 16

Ребенок испугался чужого человека: что делать и как реагировать

Что делать и как реагировать, когда ребенок внезапно испугался незнакомца? Есть некоторые советы, которые помогут родителям быстро справиться с ситуацией:

Успокоиться самим и оценить происходящее. Чем спокойнее будет мама, тем быстрее уверенность перейдет на малыша и тот перестанет бояться. Если мама нервничает и боится сама, малыш не успокоится. Наоборот, он, скорее всего, еще сильнее будет нервничать, станет плакать и кричать.
Если успокоить малыша не получается, лучше прекратить разговор и любой контакт с незнакомцем

Отойти в сторону и успокоить малыша.
Переключить внимание ребенка на кого-то или что-то другое. Это может быть красивая картинка, игрушка, пуговка или шнурок на одежде

Главное, чтобы ребенка заняла другая проблема. 
Поговорить с человеком, который вызвал страх. Если это ваш хороший знакомый, но ребенок его просто не знает, познакомьте их. Держите малыша на руках, не передавайте и не предлагайте перейти к незнакомцу. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: