Как заставить ребенка делать уроки

Советы психолога

Пришло время задуматься — что же делать, как подтолкнуть школьника к выполнению домашних заданий? Вот несколько полезных советов:

  • Используйте метод пряника, почаще хвалите свое чадо;
  • Повторяйте фразы «у тебя получится«, «ты можешь», «я в тебя верю»;
  • Добавьте малышу самостоятельности, избавьте от чрезмерной опеки. Пусть делает уроки сам, а вашей помощи просит в крайнем случае;
  • Запаситесь терпением. С десятого раза все точно получится — зачем нервничать?;
  • Советуйте, подсказывайте, поддерживайте;
  • Прочитайте несколько методических книг, возьмите на вооружение описанные педагогические приемы.

Составьте подробный план, согласно которому распределяется время школьника — его должно хватать на отдых, развлечения, уроки:

  • После школы обязателен «час для себя«. Малыш делает что хочет — смотрит мультики, гуляет, рисует, играет;
  • Начинайте делать уроки всегда в одно время. К этому моменту ученик сам подготавливает рабочий стол, нужные учебники, тетради;
  • Отвлекаться от выполнения заданий нельзя! Никаких перекусов, прогулок по дому, пространных бесед;
  • Высчитайте, сколько часов в среднем тратится на уроки, и придерживайтесь этого показателя. Быстрее справиться можно, засиживаться дольше нельзя, нужен перерыв;
  • Если в школе пятидневная рабочая неделя, суббота полностью освобождается от уроков. В идеале уроки на понедельник надо сделать в пятницу, тогда свободно и воскресенье;
  • Чадо капризничает и отказывается делать уроки? Откажитесь ему помогать — пусть сам расхлебывает последствия. Стыд за полученную двойку станет стимулом к учебе. Правда, прием этот работает на первых порах — если ситуация стала привычной, эффекта не будет.

Ну и мотивация — как без нее? Интерес подогревается не деньгами или ежедневными покупками сладостей. Ставьте масштабные задачи и предлагайте разумные награды: за четверть без троек игрушка мечты или поход в аквапарк. Всегда помните советы психологов — они помогут вам принять верное решение в ситуации, когда ребенок не хочет делать уроки.

Какую позицию должны занять родители

Родители не могут позволить себе инфантильное поведение. Вы не можете действовать шаблонно, не можете воспитывать детей так же, как воспитывали вас. Позиция родителя в попытке понять причины плохой успеваемости и абсолютного нежелания учиться должна быть взвешенной.

Адекватные родители, во-первых, любят ребенка. Во-вторых, поддерживают его, а, в-третьих, всегда ищут причины не в обстоятельствах и нерадивых учителях, а в состоянии неуспевающего ученика

Важно создать дома тот самый «тыл», где в любых ситуациях можно чувствовать себя любимым и защищенным. Важно любить его не за хорошие отметки, а просто так

Важно не заставлять ребенка учиться, а помогать ему в поиске мотивации и обеспечивать необходимую поддержку в любых ситуациях.

Если вы не справляетесь – идите к психологу. Не для того, чтобы он дал волшебную таблетку и объяснил что-то ребенку, а для того, чтобы он проанализировал ситуацию и объяснил что не так с вами. Дети во многом представляют собой продукт вашего воспитания и отношения. Поэтому в плохой успеваемости и нежелании учиться нет ничьей прямой вины. И если вы не можете помочь ему самостоятельно – не стесняйтесь обращаться к специалистам, пока еще не стало слишком поздно. Прислушайтесь к их советам и откажитесь от консервативных способов воспитания – «кнут и пряник» работают далеко не всегда.

Как нельзя заставлять детей делать уроки

Воспитание детей начинается с родителей. Есть несколько жизненных ситуаций, которые могут сильно повлиять на желание школьника делать уроки.

Пример взрослых

Если мама требует от детей собранности, но при этом имеет привычку откладывать дела на потом, они не будут её слушать. Они будут на неё смотреть и делать так же. В этой ситуации бессмысленно требовать обратного. А если дети увидят, что родители прикладывают усилия для борьбы со своими недостатками, это покажет им, что такое возможно.

Нетерпение

Некоторые репетиторы просят, чтобы родители не присутствовали на уроках, потому что те начинают торопить детей. Иногда, подгоняя, они унижают достоинство ребёнка. Можно услышать фразы вроде: «Ты что, глупый совсем?», «Тебе что, до сих пор не понятно?», «Вот другие дети сами всё делают, а ты…». Стоит ли упоминать, что после этих слов ребёнку вообще ничего не хочется делать?

Непосильные нагрузки

«Сделаешь уроки, и сразу помоги младшей сестре!» — после этих слов ребёнок будет делать уроки до утра. Потому что понимает — шансов отдохнуть у него нет. Обучение и воспитание детей — обязанность родителей, а ребёнку после школы и домашней работы необходимо иметь время для отдыха.

Боязнь неудач

«Получишь двойку — домой не приходи!» — родители-максималисты так побуждают ребёнка стремиться к отличным результатам. И удивляются, когда видят обратный эффект. А ведь страх перед плохой оценкой мешает ребёнку сосредоточиться на самом задании

Важно помочь понять школьнику, что ошибки — это неотъемлемая часть процесса обучения, и нужно относиться к ним, как к указателям, в чём можно стать лучше

Некоторые дети говорят, что домашняя работа — лучший способ поссориться с родителями. Но если родители будут иметь правильный взгляд на учёбу своих детей, они быстро научат ребенка делать уроки самостоятельно и быстро, а выполнение домашних заданий станет отличной тренировкой на пути к взрослой жизни. Это научит их усидчивости, планированию и умению советоваться по сложным вопросам.

И общие советы, как их преодолеть

Многие родители, пытаясь приучить малыша к самостоятельности, не помогают ему делать уроки, а только проверяют уже выполненное задание. Но не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание. Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял, что домашнее задание это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему, хотя бы своим присутствием.

Непременным атрибутом учебы являются — школьные принадлежности. Всевозможные пеналы, тетрадки, ручки, ластики, папки — первоклассник воспринимает, как новые игрушки. Поэтому не экономьте на этих необходимых атрибутах. Позвольте ребенку участвовать в выборе школьных принадлежностей, они поддерживают интерес к учебе.

Первокласснику необходим твердый распорядок дня. После школы и обеда — дайте малышу один-два часа свободного времени. Пусть он отдохнет, отключится, поиграет, подышит свежим воздухом. Но не откладывайте домашнее задание на поздний вечер. После 17-18 часов сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижается. Оптимальное время для выполнения уроков 16-17 часов — малыш уже отдохнул после школы и еще не устал играть. Только не заставляйте малыша быстро бросить игрушки и садиться за уроки, потому что пришло время. Дождитесь момента, когда ребенок отложит одну игрушку и еще не возьмется за другую. Если вы будете прерывать увлеченно играющего малыша — возникнет протест и необходимость выполнения домашних заданий быстро приобретет негативную окраску.

Всегда начинайте с самого трудного, пока внимание на высоте. А то, что ребенку знакомо с детского сада (например, рисование) он сумеет сделать и после того, как кривая сосредоточенности пойдет на спад

Если у ребенка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите малыша к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В заключении обязательно похвалите малыша «Вот видишь какой ты молодец. Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример». Тогда у ребенка появиться позитивная установка «Я сам все могу».

Почаще хвалите малыша, за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. Если крохе легко дается счет и не получается правописание, то рассказывайте ему, как он здорово считает, а если он будет стараться, то обязательно научиться так же хорошо писать

В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте малыша смешным прозвищами, если он что-то плохо делает (например, «курица криволапая»), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смириться со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать.

Если ребенок регулярно просиживает над домашними заданиями на 30-40 минут больше, чем рекомендуется, предложите ему помощь (подчеркните цветным карандашом буквы/цифры, вылепите из пластилина или нарисуйте на песке, объясните другими словами). Если ситуация не улучшается, имеет смысл поговорить со специалистами (школьным психологом, педиатром). У некоторых детей процесс формирования тонкой моторики, которая необходима для учебы, заканчивается лишь к 8 годам. Такого малыша рекомендуется не тащить вперед, а наоборот еще на год оставить в подготовительном классе. Лучше потерять один школьный год, чем утратить желание учиться.

Не забывайте, что многое зависит и от генов. Если вы не отличались в школе хорошей успеваемостью и с трудом получили аттестат, то не требуйте от своего малыша невозможного. Пусть лучше у вас вырастет твердый троечник, а не замученный зубрила-отличник. Грош цена знаниям, которые насильно вбиты ребенку.

Сто тысяч «почему»: причины нежелания делать уроки и как с этим справляться

Начало нового учебного года нередко становится началом бесконечных скандалов по поводу невыполненных уроков и нежелания ребенка делать домашние задания. Если на учеников младших классов еще действует авторитет родителей, то на старшеклассников ни просьбы, ни угрозы, ни разговоры по душам уже не действуют.

Как быть? Для начала родителям стоит запомнить, что лучший возраст для формирования  навыков самостоятельности и чувства ответственности за свои поступки (в том числе и за учебу) — это возраст от 4 до 9 лет. Впрочем, нежелание делать уроки дома можно настигнуть вашего ребенка в любом возрасте, даже если до этого он прекрасно справлялся с домашними заданиями.

Важно выявить истинную причину нежелания делать уроки. 1

Избалованность. Возможно, у вашего чада просто не сформирован режим дня. Его трудно усадить за уроки, потому что он предпочитает игры, просмотр телевизора, компьютер и прочие «радости»

1. Избалованность. Возможно, у вашего чада просто не сформирован режим дня. Его трудно усадить за уроки, потому что он предпочитает игры, просмотр телевизора, компьютер и прочие «радости».

  • Терпеливо и настойчиво приучайте ребенка к определенному распорядку. Смотреть телевизор, делать уроки, спать, есть и гулять он должен всегда в одно и то же время.
  • Обязательно обустройте для ребенка отдельное рабочее место. Нежелательно, чтобы он выполнял задания то на кухонном столе, то на столике перед телевизором и т.д. Даже в самой маленькой квартире можно найти уголок, где поставить письменный стол, прибить несколько книжных полок. Еще лучше, если в обустройстве рабочего места примет участие и сам ребенок. Это поможет ему настроиться на рабочий лад.

2. Лень и безответственность. Если ваш маленький ученик без усилий усваивает школьную программу, но не желает выполнять домашние задания, причиной может быть банальная лень

У таких детей часто не хватает понимания важности домашних заданий, ответственности за свои поступки. Помочь могут беседы о том, что уроки — это труд, «работа», такая же, как работа у мамы или у папы

Кстати, за невыполнение работы взрослые лишаются зарплаты. Обговорите с ребенком, чего может лишиться он, не выполняя свои обязанности: прогулок, доступа к компьютеру, т.е. каких-то жизненных благ. Ваш сын/дочь должны осознать, что безделье — это неэффективно.

3. Страх. Нередко отказ от выполнения уроков связан со страхом ребенка получить «новую порцию» критики. Если подросток слышит постоянные упреки в свой адрес со стороны учителей, к этим нотациям добавляются сентенции родителей на тему «Как это можно не понимать! Какой ты неаккуратный! Да я в твои годы…» — подобный коктейль может напрочь лишить уверенности в своих силах. Подсознательно такие дети всегда будут ждать упреков. Отсюда и отказ: «Если у меня ничего не получается, вообще не буду ничего делать!»

Помочь в таких случаях может только родительская любовь и внимание. Дайте понять вашему ребенку, что любовь родителей — это любовь без условий

Не важно, что красуется в его дневнике — «двойка» или «пятерка». В первом случае вы обязательно объясните и поможете исправить, во втором случае похвалите и искренне порадуетесь

Но никогда не ругайте ребенка за оценки!

4. Конфликт с преподавателем. Иногда отказ делать уроки связан со сложившейся ситуацией в школе. Возможно, у вашего ребенка возник конфликт с педагогом, отсюда — постоянные «двойки» и невыполненные задания.

Возможный выход: беседа с этим педагогом

Привлеките психолога, классного руководителя, администрацию (если понадобится) — важно устранить конфликт и наладить отношения ученика и педагога

5. Скука. В это слово вмещается большая половина случаев нежелания делать уроки. Действительно, выполнение домашнего задания — это не поездка в Диснейленд.

Попробуйте отталкиваться от внешкольных увлечений ребенка

Здесь важно найти привязку к школьным предметам

6. Трудно. Ребенок может отказываться от выполнения заданий, если раз за разом он сталкивается со сложностями. Выясните: возможно, упущен какой-то раздел, может быть, какая-то тема осталась непонятой, невыученной, а потому все последующие задания превратились в пытку.

Если сами не в состоянии объяснить и «пройти эту тему», имеет смысл нанять репетитора или записать ребенка на факультативные занятия.

Помочь наладить отношения

Если причина плохой учебы в пристрастном отношении учителя, ребенок рискует оказаться между молотом и наковальней: в школе его «третирует» педагог, а дома «прессуют» родители. Это тупиковый вариант: мы потеряем контакт с ребенком, а проблема так и не будет решена.

Чтобы ее решить, нам придется поговорить с учителем, попытаться его услышать, что-то ему объяснить, как-то выстроить отношения. Если же мы понимаем, что выправить ситуацию не удастся, надо менять учителя — переходить в другой класс или в другую школу. Причем действовать надо оперативно: ребенку нельзя долгое время находиться в поле мощных негативных эмоций.

Точно так же надо разбираться в плохих отношениях со сверстниками. Если ребенка травят — это один вопрос, если же ребенок не может найти общий язык с одноклассниками, надо учить его общаться и налаживать контакты.

Ребёнок не желает делать уроки: советы психолога

Если родители столкнулись с проблемой, когда сын или дочь отказываются от выполнения уроков, следует незамедлительно принять меры. Оставлять всё как есть ни в коем случае нельзя. Возможно, у вашего чада есть все возможности успешно познавать новое, но что-то ему мешает в этом.

Вам важно выявить причину отказа и присмотреться к следующим рекомендациям

  1. Мотивируйте и поддерживайте

Если ребёнок не хочет делать домашнее задание, возможно, ему не хватает интереса и мотивации. Постарайтесь увлечь его, показать, что выполнять те или иные задачи – это не так скучно и серо, как кажется на первый взгляд. Попробуйте превратить процесс изучения в увлекательную игру, а не в обыденное письмо, чтение и так далее.

Покажите ребёнку, что вам интересно делать с ним домашнюю работу, что вы заинтересованы в его успехах и всегда готовы помочь ему справиться с любыми трудностями. Родительская поддержка очень важна для детей. Помогайте чаду в достижении целей, демонстрируйте свою заботу и любовь.

  1. Поощряйте успехи

Хорошим способом, как приучить ребёнка делать уроки самостоятельно, является поощрение его достижений в учёбе. Многие родители активно практикуют это. Ведь детям намного интереснее делать что-то, зная, что взамен они получат подарок. Спроецируйте ситуацию на себя – вы ведь тоже работаете не просто так, а за заработную плату. Это вас мотивирует, так почему же не применять поощрительные меры к ребёнку?

Психологи советуют выбирать в качестве похвалы следующее:

  • совместные игры;
  • поход в кино;
  • поездка в аквапарк;
  • покупка настольной или иной игры;
  • возможность сходить на игровую площадку на полчаса дольше;
  • катание на коньках.

Данный перечень можно продолжать долго.

Психологи настоятельно советуют не выбирать в качестве поощрений денежные средства. Многие родители нашли для себя простой способ – давать деньги за выполненные задания или за положительные оценки. Они считают, что сильно мотивируют детей.

На самом деле это дорога в никуда. Со временем домашних работ станет больше, да и аппетиты ребёнка начнут расти. В результате вы потерпите финансовый крах. К тому же таким образом вы приучите ребёнка ценить больше всего материальную сторону, что негативно отразиться на его жизни во взрослом возрасте.

  1. Проявляйте терпение

Будьте терпимее к своим детям – это ещё один хороший совет психолога, если ребёнок не хочет делать домашние уроки. Выполнение задания вместе с детьми – действительно сложная задача. Но это не повод срываться на них, показывать им своё недовольство. Ведь даже они проявляют терпение, когда садятся за уроки. У них не всё получается, не все темы хорошо усваиваются. Но если вы будете терпимее, покажете, что не всё так плохо, как кажется, то и ребёнок возьмёт с вас пример.

Просто поймите, что учёба – это настоящий труд, в котором бывают и взлёты, и падения. Если вы поможете детям, они смогут приобрести новые знания, навыки, познают этот мир лучше, откроют для себя много интересного. Ведь для них именно родители – самые близкие и верные товарищи.

  1. Время и место для уроков

В поисках способа, как заставить ребёнка делать уроки самостоятельно, не забывайте, что большую роль в рабочем процессе играют время и место

Важно правильно всё организовать, чтобы детям было удобно заниматься, и их ничего не отвлекало

Психологи советуют следующее:

Следить за временем выполнения домашней работы. Оптимальный период – с 16 до 18 часов. Приступать сразу после школы к урокам не стоит, ребёнку следует поесть и отдохнуть, например, сходить погулять или поспать.

Не перегружать слишком длительными занятиями. Продолжительность приготовления заданий зависит от возраста ученика. Для первоклассника она не должна превышать часа.

Начинать выполнение от простой задачи к сложной. Выбирайте сначала то, с чем ребёнок легко справится, что доставит ему удовольствие. Это поможет лучше и быстрее включиться в рабочий процесс, позволит получить позитивные эмоции, поверить в собственные силы.

Чередовать труд и отдых

Важно периодически отрываться от уроков на несколько минут. Рекомендуется тратить паузы не на телевизор, телефон и игры, а на физкультминутку

Несколько простых упражнений помогут снять напряжение и усталость.

Правильно организовать рабочее место. Стол и стул должны быть подобраны с учётом роста ребёнка, чтобы ему было максимально удобно сидеть. Также важно обеспечить в комнате хорошее освещение во избежание напряжения зрения. Все принадлежности, необходимые для учёбы, должны быть всегда под рукой.

Исключите отвлекающие факторы. Полная тишина поможет ученику сосредоточиться на работе. Поэтому никаких телевизоров, магнитофонов, телефонов.

Признать и принять свои чувства

Вот теперь про «бесит». Наши основные отрицательные эмоции, связанные с учёбой ребенка: стыд за него («Как так, мой — и хуже других!»); родительское чувство вины («Я что-то не так делаю…»); страх за будущее («Пропадёт, ничего не добьётся, под забором будет лежать!»). Их надо осознать и чувствовать в свободное время, а не когда мы делаем вместе уроки.

Если стыд, страх и вина зашкаливают, попробуйте:

  • просто поиграть и пообщаться с ребёнком в ситуации, когда его слабых мест не видно;
  • попросить его о помощи в том, что он умеет делать хорошо.
  • вспомнить о его сильных сторонах;
  • разрядить обстановку — поговорить о чём-то хорошем или нейтральном, выпить чаю с печеньем.

Моя дочь, когда мы учились вместе, находилась в состоянии адаптации к семье и не принимала меня как родителя. Поэтому снимать напряжение приходилось очень часто. Это касается и следующего пункта.

Школа или семья: кто на первом месте?

Первая мысль, которую надо уяснить: мы любим ребенка независимо от оценок. Нет, за двойки хвалить не нужно. Но все, что дает семья, она дает и двоечнику, и отличнику. Принятие, любовь, поддержка, дружелюбное отношение, забота, еда, жилье, безопасность – на все это у ребенка с любым табелем должен быть безлимит.

Если в семье не один ребенок, сравнивать не нужно. Никаких: «Ой, вот у Машеньки пятерка по рисованию, а Оленька у нас с детства медлительная». Возможно, это правда. Помолчите об этом. Вслух – акцентируем на хорошем.

При желании похвалить можно каждого. Многие двоечники очень помогают по дому, могут передвинуть шкаф одной рукой или мастерски разруливают конфликты. Кто знает, что окажется ценнее во взрослой жизни.

Неуспевающего ребенка придется защитить от нападок родственников. Не нужно врать или приукрашивать. Но нельзя позволять взрослым подкалывать и ерничать. Со своим ребенком родители разбираются сами, дома, наедине. Морали ему читаете тоже вы, а не троюродная тетка по папиной линии.

Почему ребёнок не хочет делать уроки?

Родители нередко слышат от своих детей, что они не желают выполнять домашние задания. В этом случае не стоит паниковать и ругать ребёнка. Следует поговорить с ним и постараться выяснить, в чём причина такого поведения. Только потом подумать, как мотивировать чадо, задать ему рабочее настроение.

Если девочка или мальчик не хочет делать уроки, причины могут быть следующими:

  1. Банальная лень. Не нужно путать её с отсутствием интереса. Бывают случаи, когда человек от природы обладает подобной чертой, поэтому его не затягивает надолго ни одно занятие. Если же вы видите, что некоторыми процессами малыш увлекается на длительное время, значит, дело не в лени, а просто в отсутствии тяги к новым знаниям.
  2. Страх неудач. Часто ребёнок отказывается выполнять домашнюю работу, потому что боится сделать что-то неправильно. Это возможно, если однажды родитель наказал за неверность решения той или иной задачи либо учитель отчитал перед всем классом за ошибки.
  3. Плохое освоение предмета. Нередко бывает, что дело не в лени или отсутствии интереса, а в том, что дети просто не понимают, как справиться с заданиями. В этом случае им особенно необходима помощь, так как недостаточное освоение какой-то темы мешает двигаться дальше.
  4. Дефицит внимания со стороны родителей. Показывая свой характер, ребёнок пытается привлечь маму и папу, вызвать у них хоть какие-то эмоции, пусть даже негативные. Обычно такое развитие событий наблюдается в семьях, где родители постоянно работают и мало занимаются детьми.

Определив причины отказа от выполнения домашнего задания, продумайте, как научить ребёнка делать уроки самостоятельно и привить интерес к учёбе. В этом помогут советы психологов. Если вам самим не удаётся справиться с проблемой, обратитесь за помощью к специалисту. Он порекомендует, как правильно себя вести с детьми во время выполнения домашней работы.

Еще несколько советов как научить ребенка делать уроки

  1. Приучайте ребенка к режиму дня и ритуалу выполнения домашних заданий как одной из его частей. Допускаются небольшие перерывы в процессе делания уроков, особенно ученикам начальных классов – они еще не умеют так надолго сосредотачиваться.
  2. Не тяните с уроками до последнего, то есть не оставляйте их на поздний вечер и в течение недели потихоньку стимулируйте ребенка делать какие-то задания вперед. Например, предмет был в понедельник и в следующий раз будет в четверг – убедите ребенка сделать домашнее задание по нему в понедельник –вторник. Ведь так приятно потом обнаружить, что ЧТО-ТО из уроков уже готово!
  3. Совсем маленьким ученикам помогите правильно организовать выполнение домашней работы. Детям свойственно долго сидеть с чем-то одним, отвлекаясь и мечтая, а потом бывает трудно собраться в кучу. Быть организованным и сконцентрированным, не тратить время попусту – эти навыки ваше чадо приобретет не сразу.
  4. Поощряйте самостоятельность, когда что-то несложное ребенок делает сам. Вы можете только проверить и похвалить.
  5. Не делайте сложные задания за ребенка! Этим вы ему не поможете, а лишь закрепите неправильную модель поведения: зачем напрягаться, если мама с папой всегда подстрахуют и все напишут за меня! Объясняйте, подталкивайте в нужном направлении, пусть ребенок учится мыслить!

И последний, но очень важный нюанс – психологический настрой. Если ребенок не хочет делать уроки, внушайте ему обратную идею: делать уроки вовремя и как следует – большой плюс  для него самого!  

  • Он выучил урок, на следующий день его спросили и он получил хорошую оценку – «молодец, ты позанимался и заслуженно заработал пятерку!»
  • Он заранее сделал все уроки и сложил портфель на понедельник – «видишь, сделал дело, теперь можешь с чистой совестью гулять смело в выходные!»
  • Он делает уроки вовремя, сосредоточенно и внимательно – «у тебя отличная усидчивость и умение концентрироваться, из тебя выйдет со временем успешный бизнесмен!»

И так далее, позитивные утверждения –похвалы придумывайте сами по ходу.

Со временем у ребенка наверняка поубавится негатива по отношению к домашним заданиям, особенно если он увидит, что это нестрашно и за это хвалят, что вы всегда готовы помочь, позаниматься дополнительно.

А через какое-то время появится привычка делать уроки вовремя, осознанно и для собственной пользы.

——
Автор – Мама Пума, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Как поощрять ребенка?

Один из действенных методов заставить детей самостоятельно делать домашние задания – различные виды поощрений. Что может выступить в качестве приза? Многое зависит от пристрастий Вашего отрока, но лучшие варианты – совместная поездка в кинотеатр, игровой центр, цирк, музей. Можно вознаградить ребенка за труды интересным журналом, набором для детского творчества, игрушкой. Избегать следует только одного – денежных премий. В этом случае Вы можете столкнуться с ситуацией, когда за все свои успехи и хорошие поступки ребенок будет требовать чаевые.

Правильная мотивация

Попробуйте объяснить ребенку, для чего он делает уроки. Возможно, повторить это придется не раз и не два. Постарайтесь задействовать свои способности убеждения и говорить с воодушевлением. Итак, уроки нужно выполнять не для того, чтобы:

  • получить хорошую оценку;
  • избежать конфликта с учителем;
  • не прослыть двоечником и лентяем.

А только лишь с одной целью – закрепить пройденный в школе материал и получить новые знания. Многие любопытные дети не ограничиваются таким ответом и спрашивают «А зачем?» Действительно, объяснить, зачем знать, как устроена хламидомонада, которую он и в глаза не видел, довольно сложно, но можно.

Постарайтесь заинтересовать подростка важностью существования семейства хламидомонад и других мелких тварей для человека, вспомните теорию Дарвина. Подкрепите ее сведениями, полученными из популярных передач типа Animal Planet и National Geographic

Это не так-то просто? А мы ведь предупреждали, что будет нелегко. Но и ценность истинной учебной мотивации довольна велика

Чем раньше удастся укрепить в детской голове мысль о важности домашних уроков, тем быстрее удастся сместить акцент от их выполнения из-под палки к осознанному деланию

Главные ошибки родителей

Если ребенок не хочет делать уроки, проанализируйте свое поведение. Что категорически нельзя делать:

  • Кричать на ребенка, обзывать, доводить до слез. Узнав, что он «бестолочь, дурак, лентяй», малыш вообще передумает учиться. Школьник имеет полное право хотеть поиграть больше, чем делать скучные уроки. Признайтесь — у вашего раздражения полно других причин, но срываетесь вы на ребенке, ведь он беззащитен;
  • Бить. Пусть «легонько, только один раз, в порыве гнева» — ребенок запомнит это унижение. Станет бояться вас, но за уроки не примется;
  • Сравнивать с другими детьми. У соседей растет вундеркинд? Ваш ребенок ничем не хуже, он просто другой. И вы его любите таким. Сомнений в этом у чада быть не должно;
  • Плохо отзываться об учителе. Подрывая авторитет педагога, вы полностью ломаете систему ценностей ребенка. Переведите чадо в другой класс;
  • Делать уроки самим. Такой прием сбережет ваше время и нервы, а заодно приучит ребенка жить на всем готовом. Итог — через годы он окажется не приспособлен к взрослой жизни, самостоятельным решениям;
  • Платить ребенку за выполнение домашних заданий. Или обещать дорогие подарки. Запросы будут расти с космической скоростью, а интерес к обучению так и не появится.

Как быть, если один (или все) пункт этого списка давно взят на вооружение? Отменять одним днем и никогда к нему не возвращаться — так советуют психологи.

Медленно снимаем с себя ответственность

Вторая важная идея: вы свой аттестат уже получили. Задача родителей: помогать по запросу. Подсказать, объяснить, разобрать сложную тему или почитать вместе д/з по литературе, нанять репетитора. Но никак не учиться вместо ребенка.

Помочь выделить время для домашней работы актуально в начальной школе. Здесь еще можно повелительно выключить телек и отправить писать прописи. Первые неудачи тоже лучше пережить сразу. Не сделал уроки – получил двойку – сделал выводы. В 7 лет это полезнее, чем в 16.

Если мама строго контролировала каждый шаг до десятого класса, то перед выпускным ее ожидает масса сюрпризов. Валяющийся на диване с телефоном ребенок, которому все безразлично, например.

Сделать д/з, собрать рюкзак, получить учебники – все это ответственность ребенка. Вспомнил про реферат в полночь? Сам завел будильник, встал пораньше и побежал распечатывать. Мама может дать кофе и не отключать орущий телефон. Но стоять и полчаса уговаривать деточку подняться, опаздывая на работу – совершенно из другой оперы.

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?

Многие мамы и папы жалуются, что их дети делают уроки, только если кто-то из них сидит рядом, и контролирует каждое движение ручкой. Каждый раз принудительно заставлять ребенка делать уроки — утомительно для всех членов семьи. Как помочь школьнику стать самостоятельным?

Нужно помочь сыну или дочери видеть последствия принятых решений. Например, если ребёнок сделал уроки пораньше — у него будет больше времени для себя. Справился самостоятельно — у родителей было время, чтобы приготовить что-то вкусное, или отремонтировать нужную ему вещь. Проигнорировал занятия — будет вынужден всё свободное время посвятить дополнительным учебным мероприятиям. Мама была вынуждена сидеть рядом — ребёнок вместо неё делает что-то, что она не успела.

Этот метод потребует немало времени. Не стоит думать, что ребёнок сразу поймёт связь, моментально решит всё делать правильно, или не будет капризничать, проверяя, не пойдут ли родители ему на уступки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: