Как школа подрывает самооценку и уверенность в себе
Мне могут возразить: «Но ведь нельзя же построить систему, которая будет учитывать склонности каждого». Еще как можно! И разговаривать в классе, и вставать, и идти к предмету разными путями, и работать в разных ритмах. Нужно только осознать, что именно это и является одной из главных образовательных целей — формирование умения взаимодействовать с современным миром и способности выбирать собственный путь, знакомство с самим собой, со своими способами учения.
Если практическая педагогика не будет срочно адаптирована к нынешним условиям, системы образования рухнут, как карточные домики. Давление на человека в детском саду и школе в настоящее время достигло наивысшей точки. Пора думать и меняться…
Система провозглашает адаптацию ребенка к школе едва ли не главной целью. Именно поэтому она и демонстрирует такое активное давление. Считается, что чем быстрее человек научится выполнять определенные правила, тем скорее он приспособится. Наоборот! Соблюдение правил — скорее признак глубокого ухода в себя, подчинения системе, нивелирования собственного «я», низведения его до некоего усредненного безличного уровня.
Человеку, приходящему в принципиально новую систему, каковыми являются школа и детский сад, практически всегда страшновато и неуютно. Причем даже в том случае, если атмосфера этого места дружелюбна. Поэтому главное — дать человеку ощущение комфорта и укрепить веру в свои возможности. Дать ему возможность почувствовать себя сильным. (Сравните с сидением в затылок друг другу.)
То есть нужно не расшатывать уверенность в себе, а усиливать. Именно из нее рождается сначала право на самого себя, затем ощущение своего места, а после — желание использовать это место в полной мере, то есть учиться, узнавать новое, знакомиться с миром.
Разве не этого хотят мама и папа, отправляя ребенка в школу? Как и когда происходит подмена? В какой момент люди (и дети, и родители, и учителя) оказываются внутри очередного витка воспитательного процесса, вместо того чтобы сообща радоваться познанию мира?
Решать проблемы.
Если ребёнок научится искусству решения проблем – ему будет по плечу любая профессия, в любой отрасли. Даже в такой, которой сегодня ещё нет.
Новая работа всегда пугает людей, хотя если вдуматься – это всего-навсего ещё одна проблема, которую просто надо решить. Новые навыки и умения, новая среда, новые условия… всё это просто новые проблемы, которые приходится решать.
Учите своих детей решать проблемы, моделируя разные ситуации. Приходите вместе к какому-то общему знаменателю. После этого предложите решить какую-то проблему малышу самостоятельно.
Начинайте с самых простеньких, постепенно переходя к более сложным. Не бегите сразу же решать проблемы вместо своего ребёнка. Пускай он возится с ними днями, а то и месяцами, пробует разные варианты.
Вы себе не представляете, как он будет счастлив, когда всё же найдёт решение! Обязательно похвалите его!
Со временем у него появится твёрдая уверенность в своих способностях решать проблемы. Для него уже не будет ничего невозможного!
Читайте еще: Ваши дети – не самые популярные в школе? Ученые говорят, что родители могут вздохнуть с облегчением
Предпринимательство
Многие ребята думают, что предприниматель — это крутой бизнесмен с огромной корпорацией и кучей денег. На самом деле предприниматели бывают самыми разными — в России много молодых предпринимателей, которые пытаются запустить стартап до 25 лет. Не обязательно после школы идти в университет и выходить на работу — можно представить миру новый продукт или услугу.
Можно сделать интересный предмет о том, как придумывать идеи и превращать их в продукты, а приглашенные предприниматели поделятся опытом и вдохновят требят. В такой курс можно включить блок управления собственной жизнью — научить школьников распоряжаться своим временем. Сегодня легко «залипнуть» в соцсетях и не заметить, как прошел целый день. Поэтому стоит объяснить ребятам, что время — их самый важный ресурс, который нужно использовать эффективно.
Задавать вопросы.
Какую цель мы ставим, обучая детей? В первую очередь – чтобы они научились самостоятельно усваивать знания, искать информацию, проверять её, приходить к определённым умозаключениям и выводам.
При этом ничему готовому их не учим. Потому что если это у них получится, то нам в будущем не придётся обучать их ничему – они сами справятся.
И самый первый шаг в этом направлении – это научиться задавать вопросы. К счастью, у детей это выходит естественно и не составляет труда. В отличие от нас, взрослых, которые зачастую боятся выглядеть глупыми и цепляются за свои старые идеи и знания, как клещи.
Соответственно, нам остаётся только поощрять деток задавать вопросы и делать это как можно чаще. Самый лучший способ научить их этому искусству – моделировать ситуации. Например, вы сталкиваетесь со своим ребёнком с чем-то новым и непонятным. Задавайте вопросы и изучайте всевозможные ответы.
Когда сын или дочь задаёт вопросы – всегда хвалите и поощряйте, а не отмахивайтесь, а уж тем более – не высмеивайте (вы себе не представляете, сколько взрослых убивают в своих детях желание что-либо спрашивать).
Уверенность в себе
Митя Алешковский,
общественный деятель, журналист, председатель совета благотворительного фонда «Нужна помощь» и создатель портала «Такие дела»
Я всегда был двоечником. Причем не потому что я туп, как сибирский валенок, а потому что моя молодость проходила слишком бурно и у меня были совершенно другие интересы. Чистая случайность, что я не попал в мир криминала и наркотиков в то время, когда я учился в школе
Так что, на мой взгляд, самое важное, чему могут научить в школе ребенка, — это найти, понять и раскрыть себя. Как это будет выражено, не имеет серьезного значения
Главное, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, а не забитым и загнанным зверем. Для меня спасительным стал опыт участия в школьном театре, кому-то поможет опыт работы волонтером, кто-то найдет себя в спортивных соревнованиях. Главное, чтобы ребенок получал поддержку в своих начинаниях и любовь, а не розги и понукания.
УЧИСЬ УЧИТЬСЯ!
Все мечтают узнать какие-то чудесные способы, хитрости, с помощью которых можно легко получать хорошие отметки. Боюсь разочаровать — таких способов нет. Без труда и старания не обойтись. Но можно и нужно пользоваться теми знаниями, которые используют успешные ученики.
Во-первых, очень важно, чтобы еще в начальных классах ребенок научился бегло и осмысленно читать. Не однажды встречала учеников уже старших классов, которым тяжело дается само чтение задания или параграфа! О каком усвоении материала может быть речь? Поверьте, если увлечь ребенка чтением, у него будет гораздо меньше проблем с остальными предметами
Читайте вслух! В начале обучения чтению ребенок больше сосредотачивается на самом чтении, а не на смысле, как раз в это время стоит хотя бы 3—4 раза в неделю читать ему вслух. Только возьмите ту книгу, которая будет интересна именно вашему ребенку. Книга также должна соответствовать возрасту — крупный шрифт, красочные картинки. Заканчивайте читать на самом интересном месте, сославшись, что у вас есть важные дела, и предложите ребенку дочитать самому, если интересно. Вот увидите, скоро такое чтение не понадобится — ребенок сам с удовольствием будет читать.
Собирайте детскую библиотеку. Покупайте детские книги только вместе с ребенком и не больше одной, двух. Когда прочтет — выберете еще, иначе, «завалив» его книгами, вы можете добиться обратного эффекта! А если уж вы сделали такую ошибку — соберите все до единой книги и уберите подальше. Удивится — скажите, что, видимо, ему еще рано читать эти книги. Не могу дать 100% гарантии, но, как известно, запретный плод сладок!
Постарайтесь, чтобы в этой библиотеке были не только развлекательные книги, но и познавательные
Уделяйте внимание качеству книг — пусть их будет немного, но достойного исполнения и хороших авторов
Во-вторых, необходимо развивать речь. Бывает так: вроде бы урок подготовлен, а доходит дело до ответа — и двух слов связать не получается, все знания из головы «улетучиваются», и не потому, что не учил, а от волнения и отсутствия практики. Страх перед выступлением на публике очень хорошо преодолевать в различных кружках и студиях, где нужно выступать, — театральный, вокальный кружок. Но есть и «домашние» проверенные способы — простые и популярные игры. Например, в «слова», в «города», в «кто лучше 3 раза скажет скороговорку». Отличная игра — «история». Каждый игрок придумывает продолжение (2—3 предложения) начатой ведущим истории. К этим играм могут легко подключиться все члены семьи, даже не отрываясь от своих повседневных вечерних дел, а победить в них вполне по силам ученику.
В-третьих, хорошему ученику как воздух необходимо воображение. При изучении любого предмета для лучшего, а главное долгосрочного, запоминания необходимо каждую законченную мысль, каждого героя повествования, будь то печенег, тычинка или Дубровский, представлять как картинку — яркую и четкую. Поэтому при первом прочтении не надо торопиться: следует внимательно читать, изучать постраничные иллюстрации и все представлять, не пропуская ни единой строчки. После такого вдумчивого прочтения должно создаться впечатление только что просмотренного научно-популярного, исторического или даже художественного фильма.
В течение долгих десяти лет в школе учат выводить формулы и доказывать теоремы, оперировать историческими фактами и астрономическими цифрами и еще запоминать массу разнообразной информации, большинство из которой будет забыто после сдачи последнего школьного экзамена. Но все это — не зря. Когда ребенок учится с интересом и увлечением, он, прежде всего, учится ставить цели и достигать их, учится концентрировать свои усилия и мыслить. Как хорошо подметил старик Эйнштейн: «Образование — это то, что остается, когда забывается все, чему нас учили».
Ораторское искусство и навыки коммуникации
Светлана Винокурова,
организатор TEDxNovosibirsk и руководитель школы ораторского мастерства «Человек слова»
Способность выйти на аудиторию, в том числе и взрослую, смотреть в глаза, ясно выразить свою мысль — это про уверенность и лидерство. Навыки аргументации, построения речи — это то, что пригодится потом и в учебе, и в любой работе, и в жизни. Я знаю взрослых людей, которые не выбирали более ответственную должность только потому, что боялись выступать.
Галина Юзефович,
литературный критик и преподаватель
Важнейший навык, который мне пришлось осваивать задним числом, уже во взрослом возрасте, параллельно с другими предметами и фактически самостоятельно, но который можно было бы без проблем освоить в школе, — это, как ни смешно, основы риторики. У нас риторику понимают по большей части как искусство произносить пафосные речи, но на самом деле это наука о корректном, максимально эффективном и адекватном построении собственного высказывания, как письменного, так и устного. Многим кажется, что главное, чтобы была «суть», а форма — это что-то вторичное, несущественное. Но в действительности никакая «суть» не живет без четких, корректных, емких и удобных для слушателя или читателя формулировок. И, на мой взгляд, если бы в школьной программе нашлось место для подобной дисциплины, это бы сильно облегчило жизнь всему обществу — например, мы стали бы куда лучше понимать друг друга.
Марина Аксенова,
директор детского фонда «Солнечный город»
Мне кажется, очень важно научить коммуникации. Этого не было в школе ни тогда, ни сейчас
Один из главных навыков, которым нужно обучать подростков, — это понимание, что каждый человек является полноценной личностью. Нужно учить эффективно коммуницировать с разными людьми.
Даже сегодня в школе ты молодец только тогда, когда у тебя 100 баллов на ЕГЭ. Но умение ошибаться, искать решения и снова ошибаться, становится чуть ли не самым главным в формуле успеха из-за скорости, с которой происходят изменения во всех сферах жизни сегодня.
Владимир Алешин,
исполнительный директор онлайн-школы «Фоксфорд»
Гораздо ценнее не знания, которые можно быстро получить с помощью телефона, а навыки, нацеленные на решение сложных задач, навыки командной работы. Вообще, львиную долю времени школа должна тратить на то, чтобы не разобщать, а объединять детей. Учить их взаимодействию, открытым взглядам на жизнь и отсутствию каких-то предрассудков.
Леонид Пашковский,
путешественник
Недостаточно понимать друг друга на уровне языка — важно осознавать, какой смысл человек вкладывает в слова. Сейчас межкультурную коммуникацию чаще всего изучают только с точки зрения применения в бизнесе
Но я уверен: понимание того, что народы по-разному воспринимают реальность из-за различий в культурных кодах, приведет к уменьшению числа конфликтов на национальной почве.
Основы физического и психического здоровья
Лариса Осинкина,
клинический психолог, кандидат Московского общества детской психоаналитической психотерапии
На уроках физкультуры в школе не уделяют внимания контакту человека со своим телом. Когда от ребенка требуют сделать то, что вызывает негативные эмоции (например, прыгнуть через страх), от него требуют отключиться от ощущений
Но научиться понимать и распознавать свои чувства и не прыгать, если страшно, не менее важно. Саморегуляция, основы эмоционального интеллекта, контакт со своими ощущениями, медитативные практики — этому можно обучать в школьном возрасте
Школьная система не может отозваться на эмоциональные потребности конкретного ребенка, а ребенок еще слишком мал, чтобы сформулировать их. Если тревога в школьном возрасте сильная, и ее никто не помогает переживать, то она затрудняет учебный процесс и может вызвать агрессию в адрес учителей, школьной системы, учебы. Школьные правила и взаимодействие с учителями часто таковы, что они эту тревогу не уменьшают, а только усиливают. Тогда ребенок ощущает, что в школе ему дают что-то «ненужное».
Максим Спиридонов,
сооснователь и генеральный директор «Нетология-групп»
Сейчас, оглядываясь назад с высоты определенного опыта продуктолога в области образования, я бы хотел, чтобы сперва меня научили понимать собственное тело, заботиться о нем и о собственном физическом, а также ментальном здоровье. Научили медитировать: не для религиозной практики, а для того, чтобы освобождать и успокаивать сознание, научили общаться, научили слышать.
Федор Катасонов,
врач-педиатр
Совершенно удивительно, что медицины нет в школьной программе. Какие-то биологические основы преподаются слишком поздно, когда картинки репродуктивной системы напрочь отбивают мысли об учебе. В курсе медицины должны быть азы анатомии и физиологии, должны даваться понятия о разных болезнях: инфекциях, опухолях, сердечно-сосудистых заболеваниях. Кроме этого необходимы основы статистики, чтобы понимать, на чем строятся доказательства. Обязательно — адекватное половое воспитание, просвещение о наркотиках, краткий курс истории, философии и этики медицины и, наконец, практические занятия по оказанию первой помощи. Это базовые вещи, касающиеся каждого, в отличие от множества интересных, но мало полезных в обычной жизни тем: тектонических плит, интеграла или правила буравчика. Базовое медицинское образование, бесспорно, оздоровило бы нацию и оставило куда меньше места мракобесию и заболеваниям, передающимся половым путем.
Ксения Кнорре-Дмитриева,
журналист и руководитель пресс-службы поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт»
На уроках ОБЖ мы учили вес ракет «Минитмен-II», и я до сих пор не понимаю, как это должно было обезопасить нашу жизнедеятельность. Но мы почти каждый день сталкивались с ситуациями, когда практические знания, как себя защитить, нам бы очень пригодились: толпа на стадионе, уличная перестрелка, наркотики в подворотне, теракт в метро, насильник в парке, уличные мошенники и так далее. Мне жаль, что нас не учили защищать себя от этого и что мы почти ничего не знали о жизни, в которую входим.
Увы, мне кажется, вопрос обучения правилам безопасности до сих пор не решен. К сожалению, литература не готовит к жизни, а на уроках ОБЖ и сейчас часто учат тому, что не имеет отношения к реальности
Школа так и не научилась говорить о важном и актуальном, и ребенок ищет ответы на свои вопросы у друзей, в интернете, у видеоблогеров, на улице, и хорошо, если эти поиски заканчиваются благополучно
ТРЕНИРУЙ ПАМЯТЬ!
ПРИ ЗАПОМИНАНИИ ДАТ, цифр, формул, иностранных слов хорошо использовать метод ассоциаций.
Чем ассоциация будет более необычной, абсурдной или даже смешной — тем лучше.
МЕТОД ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ или конспектов подходит для запоминания большого объема информации. Скажем, нужно выучить сложный параграф, где много дат, фактов, событий, имен, формул. В первый раз сделайте такой конспект совместно с ребенком. Итак:
Внимательно и осмысленно читаем весь параграф.
Разделяем его на смысловые части.
Кратко записываем на листке или в отдельной тетради главную мысль каждой смысловой части (4—5 слов — не больше!), а также дату, формулу, имя человека, связанного с этим событием, в том порядке, в котором они идут в тексте
Каждую новую запись, относящуюся к следующей части, начинаем с красной строки.
Самое важное выделяем маркером.
Напротив каждой строчки рисуем буквенные или числовые символы, которые бы напоминали о каких-то важных деталях. Например, если нарисовать мотыгу и рога напротив «славяне в древности», сразу станет понятно, чем занимались наши древние предки; крест напротив имени князя Владимира — крестил Русь.
Весь параграф должен уместиться на одной страничке — не больше. Приобретя определенный навык, ученик сможет составлять такой конспект за 10—15 минут после прочтения текста, потом стоит только взглянуть на него и легко восстановить в памяти весь материал.
Быть самостоятельными и независимыми.
Детей следует обучить очень важной вещи – делать всё самому, уметь настоять на своём, не зависеть от чужого мнения или оценки. Конечно, сразу это не даётся
Но со временем – вполне.
Постепенно поощряйте малыша выполнять задания абсолютно самостоятельно. Покажите, как это делают, создавая различные ситуации. Сначала помогайте, потом – поступайте так всё реже.
Наша задача – выйти на тот уровень, когда ребёнок будет уверено работать над чем-то самостоятельно, делать ошибки и исправлять их.
Как только дети научатся быть самостоятельными, то поймут, что им не нужен ни учитель, ни родители, ни начальник для того, чтобы говорить, что и как делать.
Только так дети вырастут свободными людьми, которые в состоянии управлять собой и решать в каком направлении двигаться, чтобы достигнуть своей цели.
Ошибки и неудачи – это очень хорошо
Когда мы были маленькие, мы пробовали делать разные вещи, терпели неудачи и таким образом обучались. С возрастом нас начали обучать не ошибаться, как будто ошибки – это плохо. В результате мы стали пробовать все меньше и меньше.
Это вполне логично, ведь нас научили, что ошибки – это плохо. А как избежать ошибок? Правильно, стараться избегать делать что-то новое. В итоге мы избегаем новых действий, так как они могут повлечь за собой ошибки и неудачи. А если мы не делаем ничего нового, то и не сможем получить другой результат чем тот, что имеем сейчас.
Вывод прост: ошибки — это очень хорошо, так как они возникают из-за и ведут к новым действиям, а те ведут к новым результатам. Хотите стать успешными – стремитесь ошибаться как можно чаще, пробуя новые действия.
Хуже избегания ошибок может быть только моральное избиение самого себя за совершаемые ошибки. Это тратит ваше драгоценное время и силы. Подумайте, что вы никогда не научились бы ходить, если бы после первых неудачных попыток встать начали обвинять бы себя в неудачах и пообещали себе больше никогда не ошибаться. Хорошо что винить себя вы научились гораздо позже, чем зодить.
Физическая культура
Да-да, мы редко вспоминаем, что «физ-ра» расшифровывается именно так! Речь идет о культуре в широком смысле — о воспитанности, осознанности в отношении своего тела
Понимать, как устроено свое тело и как поддерживать его в форме, очень важно. Уже в школьном возрасте неправильный образ жизни может привести к гастриту, сколиозу, близорукости и другим неприятным болезням, которые будут напоминать о себе всю жизнь
Девочки-подростки часто начинают переживать из-за своего веса, а мальчики — из-за отсутствия мышечной массы
Важно объяснить им, сколько нужно есть, как правильно высчитать свою дневную норму белка, жиров и углеводов, как безопасно похудеть или набрать массу. В интернете много вредных советов, из-за которых подростки могут испортить себе жизнь – заработать анорексию, булимию или другие расстройства
Поэтому важно, чтобы эти занятия проводили специалисты — врачи, биологи, фитнес-тренеры.
Закон Паркинсона
Этот закон гласит: «Работа заполняет время, отпущенное на неё». Это означает, что вы можете работать или выполнять любые задачи в разы быстрее. К примеру, есть какая-то задача и вы отвели для её решения время в одну неделю, потому что она кажется вам достаточно тяжелой. В этом случае вы точно никогда не выполните её за один день, потому что отведенное для неё время – это одна неделя. Фокус в том, что фактически данную задачу можно решить за один день или даже пару часов, но этого не произойдет, потому что вы заранее определили для неё срок в одну неделю и, согласно закону Паркинсона, так это и будет.
Но ваши сроки субъективны. Если вы установите срок в один день вместо одной недели, то можете не успеть. Однако каково будет ваше удивление к концу дня, когда окажется, что ваша задачу решена на 80%. А может быть и полностью. Отчасти это напоминает игры разума, но если вы хотите получить быстрый результат, то ставьте минимальные сроки, даже нереалистичны. Вам никто не мешает их продлить по ходу выполнения работы, но при этом дело пойдет куда быстрее первоначальных планов.
Очистка сознания?
Рынок дополнительного образования изобилует неприятными сюрпризами — от непрофессионализма до шарлатанства и сект. Выбирая курсы для себя и тем более для собственного ребенка, помните, что совершенствовать с посторонней помощью вы собираетесь технические, профессиональные навыки, а не душу и убеждения. Однако в нагрузку к тайм-менеджменту и выработке лидерских качеств вы рискуете получить полный ассортимент оккультных практик: «гармонизацию и очищение сознания», обучение медитации, «корректировку судьбы», «повышение энергопотенциала». Многие тренинги организованы сайентологами или используют те же разработки, что и церковь сайентологии. У ряда тренингов много общего с сетевым маркетингом: стремление втянуть как можно больше народа, многоступенчатое построение курса, где на каждой ступени за отдельную плату посвященному открывают тайны личностного роста, дают обещание изменить вашу жизнь под восторженные отзывы тех, кто свою уже изменил. Берегитесь горящих глаз и приклеенных улыбок, дешевых метафор, описаний перенесенных потрясений («я впервые понял, зачем я живу») и обещаний сделать вас мудрым в конце пути. С подростковой расхлябанностью и неуверенностью в себе справиться легче, чем с осознанием собственного мессианства и другими последствиями вмешательства в неокрепшую психику.
1 сентября, букеты и парадная форма: зачем?
Жизнь современного ребенка, за редчайшими исключениями, без школы не мыслится вообще. Давайте вспомним, как проходит 1 сентября. То самое, когда «первый раз в первый класс».
Построенные рядами дети, цветы, речи, школьная форма, которая вернулась в большинство школ с нашего молчаливого согласия. Воля ваша, а я никак не могу избавиться от ассоциации с похоронами…
К кому обращена речь директора школы? Уж конечно, не к тем, кто в первый класс пришел. Речь виновнику торжества обычно совсем непонятна. Он, бедный, занят тем, чтобы выжить в этой жесткой ситуации. Цветы, призванные скрасить отрицательные ощущения, не слишком помогают. Они, конечно, добавляют пафоса, но при этом окончательно запутывают как детей, так и учителей.
Традиция приносить букеты 1 сентября начинает формировать лживую установку, обязывающую относиться к школе со странной благодарностью. Не как к институту, созданному для человека и призванному быть комфортным, гуманным, мягким, помогающим наиболее удобным способом познавать мир и самого себя, а как к неизбежному злу, которое уж лучше воспринимать с известной долей ностальгической симпатии.
«Когда уйдем со школьного двораа…» Счастье — настоящее счастье — будет, когда уйдем. Но пока обманем собственных детей. «О, школа — это прекрасная пора…»
Нет, никакая не прекрасная. Возможно, неизбежная. Но совершенно точно —тяжелая, часто унизительная, требующая понимания и поддержки. Подумайте, готовы ли вы дать эту поддержку, заменив ею тупой восторг и умиление?
Почему надо сидеть за партой и поднимать руку
Вообще, это особый день: дальше — больше. Школьнику предстоит узнать многое: чтобы разговаривать, нужно поднимать руки; чтобы поздороваться, нужно не «здравствуйте» говорить, как до этого учили, а молча встать. Это все зачем? Врем про то, что «так вести себя интеллигентно и правильно», а на самом деле большинство учителей просто не умеют организовать учебный процесс, не «вырубая» детей. Вот и поднимают они руки уже в шесть лет, и встают вместо того, чтобы доставлять удовольствие себе и близким разговором, объятиями. Дети строем входят в систему, которая и доведет их до полного личностного нивелирования. Во всяком случае, очень постарается.
Ну, например, разве это удобно — учиться группой в 30–40 человек, которые смотрят в затылок друг другу? В самом деле, почему в классе обычно такая странная мизансцена? Я имею в виду фронтальное (относительно учеников) местонахождение учителя, посадку «лицо к спине», лишающую учеников возможности встретиться взглядом, ровные ряды парт и прочее. С точки зрения дидактики в этом нет практически никакого смысла. Что же это?
Ответ для меня очевиден: это наиболее простой способ управлять личностью. Причем в основном путем подавления. Помните слова учителя: «Ну-ка подравнялись, правый ряд — закрыли рты, левый — на меня смотреть, полная тишина… А теперь —тихонечко сели…»
Это как поворот выключателя. Зачем? А затем, что иначе учитель не умеет. Вернее, вести себя именно так от него требует система. Он может только выключить энергию, лишить ученика его права на собственное поведение. Глядя в затылок впередисидящего, отвлекаться труднее. А на самом деле — труднее думать.
Учитель превращается в единственный объект для ученика. Есть только он. «Всем сидеть! Молчать! Закрыть рты! Слушать меня!» Вспомнили? Не страшно?..