Проблемы у ребенка при общении со сверстниками

Проблемы взаимодействия и межличностного общения между детьми

К основным видам проблем в общении дошкольников также можно отнести «немодную» одежду и речевые проблемы.

Одежда. Это проблема, которую порождают сами взрослые

«Гонка» за модой среди мам и пап, их высказывания в кругу домашних по поводу «немодной» или дешевой одежды, обсуждение в семье внешних признаков «бедности и богатства» — все это вызывает у детей повышенное внимание к одежде сверстников. Уместно, конечно, вспомнить русскую пословицу: «Встречают по одежке, провожают по уму» — и объяснить своему ребенку, что «не одежда красит человека, а человек одежду»

Но и не стоит забывать, что вы-то одеваетесь на работу не по моде 1990-х годов, а в современном стиле. У малышей тоже есть «своя» мода, и, выбирая сыну «практичные и немаркие штанишки с зайчиком», возможно, надо прислушаться к его призыву: «Мам, давай вот эти джинсы с пиратом возьмем!» То есть уже сейчас, в этот момент, сынишка сигнализирует вам, что «зайчик» может послужить причиной обидных насмешек и прозвищ. Чтобы избежать проблем общения детей в дошкольном возрасте по поводу одежды, не гонитесь за самым дорогим, но старайтесь одевать своего ребенка в соответствии с современными тенденциями.

Речевые проблемы. Это те проблемы, когда малыш несвязно говорит или не выговаривает какие-либо звуки. К счастью, такие недостатки исправляются с помощью логопедов. Поэтому не допустить конфликтов и ссор между детьми в ваших силах. А чтобы успокоить малыша и внушить ему уверенность в собственных силах, можете рассказать историю о мальчике, жившем в IV веке до нашей эры.

Родился наш герой в Афинах, в 384 году до нашей эры. Мальчику было 7 лет, когда его отец умер, оставив сыну богатое наследство и недобросовестных опекунов. Демосфен, так Вали героя нашей истории, подрос и достиг совершеннолетия, но опекуны отказались вернуть юноше наследство. Афины в то время были развитым демократическим государством, где подобные вопросы решались в суде. Что же делает Демосфен? Начинает изучать законы и учится говорить. Нет, он не был немым. Но голос у него был слабым, дикция никудышная. Будь у вас такая проблема, куда бы вы отправились? На тренинг ораторского мастерства. Вот и Демосфен пошел в школу красноречия, к известному афинскому адвокату Исею. В течение нескольких лет юноша составлял речи для выступления других, изучал законы и переписывал труды историков и философов древности. К слову, огромный исторический труд Фукидида будущий оратор знал практически наизусть — шутка ли, переписал его восемь раз от руки! Это помогло Демосфену развить стиль, обогатило язык, научило применять логику. Но письмо — письмом, а речь — речью.

Первые выступления Демосфена закончились полным крахом: над ним смеялись, никто его не слушал, и речь ему даже не удавалось закончить. А что вы хотите? Заикание, картавость, слабый голос; к тому же Демосфен все время подергивал плечом, и публика не оценила его «содержательной речи». На помощь пришел друг — известный афинский актер. Он попросил Демосфена прочесть отрывок из какой-нибудь трагедии Софокла. Когда юноша закончил чтение, актер прочел этот же отрывок, но как! Демосфен даже не мог поверить, что текст тот же самый, настолько отличалось его чтение от выразительного чтения актера. И тогда Демосфен обрил половину головы.

Так и слышится вопрос: «Зачем?» А затем, чтобы не было соблазна «выйти в люди», пока его ораторские способности не будут отточены до блеска, а волосы не отрастут! Как же Демосфен исправлял речевые недостатки? Вот некоторые его упражнения. Для укрепления легких и развития глубокого дыхания он по нескольку раз в день взбирался на крутую гору, читая на ходу стихи. Чтобы укрепить голосовые связки и выработать громкий звук, он декламировал отрывки из трагедий на берегу моря, стремясь заглушить шум прибоя. Картавость Демосфену помог исправить щенок — именно его рычание слушал и повторял будущий оратор. Горсть мелких камешков за щеками помогла достичь внятности: попробуйте четко и ясно разговаривать, когда рот забит мелкой галькой, и поймете, как Демосфен упражнялся «держать речь»! Зеркало и острый меч тоже надолго стали основными тренажерами. Пока Демосфен вырабатывал движения и мимику перед зеркалом, его дергающееся плечо находилось не под Дамокловым, но подвешенным мечом. Дернешься — укол! Еще раз — укол! Вот такой «контроль над телом».

Развиваем навыки общения у детей

1. Демонстрируйте навыки социального взаимодействия.

Дети копируют наше поведение. Будьте всегда вежливы, демонстрируйте заботу о других людях, разговаривайте с родными и знакомыми, показывайте свою любовь, контролируйте свои эмоции.

2. Учите детей уважать других людей.

Объясняйте детям правила взаимодействия, учите делиться игрушками, уважать окружающих, не говорить плохо о друзьях. Простые правила вежливости – уступать другим место в транспорте, пропускать вперед девочку, открывать дверь, обращаться на вы к старшим – должны формироваться в детстве.

3. Расширяйте круг общения детей.

Очень важно постоянно расширять круг общения своих детей. Сначала это семья, потом родственники, дети друзей, соседи

Знакомьте детей на детской площадке, отдайте ребенка заниматься в творческие студии. Важно, чтобы круг общения был разновозрастным, и дети легко общались как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.

4. Учите детей решать конфликты.

Учите детей решать спорные вопросы мирным путем. Хвалите ребенка за проявление дипломатичности. Не становитесь на сторону ребенка, не разобравшись в ситуации. Рассказывайте детям о своих переживаниях. Обсуждайте чувства ребенка и предполагаемые чувства других детей.

5. Создавайте условия для развития и реализации способностей детей.

Научите детей сознавать свои сильные и слабые стороны. Давайте ребенку возможность проявлять себя и свои способностей. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет гордиться своими родными, близкими и друзьями.

Общительность – это способность, которую нужно формировать с детства. Этот родительский труд обязательно даст свои плоды и не раз порадует вас не только успехами своих детей, но и их заботой о близких.

Светлана Садова

Нужны ли моему ребенку друзья?

Дружба – это важные отношения в жизни каждого человека. Какие друзья у вашего ребенка? Не вредит ли он себе или им этой дружбой? Может ли эта дружба пройти испытание временем? Пройдите данный тест на сайте www.ya-roditel.ru и узнайте ответ.
Пройти тест

Почему ребенок не умеет общаться со сверстниками

К сожалению, многие проблемы, которые возникают у детей на первых этапах общения со сверстниками, идут из семьи. Существует несколько основных сценариев, которые мешают детям наладить дружбу со сверстниками.

  1. «Ты еще маленький. Мы все сделаем за тебя». Сценарий гиперопеки и повышенной защиты. Независимо от того 2 года ребенку или 20 лет, родители стремится контролировать каждый его шаг. Малыш пытается застегнуть пуговицу – мама бросается на помощь: «Давай я, у тебя еще не получится». Хочет самостоятельно познакомиться с соседским мальчиком, мама тут же «приходит на помощь» и учит как лучше подружиться. Причем такие мамы считают нормальным делать замечания и другим детям, если думают, что они обидели их чадо, Тут мамочки способны устроить настоящий скандал. Спрашивается, возникнет ли у детей желание играть с «маминым» ребенком. Нет они не хотят, чтобы чужая мама лезла в их игры и учила что и как делать.
  1. «Только мама поймет тебя и поможет тебе». При этом сценарии ребенку постоянно внушается мысль, что он нужен только маме, бабушке и самым близким людям. Остальной мир враждебен, его нужно бояться и не доверять посторонним людям. Малышу трудно завести друзей в мире, где он никому не нужен. Он не уверен в себе, боится, что его обидят и оттолкнут. Одновременно ему трудно обходиться без родителей, к которым он слишком привязан. Адаптация в коллективе для него сложнейшая задача.
  1. Ты супер! Куда до тебя другим детям!” Сценарий, по которому малых считается особенным тоже больно по нему бьет. Раз он особенный, то все должны ему подчиняться или, по крайней мере, видеть его превосходство. Только вот дети, играющие в песочнице, почему-то не желают видеть его «особенность», а отказываются с ним играть.

«Нам некогда, поиграй сам». При таком сценарии малыш чувствует себя лишним, ненужным. Если у родителей есть более важные дела, чем у него, то и остальным людям он не интересен. Такой ребенок, общаясь с детьми, часто исполняет роль жертвы. Но возможна и другая реакция

Не получая внимание родителей, он изо всех сил будет привлекать внимание сверстников, проявляя агрессию. Например, завязывая драки или отбирая игрушки.

Что у ребенка проблемы в общении родители могут заметить довольно быстро. Вот основные причины, по которым ему трудно общаться.

ребенок слишком агрессивен, говорит грубые слова, часто дерется;
ребенок стремится врать, благодаря которому получает внимание и одновременно проверяет как далеко ему позволят зайти;
ребенок гиперактивен, ему трудно доделывать начатое и сидеть на одном месте;
ребенок отказывается от еды, старается, чтобы на него обратили внимание.

В любом случае – это тревожные сигналы, игнорирование которых в конечном счете приведет к серьезным проблемам. Малыш хочет иметь друзей, а другие дети по каким-то причинам его не принимают

Проблемы общения

Общение у детей по-прежнему ведущий вид деятельности, просто изменилась его форма. Настала эпоха мессенджеров и соцсетей, дающая более широкие возможности взаимодействия.

Однако есть дети, которые «прячутся» в гаджетах от живого общения. И причина не в существовании смартфонов, а в их психологических потребностях. Проблемы общения детей кроются глубоко внутри них самих.

Особенности развития

Дети развиваются неодинаково. Каждый ребенок уникален и имеет собственную траекторию развития. Дошкольники очень терпимы друг к другу. Плохо развитая речь, нарушения звукопроизношения, разница в возрасте не являются помехой для взаимодействия. Но ближе к школьному возрасту начинает проявляться разница между развитием детей. Активные дети с высоким интеллектом тянутся к таким же сверстникам, так как им интереснее друг с другом. Дошкольники менее активные или отстающие в социальном, умственном и речевом развитии, часто предпочитают играть в одиночестве, чтобы не быть осмеянным сверстниками за шепелявость, заикание или неумение обращаться со смартфоном. Одиночество сначала является защитой от душевной боли, а потом перерастает в привычку и необходимость.

Застенчивость

Застенчивость – это качество человека, характеризующееся робостью, боязливостью, нерешительностью. Не стоит путать застенчивость и скромность. Застенчивому ребенку жить очень трудно: он боится идти к доске, даже если хорошо подготовился к уроку; боится задать вопрос незнакомому человеку, войти в чью-то игру. Любое взаимодействие вызывает у него страх. Даже публичная похвала вызывает у ребенка смущение и дискомфорт. Корни застенчивости в неуверенности в себе. Застенчивый ребенок нуждается в общении, но боится его, ощущая барьер.

Интровертность

Люди отличаются друг от друга по разным показателям, в том числе по психологической направленности личности. Большинство людей являются экстравертами: они нуждаются в общении, их энергия направлена на других. Но есть категория, называемая интровертами, чья энергия направлена на себя самого. Им некомфортно в коллективе, они не склонны проявлять эмоции. Такие люди вызывают недоверие окружающих, потому что не понятно, о чем они думают, что чувствуют.

Ошибки воспитания

Большинство родителей не уделяет внимания развитию навыков общения у детей, в итоге дети не знают, как правильно общаться, какие слова нужно использовать. Потребность высказать свое мнение перерастает в громкий монолог, перебивание окружающих, требования и агрессию. Как следствие – у этих детей нет друзей, а окружающие стараются избежать общения с ними.

Учим детей общаться

Если ваш ребенок не стремится к общению с другими детьми, то попытайтесь найти причину. Для начала исключите дефекты речи и психологические проблемы у вашего ребенка, или начните их устранять.

Дошкольный и младший школьный возраст являются сенситивными периодами для развития коммуникабельности. Начните прямо сейчас.

Шаг 1: Уверенно демонстрируйте навыки социального взаимодействия

Дети копируют поведение близких взрослых

Поэтому важно постоянно показывать им пример:. — будьте вежливы;

— будьте вежливы;

— проявляйте заботу об окружающих;

— показывайте свою заинтересованность в общении с другими людьми;

— не конфликтуйте.

Шаг 2: Учите детей быть культурными людьми

Изучайте правила вежливости и поведения в общественных местах. Учите детей взаимодействию с окружающими. Навыки культуры формируются в детстве, а остаются всю жизнь.

Знакомьте детей с другими людьми, посещайте новые места.

Шаг 4: Учите детей самостоятельно разрешать конфликты

Дети склонны ссориться, но должны уметь находить выход из ситуации мирным путем. Во время конфликтов не спешите становиться на сторону ребенка, разберитесь в проблеме. Поощряйте проявления дипломатичности в поведении вашего ребенка.

Шаг 5: Учите детей принимать решение

Старайтесь всегда предоставлять ребенку выбор, даже в самых мелочах

При этом он должен осознавать важность собственного решения

Все мы желаем добра своим детям. Быть успешным — значит уметь взаимодействовать с другими людьми, так как наш успех должен быть принят окружающими. Научите своих детей общаться. Этот монотонный труд принесет свои плоды очень скоро. Вы не раз порадуетесь успехам своих детей.

Фото: www.pexels.com, globallookpress.com

Проблемы общения

И все-таки дети неспроста выбирают виртуальное общение: многие из них не обладают навыками взаимодействия друг с другом, сторонятся сверстников, избегают коллективных видов деятельности. Перед тем, как начинать работу по развитию коммуникативных навыков, нужно понять причины проблемы.

Застенчивость

Многих из нас воспитывались со знанием, что скромность украшает человека. Однако не следует путать скромность и застенчивость.

Застенчивость – это особенность, характеризующая человека как робкого и стеснительного. Застенчивый ребенок – нерешительный, робкий, боязливый. Эта черта характера мешает ребенку нормально жить. Ребенок боится ответить у доски, даже если он выучил уроки, заговорить с другим человеком, войти в коллективную игру. Почему? Потому что он боится сделать что-то не так, из-за чего над ним будут смеяться. Застенчивость сродни закомплексованности. Даже если ребенка похвалят, он будет крайне смущен и захочет спрятаться от общего внимания. Причина в глубокой неуверенности в себе.

Интровертность

Все знают, что в зависимости от психологических особенностей люди делятся на интровертов и экстравертов. Большинство людей являются экстравертами – они нуждаются в общении и взаимодействии. Интроверты, наоборот, некомфортно чувствуют себя среди других и старательно избегают любого взаимодействия. Их внутренний мир надежно скрыт от посторонних. С такими людьми не очень комфортно и неинтересно. Поэтому люди избегают интровертов. Однако самую большую сложность среди других людей испытывают сами интроверты: им страшно, неудобно, тревожно. Интроверту комфортно в одиночестве или в очень ограниченной компании людей. Они полностью уверены в себе и своих силах, но просто не нуждаются в других.

Семья

Важным фактором, влияющим на общительность ребенка, являются внутрисемейные отношения. Ребенок самовыражается в первую очередь в семье. Если дома к нему прислушиваются, ценят его мнение, поощряют инициативу, то и в общении со сверстниками он будет стремиться к подобному обращению. Если же в семье его мнение никому не интересно, его не слушают и не пытаются понять, то и с ровесниками взаимоотношения не выстроятся.

Дети сторонятся тех, кто ведет себя агрессивно, разрешает конфликты дракой и обидными словами. Это обычная манера поведения детей, которые сами чего-то боятся. Такое поведение тоже формируется дома: так ведут себя в семье и люди «в телевизоре». И еще одна причина такого поведения: ребенок не знает, как выйти из неприятной ситуации, не умеет управлять своими эмоциями.

Порой у ребенка не развиты базовые навыки общения: он не умеет слушать, перебивает, грубит, когда ему делают замечания, и так далее. Привыкший к уступкам дома, он не в силах сдерживать себя и в коллективе, но вряд ли такой собеседник обрадует детишек.

Почему возникают проблемы при общении: правила дружбы детей

В жизни каждого ребенка наступает момент, когда он «отрывается» от родителей и начинает искать контакт с другими детьми. Его взаимоотношения складываются на основе тех навыков общения, которыми он владеет на данный момент, то есть тех, которые он получил, общаясь с родителями.

Движение наружу представляет собой агрессивные потребности, связанные с выходом из внутреннего мира во внешний. Они необходимы для защиты собственного личностного пространства и завоевания новых территорий, расширения возможностей, получения навыков. Человек может выражать агрессию, но в корректной форме. Если девочка бьет соседа по песочнице совком по лицу – это не лучший способ выражения потребности. 

Человек должен уметь проявлять свои агрессивные потребности. Когда этот навык у него отсутствует, энергия остается внутри и его ожидают два пути. Либо он начинает выпускать ее, проявляя гнев. Либо она накапливается и приводит к хроническим болезням, неудовлетворенности собой и судьбой.

При движении вовнутрь человек получает что-то хорошее, что ему необходимо. Что это может быть? Например, любовь. Ее нужно уметь принимать, а для этого впускать в себя и принимать другого человека.

В процессе общения ребенок учится выпускать эмоции, впускать в свой внутренний мир других людей

Или, наоборот, закрываться от них.  Для него важно научится как принимать любовь и восхищение, так и уметь постоять за себя. Со временем он должен понимать, когда открывать границы и впускать кого-то или что-то, а когда закрывать

Проблемы общения

И все-таки дети неспроста выбирают виртуальное общение: многие из них не обладают навыками взаимодействия друг с другом, сторонятся сверстников, избегают коллективных видов деятельности. Перед тем, как начинать работу по развитию коммуникативных навыков, нужно понять причины проблемы.

Застенчивость

Многих из нас воспитывались со знанием, что скромность украшает человека. Однако не следует путать скромность и застенчивость.

Застенчивость – это особенность, характеризующая человека как робкого и стеснительного. Застенчивый ребенок – нерешительный, робкий, боязливый. Эта черта характера мешает ребенку нормально жить. Ребенок боится ответить у доски, даже если он выучил уроки, заговорить с другим человеком, войти в коллективную игру. Почему? Потому что он боится сделать что-то не так, из-за чего над ним будут смеяться. Застенчивость сродни закомплексованности. Даже если ребенка похвалят, он будет крайне смущен и захочет спрятаться от общего внимания. Причина в глубокой неуверенности в себе.

Интровертность

Все знают, что в зависимости от психологических особенностей люди делятся на интровертов и экстравертов. Большинство людей являются экстравертами – они нуждаются в общении и взаимодействии. Интроверты, наоборот, некомфортно чувствуют себя среди других и старательно избегают любого взаимодействия. Их внутренний мир надежно скрыт от посторонних. С такими людьми не очень комфортно и неинтересно. Поэтому люди избегают интровертов. Однако самую большую сложность среди других людей испытывают сами интроверты: им страшно, неудобно, тревожно. Интроверту комфортно в одиночестве или в очень ограниченной компании людей. Они полностью уверены в себе и своих силах, но просто не нуждаются в других.

Семья

Важным фактором, влияющим на общительность ребенка, являются внутрисемейные отношения. Ребенок самовыражается в первую очередь в семье. Если дома к нему прислушиваются, ценят его мнение, поощряют инициативу, то и в общении со сверстниками он будет стремиться к подобному обращению. Если же в семье его мнение никому не интересно, его не слушают и не пытаются понять, то и с ровесниками взаимоотношения не выстроятся.

Дети сторонятся тех, кто ведет себя агрессивно, разрешает конфликты дракой и обидными словами. Это обычная манера поведения детей, которые сами чего-то боятся. Такое поведение тоже формируется дома: так ведут себя в семье и люди «в телевизоре». И еще одна причина такого поведения: ребенок не знает, как выйти из неприятной ситуации, не умеет управлять своими эмоциями.

Порой у ребенка не развиты базовые навыки общения: он не умеет слушать, перебивает, грубит, когда ему делают замечания, и так далее. Привыкший к уступкам дома, он не в силах сдерживать себя и в коллективе, но вряд ли такой собеседник обрадует детишек.

Примеры конфликтов и ссор между детьми в детском саду

К наиболее типичным причинам конфликтов между детьми можно отнести следующие.

Неблагозвучная или вызывающая у детей «смешные» ассоциации фамилия. Очень часто с насмешек над фамилией начинаются обиды. Здесь необходима помощь взрослых, воспитателей, например. Здесь можно воспользоваться, и объяснить значение истории рода, семьи. Каждому человеку есть чем гордиться, возможно, в истории семьи были люди, прославившие свою фамилию. Поэтому следует вывод: нет смешных фамилий! Чтобы предотвратить подобную проблему общения между дошкольниками, расскажите малышу о славных предках, о трудолюбивых бабушках и дедушках, чтобы ребенок с гордостью мог называть свою фамилию

Тогда и остальные скоро перестанут обращать на нее внимание. Можно попросить воспитателя в группе первое время называть малыша только по имени, чтобы не акцентировать внимание на этом «поводе для издевательств»

Внешность малыша. Ни один ребенок не будет думать о своей внешности плохо, пока кто-то его не «просветит». Сколько обид возникает из-за слов «скелет» (худенький ребенок), «жирный» (страдающий полнотой), «гном» (малыш низкого роста), «жираф» (рост выше среднего) или других подобных! Ребенок может быть рыжеволосым или ушки у него торчат «лопушками», что тоже вызывает насмешки. Если нестандартная внешность, приводящая к трудностям общения детей со сверстниками, вызвана проблемами со здоровьем, конечно, решать ее лучше с помощью врачей или диетологов. Зная о лишнем весе малыша, не предлагайте ему «заедать обиды» конфетами — это хоть и вкусно, но в данном случае вредно. Ушки можно спрятать: просто правильно подобрать стрижку или вместо косички распускать волосы. Ну а «огненными» волосами можно просто гордиться: «Ни у кого таких нет, ты один (одна) с таким цветом волос!». Не допускайте раздувания подобных проблем в общении детей дошкольного возраста со сверстниками – постарайтесь, если это в ваших силах, помочь малышу.

Развиваем навыки общения у детей.

1. Демонстрируйте навыки социального взаимодействия.

Дети копируют наше поведение. Будьте всегда вежливы, демонстрируйте заботу о других людях, разговаривайте с родными и знакомыми, показывайте свою любовь, контролируйте свои эмоции.

2. Учите детей уважать других людей.

Объясняйте детям правила взаимодействия, учите делиться игрушками, уважать окружающих, не говорить плохо о друзьях. Простые правила вежливости – уступать другим место в транспорте, пропускать вперед девочку, открывать дверь, обращаться на Вы к старшим – должны формироваться в детстве.

3. Расширяйте круг общения детей.

Очень важно постоянно расширять круг общения своих детей. Сначала это семья, потом родственники, дети друзей, соседи

Знакомьте детей на детской площадке, отдайте ребенка заниматься в творческие студии. Важно, чтобы круг общения был разновозрастным, и дети легко общались как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.

4. Учите детей решать конфликты.

Учите детей решать спорные вопросы мирным путем. Хвалите ребенка за проявление дипломатичности. Не становитесь на сторону ребенка, не разобравшись в ситуации. Рассказывайте детям о своих переживаниях. Обсуждайте чувства ребенка и предполагаемые чувства других детей.

5. Создавайте условия для развития и реализации способностей детей.

Научите детей сознавать свои сильные и слабые стороны. Давайте ребенку возможность проявлять себя и свои способностей. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет гордиться своими родными, близкими и друзьями.

Общительность – это способность, которую нужно формировать с детства. Этот родительский труд обязательно даст свои плоды и не раз порадует вас не только успехами своих детей, но и их заботой о близких.

Светлана Садова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: