Особенности взаимоотношений детей старших дошкольников в группе сверстников
Особенности взаимоотношений старших дошкольников
|
4
Особенности взаимоотношений старших дошкольников.
Межличностные отношения дошкольников со сверстниками развиваются постепенно. В старшем дошкольном возрасте количество контактов со сверстниками и совместных игр быстро возрастает. С развитием языка у ребенка формируется способность к целеполаганию, а также способность к оценке личностных качеств других людей и чувствительность к ним. Личностные свойства ребенка начинают выступать в качестве существенного фактора, регулирующего взаимоотношения между детьми, а одним из важнейших объектов для оценки становится поступок личности. Возраст 3-7 лет- это «начальный период образования личности», во время которого «впервые создается набор основных свойств, определяющих статус ребенка в группе». В связи с этим большое значение, начиная с этого возраста, приобретает оценка личных качества ребенка, а положительные личностные качества становятся одним из мотивов выбора детьми друг друга для совместной деятельности и общения. Дети создают свой собственный мир, свою собственную субкультуру, в которой, конечно, воспроизводят типичные роли отношения между взрослыми. Но в то же время имеются и специфические области, которые остаются незамеченными взрослыми и тщательно оберегаются от их вторжения, составляя детской «секретный мир». Дети старше пяти лет объединяются в группы на основе игровой деятельности, которая является ведущим видом деятельности ребенка в этом возрасте. Детские игровые объединения имеют непостоянный состав, который определяется, как правило, содержанием игры. Только 13 % этих детских объединений в старшем дошкольном возрасте постоянны. В 5 лет формируются микрогруппы по 4-6 чел., в основном одного пола и только 8% из них- смешанные. Факторами признаниями ребенка среди сверстников в дошкольном возрасте являются:
Статус ребенка в игровом объединении оказывает существенное влияние на успешность его индивидуальной деятельности: 62% признаваемых сверстников детей проявляют высокую успешность и 3% — среднюю, в то время как среди непризнаваемых только 35% — среднеуспешные и 52% — с низкой успешностью. Признаваемые ориентируются на результат, непризнаваемые – на процесс, на то, чтобы выполнить задание как можно лучше. В то же время успешность или неуспешность в деятельности ребенка оказывает влияние и на его личностное поведение. Так, высокая успешность повышает активность ребенка, укрепляет его веру в свои силы, у него появляется желание помочь, одобрить похвалить другого. Низкая успешность вызывает агрессию, отрицательно доминирование (нападки, ругань и т.д.), желание прекратить деятельность, желание добиться похвалы или же обиду, слезы и уход в себя. При анализе психолого-педагогической литературы было выявлено, что межличностные отношения — это субъективное переживаемое, личностно значимое, эмоционально- когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия. Они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Межличностные отношения у дошкольников со сверстниками формируются и развиваются постепенно: значение контактов со сверстниками начинает возрастать к старшему дошкольному возрасту. Существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника: ровесник как таковой, как определенная индивидуальность становится объектом внимания ребенка. У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера, появляется интерес к таким сторонам его личности, которые прежде не замечались. Все это способствует выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию более целостного его образа. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте большое значение приобретает оценка личных качеств ребенка, а положительные личностные качества становятся одним из мотивов выбора детьми друг друга для совместной деятельности и общения. |
4