Как научить ребенка читать: методики обучения чтению

Как упорядочить архивы памяти

Представьте себе, что вы работник архива. Вам необходимо перенести на хранение документы. У вас небольшой кабинет, где вы работаете. И вдруг вам начинают с неистовой силой приносить и приносить материалы. Ваш кабинет наполняется бумагами до потолка. Что вы скажете? Наверное, вы закричите: «Стоп! Я не могу так работать, мне повернуться негде! Я не могу обработать ни одной бумаги! Давайте-ка вынесите все лишнее и подавайте ваши документами небольшими партиями».

С памятью тоже самое. Если вы будете пихать в область краткосрочной памяти все без разбора, то она просто начнет все выбрасывать. Пропускная способность в «архив» значительно снизится. Да и из архива мало что будет выходить при такой запарке.

Для того чтобы «архив» работал нормально, необходимо организовать правильную и последовательную поставку информации. Затем дать возможность нашему внутреннему архивариусу поработать. Как это сделать? Обеспечьте «правильную поставку информации в архив».

1. Задайте формат доставки. Прежде чем начать что-то доставлять и раскладывать, в архиве надо разметить место, где все это будет лежать. Для этого, прежде чем читать текст, стоит прочитать заголовки, посмотреть картинки, прочитать подписи под картинками. По этой информации будет уже приблизительно ясно, о чем пойдет речь и в какой отдел памяти его лучше отнести, сколько нужно будет «полок» для разделов.

2. Уточните содержание. Ребенок должен прочитать текст один раз и тут же рассказать своими словами, о чем там говорится. Это позволит создать более точные границы для того материала, который надо запомнить

Не важно, что ребенок скажет не все или не совсем точно. Особой точности не требуется, да и если он факты будет вспоминать не по порядку — не беда

Единственное, можно поправить ребенка с тем, чтобы правильнее выделить основную идею текста.

Так мы положили первую порцию информации в краткосрочную память. Теперь можно дать ребенку немного отвлечься на что-то другое, не связанное с прочитанной темой. В это время краткосрочная память начнет постепенно пропускать информацию в хранилища.

3. Разложить по кусочкам. Теперь, когда известно, о чем текст, можно прочитать его более внимательно и разложить на части то, что происходит. Что случилось сначала, что потом? Если текст про зиму, то какие признаки зимы описывает автор?

4. Воспользоваться ментальной картой. Это довольно простой метод — информацию представляют в виде схемы алгоритма, который помогает затем быстро вспомнить все содержание. Мозг сам по себе при запоминании создает такие алгоритмы, но можно ему в этом помочь.

Карту рисуют в виде «дерева». В его основании лежит тема, а от нее отходят «ветви». Что описывается в тексте про зиму? Погода — природа — люди. Что о погоде? Снег — иней — метели — мороз. Что о природе? Реки замерзли, медведи заснули, зайцы поменяли цвет. Что о людях? Оделись тепло — занимаются зимними видами спорта — готовятся к Новому году.

После создания ментальной карты снова стоит отключиться и отдохнуть минут 15. Можно просто дать ребенку подвигаться, можно дать время положить в портфель вещи для следующего дня, а можно начать делать какой-то другой урок, который ребенку нравится или не сильно напрягает.

5. Проверить усвоенное. Теперь, когда мы все разложили по полочкам, остается только один шаг. Попробовать, как информация будет извлекаться из хранилищ. Для этого ребенка нужно протестировать. Не надо устраивать экзаменационную процедуру, просто задайте несколько ключевых вопросов по пройденной теме. Сделайте упор на то, что ребенку не очень хорошо запомнилось. Если есть какие-то заминки, то нужно это место еще раз проговорить. А через 1,5–2 часа еще раз пройтись по теме.

Это лишь одна из многих методик, которые помогут вашему ученику лучше справляться с заданием. Не стоит ждать, что ребенок схватит алгоритм на лету. Поначалу ментальные карты придется чертить вам, чтобы ваш школьник ухватил суть. Но с каждым разом его нужно все больше привлекать к построению карт, чтобы через какое-то время он начал делать это сам.

Вся процедура может казаться довольно долгой, но на самом деле она значительно экономит время в целом, за счет того, что память начинает работать более эффективно.опубликовано econet.ru.

Наталья Стилсон

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Какими инструментами нужно учить пользоваться

Прежде чем учить ребенка работе с тем или иным инструментом, подумайте, как вы ему объясните, зачем ему нужен этот навык. Инструменты, которые вы дадите ребенку в руки в первую очередь, стоит подбирать так, чтобы вы могли привести пример ситуации, где они понадобятся. Учите не просто забивать гвозди, закручивать гайки и прокалывать кожаный ремень, а вешать фотографию в рамке на стену, собирать небольшие шкафы, делать недостающие дырочки на ремешках ботинок.

Если вы понимаете, что дома не хватает инструментов или все они остались на даче, это повод приобрести небольшой набор, ведь он может понадобиться и вам. Вот с каких инструментов можно начать:

  • отвертка,
  • молоток,
  • гаечный ключ,
  • кусачки.

Позже, если есть необходимость или интерес у ребенка, можно задуматься и о более специализированных:

  • тиски;
  • гвоздодер;
  • напильник;
  • стамеска;
  • дырокол;
  • аккумуляторный шуруповерт или аккумуляторная отвертка;
  • мебельный степлер.

А вдруг ребенок поранится или получит занозу? Эта мысль возникает сразу, как только речь заходит о работе даже с такими простыми инструментами. Но, как говорится, сибиряк — это не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается. Поэтому позаботьтесь о безопасности заранее.

Перед работой проговорите правила техники безопасности. Это нам кажется очевидным, что нельзя забивать гвоздь, не придерживая основную деталь. Начинающий специалист может держать молоток обеими руками, не подозревая, что эта самая деталь при первом ударе может прилететь ему в лоб.

Научите ребенка держать инструмент так, чтобы он не выпадал и не выскальзывал из рук. Приобретайте для этого инструменты с прорезиненными ручками.

Перед тем как начать работать с деревом, выдайте ребенку хозяйственные перчатки, наденьте их сами.

Если работы подразумевают распил и шлифовку дерева, нелишними будут очки. Держите под рукой аптечку на случай мелких травм. След от занозы или царапины пройдет быстро, а полезный навык останется надолго.

Как научить ребенка пользоваться инструментами: советы

Мастерите вместе с ребенком

Лучше всего на детей действуют практические примеры. Конечно, любой родитель сначала сам покажет, как пользоваться инструментом, а не будет ждать, что ребенок усвоит все на слух. Но гораздо увлекательнее и удобнее работать одновременно с ним, используя второй инструмент. Вам не нужно будет каждый раз забирать у ребенка инструмент, чтобы показать, как нужно было сделать правильно, вы дадите ему возможность самостоятельно повторить за вами. Можно даже превратить обучение в игру: например, посоревноваться, кто сможет ровно забить три гвоздя подряд. Кроме того, умение работать в паре над одним объектом впоследствии просто сэкономит время.

Используйте результат работы

Одно дело — просто закрутить гайку, и совсем другое — помочь вернуть на место дверцу шкафа, которая слетела с крепления или смастерить кормушку для птиц и белок

Конечно, сначала можно порепетировать на пробных досках и винтиках, но очень важно показать, как воплощаются в жизнь приобретенные навыки. Ребенок увидит, что его работа оказалась полезной, он помог что-то починить или смастерить и вы благодарны ему за это

Так опыт работы с инструментами он скорее запомнит как положительный.

Выделите для инструментов отдельное место хранения

Даже если инструментов немного, приучайте ребенка к тому, что после любой работы нужно убрать за собой, а у каждой вещи есть свое место. Заведите для инструментов отдельный ящик или чемодан, где их можно будет быстро найти, выделите полку на стеллаже или встроенном шкафу на кухне или в прихожей.

Обустройте небольшую домашнюю мастерскую

Если у вас много инструментов и есть место на застекленном балконе в городском доме, на мансарде, в гараже или в кладовой за городом, там можно организовать мастерскую. Крупные электрические инструменты лучше разместить в закрытых подвесных шкафах. Отвертки и ключи — на перфорированных панелях, которые крепятся к стене, или на магнитных панелях. А для винтиков и гаек в строительных гипермаркетах есть специальные органайзеры.

В мастерской должно быть светло. Если в помещении есть только одна лампа или вы решили устроить мастерскую на балконе, пригодятся встроенные и настенные светильники. Для сидения выберите пару складных стульев, которые не займут много места. Вы можете обустроить уголок вместе с ребенком, так что и он загорится интересом, и у вас появится удобное место для ремонтных работ.

Когда пора учить ребенка читать

Для начала следует понять, что чтение – это действительно сложная задача для мозга. То, что ребенок испытывает трудности в освоении грамоты – это нормально и естественно. Родителям или педагогам с высоты своего опыта может казаться, что все просто и элементарно, но для ребенка все иначе.

Но нет ничего невозможного, и рано или поздно ребенок научиться читать. Поэтому фраза “после трех будет поздно” – точно не про обучение чтению. Мозг должен быть готов к этому виду деятельности.

Однако, родители спешат интеллектуально развивать малышей. Кто-то идет на поводу у своей амбициозности, кто-то боится упустить что-то в детском развитии, поэтому раннее развитие стало повальным и модным увлечением.

Если ребенок в два-три года много занимается развивающими занятиями, учит по наставлению мамы буквы, цифры, складывает кубики, но мало двигается, играет, то вреда от раннего развития и обучения чтению будет намного больше, чем пользы. Такие дети быстро теряют интерес к учебе, как таковой. Уже в школе у них вдруг наблюдаются нарушения речевого развития, слабая моторика и мотивация к учебе, они плохо усваивает новый материал и не выдерживают школьных нагрузок. Но хуже всего то, что они теряют свое здоровье.

Возраст 1-5 лет – это возраст подвижных игр и исследований

Детям крайне важно бегать, прыгать, лазать, ползать, играть в ролевые игры для развития крупной и мелкой моторики. Именно на такую деятельность настроен мозг ребенка в этом возрастном периоде

Перепрыгивая этот этап, родители рискуют тем, что в 6-7 лет ребенок умеет читать (впрочем, как и все первоклассники), но не умеет прыгать и ему с трудом даются физические упражнения.

Специалисты называют средний возраст для начала обучения чтению – это 5-6 лет. На самом деле, главное – не возраст ребенка, а его психологическая готовность.

Критерии, по которым можно оценить готов ли ребенок к обучению чтению:

  • ребенок научился говорить полными предложениями;
  • понимает то, что ему говорят и читают;
  • у ребенка развит фонематический слух (умение отличать один звук речи от другого и отличает, например, дочку от точки);
  • хорошо ориентируется в пространстве и не путает лево и право, верх и низ;
  • у ребенка нет логопедических проблем.

Можно пройти небольшой тест, который также поможет определить готов ли ребенок к обучению чтению.

  1. Любит ли Ваш малыш сказки и рассказы?
  2. Способен ребенок их пересказать?
  3. Возникает ли у ребенка желание рассматривать книги самостоятельно?
  4. Вашего ребенка больше интересует содержание сказки, чем картинки в книге?
  5. Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?
  6. Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?
  7. Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?
  8. Внимателен ли Ваш ребенок во время Вашего чтения ему?
  9. Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?
  10. Он понимает смысл большинства сложных слов?
  11. Чтение для него приносит удовольствие?
  12. Овладев буквами и словами, он пытается читать самостоятельно?
  13. У Вашего малыша нет логопедических проблем?
  14. Ваш малыш хорошо различает похожие звуки?
  15. В разговоре он оперирует развернутыми не односложными предложениями? 17. Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал?
  16. Ваш малыш знает много стихов и песен?

Если сумма баллов составила (Да – 1 балл, Нет – 0 баллов):

13-18 баллов, то ваш ребенок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать “как взрослые”, но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг.

9-12 баллов свидетельствуют о средних способностях вашего малыша к чтению. Возможно интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Ребенок не спешит учиться читать.

Менее 9 баллов означают, что пора бить тревогу, ведь ваш малыш почти на школьном пороге. Заинтересуйте его интересными книгами

Игры и упражнения

Для запоминания букв, слогов, развития памяти, внимания полезно использовать разнообразные игры и упражнения. Они помогают преодолевать страхи, сомнения, автоматизировать навык чтения.

Для изучения букв

  1. Вместе с ребенком создайте коллекцию самодельных букв из бумаги, пластилина. Играйте поделками, пытайтесь складывать слоги, называйте звук, который они обозначают.
  2. Заучивание наизусть стихов, песен на отдельные буквы, звуки.
  3. Буквенное лото.
  4. Кто больше? Выигрывает тот, кто вспомнит больше слов на заданную букву. Можно использовать вариант наоборот: называем слова, которые заканчиваются на определенный звук.
  5. Говори наоборот! Проговаривайте короткие слова (рот, мак, дом). Ребенок должен сказать их задом наперед.
  6. Называй слово по буквам. Разбирайте небольшие словоформы на части, называя звуки: Д-О-М.

Для обучения чтению слогов

  1. Составь слово. Понадобятся карточки со слогами, буквами. Ребенок сам подберет нужный вариант, прочитает его. Можно добавить картинки к заданию, тогда малыш будет составлять слово по заданной теме.
  2. Ищем короткие слова в длинных. Из букв слова ГРУЗОВИК нужно составить односложные слова: груз, зов, круг.
  3. Настольные ходилки. Нарисуйте схему движения, в клетки впишите слоги. Ребенок читает при каждом ходе фишки.
  4. Поиск слогов в текстах. Возьмите любое художественное произведение, сказку. Пусть ищет знакомый слог в словах, обводит его карандашом. Если получилось не пропустить ни одного слога в отрывке, ученик получает награду.

Для развития навыка чтения

Найди лишнюю или недостающую букву. Напишите слова с ошибками: ГУ-ЗО-ВИК (не хватает буквы Р), ЯМ-БЛО-КО (М лишняя)

Упражнение развивает внимание, орфографическую зоркость. На уроках русского языка в первом классе это очень пригодится.
Составь меню

Ребенок становится поваром, составляет меню для семьи на день. Его задача усложняется тем, что блюда должны начинаться на одну букву, например К.
Что видишь на букву..? Загадывайте любую фонему, просите ученика назвать все предметы, которые он видит вокруг себя, начинающиеся с этой буквы (К — книги, кот, кастрюля и т. д.).
Кто быстрее? Напишите на карточке слова на одну букву: мел, моль, мыло, мила, мель. Задача — прочитать список быстрее всех. Развивается скорость чтения, внимание, умственные способности.

Кратко о самообладании

Самообладание — качество человека, характеризующееся тем, что индивидуум умеет управлять своими чувствами и действиями, а также несет ответственность за них.

Даже годовалый кроха видит, как мама реагирует на стресс, как она предупреждает об опасности, как ведет себя, если ребенок что-то разбил или залез на высоту, что представляет опасность для его жизни. Мама и папа, а также люди, проживающие с ребенком, реагируют на все спокойно, без крика, буквально с каменным лицом? — поздравляем, ваш ребенок уже на пути к освоению навыка самообладания. Но что делать, если все не так, а наоборот?

Важно: крик, импульсивность и несдержанность родителей — основные причины того, что ребенок в более старшем возрасте испытывает проблемы с самообладанием. Работайте над собой, уважаемые родители — такой совет всем нам дают детские психологи, которые в своей практике сталкиваются не просто с нервными, а с агрессивными, запуганными, истеричными детьми — и их такими сделали сами родители

Советы специалистов

Итак:

Если вы хотите сообщить ребенку какую-либо просьбу, делайте это спокойно, рассудительно и понятно, чтобы ребенок вас понял без усилий.

Если наказываете, подробно расскажите, почему и за что вы это делаете, чтобы ребенок видел связь причина-следствие.

Если сами что-то пообещали — всегда выполняйте это.

Дайте ребенку выбрать. Если он хочет посмотреть любимый мультик, а только потом сесть за уроки, объясните, что это займет больше времени, материал усвоится хуже, а завтра он будет чувствовать себя невыспавшимся. Но пусть решает сам — с истерикой забирать пульт не стоит.

Относитесь к малышу, как к взрослому. Хотите сделать ремонт в его комнате? — спросите, какой цвет обоев ему нравится. Задумались о домашнем питомце? — позвольте выбрать: кошка это будет или собака, попугай или свинка.

В доме должна быть дисциплина, пусть и не армейская, но она должна присутствовать.

Важно, чтобы линия воспитания со стороны всех взрослых членов семьи была единой. Важно: до школы ребенок только осваивает навыки самообладания

Настоящее их формирование начинается примерно с 7 лет, а заканчивается в 14-15 лет

Важно: до школы ребенок только осваивает навыки самообладания. Настоящее их формирование начинается примерно с 7 лет, а заканчивается в 14-15 лет

О самоконтроле

Ребенку нужна не только дисциплина, но и свобода действий. Иногда нужно передать инициативу юному члену семьи — пусть это и приведет к ошибкам, зато научит видеть связь между поступком и его последствиями.

Психологи советуют: если ребенок допустил ошибку в домашнем задании, все перечеркнул и пришел к вам за помощью, ни в коем случае не ругайте его, а объясните, что он поспешил, в этом нет ничего страшного или плохого — нужно просто взять чистый листик и попробовать заново.

  • Как научить ребенка есть ложкой — полезные советы.
  • Когда пора начать учить иностранный язык?
  • Где недорого и модно одеть ребенка, какие бренды посоветуете?
  • По каким симптомам можно определить плохое зрение у ребенка?

Как заставить память работать

Совет 1 – выспаться!

Да, да, срочно укладывайте ваше чадо спать и книжку со стихотворением не забудьте под подушку положить. Сон нужен не только, чтобы восстановить силы после трудного дня.

На самом деле, когда мы спим, в мозге проходят сложные биохимические процессы. Наша память не спит, а репетирует, повторяет ту информацию, которую мы получили за день.

Если мы сократим количество времени на сон, то память просто не успеет «отрепетировать», а на утро мозг сыграет свою роль не очень удачно. Вот чем объясняется наша рассеянность, беспамятство после хронических недосыпаний.

А книжка под подушку срабатывает хорошо, потому что вы перед сном читаете то, что хотите запомнить, даете установку вашей памяти повторить во сне необходимый материал.

Совет 2 – удивиться!

Память напрямую связана с эмоциями, мы на всю жизнь запоминаем то, нас когда-то потрясло. Ребенка нужно заинтересовать новыми знаниями, удивить, и тогда он придет из школы и вам расскажет о своем открытии.

Вот почему малыши запоминают за свои первые 3-4 года огромный пласт информации (осваивают сложную грамматику языка, причинно-следственные связи между предметами и явлениями) – их удивляет буквально все!

Совет 3 – работайте с ассоциациями!

Подключаем мышление и воображение, ищем ассоциации, сходства  и различия запоминаемых предметов.

Чтобы запомнить иностранные слова, я советую своим ученикам послушать слово и подумать, что оно ему напоминает по звучанию. Одна моя ученица запомнила слово August (август) только потому, что оно напоминало ей «огурец».

Ассоциативную память можно развивать в игровых упражнениях:

  • попросите ребенка представить, что поет теплое солнышко, как выглядит фантастическая птица, как пахнет тропический лес и т.д.
  • называйте парами разные слова, а ребенок должен придумать между ними ассоциативные связи;
  • попросите оживить неодушевленный предмет и придумать историю, сказку о нем. Это научит не только создавать ассоциации, но и выстраивать причинно-следственные связи между ними, способствовать развитию мышления и речи;
  • дайте ребенку задание раскрасить запоминаемый предмет, сильно увеличить его или, напротив, уменьшить;
  • чтобы запомнить параграф по истории, посоветуйте ребенку представить себя на месте событий, ощутить все до запахов, цветов, температуры воздуха и т.д.;
  • пусть воспитанник представит и расположит запоминаемые предметы в своей комнате. Чтобы воспроизвести информацию, достаточно будет вспомнить свою комнату.

Совет 4 – рисуйте!

Не можете выучить стихотворение, воспользуйтесь зрительной памятью – нарисуйте каждую строчку стихотворения. Глядя на схематические наброски, воспроизводите стихотворение.

Совет 5 – объясняйте!

Ребенок, как и взрослый, не может запомнить то, что ему непонятно. Он, конечно, может воспользоваться механической памятью, зазубрить. Но как только он получит оценку, выученный материал забудется (это и есть кратковременная память). Поэтому помогите ребенку, объясните доступно сложный материал, или прибегните к помощи учителя.

Совет 6 – ищите связь с жизнью!

Мы легко запоминаем то, что нам пригодится в будущем или уже связано с жизнью. Когда мои ученики отказываются учить английский язык, объясняя тем, что в Британию все-равно не поедут, я мотивирую их тем, что здорово было бы понимать смысл иностранных песен, общаться по скайпу со сверстниками из других стран и переводить самим названия компьютерных игр. Предстоящий обязательный экзамен тоже, кстати, мотивирует.

Совет 7 – давайте установку на внимание!

С желанием ли ваш ребенок принимается учить правила? Если нет, то и внимание его не работает, не готово пройти первый этап запечатления. Можно придумать искусственную установку или ритуал

К примеру, скажите воспитаннику, что глубокий вдох перед заучиванием помогает запомнить информацию быстрее. Делая вдох, ребенок уже будет сосредоточен на работе.

Совет 8 – прочь депрессию!

Доказано, что, когда человек чем-то расстроен, все процессы в головном мозге притормаживаются, в том числе и память. Поэтому, не ругайте сына или дочь за неуспехи в школе, отпустите ситуацию на время и помогите ребенку с оптимизмом приняться за новый материал.

Конечно, существует много методик и упражнений на развитие памяти. Но не забывайте, что все познавательные процессы взаимосвязаны, нельзя тренировать каждый отдельно. Вот почему выполняйте простые и знакомые действия с ребенком: учите песни и стихи, пересказывайте сказки, придумывайте им продолжение, рисуйте, играйте и т.д.

Хорошо развитая память станет залогом успешной учебы ребенка, здоровой психики и сэкономит много времени и сил.

Обучение и скорочтение: типичные ошибки взрослых

Всем заботливым родителям хочется, чтобы их чадо опережало сверстников в развитии или хотя бы соответствовало нормам. Иногда взрослые самостоятельно берутся за обучение чтению, чем допускают маленькие, но серьезные ошибки, которые только отодвигают детей назад.

Типичные ошибки взрослых:

  • Обучение малышей названию, а не произношению буквы. Если ребенок будет говорить «мэ» вместо звука «м», то ему будет сложно читать даже простые слова.
  • Перечисление букв вместо прочтения слогов. Иногда родители рано начинают радоваться успехам своих детей. Они не замечают, как их чадо просто перечисляет буквы вместо соединения их в слоги. Так, между произношением «м, а, м, а» и «ма-ма» есть существенная разница, которую нужно вовремя заметить.
  • Неправильная установка. «Прочти этот текст – и потом будешь свободен», «если прочитаешь вот этот абзац – дам поиграть на телефоне» и подобные выражения снижают у ребенка интерес к чтению.
  • Чрезмерно длительные занятия. Редкие и долгие уроки утомят и ребенка, и взрослого. Лучше часто читать краткие тексты, чем подолгу страдать над одним текстом раз в 1-2 недели.
  • Угрозы и требования. «Тебе уже 7 лет, ты должен это знать», «а твоя подруга Маша уже прочитала этот текст» – это фразы, которые формируют у малыша комплекс неполноценности. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Никогда не забывайте об этом!

Первые попытки сформировать у ребенка навыки чтения не всегда бывают успешными, но, читая о типичных ошибках взрослых, родитель научится обходить опасности.

С какого возраста учить ребёнка чтению

На рекламных плакатах, которые рекламируют развивающие центры, нередко предлагают сверхсовременные методы обучения детей чтению чуть ли не с пелёнки. Но давайте подумаем над тем, нужен ли младенцу подобный навык. Ответ очевиден – нет! В раннем возрасте малышам необходима забота мамы и папы, а не регулярные «развивашки».

Специалисты советуют ориентироваться не на возраст детей, а на их индивидуальные особенности. Некоторые малыши проявляют интерес к книгам и занятиям уже в 3 года, другие же начинают заглядывать в книгу и проговаривать слоги в пять лет. И это нормально, ведь каждый ребёнок развивается в своём собственном темпе.

Вот почему не стоит привязываться к определённому возрасту, гораздо важнее оценить, «созрел» ли ребёнок к чтению.

Критерии готовности следующие:

  • умение выстраивать предложения;
  • достаточно богатый лексикон, понимание сказанного и прочитанного родителями;
  • чёткая и связная речь;
  • произношение и различение звуков речи;
  • умение различать созвучные слоги (ба-па, ва-фа) и буквы в сходно звучащих словах (плод-плот);
  • способность ориентироваться в пространстве – право-лево, верх-низ (нужно, чтобы ребёнок умел следовать по тексту с левой стороны вправо и сверху вниз);
  • умение концентрироваться на оном занятии в течение 15 минут;
  • выраженный интерес к буквам и книгам.

Даже если малыш в чём-то не соответствует приведённым выше критериям, расстраиваться не стоит. Нужно больше заниматься с ребёнком: несвязная речь – больше и чаще разговариваем с ним; замена звуков – обращаемся за помощью к логопеду, проводим артикуляционную гимнастику и пр.

Пожалуй, самый важный критерий готовности с психологической точки зрения – заинтересованность ребёнка в чтении, книгах. Если он хочет научиться читать, нужно не упускать момент и удовлетворить этот запрос.

Как приучить ребенка читать: советы для родителей

Конечно же, с таким положением мириться нельзя. Ребенок, не читающий книг, вырастет в примитивного, с компьютерным мышлением взрослого. Хорошо ли это? Конечно же, нет. Страшно подумать, во что превратится мир, если из него окончательно исчезнут красота и творчество. Но как же приучить ребенка читать книги каждый день? Попробуем «отыскать дорогу в тумане»

Очень важно приступить к поиску этой самой дороги, когда ребенок совсем еще маленький

  • Будем показывать пример детям. То есть, читать сами. И обсуждать прочитанное. Причем, так, чтобы это видел и слышал ребенок. Почти наверняка в этом случае и ему самому захочется взять в руки книжку.
  • Дома обязательно должна быть домашняя библиотечка с продуманным подбором книг. Продуманный подбор – это когда наряду со взрослыми книгами на полке присутствуют и детские книжки. Причем, яркие и привлекательные, с цветными картинками. Не следует забывать, что малыш в первую очередь постигает мир глазами. Ему обязательно захочется посмотреть такие картинки и прочитать, что под ними написано.
  • Обязательно нужно учить с ребенком стихи. Этот укрепляет детскую память, развивает речь и пробуждает любовь к литературе, а, значит, и чтению.
  • Читаем ребенку книжки, если он сам еще не умеет читать. Причем, такие, которые ему интересны. Если видно, что ребенку книга не слишком интересна, не надо дочитывать ее до конца. Лучше отложить ее в сторону и взять другую.
  • Прочитав с малышом книгу, не надо сразу же откладывать ее в сторону. Гораздо лучше – устроить совместное обсуждение прочитанного. Или – совместно придумать продолжение. А еще лучше – устроить небольшой домашний спектакль, взяв за основу сюжет книжки. Все это будет развивать детское воображение, речь, логику, а главное – приохотит ребенка к чтению и творчеству как таковому.
  • Конечно, ребенку сложно самостоятельно выбрать книгу для чтения. Это должны делать родители. Текст в книге не должен содержать длинных и сложных описаний. А вот действия и диалогов там должно быть как можно больше. В этом случае малышу легче будет представить, о чем идет речь в рассказе или сказке. И – вообразить себя на месте кого-то из героев. То есть, заинтересоваться содержанием, а это – прямой путь к самостоятельному чтению.
  • Большое значение имеет и то, как родители будут малышу читать сказку или рассказ. Ни в коем случае не следует это делать монотонным и скучным голосом. Наоборот, чтение должно быть театральным, игровым – так, чтобы ребенку было и смешно, и страшно, и интересно. Тогда-то он по-настоящему заинтересуется сюжетом, а, значит, и самой книгой.

Книги для ребенка нужно подбирать по возрасту. Например, для 5-летнего малыша будут неинтересными книжки, предназначенные для 3-летнего крохи

Он из них, что называется, уже вырос.
Если ребенок уже умеет читать самостоятельно, очень важно уметь преподнести ему книгу, которую, по мнению родителей, он должен прочитать. Не нужно для этого заставлять ребенка читать насильно

И, тем более, грозить наказанием, если он ее не прочитает «от сих до сих». Такие родительские действия у ребенка ничего, кроме протеста, не вызовут. Как заинтересовать малыша книжкой? Ну, тут уж родителям виднее. Кто лучше их знает собственного ребенка? Несомненно одно: если детский интерес будет искренним, ребенок почти наверняка захочет взять книгу в руки.

Если ребенок читал книгу и не дочитал, не надо заставлять его дочитывать. Возможно, книга ему просто не понравилась. Это – нормально. Следует терпеливо подождать, когда он начнет читать другую.
Не надо пугаться, если ребенок вовсе не дочитывает книг до конца, а, что называется, роется в них. Это – нормально, и говорит о том, что он уже полюбил книги, и ищет среди них такую, которая пришлась бы ему по душе. Все любители книг делают так же – даже взрослые. Невозможно любить все книги подряд. Искать «самую-самую» книгу – право каждого читателя.
И еще. Необходимо следить, чем занимается ребенок, сидя за компьютером или планшетом. А, может, он читает с монитора? Почему бы и нет? Совсем необязательно читать именно бумажные книги. Сейчас есть немало замечательных книг в электронном формате. Конечно, если ребенок читает с компьютера, то родителям следует знать, что именно. Мало ли на что он может набрести? Если книга нормальная – пускай сидит и листает, сколько хочет. Главное – приохотиться к чтению. А там – это войдет в привычку, и ребенку обязательно захочется читать еще и еще. Если у человека вырабатывается привычка к чтению – то это неистребимо.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: