Детское воровство

Что делать, если ребенок ворует

Безусловно, причин воровства может быть и больше, это лишь самые распространенные. Главное понимать, как же правильно поступить, когда факт кражи установлен. Должен маленький человек понести наказание, и сделать выводы? Да! Но как? Как отучить ребенка воровать? Вариантов может быть несколько.

1. Отработать

Деньги или стоимость вещи, которую украл ребенок обязательно необходимо вернуть. Если чадо уже все потратил, он обязан будет отработать украденное. Такой урок поможет осознать малышу, что каждая вещь имеет свою цену, и чтобы на нее заработать, надо потрудиться.

Четко пропишите на бумаге что и сколько по времени будет делать ваш сын (дочь), чтобы отработать долг

Важно, чтобы он выполнил всю работу до конца

2. Цена воровства

Возьмите в руки Уголовный Кодекс и зачитайте ребенку статьи, имеющие отношения к кражам и воровству. В красках опишите, как за присвоение чужих вещей наказывают в других странах — отрубают руки, делают изгоями. Воровство – это не тот случай, когда стоит жалеть нежную детскую психику.

Здесь важно четко дать понять, к каким последствиям ведут его поступки в дальнейшем, если он продолжит заниматься этим. Рассказывайте о людях, которые отсидели в тюрьмах, пусть отпрыск делает выводы

3. Конфискация детского имущества

Заберите у ребенка особо ценную для него вещь. Дайте ему время, чтобы он понервничал. Обсудите с ним, что он чувствовал, когда понял, что нет его любимого телефона или планшета. А потом, скажите, что такие же чувства испытывал человек, когда обнаружил пропажу.

4. Профилактика

Периодически показывайте ребенку новостные сводки, проговаривайте реальные истории о детях, которые ступили на скользкую дорожку воровства.

5. Проявите чувства

Просто расслабьтесь и проявите собственные чувства по отношению к сложившейся ситуации. Объясните сыну (дочери), как вам сейчас обидно, стыдно за него, горько. Не всегда полезно сдерживать собственные эмоции.

Пусть он увидит мамины слезы, поймет, как за него переживают, как родителям плохо. Вряд ли он захочет причинять своим родителям эту боль и обиду в другой раз.

6. Почему это случилось?

Обязательно выясните, почему же это случилось? Бывает и так, что у детей вымогают деньги, шантажируют и они идут на кражу под давлением, будучи запуганными. В этом случае надо помочь выйти из опасной ситуации, а не ругать его.

Что делать, если ситуация с воровством повторяется? Не ждать улучшения и не надеется на «авось», а незамедлительно обращаться в комнату полиции для несовершеннолетних, к участковому, к детскому психологу.

Подключайте всех специалистов, проводите профилактические беседы. Не надо закрывать глаза на подобные вещи. Выясняйте причины и искореняйте их, пока не стало слишком поздно.

Детское воровство: советы психолога

Здесь дополнительная и интересная информация: Как отучить ребенка воровать

МирТесен

Советы и рекомендации психолога

Чтобы родители могли помочь своему ребенку справиться с проблемой воровства, рекомендуется пользоваться следующими советами психологов.

  • Родителям необходимо выработать уважение ребенка к чужой собственности.
  • Как можно раньше необходимо заниматься формированием правильного отношения к деньгам и ценностям.
  • Стоит постоянно поддерживать психологический контакт, быть внимательным ко всем событиям в жизни ребенка.
  • Выяснить сначала для себя, а затем разъяснить ребенку понятия «что такое хорошо» и «что такое плохо».

Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален и применять советы и рекомендации специалистов следует с осторожностью

Важно следить за поведением ребенка во время воспитательного разговора и стараться вести диалог ровным голосом, без запугиваний и криков

Говорите с ребенком

Нет лучшего средства коррекции и профилактики, чем правильно построенная беседа и тщательно выдержанный тон диалога:

  • Принцип ясности. В 3–5 лет нужно ввести точные определения: когда поступок считается воровством, когда это нарушение чужого личного пространства, а когда – допустимое поведение.
  • В 5–7 лет наступает время, когда дворовые игры, спортивные секции и посещение творческих кружков позволяют ребенку наладить отношения со сверстниками и обрести первых настоящих друзей. Дошкольник должен понимать, что из-за воровства и несдержанности можно этих друзей потерять. Фраза при этом строится именно в сослагательном наклонении: «Если человек ворует деньги или вещи у друзей, он может потерять дружбу». В такой форме вы предлагаете ребенку альтернативу, иллюзию выбора.
  • Принцип личной ответственности можно применять, начиная с первого класса школы. Убежденность ребенка в неотвратимости наказания – обязательное условие. Установите заранее алгоритм действий для воришки. Например, в случае обнаружения кражи он должен вернуть украденное, извиниться и добровольно отдать что-то ценное (пожертвовать свои накопления в фонд семьи, на несколько дней расстаться с гаджетом, лишиться просмотра телепередач или выполнить определенную работу сверх обычной). Только не наказывайте дополнительными уроками, а то ненароком интерес к учебе может упасть!
  • Разумное планирование покупок, в котором может принимать участие младший школьник или подросток, позволит избежать ситуаций, когда украденными оказываются предметы первой необходимости: канцелярские принадлежности, материалы для творчества, еда, одежда.
  • Создавайте ситуацию успеха – ребенок может поступить только правильно и никак иначе и быть за это вознагражден. Убирайте из поля зрения кошельки и ценные вещи, пока не будете уверены в том, что воля ребенка стала сильнее и устойчивее.
  • Презумпция невиновности. Тут как никогда актуален принцип: «не пойман – не вор». Не обвиняйте ребенка в том, что не было доказано, даже если «никто больше не мог так поступить».

Снова и снова выясняйте причины детских поступков. Именно в глубоких мотивах кроется и выражается истинный характер маленького человека. Лучше, если он с детства научится доверять старшим и откровенно говорить с ними о своих жизненных затруднениях

Любовь и внимание к проблемам и потребностям юного члена семьи – лучшее средство коррекции поведения у трудных детей

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Что делать, если в краже замечен подросток

Если в воровстве уличен подросток, то здесь действия родителей должны быть более кардинальными. Учитывайте рекомендации, актуальные для детей, плюс ко всему подросток в силу возраста должен отдавать отчет в своих действиях. К беседе следует основательно подготовиться, подростки легко манипулируют родителями. Не заставляйте приносить клятву, скорее всего, она будет сказана для успокоения, смысла в словах не будет.

Откровенный разговор, убедительные примеры, не запугивание ребенка, а понимание его проблемы могут дать положительные результаты в решении возникшей проблемы.

Что делать, если вор пойман?

А если не пойман, то не обвиняйте, и даже когда за руку поймали, контролируйте свою речь. Обвинениями, особенно беспочвенными, можно зародить комплекс неполноценности, иногда для этого хватает одного инцидента. Невосполнимый ущерб будет нанесен его личности. Пусть малыш знает, что может все исправить, это сохранит его уверенность в себе.

После проступка ожидается продолжение, в каждом поступке мерещится хищение, это толкает к новым преступлениям. Непонимание и неприятие домочадцами ведёт к озлоблению. И присваивание вещей уже становится не только местью, но и способом удовлетворения материальных потребностей.

История третья

И еще один пример. Мама одиннадцатилетней Оли (имя изменено) периодически проверяет портфель дочери и обнаруживает там кучу различных мелочей, которые Оля таскает из портфелей и карманов своих одноклассников. Не помогает ничего: ни задушевные разговоры, ни ремень. Оля плачет, говорит, что больше не будет, но через какое-то время в доме опять появляются чужие вещи.

На деньги, которые она крадет из карманов, Оля покупает всякую всячину, которая у нее и так есть: ластики, яркие тетрадки, линейки, блокнотики и т. д. А однажды Оля украла у матери большую сумму денег, купила Барби, дом для Барби и пыталась «подарить» все это однокласснице, с условием, что будет приходить к ней в гости и играть с этими игрушками.

Друзей у девочки нет, более того, она изгой в классе. Никто из одноклассников не пройдет мимо нее без того, чтобы не пнуть, не толкнуть ее или не сказать что-то обидное (классный руководитель подтверждает эту информацию). Конечно, в классе знают, что она воровка, из-за этого мама собирается менять школу. И, естественно, она очень опасается, что в новой школе будут те же проблемы. В общении со мной Оля либо тщательно избегает бесед на эту тему, либо формально соглашается с тем, что это плохо, это мешает ей и что она постарается больше так не делать.

Эта бледная, худенькая, почти прозрачная девочка с огромными голубыми глазами, наполовину закрытыми белокурыми локонами, умеет долго неподвижно сидеть, глядя поверх всех предметов. Оживляется она только тогда, когда говорит о животных и о своих фантазиях, где все безоблачно и просто.

Несмотря на усилия стильной мамы, она всегда выглядит небрежно одетой. Мама жалуется, что Оля до крайности ленива, рассеяна и забывчива: собираясь в школу, может забыть надеть нижнее белье, не делает уроки, не убирает в доме, «забывает» о своих обещаниях. «Временами меня от нее просто колотит, я готова ее убить», — говорит мама. Она никак не может наладить контакт с дочкой, мама, которая в детстве чуть не покончила жизнь самоубийством, страдая от непонимания собственной матери.

Реагировать и выяснять причины

Что делать родителям-христианам, если они столкнулись с тем, что их подрастающий ребёнок ворует? Прежде всего — ни в коем случае не закрывать глаза на произошедшее и выяснять, почему так случилось. Вообще, я бы рекомендовал обязательно реагировать на детское воровство, в каком бы возрасте оно не случилось. Даже если ребёнок просто взял без спроса игрушку в детском саду, нужно с ним разговаривать и объяснять, что так не делают. Надо проводить беседы с детьми до того, как они совершают что-то плохое.

Второе: надо найти причину, по которой подросток крадёт. Ведь дети сейчас видят у своих сверстников много того, что им по каким-то причинам недоступно

Потому важно не доводить детей до воровства. Не надо требовать, чтобы ваши православные дети смирялись и носили что похуже

Не надо одевать девочку в юбки до пят, а мальчиков рядить в чёрный цвет и старомодные брюки. Ребёнок не должен чувствовать себя ущербным

Если воровство стало реакцией на это, то родителям нужно уделить внимание его одежде и вещам

Возможно, ребёнку не хватает внимания в его компании, он хочет произвести впечатление или занять место крутого парня. Нередко такое желание тоже имеет корни в семье: ему там не хватало похвал, ощущения собственной значимости — вот он и стал искать их за пределами своего дома, в кругу приятелей.

Ребёнок может не понимать значимости того, что имеет, не осознавать ценности денег. У меня был недавно случай: мальчик стащил деньги у родителей. Оказалось, ему нужны были карманные деньги. Родители пришли ко мне с этой проблемой, и я предложил дать ему заработать у меня при храме. У нас идёт стройка, и мы придумали ему дело — перенести кирпичи. Мальчишка работал долго, очень устал, по окончании дела он получил от меня свою первую зарплату. Мы поговорили, и с тех пор проблема ушла: он понял, что деньги даром не достаются, что заработать по-настоящему — это совсем не то, что получить сумму от родителей.

Типичные ошибки родителей при решении проблемы

Однако, часто случается, что беседы с подростком не дают ожидаемых результатов. Это связано с тем, что многие родители допускают ошибки при попытке решить проблему воровства. Рассмотрим эти ошибки более подробно.

  • Ни в коем случае нельзя проводить беседу в общественном месте, только в спокойной домашней обстановке.
  • Не стоит рисовать перед ребенком мрачные картины тюремного будущего.
  • Не сравнивайте ребенка с другими «хорошими детьми», это может навсегда сформировать стойкий комплекс неполноценности, озлобленность и неуверенность в себе.
  • Не настаивайте на извинениях прилюдно, позор, пережитый ребенком, оставит след на психике.
  • Не стоит возвращаться к травмирующей ситуации, если все сказано, детально разобрано, есть понимание в глазах ребенка. Если постоянно возвращаться к пережитому, возникнет стойкое чувство вины.

Есть несколько основных причин, из-за которых воруют дети:

Ребенок очень хочет обладать какой-либо вещью и не видит другого способа ее заполучить.

Ребенок хочет сделать подарок (другу, маме, сестре) и решается украсть «нужную» для этой цели вещь.

Найденную вещь дети автоматически записывают в собственность

Нужно объяснять ребенку, что потерянная вещь все равно принадлежит хозяину, а не тому, кто ее нашел.

Дети воруют, чтобы привлечь внимание окружающих. Чаще всего внимание сверстников, таким образом дети иногда показывают свою «крутость».

Дурной пример заразителен

Если ребенок видит, что кто-то из родителей приносит с работы чужое и это поощряется, ребенок откладывает в своей голове информацию, что и он может безнаказанно взять необходимое.

Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка. Например, жизнь за чертой бедности.

Не привитые понятия «хорошо» и «плохо». Недостаточное воспитание нравственных качеств ребенка.

Допустимо ли исключать ребёнка из воскресной школы за воровство?

Я думаю, если такой вопрос будет поднят и предан огласке, всё произойдёт само собой. Хорошо, если родители вникнут в проблему и будут союзниками преподавателей в этом вопросе, тогда ребёнка никто не выгонит, потому что они вместе будут за него бороться. Если же произойдёт конфликт, то родители сами заберут его из воскресной школы.

Я считаю, что ни в коем случае нельзя исключать ребёнка сразу, как только он проштрафился таким образом. Обычно дети этого возраста ещё очень юны для столь сурового наказания. И поймите, он ведь нигде больше не услышит о том, что ему в воскресной школе говорят. Я надеюсь, что когда о ситуации узнает настоятель храма, он начнёт молиться об этом ребёнке, и благодаря молитвенной поддержке всё постепенно пойдёт на лад.

Почему ребенок ворует

Трудно устоять перед красивой игрушкой или вкусной едой

Иногда достаточно обратить внимание на малышей в детских магазинах, со слезами требующих купить понравившуюся игрушку у своих родителей. Дети до трех лет имеют способность просто схватить ручкой понравившийся предмет и удерживать его до тех пор, пока взрослые не отберут его и не отдадут хозяину

Такие ситуации часто возникают на детских игровых площадках, где собирается большое количество ребят приблизительно одной возрастной группы.

Если ребенок ворует игрушки в саду, и что делать с этим, подскажет детский психолог. В детских учреждениях на сегодняшний день введена штатная единица психолога-консультанта, наблюдающего за детьми и вносящего коррективы в их поведение на ранних стадиях проявляющихся негативных отклонений.

Существует множество причин, по которым дети совершают кражу чужих вещей:

малыш может иметь сильную потребность обладать чем-то, о чем давно мечтал, но не получал; порой тяга к предмету бывает настолько сильной, что, даже понимая, что брать чужое нельзя, ребенок улавливает момент и прячет чужую игрушку в укромное место, а потом уносит её домой;
ребенок хочет сделать кому-то из своих родных красивый подарок, но, естественно, не имеет возможности купить его; он присматривает предмет одежды или игрушку, понравившуюся ему самому, и совершает так называемую кражу, совершенно исключая негативное понятие воровства;
многие дети убеждают себя в том, что находят красивые вещи, не принадлежащие им, оставляя их затем себе; обычно в таких случаях малыши выносят из садика чужие вещи открыто и демонстративно, показывая встречающим родителям и окружающим свое новое приобретение;
дети чуть постарше могут воровать, пытаясь привлечь к себе внимание; это касается деток, на самом деле испытывающих дефицит внимания со стороны взрослых и окружающих сверстников; становясь обладателем какой-то красивой вещи, ребенок думает, что заслужил уважение и повышенное внимание окружающих;
иногда дети проектируют в свою плоскость поведение взрослых; многие родители не скрывают дома тот факт, что часто что-то прихватывают с работы, еще и постоянно озвучивая это в домашней обстановке; это сложная ситуация, когда малыш воспринимает такое поведение в качестве нормы и без зазрений совести приносит воровство в свою жизнь;
частым спутником даже самых маленьких деток является всеразрушающее чувство элементарной зависти; оно гложет изнутри, постоянно привлекая внимание ребенка к чужим красивым вещам, карманным деньгам, что некоторые получают от своих пап и мам порой с избытком в зависимости от материального положения семьи; завистливый ребенок начинает идти на поводу у своих эмоций,  постепенно привыкая к воровству;
опасность с раннего возраста несут дети, которые воруют для дальнейшего манипулирования и обретения власти и контроля над всеми и вся;
воровство в качестве наказания для кого-либо, кто, по мнению малыша, причинил ему серьезную обиду или опережает в лидерской гонке в большом коллективе; такие детки готовы забрать самую красивую игрушку у обидчика и даже испортить её.

Кто на самом деле виноват?

Окружающие ребёнка люди должны обратить внимание прежде всего на себя и задуматься, чем они его спровоцировали. Возможно, не объяснили причин, по которым у него нет той или иной вещи, может быть, проявили жадность по отношению к нему

А может, при распределении средств внутри семьи некоторые её члены — дети — не получили должного финансового внимания. У нас ведь часто как? Папа может себе позволить потратить часть зарплаты на то, чтобы выпить с друзьями пива, а ребёнок не может себе позволить ничего — он ведь не зарабатывает. И если родители игнорируют его потребности, это ни к чему хорошему не приведёт. Бюджет семьи должен быть распределён между всеми её членами — в том числе и теми, которые пока не могут заработать

Это важно

Конечно, многое зависит от того, что за кража случилась: это было впервые — или стало закономерностью? Что именно было украдено? От этого зависит и поведение взрослых, и степень взыскания. Одно дело, если ребёнок крадёт конфету или апельсин — он может делать это от голода или потому, что просто не видит таких угощений дома. Другое дело — если ребёнок, имеющий телефон, присвоит себе ещё один. Родители, столкнувшиеся с такой проблемой, должны озадачиться не только вопросом наказания, но прежде всего — выяснения причин воровства.

Обеспечить занятость

Нередко преступления совершают подростки, у которых много свободного времени. Раньше все мы были заняты целый день: школа, дополнительные занятия или тренировки, потом ещё уроки надо успеть сделать. Сейчас всё платно, у родителей не всегда есть возможность пристроить детей куда-то, но это нужно сделать. Даже если подростки не будут ходить в секции или кружки, надо обеспечить им занятость в течение дня. Это могут быть какие-то обязанности по хозяйству, помощь соседям, знакомым. Главное — не допускать безделья и приучать ребёнка к труду. Без этого трудно воспитать истинного христианина. Ведь настоящий христианин — это не тот, кто целый день лежит на диване и говорит: «Господи, помилуй и дай мне что-нибудь поесть!», — а тот, кто вкалывает целый день. К чему был призван Адам? — возделывать и хранить райский сад. Вот и наша задача сейчас возделывать то, что нас окружает.

Как не допустить кражи денег ребенком?

Любую проблему легче предотвратить, чем после иметь дело с ее последствиями

Именно поэтому очень важно делать все возможное для профилактики совершения краж ребенком

На что следует обратить особое внимание?

Доверительные беседы с ребенком
Беседуя с малышом, важно не только слушать, но и слышать его, уделяя необходимое внимание его проблемам и всему, что его беспокоит. Пусть ребенок почувствует, что он небезразличен своим родителям
Полезно также поделиться с ним и теми переживаниями, которые могли бы посетить и родителя в похожей ситуации, давать ему советы на основе личного опыта

Такое участие в жизни ребенка в будущем сможет удержать его от многих проступков. Доверительная беседа с ребенком помогает остановить кражи

Очень желательно, чтобы у ребенка было хобби, любимое занятие или любой другой способ направить свою энергию туда, куда следует. Это сыграет неоценимую роль благодаря тому, что занимаясь спортом, читая книги, либо регулярно посещая интересующие его кружки, ребенок гарантированно не будет скучать. Возможность проявить себя в любимом деле позволит избавиться от чувства одиночества и отчуждения. А заодно, если он действительно искренне увлечется своим делом, – найти друзей по интересам.

Ребенок должен с детства учиться уважать чужие чувства. И думать о последствиях, которые могут наступить в результате его поступках. Давать советы стоит простым, доступным для ребенка языком. Желательно приводить примеры из жизни, ярко иллюстрирующие, к чему может привести пропажа денег и как непросто порой устранить последствие необдуманных поступков. Не бойтесь использовать советы психолога!

Для того, чтобы ребенок не вырос инфантильным, важно чтобы он с ранних лет чувствовал ответственность за кого-то или что-то. Для этого ему можно поручить задание, которое он должен будет выполнять регулярно и ежедневно. Это может быть поливка цветов, забота о домашнем питомце. Более старшим детям можно постепенно доверять уход за младшими.

Деньги должны храниться в доме в недоступном для ребенка месте. Зачастую, оставляя деньги в любом удобном для себя месте, взрослые сами провоцируют их кражу или пропажу. Деньги должны храниться в недоступном для детей месте

Очень важно, чтобы ребенок имел представление о личных вещах, принадлежащих каждому члену семьи и об их неприкосновенности. Поэтому в семье должны быть установлены четкие границы, определяющие, что можно и нельзя делать, какими именно вещами имеет право распоряжаться каждый. Но для этого также важно, чтобы у самого ребёнка было личное пространство и собственные вещи, которые он должен беречь.

Детям более старшего возраста можно давать деньги на карманные расходы. Имея в своем распоряжении личные деньги и понимая, что сумма ограничена, он вряд ли будет тратить их на бесполезные вещи, и сможет понять, в чем именно заключается их ценность.

По возможности не стоит отказывать ребенку в покупке необходимых для него вещей (при условии, если речь идет о чем-то действительно значимом, а не мимолетном капризе). В случае если у родителя нет средств для покупки определенной вещи, необходимо в простой и доступной форме объяснить это ребенку. Более старшим детям можно предложить договор: часть покупки оплатить самому, а часть денег предложить внести, либо заработать самому ребенку. Детям надо выдавать карманные деньги

Важно, чтобы у детей с самого детства формировались правильные установки по отношению к воровству, и он видел в нем осуждаемое деяние, несущее крайне негативные последствия. Ребенок должен знать, что происходит с теми, кто ворует и почему это происходит.

Несколько ответов на одно «почему?»

Психологи говорят, что каждый первый когда-либо что-либо брал чужое без спроса, проще говоря, становился воришкой. На время или насовсем, но брал и становился. И если вы сейчас готовы утверждать, что у вас такого не было, скорее всего, вы плохо пошуршали в памяти.

Несвоевременное родительское «чужого брать нельзя» даёт почву для роста будущего воровства, которое сводится к трём основным зачем:

  1. потому что вопреки бунтующей совести есть навязчивое желание владеть понравившейся вещью,
  2. потому что сложилась психологическая неудовлетворённость,
  3. потому что не хватает силы воли и не привиты нравственные ценности.

Ну о-о-очень хочется!

Необузданное желание поиметь у себя именно вот это, и ты не устоял! В этих поступках признаются редко, да и случаются они обычно раз-два и не повторяются. И главные отличия у такого поведения – понимаю, что нехорошо, но искушение берёт верх над разумом. Поддаться на провокацию помогают соблазны – оставленные на виду привлекательные вещи или деньги, и тогда ребёнок с бесконтрольным желанием на «хочу» не может сказать «нет».

При этом детский мозг находит всяческие оправдания осознанному поступку. Если вы ползали по чужим садам и огородам – это как раз тот повод сказать, с вами случалось такое мелкое воровство, которое пусть и называют зачастую обычным хулиганством.

Краду для самоутверждения

Обратить на себя внимание можно разными способами. Зачем дети крадут у родителей деньги? Да часто просто чтобы удивить друзей, накупить им конфет и наестся до отвала

Или приобрести заветный гаджет, чтобы понтануться, говоря подростковым языком, перед сверстниками – вот, смотрите, у меня тоже есть! Покупая друзей, обделённые вниманием дети повышают значимость в обществе.

Свобода выбора

Вот скажите, диктует ли нам, взрослым, в магазине кто-нибудь, покупать новую вещь или нет. Мы, конечно же, решаем сами: берём кошелёк и с чувством удовлетворённости несём приобретённую новинку домой. А что делать детям, когда на просьбу карманных денег они получают в ответ: «У тебя всё есть, зачем тебе. Я тебе куплю!»

Но ведь для подросшего ребёнка это важно – тратить самому, даже пусть на всякую ерунду. И он начинает искать, где взять немножко денег, пытается отчаянно накопить, а если не получается, может и позаимствовать

Психологически неудовлетворён

Как часто дети делают что-то назло или из мести. Чем не повод отомстить родителям, у которых нет на него времени, забрав часть денежных средств. А почему бы не взять вещь у одноклассника и стать для семьи плохим?! Пусть их вызовут к директору и ругают, как они ругают дома меня! Избыточный контроль тоже может стать причиной краж – такой способ ребёнок выбирает в качестве протеста.

Мишень для вымогательства

Не нужно исключать, что иногда воровать деньги из дома подростки начинают для старшеклассников. Угрозы и запугивание – причина недостойного поступка.

За компанию

Попав в непростое окружение, которое подворовывает и вымогает деньги у других, подростки совершают кражи за компанию, чтобы не прослыть слабаком и пройти «проверку».

Пробелы воспитания

Вы улыбаетесь, когда малыш из детсада притащил чужую игрушку – какое недоразумение! Спустя какое-то время он принёс что-то поважнее – какой предприимчивый! Ожидайте плоды своих улыбок – ребёнок привык, что чужое брать можно.

Почему дети воруют дома

Хуже всего то, что ребенок зачастую не дает четкого ответа, зачем он это сделал. А может и сам не до конца понимает, что он совершил.

Некоторые свято верят, что воровство — это за пределами дома, а в нем все прощается и все общее. Другие не отдают себе отчета в том, что деньги не сыплются с неба, их получают за работу. Третьи, мстят таким образом за нанесенные обиды. Четвертые, не могут устоять перед соблазном. Пятые, таким образом, хотят «купить» себе друзей.

Знание причины, почему ребенок ворует — это уже половина дела. И проплакавшись и отматерившись, надо все же постараться ее выяснить. Это как с болезнью, невозможно вылечить, пока знаешь только симптомы. А симптомы — это воровство дома, недоверие, нежелание разговаривать, вранье.

Положа руку на сердце и припомнив собственное детство, многие родители могут найти случаи, когда они сами присваивали себе что-то чужое, брали то, что плохо лежит. Или были близки к этому, испытывая непреодолимое желание обладать какой-либо вещью. А по обстоятельствам не могли себе этого позволить.

Возможно, сейчас пришла очередь испытывать такие же чувства вашему ребенку. И если постараться максимально вспомнить свои огрехи, то есть как бы поставить себя на место ребенка, можно отыскать или неудовлетворенное чувство собственной значимости, или сильнейшую неуверенность в себе и стремление любыми средствами приобрести свое место в коллективе, или недостаток внимания и любви от близких людей…

Часто подобные проблемы встречаются в семьях с эмоциональной холодностью, замалчиванием проблем, при конфликтных ситуациях между родителями, после развода. Но, как не печально, проблема с домашним воровством может возникнуть и в целом благополучной семье. В семье, где ребенка любят, заботятся, ни в чем посильном ему не отказывают.

В раннем возрасте…

К малышам до 5-6 лет нельзя применить слово «воровство». До 3-4 лет малыши не умеют отличать понятия «мое» и «чужое». Ребенок искренне не понимает, почему та красивая кукла/машинка не его, а, скажем, соседского ребенка.

Он совершенно спокойно забирает понравившуюся игрушку себе и не видит в этом ничего неправильного. Понятие цены вещи ребенку этого возраста непонятно. Этим можно объяснить, что абсолютно равнозначными игрушками для ребенка 3 лет могут быть перо птички и кольцо из золота.

Ближе к 6 годам ребенок уже осознает, кто настоящий владелец вещи, но ему очень трудно совладать со своим желанием обладать понравившейся вещью.

Что делать, когда ребенок привлекает внимание воровством?

Необходимо припомнить, когда случаи воровства были замечены впервые. Возможно, в этот период семейная пара переживала период бурного выяснения отношений или развелась. Наблюдая за разрушением отношений между родителями, кроха страдает и чувствует себя ненужным им. Даже если родители развелись спокойно, без ссор и оскорблений.

Сильный стресс иногда вызывает у малыша рождение брата или сестры. Неумелое поведение родителей, переключившихся на младенца и занятых им круглосуточно, разрывает первенцу сердце.

Усилить травму могла реакция на первую кражу. Если родители оскорбляли и унижали воришку, он мог укрепиться в своем мнении и озлобиться.

Чтобы исправить ситуацию, нужно дать ребенку то, чего он тщетно пытается добиться длительное время — внимание. Нужно всячески демонстрировать свою любовь, заботиться о нем, интересоваться его мнением, расспрашивать об отношениях в школе

Не следует его ругать за кражи и требовать признания вины. Надо создать комфортные для него условия, в которых он расслабится.

Если кражи не прекратятся или не станут реже, вероятно, процесс зашел далеко. В такой ситуации справиться с проблемой самостоятельно не удастся. Необходима помощь профессионала. Нужно посетить психолога вместе с ребенком. Если он категорически отказывается, надо проконсультироваться со специалистом без него. Советы психолога помогут выработать наиболее эффективную линию поведения в семье.

Карманные деньги и возможность зарабатывать

У детей, особенно у подростков, должны быть карманные деньги

Им важно иметь возможность что-то купить, угостить друзей — у них так принято. Не каждый может попросить их у родителей, многим просто неловко

Отсутствие карманных денег может подтолкнуть на воровство. Как этого избежать? Либо давать ребёнку какую-то небольшую сумму, либо придумать, как он может эти деньги заработать. Во все времена желающий найти работу её находил. Моя семья жила скромно, и я пошёл подрабатывать на рынок грузчиком, чтобы иметь собственные деньги. Сейчас есть возможность зарабатывать с помощью интернета.

Найти подработку могут помочь и родители. Один мой знакомый поручил дочке за определённую плату делать в интернете рассылку объявлений о приёме на работу для большого круга лиц. Она с удовольствием этим занималась, в итоге и отцу помогала, и зарабатывала. Такая практика кажется мне очень верной: ребёнок приучается к мысли, что прежде чем что-то получить, надо потрудиться. Если же подросток получает деньги от родителей просто так, ему будет казаться, что они ничего не стоят — и такое отношение сложится не только в отношении своих денег, но и в отношении чужих.

Не только образовывать, но и воспитывать

Ребёнка, не устоявшего перед соблазном взять чужое, можно понять. Такие ситуации были везде и всегда. Но всё-таки раньше детей в этом плане воспитывали намного серьёзнее, чем в наше время. Сейчас школа не воспитывает, у неё только образовательная функция, но одно без другого невозможно. В этом вопросе я полностью согласен с Макаренко, который утверждал, что на первом месте должно быть воспитание, а на втором — образование. Невоспитанный, но высокообразованный человек может принести много бед обществу.

Школа не объясняет детям, что воровать недопустимо. Дома родителям некогда заниматься воспитанием и вести беседы о том, что такое хорошо и что такое плохо. А в некоторых семьях отцы сами нечестно зарабатывают, в итоге далеко не каждый папа может сказать ребёнку, что он свои дом, автомобиль и телефон купил на зарплату. Так чего же мы хотим от детей?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: