8 советов, которые помогут застенчивому ребенку стать смелее

Что делать?

Итак, с вероятными «виновниками» мы разобрались, сейчас нужно понять, что же можно сделать. Первые шаги зависят от провоцирующего проблему фактора. Установив его, можно помочь ребёнку перестать так остро реагировать на предстоящий устный ответ перед учителем и одноклассниками.

Если ребёнок стесняется отвечать из-за слабого понимания конкретного предмета, родителям стоит заполнить существующие пробелы. Это можно сделать самостоятельно либо нанять репетиторов. Неуверенность связана с речевыми трудностями? Обратитесь за квалифицированной логопедической либо неврологической помощью. Скорее всего, потребуется и психологическая поддержка. Причина тревожности кроется в низком социальном статусе? Тут потребуются усилия всех заинтересованных сторон: родителей, учителей и психологов

Важно помочь ребёнку влиться в школьный коллектив. Родителям следует пересмотреть свою «шкалу ценностей» и отказаться от оценивания ребёнка по принесённым со школы отметкам

Это уменьшит детскую тревожность и подвигнет ученика на большую активность. Если же источником боязни детей становится педагог, родителям следует побеседовать с ним, конечно, без криков и обвинений. Важно найти в лице учителя союзника, который поможет решить возникшую проблему.

Почему ребёнок заикается. Виды и типы заикания. Причины

Мнение психологов

Детские психологи имеют однозначный ответ на этот вопрос: да, это хорошо и нормально. Более того, такое поведение говорит о том, что процесс развития психики ребенка протекает без отклонений. Дело в том, что в нем говорит инстинкт самосохранения — как правило, стеснительность и боязнь появляются в тот момент, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться: ползать, потом ходить. И если раньше он шел к чужому человеку с маминых рук (а мама знает, кому можно доверять), то теперь ему нужно самому принимать решение, то есть доверять кому-то свою безопасность. У малыша пока недостаточно информации о мире и людях, чтобы это решать, так что инстинкт самосохранения внушает ему страх перед всеми людьми вообще, а исключением очень близкого, то есть безопасного, круга.

В него входят мама и папа, а также другие люди, которые о нем заботятся и к которым он готов пойти за заботой и утешением, точно зная, что именно их и получит. А незнакомые люди — на то и незнакомые, что малыш не знает, что от них ждать.

Стеснительность — это проявление защитного поведения.

Ребенок стесняется и старается стать незаметным, «надеть маску» в кривляньях, спрятаться за маму, будто «слиться» с ней воедино. «Это не я, это моя мама сейчас перед вами, а меня тут нет», — словно говорит дочка, повиснув у Вас на шее. «Это не я, посмотрите, эта девочка совершенно не похожа на меня», — показывает она другому человеку своим кривлянием. Наверняка с людьми, которым Ваша дочь доверяет, она ведет себя совершенно нормально. То есть девочка не ждет от них оценки и готова быть перед ними сама собой. И то, что она ревнует свою единственную подругу, боится ее потерять, потому что какая-то другая девочка может оказаться лучше, чем она, «пугается, когда дети начинают жаловаться на нее», то есть опасается, что все узнают какая она на «самом деле» — подтверждает мою гипотезу о сниженной самооценке + «Дома требует постоянного непрерывного внимания», — пишете Вы. То есть постоянно нуждается в уточнении, что с ней все в порядке, что она ценна сама по себе — тоже говорит «за».

То, что после стеснения наступает период вызывающего поведения, закономерно

«Вы не уважали мое состояние, оказывая мне чрезмерное внимание, которое вынести мне было трудно, обнимали и целовали меня без моего согласия. Что же, теперь я вам отомщу

И буду делать то, что вам наверняка не понравится!» — примерно по такому «плану» действует ребенок. Обратите внимание, что слово «план» я написала в кавычках. План этот возникает спонтанно, ничего спланированного и обдуманного тут нет. Ребенок действует реактивно. Есть действие и на него малыш выдает реакцию. «Вы не уважали меня, теперь я не буду уважать вас».

Что же делать со стеснительным ребенком?

Во-первых, как ни странно это прозвучит, — «разрешить» стесняться. Зная такую особенность ребенка, оградить его от излишних расспросов, объятий и тем более поцелуев. Вашей дочери нужно время, чтоб присмотреться, привыкнуть и решить доверять или нет стоящему перед ней человеку, пусть даже она его видела тысячу раз перед этим. Вам необходимо какое-то время спокойно, терпеливо и с пониманием относиться к тому, что дочь виснет на Вас и кривляется. Ведь теперь Вам известно, что ребенок привык так защищаться, ему нужно время, чтоб научиться вести себя по-другому.

В моей практике был случай, когда мама намеренно уговаривала свою застенчивую шестилетнюю дочь стесняться. Дело было перед Новым годом, и девочке предстоял поход на утренник. За несколько дней до утренника, мама начала рассказывать, куда они пойдут, и что там ожидает девочку. «Но ты, конечно, можешь не водить хоровод, и не петь песни. Ты можешь просто сидеть у меня на коленях и смотреть, как другие дети веселятся», — спокойно и без иронии говорила эта мама. Что же произошло: ребенок был хорошо информирован, что его ждет, к чему готовиться и получил возможность выбора вести себя так или иначе. К слову сказать, на утреннике стеснительность в этом случае как рукой сняло.

То есть, во-вторых, планируя посещения или встречи, где девочка может начать стесняться, предоставить ей максимум информации, что ее ждет. Для многих стеснительных детей порой даже приятный сюрприз может привести к самым неожиданным последствиям.

В-третьих, предоставить возможность выбора, как себя вести. Здесь можно использовать приемы сказкотерапии или игротерапии. Например, рассказать, а еще лучше разыграть с помощью игрушек, историю о том, как зайчик или принцесса (персонаж зависит от возраста ребенка стеснялся-стеснялся, кривлялся, прятался, «лишался» из-за этого всяческих удовольствий и приятностей, и, в конце концов, победил эту стеснительность и с тех пор зажил счастливо. И в этой истории воспроизвести типичные для Вашей малышки способы поведения, слова. Здорово, если стесняющимся героем в игре будете Вы, а уговаривающими его действовать по-другому — Ваша дочь.

Получено 2 совета – консультации от психологов, на вопрос: Сын не здоровается, стесняется

Летучий Игорь Анатольевич

Психолог Днепр
Был на сайте: Сегодня

Ответов на сайте:     Проводит тренингов:     Публикаций:

Показать контакты

Отправить вопрос бесплатно

Ляззат, здравствуйте. Надо найти причину и понять, что случилось, когда сыну было 5, 5 лет, после чего он изменил свое поведение

Вы не драматизируйте ситуацию, будьте последовательной в своих действиях, объясняйте НЕ НАВЯЗЧИВО РЕБЕНКУ, но оптимальный вариант — это обращение к детскому психологу, так как ребенка важно видеть и слышать, так же надо изучить Вашу модель отношений в семье, найти причину, после чего уже давать грамотные рекомендации, который будут учитывать особенности ребенка. От всей души, желаю Вам — УДАЧИ и УСПЕХОВ ВО ВСЕМ!!!

Игорь Летучий-психолог, магистр психологии, онлайн (Skype) консультант

Начальник не здоровается и не прощается (4 ответа)

Хороший ответ3Плохой ответ1

Возраст, темперамент, самооценка и навыки общения

Также стоит принимать во внимание особенности темперамента ребенка. Одним детям легче устанавливать контакт с новыми людьми, другим на это требуется больше времени

Первым действительно нужно много общаться со сверстниками, вторым достаточно одного-двух близких друзей. И оба варианта — норма.

В раннем возрасте постепенно формируются навыки общения. Ребенок видит, как общаются взрослые, а взрослые помогают ему применить новые навыки. Если это происходит без давления, у ребенка есть выбор — общаться или отказаться от общения, малыш научится идти на контакт и со взрослыми, и с детьми.

Примерно после трех лет ребенок начинает постепенно выходить в «большой мир» — он интересуется сверстниками и другими взрослыми кроме родителей

Обратите внимание на слова «примерно» и «постепенно» в предыдущем предложении! Не стоит ждать, что как только малышу исполнится три года, он будет радостно общаться с толпой незнакомых людей, особенно если раньше ему было трудно выносить общество одного-двух

Общение со «своими» взрослыми по-прежнему играет большую роль в жизни ребенка. То, что встретит вне семьи, он будет соотносить, сравнивать с семейными ценностями, и хорошо, если у него есть возможность обсудить свои открытия с родителями. Ему все еще требуется поддержка взрослых в малознакомых местах и ситуациях.

Почему в дошкольном и даже в школьном возрасте некоторые дети ведут себя скованно, стесняются взрослых и сверстников? Кроме врожденных особенностей темперамента большую роль играет самооценка ребенка. Если его действия, поступки, поведение постоянно подвергаются осуждению, насмешке и порицанию, если родители культивируют в ребенке страх неудачи, то, согласитесь, сложно не стесняться. Таких проблем проще избегать сразу, чем потом их решать.

Советы психолога

От общих советов перейдём к конкретным рекомендациям, которые должны помочь, если ребенок стесняется тянуть руку, отвечать у доски или даже с места. Что могут сделать родители?

Во-первых, крайне важно заручиться поддержкой педагога. Многие учителя вполне лояльно относятся к некоторым поблажкам стеснительным ученикам

Так, ребёнок может поначалу давать ответ в письменной форме. Ещё один вариант – ответы не перед одноклассниками, а наедине с педагогом, или же школьник вполне может ответить «на ушко» учителю. Подготавливайтесь к урокам вместе с ребёнком, особенно если предстоит устная беседа с учителем. Проговаривайте материал, задавайте вопросы, найдите подходящие ответы. Вообще стеснительным детям лучше заранее отрепетировать монологическую речь, представив её всем членам семьи и проговорив перед зеркалом. Часто тревожность ребёнка нарастает из-за ожидания. Когда очередь дойдёт до конкретного ученика, он уже находится в состоянии, близком к обмороку. Постарайтесь убедить своё чадо, что лучше хорошо подготовиться к уроку и ответить в начале классного часа, чем потом переживать и волноваться 40-45 минут. Поскольку эмоции и настроение теснейшим образом связаны с мышцами, ребёнок сможет побороть стеснение и волнение, если научить его расслаблять тело. Особенно часто «каменеют» спинные и лицевые мышцы. Помочь расслабиться помогут такие упражнения, как:

  • «Воздушный шар». В момент тревоги ребёнку нужно мысленно «надуть» шар, посчитать до десяти, а затем мгновенно расслабить мышцы рта и щёк.
  • «Штанга». Ребёнок представляет себя штангистом, устанавливающим рекорды. Поначалу он напрягает плечевые мышцы, спину («поднятие штанги»), потом мгновенно расслабляет их («бросает штангу на пол»).

Стеснительные дети нередко обладают заниженной самооценкой, поэтому важно развить уверенность ребенка в себе
Чаще обращайте внимание на его успехи, адресуйте похвалу в его адрес за каждый маленький шажок в деле преодоления робости

Несколько слов нужно сказать и о нежелательных моделях родительского поведения, которые лишь усугубляют ситуацию. Откажитесь от следующих фраз:

  1. «Жду, что ты послезавтра поднимешь руку и без напоминания учителя выйдешь к доске!». Подобные фразы усиливают страхи и неуверенность, что чревато не просто стеснением, а психосоматикой, которая проявляется болями в животе, мигренями и пр.
  2. «Если ты не станешь поднимать руку, я поговорю с педагогом!». Мать, отец, учителя – это союзники, а не противоборствующая сторона. Поэтому откажитесь от запугиваний, а, напротив, поддерживайте ребенка: «Давай-ка я поговорю с педагогом, и мы вместе попробуем тебе помочь».
  3. «Кто из тебя вырастет, если ты даже руку стесняешься поднять?». Ещё раз повторим: нереалистичные требования снижают детскую самооценку и усиливают стеснительность. Боязнь не оправдать родительские ожидания заставит ребёнка испытывать постоянный стресс, что, опять же, чревато психосоматикой.

Стеснительность и неуверенность мешают ребёнку демонстрировать полноту знаний, сказываются на его личностном развитии, поэтому не следует пускать проблему на самотёк. Если ситуация не улучшается и после выполнения предложенных рекомендаций, следует более тесно познакомиться со школьным психологом либо обратиться за помощью к психотерапевту.

Вопрос психологам

Спрашивает: Ляззат

Категория вопроса: Дети

12.05.2016

здравствуйте, моему сыну 7 лет он не здоровается с людьми, стесняется, прячется от людей, которые приходят домой. Даже прячется, закрывает лицо от людей, которых видит каждый день. Через некоторое время уже бегает, появляется на людях. Также не здоровается со своими друзьями в школе, после бегает играетЮ как ни в чем не бывало. при этом может влиться в незнакомую среду, не совсем свободно, потихоньку, минут через 10, иногда быстрее. Дома ведет себя очень спокойно, даже командует.

Такое его стесьнение появилось в 5 с половиной лет, ранее наоборот всех встречал у дверей, бежал к людям.

мне 37 лет, государственный служащий.

Подскажите, пожалуйста, что это и как научить его здороваться, отвечать на вопросы людей.

Мне говорят, что мой сын не здоров (1 ответ)

ТОП лучших советов психологов

Мне говорят, что мой сын не здоров (1 ответ)

Начальник не здоровается и не прощается (4 ответа)

Дети моих подруг не здороваются со мной (4 ответа)

Все советы психологов (всего 421268 советов)
Получите рекомендации от лучших психологов!

Психолог онлайн БЕСПЛАТНОили обратитесь к психологу по скайп или анонимно

Хватит! Читать советы для других людей!

Получите Ваш бесплатный советпсихолога прямо сейчас

Или…
Найдите ответ на свой вопрос!В базе из 400 тысяч советов

Советы по категориям

Отношения
Семья
Секс
Дети
Здоровье
Красота и внешность
Работа, бизнес, карьера
Стресс и депрессия

Пищевое поведение
Кризисы
Зависимости
Страхи и фобии
Сон и сновидения
О смерти
Самопознание
Эмоции и чувства

Деньги
Отдых
Я и психолог
Психология и психологи
Интересно
Другое
Все советы психологов

Другие статьи по теме:

надо ли наказывать детей?
Почему дети в садике часто болеют?
что делать, если ребенок боится чужих
Нужны ли карманные деньги детям?
Нужен ли особый подход к ребёнку ясельного возраста?
Какие методы воздействия эффективны для детей ясельного возраста?
почему ребенок не слушается
Что делать родителям гиперактивного ребенка
Когда отдавать ребенка в садик?
что делать если ребенок обманывает
Агрессивное поведение детей
Почему ребенок не хочет учиться?
Как рассказать ребенку, откуда берутся дети?
Помощь ребенка по дому
Ночные страхи у детей
Почему дети – эгоисты?
Родительский контроль за безопасностью и здоровьем ребенка
Ребенок не играет с игрушками
Как научить ребенка засыпать самостоятельно
Детско-взрослый разговорник

С кем здороваться, а с кем необязательно

Кого считать знакомым и малознакомым для ребёнка

Если знакомые — это люди, входящие в непосредственный круг общения, то малознакомые — это те, кто связан с ним опосредованно. К первым относятся:

  • педагоги детского сада;
  • члены семьи, с которыми малыш видится регулярно;
  • друзья по детской площадке и их родители.

Ко вторым можно отнести людей, с которыми ребёнок не знаком, возможно, видит первый раз или встречал 1–2 раза раньше:

  • коллеги родителей;
  • друзья мамы и папы, с которыми взрослые встречаются редко;
  • приятели бабушки и дедушки.

Малознакомые люди не входят в непосредственный круг общения ребёнка

Причина первая

Одна моя хорошая знакомая как-то пожаловалась: “Ты знаешь, соседская девочка так ужасно воспитана! Она никогда не здоровается!”. Т.е. нездоровающийся ребенок вызывает некоторое отторжение – которое вполне может быть высказано родителям “добросердечными” соседями или родственниками. Я уже молчу о школе, где все просто обязаны будут говорить “Здравствуйте”.

Вот этот негатив и толкает родителей на то, чтобы заставить ребенка приветствовать окружающих. В ход идут уговоры, объяснения и даже угрозы. При этом далеко не всегда можно выяснить причину, по которой ребенок отказывается здороваться. Просто потому, что ребенок может быть еще маленький и не в состоянии объяснить своих мотивов. Да и повзрослевший человечек тоже может не суметь или просто не захочет!

Думаю, стоит уважительно отнестись к желанию ребенка здороваться или не здороваться. И его нежелание общаться с некоторыми людьми тоже имеет под собой некоторое основание, просто пока он не может объяснить, какое именно.

Проблема тут не совсем в детях. Попробуйте проанализировать, что ВЫ чувствуете, когда ваш ребенок не здоровается с детками и взрослыми. Могу предположить, что это дискомфорт, вам неловко за него и т.д

Если вы научитесь не обращать внимание на эту проблему и не будете настаивать на том, чтобы ребенок приветствовал всех, как это обычно принято, то со временем заметите, что он сам станет здороваться с теми, кого любит. А потом придет и автоматическая взрослая привычка

Но если в поведении ребенка есть и другие примеры, которые вас настораживают, то лучше сходить на консультацию к детскому психологу, чтобы определить, как идет развитие. Но опять же, помните, что понятие нормы очень и очень широко. И не стоит подгонять ребенка под общепринятые рамки, даже если иногда это вызывает сложности у родителей.

Я сама долгое время была в такой ситуации. Сейчас моей дочери 9 лет и то она здоровается только с теми людьми, которых ДЕЙСТВИТЕЛЬНО рада видеть. Здоровается очень искренне и сердечно. На вопросы, почему она не желает быть просто вежливой со всеми, как это принято, она отвечает: “Мне неприятно с ними здороваться”. Т.е. она приветствует человека только от души.

Тут главное самому перестать переживать по этому поводу и не обращать внимание на реакцию других людей. Как я замечала неоднократно по другим родителям – они начинают принуждать своих детей здороваться именно потому, чтобы устранить собственный дискомфорт, когда им становится стыдно за “невоспитанного” ребенка

Разобравшись со своими чувствами, вы перестанете давить на ребенка и он получит возможность развиваться в своем темпе. Это ведь важнее, чем общественное мнение, правда?

Советы психологов по решению проблемы

Многие психологи придерживаются мнения, что боязнь чужих людей у детей часто обусловлена негативным опытом в прошлом, когда общение с посторонними доставило малышу неприятные эмоции

В данной ситуации очень важно терпение и тактичность со стороны родителей. Сын или дочь, прежде всего, должны быть уверены, что близкие понимают, но никак не осуждают их поведение

В борьбе с детской застенчивостью очень эффективны рассказы родителей о собственных похожих страхах в детстве и способах преодоления этой проблемы. Также хороший терапевтический прием — проигрывание собственных страхов при помощи кукол.

Интересно, что многие специалисты считают, что отсутствие каких-либо страхов у ребенка — это не норма, а, напротив, тревожный симптом. И если годовалая кроха никак не реагирует на посторо, не прижимается к маме при их появлении, то не лишним будет проконсультироваться у невропатолога.

Детский педагог-психолог Т. Шишова утверждает, что появление страха незнакомцев у годовалых малышей — сигнал того, что ребенок начал отличать «своих» от «чужих», свидетельство инстинкта самосохранения. Специалист советует родителям заранее предупреждать сына или дочку о приходе гостей, при этом в воображении малыша нужно создать положительный образ

Очень важно хвалить ребенка за его достижения: сдержал слезы, поздоровался и т.д

Т. Шишова настоятельно рекомендует родителям не отдавать малыша в детский сад, если он психологически еще не готов расстаться с мамой. Это чревато психологическими трудностями и усугублением страхов.

Психолог Л. Самарская подчеркивает, что детей пугает все неизвестное и непонятное. Именно по этой причине многие из них боятся большого скопления народа во время салютов, концертов и пр. В борьбе с этой проблемой очень важна реакция мамы или папы на происходящее. Нужно искренне восхищаться салютными залпами, песнями, обеспечивая при этом ребенку тактильный контакт (обнять, взять за руку).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: