Заикание у левши
В настоящее время увеличилось количество сторонников теории о том, что у левши, переученного владению правой рукой, в большинстве случаев развивается логоневроз. Свидетельство этому – множество историй, рассказанных взрослыми, перенесшими в детстве подобный горький опыт.
Мужчина, 50 лет. С раннего детства, со слов его матери, мальчика стали переучивать с леворукости на владение правой рукой. В результате с 5 лет парень стал заикаться. С тех пор дефект не отпускал его, сохраняясь по сей день.
Интересная история произошла с другим мужчиной. Начало – как у всех: в детстве переучили с левой руки на правую, что привело к заиканию. Вскоре мальчик заболел полиомиелитом, правая рука оказалась парализованной. Больному пришлось все учиться делать левой рукой. Овладев навыками леворукости, обнаружилось, что дефект исчез.
Подтверждению связи переученной леворукости с логоневрозом достаточно. Но ученые спорят о механизмах этой связи.
Одни утверждают: причина – в работе полушарий. Для мозга характерно явление латеральности. Одно полушарие у человека оказывается доминирующим. У основания мозга происходит перекрест нервных путей, поэтому у левши преобладает правое полушарие, у правши – левое.
Когда левшу переучивают, то происходит усиление воздействия левого полушария, слабого у них от природы. Получается, что контроль обоих полушарий уравнивается. Это неестественно, претит природному функционированию мозга. В результате, как одно из последствий, получаем заикание.
Другая теория берет за основу психическое напряжение, под которое попадает ребенок во время переучивания. Известны случаи, когда детям привязывали левую руку к туловищу для обездвиживания. Если они пытались высвободить «любимую» конечность, на них кричали, даже били.
Левшей облачали в специальные шлейки с ограничением движений левой конечности. Приклеивали к парте тетрадь с правой стороны. Прибегали к другим ухищрениям. И пусть со временем методы переучивания смягчились, окультурились, напряжение не уходит.
Для эмоционального ребенка повышенное напряжение, контроль являются большим испытанием, исходом которого становится невроз. Одним из симптомов невроза является заикание.
В целом становится понятно, что переучивание левши несет в себе определенные риски по поводу возникновения лалоневроза.
Практика
Всё предельно просто:
1. Создать интригу.
2. Получить обратную связь — готовность вас слушать.
3. Говорить
1. Создать интригу
Сюда подходят перемещения человека в пространстве. Идёте вместе по улице — можете резко остановиться. За ручку отвести человека в другое место
Неважно какое
Словесная интрига:
— Слушай, а у меня есть своё мнение по этому вопросу. Хочешь послушать?
— А знаешь ли ты, в какой стране бОльшая плотность населения (если вы о географии)? А хочешь услышать?
— Я сделал грандиозное и эпохальное открытие! (И долгая пауза, расчитанная на то, что кто-то вас спросит)
Для людей с чувством юмора:
— А вот теперь спроси меня: «Зачем, по-твоему, нужно злиться на окружающих?»
Особенности заикания у взрослых
Заикание, сохранившееся к взрослому возрасту или же только возникнувшее, нередко дополняется визуально заметными симптомами:
- нервный тик лицевых мышц,
- непроизвольные, импульсивные вздрагивания конечностей.
У заикающегося человека голосовые связки плотно смыкаются или наоборот спонтанно размыкаются, голос внезапно исчезает, слова произносятся шепотом и удлиненно.
В любом возрасте болезнь имеет сложное происхождение. Слишком поверхностно связывать логоневрозы с сильным стрессом или испугом. Один ребенок может пугаться и не начинать заикаться. Другой может пережить не самое простое детство, но столкнуться с заиканием исключительно во взрослом возрасте и то, на первый взгляд, по непонятной причине. Вся суть запустившегося механизма в повышенной тревожности, предрасположенности работы головного мозга к такому дефекту, который происходит всего лишь при косвенном толчке, поводе.
Заикание может развиться в любом возрасте, но наследственная предрасположенность и лабильность детской психики в разы увеличивают распространенность заикания именно среди деток. Сбой в передаче нервных импульсов происходит из-за нарушений взаимоотношения нервных процессов в коре головного мозга, в том числе и в зоне воспроизведения речи. Именно такова природа судорог в различных отделах речевого аппарата — в гортани, глотке, языке, губах. В силу таких обстоятельств одни компоненты речевого аппарата срабатывают раньше, другие — позже; темп и плавность речи нарушается.
Если слабость нервной системы в детском возрасте порой оказывается врожденной, то у взрослого человека, склонного к заиканию, она может быть следствием перенесенных инфекционных заболеваний или вялотекущей патологии. В том числе происходящих с юных лет. Заикание у взрослого человека может развиться на фоне давно перенесенной и даже забытой кори, скарлатины, менингита, энцефалита, а еще на фоне хронического ревматизма или пневмонии. Дети с ослабленной нервной системой могут родиться, например, из-за неблагоприятного протекания беременности. Психологические причины ослабления нервной системы во взрослом возрасте менее влиятельны. По той простой причине, что психика уже сформировалась и поколебать ее может по-настоящему сильное нервное потрясение, а не бытовые ссоры или суровое отношение, как в случае с детским заиканием.
Примечательно, что эта речевая патология больше распространена среди мужской части населения (70%). Ученые связывают это с более высокой эмоциональной устойчивостью среди женщин. Изучив зависимость речевых функций от работы полушарий мозга, ученые пришли к выводу, что больше подвержены заиканию могут быть левши.
Внутренняя речь взрослого человека всегда свободна, в отличие от формирования речи детьми. Заикание, наступившее в зрелые годы, проявляется только при общении, а «про себя» люди говорят без затруднений.
Роль семьи
Семья для деток – первая, главная среда существования. Близкие люди способны стать болезнетворным организмом, провоцирующим процветание болезни, но, с другой стороны, оказать благотворное воздействие на устранение дефекта.
Большая роль в формировании логоклонии отводится модели воспитания. Риск развития патологии увеличивается в тех семьях, где малыша воспитывают в обстановке авторитарности, гиперсоциализации, повышенной эмоциональной связи с матерью. Ребенка не воспринимают таким, каков он есть, забирают право на становление как личности, ущемляют в правах. У родителей нет адекватного понимания малыша, его роли в социуме
Отсутствует внимание к возрастным потребностям
Атмосфера в семье – другой провоцирующий фактор логоневроза. Скандалы, выяснение отношений, недопонимание между родителями выступают в роли хронического стрессора. Особое значение отводится насилию, диктатуре в семейной обстановке. Столкнувшись с проблемой логоневроза, многие родители подсознательно выбирают неправильный путь реагирования. Первая реакция – сопротивление, неприятие болезни, стремление к быстрейшему избавлению от дефекта.
Мало проинформированные о заболевании родственники допускают роковые ошибки в занятиях с детишками. Они проявляют повышенный контроль, тревогу, заставляют малыша повторять фразы по несколько раз. Тревога близких передается больному. В такой ситуации дефект усугубляется
Негативное отношение матери к недугу провоцирует повышенное внимание к речевым недочетам маленьких больных, усиливая чувствительность к проблеме
Обследование родителей, чьи дети страдают логоневрозом, выявило следующие отклонения в психическом состоянии взрослых, и, прежде всего, матери: чувство вины, тревога, растерянность, безнадежность, волнение за будущее малыша. Бесполезные попытки устранить заболевание дезорганизуют семью
Поэтому родителям стоит обращать внимание и на свое состояние, отражающееся на психологическом фоне маленького больного
Опираясь на данные, полученные в ходе бесед с мамочками больных деток, удалось выявить следующие модели отношения к проблеме:
- препятствие, нуждающееся в преодолении – все перепробовали, это последняя надежда;
- незаслуженное наказание, расплата за грехи – за что нам это;
- болезнь, нуждающаяся в лечении – болеет, потому что слабенький;
- запятнанная репутация – откуда это в нашей образованной, прекрасной семье;
- проявление тяжелого характера – кривляется от вредности;
- отсутствие проблемы – разное бывает, и так пройдет.
Все перечисленные позиции являются деструктивными в отношении прогресса в лечении логоневроза. Учитывая, что дети в большинстве случаев подражают реакциям взрослых, вряд ли стоит ждать адекватной оценки от самого больного, а значит, положительной тенденции в лечении логоклонии.
Единственно верная реакция реагирования на проблему – сплочение семейного коллектива. С
Необходимо создание для детей благоприятной атмосферы в семье, адекватное участие в лечении без гиперопеки, но с оказанием поддержки.
Родители обязаны помнить, что своим поведением оказывают мощнейшее воздействие на потенциал своего чада.
Как не стать объектом интриг
Елена Рыхальская даёт три совета, как уменьшить возможность попасть в эпицентр интриг.
Не водите дружбу ни с кем из сотрудников, не раскрывайте никому душу
.
Hа работе необходимо работать, а не заводить душевных друзей. Особенно будьте внимательны к сотрудникам, которые делают вам множество комплиментов – «ты такой профессионал», «у тебя лучше всех получается», «я считаю, что только ты достоин быть начальником отдела…»
Будьте внимательны к тем сотрудникам, которые за глаза критикуют коллег. Shutterstock
Будьте внимательны к тем сотрудникам, которые за глаза критикуют коллег: «на самом деле он очень плохо разбирается…», «однажды его чуть не уволили», «ты гораздо лучше, чем он», «будь внимателен к этому человеку, он такой сплетник…», «а ты знаешь, что он говорил о тебе гадости?», «меньше с ним общайся», «всё потому, что он чей-то родственник». Никогда не поддерживайте такую критику, уходите от подобных разговоров.
Если у вас произошло что-то не так в работе, не реагируйте на посылы
«я тебя прикрою», «никому не говори, тихонько всё исправим», «да не переживай, он даже не заметит», «да у нас все так делают».
Научитесь отличать рациональную плоскость отношений и эмоциональную
. Вы становитесь мишенью для интриг, если переходите в эмоции. Рациональная плоскость – это взаимодействие на уровне должностных инструкций и точное выполнение своих функций. Никаких совместных тайн и душевных разговоров с коллегами. Для этого существуют внерабочее время, друзья, близкие, любимые люди.
Маргарита Сичкарь
Учредитель благотворительного фонда «Камелия»
Интриганы – это плохо! Считаю, что бороться с ними не надо – только увольнять! Ведь это, как правило, люди с заниженной самооценкой. Плетя интриги, они как бы возвышаются над другими. Перевоспитать интригана можно, но только если это очень близкий человек. Тогда для начала необходимо просто с ним поговорить, а дальше – по ситуации!
Татьяна Рамус
Телеведущая
Интриганов важно обнаружить, а это не так-то просто. Но опытный руководитель, конечно же, почувствует присутствие такого типа сотрудников
Разговоры с такими людьми бесполезны, так как в их природе заложено любую информацию перекручивать для определённых целей и манипуляций в угоду своих интересов, но не только! Комплексы, душевные травмы и многое другое часто также является следствием такого поведения. Думаю, помочь этим людям можно, как говорится, только клин клином выбивая. А именно — прощаться, при этом озвучивая истинную причину увольнения. Может дойдёт на энном увольнении?!
Подобные «военные действия» необходимо пресекать сразу и не позволять повториться
Важно создать корпкультуру, обращать внимание на мотивацию сотрудников к открытости, уважению, поддержке
Но, скажу вам, что если ваша команда идет к единой цели, не поднимая головы, умеет договариваться между собой, доверяет и помогает друг другу, то людям просто НЕКОГДА заниматься подобной ерундой.
4.Техника безопасности
Интриговать постоянно в общении — дело, на мой взгляд, опасное. В этом случае интрига может войти в уровень постоянства и в лучшем случае вам нужно будет каждый раз придумывать какую-то новую интрижку.
В худшем будут думать, что их держут за лохов.
Мне в пору моей подписки на рассылки по Инфобизнесу приходило много писем с интригующими темами:
Владимир, извините нас пожалуйста.
Владимир, у нас есть для вас кое-что интересное.
Re: Инфобизнес (идея в том, что якобы я уже им зачем-то писал. А зачем — непонятно)
Вы упускаете такой шанс!
Вскоре я стал выделять письма Инфобизнеса от обычных. А потом отписался от рассылки. Это лично мой выбор. Просто представив человека, склонного говорить в духе тем таких писем, я подумал, что такого человека в своих кругах желаю содержать меньше всего.
Как создать интригу
1. Вести себя непонятно окружающим
Очень привлекает внимание, Кому-то сносит крышу
Примеры такого поведения.
9 1/2 недель :
<source src=»http://archive.psychologos.ru/images/9/9a/Kryshesnos.flv» />
Примеры выходок Реми Галлара
В человеческих отношениях работает, если люди друг с другом знакомы плохо. На время конфетно-букетного периода — самое оно. Профессиональный инструмент деятелей творчества (кинематограф, театр, постановки шоу) — там зритель только в общих чертах догадывается, что будет и с действом в деталях не знаком. Уровень предсказуемости минимальный
2. Вы можете дать что-то полезное человеку.
Тут важно, что за личность, запустившая интригу и что за личность, которая эту интригу воспринимает. На мой взгляд, для инфантилов уже сама фраза «Я знаю твой секрет!» может запустить гигантский интерес
На мой взгляд, для инфантилов уже сама фраза «Я знаю твой секрет!» может запустить гигантский интерес.
А более взрослых заинтересовать можно авторитетной личностью. К примеру, вы сходили на интересный и полезный тренинг. И вот вам приходит письмо от его автора с темой: «А у меня есть для тебя кое-что интересное!». Если тренинг правда полезный был, то шанс, что это письмо будет прочитано, на мой взгляд, выше письма с темой: «Расписание на май {имя психолога}».
Формулировки можно придумать разные. Принцип остаётся — вы знаете что-то больше, чем другой человек.
Важное: вы действительно можете дать что-то полезное человеку. Иначе это может оказаться последней интригой в ваших отношениях с человеком — может больше не повестись
Иначе это может оказаться последней интригой в ваших отношениях с человеком — может больше не повестись
3. Дать что-то с задержкой по времени.
Примеры
а) Сказать, что у вас подарок за неделю до дня рождения и каждый день описывать этот подарок наиболее загадочными определениями. Чтобы даже в мыслях не было, что это за подарок.
б) Эпизод с Печкиным в Простоквашино. Печкин неосознанно создаёт интригу вокруг коробки
https://www.youtube.com/watch?v=Jc-ZDA05R3w?t=11m6s
Провоцирующие факторы заикания
Побуждающими факторами дефекта считаются те, что вызывают расстройство только при «благоприятном» стечении обстоятельств и в случае присутствия предрасполагающих причин. Если же необходимые условия отсутствуют, то провокаторы для ребенка не опасны.
К провоцирующим факторам относят:
- острая психологическая травма, провоцирующая сильнейшее потрясение – переживание ужаса, страха. Особая роль отводится испугу. Положительные эмоции наряду с отрицательными также способны спровоцировать логоневроз;
- хронический психологический стресс. Обычно к хронической психотравматизации приводит неблагоприятная атмосфера в семье или плохие взаимоотношения со школьным учителем, поскольку дети проводят в школе значительную часть времени;
- ложное заикание – подражание родственникам с подобным дефектом;
- переучивание леворуких деток;
- изучение нескольких языков в раннем возрасте. Речь идет об иностранных языках, навязываемых малышу в 2-3 года. В этот период дети плохо владеют родным языком. Изучение чужого языка оказывает дополнительную нагрузку на детскую психику, вызывая нервное перенапряжение;
- такое же перенапряжение способны вызвать также гаджеты, которыми чрезмерно увлекаются современные малыши 2, 3 лет;
- ошибки в формировании речи – большая информационная нагрузка на малыша, навязывание ему материала, не соответствующего возрасту (абстрактные понятия, сложные обороты речи).
В зависимости от воздействующего фактора лалоневроз бывает невротический иневрозоподобный.
Невротический лалоневроз зарождается в условиях психотравмы. Нервная система таких детей отличается повышенной эмоциональностью, ранимостью. Малыши плохо спят, тревожны, впечатлительны. Сочетание речевых упражнений с музыкальными не помогает исправить ситуацию. Перегрузка малыша, неадекватное отношение родителей усугубляют проблему.
Неврозоподобное заикание возникает в раннем детстве, в 2–3 года, на фоне органического поражения мозга вследствие травм, инфекций, патологических родов. Речь у детей становится монотонной, частота судорожных речевых явлений зависит от физического, психического переутомления.
Опытные мамы советуют
Игрушки ребенку, конечно, нужны все равно. Хотя бы потому, что даже у маленького ребенка должно быть что-нибудь «свое собственное». Но нельзя, чтобы игрушек было очень много, иначе малыш перестанет проявлять к ним интерес. Изучив новый предмет, он его отбрасывает в сторону и отправляется на поиски новых знаний. Опытные мамы напоминают: если новая игрушка очень сильно похожа на те, с какими ребенок уже играл в последние дни, малышу она не покажется интересной. С другой стороны, абсолютно новые предметы, каких ребенок никогда прежде не видел, могут вызвать у него недоверие и даже некоторый испуг. Поэтому выбирать игрушки лучше по принципу «умеренной новизны».
Сейчас продается очень много развивающих игрушек — мозаик, шнуровок, мягких конструкторов и т.д. Нужны ли они ребенку?
Развивающие игрушки ребенку, безусловно, нужны. Другое дело, что их совсем не обязательно покупать. Многое из того, что вы видите на полках магазина, нетрудно сделать своими руками — те же паззлы и шнуровки, например. Ну а кое-что можно, конечно, и приобрести в готовом виде.
О том, что ребенок развивается при помощи любого «подручного материала», мы с вами только что поговорили. Но будет очень неплохо, если, помимо обычных игрушек и разнообразных предметов быта, у ребенка будут и специальные «пособия» (хотя само слово, пожалуй, не вызывает восторга), занятия с которыми будут совершенно особым времяпрепровождением: спокойным, сосредоточенным — почти «уроком».
Один из ведущих принципов, которым нужно руководствоваться при выборе «развивалок», заключается в следующем: они должны обеспечить ребенку возможность приобрести большее количество навыков, научиться действовать различными способами. Вопрос о том, сколько должно быть «пособий», решается примерно так: на каждые шесть месяцев достаточно четырех–пяти разных игр и игрушек. Так что не надо скупать немедленно все, что вы увидите в магазине. Кстати, в хороших магазинах развивающих игрушек продавцы-консультанты всегда смогут дать вам психологически грамотную консультацию: что именно требуется малышу того или иного возраста. Еще раз напомним: главное — не перестараться, игрушек не должно быть слишком много.
Существуют свои правила обращения с развивающими игрушками и играми. Во-первых, вам обязательно нужно играть вместе с ребенком, но при этом сводить свою долю участия к минимуму: дайте малышу игрушку, пусть он с ней познакомится. Не выдергивайте ее у ребенка из рук со словами: «Дай я покажу тебе, как нужно правильно делать!» Действие большинства «развивалок» основано на самостоятельном поиске ребенком нужного решения. Для того, чтобы ребенок не потерял интерес к «развивалкам» слишком быстро, не храните их вместе с остальными игрушками. «Пособия» нужно убрать туда, где малыш их не найдет. Доставайте «развивалки» с «сюрпризной» интонацией: «А что мы сейчас с тобой достанем! Мы сейчас будем играть в такую игрушку!» После игры обязательно убирайте «развивалку».
Для поддержания интереса у малыша вы должны быть готовы предложить ему несколько вариантов игр с любой из игрушек. Если же какая-то из предложенных вами игрушек совсем не интересует ребенка, уберите ее недели на две, потом попробуйте поиграть в нее снова.
Лечение
Терапия заикания у детей начинается с определения причины дефекта. Для этого малышей ведут на прием к неврологу. Если специалист выявляет нарушения в работе нервной системы, назначается медикаментозное лечение.
При отсутствии органических нарушений в бой вступает логопед.
Особое внимание уделяется мышечному тонусу. В отдельных случаях выявляются мышечные спазмы, мешающие передаче нервных импульсов
Они возникают как результат травмы в родах и чаще носят эмоциональный характер, становятся результатом негативных эмоций, нервного напряжения. Практически у всех детей-заик выявлено спазмирование мышц шеи, плечевого пояса, живота. На этом фоне голова слегка выдвинута вперед. Чтобы убрать мышечные зажимы, прибегают к помощи миотерапии.
При логоневрозе психологического генеза, кроме логопедической помощи, привлекают психотерапию. Специалист выявляет скрытые страхи маленького пациента. Проводит разъяснительную работу, помогая преодолеть сковывающие убеждения.
Когда причина заикания кроется в семейных отношениях, проводят семейную психотерапию. После того как психотерапевт проработает успешно с малышом причины расстройства, эстафету передают логопеду.
В своей деятельности логопед применяет артикуляционную, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. Он также прибегает к особой технике – режим молчания. В течение 5–6 дней дети общаются с логопедом, между собой (в случае групповых занятий) бессловесно, посредством игр, специальных сигналов. Получается игра в молчанку с лечебным эффектом. Чтобы не соблазнять детей общением, малышей разобщают, определяя каждому свою деятельность: один играет куклой, другой катает машину, третий рисует.
Такая методика носит и развивающий характер. Детям предлагают сложить в корзину предметы красного цвета. Или показывают изображенный в книге транспорт, дают команду запомнить, дополнив, что через пару дней малышам придется вспомнить, какой транспорт они видели. Кто назовет больше наименований, тот и выиграл.
Для родственников режим молчания предполагает разговор с маленьким больным жестами или шепотом. «Нет» – мультикам, новым игрушкам, развлекательным мероприятиям. Размеренность в совмещении с покоем. Категорически запрещается вовлекать больного в конфликтные ситуации. Просмотр взрослыми телевизора в присутствии малыша также запрещен. Делают упор на развитие мелкой моторики.
От родителей требуется соблюдения некоторых правил:
- поддерживать режим дня, чтобы малыш не переутомлялся;
- создать спокойную, уютную атмосферу в доме;
- с детьми разговаривать тихо, спокойно, без повышенных тонов. Резкие движения не применять;
- контролировать разговор логоневротика – не спеши, говори спокойно, размеренно;
- проявлять интерес к детской речи. Окружить деток заботой, лаской, поддерживайте тактильный контакт. Меньше критики, больше похвалы;
- осуществлять занятия под музыку, совмещая речь с танцевальными движениями.
Заикание способно стать большой проблемой для детей, вызвать стойкий страх общения с людьми, дезадаптацию в коллективе. Таковы последствия беспечного, попустительского отношения к проблеме.
Вовремя начатое лечение творит чудеса: чем раньше, тем лучше. Нужна благоприятная атмосфера и поддержка маленького больного. Дети с легкостью преодолевают возникший барьер, заручаются верой в себя, с успехом формируют новые уровни речевого общения.