Причины изменения поведения ребенка
Мамы начинают ломать голову: что же послужило причиной дурного поведения? Что было упущено в воспитании?
Похоже, накапливается какое-то напряжение, которое выплескивается наружу таким вот образом. (Эхомама)
Некоторые «истерики», на мой непрофессиональный взгляд, вызваны тем, что ребенку некуда сбросить свою энергию, просто «побеситься». (Irkin)
Может быть, мы уделяли старшей слишком много внимания, если такое бывает. (Натали)
Как правило, мамы напрасно казнят себя. Причина ухудшения поведения в другом: малыш вступает в переходный возраст, осваивает новую для себя систему отношений с внешним миром. В этом возрасте усиливается стремление к самостоятельности, желание справляться с простыми задачами без помощи родителей. Безусловно, такое желание надо приветствовать. Но издержкой этого периода являются истерики, когда ребенку кажется, что его личность ущемляют.
Если чего-то хочет, а ей этого не дать — корчит рожицу и начинает дикий плач и пихание, которые одномоментно прекращаются, если уступить. Я пока уступаю или пытаюсь отвлечь (все труднее получается). Но ужасно боюсь, что она привыкнет, что при помощи такого воя можно получить все. (Анка)
Опасения этой мамы не беспочвенны. Психологи утверждают, что в возрасте полутора-двух лет ребенок начинает исследовать границы дозволенного. И эти границы ему нужны, без них он перестает чувствовать себя в безопасности. Приведу фрагмент из статьи «Этот ужасный манипулятор» из журнала «Эго».
«Младенец пробует взаимодействовать с миром и наблюдает результаты. Если реакция внешней среды повторяется несколько раз, она фиксируется памятью как нормальная. В дальнейшем, пытаясь убедиться в собственной безопасности, малыш тянет за привычные веревочки и ждет привычных результатов. Это и есть для него знак того, что все в порядке. Со временем ребенок ДОЛЖЕН сталкиваться с сопротивлением окружающей среды. Не получая сопротивления, он подсознательно чувствует, что что-то не так. В конце концов, воспринимает это как своего рода опасность
Важно понять, что малыш, бьющийся в истерике и чего-то требующий, вовсе не нацелен на результат. Его проблема в том, что он нуждается в сопротивлении окружающих, чтобы испытать чувство безопасности, но не способен осознать и самостоятельно решить эту проблему»
Сознательно или несознательно родители ищут пути выхода из кризисной ситуации. Рецепты у каждого свои. Одни закрывают ребенка в детской с рекомендацией подумать своим поведением, или просто уходят в другую комнату, давая ему понять, что аудитории у него нет. Некоторым детям, чтобы успокоиться, нужен строгий родительский окрик. Очень действенным бывает объяснение того, что чувствует ребенок, но еще не умеет выразить словами: «Я понимаю, ты устал, сердишься…»
Мы терпеливо «вдалбливали», что без крика получить желаемое — гораздо больше шансов, нежели закатывать истерику. Дети не глупее нас — логика им вполне доступна.
Ребенок сам не может справиться с ситуацией, и от бессилия рыдает и падает на пол. А если еще и родители на него кричат, то это совсем делу не помогает.
Пробуйте договариваться на равных. Смотрите на малыша не «сверху вниз», а присядьте рядышком: «Давай подумаем вместе, что нам делать». (Marie)
Пока дело не дошло до истерики и ребенок хоть как-то реагирует на слова, я говорю: «Ты плачешь, а я никак не могу понять, что ты хочешь. И от этого расстраиваюсь. Успокойся и скажи, и мы подумаем вместе, что можно сделать». (Irkin)
Особенности поведения ребенка в 2-3 года
Родители практически не сталкиваются с проблемой непослушания, пока малышу не исполнится два года. По мнению психологов, после двухлетнего возраста формируется личность малыша. Ребенок начинает осознанно высказывать недовольство и проверять родителей на прочность.
В три года начинается перестройка взаимоотношений малыша с родителями и окружающим миром. Этот период педиатры и психологи называют “кризисом трех лет”. Ребенок все чаще говорит “нет” и воспринимает предложения родителей негативно, даже если любит это занятие. Такой этап длится 3-4 месяца, и при грамотном поведении мамы и папы постепенно проходит, малыш становится послушным и управляемым.
Непослушный малыш – не трагедия, и такое поведение можно исправить. Педиатры выделяют семь причин непослушания ребенка. Давайте рассмотрим каждую и узнаем, что делать, если малыш не слушается родителей.
Как помочь ребенку справиться с истерикой
А если истерика все-таки началась? Что предпринять, чтобы помочь ребенку с ней справиться?
Многим мамам не удается ничего придумать, и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это самый опасный путь. Он ведет к тому, что ребенок постепенно становится неуправляемым, привыкая всего добиваться криком. Родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета. Приведу еще одну цитату из вышеупомянутой статьи:
«Один раз уступив незаконному требованию, поддавшись чувству жалости, вины или просто потому, что так проще, вы даете вашему малышу впервые почувствовать реальную власть над вами. Нормальный человеческий контакт возможен только «по горизонтали», между равными, уважающими друг друга людьми».
Очень часто в конфликтной ситуации мама старается отвлечь внимание ребенка на что-то другое. Однако такой способ с подросшим ребенком становится все менее эффективным, а психологи считают его не самым удачным:. «Не пытайтесь отвлечь и «уболтать» ребенка, устроившего истерику
Этим вы лишь откладываете проблему, но не решаете ее. Ваш малыш должен испытать «момент истины», поняв, что такой способ взаимодействия с окружающим миром не годится»
«Не пытайтесь отвлечь и «уболтать» ребенка, устроившего истерику. Этим вы лишь откладываете проблему, но не решаете ее. Ваш малыш должен испытать «момент истины», поняв, что такой способ взаимодействия с окружающим миром не годится».
Но как же все-таки поступать родителям маленького тирана? Прежде всего нужно взять себя в руки и постараться не раздражаться. Ваш голос должен быть спокойным и убедительным. Не стоит в момент разыгравшихся страстей пускаться в длинные объяснения, пытаясь достучаться до сознания и совести малыша. Даже взрослый в раздражении не способен действовать сознательно. Твердо и простыми словами объясните ребенку, почему вы не будете выполнять его требование. Но если вы видите, что истерика усиливается, просто выйдите из комнаты, не вступая в дальнейшие разговоры. Через некоторое время ребенок успокоится и возобновит общение с вами. Лучше дождаться, пока он сделает это сам. Некоторые дети в особо запущенных случаях воспринимают то, что взрослый начал общение первым, как капитуляцию, и истерика может начаться сначала. Но и выглядеть неприступными тоже не стоит.
И последний совет психолога:»Самое главное — поверить в то, что ваш ребенок и в самом деле суверенная личность и имеет равные с вами права… но не большие!»
Почему ребёнок не слушается на улице?
Что хочется сказать по письмам читательницы:
1. В 1,6 на улице вполне можно и нужно гулять ногами. Особенно если вы вышли на прогулку, а не по делам.
Зачем на улице коляска, если вы знаете, что дойдёте до ближайшей песочницы и там остановитесь?
Ребёнку сейчас нужно нарабатывать двигательный навык: много ходить, пытаться прыгать, бегать, шагать по ступенькам, пробовать ходить по бордюрам дорожным.
Не нужно лишать его этого.
Если вы идёте по делать – то обязательно озвучьте это ребёнку перед выходом на улицу. Говорите чётко и ясно: «Сейчас мы идём в магазин. Я тороплюсь, поэтому ты будешь ехать в коляске. Когда вернёмся, остановимся на площадке, и ты побегаешь».
Коляску стоит использовать только как одну из возможностей БЫСТРО добраться в нужное место и, например, закупить продукты и довезти их до дома.
В банки, на почту и другие места удобнее ходить пешком, а ребёнка нести на бедре. Причём часть дороги малыш может идти самостоятельно!
2. Идти за руку на улице – это НАВЫК!
Ребёнка этому нужно учить. Если вы особо не настаивали, то конечно ребёнку не понятно, зачем держать вас за руку. Но вы мама и вам виднее как вести себя на улице, поэтому можно ввести это правило и чётко ему следовать.
У нас через пару шагов от подъезда проходит квартальная дорога, поэтому правило приживается быстро. Опасно идти одной! Доходим до площадки за руку и потом уже отпускаем руку.
3. Ребёнок убегает, потому что нет чётких правил как вести себя на улице.
Это не к ребёнку претензия, а к сожалению к маме. Стоит начать с себя и прописать – какого поведения я жду от ребёнка на улице: что можно, а что запрещено.
4. Не слушается и не реагирует на ваше «надо».
Это нормально. Ведь надо – Вам, а не ей. У неё есть более увлекательные дела: крышечки, камушки, травинки. Разве можно это променять на надо?
Если вам действительно НАДО идти, то не стоит советоваться в этом с ребёнком. Вы просто берёте её на руки и говорите, куда вы сейчас идёте.
5. Вы правы в своём наблюдении – слишком много НЕЛЬЗЯ порождают непослушание.
Попробуйте запрещать только то, что опасно для жизни, а в остальных ситуациях придумывайте альтернативу. И обязательно выходя на площадку или найдя чистый островок – сознательно разрешайте ребёнку – «Ты можешь собирать камни», «Давай порвем травинки» — т. е. в вашем арсенале должны быть моменты не только запретов, но и полного разрешения!
Когда вы не просто молча позволяете собирать, кидать, искать, а именно озвучиваете это как ваше разрешение!
Конечно, чтобы все эти рекомендации вы смогли успешно применить, лучше получить полную картинку с каких этапов начинается приучение ребёнка к хорошему поведению на улице, что делать в спорных ситуациях — для этого рекомендую обратить внимание на Аудиосеминар «Внимание: прогулка!»
Этот семинар для мам с детьми от 6 мес.
Благодаря ему вы сможете решить для себя такие важные вопросы:
- как научить ребёнка слушаться маму на улице;
- что делать если ребёнок убегает;
- как реагировать на незнакомых людей;
- как общаться в песочнице;
- как ходить по делам с ребёнком?
Всё самое актуальное в сжатые сроки: http://uroki4mam.ru/courses/progulka
Полезные рекомендации
Мы рассмотрели, что нужно делать, если ребёнок не слушается в типичных ситуациях. Однако имеются общие рекомендации, которые будут полезны всем родителям
И неважно, сколько исполнилось чаду – 3, 5, 8 или 9 лет
Сократите число запретов, оставив их для действительно серьёзных ситуаций
В этом случае незамедлительно снизится количество наказаний.
Если ребёнок в 8 лет не слушается, а вы привыкли решать проблему криком, попробуйте успокоиться и делать замечания спокойным тоном.
Если ваше чадо не слушает по причине увлечённости, попробуйте привлечь его внимание не криками, а, напротив, шёпотом, мимикой или жестикуляцией. Собеседнику волей-неволей придётся прислушаться.
Не озвучивайте по много раз свои требования
Сначала просто предупредите, чтобы ребёнок прекратил баловаться, затем следует дисциплинарная мера. А уже после наказания объясняется причина столь строгих мер.
Постарайтесь не употреблять в речи частицу «НЕ». Этот совет основан на мнении, что дети не воспринимают отрицательную частицу, буквально принимая просьбу в качестве руководства к действию.
Если дети истерят, нет нужды в этот момент взывать к их разуму. Успокойтесь сами, ещё раз подтвердите своё требование, не повышая голос. Это больше проходит в 8, 9 лет, а с детьми раннего возраста сработает отвлекающий манёвр.
Будьте последовательны в поступках, требованиях и обещаниях. Также заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Согласованность не позволит дезориентировать ребёнка, у которого не будет причины вести себя вызывающе.
Старайтесь уделять общению с детьми больше времени
Причём важно не количество минут, а качество взаимодействия.
Морально подготовьтесь к неизбежному взрослению. Ребёнок растёт, ему требуется больше самостоятельности для реализации своих желаний и планов
По мере возможности обеспечьте эту независимость.
Проявляйте искренний интерес. Узнайте, чем живёт ваш подросший ребёнок. Возможно, его любимые фильмы не так поверхностны, а музыка достаточно мелодична.
Что делать, если ребенок не слушается
Определите причину такого поведения. Чтобы это сделать, задавайте наводящие вопросы, типа “Почему ты не хочешь кушать этот суп?”, “Может быть, ты будешь кушать кашу вместо супа?”, “Этот суп не вкусный?” и пр.;
Предлагайте альтернативный вариант. Если малыш не хочет рисовать, предложите поиграть, если не хочет кушать суп, предложите второе блюдо и пр.;
Объясняйте ребенку, что вы хотите, четко и понятно. Используйте простые слова и фразы. Учитесь договариваться с малышом;
Разговаривайте спокойно и не кричите, не используйте повелительный тон и не показывайте власть, не пытайтесь подавить ребенка с помощью силы или авторитета
Важно, чтобы малыш “не закрылся” от родителей;
Детские психологи не рекомендуют наказывать детей до трех лет, так как они не понимают за, что их наказывают.;
Ведите себя последовательно и выполняйте обещания. Введите несколько постоянных запретов, которые ни родители, ни дети не должны нарушать
Например, каждое утро выполнять зарядку;
Если вы были не правы, несправедливо наказали малыша или “сорвались”, обязательно извинитесь!;
Не забывайте показывать ребенку, что любите его, даже если он совершил плохой поступок. Объясняйте, что вы злитесь на поступок или конкретное поведение, а не на него самого. Не угрожайте малышу, что разлюбите его или бросите, если он будет плохо себя вести!;
Если наказываете ребенка, убедитесь, что он понимает за что. Не следует наказывать малыша в присутствии других детей или взрослых людей. Объясните наедине, почему он неправ;
Иногда дети в 2-3 года плачут и истерят без видимой причины. Такое бывает, если нервная система малыша перегружена
Просто дайте ему выплакаться;
Переключите внимание малыша, когда тот сильно капризничает или плачет. Однако такой способ подходит только для детей до 3-4 лет;
Не забывайте, что вы – пример для своих детей! Составьте распорядок дня и придерживайтесь графика вместе;
Хвалите малыша, ищите и развивайте его способности, меньше говорите “нет”.
2 Что делать родителям
Если ребенок не разговаривает, родителям предлагается такой алгоритм действий:
1. Посетить специалистов и исключить физические и психические патологии. Если они имеются, то корректировать всеми необходимыми способами.
2. Наладить эмоциональную атмосферу в семье: выяснить отношения и всеми силами стараться избегать конфликтов и напряженных ситуаций. Какими бы ни были амбиции взрослых, ребенок нуждается в комфорте, опеке и счастье. Ему должно быть спокойно и у него не должно возникать сомнений, что он любимый и нужный. Детская психика устроена так, что когда ругаются двое одинаково любимых человека, он склонен винить себя в разладе. На этой почве формируются многие комплексы, способные испортить жизнь этому маленькому человеку.
3
Уделять малышу должное внимание, несмотря на усталость и трудности. Это ему жизненно необходимо для нормального развития психики
4. Ежедневно прилагать усилия для того, чтобы разговорить ребенка: выполнять простые, но эффективные упражнения. Кроме положительного влияния на расширение словарного запаса, такие занятия дают ребенку самое необходимое — общение со взрослыми.
Ребенок не слушается в 6 лет
Поведение ребенка 6-7 лет и младше напрямую зависит от того, в какой обстановке он растет, как с ним ведут себя родители и другие близкие родственники. Редкое непослушание – совершенно нормально, психологи указывают, что все дети время от времени не прочь показать характер. Если же ребенок всегда был более-менее послушным, а в какой-то момент будто с цепи сорвался, перестал слушаться, абсолютно все действия выполняет наперекор указаниям, это повод задуматься. Нет, не о том, что ребенка нужно больше ругать и контролировать. Скорее всего, изменилась обстановка в доме или ваше, родительское отношение.
Если ребенок не слушается, возможно стоит начать искать причину в себе. Психологи выделяют 4 распространенные причины, почему дети 6 лет могут не слушаться:
1. Непонимание
Возможно ребенок попросту не понимает, что от него хотят родители. Задача слишком сложная, ее плохо, непонятно объяснили. Не понимая, что нужно делать, дети теряются и часто расстраиваются. Представьте реакцию дошкольника, когда на него, за то, что он чего-то не понимает, еще и кричат. Это вызывает еще больше растерянности и непонимания, а вдобавок ко всему, обиду и нежелание слушаться.
2. Врожденный темперамент
Не забывайте о том, что личность ребенка начинает формироваться в раннем возрасте и уже в 6 лет он может проявлять свою индивидуальность. Спокойные, меланхоличные дети способны безропотно подчиняться родителям, молчать и быть «паиньками». Однако все дети разные, некоторые обладают взрывным темпераментом, более упрямым, норовистым характером. Может быть, вы разговариваете с ребенком слишком грубо? Часто кричите, своими указаниями пытаетесь подавить его характер. Непослушание в таком случае – всего лишь проявление индивидуальности. Это не значит, что если ребенок не слушается, с ситуацией можно ничего не делать. Нужно изменить подход, больше объяснять, разговаривать и находить компромиссы.
3. Нехватка внимания
В 6 лет дети все еще требуют к себе много внимания, даже если они уже ходят в школу и имеют возможность общаться со сверстниками. Родители, которым постоянно некогда, вызывают у ребенка гнев, раздражение и прочие негативные эмоции, которые выливаются в непослушание.
4. Попытка доминирования
В возрасте 6 лет дети находятся в своеобразном переходном возрасте, ведь это время, когда молочные зубы заменяются на коренные, а привычная обстановка дома и детского сада меняется на школу. Изменение поведения в этом возрасте естественно для некоторых детей. Если вашего ребенка будто подменили, возможно он просто проверяет вас на прочность, пытается доминировать и показать, кто же в семье главный. В таком случае, вам придется отстоять свое главенство в семье, но не криками и ссорами, а терпением, авторитетом и настойчивостью.
Что делать, если дети 6 лет не слушаются?
В 6 лет ребенок уже достаточно большой, чтобы понимать родителя и то, что ему объясняют. По этой причине психологи не советуют делать что-то особенное и изобретать велосипед, вам всего лишь нужно поладить с чадом, найти контакт. Нужно избегать ссор, криков, недопонимания. Налаженный контакт – прямой путь к гармонии в доме, послушанию ребенка.
Если ребенок не слушает и не отозвался на просьбу в первый раз, проявите терпение. Повторите второй раз, третий, если понадобится – четвертый и даже пятый. Разговаривайте твердым, уверенным тоном, не повышайте голос, приведите пример, доказывающий вашу правоту. Научитесь не требовать, а просить. Если ребенок не слушается и не реагирует на слова, добавьте в голос твердости, возможно вам даже понадобится подойти и посмотреть ребенку в глаза, то есть, добиться внимания
Важно при этом говорить спокойно, чтобы дошкольник не чувствовал угрозы
Родители должны не забывать хвалить ребенка, когда он выполнил просьбу или сделал полезное дело. Лучше, чтобы любые бытовые мелочи, от выноса мусора до мытья посуды и уборки в комнате, сопровождались словесной похвалой. Так вы поспособствуете формированию здоровой, любящей обстановке в доме.
В 6 лет дети уже умеют слушать, поэтому, если вы чувствуете, что у вас плохое настроение, вы в любой момент можете сорваться на крики, расскажите об этом ребенку. Нет, конечно, вам не нужно предупреждать его о планируемых криках, однако вы можете объяснить, что устали на работе, не в настроении, а потому лучше с вами не спорить и не пререкаться. Если ребенок все равно не слушается, отложите разборки на несколько часов, но постарайтесь о них не забыть.
Советы доктора Комаровского
Говорить категорическое «нельзя» следует только тогда, когда ситуация представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни ребенка и его семьи. Проволоку в розетку — нельзя, попой на холодный кафель — нельзя.
Если же ребенок просто разбрасывает игрушки, то этот запрет тут неуместен. Лучше объяснить, почему это некрасиво, неудобно, и почему предпочтительнее игрушки все-таки убрать
Тогда запрет будет восприниматься малышом как нечто действительно важное. Чем чаще он слышит «нельзя», тем меньше он придает ему значения
Требуя что-то и аргументируя свое требование, родители должны стоять на своем до конца.
Если мама научит ребенка «проговаривать» свои эмоции, называть чувства словами (что очень тяжело дается всем детям! ), то это поможет крохе легче проходить через все «возрастные кризисы», которые случаются в 2-3 года, 6-7 лет и даже в 14-16 лет, когда кризисы будут уже подростковыми и нешуточными.
Умение выражать свои эмоции освобождает ребенка от необходимости кричать. Если он этого делать не умеет, то крик и плач с его стороны — единственный способ показать родителям, что с ним происходит что-то непонятное, нехорошее, чего он не может объяснить.
Более подробно о правилах воспитания непослушного ребенка доктор Комаровский расскажет в своей программе.
Чего делать не стоит
Если малыша в 2 года словно подменили и он из когда-то спокойного, послушного превратился в несносного капризулю, то родители должны понимать, что некоторые их действия способны усугубить ситуацию.
Нельзя терять самообладание и пытаясь успокоить ребенка, повышать на него голос, так как это приведет к абсолютно нежелательному эффекту и спровоцирует у него еще большее раздражение и агрессию, что в свою очередь усилит гнев родителей. Таким образом пострадает психика обеих сторон. Во время непослушания и истерик нужно очень аккуратно и спокойно общаться с ребенком, это будет гораздо эффективней, чем пугать его повышенным гневным голосом.
Детей в двухлетнем возрасте не стоит подвергать строгим наказаниям. Это связано с их развитием, которое не позволяет им в полной мере осознать всю тяжесть своей вины, а в случае если они провинились утром, а наказание настигает их вечером, они могут совсем забыть о своем непослушании. Поэтому наказывая ребенка можно лишь усугубить ситуацию. Лучшим решением станет заблаговременное устранение тех вещей, которые могут стать поводом для наказания, например, стоящая в поле зрения стеклянная ваза или тарелка, до которых малыш сможет легко дотянуться и во избежание неприятностей такие вещи надо убирать в шкаф. Если при посещении магазина ребенок капризничает, просит сейчас же купить игрушку, не стоит в следующий раз брать его с собой за покупками, дабы избежать ненужных истерик. Такие меры станут поучительными для двухлетки и не оставят его проступки безнаказанными.
Ни при каких обстоятельствах, будь то истерика или непослушание, нельзя опускаться до унижения своего ребенка, ведь у него в этом возрасте закладывается восприятие себя как личности, а, следовательно, он достоин уважения. Оскорбляя малыша в два года, можно в дальнейшем получить с его стороны те же самые действия по отношению к другим детям.
Противоречия между мамой и папой тоже окажут плохую службу в воспитательном процессе. Когда за непослушание папа наказал, а мама тут же простила, ребенок очень быстро сделает для себя выводы и найдет наиболее подходящий вариант выхода из неудобных для него ситуаций. Итог не порадует ни того, ни другого родителя, так как малыш перестанет слушаться обоих. Поэтому лучше согласовывать свои воспитательные меры.
К очередному «нельзя» нужно отнести и обсуждение детского поведения в присутствии посторонних людей. Ребенок может стать закомплексованным. Лучше «не выносить сор из избы» , а решить возникшую проблему наедине
Главное, сохраняя спокойствие, постараться объяснить непослушному карапузу, что хорошо, а что плохо, но так чтобы он понял самое важное, что его любят, понимают и готовы помочь
В два года наши дети познают окружающий мир, и с каждым днем этот мир становится для них все интересней и увлекательней. И одними из первостепенных задач для взрослых являются помощь при адаптации в этом мире и выстраивание правильного отношения малыша к окружающим его людям. Если проявить к своему ребенку максимум терпения, внимания и понимания, то истерики и непослушания станут гораздо редким явлением. Два года – это непростой, но в то же время замечательный период, которым стоит дорожить и наслаждаться, ведь время скоротечно, второй раз это не повторится!
Причины непослушания и методы воздействия
Почему ребенок не слушается, и что делать родителям?
В 2-3 года
Возраст 2-3 лет считается протестным.
Словарный запас малыша расширяется и часто любимым словом становится «нет».
Это естественное течение событий для этого периода.
Однако, причинами непослушания могут быть не только возрастные особенности, но и другие факторы:
- потакание всем капризам ребенка подталкивает его к мысли и дальше «прогибать» родителей;
- излишняя строгость и завышенные требования вызывают желание сделать все наоборот;
- отсутствие у родителей и других значимых родственников единой линии поведения, например, малыш уверен, что если мама что-то не разрешила, то можно выпросить то же самое у бабушки.
Как вести себя взрослому, когда ребенок не слушается:
- Постоянно разговаривать, пояснять как вести себя принято, а как — нет, включая и очевидные вещи (для маленького человека они таковыми не являются).
- Снизить требования, если они явно не соответствуют возрасту сына или дочери (например, не ожидать, что ребенок в 3 года будет бойко читать).
- Просто закрыть на некоторые промахи глаза в силу того, что речь идет о малыше, а не о подростке.
- Продумать разумное наказание, обязательно объяснять его (например, не давать некоторые игрушки, пока не начнет убирать их на место).
В 4-5 лет
С точки зрения психологов, кризиса 4-5 лет не существует, поэтому предпосылок для капризов чада не так много.
Главной причиной непослушания часто становится нехватка внимания.
Случается, что мама и папа — очень занятые люди и им сложно уделить маленькому человеку достаточно времени.
Тогда ребенок привлекает внимание плохим поведением, тогда его хотя бы начинают воспитывать. Другие причины плохого поведения:
Другие причины плохого поведения:
- избалованность малыша и желание, чтобы все было «по его»;
- обида на родителей из-за невыполненных обещаний, частых наказаний или нелестных комментариев («пустая голова»);
- плохое самочувствие.
Как решить проблему:
- Обязательно разобраться в причинах и ориентироваться на них.
- Выделять для малыша хотя бы немного времени, которое будет только его, например, вечерние совместные игры.
- Не употреблять обидные прозвища и высказывания, если подобное уже случалось — извиниться.
- Всегда выполнять свои обещания, детки запоминают обманутые надежды надолго.
В 6-7
Наступающий кризис 7-летнего возраста обусловлен тем, что ребенок начинает ярко осознавать себя как отдельную личность.
К тому же, основной вид деятельности меняется с игры на учебу, а это полное изменение образа жизни.
Другие причины того, что ребенок перестал слушаться:
- желание подражать взрослым выливается в манерное поведение;
- теряется детская непосредственность, ребенок бывает отстраненным, до него тяжело «достучаться»;
- появляется необходимость в похвале не только от близких, но и от других людей: если этого недостает, мальчик или девочка могут стать раздражительными.
Как справиться:
- Дать больше свободы действий, назначить несложные обязанности — так ребенок почувствует свою значимость.
- Признать сына или дочь достаточно взрослыми для того, чтобы они имели право на свое настроение: грусть, желание уединиться.
- Дать возможность выпустить агрессию: купить домой боксерскую грушу, записать ребенка в спортивную секцию.
В 8-10
В этом возрасте ребенок становится особенно внимателен к поведению взрослых.
Он прекрасно замечает, когда декларируется одно, а делается другое и берет этот прием на вооружение.
Прочие причины непослушания:
- нерешенные проблемы в школе, о которых ребенок стесняется или боится рассказать родителям;
- авторитарное воспитание отца (реже — матери), если речь идет о мальчике — так он выражает свой протест;
- слишком демократичные отношения в семье, из-за чего подрастающий человек воспринимает родителей как ровесников.
Решение проблемы:
- Спрашивать сына или дочь о том, как дела в школе, проявлять искреннюю заинтересованность.
- Смягчить требования к ребенку или, наоборот, внести элемент строгости, если отношение к нему мягкое, на грани с попустительством.
- Следить, чтобы слова самого родителя никогда не расходились с делом.
Что такое границы?
Границы — это Ваше внутреннее понимание как с Вами можно обращаться, а как — нет. В любых отношениях – есть границы, это нормально и естественно.
Если это рабочие отношения – то границы будут одни – например, недопустимо бросаться на шею к директору, обращаться к нему на ты и уходить с работы когда пожелается.
В отношениях с мужем тоже есть границы, и каждый в паре их определяет сам. У кого-то принято задерживаться на работе и не предупреждать об этом, а для другой пары такая ситуация будет поводом для серьезного разговора.
Но вот в отношениях с детьми мы забываем об этих границах и буквально растворяемся в ребёнке. На одном из недавних вебинаров явно прозвучала мысль, что у большинства современных мам бытует убеждение, что если я мама, значит, я ВСЯ принадлежу ребёнку и делаю всё для него!
Это неправильная установка. Подробно мы с вами уже обсуждали это в статье Почему ребенок не слушается?>>>
С рождением ребёнка мама не перестает быть личностью и индивидуальностью. Как раз это качество позволяет ей «дотягивать» ребёнка до своего уровня, быть для него примером для подражания, и социальным ориентиром.
Если границ нет – у ребёнка очень повышается уровень тревоги, портится поведение, и он забирается маме на шею. Как выстроить доверительные отношения с ребенком и сформировать послушание без применения силовых методов смотрите в курсе Послушание без криков и угроз!>>>
Почему такие сложности возникают с тем, чтобы поставить ребёнка на его место?
- Чувство вины.
Есть представление, что хорошая мама – это мама, которая все разрешает. Если предстоит что-то запретить, или урезонить ребёнка – возникает ступор – ведь никто не хочет быть плохой мамой.
Чувство вины чаще бывает у мам, которые рано выходят на работу, у многодетных мам, у мам которые занимаются ТОЛЬКО ребёнком, исключая все остальные значимые для себя сферы жизни.
- Незнание как отличить детскую манипуляцию от детской потребности
Когда Вы подвергаетесь, манипуляции внутри вас всегда возникает ощущение давления, раздражительность, злость. На детскую потребность обычно возникает чувство жалости, сострадания.
При манипуляции ребёнок легко отвлекается от своей первоначальной идеи и согласен на альтернативу. Как в письме нашей мамы – ребёнок хотел играть, но с удовольствием соглашается на мультик.
Если бы ребёнок хотел кушать, спать или в туалет – никакой мультик не заменил бы удовлетворение его базовой потребности.
- Отсутствие четких собственных границ.
Собственные границы Вы устанавливаете САМИ. И вы можете сделать это в любой момент. Т.е
в один прекрасный день Вы решаете, что завтрак – это для вас очень важно. И Вы хотите иметь возможность спокойно съесть свой омлет и выпить чай
Что делать когда ребёнок в 2 года не слушается и не даёт маме позавтракать?
Можно садиться за стол и начинать свою еду
Учитывая что еда в любой семье должна быть ценностью (это важно для хорошего аппетита вашего ребёнка), Вы кушаете и не отвлекаетесь
Когда ребёнок тянет вас за руку – Вы спокойно говорите «Сейчас я завтракаю. Поиграть с тобой смогу когда я доем омлет и выпью чай. Сейчас ты можешь либо тихонько посидеть со мной, либо иди поиграй сама. Как только я покушаю, я к тебе подойду»
И всё. Больше никаких разговоров, объяснений, отвлечений от еды.
- Если у ребёнка есть потребность в близости с вами – то он согласится посидеть с вами за столом, возможно даже на коленях. Но конечно если не будет мешать вам и вертеться.
- Если у него просто манипуляция, и желание чтобы вы делали то, что хочется ему в данный момент – может заплакать, закатить истерику и т.д. Подробнее об истериках в 2 года>>>
Выход здесь один – игнорировать! Ведь вы предложили ребёнку альтернативу? Выбор за ним!
Конечно, сохранить спокойствие, когда рядом плачет ребёнок бывает тяжело – но в таком раннем возрасте, с года до двух лет, дети быстро отвлекаются и обычно плачь не продолжается более 2-3 минут, не является разрушительным для нервной системы.
Чем раньше вы построите границы поведения допустимого с вами как с мамой, тем проще вам будет договариваться с ребёнком.
А с какими сложностями и непослушаниями сталкиваетесь Вы?
- Наступление кризиса 2-х лет у ребенка: что делать?
- Что делать, если у ребенка в 2 года плохой аппетит?
- Сколько должен спать ребёнок днём и ночью в 2 года