8 рекомендаций родителям застенчивых детей
1. Подготовьте ребенка к разговору
Давайте рассмотрим ситуацию, в которой вы внезапно в магазине встречаете старого друга, который еще не знаком с вашим малышом. И в ответ на вопросы ребенок молчит и смотрит в пол.
Как в такой ситуации помочь ребенку? Прежде, чем их знакомить, поговорите с другом некоторое время. Пусть малыш увидит, что вам комфортно с этим человеком. Это успокоит его, и он будет готов заговорить. Но если ребенок отказывается, не настаивайте, уже после магазина спросите, почему ему было неуютно.
Потренируйте диалоги. Составьте вместе с ребенком список выражений, которые малыш сможет использовать в разговоре со сверстниками, воспитателями или учителями, вашими друзьями, членами семьи. Затем порепетируйте диалоги: меняйтесь ролями до тех пор, пока ребенок не почувствует уверенность и не станет самостоятельно и свободно с вами общаться.
2. Показывайте малышу, как инициировать общение
Другая неловкая ситуация может случиться на игровой площадке. Вы приходите туда однажды и не видите ни одного знакомого лица. А ваш малыш стесняется завести дружбу с другими ребятами.
Что можете сделать в такой ситуации вы? Посоветуйте малышу помочь другим детям в их игре, например, предложить им свою игрушку. Также раскрепоститься могут помочь несколько комплиментов, сделанных вами в сторону ребят.
3. Заранее готовьте ребенка к шумным праздникам
Перед праздниками или другими шумными событиями в детском саду или дома расскажите ребенку, что будет происходить на празднике, кто приглашен, что будут делать.
Филипп Зимбардо, известный психолог, изучающий детскую застенчивость, в своей недавно вышедшей книге«Застенчивый ребенок» рекомендует родителям стеснительных малышей находить им друзей младшего возраста. Это помогает детям раскрепоститься, ведь общение с младшим по возрасту ребенком дает почувствовать лидерство и ответственность, что так необходимо робким детям. После этого ребенок уже более уверенно сможет контактировать со сверстниками.
4. Понаблюдайте за собой
Частая причина детской стеснительности кроется в поведении родителей: критике, публичном пристыживании, чрезмерном контроле каждого шага ребенка. Одновременно с этим такое поведение не уравновешивается проявлениями родительской любви и похвалами.
Понаблюдайте за собой и подумайте, как вы можете изменить отношение к ребенку, чтобы помочь ему раскрепоститься.
5. Не давайте противоречивых команд
Катерина Мурашова, психолог и автор книг о воспитании детей (http://www.ya-roditel.ru/parents/base/), утверждает, что на замкнутость и асоциальность ребенка влияют противоречивые указания родителей.
Когда малыш одновременно слышит «отстань», «куда пошел», «не лезь», «иди ко мне» и подобное, он не понимает, что ему нужно сделать, чтобы мама и папа были довольны, и замыкается в себе.
6. Не обсуждайте поведение ребенка с другими людьми
Не акцентируйте внимание на стеснительности ребенка. Не обсуждайте ребенка с родными и знакомыми в его присутствии
Проявляйте сочувствие к его проблемам, не игнорируйте его страхи.
7. Давайте ребенку «бытовые» задания
Обязательно помогайте малышу работать со стеснительностью, занимаясь повседневными делами: пусть он отвечает на телефонные звонки, сам себе заказывает еду в ресторане и расплачивается в магазине.
8. Учите ребенка благодарить
Учите малыша благодарить и говорить «пожалуйста» – это старый и проверенный способ обучения коммуникации.
Не стоит сильно волноваться: большинство детей переживает «застенчивый» период к семи годам, особенно, если они видят, как расслаблены в компании их родители. Убедитесь, что ваши дети видят в вас социально успешного человека, и старайтесь по возможности соответствовать этому примеру.
Пять советов, как помочь детям преодолеть застенчивость
Воспользуйтесь следующими пятью советами, чтобы помочь ребенку стать уверенным в социальной среде. 1. Поощряйте контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторяйте: «Посмотри на меня», «Посмотри мне в глаза» или «Я хочу увидеть твои глаза». В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику. Если ребенку неловко это делать, посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику. 2. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ученику в классе; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами. ПОДСКАЗКА: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу. 3. Отрабатывайте поведение в тех или иных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию — рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться. 4. Тренировка навыков общения с младшими детьми. Филипп Зимбардо, известный специалист по застенчивости и соавтор книги TheShyChild («Застенчивый ребенок»)*, рекомендует сводить застенчивых детей старшего возраста с младшими — братом или сестрой, двоюродными родственниками, соседским ребенком или ребенком ваших друзей — для непродолжительных игр. Работа приходящей няней — великолепная возможность для застенчивых подростков не только заработать деньги, но и попрактиковаться в социальных навыках: начать разговор, посмотреть в глаза—в том, что ребенок стесняется делать со своими ровесниками. 5. Создавайте условия для игр в паре. Фред Франкель, психолог и разработчик всемирно известной Программы тренировки социальных навыков Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, считает, что встречи для игр в паре — лучшее средство развития социальной уверенности. В этом случае ваш ребенок приглашает одного из своих приятелей провести с ним вдвоем пару часов, чтобы лучше узнать друг друга и попрактиковаться в навыках завязывать дружбу. Предложите детям легкую закуску и постарайтесь свести вмешательство к минимуму; присутствие братьев и сестер должно быть исключено, телевизор не должен входить в перечень игр.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Филипп Зимбардо утверждает, что двое из 5-и человек считают себя застенчивыми. Может быть, вы сами создали проблему для своею ребенка?
Как отличить здоровую застенчивость от нездоровой?
Застенчивость – это состояние психики, обусловленное неуверенностью в себе или отсутствием социальных навыков. Но в то же время робость является естественной ступенью развития: это метод адаптации к новым ситуациям.
В детстве каждый человек переживает две фазы боязни незнакомцев: первую – в полгода и вторую – от двух до четырех лет. Эти процессы связаны с узнаванием и дифференциацией себя, людей и остального мира.
Но бывают случаи, когда стеснительность становится проблемой. Такие дети, по словам врачей, имеют и другие поведенческие проблемы. И если за ними понаблюдать, то станут заметны гнев и сильный страх – частые соседи стеснительности.
Если вы заметили, что ваш ребенок проявляет признаки нездоровой застенчивости, то Я – Родитель рекомендует уделить этому некоторое время. Ниже мы приводим семь рекомендаций, как это сделать.
Почему ребёнок стесняется?
Причин может быть много: возраст, воспитание, особенности темперамента, окружение, семейная ситуация. У всех детей есть периоды, когда они становятся более застенчивыми и настороженными. Первый такой этап наступает в раннем детском возрасте (около 8 месяцев), когда малыш впервые пугается «незнакомца» – например, бабушку, которую редко видит. По мере роста ребенка и развития его нервной системы периоды застенчивости могут чередоваться с периодами открытости: в 1 год, затем позже, ближе к 3 годам, когда малыш все сильнее чувствует свою автономность от мамы. Застенчивое поведение может закрепиться у ребенка, если такие периоды совпадают с сильным стрессом или внешними факторами, например, малыша отдали в детское учреждение в момент, когда он еще не был психологически готов к этому. Если ребенок в свое время долго привыкал к посещению детского сада, можно ожидать, что и при поступлении в школу процесс адаптации будет продолжительным и непростым.
Причины развития застенчивости у детей
- Генетическая предрасположенность. На сегодняшний день в силу проведения многих научных исследований было доказано, что наследственность достаточно часто является главным и единственным пусковым фактором в развитии такого состояния. Накопление различных мутаций в ряду поколений ставит под угрозу каждого ребенка, рождающегося в будущем. В таком случае говорят почти о стопроцентной склонности.
- Природные факторы. Здесь стоит упомянуть наличие у каждого человека специфического типа нервной системы. Считается, что именно интроверты (скрытные и замкнутые) наиболее подвержены развитию такого качества, как застенчивость. Люди с меланхолическим и флегматическим типами темперамента также становят огромную группу риска, но и их отсутствие также не исключает возможности его заполучить. Исследования гласят, что чрезмерная активность в детском возрасте, которую пресекли однажды, может вылиться в застенчивость далее.
- Социальная среда. В эту группу включают всевозможные связи ребенка с окружающим миром. Конечно, же самым важным является воспитание в семье. Основными проблемами выступают повышенная опека или, наоборот, отдаленность от душевных проблем чада. Родители не в состоянии обеспечить моральный комфорт и поддержку, решая всё за него или не интересуясь им вовсе. В этом случае застенчивость формируется стойкой и может сопровождать всю жизнь. Бывает, что причина скрывается в отношении сверстников. Чрезмерная агрессивность или активность других детей может подавить желание к общению с ними.
- Нарушение адаптации. Каждые несколько лет в жизни ребенка он переживает какие-либо приспособительные реакции — к ползанию, ходьбе, самостоятельному уходу за собой, посещению садика, школы и многих других заведений. По мере их возникновения формируются положительные и отрицательные черты характера, которые воспитывают в ребенке умение сопротивляться внешнему воздействию. Если такой процесс пройдет неудачно, это может привести к развитию неуверенности, нерешительности и застенчивости.
- Соматическая патология. Имеется ввиду наличие заболеваний внутренних органов, признаки которых могут отличать ребенка в кругу остальных детей. Чаще всего это наличие каких-либо патологий развития, следов от ожогов, обморожений, ранений, которые оставили следы на теле. Очень часто это становится причиной излишнего внимания или даже дразнения. Также такую реакцию можно отследить на детей-инвалидов. Ввиду этого, чтобы ограничить себя, малыш закрывается, отдаляется от окружающих, меньше разговаривает и большую часть времени предпочитает оставаться наедине.
- Неправильное воспитание. Родительское влияние в первую очередь формирует ребенка как отдельную личность. Если его оказывается слишком много, чрезмерная опека приводит к полной несамостоятельности и нерешительности в последующем. Также, если материнская опека становится более жесткой и требовательность к детям превышает их возможности, возникает комплекс неполноценности. Такой ребенок замыкается и считает себя недостаточно хорошим для проявления в обществе.
Застенчивость в дошкольном возрасте
Застенчивость у детей дошкольного возраста проявляется в виде нежелания общаться со своими сверстниками. Такие дети предпочитают вести себя тихо, делая все правильно и в точности, как им сказала воспитательница в детском саду. Они редко проявляют инициативу, даже если знают больше других детей, предпочитая играть в одиночестве и болезненно воспринимая привлечение к публичным выступлениям.
Чтобы застенчивость не стала нормой, родителям необходимо проводить работу с дошкольниками. Главная цель взрослых — сделать так, чтобы малыш не боялся менять окружающую обстановку в соответствии с собственными интересами, смело высказывал свои желания, а не просто терпел ежедневный стресс и неудачи в общении.
Главными помощниками для застенчивых детей являются их мама и папа.
Первое, что могут сделать взрослые, если малыш стесняется — это поспособствовать его общению с другими. Застенчивых детей дошкольного возраста родители под присмотром могут мотивировать к общению с теми взрослыми, которые приходят к ним домой. Это могут быть гости или сотрудники коммунальных служб, рабочие, проводящие ремонт в квартире
Важно заранее настроить малыша на общение, чтобы присутствие посторонних не стало для него неприятным сюрпризом. Учтите, что нельзя нарочито выставлять скромность ребенка перед незнакомыми ему взрослыми.
Второй важный совет заключается в том, что родителям необходимо как можно чаще создавать ребенку условия для интересного общения со сверстниками
Необходимо стараться не мешать малышу, делая все за него, желая помочь или защитить
Уделите внимание внешнему виду крохи, если по своей манере одеваться он будет значительно отличаться от сверстников, то это лишь помешает нормальному процессу коммуникации
Не формируйте картину мира, полную опасностей
«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.
Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.
Советы при общении с людьми
Есть некоторые советы, которые упрощают разговор с людьми. Они помогают чувствовать себя увереннее, а значит подавляют застенчивость. Обязательно воспользуйтесь хотя бы одним, а лучше несколькими советами — это точно поможет подростку перестать стесняться!
1. Поддерживаете зрительный контакт со своим собеседником
Меньше смотрите в пол, больше в глаза. Но не так пристально, чтобы человек испугался.
Когда вы рассказываете что-то, тоже смотрите на всех, кто вас слушает. Так вы взаимодействуете с людьми и неосознанно втягиваете в ваш монолог, который они начинают охотнее слушать.
2. Активно жестикулируйте
Это показывает вашу харизму и свободу. То есть вы перестаёте в глазах людей выглядеть замкнутым и стеснительным! Дам смешной, но действенный совет. Все понимают, что трудно раскрепостится, когда ты стеснительный, поэтому есть упражнение, которое помогает побороть это состояние.
Отойдите в место, где вас никто не будет видеть — туалет, пустая комната и тд. И, только не смейтесь, начните активно размахивать руками, ногами, качать бёдрами и головой. Это будет похоже на разминку перед физкультурой.
Зачем это делать? Так наш мозг перестраивается и начинает думать, что мы находимся в комфортной обстановке, поэтому язык тела становится ярче. После этого упражнения вы будете чувствовать себя более свободным и расслабленным.
3. Не молчите
Даже если вам нечего сказать, можете посмеяться, ахнуть от удивления, сказать что-то односложное по типу «ужас», «как так можно!», «забавно». Это лучше, чем ничего, особенно если вы находитесь в компании — иначе про вас забудут. Люди увидят, что вы неохотно участвуете в диалоге и ничего не предпринимаете для его развития. Это отталкивает, поэтому скоро вас самих вытолкнут из круга общения.
Но лучше избегайте даже односложных фраз. Всегда что-нибудь говорите и не молчите. Учитесь говорить обо всём.
Для этого есть ещё одно хорошее упражнение, которое я активно применяла, когда оставалась одна дома. Разговаривайте с любым неодушевлённым предметом. У меня это был чайник, а потом стул. Представьте, что он вам отвечает — и ведите разговоры на любые темы. Это очень помогает развить воображение и способность быстро ориентироваться в ситуации, находить темы для разговора.
4. Начните диалог сами, если про вас забыли
Стеснительному человеку трудно поддерживать разговоры. Если про вас забыли, найдите человека, который вступит с вами в диалог, а потом снова вернёт в компанию.
Это может быть или такой же потерявшийся одиночка, как и вы, или тот, кому просто не интересен разговор (обычно такие люди сидят в телефонах). И — самое банальное — спросите, откуда у него такая красивая кофта. Дальше диалог пойдёт сам собой, особенно если вы скажете, как она идёт этому человеку и почему вы заинтересовались.
Я так несколько раз вливалась в разговор, поэтому попробуйте. Один раз я влезла в диалог к двум друзьям, которые обсуждали, что они впервые находятся в такой большой компании, и согласилась с ними, что в ней тяжело поддерживать общение со всеми. А в другой раз, в этой же компании, я спросила у девочки про кофту, после чего нас ждал долгий разговор о разных магазинах одежды.
5. Говорите не о себе, а о собеседнике
Люди любят, когда говорят о них, им интересны они сами. Поэтому любой человек начнёт с вами активно разговаривать, если вы скажите что-нибудь хорошее, что касается только его.
Кто бы что ни говорил, все люди — эгоисты. Их больше всего волнуют они сами. Вы очень сильно им польстите, если признаете их правоту в каком-то вопросе или сделаете им комплимент. Таким образом, человек будет сразу к вам положительно настроен, из-за чего охотнее продолжит с вами диалог.
Теперь вы знаете, как подростку перестать стесняться. От чувства замкнутости и стеснения избавиться очень сложно, но реально. Придётся часто переступать через себя и через рамки в голове. Но осознание того, как сильно это мешает жить, и как сильно вы хотите чувствовать себя свободным, поможет от него избавиться.
Все эти советы можно применять в любое свободное время, поэтому всё зависит от вас. Готовы ли вы меняться и становится лучше, чтобы в будущем ничто не мешало вашим мечтам и целям?
Самый эффективный способ помочь ребенку
Оставлять малыша наедине со своими страхами нельзя. Чем старше становится маленькая личность, тем сложнее ей будет находить общий язык с окружающими людьми. Чтобы нормально контактировать со сверстниками, нужно помочь ребенку приобрести эмоциональную открытость.
Однако стремиться к этому нужно не через насильственные меры и приказания, а через формирование позитивного отношения, через раскрытие его творческого потенциала, через помощь в социальной адаптации и приспособлении к сложным ситуациям.
Что должны сделать родители, чтобы помочь стеснительному ребенку:
- направить силы на формирование уверенности в себе, на поднятие адекватной самооценки;
- постараться развить и воспитать чувство человеческого достоинства;
- способствовать позитивному самовосприятию.
Только комплекс мер поможет добиться продуктивного общения с окружающими.
Помочь замкнутому ребенку можно через коллектив его сверстников. Если ситуация с детским садом не дает желаемого эффекта, стоит попробовать кружок «Бейт Дана». Избавиться от стеснения и комплексов можно только путем раскрытия талантов.
В любом детском коллективе ребенку свойственно играть разную роль. Он может быть лидером, а может оставаться ведомым. Малышу будет проще себя открыть и выйти на контакт в той группе, где он будет ощущать себя полноценно и комфортно.
Творческий потенциал можно раскрыть на вокале, в театральном и танцевальном кружках, то есть там, где делается акцент на раскрепощенности, жизнерадостности. У застенчивых и замкнутых детей развивается комплекс неполноценности, что ведет к появлению эмоциональной неудовлетворенности, отсутствию самоуважения.
В специализированных группах используются эффективные методики и программы, позволяющие:
- поднять самооценку;
- стать успешным;
- изменить нормы поведения;
- обучить навыкам общения;
- стойко переносить критику и радоваться похвале;
- снизить ощущение тревожности из-за существующих комплексов.
Главная задача родителей, педагогов и психологов – открыть у застенчивого малыша массу достоинств и минимизировать восприятие собственных недостатков.
Эффективный метод, который способствует самовыражению, – предложить ребенку примерить на себя определенную роль. Он может самостоятельно выбрать героя, в которого превратится на короткое время. Достаточно придумать интересную ситуацию, обыграть поступки, поведение, отношение к людям.
Самая распространенная ошибка родителей – пытаться воспитать детей зависимыми от взрослых, пассивными, мнение которых игнорируется всей семьей. Такой подход только угнетает личность.
Преодолев застенчивость, малыш сможет открыть для себя мир по-новому!
Когда нужно беспокоиться
Поведение ребенка зависит от множества факторов и также как у взрослого человека, оно может меняться в зависимости от возникших условий. Родителям не нужно путать естественную реакцию малыша на непривычные обстоятельства, ситуации и патологические признаки стеснительности. Учитывать следует характер, темперамент ребенка, который не нужно сравнивать со своим, он может кардинально отличаться. Часто именно эти параллели приводят к излишнему моральному давлению на сына или дочь, а уже как следствие – формирование комплексов и развитие других качеств, характерных для неуверенных в себе личностей.
Признаки стеснительности, на которые следует обратить внимание
На практике заметить, что стеснительность приобрела патологический характер, можно по определенным признакам. Они могут иметь следующие проявления:
Внешние признаки. По мимике, взгляду и жестам можно понять психологический дискомфорт ребенка, у некоторых появляются нервные тики. Поведение меняется даже при незначительной смене обстановки, при разговоре с малознакомыми людьми. Может бледнеть кожа, зрачки особенно подвижны или постоянно опущены глаза.
Ребенок не стремится к общению со сверстниками, не идет с ними на контакт, не участвует в играх, совместных занятиях. У дошкольников или подростков мало, или вообще нет друзей, они предпочитают проводить время в одиночестве.
Безынициативность. Дети с выраженной стеснительностью не предлагают идеи для игр, безучастны в них, их особо не прельщают массовые мероприятия. Свои идеи и мысли они редко озвучивают, реализовывают. Пассивность может наблюдаться в собственных начинаниях, а также в коллективных делах.
Отсутствие собственного мнения. Ребенку проще принять чужую точку зрения, чем настаивать на своей
На это следует обратить внимание родителям, если такая ситуация происходит постоянно и со всеми людьми.
Скрытность. Обнаружить такую черту можно уже у дошкольника, когда он не делится новостями из сада, ничего не рассказывает после прогулки или какого-либо мероприятия
Такое поведение не всегда связано с особой стеснительностью, но если подобное происходит, то возможно во взаимоотношениях не хватает доверия, что также нужно исправлять.
Нарушения речи, например, заикание.
Если вышеперечисленные признаки имеют четкие проявления, то родители должны обратить внимание на поведение ребенка. Если действительно есть проблемы, стеснительность и сопутствующие характерные черты очевидны, то нужно принимать меры
Объясните ребенку, что ошибки — это нормально
Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.
«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.
Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.
Как проявляется стеснительность и робость ребёнка?
Вы сразу заметите застенчивого малыша. Маленьким он прячется в мамину юбку или тихонько сидит поодаль от других детей, наблюдая за их играми, но не делая попыток присоединиться.
Молчалив – но не потому, что ему нечего сказать, просто он очень стесняется. А если и говорит, то тихим, заикающимся от волнения голоском. При крайней степени застенчивости иногда создается впечатление, что у малыша задержка развития, ведь он не отвечает даже на обращенные к нему вопросы!
Скован – мышцы напряжены, и в незнакомой компании каждое движение такому ребенку дается с трудом. У него часто учащен пульс: «Сердечко стучит, как у зайца», — говорят педиатры. Он легко краснеет, может потеть от волнения.
Поведение. Инициативы от таких детей ждать не приходится. Это вообще сверхосторожные детки, им лучше вообще ничего не делать, нежели делать – и быть замеченным.
Самооценка таких детей занижена. Они излишне самокритичны к себе, но совершенно не способны к критике других. Когда их хвалят, они еще сильнее стесняются, особенно если хвалят публично.
Деятельность. Основная сложность для таких детей в дошкольном и школьном возрасте – находиться в коллективе продолжительное время и участвовать в игре сверстников. Их очень сложно вовлечь в общий разговор, общую деятельность, они избегают контакта с другими детьми. Конечно, эти дети не из тех, что радостно залезают на табуретку, чтобы прочесть стишок, их сложно уговорить на участие в детских утренниках, а каждый вызов к доске – это сильнейший стресс.
Адаптация к школе робкому малышу в связи со всем вышесказанным дается сложно и может затянуться на несколько месяцев. Новая ситуация, новая роль в обществе для таких первоклассников сопряжены с сильным волнением. Нерешительность, неуверенность в своих силах, застенчивость мешают наслаждаться образовательным процессом, поскольку даже легкие задачки вызывают трудности: страх ошибки заставляет отказываться от попыток задачку решить. Он не тянет руку, даже если знает ответ, а когда отвечает, волнение делает его голос запинающимся и робким, что может быть расценено как неуверенность в знаниях.
Тест на самооценку
Наблюдаете ли вы у своего ребенка:
- нежелание контактировать со сверстниками, отказ от посещения массовых мероприятий и прогулок;
- возникновение повышенной тревожности, паники;
- уверенность в том, что ничего не получится, а если вышло, то это случайность;
- отказ от публичных выступлений в школе или на семейных мероприятиях;
- зависимость от мнения окружающих;
- подражание одноклассникам или экранным образам;
- замкнутость, нежелание делиться своими мыслями, предположениями, проблемами и происходящими событиями (в школе или на улице).
Если вы ответили «да» более 5 раз, то имеет смысл подумать о помощи ребенку.