Что и как «обводить зеленым»?
Замечание или наказание по поводу ошибки и похвала, когда что-то сделано правильно и хорошо, – это два полюса, каждый из которых требует от родителей особого внимания
С одной стороны, не стоит концентрировать внимание на негативе, а с другой, нельзя хвалить ребенка направо-налево, руководствуясь принципом «чем больше, тем лучше»
Президент Ассоциации игровой психотерапии, практикующий психолог Елена Пиотровская считает, что похвала не должна быть абстрактной и дежурной. Она должна быть разумной и развивающей. Например, если ребенок принес рисунок, который только что нарисовал, то недостаточно просто сказать ему – «Ты молодец!». Гораздо более ценной реакцией в данном случае будет не прямая похвала, а живой, искренний интерес: «Ой, кажется, ты нарисовал лес! А это у тебя кто – лисичка? Да здесь еще и лисенок!» И так далее.
Дежурная фраза-отговорка «Ты – молодец!» не несет никакого смысла. Она приводит к нежелательным последствиям – ребенок «подсаживается» на похвалу. Его перестает интересовать сам процесс творчества, он начинает делать все ради того, чтобы получить очередной «плюсик». При этом, как ни парадоксально, психологи заметили, что дети, которых в детстве много хвалили, вырастая, чувствуют меньше уверенности в себе, чем те, кого хвалили в меру. «Введение постоянной оценки в жизни ребенка едва ли в полной мере работает на развитие его способностей», – считает Елена Пиотровская.
Исправление почерка
Но что делать, если ребёнок научился писать, но делает это некрасиво? Постараться исправить почерк. Многие специалисты в области дошкольного обучения, а также школьные учителя придерживаются мнения о том, что не стоит до поступления в первый класс заниматься с дошкольником правописанием. Дескать, родители не смогут должным образом проконтролировать правильность соблюдения маршрута каждой буквы, что отрицательным образом повлияет на почерк в целом. Исходя из этого, считается, что уж лучше не учить писать до школы прописные буквы вовсе, чем учить некачественно, а потом переучивать. Что ж, каждый родитель должен сам для себя решить, какой позиции ему придерживаться. В любом случае, уже с 3-летнего возраста надо готовить детские пальчики к письменной деятельности — развивать мелкую моторику ребёнка.
Что касается требований, предъявляемых к школьнику, речь идёт не о каллиграфическом, а о разборчивом и понятном почерке. Ведь каллиграфия — это особый вид изобразительного искусства, овладение которым достигается путём упорного выполнения регулярных упражнений.
Итак, как изменить почерк на красивый? Главное, что для этого необходимо — желание и мотивация. Успех в любом деле — удел целеустремлённых. Ребёнок, осознавший необходимость работы над собой, уже на полпути к достижению цели. Если же присовокупить к этому такие качества, как упорство и труд — всё получится.
Личный опыт исправления почерка
Автор этих строк в 10-летнем возрасте волевым усилием улучшила свой почерк. Интернета в далёком 1989 году не было, поэтому конкретную методику я не использовала. Просто взяла вырванный из чужой тетради лист, написанный идеальным, по мнению учительницы, почерком и многократно обводила каждое слово, а затем строчку. За две недели зимних каникул почерк был значительно улучшен. На радостях я тогда сочинила такое стихотворение:
Что ручка может написать?Да что душе угодно!Для этого лишь нужно знатьРодной язык свободно.
Она при помощи твоейОсилит все проблемы.Держи её в руке своей,А сам диктуй поемы.
Напишет ручка без трудаРассказы почерком знакомым.Кончился стержень? Не беда!Обзавестись ведь можно новым!
Однако почерк твой вовек с тобойИ изменить его так сложно,Что ручке современной, но одной,Без человека, сделать это невозможно.
Возврат к прописям
Если подходить к делу улучшения почерка обстоятельно, то лучший способ, как это сделать — вернуться в самое начало. Другими словами, приобрести детские прописи и следовать указанным там образцам
Обращайте внимание на соблюдение правильного маршрута написания отдельных прописных букв. Это оптимизирует скорость письма и поможет решить эстетическую проблему почерка
Предварительно необходимо проверить, соблюдена ли правильная техника письма. Об этом шла речь в начале данной статьи.
Частой ошибкой является чрезмерное надавливание на ручку, вследствие чего расходуется слишком много энергии и ребёнок быстро устаёт. В запущенных случаях могут появляться вмятины на пальцах и даже мозоли. Чтобы устранить данную проблему, настройтесь на то, чтобы процесс письма был лёгким, приятным. Постарайтесь расслабиться, чтобы находиться в спокойном, ровном состоянии.
Некоторые дети и даже взрослые при письме водят лишь кончиками пальцев, в то время как необходимо двигать всей рукой до плеча. Задействование только кончиков пальцев приводит к быстрому утомлению. И, кроме того, буквы получаются разного размера и наклона.
Позаботьтесь о приобретении удобной ручки и тетради из качественной бумаги. В настоящее время на рынке канцелярских товаров имеется множество низкосортной продукции, поэтому будьте осмотрительны и расходуйте свои средства на стоящие покупки. На первых порах купите специальные детские прописи для обучения письму, где имеются готовые задания, а затем — тетради в косую линейку.
Некоторые специалисты рекомендуют для формирования красивого почерка писать перьевой ручкой, заправляемой чернилами. Это непросто: перо пишет только при определённом наклоне и нажиме. В противном случае не пишет вообще или делает кляксы. С другой стороны, техника письма шариковой ручкой другая, поэтому необходимость использования пера (и, уж тем более, привыкания к нему) сомнительна.
Нужна ли работа над ошибками?
Это первое, что приходит в голову после ознакомления с методом «зеленой ручки». А если правда – ошибки? Орфографические и грамматические или – что хуже – ребенок постоянно проливает щи на пол, режет ножницами диван, рисует на обоях? Надо ли делать «работу над ошибками»?
Конечно же, надо. В данном случае вы можете научить ребенка причинно-следственной связи. Как это сделать?
Например, дать попробовать суп, который малыш «приготовил», если в нем нет угрозы для жизни. И спросить, нравится ли вкус такого блюда. Посадить на разрезанную обивку дивана, поинтересовавшись, удобно ли на нем сидеть. Поехать в магазин за новыми обоями вместо запланированного посещения аквапарка.
Помните, что ваша задача – не наказать, а показать, к каким последствиям приводят неправильные действия, и с участием ребенка эти последствия устранить.
Наталья Королева
Ваш стиль воспитания
Ответив на вопросы теста, вы сможете узнать, какой стиль воспитания характерен для вас, о его особенностях, преимуществах и недостатках, а также получите информацию об альтернативных стилях воспитания и их специфике.
Пройти тест
Как применить метод «зеленой ручки»?
1. Не показывайте свое негодование
2. Спросите ребенка, почему он так сделал
Скорее всего, по каждому пункту вы получите логичный и аргументированный ответ. В салатнице он готовил суп для мамы. А на полу рисовал «картины песком», как в детском центре.
3. Найдите что-то положительное и подскажите ребенку правильный сценарий
Теперь дело за малым – найти в «трагичной» для взрослых ситуации что-то положительное. Мама, к примеру, может сказать: «Как здорово, что у меня растет такой замечательный маленький помощник по дому! Но, если честно, я больше люблю горячие супы, а не холодные. Давай завтра приготовим борщ. Я тебя научу».
В этот момент папа, как бы между прочим, заметит, что, вообще-то, соль гораздо ценнее, чем песок. И расскажет, как люди ее добывают и для чего используют. А потом вместе с ребенком подметет пол.
Формирование красивого почерка
Развитие мелкой моторики
Развивайте мелкую моторику до школы. Готовить детские пальчики к письму следует задолго до поступления в школу. Речь идет о выполнении кропотливой работы, требующей усидчивости и точных движений. Например, нанизывание на нитку пуговиц или бусин, лепка из пластилина или теста, созданий аппликаций, составление слогов и слов из магнитных букв, складывание пазлов, конструирование. Очень полезно выполнение пальчиковой гимнастики.
С 3,5 лет предлагайте малышу раскраски, рисование мелками или фломастерами. В этот же период учите ребенка читать. Обучающие занятия должны быть регулярными, но непродолжительными по времени, дабы дошкольник не уставал.
Соблюдение техники письма
Следите, чтобы ребёнок соблюдал условия и технику письма. Для этого покажите ему правильную посадку за столом, расположение рук и тетради, способ держания ручки.
Расположение рук и тетради при письме правой рукой
Расположение рук и тетради при письме левой рукой
Способ держания ручки при письме правой рукой
Способ держания ручки при письме левой рукой
Научите ребёнка соблюдать необходимый наклон при письме. Пусть ориентируется на косые продольные линии, помогающие сформировать направление почерка вправо. Ниже приводим шаблоны, рекомендуемые для написания графических элементов.
Поэтапность и регулярность занятий
Предлагайте дошкольнику прописывать палочки, птички, крючки. Для прочного закрепления навыка письма с наклоном вправо требуется время. Поэтому первые 2,5 года в начальной школе пишут в тетрадях в косую линейку. Лишь после того, как это будет усвоено, приступайте к изучению написания букв.
Не переходите к изучению следующей буквы, пока ребенок не запомнит правильный маршрут написания предыдущей. Чтобы помочь будущему ученику выработать каллиграфический почерк, подбирайте прописи, в которых указываются образцы написания не только отдельных букв, но и слов, а также предложений.
Положительный пример
Почти все дети сталкиваются с проблемой опрятности при письме. В большинстве своём буквы получаются хорошо, правильно, но многочисленные помарки, грязь очень портят внешнее впечатление от работы. Чтобы осознать данную проблему и научиться аккуратности, дошкольнику помогут контрастные примеры — положительный и отрицательный:
Читая данное стихотворение, обратите внимание ребёнка на иллюстрации к нему. Спросите, чья тетрадь нравится ему больше и посоветуйте, как достичь аккуратности
Метод «зелёной ручки»
Как мотивировать ребенка писать красиво? Как известно, в школе ошибки подчеркивают красной пастой, акцентируя внимание на допущенных погрешностях и недостатках. Особенность функционирования нашей памяти такова, что мы запоминаем то, что выделено
В то время как идеально написанное за этими красными подчеркиваниями остается незамеченными. И что в результате? В фотопамяти откладываются те буквы, которые написаны коряво или неправильно. Так работает метод кнута, или метод наказания, которого мы подсознательно стремимся избежать.
Мы предлагаем использовать противоположную тактику — метод пряника. Применительно к обучению письму этот подход назван метод «зелёной ручки» и разработан Татьяной Иванко, применявшей его во время занятий со своей дочерью. Татьяна выделяла зелёной пастой те буквы и крючочки, которые получались у девочки хорошо. Ребенку это очень нравилось. После каждой строчки она спрашивала: «Какая получилась лучше всех?» и радовалась, когда мама обводила лучшую букву со словами: «Идеально!»
Метод «зелёной ручки» учит концентрироваться на том, что сделано правильно. Ребёнок испытывает совсем другие эмоции, у него другое восприятие. Ему приятно! Хотим мы или нет, но подсознательно мы стремимся повторить то, что было идеальным. Мы жаждем похвалы. Так уж устроена наша психика. При этом человеком движет совсем другая внутренняя мотивация — не стремление избежать ошибки, а стремление сделать хорошо, идеально.
Внедряя метод «зелёной пасты», вы увидите, что даже если не указываете ребёнку на допускаемые ошибки, они постепенно уходят сами собой, потому что он стремится их избежать и выполнить работу на отлично сам, по доброй воле. Этот принцип можно использовать и в других сферах обучения и воспитания. Он учит ученика любого возраста не концентрироваться на неудачах, а замечать свои успехи. Это важный коучинговый подход, помогающий повысить самооценку и степень удовлетворённости жизнью.
Правило работает не только с детьми, но и со взрослыми
Недавно я жестко накосячила на работе. Перепутала, не разобралась, брякнула, не подумав, и подписала, не вчитавшись. Попала на деньги, расплакалась от злости на собственную бестолковость.
Домой пришла серая, тихая, неулыбчивая, отказалась ужинать — сразу видно, депрессия во всей ее неистовости.
— Ма-ам, — осторожно подполз сбоку ребенок, на всякий случай прикрыв голову игрушечной каской. — Случилось чего?
— Случилось, — говорю
И рассказываю как на духу, что натворила. Только детским лексиконом, без сочных русских эпитетов.
Это тоже часть воспитательного процесса — сходить с нафантазированного ребенком Олимпа, демонстрируя, что и родители порой ошибаются, что в целом это нормально. Не конец света. Хоть и не то чтоб прям танцы розовых единорогов среди сиреневых звездочек.
Матвей помолчал и вдруг выдал:
— А сколько ты тут работаешь?
— Двенадцать лет, — поворошив извилинами, подсчитываю я.
— И первый раз за все это время ошиблась?
На том и ретировался в свою комнату от греха подальше — кто его знает, на что эта женщина в глубокой депрессии способна?
А я осталась осознавать.
Конечно, это не первый раз. Но и не то чтоб уж часто я косячу на самом деле. Обычно я прям вполне себе эффективный сотрудник. В конце концов все исправила. Спасибо, что взял деньгами, как говорится.
Мы все иногда срываемся и кричим на детей. Разрешаем залезть в лужу и расхлебываем ночные температуры. Забываем про пироги и достаем из задымленной духовки тлеющие угли. Царапаем машины. Опаздываем на встречи. И циклимся именно на этом. Плохая мать. Отвратительная хозяйка. Нерадивый сотрудник. Кто тебе права выдал, курица?!
Мы почему-то не умеем вести честный счет в игре под названием жизнь.
Не вносим в наши балансы те сотни раз, когда сдержались и объяснили трехлетке в его истерике, что так не надо.
Десятки пирогов с идеальной корочкой.
Тысячи безаварийных километров.
Даже научившись пользоваться правилом зеленой ручки по отношению к детям, мы упорно забываем применять его к себе. А зря.
Я сижу на кухне, смотрю на догорающий закат, низко режущих воздух горластых ласточек и понимаю, что хочу есть. Слышу, как в комнате тихо ковыряется с конструктором сын.
И только в самом конце, опаздывая, оскальзываясь на поворотах, с одышкой от бешеного бега, нагоняет мысль — сначала мы их учим жить бережно к себе, а потом они, надев свои игрушечные каски, осторожно высовываются из-за угла: эй, а сама-то когда начнешь это делать? Прав, милый. Пойду
Начну.
Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту [email protected]
Развитие грамотности
Теперь остановимся на освещении вопроса «Как научить ребёнка писать грамотно?»
1. С раннего возраста развивайте речь малыша, призывая его к диалогу. Следите за правильностью построения собственной речи и речи других членов семьи. Старайтесь не употреблять неверные лексические конструкции, жаргонные слова и диалекты.
2. Научите дошкольника читать до достижения 5-летнего возраста. Регулярно занимайтесь, совершенствуя технику чтения.
3. Читайте ребёнку вслух, не обязательно перед сном и не только сказки. Продолжайте это делать и после того, как он научится читать самостоятельно.
4
Убедитесь, что малыш не страдает дислексией, дисграфией, дизорфография и прочими врожденными нарушениями. И если диагноз «дизорфография» обычно ставят лишь в 3-м классе, то дислексию и дисграфию важно выявить до школы. Чем раньше проблема будет обнаружена, тем больше в запасе времени на ее устранение. Дети, у которых выявлена «группа риска» по нарушениям чтения и письма , или учащиеся, страдающие расстройствами письменной речи, должны посещать специальные логопедические занятия
5
Обращайте внимание ребёнка на слова со сложным правописанием, постепенно знакомьте это с правилами, использованием проверочных слов и т. д
Заведите специальную тетрадь-словарь и записывайте туда слова со сложной для запоминания орфографией.
6. Регулярно устраивайте словарные диктанты. По мере овладения навыком письма под диктовку слов и словосочетаний, переходите к предложениям.
7. Давайте задания на переписывания текста из учебника. Затем пусть ребёнок вычитает переписанный текст и только после самопроверки передает на проверку вам.
Научить ребёнка писать красиво и грамотно — не самая простая задача. Это упорный систематический труд. Зато результат, несомненно, стоит затраченных усилий. Успеха вам!