Как реагировать если ребенок не слушается
Итак, вы соблюдаете свои обязательства, слушаете, стараетесь понять свою кроху. Но ваше чадо все равно начинается проявлять непослушание. Почему так происходит?
До трех лет не стоит проявлять строгость в воспитании — необходимо запастись огромным терпением
Давайте рассмотрим, как реагировать, если ребенок не слушается:
Ни в коем случае не теряйте спокойствия. Будьте ясны умом и хладнокровны. Не отвечайте криком на крик. Особенно если видите, что обычное «не хочу» (или наоборот «хочу») превратилось в истерику.
Присмотритесь к своим требованиям. Может, они завышены? Может что-то не так в самой просьбе?
С маленькими детьми очень хорошо действует игнорирование их капризов. Помните знаменитый случай, описанный К
Чуковским «Я не тебе плачу, а няне»?
Переключите внимание малыша на что-то другое.
Если обычные «мирные» способы не работают, приходится применять «жесткие» меры. Ниже рассмотрим, за что стоит наказывать и как сделать так, чтобы наказание было понято правильно, а не стало причиной еще большего конфликта.
За что нужно наказывать
Ребенок вообще не слушается, что делать? К сожалению, выход один – наказывать. Стоит или нет наказывать – это останется на вашей совести.
Наказание должно быть поучительным, но не болезненным и жестоким
Ниже несколько советов о назначении наказания:
Не горячитесь. Сначала разберитесь — действительно ли есть вина вашего ребенка.
Назначенное наказание надо выполнять. Если решили наказывать – приводите приговор в исполнение. И не отступайте в дальнейшем – последующие проступки такого же типа не должны оставаться без наказания.
Не применяйте физическую расправу. Словом, можно вразумить гораздо сильнее и лучше, чем силой.
Не высмеивайте и не унижайте малыша, особенно на людях.
Обязательно объясняйте, за что наказываете и почему наказываете
Акцентируйте внимание на своих эмоциях по поводу проступка ребенка.
Наказание должно быть адекватно вине. Не наказывайте просто так.
Нужно ли предупреждать ребенка о последствиях его непослушания?
«Я говорю, говорю, а как об стенку горох». Конечно. Если «говорю, говорю», то можно и дальше говорить, говорить, говорить… Зачем слышать с первого раза, если будет и третий, и пятый? Чтобы научить слышать с первого раза, нужно говорить один раз. И предупреждать о последствиях. «Я не буду накрывать на стол дважды» Тот, кто вовремя не придет к столу, останется голодным. Либо будет сам себе разогревать и накрывать на стол. Зависит от договоренностей.
Тот, кто не услышал, что надо прибирать игрушки, будет вечером сидеть без игрушек. В детском саду общее правило: «Кто не прибирает, тот и не играет».Тот, кто не услышал «Несите мне грязные вещи, я запускаю стирку», будет сам руками стирать свои брюки. Не потому что я вредная. А потому что брюки нужны уже завтра, а стиральную машину поздно вечером я не включаю, ибо во время отжима её звук нарушает сон безвинных соседей по панельной многоэтажке.Тот, кто не услышал «Надо быстро одеваться. Если через 10 минут не выйдем, то опоздаем в кино», опоздает в кино.
Конечно, чтобы это сработало, надо, чтобы договоренности всегда исполнялись и последствия наступали.Кстати, на взрослых этот алгоритм тоже работает. Я проверяла. «Контрольные, не сданные до указанного срока, проверять не буду. Опоздавшим со сдачей автоматически в журнале в колонке за контрольную рисую 2». Сурово. Зато сроки сдачи студенты слышали с первого раза.
ВНИМАНИЕ!
Не применять третий пункт без первых двух. Это негуманно.
Учить детей не только последствиями, но и личным примером. То есть, обязательно слышать своего ребенка с первого раза.Анна Быкова
Что делать, если ничего не помогает?
Дети не меньше взрослых жаждут тёплых гармоничных отношений с родителями. Даже, если кажется, что уже невозможно выйти из замкнутого круга взаимного недовольства и претензий, это не так. Никогда не поздно. Если вы задумались об изменениях — это уже первый шаг к лучшему. Существует множество техник и приёмов, способствующих укреплению отношений. Они учат честно говорить о своих чувствах, вдумчиво слушать ребёнка, принимать себя и окружающих со всем набором их чувств. Казалось бы, примени всё это, и не только ребёнок начнёт слушаться с первого раза, но и вы научитесь слышать ребёнка. Почему же столько людей до сих пор воспринимают родительство как тяжёлую ношу?
Во-первых, вы индивидуальны. В каждой семье свой камень преткновения. Прежде, чем применять техники, надо разобраться, какие модели поведения управляют именно вами. Им сложно противостоять вслепую, не осознавая их в себе. Начнёте меняться вы, изменятся и реакции вашего ребёнка.
Во-вторых, каждый ребёнок индивидуален. Одним родителям достаточно научиться применять при общении с ним «я-сообщения», и как по волшебству между ними установятся доверительные отношения. Другие перепробовали всё — и ничего, абсолютно ничего не помогает.
В этом случае лучше не терять времени и обратиться к специалисту. Детский психолог поможет взглянуть на ситуацию со стороны, понять, что не так и над чем надо поработать, предупредит появление ошибок.
Да-да, бездумное применение воспитательных мер может и навредить. Например, ребёнок страдает от неуверенности в вашей любви. Он не слушается, закатывает истерики, не желает выполнять даже простейшие просьбы. Вы устанавливаете границы, требуете, следите за выполнением. И этим только ещё больше отдаляете его от себя. Где-то помогают объятия, где-то — строгость. Детский психолог поможет понять, что необходимо не вообще в таких-то ситуациях — он ищет вместе с вами, что подходит именно для вашей семьи.опубликовано econet.ru
Автор Наталья Бочечко
Фото Marie Cecile Thijs
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet
Играйте
Игра – это удивительная штука. Вот, к примеру, ваш ребенок берет все игрушки, что есть в доме, бросает их на пол, бегает по ним, топчет и кидает. Смотреть на это без успокоительных очень сложно, и сердце сжимается каждый раз, когда вы, молча, собираете игрушки в корзину, вздыхаете от бессилия и повторяете: «Убери игрушки!», затем — «Немедленно убери игрушки!», и наконец с раздражением — «Сколько можно уже тебя просить убрать игрушки?!» А если попробовать, например, и неожиданно понарошку заплакать, когда очередной медведь снова полетел на пол? И сказать: «Это же мишка, ему очень больно! Посмотри, мне кажется, он плачет вместе со мной». Разумеется, в 12 лет эти игры не пройдут, но на раннем этапе образ «плачущего мишки» надолго останется в сознании малыша. Дома наступит чистота и порядок. А ребенок услышит с первого раза.
Таким образом, можно направлять различные ситуации в нужное вам русло.
3 способа договориться с подростком
Подождите-подождите, скажете вы
А если наше чадо уже не дошкольник? Если у него уже и произвольное внимание развито? С ним-то что делать? . Дети постарше «не слышат» родителей чаще из чувства противоречия
Особенно активно эту методику применяют подростки (с девяти лет и старше). Кто только научил, спрашивается! Чаще всего, к сожалению, мы сами. Не слушая малышей с их детским лепетом, отключаясь от неинтересных разговоров про Машу, которая «а она мне, а я ей», мы формируем у них навык выпадать из ненужного им разговора.
Дети постарше «не слышат» родителей чаще из чувства противоречия. Особенно активно эту методику применяют подростки (с девяти лет и старше). Кто только научил, спрашивается! Чаще всего, к сожалению, мы сами. Не слушая малышей с их детским лепетом, отключаясь от неинтересных разговоров про Машу, которая «а она мне, а я ей», мы формируем у них навык выпадать из ненужного им разговора.
«Мама об меня молчала». Как отказ от разговора превращается в пытку для ребенка
Поэтому включаться в разговоры и включать в них детей — отличная профилактика. Кроме вопросов «что было на обед?» в садике и «что по географии?» в школе здорово иметь традицию делиться произошедшим за день. И традиция эта начинается со взрослых: собирайте в копилочку дня мелочи — видел бетономешалку, сломала каблук, объявили пожарную тревогу в офисе. Делитесь этим со своей семьей и только потом предлагайте поделиться детям.
Задавайте им интересные темы для обсуждения, фантазируйте: кем лучше быть — взрослым или ребенком? Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты наколдовала?
Если бы ты мог перенестись в любую точку, где бы ты сейчас оказался? Как ты чувствуешь, что ты счастлив? Кстати, дошкольник и школьник совсем по-разному могут ответить вам на те же вопросы, их можно повторять время от времени.
Но допустим, мы уже прошляпили всю профилактику, неужели ничем не помочь? Конечно, помочь: отношения тем и прекрасны, что их всегда можно начать улучшать, даже когда ваши «малыши» становятся выше вас на голову.
- Доносите свои просьбы до подростков в юмористической форме. Они уже дозрели до метафор, поэтому надпись на двери «просьба закрыть портал на два оборота ключа, чтобы орки не смогли проникнуть на нашу территорию» подействует куда лучше окрика «да когда же ты научишься закрывать двери, бездарь?!»
- Снимайте с себя ответственность там, где это возможно. Ничто не учит нас лучше, чем собственные ошибки. Один раз покрасневшие ледяные уши будут эффективнее тысячного напоминания про шапку. Отказ в доступе в школу в связи с отсутствием сменки, бешеный бег домой и объяснения перед всем классом о причинах опоздания прекрасно стимулируют собирать вещи с вечера.
- Сходите с пьедестала и не бойтесь признавать свои маленькие слабости. Ненавижу убираться, но обожаю, когда уже убрано. Все детство мечтала есть в постели, а когда выросла — узнала, что крошки потом сильно мешают спать. Согласитесь, включиться в такой разговор приятнее, чем реагировать на эти вечные «уберись в своей комнате» и «не таскай еду на диван».
Ну и в завершение скажу вам по секрету, что умение пропускать мимо ушей лишнюю, неприятную и ненужную информацию вообще-то не так уж и бесполезно во взрослой жизни. Только тихо, детям это знать пока не обязательно.
Очень много слов
Дети иначе воспринимают речь, поскольку они ее только осваивают. Особенно сложно им даются длинные фразы и абстрактные слова типа «терпение».
— Когда родители так общаются с ребенком, ему кажется, будто они говорят на другом языке. А если так происходит постоянно, то мама превращается в радио, которое все время что-то вещает и создает шумовой фон. Ребенок думает: что-то там опять говорит, ну и ладно, главное — играть не мешает.
Психолог советует озвучивать просьбу как можно короче, убирая все лишние и сложные слова. В вашем послании должна быть только суть.
— Не так: «Мы же купили тебе новую зубную щетку, зачем ты тогда ее просил, если опять не хочешь чистить зубы, микробы повредят эмаль и будет кариес, ты что хочешь к стоматологу?» Это полный провал. Лучше сказать четко и коротко: «Пора чистить зубы».
Что нужно сделать, чтобы ребенок Вас услышал?
Убедитесь, что вас внимательно слушают
Так бывает, что ребенок поглощен игрой или творчеством и действительно не слышит. Кстати сказать, я, когда пишу текст или разрабатываю программу тренинга, настолько сконцентрирована на процессе, что совершенно выключена из окружающей действительности.
Чтобы я что-то в этот момент услышала, нужно либо очень-очень громко позвать, либо прикоснуться. Второй вариант приятней. Не люблю громких звуков
Поэтому сама в аналогичной ситуации тоже подхожу, кладу руку на плечо, привлекая к себе внимание, могу даже немного к себе развернуть. И только убедившись, что я таки попала в центр внимания, начинаю говорить
Вы когда-нибудь разговаривали с маленьким ребенком, который очень хочет сказать вам нечто важное? Который аж захлебывается словами, чтобы успеть рассказать вам все, что рвется наружу
Ребенок в таком случае обычно даже фиксирует голову взрослого двумя руками, чтобы удержать внимание. Да-да, обхватывает пухлыми ладошками, так, чтобы взрослый не смог отвернуться
А то вдруг отвернется и не услышит важную важность. Я помню забавный случай, когда папа сказал двухлетнему Арсению: «Я тебя внимательно слушаю
Только, пожалуйста, отпусти мои уши».
Держать ребенка за уши совершенно лишнее. Но можно держать его за плечи. В принципе, достаточно установить глазами зрительный контакт. Если меня 100% увидели, то вероятность, что меня услышат, существенно возрастает. Когда вы что-то говорите глаза в глаза, это очень трудно пропустить мимо ушей. Я много раз наблюдала,как дети младшей группы детского сада, когда что-то хотят сказать приятелю по играм, руками разворачивают его к себе
Они искренне хотят быть услышанными.Еще очень важно обращаться по имени. Или даже просто обращаться
Сказанное без обращения – это чаще всего обращение в никуда и эффект от этого никакой. По опыту педагогической деятельности могу сказать, что «Прибираем игрушки» пролетает мимо гораздо чаще, чем «Ребятки, глазки свои на меня подняли! Подошло время обеда. Начинаем все прибирать игрушки»
Убедитесь, что ребенок вас действительно услышал
Слушал и услышал – это не одно и то же. Визуально человек вроде бы и слушал, и в глаза смотрел, и, может быть, даже кивал или «угукал», а сам мыслями где-то очень далеко был. На всякий случай лучше переспросить. Что-то типа этого: «Ты меня услышал? О чем я сейчас попросила? Катя, что мы сейчас будем делать?» И если ответ совпал с тем, что вы до этого говорили – поздравляю, вы услышаны. Это только первое время кажется, что слишком много всяких «реверансов». Потом это входит в привычку и всеми нормально воспринимается.- Арсений, заканчивай игру, через 5 минут ужин- Угу- Что значит «угу»?- Я понял, через пять минут ужин.Как говорится, слушайте и не говорите, что не слышали.
Здесь и сейчас
Ещё пример – мама обращается к младшему сыну с призывом не брать конструктор старшего брата и напоминает, как тот недавно его побил за это и спрашивает, не хочет ли он повторения. Понятно, что у матери накипело, и она хочет сразу предупредить нежелательный поступок младшего сына. Но когда нотация слишком длинная, то малыш путается в словесной паутине и забывает, о чём идёт речь. Да и прошлые грехи припоминать ему не стоит, как и пугать грядущими неприятностями, чтобы не воспитать у него катастрофического мышления.
Дети живут в настоящем, поэтому бессмысленно пытаться воздействовать на них долгими объяснениями
Лучше уж сказать кратко, что нельзя ломать вещи брата, после чего переключить внимание младшего на игру в догонялки, прятки и прочие развлечения, то есть, найти более безопасный путь для выхода переполняющей его энергии
Тут важно одно правило – если не удаётся изменить поведения малыша, то нужно поменять обстоятельства, подталкивающие к нему. Можно выделить старшему ребёнку индивидуальную зону для игры, где младший ему бы не мешал
Можно выделить старшему ребёнку индивидуальную зону для игры, где младший ему бы не мешал.
Рекомендации родителям
Результат решения проблемы непослушания зависит от правильного определения ее причин и воспитательной стратегии родителей. От авторитарных способов воспитания нужно отказаться: ребенок – это личность со своей индивидуальностью, восприятием мира, ценностями, с которым нужно считаться. Пытаясь склонить его к нужной модели поведения насильно, вы рискуете сломить его волю либо вызвать в нем отторжение.
Обращаясь к ребенку, проявляйте терпение. Вполне вероятно, он игнорирует ваши требования не по причине скверного характера. Дети до 12-14 лет могут не слышать обратившегося к ним взрослого, будучи чем-то увлечены или озабочены. Такая «психологическая глухота» может возникать даже в ситуациях, когда взрослый и ребенок находятся рядом друг с другом, не говоря уже о попытках общения в виде криков через несколько комнат.
При обращении к детям до 3-4 лет обязательно устанавливайте зрительный контакт, присаживаясь рядом с ними на корточки. С детьми старшего возраста можно дополнить свое обращение тактильным контактом: прикосновением, похлопыванием или поглаживанием плеча или руки.
Объясняйте ребенку, в чем важность вашего запрета, какие негативные последствия может повлечь его нарушение. Предупреждайте о том, что непослушание сейчас может иметь негативные последствия в будущем (например, если до вечера уроки сделаны не будут, то завтра никаких развлечений до выполнения домашнего задания)
Так ребенок может выбрать, следовать правилам или игнорировать их, но при этом нести бремя ответственности.
В некоторых случаях детям можно позволить настоять на своем, действуя методом «от противного». Например, на улице лужи, а ребенок хочет выйти на прогулку в сандалиях и никакие доводы на него не действуют. Позвольте ему обуться так, как он хочет, но едва ноги окажутся мокрыми, сразу заходите домой. Это даст возможность увидеть обоснованность запрета и связь между его нарушением и негативными последствиями для самого себя.
Старайтесь больше общаться с ребенком, рассказывая, что хорошо, а что неприемлемо, обосновывайте и разъясняйте свои требования. Конечно, моментальных результатов ждать не стоит, но со временем проблема непослушания потеряет свою остроту.
Дети 5-8 лет
Если в раннем возрасте причина непослушания кроется в основном в ошибках родителей, то в 5-8 лет ее можно найти в различных сферах жизни детей.
- Дезориентация ребенка в предъявляемых ему требованиях. Кроме родителей, он должен слушаться воспитателей или учителей, придерживаться правил, установленных в образовательных учреждениях, искать пути взаимодействия с окружающими его детьми и взрослыми. Что правильно в одном случае становится нежелательным в другом, что может внести сумятицу в мысли ребенка и, соответственно, отразиться на его поведении.
- Развитие навыков и умений, овладение новыми знаниями. Чем больше знает и умеет ребенок, тем больше ему чего-то хочется. Если родители в силу определенных причин запрещают желаемое, возможно проявление его естественной реакции – желания делать все на зло.
- Ошибки воспитания, плавно вытекающие из ситуации, описанной в предыдущем подразделе. Ребенку все разрешается не только до 1-2 лет, но и в более старшем возрасте, и лишь когда он становится вполне сознательной и самостоятельной личностью, родители вдруг с ужасом замечают, что их любимое дитя совершенно не желает слушаться.
Просьбы-отрицания
Часто можно услышать от мам напоминания: «Не трогай! Не кричи! Не бегай!» Но такие просьбы, по мнению психолога, бессмысленны. Процессы возбуждения у маленьких детей сильно преобладают над процессами торможения, потому им трудно сразу же остановить свою активность. Кроме того, фраза «Не бегай!» формирует в голове у ребенка обратное послание: «Бегай!», поскольку частицу «не» дети часто не слышат.
— Старайтесь формулировать свое послание без частицы «не». Не тормозите действие, а заменяйте его другим. Это как с поездом, мчащимся без тормозов: резко остановить локомотив сложно, а вот переключить стрелку на другие рельсы вполне реально.
А еще важно помнить, что дети сначала считывают эмоции родителей, а потом только слышат их слова. Если есть расхождения, ребенок реагирует на эмоции: выражение лица, тон голоса
Вот почему так важно, чтобы слова и эмоции «дружили» друг с другом.
Спуститься с пьедестала «великого родителя»
Придётся, иначе ничего не получится. Для малыша, едва научившегося ползать, всё окружающее кажется огромным, за исключением самых близких – отца и матери, которые с первых дней жизни носят его на руках, поднимая его точку обзора мира до собственной. Позднее, когда подросший ребёнок начинает ходить, проявлять свой характер, то родители упускают из виду более чем метровую разницу в росте и видении мира, поэтому продолжают смотреть на него с высоты своей значимости и мудрости и общаются сверху вниз. Одновременно и в их речах появляются приказной, повелительный тон.
Родители справедливо полагают, что они старше и умудрённее опытом, и поэтому обязаны учить уму-разуму наивного малыша. Но даже если это и так, то лучше всё же будет снизойти на уровень самого ребёнка. Лучше даже физически присесть и посмотреть в глаза ребёнку. Тут-то и можно заметить, как одна и та же фраза, сказанная из «заоблачных высот» и при взгляде в детские глаза будет звучать совершенно иначе. Точнее, поменяется её восприятие малышом
Поэтому лучше попросить малыша убрать игрушки не криком из кухни или важно подбоченившись, а глядя ему в глаза. Вместе с ним можно оценить беспорядок в детской, а потом, глядя ему в глаза, сказать, что надо бы всё это исправить
Советы Ольги Азовой – как помочь ребенку с нарушением обработки слуховой информации
1. Мероприятия, касающиеся непосредственно слуховых нарушений:
— Сократите количество источников, которые одновременно звучат.
— Давайте четкие и короткие инструкции.
— Смотрите в глаза ребенка и вставайте так, чтобы ребенок видел ваше лицо, рот.
— Учите слушать звуки разной частоты.
— Слушайте терапевтичную музыку. Общепринято, что это музыка Моцарта, Штрауса, григорианские и православные песнопения.
— Проходите слуховые терапии в проверенных местах, при наличии сертификатов на аппаратуру, метод Томатиса должен проводиться на аппаратуре с аналоговым звуком.
2. Мероприятия по организации жизненного пространства:
— Давайте подкрепления – зрительные (рисунки, схемы, пометки на полях), повторяйте инструкцию сами и просите повторить ребенка, говорите медленно и четко.
— Продумайте, где организовать рабочий уголок дома. Это должно быть максимально тихое место, с отсутствием предметов, которые издают те или иные звуки, даже если они нам кажутся незначительными. В школе ребенок должен уметь уединяться. Если возможно в учебном заведении организовать комнату релакса, то научите ребенка посещать ее.
— У ребенка должны быть как время для отдыха, так и поручения, обязанности.
— Организация режима. Придерживайтесь четкого расписания, с соблюдением временных рамок. Можно первое время подключать таймеры, чтобы ребенок научился чередовать интервалы отдыха и занятий. Следите за тем, чтобы ребенок в одно и то же время ложился спать и высыпался.
— Следите за питанием (детский стол). Возможно, нужно будет сдать анализы на непереносимость продуктов, следите за регулярностью стула.
— Если ребенок не занимается спортом, то должны быть организованы физические нагрузки.
— Стресс – всегда дополнительная усугубляющая проблема. Следите, чтобы ребенок не попал в такие ситуации, где ему самому не справиться, будьте на стороне ребенка, поддерживайте его.
3. Помогите ребенку, организовав коррекционные мероприятия:
— слуховые терапии;
— занятия по сенсорной интеграции;
— музыкальные занятия;
— развитие темпа и ритма;
— развитие слухового восприятия;
— выполняйте другие рекомендации специалистов.
Слишком много посланий в одной фразе
Не только ребенку, но и взрослому человеку трудно переварить «винегрет» из миллиона разных задач, уверена психолог. В общении с детьми она советует использовать такое правило: одно обращение — одна мысль. В противном случае ребенок выцепит одну задачу, и скорее всего последнюю.
— Если дело многоступенчатое, то его стоит разделить на отдельные короткие действия. Например, надо, чтобы ребенок разделся. Тогда сначала говорим: «Сними шапку». Когда он это выполнил, то говорим: «Расстегни куртку». Если и это сделано, то продолжаем: «Сними сапожки» и т.д. Постепенно ребенок научится раздеваться сам без подсказок, но на первом этапе ему нужна ваша помощь.
Когда нарушен не слух, а смыслоразличение
– Есть разница между нарушением фонематического слуха и нарушением обработки слуховой информации?
– Конечно! Общее только то, что и там, и там присутствует слово «слух». На самом деле у детей с нарушением фонематического слуха речь идет совсем не о нем.
Сначала расскажу про само нарушение «фонематического слуха». Вот мы взяли его в кавычки, потому что в буквальном смысле слух не нарушается, а нарушается смыслоразличение. Фонему буквально ведь мы не можем слышать. Это лингвистическая единица, от нее зависит значение слова в квазиомонимах (это похожие по звучанию слова или в этих словах разный лишь один звук, например, «бочка» – «почка»).
Есть четыре этапа развития: физический слух (наиболее элементарный уровень слуховой функции), неречевой, включая музыкальный (височная кора правого полушария), он дает возможность различать звуки природы и шумы, далее речевой слух – это уровень фонетики (височные поля левого полушария), при его нарушении можно иметь абсолютный слух, но плохо понимать речь (это касается детей с аутизмом и нарушением обработки сенсорной информации), и, наконец, фонематический слух – предназначен для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных. Например, это слова, которые различаются по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, различаются также по признаку «шипящий-свистящий» и дифференциации сонорных (, , ).
Если совсем коротко, то сначала ребенок как бы разворачивает свою физиологию – младенец спит, все разговаривают, а он нас «не слышит», потом, наоборот, появляется на двери записка «Не звонить, спит маленький ребенок», еще позже ребенок начинает различать голоса – вот папа, а это мамочка, потом появляется слух «на речь», то есть это речь – а это не речь, и только когда кора станет еще более зрелой, то начинают формироваться фонематические дифференцировки, вот это и есть сформированный фонематический слух.
– Логопед сможет определить нарушение фонематического слуха у маленьких детей?
– А у маленьких детей нет нарушения фонематического слуха. Он начинает формироваться, когда ребенок, а вернее, его мозг, начинает готовиться к обучению грамоте – после четырех лет. Давайте этот вопрос перенесем в раздел мифов и реальности.
– Расскажите о повышенной чувствительности к звукам при аутизме.
– Несколько ученых пришли к выводу, что у детей с аутизмом мышцы уха имеют более высокую чувствительность к звукам, чем у нейротипичных детей. Некоторые из них даже говорят о том, что оценка порога чувствительности мышц среднего уха к звукам – это биомаркер аутизма.
В среднем ухе находятся две мышцы, которые должны рефлекторно сокращаться в ответ на громкий звук. У детей этот порог повышен и отмечаются трудности с чувствительностью к звукам или проблемы внимания.
Проводилось уже много исследований с использованием наушников, «звуковых вызванных потенциалов» – ЭЭГ и другие, в которых были получены данные о повышенной слуховой чувствительности у некоторых детей с аутизмом.
Исследований достаточно много, многие спорные, для некоторых есть возражение по малой выборке участников эксперимента, но в любом случае уже много информации к размышлению.
Как практик, я могу сказать, что эмпирическим путем можно установить, что многие дети с аутизмом испытывают повышенную чувствительность к звукам, у многих детей отмечается желание закрыть уши, а дети, которые уже умеют говорить, могут рассказывать, что в классе за партой ощущения – как на оживленном перекрестке.
Фото: uholor.ru
Почему дети не слушаются родителей?
Чтобы решить какую-либо проблему, первое, что нужно сделать – выявить ее источник и начинать работу над ним, в противном случае поток трудностей не прекратится.
Дети 2-4 лет
В течение первого и второго года жизни родители чаще всего разрешают своим детям очень многое. Обязанностей у крохи нет, в садик, где к его поведению предъявлялись бы определенные требования, большинство детей такого возраста не ходят. Так в первые годы жизни формируется модель поведения, в соответствии с которой можно все.
Затем наступает более сознательный возраст, 3-4 года, когда привычное поведение становится, по непонятным для ребенка причинам, недопустимым: то, что было можно вчера, сегодня запрещено. Однако взять и сразу поменять свое поведение малыш не может. Добавьте сюда возрастной кризис 3 лет, когда дети начинают впервые проявлять самостоятельность и волю, и можно окончательно понять, из чего складывается причина непослушания в этом возрасте.
Как вести себя родителям
- Помнить, что источником возникновения проблемы являются они сами – это поможет держать свои эмоции под контролем и не кричать на детей.
- Отказаться от жестких методов воспитания, т. к. в этом случае они сломают волю своего ребенка либо вызовут с его стороны волну открытого неповиновения.
С детьми до 2-х лет нужно уметь стоять на своем, если вы решили запретить что-либо. Не стоит делать послаблений в этом вопросе, разрешая что-то запрещенное «на 5 минут» или «чтобы отвлекся, пока я ужин готовлю». Не ругая малыша за попытки саботажа ваших запретов, постарайтесь увлечь его другим видом деятельности, например, игрой.
Ближе к 3 годам у детей начинают формироваться самостоятельность, воля, целеустремленность. Здесь опять же недопустимы жесткие авторитарные меры родительского воздействия. Нужно найти определенный баланс в своих действиях, который позволит избежать вседозволенности, не оказывая давления на психику малыша.
Не окружайте ребенка запретами, дайте ему возможность проявить свою волю в одних вопросах, и тогда будет легче добиться его послушания в других.