Как измеряют интеллект
Интеллект многогранен, поэтому измерить его — непростая задача. С помощью тестов можно только оценить несколько отдельных способностей, таких как логика или память, но результат не покажет полной картины.
IQ (intelligence quotient) или коэффициент интеллекта — значение, которое используется для оценки интеллектуальных способностей. Это отношение умственного возраста человека к биологическому, умноженное на сто.
Средние или низкие значения IQ (в пределах нормы, то есть не ниже 70 в большинстве тестов) по результатам тестирования детей ничего не говорят о будущих успехах или неудачах. Стандартные тесты подразумевают стандартные ответы, и если человек мыслит необычно и креативно, он может выполнить задания «неправильно» и получить неадекватно низкий балл. Бывает также, что дети из-за волнения и тревоги теряются и не справляются с простыми для них заданиями.
Результаты тестов нужно тщательно интерпретировать, учитывая индивидуальные особенности человека. Наиболее известный тест для определения IQ — тест Айзенка. Чаще используют тесты американского психиатра Дэвида Векслера: они считаются наиболее объективными. Сегодня нет единого стандарта тестов IQ.
Симптомы
Как распознать человека, страдающего данной личностной деформацией? Помогут составные звездной болезни, к числу которых принято относить:
Стремление всегда оказываться в центре внимания.
Зависть к чужому успеху.
Невнимание к родным и близким, полное сосредоточение на собственной персоне.
Противопоставление двух форм отношений – к себе как к высшему человеку, самовозвеличивание, и окружающим, принижение их роли.
Нередко такие личности позволяют себе нарушать нормы, принятые в обществе, поскольку считают себя выше их.
Также в специальной литературе можно встреть термин «нарциссизм», самолюбование, он имеет много общего с рассматриваемым отклонением. Такой человек не просто ведет себя высокомерно, он искренне уверен в своем превосходстве и верит в то, что окружающие придерживаются такого же мнения.
Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.
- Дефицит внимания
- Протестное поведение
Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.
Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.
Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.
Агрессивное поведение
Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.
Инфантильное поведение
В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.
Конформное поведение
Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.
Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)
В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.
Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.
Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.
Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.
Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.
В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.
При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.
Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой
Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии
Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.
Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.
Профилактика «звездной болезни» с ранних лет
«Больше всего «звездной болезни» подвержены дети с нарциссическим типом личности, — объясняет психолог высшей квалификационной категории Павел Потапов, — мы можем говорить о нарциссизме, если у детей ярко выражены такие качества характера, как тщеславие, самовлюбленность и эгоизм. Ребенку трудно общаться с окружающими. Он нуждается в постоянном восхвалении и восхищении, тяжело переживает успех других детей, завидует, и, как следствие, находится в постоянном стрессовом состоянии».
Психологи видят причины нарциссизма в семейном воспитании. Иногда родители всячески пытаются добиться от ребенка того, что не получилось у них самих. Успехи в выбранной деятельности поощряются похвалами, подарками, ребенок старается быть еще лучше, еще успешнее, ведь это так приятно получать признание близких людей. Но у такой системы воспитания есть отрицательная сторона – ребенок оказывается заложником успеха. Ему кажется, что если он не будет продолжать радовать окружающих своими талантами, то его не будут любить.
Специалисты также утверждают, что благодатная почва для взращивания «нарциссов» — это отсутствие материнской заботы в детском возрасте. Ребенок старается заполнить дефицит тепла и осознания собственной значимости, и на психологическом уровне выстраивает свою вселенную, где он является самым важным человеком.
Если родители не хотят вырастить самовлюбленного, но постоянно сомневающегося в себе ребенка, зависимого от чужого мнения, о манере воспитания стоит подумать еще с первых лет жизни малыша.
Если Вы всё же решите лечить звёздного сотрудника, прислушайтесь к нескольким советам:
Психологи считают звёздную болезнь нарциссическим расстройством, которое стабилизировать можно и нужно, но лишь путём психотерапии. Другими словами, если компания столкнулась с такой проблемой, нужно просто нанять психологов для помощи. Такой практики на предприятиях, увы, мало, приглашать на помощь психологов или психотерапевтов как-то не принято, но, поверьте, попробовать стоит. Ведь Вы не застрахованы от того, что в Вашем коллективе не появится когда-нибудь ещё один «звездун».
Лечить звёздную болезнь всегда лучше на ранней стадии. Вылечить маленькую капризную «звёздочку» легче, чем давно работающее в .
Лекарством для поймавших вирус звёздности может стать перевод сотрудника на один или несколько постов ниже: человек ещё раз проходит тот же карьерный путь, но уже крепко задумавшись над своим поведением.
Поможет перевод на принципиально новую работу внутри компании: профессия новая, знакомых нет, «звездить» не получится.
Полезна система «кнутов»: например, санкции за нарушение строго очерченной HR–специалистом допустимой поведенческой модели.
Поможет, как ни странно, и новая мотивация. Возможно, человек уже достиг поставленной цели, а другой, более высокой, перед ним ещё не поставлено, вот он и пытается «самоутверждаться на пустом месте». Таким «звёздам» можно дать должность с особым названием типа «специалист высшей категории», «эксперт по работе с ключевыми клиентами», «ведущий менеджер». При таком раскладе «звездность» как-то сама собой нейтрализуется, идёт на спад, и даёт «звезде» возможность продолжать приносить высокий результат.
Поможет и включить звёздного сотрудника в какую-нибудь проектную группу для решения особо сложной задачи, чтобы он пережил ощущение, что он разбирается далеко не во всех сферах. Талантливой «звезде» нужно ставить задачу несколько сложнее, чем другим. Тогда ей будет некогда «звездить».
Причина звездной болезни
Звездной болезнью страдает не только шоу-бизнес, но и обычные люди из самых разных областей. Например, «зазвездиться» может амбициозный работник офиса, практикующий врач или лучший ученик университета. В основе всех отклонений лежит неправильно сформированная самоценность человека. В отсутствии внутренней опоры образуется душевная пустота и одиночество, и человек чувствует потребность во внешних опорах. Можно назвать следующие причины деформации личности:
излишнее внимание;
резкое повышение материального достатка;
статус начальника;
прочие личные достижения, которые резко повышают самооценку;
неправильное воспитание;
такие черты характера, как высокомерие, отсутствие смирения, заносчивость.
Какие гены влияют на интеллектуальные способности
На данный момент ученые прогенотипировали 78 000 людей европейского происхождения и выделили 52 гена, которые влияют на умственные способности. Три из них связаны с формированием и работой нейронов — клеток нервной системы.
Ген SHANK3 участвует в формировании синапсов — место контакта между двумя нейронами. Ген DCC отвечает за направленный рост аксонов, по которым импульс проходит к другим клеткам нервной системы или органам, а ген ZFHX3 регулирует образование нейронов. Изменения в работе этих генов могут приводить к замедленной или ускоренной передаче сигнала в головном мозге. Есть также гены, которые связаны с конкретными способностями.
С уверенностью нельзя сказать, что определяет интеллект ребенка — наследственность или факторы окружающей среды. Исследования на близнецах показали, что существуют механизмы наследования уровня интеллекта. При этом факторы внешней среды могут развивать или тормозить генетический потенциал.
Ген FADS2 определяет связь между грудным вскармливанием и уровнем интеллекта. Один вариант этого гена делает грудное вскармливание фактором развития более высокого IQ. Другой вариант гена не дает никаких преимуществ, вне зависимости от типа питания младенца.
Чтобы оценить наследование эмоционального интеллекта и эмпатии, ученые проанализировали гены 89 000 человек и предложили им пройти тест на чтение психического состояния по взгляду. Женщины справлялись с заданием лучше. Причем с ростом уровня образования точность женщин, с учетом генетических факторов, повышалась. Генетический вариант, связанный с эмпатией у женщин, находится вблизи гена LRRN1. Этот ген экспрессируется в участке мозга человека, который и отвечает за распознавание эмоций.
Журнал ТАКт
Радио Город Кудрово совместно с журналом Такт продолжают давать полезные советы. И сегодня у нас в гостях человек, который умеет видеть людей насквозь. И это не маг и не человек который делает рентген. Встречайте, аналитический психолог Александра Сергеева.
А.Л. Александра добрый вечер. А.С. Добрый вечер. А.Л. для выступления артисту создается образ, а иногда и не один. Есть ли методики или рекомендации, как быстро и безболезненно вжиться в образ, как перестроится на другой образ и как выйти из образа? А.С. У каждого человека есть все. Каждый человек представляет собой микрокосмос. В нем есть все задатки от Чикатило до святого. И при определенном настрое можно из себя вытащить абсолютно все. Что значит не зависнуть в роли? В аналитической психологии есть такое понятие, как персона. Персона — это некая социальная маска, которую мы одеваем входя в социум. И это есть не только у актеров, но и у любых других людей. Будь он медик или рабочий, судья или пекарь в социуме — это одно лицо, но если мы все это приносим домой, это портит нашу жизнь и жизнь наших близких. Представьте, что я буду проводить анализ своего супруга? Так мы испортим жизнь себе и своим семьям. У актеров то же самое
Важно не забывать кто я есть? Бывает конечно и захват персоны это когда человек забывает о своей человечности и такое бывало. Здесь может помочь человеку: помнить кто я есть
Важно возвратится в свое тело, входить в контакт со своей душой, со своими желаниями. Актерам это еще более важно. А.Л. Зачастую артист, находясь на сцене, как бы попадает в некую струю энергии и потом, в обычной жизни ищет похожей подпитки и не находит. Отсюда алкоголь, наркотики и пр. Как этого избежать? А.С. Не уверена, что это связанно именно с успехом. Дело в том, что после эмоционального пика, существует и эмоциональный спад. Это своего рода волны. Такие перепады есть у всех, но у артистов перепады значительно больше. Как этого избежать? Я буду очень не оригинальна и скажу, что лучше пойти к психологу, чем в запой. Тем более, что после алкоголя ситуация только ухудшится. А.Л. Стресс на сцене. Очень часто начинающие артисты на сцене испытывают стресс прямо во время выступления. Неверно взял ноту, забыл строчку песни, увидел пустые места на первых рядах — спровоцировать может все, что угодно. Есть ли какие-либо методики, упражнения, чтобы прокачать стрессоустойчивость в подобных ситуациях? А.С. Я думаю, что мы говорим о тревоге перед публичными выступлениями. И это касается не только артистов. Это страх неизвестности. И эта тревога абсолютно нормальна. Что делать? Честно признавать. Наши тревоги и страхи тем сильнее, чем больше мы с ними боремся. Тревога — это вопрос будущего. А что, если..? Нужно раскрутить этот вопрос до максимума. Представить: да выйду, забуду все слова, надо мной посмеются, помидорами закидают, из театра уволят. То есть доводить ситуацию до абсурда. В результате самому станет смешно. Любое чувство нужно пережить, чтобы оно прошло.
А.Л. Как не заболеть звездной болезнью? И как с ней бороться? А.С. Когда человек звезда на сцене, то это никому не мешает и себе человек тоже не мешает. Это естественно. Это становится проблемой, когда человек звезда дома, в другом общественном месте, где угодно, не на сцене. Проблема в том, что человек забывает, что он не на работе. Когда эта болезнь наступает, то это говорит о том, что крах очень близко. Сама судьба начинает устраивать нам много испытаний, тем самым говоря о том, что нужно вернутся в человеческое. Ты не только звезда, ты еще и человек. А.Л. Совет для родителей. Ребенок уверяет, что хочет стать артистом. Как понять насколько это искреннее желание и не сломается ли ребенок, ведь это непростая работа. И, если понятно, что данных у ребенка нет никаких для этого, как безболезненно ему это донести. А.С. А нужно ли? Мне кажется, что нужно не мешать. Ребенок должен набить себе шишки. Он в любом случае набьет себе шишки даже, если он выберет себе профессию врача, строителя, водителя, да вообще кого угодно. От всего застраховаться нельзя. И лучше дать попробовать. А.Л. Главный вопрос нашей передачи как стать звездой? А.С. Если человек талантлив и работоспособен, то здесь и вопрос не стоит. Если это желание связано с нарциссическими комплексами, с уязвленным самолюбием, то с ними какую-нибудь гадость, выложи в youtube. Чем дурнее, тем больше будет лайков. Только личных проблем это не решит. Ищите свои таланты, развивайте, делайте то что Вам нравится. И учитывайте, что шишки будут, синяки будут. Главное — это работа.
Александр Липинский
Ох, что же делать с этими «звёздами»? Дилемма из разряда «казнить нельзя помиловать»
С почестями уволить? Или помочь спуститься с небес на землю? Отправить освещать другой небосклон? Или попытаться вылечить эту звёздность? М-да, а это вообще лечится? Есть ли гарантия полного выздоровления? Не будет ли коллектив изнемогать в будущем от рецидивов чье-то не долеченной звёздной болезни? Ладно, давайте разбираться.
Если вопрос решать кардинально (это я об увольнении звёздного сотрудника), то нужно понимать, что такую «звезду» может взять на работу Ваш конкурент. А если решать вопрос не кардинально (это я о том, чтобы оставить звёдного сотрудника в коллективе), то нужно понимать, что он может демотивировать команду или вообще её развалить.
Многие руководители не знают, что делать со «звёздами» в коллективе – эдакая палка о двух концах. Многие считают, что лечить «звёздников» бесполезно, ведь болеют звёздной болезнью чаще всего опытные профессионалы, которые давно уже сформировались как личности. Для таких руководителей сотрудники со «звездой во лбу» — как хроническая болезнь: зачем тратить средства на «таблетки»? они же всё равно уйдут впустую. Такие руководители склонны к тому, чтобы, поговорив откровенно со «звёздниками», максимально дружелюбно расстаться с ними. Они относятся к зазнавшимся сотрудникам, как к камешку в ботинке, который мешает ходить, пока его не извлечёшь.
Но другие руководители считают, что увольнение – это крайняя мера, что отправить звёздного сотрудника восвояси – это не выход. Они относятся к «звёздникам», как к хорошему психологическому тренажёру, который абсолютно бесплатно (!) помогает остальным членам команды оттачивать уровень своей стрессоустойчивости.
Но практически все руководители сходятся в одном: со звёздным сотрудником нужно быть начеку (наблюдать за его поведением, вовремя корректировать, словом, бдить).
«Звездная болезнь» у ребенка-спортсмена
Главная причина детской «звездной болезни» заключается в воспитании. Все мы слышали про родителей, которые пытаются реализовать свои нереализованные амбиции через детей. Так вот — таких родителей намного больше, чем вы можете себе представить. Они сами выбирают жизненный путь для своего ребенка: чем увлекаться, каким заниматься спортом, что читать.
Каждое успешное действие ребенка (с точки зрения родителей!) поощряется похвалой и наградами. Ребенок постепенно становится заложником собственного успеха: он привыкает к тому, что лишь успех в определенной деятельности позволит ему получить похвалу у родителей, в то время как его неудача искренне родителей расстроит. В этот момент происходит переоценка ценностей, и на первое место выходит не собственное «Я», а образ родителя, который необходимо поддерживать счастливым.
Иногда роль таких родителей берут на себя тренер в секции, учителя в школе, родственники или любые другие взрослые. Ребенку важны похвала и восхищение в целом, и вклад во взращивание образа самого талантливого может внести кто угодно.
Детская «звездная болезнь» наполнена такими категориями, как постоянно борющиеся между собой самовлюбленность и сомнение (ребенок как бы разрывается между собственным «Я» и образом родителей и не знает, кому его личность принадлежит). Если не разобраться с детской «звездной болезнью» вовремя, это приведет к печальным последствиям: ребенок вырастет неуверенным в себе, тревожным, зависимым от чужой оценки и склонным к зависти человеком. Кроме того, чтобы оправдать созданный вокруг него образ, ребенок может просто подорвать как физическое, так и ментальное здоровье.
Как бороться со «звездной болезнью» у ребенка
Вам помогут несколько правил.
- Не хвалите ребенка постоянно. Ребенок должен получать похвалу только за какое-либо достижение или успех.
Похвала должна быть обычной: мимолетным словом «Молодец», «Ты хорошо сделал» и т. д. Не следует превращать акт похвалы в акт возвеличивания: «Ты самый-самый лучший! Лучше тебя никого нет и никогда не будет! Ты невероятно прекрасный!»
Лучше акцентировать внимание не на самом ребенке, а на правильном действии, которое он совершил: «Отличный гол», «Хорошая подача» и т.д
- Похвала должна быть простой. Не следует путать похвалу и поощрение. Похвала — это слово «Молодец». Поощрение — это купить новую игрушку, сводить на аттракционы и так далее.
- Похвала должна быть адекватна поступку. Например, если ваш ребенок играет в футбол и забил гол, похвалите его. А вот если выиграл важный турнир — поощрите. Ребенок должен понимать, что похвала — это достаточно малая, но все же награда, а вот за реально большие достижения он получит не только похвалу, но и поощрение. Ребенок должен к чему-то стремиться.
Спорт не должен становиться единственной деятельностью ребенка. Помимо тренировок и соревнований, существуют такие вещи, как, например, домашние обязанности и уроки. Часто родители маленьких спортсменом выполняют за ребенка все домашние задания и освобождают даже от элементарной уборки своей комнаты, а это в корне неправильно. Важный момент — олимпиады и конкурсы. Если ваш ребенок заболел «звездной болезнью», вылечить ее можно очень легко: примите участие в каком-нибудь сильном конкурсе
Необходимо, чтобы он увидел, какие есть другие дети, что умеют они, и — важно — что он, безусловно, талантливый ребенок, но далеко не лучший в своем деле и ему есть к чему стремиться
Что такое звездная болезнь?
Звездная болезнь – это психологическое понятие, представляющее собой деформацию личности, которая имеет завышенное отношением к себе и искаженное – к действительности. Причиной таких изменений становятся успехи в какой-либо области: шоу-бизнесе, литературе, науке, медицине и пр. Синдром проявляется как социальная дезадаптация и ведет к деградации личности.
Звездная болезнь — психология
С точки зрения психологии данная патология по проявлениям очень напоминает нарциссическое расстройство, что значит: звездная болезнь – нездоровое проявление личности, ведущее к проблемам в общении. Некоторые психологи отождествляют понятия «нарциссизм» и «звездная болезнь», признаки которых схожи. Стремление к самореализации и поиск новых знаний – это нормально, а невротическое проявление данной потребности выражается в следующих мотивах:
- быть объектом уважения и восхищения;
- болезненное стремление к престижу;
- потребность производить на окружающих впечатление.
Что такое интеллект
Интеллект — способность мозга обрабатывать поступающую информацию. К интеллекту относится логика, память, обучаемость, креативность, умение распознавать эмоции, планировать и решать проблемы.
Важно понимать, что это не отдельный навык, а комбинация когнитивных и психологических процессов, которая позволяет человеку приспособиться к окружающей среде. Например, школьник учит параграф, чтобы получить хорошую оценку на уроке, или врач, столкнувшись со сложным случаем, перечитывает и анализирует информацию, чтобы вылечить пациента — всё это проявления интеллекта
Различают также эмоциональный интеллект (EI) — способность человека понимать эмоции, мотивы и желания других людей. Этот параметр был введен потому, что традиционные тесты на интеллект не оценивали способность человека взаимодействовать с другими людьми.
Как зажечь «звезду», а не «звездную болезнь»
Не всегда только семейное воспитание влияет на формирование личности талантливого ребенка. Есть еще педагоги, близкие родственники, одноклассники. Когда ребенок становится успешным в спорте, музыке или других видах деятельности, у него появляются наставники и поклонники, которым свойственно «захваливать» ребенка. Последствия такого обожания со стороны окружающих проявляются дома. Успешный ребенок не хочет помогать родителям, часто устраивает истерики, когда не может добиться желаемого. Поговорить с каждым человеком из окружения ребенка – невозможно, но никто не мешает мамам и папам разработать домашнюю «антизвездную» стратегию:
-
Будьте осторожны с похвалами. Хвалить ребенка стоит только тогда, когда он действительно добился лучших результатов. Похвалой должно оценивать конкретное действие или достижение ребенка, а не факт его существования.
-
Похвала – это приятные слова, и уж никак не цикл мероприятий, посвященных возвеличиванию ребенка. Оставьте поощрительные походы в кинотеатр и покупку дорогих игрушек для крупных праздников.
-
Талантливый ребенок должен понимать, что ему есть куда стремиться.
Заставлять «звезду» через крики и слезы участвовать в конкурсах и олимпиадах – дорога, которая приведет к детско-родительскому конфликту.
-
В какой бы области не проявлял талант ваш ребенок, у него должны быть альтернативные занятия. Ничто не освобождает ребенка от участия в семейной жизни, когда для этого есть возможность. Если ребенок отлично поет и постоянно готовится к выступлениям – это не значит, что он может не делать домашние задания или не в состоянии вымыть за собой тарелку.
-
Не сравнивайте ребенка с другими.
Он либо «зазнается» и начинает считать себя лучше других, либо осознает собственную ничтожность и погружается в депрессию.
В обществе сложился стереотип о том, что звездной болезни подвержены только медийные личности – актеры, певцы, музыканты. Эти профессии действительно помолодели, и на экране телевизора за обожание зрителей все чаще борются дети всех возрастов. Но не только они в зоне риска. Отличник в школе, ученик с хорошим чувством юмора, который вызывает симпатию у одноклассников, просто ребенок-лидер – тоже могут заразиться звездной болезнью. А, как известно, заболевание легче предотвратить, чем лечить. Поэтому, если у вас дома растет маленькая «звездочка» — присмотритесь к ней уже сегодня.
Елена Кононова
Какой тип личности у вашего ребенка?
В подростковом возрасте оформляются основные черты личности, которые потом начинают проявляться во всех сферах жизни. В новом тесте Я – Родитель предлагает выяснить тип личности вашего ребенка
Пройти тест
Как эти гены наследуются
Гены наследуются по одной копии от каждого родителя. По материнской линии передаются только гены митохондриальной ДНК и иногда Х-хромосомы. Однако 52 гена, связанные с интеллектом, расположены не в них, а в так называемой ядерной ДНК.
Эти гены показывают только верхушку айсберга. На умственные способности влияют тысячи генов, работу которых ученым только предстоит изучить. Поэтому не стоит верить тем, кто говорит, что интеллект передается только от одного родителя, через X-хромосому, и в другие сенсационные заявления.
Для взрослых влияние генетики становится еще более сильным: с вероятностью 80% коэффициент интеллекта будет таким же, как у родителей.
Мы не можем изменить гены, которые передались ребенку от родителей. Однако раскрыть способности поможет правильная обстановка:
️ Физическая активность и правильное питание
Доказано, что спорт и диета положительно связаны со способностью ребенка к обучению.
Самоконтроль
Вспомним знаменитый зефирный эксперимент, где детям предлагали либо съесть сладость сразу, либо подождать и получить вторую. Те, кто справился с ожиданием, в подростковом возрасте имели более высокие оценки. Развивать самоконтроль у детей можно личным примером и небольшими тренировками — каждый следующий раз с «зефирным тестом» будет справиться проще.
Близкие и доверительные отношения
Открытое и честное общение с детьми располагает к проявлению эмоций и чувств, что способствует развитию эмоционального интеллекта и высокой мотивации. И наоборот, неудовлетворенные психологические потребности ребенка приводят к тревожности и неуверенности: малыш переживает об опасном окружении и удовлетворении эмоциональных нужд, из-за чего не может сконцентрироваться на учебе.
Творчество
Чтение, рисование, изучение языков, игра на музыкальных инструментах и различные головоломки задействуют разные области мозга и тренируют его. Только не стоит заставлять малыша делать то, что ему неинтересно. Вместо этого позвольте ему выбрать занятия по душе и поддерживайте его начинания.
- Genome-wide association meta-analysis of 78,308 individuals identifies new loci and genes influencing human intelligence. Nature, 22 May 2017
- Genes influence ability to read a person’s mind from their eyes. University of Cambridge, 7 June 2017
- The relationship between physical activity and diet and young children’s cognitive development: A systematic review. NCBI, 22 Apr 2016.
- Surveying the Relationship of Family Emotional Atmosphere with Emotional Intelligence and Happiness of Students. The Caspian Sea Journal, 11 July 2016.