Чувствуйте внутреннюю уверенность
Давно известно, что «Когда есть сила приказывать, повиновение последует». Ребенок хорошо слышит слово «Нет», если оно произнесено уверено и твердо, но при этом спокойно и вежливо
А вот сомнения в голосе мамы заставят задуматься, так ли уж важно слушаться? Если взрослые срываются на крик, они тоже показывают свою слабость, а слабым можно и не подчиняться
Нельзя думать, что осознанно запрещая что-то, вы непременно сделаете детей несчастными. На самом деле, ребенку нужна не только свобода, но и сильный человек рядом, который будет направлять, защищать, а порой и что-то запрещать. Когда вы верите в свое право устанавливать границы дозволенного, детям значительно легче их соблюдать.
Задача родителей — сделать так, чтобы такие короткие и такие долгожданные летние месяцы не стали чередой унылых дней перед телевизором или компьютером, а принесли детям новые знания, удивительные открытия и волшебные воспоминания. Как же сделать летний отдых насыщенным и полезным? |
8. Не требуйте невозможного
Очень часто дети не слышат слово «Нет», потому что, устанавливая запреты, родители не учитывают их возрастные особенности. Не идите наперекор природе, которая заставляет трехлетку кричать «Я сам!». Это все равно, что бороться с ветряными мельницами. Нельзя требовать от дошкольника то, до чего он в принципе еще не дорос. Например, сидеть и 40 минут заниматься одним делом, смирно стоять, никуда не лезть, не баловаться и т. д., потому что здоровые дети должны быть активными и любопытными, а еще потому, что до семи лет у них не сформирована произвольность.
9. Предлагайте альтернативу
Обидно, когда что-то нельзя. Но ведь всегда есть что-то, что можно! Напоминайте ребенку об этом. Запрещая одну игру, тут же предлагайте другую, более безопасную. Научите правильно и аккуратно пользоваться запретными предметами (например, нельзя бегать с ножницами по комнате, но можно резать ими бумагу сидя за столом). Если малыша так и тянет рисовать на обоях, закрепите на удобной высоте большой рулон бумаги или выделите одну стенку на балконе, где можно рисовать мелками. Нельзя сейчас купить игрушку в магазине, но можно выбрать вкусное печенье на ужин или (для более взрослых детей) начать присматривать подарок к ближайшему празднику. Когда у ребенка есть альтернатива, он не будет устраивать истерику из-за того, что ему в чем-то отказали.
Откуда берутся силы? Что делать, если каждый вечер валишься с ног? Вопросы не праздные — особенно для мам с маленькими детьми. Малыши дают много энергии, но и требуют массу сил. В этой статье мы расскажем, как все время быть в форме. |
10. Любите, а не устраивайте войну
Ребенок плохо слышит слово «Нет», когда его отношения с родителями оставляют желать лучшего, когда взрослые грубы или ведут себя отстраненно
Ребенок не научится адекватно воспринимать запреты до тех пор, пока истерики и протесты — это единственный способ привлечь к себе внимание или добиться, чтобы его услышали
Очень важно не устраивать бесконечную борьбу за власть с собственными детьми, а еще не провоцировать их на запретное поведение. С малышами это довольно просто сделать
Порой достаточно вовремя отвлекать внимание, убирать подальше опасные предметы и вызывающие аллергию сладости, не ходить на прогулку в тот двор, где глубокая лужа и сломанная горка и т. д
Чем старше становится ребенок, тем чаще категорическое «Нет» можно заменять правом решать самому. При этом достаточно объяснить ребенку все последствия того или иного поступка и дать понять, что за них неизбежно придется нести ответственность.
И, конечно, в любом возрасте, запрещая что-то, важно оставаться любящим родителем
Что самое главное в поведении родителей
Ребенок не раз будет проверять границы на прочность, такая задача его возраста — испытать маму и папу. Поэтому правила должны быть едиными и постоянными. Если что-то нельзя, то это не разрешит ни мама, ни папа, ни бабушка, ни тетя. Это нельзя ни сегодня, ни завтра, ни через неделю.
Мама должна транслировать постоянство и предсказуемость, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Если сегодня ребенок подошел к розетке — мама на него накричала, завтра — молча оттащила, а послезавтра — залепила скотчем и не обращает внимания, то ему непонятно поведение мамы, ее реакция каждый раз разная. Как мама может защитить от внешнего мира, если она сама не знает, чего хочет?
Учить или играть
Словом «нельзя» рекомендуется обозначать запреты, которые обеспечивают безопасность ребенка. Их не должно быть много. Все остальные запреты (пойти на улицу, съесть конфету) следует переводить в форму «можно, но не сейчас».
Родителям нужно терпение. Не нужно тешиться надеждой, что с первого раза малыш все поймет. Придется повторять спокойно, ласково, но понятно и твердо какое-то время. Для каждого ребенка это время свое. Родителям понадобится вся любовь к ребенку, вся настойчивость и внутренняя сила.
Как донести до ребенка смысл слова «нельзя»
Психологи советуют родителям в течение дня записывать, сколько раз они сказали малышу «нельзя», а сколько раз разрешили что-либо сделать. Так вот, по правилам воспитания, запреты ни в коем случае не должны превышать количество разрешений. А чаще всего бывает как раз наоборот. Вместо слова «нельзя» следует отвлечь малыша разговором, игрой, чтением книги. Скорее всего, он потом и не вспомнит о том, чего настоятельно требовал.
Такие отношения позволят детям убедиться в том, что работа может доставлять удовольствие. В этом случае малыш, увлеченный помощью маме, гораздо меньше будет подвержен всяким неприятным случайностям. ВЫ сами убедитесь, что справившись с тем, как донести до ребенка слово «нельзя», облегчится и его и ваша жизнь.
Статья прочитана 3 069 раз(a).
Обязательное объяснение причины
Зачастую родители одергивают ребенка словом «нельзя» — малыш прекращает хулиганить
Но как только мама или папа отвлекут свое внимание, непоседа снова начинает запретное действие. Лучший вариант запретить что-то, объяснить причину своего требования
В то же время, объяснять нужно на понятном для малыша языке, и чем раньше родители начнут толковать причины своих запретов, тем быстрее ребенок начнет анализировать свои поступки.
В любом случае, запрещая ребенку то или иное действие, родителям стоит задуматься, а так ли это необходимо. Малыш растет, познает мир и развивается, и если это не угрожает его безопасности, стоит разрешить исследовать окружающую обстановку удобными для него способами.
Завуалированные запреты
Мудрые родители организовывают пространство и досуг своего малыша таким образом, чтобы ребенок просто не мог поступать неправильно. Это обеспечится если Вы:
- создадите комфортную и безопасную обстановку, путем нейтрализации всех опасностей
- предоставите ребенку условия для творчества, при которых не будут испорчены какие-либо ценные вещи и одежда
- будете подавать ребенку правильный пример манипуляций с различными предметами
- четко определите запреты и будете четко их придерживаться: недопустимо чтобы кто-то из родителей разрешал то, что запрещает другой
Благодаря этим нехитрым правилам ребенок получит некоторую свободу, будет гармонично и разносторонне развиваться, интересоваться окружающим миром и пытаться его познать. А лишние бессмысленные запреты не сумеют навредить нежной детской психике.
Не приучайте ребенка ориентироваться на мнение чужих людей
Чем старше становится ребенок, тем больше появляется запретов, связанных с общественным мнением «Не плачь, а то дядя подумает, какая ты капризная девочка», «Не кричи громко, а то нас отсюда выгонят!» Мы часто не придаем значения этим фразам, но на самом деле, благодаря ним, ребенок очень быстро привыкает ориентироваться на внешний мир, на внешние оценки людей, начинает придавать большую важность этим оценкам. Конечно, прислушиваться к мнению окружающего мира важно, без этого невозможно жить в социуме
Но постоянно ссылаясь на мнение чужих людей, вы рискуете преувеличить в глазах ребенка важность этого самого мнения и привить ребенку ненужные комплексы, от которых потом так трудно будет избавиться
Конечно, прислушиваться к мнению окружающего мира важно, без этого невозможно жить в социуме. Но постоянно ссылаясь на мнение чужих людей, вы рискуете преувеличить в глазах ребенка важность этого самого мнения и привить ребенку ненужные комплексы, от которых потом так трудно будет избавиться
Объясните лучше как-то по-другому причину «Не кричи, а то ты мешаешь доктору лечить других деток» (в очереди в поликлинике) или «Не делай так, это меня расстраивает (утомляет)». Это не сделает ребенка столь зависимым от того, что подумают люди
А это очень важно для счастливой жизни маленького человека
Что делать, если ребенок в 2 года не понимает слово нельзя?
- Скорее всего, малыш понимает, что вы имеете в виду, когда говорите «нельзя», просто он не желает следовать этому запрету, считает его необоснованным и видит, что ничего не происходит, если он его нарушит
- Причина такой реакции часто кроется в неправильном поведении родителей, которые сначала запрещают, а потом, если ребенок сильно плачет, разрешают, или мама запрещает, а бабушка украдкой позволяет. Возможно, вы слишком часто употребляете слово «нет», и малыш перестал его воспринимать
- Будьте последовательны и терпеливы, исправляйте ошибки, которые допустили, не поощряйте непозволительного поведения, и через некоторое время ребенок смирится с правилами
Как справиться с негативной реакцией на слово «нельзя»
Родителям важно не только правильно запрещать, но и знать, как справиться с негативной реакцией малыша. Виды детских реакций на запреты:
Виды детских реакций на запреты:
- плачь, злость, негодование – естественная реакция, нужно уметь выдерживать такое поведение, оставаясь абсолютно спокойным, постарайтесь успокоить малыша и объяснить причину запрета;
- принятие – ребенок спокойно воспринимает запрет, понимает, что взрослые о нем заботятся;
- манипуляция – малыш устраивает истерику, старается манипулировать взрослыми, пытается любыми путями добиться своего, главное – не поддаваться на провокацию и твердо придерживаться своего мнения;
Взрослые всегда должны быть готовы к негативной реакции малыша на запрет, поэтому ваши действия не должны быть спонтанными и необдуманными. Всегда старайтесь находить компромисс, договаривайтесь по-хорошему, чтобы не травмировать неокрепшую детскую психику.
Остались вопросы? Напишите по каналу WhatsApp. Опытные педагоги и психологи детского центра раннего развития «УмНяша» ответят на все ваши вопросы. Приводите малышей на занятия по обучению чтению и математике по современным методикам Н. Зайцева.
1 этап. Атмосфера
Перед тем как начать какое-то действие мы всегда начинаем с подготовки: настраиваемся, подготавливаем все необходимые предметы, которые должны быть рядом для выполнения задания.
Так, например, не имея масла, не сделать масляный крем, когда нет важного ингредиента в блюде, его просто очень сложно приготовить. Поэтому в первую очередь нужно не только настроить ребенка морально на работу, но его рабочее место
Свое то понятно мы можем убрать спокойно, а вот для ребенка уборка — это такое же дело. Постарайтесь приучить ребенка делать уборку с удовольствием (в этом помогут танцы и музыка во время уборки, соревновательный процесс – кто быстрее уберет и т.д.). Со временем малыш сам начнет убирать свое рабочий стол.
Все должно быть на своих местах. В связи с выполнением какой-то задачи это подразумевает то, что все необходимые вещи находятся рядом, а ненужные убраны в нижний ящик. Т.е. у вашего ребенка на столе не должно быть ничего лишнего: если компьютер не нужен – пусть ребенок его отключит, если нужен, то не сверните, а закройте все ненужные вкладки. Пусть ребенок уберет телефон, если ему нужен калькулятор, то купите, они стоят недорого, но вы сэкономите ребенку время при работе. Он перестанет отвлекаться на телефон.
Для мозга такие вещи, как телефон, шоколадка на столе – приносят сиюминутную радость, и конечно же, выбор между работой и смс – падет на второе. Или между просмотром видео и домашним заданием – ребенок выберет первое.
Укрощаем рутинность в делах детей.
Избавиться от соблазна. Это дело, действительно нужное. Если от любимых и более простых занятий ребенку сложно абстрагироваться в своей комнате отправьтесь с ним на кухню, но не готовьте в этот момент.
В случае если ребенок занимается с помощью интернета, то установите для него специальные расширения браузера, которые блокируют все отвлекающие моменты. Установить их не сложно, да и ребенку потом будет тяжело отвлечься на рекламу, игры и другое, когда браузер просто не дает такой возможности.
Еще научите малыша использовать один прием. Пусть у него под рукой будет блокнот и ручка. И как только в его голове будет появляться мысль о том, что нужно еще что-то делать, сразу же пусть записывает это на листе бумаги.
Очень хорошо помогает приложение Cold Turkey Writer в том случае, если малышу нужно написать сочинение или доклад в печатном виде. Это приложение превращает компьютер в печатную машину, пока не закончится лимит набранных слов или время. Очень удобно для тех детей, которые участвуют в литературных конкурсах, состоят в школьной газете.
Еще хорошо помогает сосредоточиться музыка со звуками природы: шум прибоя, дождь, гром, пение птиц.
Восприятие запрета ребенком
Познавая окружающие предметы, малышу важно и потрогать, и увидеть, что произойдёт. Говорят, что на ошибках учатся
С первого раза дети могут не понять грозящей опасности. Потрогав горячую печь или чайник, ребёнок навсегда запомнит это нельзя. Естественно, сначала последует протестующая реакция, такая как слёзы или гнев.
Дети также не способны действовать в сравнении. Если обжёгся о чайник, не поймёт, что кастрюля тоже горячая.
Малыш знакомится с миром, изучает то, что окружает, поэтому стоит ожидать рассыпанных круп и выброшенных вещей из комода. Но ведь исследования заканчиваются и трагически.
В младенческом возрасте слово «нельзя» ещё незнакомо и непонятно ребёнку. Не сделав сегодня то, что не разрешала мама, возможно, «почемучка» попытается исследовать этот предмет на следующий день. Родителям стоит терпеливо отнестись к детским особенностям, не поддаваясь на слёзы и истерики.
Как объяснить ребенку слово «нельзя» и научить его понимать
Все педагоги сходятся в одном: малышу ни в коем случае нельзя позволять то, чего позволять не следует. Запрещая, мы закаляем волю ребенка, а разрешая, ослабляем ее. Слово «нельзя» для ребенка нужно использовать умело. Это, казалось бы, самое легкое в воспитании, и в то же время самое трудное. Уже в раннем возрасте малыш должен хорошо знать, что ему можно, а что — нет. В этом отношении мнение взрослого является решающим. Вопрос заключается в том, как объяснить ребенку слово «нельзя». Постоянно запрещая, взрослые ограничивают познавательную деятельность ребенка, состоящую на 90 % из новых движений и высокой активности.
Как научить ребенка слову «нельзя», разговаривая с малышом? Следует твердо говорить «нет» в том случае, когда это необходимо. Например, ребенок тянется за конфетой, а мама говорит «нет». Ребенок снова тянется, а мама снова жестко говорит: «Нет». Так будет продолжаться до тех пор, пока малыша не уведут от вазы с конфетами в другую комнату и не отвлекут каким-то занятием. Но если мама сказала «нет», «да» уже не должно прозвучать ни в коем случае. В процессе того как научить ребенка понимать слово «нельзя», не следует говорить малышу, тянущемуся за запрещенной конфетой, слишком длинную фразу типа: «Зайчик, не надо брать конфетку, у тебя от нее заболят зубки…» В этом случае маленький ребенок не услышит твердого «нет» и обязательно начнет капризничать. Воспитателям в своих запретах и разрешениях непременно следует быть твердыми, постоянными и последовательными.
Если ребенок регулярно пытается потрогать горячий утюг, его следует регулярно отводить от утюга, даже если он выключен. Родителям не надо делать вид, что они не замечают, как малыш в очередной раз приближается к опасному объекту. При постоянстве требований ребенок перестанет тянуться к утюгу. Правда, скорее всего, он найдет еще что-либо подобное. И, тем не менее, требования должны быть последовательными, как и обещания, которые вы будете давать непослушному ребенку. Родители, пообещавшие трехлетнему малышу спрятать его любимую игру до тех пор, пока он не научится убирать за собой игрушки, должны поступить именно так, как они обещали. Только это приведет к положительному результату.
Запрещаем правильно
В первую очередь следите за своей интонацией. Оставьте в стороне все крики и ругань, говорите спокойным тоном. Так малыш научится воспринимать сказанное, а не бояться вашего разгневанного вида. Но в то же время нужно показать крохе свое недовольство и обиду, чтобы он со временем начинал понимать, в каких случаях вы расстроены его поведением. И про угрозы тоже желательно забыть, если не хотите вместо уважения воспитать в ребенке страх. Читаем статью по теме: что мне делать, если я постоянно кричу на своего ребенка?;
Уважайте кроху как личность. При любых конфликтах не употребляйте оскорбительные слова. Этим вы только понизите самооценку ребенка и вряд ли будете выглядеть в его глазах авторитетной личностью;
Сохраняйте благоразумие. Вспомните свои желания в детском возрасте
Чего вам хотелось больше всего? Может, есть возможность разрешить это своему ребенку, но с соблюдением мер предосторожности?;
По мере взросления все запреты должны корректироваться в соответствии с возрастом вашего чада. Ребенок растет, с каждым годом его способности развиваются и совершенствуются
Разрешите ему включать свет, помогать вам на кухне или орудовать ножницами над ненужной газетой, соблюдая при этом необходимые меры предосторожности;
И самое главное – личный пример. Не требуйте от ребенка того, чего не можете делать сами. Отсутствие сквернословия, пунктуальность, уважение к старшим и многое другое можно воспитать только на примере личного положительного качества.
Постарайтесь, чтобы список запретов всегда был минимальным. Произносите слова «нельзя» и «нет» в крайне опасных ситуациях, а в другое время заменяйте их альтернативными «можно». Со временем вы увидите, что упрямство вашего ребенка уступит место послушанию.
Зачем же все-таки нужны запреты и правила?
Итак, не должно быть много «нельзя», но и совсем без них тоже никак! И не только потому, что при отсутствии ограничений ребенок вырастет эгоистом, а в первую очередь потому что дети, сами того не подозревая, сильно нуждаются в четкой структуре во всем. Вводя в жизнь ребенка определенные правила и запреты, родители тем самым делают мир более понятным и предсказуемым, а значит – безопасным.
Для спокойного и гармоничного развития ребенку необходима уверенность во внешнем мире. А чтобы быть уверенным во внешнем мире, ребенку нужно знать, что окружающий мир стабилен, что в нем есть четкие правила, которые действуют одинаково и сегодня и завтра. Так, например, ребенок должен знать, что конфеты можно есть только после того, как пообедаешь, а после соблюдения вечернего ритуала (чтение книжек, чистка зубов и т.д.) уже больше ничего не последует, только сон. Конкретные правила, которые в первую очередь будут соблюдать и сами родители, ребенку просто необходимы, только их количество должно быть разумным! По той же причине ребенок нуждается в своей собственной комнате и кроватке, в режиме дня, т.к. это тоже дает ему ощущение стабильности.
Что делать, если ребенок в 2 года не понимает слово нельзя?
- Скорее всего, малыш понимает, что вы имеете в виду, когда говорите «нельзя», просто он не желает следовать этому запрету, считает его необоснованным и видит, что ничего не происходит, если он его нарушит
- Причина такой реакции часто кроется в неправильном поведении родителей, которые сначала запрещают, а потом, если ребенок сильно плачет, разрешают, или мама запрещает, а бабушка украдкой позволяет. Возможно, вы слишком часто употребляете слово «нет», и малыш перестал его воспринимать
- Будьте последовательны и терпеливы, исправляйте ошибки, которые допустили, не поощряйте непозволительного поведения, и через некоторое время ребенок смирится с правилами
Когда у детей появляются табу?
До годовалого возраста ребенок не реагирует на запреты и даже после года может игнорировать прямое требование прекратить неугодную маме деятельность. Иногда дети совсем иначе реагируют на запреты: еще с большим рвением приступают за задуманное или устраивают истерику, цель которой — отстоять свое желание.
Когда же ребенок начинает правильно реагировать на запрет? Каждый ребенок индивидуальность и сроки формирования в сознании малыша такого новообразования, как запрет — у каждого свои. Дети, которые крайне редко слышат «нельзя» могут начать понимать запрет намного позже своих сверстников.
Как объяснить ребенку слово нельзя?
Если ребенок намеревается совершить нечто недозволенное, не спешите кричать издалека «нельзя». Алгоритм ваших действий должен быть следующим:
- Подойдите к ребенку
- Уберите его от опасности или заберите предмет запрета
- Посмотрите в глаза малыша и твердо, но не громко скажите «нельзя»
- Объясните причину запрета
- Предложите альтернативу
Например, ребенок тянется к горячей кружке на столе. Вам следует аккуратно убрать руку малыша от горячего предмета, взять кружку в свою руку и показать ее ребенку, объяснить, что в ней находится горячий напиток, который может принести боль.
Как вариант, вы можете приложить пальчик ребенка к кружке на пару секунд, чтобы он проверил истинность ваших слов на своем опыте. Затем предложите ему поиграть, например, с другой кружкой (пластиковой и пустой).