Как понять, что у родителей психическое расстройство (и что теперь делать)

Причины детских страхов

Распространенность тех или иных страхов в каждой возрастной группе связана с этапами жизненного пути, которые проходит ребенок. Тело подростка стремительно меняется, перед ним стоят взрослые задачи — выбрать свой путь, ответственность, но к нему продолжают относиться как к ребенку, а вот у младенца главная забота — не выпускать источник безопасности, тепла и любви из виду. Поэтому у маленьких детей самый актуальный страх — остаться без мамы или другого близкого взрослого, который проводит с ними больше времени.

Существуют различные причины детских страхов. Многие из них естественны и пытаться их устранять намеренно — не стоит. У ребенка недаром появляется чувство высоты, однажды упав с горки, он начинает осознавать опасность. Патологические детских страхи часто рождаются из отношения взрослых к опасностям.

Гиперопека

Ребенок, которому все время говорят «давай, лучше — я, ты не сможешь» боится проявить самостоятельность, а одна фраза «не ешь немытую грушу, а то заболеешь и умрешь» способна породить настоящую фобию у ребенка, который привык верить взрослым на слово.

Высмеивание страха

Закрепляет детский страх и неуважительное отношение к потребностям ребенка. «Описался, как маленький» — говорить это ребенку опасно. Унижение способно закрепить «туалетные» страхи, сделать их хроническими.

Замкнутость

Скрытность родителей, нежелание обсуждать проблемы, может породить множество страхов. Ребенок зачастую понимает, что его канарейка не просто легла спать лапками к верху, но смерть, о которой не принято говорить, пугает ребенка гораздо больше утешения и честного разговора о жизненном цикле.

Постоянное присутствие невротизирующего фактора

Ребенок, который боится животных, не избавиться от страха, если его постоянно силой водить в зоопарк. Так страхи только усугубляются в сознании малышей.

Наказание за проявление чувств

Если ребенку запрещено плакать, громко смеяться или проявлять эмоции, любой страх может превратиться в хроническую проблему.

Психотравмы

Смерть близкого, резкий и громкий звук, который сильно напугал, присутствие при какой-либо трагедии: все это может стать причиной рождения страхов у детей.

Две главные причины страхов у детей

Это не опечатка, действительно, базовых причин детских страхов только две

Глубокое понимание этих причин очень важно для того, чтобы не слушать бессмысленных или откровенно вредных советов, а также для того, чтобы родители сами могли помочь своему ребенку избавиться от любых необоснованных страхов

Бояться может любой ребенок, если чувствует, что его жизни и здоровью угрожает опасность, то есть если рядом нет взрослого. Это здоровый страх, он совершенно необходим и выполняет охранительную функцию. А вот когда бояться нечего, а страх все-таки есть и никакие разумные доводы, уговоры, отвлечения и забалтывания не помогают — самое время обратиться к системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Итак, главные причины детских страхов:

  1. Нарушение чувства безопасности и защищенности у ребенка.
  2. Наличие у ребенка зрительного вектора.

Ребенок боится оставаться один, если не уверен в надежности родителей

Представьте: вы — маленькое и беззащитное существо и вся ваша жизнь зависит от одного великана, который может заботиться о вас, защищать вас от опасностей, приказывать другим великанам, чтобы они тоже заботились и не обижали вас. А может и забыть о вас или, наоборот, начать кричать, ругаться и пугать вас. Или ваш великан, может быть, сам слабый и неуверенный, боится всего на свете, а особенно других великанов. Сможет ли он защитить вас? Как вы будете чувствовать себя в этом случае?

Чувство безопасности и защищенности — база для развития любого ребенка. Более подробно об этом основополагающем концепте читайте в статье.

Если ребенок в 3-4 года боится оставаться один — может быть, он не уверен в том, что мама обязательно вернется? Может быть, вы покидали его слишком надолго или оставляли с незнакомыми людьми? Такое случается, когда малыш попадает в больницу, например, а мать к нему не пускают. Или когда сама мама неожиданно попадает в больницу или уезжает в роддом за новым ребеночком, а малыш оказывается совершенно не подготовленным к этому и чувствует себя брошенным.

Если мама и папа ругаются и выясняют отношения при ребенке, особенно когда звучат смыслы «Уходи и не возвращайся!» или «Уйду и не вернусь!», то у ребенка просыпается неосознанный, непроговариваемый страх потерять семью . Он боится оставаться дома один, потому что опасается, что кто-то из родителей, особенно мама, может уйти навсегда и не вернуться.

Если мама воспитывает ребенка одна, если она замучена, разрывается между работой и домом, не уверена в себе и своем завтрашнем дне, ребенку автоматически и неосознанно передается эта неуверенность, он теряет чувство защищенности и безопасности. В зависимости от векторов ребенка это может выражаться по-разному, например тем, что он боится оставаться один. И чем меньше ребенок, тем больше состояние матери влияет на него.

Или, возможно, в ваше отсутствие приходил пьяный сосед, кричал, угрожал, барабанил в дверь и тем самым вызвал ужас у вашего малыша. И теперь он так напуган, что боится даже вам рассказать о случившемся. Такое бывает, когда ребенок не уверен, что вы гарантированно сможете защитить его от обидчика.

Если ваш ребенок боится оставаться один, хорошенько подумайте, какие у него есть основания не доверять вам?

Как помочь ребенку победить страх

Ребенок от трех лет и старше поделился с вами своими страхами. Что делать, чтобы ему помочь?

1. Показать, что вы сами не боитесь монстров (пожара, собак, машин и так далее). 

Неважно, три года ребенку или 15 лет. Он ориентирован на то, что чувствуют родители

Малыши даже копируют их мимику, дыхание, эмоциональное состояние.

Поэтому если ребенок чего-то боится, первое, что должны сделать мы — это показать ему, что мы в отношении этой проблемы совершенно спокойны. Например, наш дом не сгорит, потому что мы правильно используем электроприборы, знаем правила безопасности и вообще это случается очень редко. И монстр из-под кровати не выпрыгнет — я точно это знаю.

2. Не обесценивать чувства ребенка.

Для чего детям страшилки о черных занавесках и красных пятнах

Ребенка ни в коем случае не надо стыдить, ругать или смеяться над ним («такой большой, а боишься»). Выразите понимание и поддержку.

Ни в коем случае не говорите ребенку: «Не думай об этом, не смотри на это, не говори про это». Так мы лишаем человека поддержки. Вспомните себя — если вы чего-то сильно испугались, то вы хотите кому-то об этом рассказать. И пока говорите, эмоциональный накал спадает, становится легче.

Детям в этом смысле сложнее. Они редко рассказывают о своих страхах. Поэтому родители порой долго не знают о проблемах в жизни ребенка.

3. Рассказать, что страх нормален и он обязательно пройдет.

Можно сказать: «Ты боишься, это нормально, со мной было то же самое, когда я была маленькой. Все пройдет, вот увидишь».

Если ребенку пять и он боится монстра из темноты, вы можете сказать, что в этом возрасте очень многие дети его боятся. Потом они подрастают и спокойно спят, потому что им больше не страшно. Пока ребенок маленький, мы занимаемся «маминым гипнозом», внушаем ребенку отсутствие страха.

Подростку мы говорим иначе: «Да, я вижу, что ты боишься экзаменов. Любой бы на твоем месте чувствовал себя так же, все боятся экзаменов. Но страх помогает тебе лучше подготовиться. Ты все выучишь и сдашь хорошо, вот увидишь».

4

Не акцентируем внимание на страхах

Страхи приходят и уходят. Это же эмоции, а они подвижны

Поэтому важно не укоренять их. Например, если ребенок сегодня боится один войти в темную комнату, не надо ему завтра говорить: «Включи свет, ты же боишься»

А он уже перестал бояться или забыл, что боится. Лучше напомните ему о том, где он проявил смелость.

5. Бороться со страхом на его территории — в фантазии. 

Если ребенок поделился с вами страхами и попросил помощи, помните — с ними надо бороться на их территории, в воображении.

Если сказать, что под кроватью монстра нет, это не поможет. В фантазии ребенка он живет. Поэтому лучше взять швабру, запустить ее под кровать и сказать: «Монстр, ну-ка, уходи! Не мешай моему Коле спать!» Это может помочь.

Помните: то, что смешно, уже не страшно. Многие папы — отличные психотерапевты, которые запросто могут Бабу Ягу или Бабайку представить в ином свете — придумать и рассказать смешную сказку. Или нарисовать страх, а потом переделать рисунок так, чтобы он стал смешным.

Можно поиграть в игру, которая нейтрализует страх

Но действовать стоит осторожно. Одному ребенку это поможет, а другого напугает еще больше

Поэтому если вы не уверены в себе, лучше заручиться поддержкой психолога, который поможет сделать все правильно.

Например, ребенок боится пожара. Можно поиграть в пожарных, которые спасают всех жителей дома, а потом те строят новый — лучше прежнего. В магазине можно купить наборы с фигурками пожарных, лестницами, машиной. Во время игры вы можете еще раз поговорить о том, что вы не боитесь пожара. А то, что ребенку страшно — это нормально и обязательно пройдет. Так ребенок увидит, что есть люди, которые в силах защитить его и родителей от этой беды.

В 99% случаев, чтобы скорректировать страхи, не потребуется медикаментозная терапия. Нужно будет время для созревания психических функций, либо семейное консультирование и коррекция воспитания, либо поведенческие приемы, которые позволят ребенку сделать проблему не страшной, а смешной, или почувствовать себя в безопасности.

Фото: Adrian Sommeling

Как родители могут «напугать» ребенка

Детские страхи порой возникают из-за поведения родителей.

1. Родители сами чего-то боятся.

Например, мама или папа сами чего-то боятся. Например, летать в самолете. Если каждый перелет для кого-то из родителей — это истерика и нервное состояние, то и ребенок будет относиться к самолетам так же. Или же будет бояться чего-то иного столь же сильно.

2. Требования к ребенку постоянно меняются.

Путешествие на территорию страха. Что делать, если ребенок боится темноты?

Чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, его мир должен быть предсказуем. Если дети не знают, чего ждать от родителей, и одни и те же их поступки приводят к разной реакции — от одобрения («Вот ты хитрец!») до осуждения («Да как ты мог такое натворить!»), то они чувствуют себя неуверенно.

Зачастую страх — это психическое напряжение. Порой оно вытесняет саму причину, ребенок привязывает свои чувства к внешней причине. Он на самом деле боится, что его будет ругать мама, а говорит, что его страшит монстр под кроватью.

Если же родители последовательны в воспитании, их требования понятны и выполнимы, то у ребенка страхов может быть меньше.

3. «Попустительский» стиль воспитания. 

Сейчас нередко родители говорят: «Он сам должен выбрать», «Я не буду ему ничего запрещать, и он сам поймет» и так далее. Ребенок поступает плохо, а мама или папа думают: «Вырастет и сам все поймет». Не хочет надевать колготки: «Пусть идет так». Казалось бы, такое поведение полностью ориентировано на интересы ребенка. Но результат противоположный.

Ребенок маленький, он не знает, как надо. Ему необходимо, чтобы родители показывали: это можно, а вот это — нельзя. Иначе он не научится делать что-либо сам.

Без разумных ограничений у ребенка возникает картина, опять-таки, небезопасного мира: «Я взрослый, а мама и папа — нет. Они сами ничего не знают, поэтому не смогут меня защитить». Конечно, это вызывает тревогу.

Если родители последовательны, а их требования к ребенку адекватны, они сами не испытывают иррациональных страхов или работают с ними, то вполне вероятно, что ребенок перерастет свои страхи.

Когда пора обратиться к психологу

Большая часть страхов проходит, человек развивается, и меняется его отношение к действительности. Но есть признаки, по которым можно определить, что ребенку нужна помощь психолога.

1. Продолжительность.  Страх не проходит месяц, два или три или даже усиливается. Ребенок много говорит о нем, сильно переживает.

2. Физиологические проявления. Когда ребенок рассказывает о том, чего он боится, то кусает губы, заламывает руки, грызет ногти. У него продолжительные проблемы со сном из-за страха (не одну ночь он спал плохо, а уже несколько).

3. Нерациональность страха. В нем отсутствует логика. Например, ребенок не хочет садиться на скамейку, потому что она его съест.

Если увидели хоть один из этих признаков, стоит обратиться к психологу, чтобы понять, что же происходит.

Иногда ребенок постоянно говорит про свои страхи, но у него не меняется тон, он спокоен и ведет себя как обычно — возможно, у него есть другая проблема, которую он так выражает. Это повод задуматься.

Сколько страхи задержатся в жизни ребенка, зависит прежде всего от поведения родителей. Большая часть рекомендаций специалистов — психолога, психиатра или невролога — будет касаться общения с ним, а не лекарств или медицинских процедур.

Родители имеют право на тревогу, а дети — на свою жизнь

Лариса Пыжьянова

В норме мы живем так, как будто ни с нами, ни с нашими близкими ничего не должно случиться плохого, иначе жить бы было невозможно. Когда вот так гибнут дети — не в зоне боевых действий, а в

школе, куда каждое утро уходят, — конечно, возникает не просто тревога, а паника. Страх за ребенка и ощущение своего бессилия, отчаяния… 

Хочется сказать, что пройдет время и все уляжется, это действительно так. Когда в московском метро произошел теракт и на следующий день я рано утром ехала на работу в час пик — метро было совсем пустое. Какое-то время это держалось, а потом все стало как обычно. И, с одной стороны, это нормально, потому что как иначе жить? Нельзя жить в постоянном страхе. С другой стороны, превращать это в какую-то обыденность — неправильно, потому что так не должно быть. Но здесь нет алгоритма, я не могу сказать, как нам всем теперь быть, чтобы не тревожиться за детей.

Тревога всегда там, где мало информации — чем меньше информации, тем выше тревожность. Здесь как раз нет той самой информации, того самого алгоритма — что надо делать, чтобы с тобой такого не случилось. Поэтому это скорее история про то, что нам всем делать, чтобы такого не случилось. 

Про мальчика-стрелка говорят: был тихий, незаметный, и одногруппник его комментирует: «Да, мы его подкалывали, старались расшевелить», но я знаю, как подкалывают в таком возрасте — это очень жестокие подколки. Нам всем необходимо быть друг к другу внимательнее и добрее

Этому надо учиться, эти алгоритмы должны быть заложены — доброта и внимание друг к другу

Родителям нужно принять, что они имеют право на свою тревогу. А дети имеют право на свою жизнь. Когда я в МЧС работала, переживала эту тревогу и за собственного сына в том числе. Потому что я видела, насколько этот мир такой… рискогенный. 

Я в таких ситуациях вспоминаю Януша Корчака. Это великий польский педагог, который во время Второй мировой войны пошел вместе со своими учениками на смерть в лагере. Он говорил: «Да, мы боимся за своих детей, мы стараемся их спасти, уберечь, защитить, но, пытаясь уберечь детей от смерти, мы лишаем их жизни». 

Сейчас накатывает это ощущение, когда хочется спрятать своего ребенка, закрыть его дома или водить за руку в школу — защитить своего ребенка любой ценой. Но какой ценой? Если бы она была, мы бы ее заплатили… Я была свидетелем истории, когда погиб старший ребенок в семье и мама младшего несколько лет за руку в школу водила, но потом как-то справилась. 

Тревога здесь — это нормально. Мы столкнулись лицом к лицу со смертью. Мощная волна и страха, и тревоги, и беспокойства. Но гиперопека и гиперконтроль не спасут наших детей. Все что мы можем, — это любить детей, разговаривать с ними, быть к ним внимательными, не потерять с ними контакт, чтобы они с нами всегда делились, разговаривали. Стараться быть к своим детям близкими душевно. Говорить о том, как мы их любим. Меньше ссориться, меньше обижаться, больше любить. Больше говорить о себе, о них.

Даже если они нас не слушают, важен пример

— Такое массовое насилие в школе не первый случай в России. С чем, как вы думаете, это связано?

 — Это связано со временем, скорее всего. Происходит обесценивание человеческой жизни. Убийство в массовой культуре, в кино стало такой обыденностью, границы стерты. Например, если муж жену ударил один раз, все — он будет бить ее дальше. 

Чтобы ударить человека, надо переступить определенную черту. Дальше сложно удержаться, потому что границы уже стерты. Там, где психика не очень устойчива, не здорова, стираются грани между возможным и невозможным. Правильным и неправильным, добром и злом.

Наши дети перешли эту черту, если говорить о нас как об обществе. И только разговорами и личным примером мы можем сейчас что-то сделать. Даже если они нас не слушают, даже если нам кажется: то, что мы говорим, проходит мимо — все равно что-то оседает. 

Необходимо сохранить доверие в отношениях со своими детьми — важно, чтобы ребенок знал, что он может прийти поделиться со взрослым и его выслушают без обвинений. Иногда страшно — видишь, что что-то не так с ребенком, но страшно в этом даже самому себе признаться

Но надо что-то с этим делать, идти к специалистам. 

Наша задача — объяснить ребенку, по каким правилам в этом мире жить. Человек человеку не волк, и падающего не толкни, а протяни падающему руку — не делай другому того, что не хочешь по отношению к себе.

Если мы опустим руки и решим, что все безвозвратно изменилось, ничего исправить нельзя и теперь вот такое ужасное общество, где человеческая жизнь ничего не стоит, где столько ненависти — тогда мы действительно проиграем и оно будет таким жестоким. А мы должны стоять на своей позиции: нет, это ненормально, бить другого — ненормально, творить зло — ненормально, ненормально издеваться над другими. И даже если тебя обидели и ударили — идти убивать в ответ на это тоже ненормально. И мы сами можем породить монстров, если будем друг к другу жестоки, равнодушны и жить по принципу «меня это не коснется — у меня нормальная семья, а там — это какие-то отбросы общества». 

Нет отбросов, есть люди в разных жизненных ситуациях. Человеческие миры не бывают параллельными, мы все связаны. Быть равнодушным нельзя, нельзя прятаться от реальности. Нужно осознать, что реальность вот такая и все, что мы можем, — это противостоять добром и любовью. 

«Что, если беда случится с моим ребенком?» Людмила Петрановская — родителям

Чего боятся дети в разном возрасте

До 6 месяцев. Детей в этом возрасте пугают незнакомые звуки, яркий свет, потеря опоры, слишком быстрое приближение предметов. Что делать? Избегать всего этого. Например, включать свет постепенно.

С 8 месяцев до 1,5 лет. Возникает страх чужих людей. Нередко в этом возрасте родители устраивают крестины или, например, впервые приглашают гостей. Прежде они ждали, пока ребенок окрепнет. А малыш, который в четыре месяца охотно сидел на руках у бабушки, теперь признает только маму с папой, а от остальных пытается уползти или оглушительно плачет. В норме это состояние длится лет до полутора, а потом проходит само. У одних — чуть быстрее, у других — позже.

Это механизм, заложенный природой. Дети в таком возрасте уже начинают двигаться самостоятельно. И чтобы они не попали в беду во внешнем мире, они боятся потерять маму. К тому же грудные дети не могут еще сохранить в памяти мамин образ, когда ее нет рядом. Поэтому даже если она уходит в соседнюю комнату, для них это катастрофа — кажется, что самый родной человек пропал из их жизни. Став старше, дети держат в памяти образ мамы, и этот страх ослабевает.

2 года. Ребенок начинает ходить и познавать мир. У него формируются страхи, связанные с движением. Он начинает бояться высоты, собак, движущихся машин, огня — того, что он видит вокруг себя.

3 года. Человек впервые отделяет себя от других в этом возрасте. Страхи его меняются. Теперь он боится последствий своих поступков. Малыши боятся, что их накажут или что на них не обратят внимания.

5 лет и старше. Это самый «страшный» возраст. У ребенка в этот период возникает максимальное количество страхов. Может доходить до 20 одновременно. И это абсолютно нормально!

У дошкольников внутренний мир становится богаче и развивается фантазия. Впечатлительный ребенок все события окружающего мира может домыслить так, что будет бояться. Интеллектуально он уже способен на это.

Дошкольник может бояться темноты (вернее, того, что в ней притаилось), открытых пространств, опасных объектов, домовых, монстров, привидений… Чего угодно. С большинством страхов дети простятся без особых проблем. Но есть незначительный процент дошкольников, у которых они трансформируются в более серьезные нарушения. Об этом мы поговорим позднее.

Катерина Мурашова: Не ждите месяц, чтобы сообщить ребенку о смерти папы

Еще один важный момент. Среди прочих страхов в 5–6 лет у ребенка впервые возникает страх смерти. До этого момента маленький человек не очень понимает, что это такое, и не думает, что может уйти из жизни кто-то из его близких. Нередко родители обращаются к психологу, когда ребенок боится, что умрет он сам или его родители.

От 7 до 12 лет. Страхи связаны с самооценкой. Младшие школьники больше боятся негативной оценки взрослых — родителей («мама будет ругать за двойку») или учителей («боюсь Марью Ивановну, она строгая»). Подростков же волнует мнение сверстников.

От 16 и старше. Юношеские страхи связаны с будущим. Они боятся ЕГЭ, выбора профессии, взрослой жизни. Нынешних подростков часто называют «поколением снежинок». Они появились на свет после 90-х и нулевых. Родители пытались дать им очень многое, потому они не получили в детстве минимум жизненных проблем, которые тренируют людей и помогают им в дальнейшем справляться с трудностями. Таким детям труднее решать вопросы, связанные с выбором жизненного пути.

Важно понимать, когда ребенок изменился

— Как не упустить этот момент в своем ребенке, когда в нем происходит что-то страшное, что переключает его на зло, на ненависть?

— Нужно быть постоянно в контакте с ребенком. Не очень свойственно детям быть тихими. Дети активны в силу своего возраста, в силу своей витальной энергии, которая из них плещет — радости жизни. Всегда стоит насторожиться, когда у ребенка нет друзей, когда он одинок. Когда он молчаливый, когда он не делится. 

Подросткам свойственно выстраивать границы

В этот момент важно не потерять контакт и все равно со своей стороны не отдаляться. Понимать, что пройдет время и ему захочется опять вернуться в семью

Важно, чтобы было куда возвращаться. 

У моей подруги сын в подростковом возрасте просто захлопывал дверь комнаты перед ее носом, и единственное, о чем говорил, — «дай денег и дай поесть». Но она старалась — разговаривала, рассказывала о себе, даже если он о себе не рассказывал, делилась своими чувствами, переживаниями. Прошло несколько лет, и он опять стал контактным, дружелюбным парнем. Ему было куда вернуться, мама не потеряла с ним контакт. 

Кроме того, есть же еще вопрос и заболевания. Заболевание распознать можно, если ты понимаешь, что твой ребенок резко изменился. И когда в нем стало проявляться то, что раньше было несвойственно

На это нужно обратить внимание, обратиться к психологу, а психолог уже скажет, нужен ли психиатр. Человеческая психика может заболеть так же, как и тело — в этом нет ничего позорного

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: