Шаг 2
Оценить масштаб ущерба от ошибки «в глаголах». То есть выключить эмоциональную составляющую, и включить аналитику. Вместо того, чтобы ахать и охать, какой вы глупый/ужасный/несчастный человек, составить список понесённых потерь и следующих из этого действий. Например, вы сказали кому-то резкость, и теперь вынуждены делать что-то сами или, наоборот, потеряли возможность получать или делать что-то нужное или приятное. Действие всегда влечёт за собой другое действие. Главная проблема любой ошибки в том, что она влечёт за собой действия нежелательные и неприятные
На данном этапе важно понять, какие именно. Ваша цель: понять, что ошибка «сделала»
Так будет проще с ней потом работать.
Памятка-помощник
Некоторые учителя в своей практике используют карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать всем ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем педагога. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:
- Тема.
- Примеры.
При проверке работы на полях тетради ставится номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчает работу учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.
Шаг 4
Провести профилактику ошибок. Ошибки не появляются из пустоты. Им почти всегда что-то предшествует — состояния, настроение, события, определенные люди или явления. Например, я знаю, что бываю резка и раздражительна, когда хочу есть. Или в обществе одной моей родственницы не могу удержаться от сарказма и едких замечаний.
Оглянувшись назад, каждый сможет выявить некую зависимость сделанных ошибок от чего бы то ни было. Кстати, при систематизации причин вы с удивлением отметите, что их не так уж много. В основном, из состояния равновесия нас выводит одно и то же.
Теперь подумайте о том, как эти причины можно нейтрализовать, пока они не набрали критической массы. Скажем, я честно предупреждаю домашних, что всё общение между нами возможно только минут через 20 после начала ужина.
Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке
При работе на уроке можно выделить несколько основных этапов:
- консультация,
- коррекция знаний и умений,
- диагностика результатов,
- оценочная деятельность.
Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведем несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.
Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске. Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что может быть как плюсом, так и минусом данного способа.
Использование данной формы организации возможно после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).
При данной форме организации урока один ученик выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.
При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.
Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.
Шаг 5
Возможно, ошибка — не ошибка. Помните расхожее выражение «всё, что ни делается, всё к лучшему»? С ним можно поспорить. Любой из нас запросто приведёт примеры того, что совершенно точно «не к лучшему». И всё же в нем есть смысл. Наши намерения так или иначе несут позитивный смысл. Даже разрушая что-либо, человек делает это во имя каких-то, иногда одному ему понятных, благих побуждений. Ошибка говорит о некоем намерении, осуществленном не должным образом. Например, вы обидели человека, сказав резкость. Но ведь на самом деле вас давно в нём что-то раздражало или вы даже вовсе хотели бы прекратить общение. Позитивным намерением можно считать ваше наивное, подсознательное желание этого человека изменить. Или, на худой конец, оградить себя от досадного контакта. В данном случае вы просто выбрали не тот способ для реализации своего намерения. Всё можно сделать мягче и без ущерба для себя. Но цели-то своей вы достигли. Значит, не такой уж ошибкой был ваш поступок.
Шаг 3
Определить точки возмещения ущерба. Ошибка диагностирована, ущерб оценен и описан. Теперь всю эту историю надо исправлять. Не всё в жизни можно исправить и вернуть. Но гораздо больше, чем нам думается. Когда мне было лет семь, я прочитала в детской книжке про лисёнка фразу, которая поразила меня до глубины души. «Безвыходных ситуаций не бывает. Безвыходна только смерть». Я даже не знаю автора, вложившего эту мудрость в уста Папы Лиса, рассказывающего сыну о мироустройстве, но слова эти запомнила на всю жизнь.
Если ваша ошибка не повлекла за собой таких тяжких последствий (давайте всё же смертельные исходы не рассматривать), всё остальное можно компенсировать. Всё совсем просто, если речь идет о деньгах. Как говорится, проблема, решаемая деньгами — не проблема, а задача.
С человеческими отношениями сложнее, но тоже некритично.
На данном этапе вам нужно пройтись по списку потерь и коротко накидать план действий по каждому пункту. Коротко — потому что если вы начнёте глобально анализировать каждый шаг, велик риск увлечься и не закончить весь список в обозримом будущем
А нам важно на выходе получить детальную картину без излишнего драматизма
Самым главным итогом действий по этому пункту должны стать чётко обозначенные события, явления и результаты, по которым вы сможете «закрыть позиции», поставить галочку «Выполнено» и, наконец, выдохнуть.
Шаг 1
Первое, что надо сделать, когда ошибка диагностирована, — не дать ей «расползтись», то есть не экстраполировать одно ошибочное действие на все остальные. Не дать мыслям вроде «я сделал это не так, потому что я всегда делаю всё не так» охватить ваше травмированное неудачей сознание. Стремление к обобщениям в повседневности частенько оборачивается злом. Крайне мало процессов в нашей жизни действительно имеют всеобъемлющий характер. И вот это «я всегда» и «я никогда» — не более, чем гипербола, выражающая текущую эмоциональную реакцию.
Сделанная ошибка — это вполне конкретное, самостоятельное действие. Безусловно, имеющее предпосылки, но в любом случае единичное, даже если стоит в ряду других похожих событий. Так и надо к ней относиться, иначе можно просто сойти с ума от масштаба собственноручно придуманной катастрофы.
Методы исправление ошибок
Следует заметить, что ошибки при эксплуатации системы электронного документооборота могут быть как умышленными, так и неумышленными. Какова была мотивация пользователя системы отправить на подписание документ лицу, не имеющему на то право, выяснять должны службы безопасности компании. Тем не менее, ответственность за соблюдения правил использования СЭД, регламентирование процессов и выполнения процедур — довольно высокая.
Снизить риски возникновения ошибок пользователей, а также уменьшить негативные последствия ошибок можно двумя методами. Один из них — программный, другой административный.
При использовании программного метода ошибки пользователей СЭД устраняются программно-техническим способом. Система электронного документооборота настраивается таким образом, что определенные категории ошибок исключаются полностью. Так, вводятся обязательные для заполнения поля, например, для ввода реквизитов документа. Пока в такое поле не будет внесена информация, система не позволит выполнять следующие действия.
К результатам использования программного метода для снижения рисков при работе с СЭД можно отнести:
- автоматическое формирование перечня лиц, согласующих или подписывающих тот или иной вид документов;
- использование шаблонов документов при инициировании новых документов;
- выделение типовых процессов делопроизводства в компании;
- привязка карточек документов к типовому процессу обработки конкретного вида документа; контроль наличия в карточке документа обязательных файлов;
- автоматическое присвоение регистрационного номера внутреннему и исходящему документам после их подписания;
- автоматическая привязка вида документа к номеру (наименованию) дела, согласно номенклатуре дел, принятой в компании, и т.д.
Программный метод позволяет резко сократить количество ошибок, но приводит к довольно жесткому ограничению действий пользователей системы электронного документооборота и требует дополнительных трудозатрат. Объем их зависит от процессов и процедур операционной деятельности в компании и степени их оптимизации.
Административный метод снижения ошибок пользователей СЭД требует принятия организационно-административных мер по выпуску регламента работы с документами и реализации контроля его выполнения, что приводит увеличению нагрузки на персонал или его численности.
Административные методы снижения ошибок пользователей СЭД предполагают:
- установление правил делопроизводства в компании;
- разработку регламента их контроля;
- согласование со всеми подразделениями компании правил делопроизводства и регламента их контроля;
- выпуск Приказа о вводе в действие правил делопроизводства и регламента их контроля.
Кроме этого необходимо разработать административные меры взыскания за выявленные факты нарушения правил делопроизводства.
Регистраторы, делопроизводители в этом случае вынуждены будут вручную контролировать правильность составления и исполнения всех документов, проверять перечень лиц, согласующих и подписывающих документы, полномочия этих лиц, последовательность прохождения документов, наличие и правильность реквизитов, комплекты приложенных документов и т.д.
Стремление снизить ошибки при работе с документами административным методом может породить негативные риски «человеческого фактора» контрольной группы. Появляется возможность «договориться» о не регламентированном выпуске того или иного документа.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
1. Ньюанс или нюанс?
Это существительное проделало долгий путь, прежде чем поселиться на страницах русских словарей. Из латинского оно перебралось во французский и означало едва заметный переход в цвете или звуке, тонкое восприятие чего-либо. Ну а затем извилистыми дорожками слово попало к нам. Главный нюанс заключается в том, что это существительное пишется без мягкого знака.
2. Орангутанг или орангутан?
К счастью, на этом моменте можно расслабиться и не пытаться вспомнить, как пишется это слово. Ведь оба варианта считаются правильными. Официальная версия гласит, что жители местности, где обитает обезьяна, столкнувшись с гигантским зверем, завопили: «Orang Hutan!» В переводе эта фраза означает «человек леса». Из-за неправильного произношения к одному из вариантов новообразованного слова приклеилась буква «г» и решила там остаться.
3. Пертурбация, перетрубации или пертрубации?
Слово произошло из латинского perturbatio. В его арсенале два значения — внезапный переворот в чем-нибудь и изменение пути небесного тела. Чаще всего ошибки возникают при написании «пере» вместо «пер» и «труб» вместо «турб». Итак, правильный вариант: пертурбация.
4. Инцидент, инцедент или инциндент?
Существительное пришло к нам из французского языка (incident). Слово является синонимом происшествия или случая негативного характера. Вследствие отсутствия проверочного слова многие приписывают этому существительному еще одну «н», а иногда используют букву «е» вместо «и». Но единственный правильный вариант написания — инцидент.
5. Поддержанный или подержанный?
В нынешние времена покупать бывшие в употреблении вещи не считается чем-то зазорным. К сожалению, правила орфографии не пользуются такой же завидной популярностью. По этой причине часто можно встретить неправильное написание причастия, образованного от глагола «подержать». Пора бы уже запомнить, что машина, которой уже пользовались, может быть только подержанной, и никакой другой.
6. Почерпнуть или подчерпнуть?
Глагол «почерпнуть» в современном языке имеет широкое лексическое значение. Его часто используют в переносном смысле, когда хотят получить что-то, например, знания. Слово «подчерпнуть» имеет схожее значение, но всегда употребляется в прямом смысле и означает «зачерпнуть немного». Надеемся, наши читатели почерпнули из этой статьи информацию о правильном написании слов.
7. Дистрибуция или дистрибьюция?
Согласно статистике Google, результаты поиска о распределении или поэтапному методу продвижения товара крайне неутешительны. Но только с точки зрения орфографии. Дело в том, что треть пользователей Сети, воспользовавшихся поиском, написали существительное неправильно. А ведь запутаться действительно проще простого, ведь слово «дистрибьютор» пишется с мягким знаком. Итак, запомни эту парочку: дистрибьютор, но дистрибуция.
8. Подстричься или постричься?
По сути эти глаголы синонимичны, поэтому мы можем использовать оба варианта. Но без подводных камней дело не обошлось. Так, слово «подстричься» уместно использовать в том случае, если человек немного укоротил волосы. Например, можно подстричь челку. Ну а если волосы были по пояс, а превратились в боб-каре, то уместнее использовать глагол «постричься». Всё просто: я постригся — значит сделал совершенно новую стрижку.
Уверены, отныне у наших читателей не возникнет проблем с правильным написанием вышеупомянутых слов. Что ж, над орфографией попыхтели, пора обогащать свою речь! Поэтому мы подготовили короткий тест со словами, которые выдают неграмотного человека.
Проверка и подведение итогов
В конце работы над ошибками следует провести проверку. Существует несколько форм ее организации.
- самопроверка;
- работа в парах (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
- работа в группах, когда сильный ученик может проверять и давать консультации отстающим;
- работа со всем классом.
Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений. В конце работы над ошибками необходимо подвести итог
Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке
В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.
Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.