Дополнительное образование школьников
Курсы дополнительного образования станут местом, где ваш ребенок обязательно встретит новых друзей и единомышленников. Такое обучение будет личностно значимым, повысит мотивацию и самоорганизацию школьника. Интересный кружок может стать не только местом труда, но и отдыха, ведь от любимых занятий устать невозможно.
Конструирование самолетов, игра на флейте или фигурное катание, – дополнительное образование школьников станет не только интересным времяпрепровождением, но и возможностью реализовать свои таланты и мечты. Возможно, ваш ребенок превратит детское увлечение фотографией или резьбой по дереву в профессию, в которой добьется больших успехов.
x
x
Какими качествами должен обладать преподаватель ДО
Педагог должен быть широко эрудирован и обязан обладать глубокими знаниями в области своего предмета, иметь достаточный опыт в общении с детьми, уметь пробудить и поддерживать интерес ребенка к занятиям. Удаленность от места проживания и цена обучения также играют немаловажную роль при выборе кружка.
Что дает ребенку посещение секций дополнительного образования:
- Смена обстановки. Сидеть по 40 минут за партой не приходится: царит более непринужденная атмосфера, учителя позволяют малышу немного пошалить в разумных рамках.
- Социальная адаптация. Психологи рекомендуют отводить детей, особенно застенчивых, в различные секции. Малочисленность группы и общие интересы помогают развитию дружеских отношений между малышами, совершенствуют навыки общения. Ребенок учится отстаивать свое мнение, выходить из конфликтных ситуаций.
- Самоорганизация и дисциплина. Малыш с раннего возраста привыкает правильно планировать свое время для того, чтобы успевать справляться со школьными и дополнительными заданиями.
- Повышение самооценки. Занимаясь любимым делом, ребенок рано или поздно добьется желаемого результата и приобретет уверенность в своих силах.
- Раскрывает таланты и способности. Даже если вам и придется поменять несколько кружков, когда-нибудь вы найдете именно тот, который поможет проявить индивидуальный потенциал.
Программы кружков дополнительного образования различаются по своей направленности:
- Технические. Прививают детям интерес к технике как к своеобразному объекту творчества, помогают приобретать практические умения.
- Художественные. Развивают пространственное восприятие и творческие способности ребенка.
- Музыкальные. Выявляют музыкальные способности, прививают интерес и любовь к музыке.
- Спортивные. Повышают физическую выносливость, укрепляют организм малыша с ранних лет.
- Военно-патриотические. Формируют бережное отношение к прошлому своего народа, воспитывают патриотические чувства.
- Социально-педагогические. Помогают ребенку научиться адаптироваться в любой среде, выходить из возможных конфликтных ситуаций.
- Экологические. Учат беречь и улучшать окружающий мир.
Дополнительное образование в кружках, в отличие от школьной программы, удовлетворяет широкий набор познавательных потребностей детей и подростков, предоставляет личностную свободу, дает возможность заниматься любимым делом и закладывает фундамент для дальнейших достижений выбранной сфере.
Согласно многочисленным исследованиям дошкольники, которые посещали различные секции, в дальнейшем намного лучше учатся в школе и высших учебных заведениях, быстрее усваивают новый материал.
Во многих кружках обучение проходит в непринужденной игровой форме, что особенно важно для того, чтобы заинтересовать ребенка, ведь неформальная обстановка снижает уровень стресса и повышает эффективность занятий. И если бросить школу ребенок не может, то в отношении кружков все намного проще
Всегда есть возможность поменять секцию при отсутствии интереса и найти то, что нравится
И если бросить школу ребенок не может, то в отношении кружков все намного проще. Всегда есть возможность поменять секцию при отсутствии интереса и найти то, что нравится.
Программы кружков должны учитывать психологические и физиологические особенности детей, их возраст и характер, обеспечивать тот уровень знаний и навыков, на который рассчитывают клиенты.
Воробьевы горы: главный детский адрес Москвы
Дворец детского творчества на Воробьевых горах ведет свою историю с 1936 года — с момента открытия Городского дома пионеров и октябрят на Стопани (нынешнее название переулка — Огородная Слобода).
На протяжении десятилетий Дворец пионеров был самым крупным и известным центром детского творчества в стране. Здесь всегда было много детских творческих объединений, студий, художественных коллективов, кружков и секций технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой и социально-педагогической направленности. Всего во Дворце работает более 1,3 тысячи кружков и секций.
В 2014 году его реорганизовали в образовательный комплекс «Воробьевы горы» — многопрофильное учебное заведение, совмещающее функции детского сада, школы, колледжа и свою главную специализацию дополнительного образования детей.
В его состав вошли 12 учреждений дополнительного образования, два детских сада, три общеобразовательные школы, один колледж и круглогодичный образовательный центр «Команда».
Общая площадь зданий комплекса — 104,7 тысячи квадратных метров, общая площадь территории — 70 гектаров.
Сейчас в нем занимаются около 30 тысяч детей. В их числе 272 дошкольника, 2773 школьника, 380 учащихся колледжей и 29,5 тысячи детей, занимающихся по программе дополнительного образования (22 тысячи из них — на главной площадке Дворца пионеров).
В рейтинге образовательных учреждений Москвы по результатам прошлого учебного года комплекс «Воробьевы горы» занял 210-е место.
Его успешно окончили 76 выпускников 11-х классов. Из них 43 человека набрали по трем предметам ЕГЭ не менее 220 баллов. 19 выпускников были награждены золотой медалью «За успехи в учении». Среди выпускников 2015–2017 годов десять лауреатов премии Министерства образования и науки Российской Федерации в области поддержки талантливой молодежи (биология, экология, техническое творчество), пять призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в Москве (биология, астрономия, история, итальянский язык), три победителя (обществознание, физика) и восемь призеров (астрономия, история, физика) Московской олимпиады школьников.
Ежегодно образовательный комплекс «Воробьевы горы» проводит более 700 мероприятий в рамках городских фестивалей и праздников, в которых участвуют учащиеся и их родители
Особое внимание уделяют детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-сиротам и многодетным семьям
В образовательном комплексе трудятся 2,3 тысячи человек, в том числе 1,3 тысячи педагогов. Генеральный директор ГБПОУ «Воробьевы горы» — Ирина Сивцова, заслуженный учитель России, кандидат социологических наук.
Походы в кружки и их связь с учебой
Исследователи сравнили школьников с разными отметками по числу развивающих занятий, которые они посещают. Получились «убедительные данные о связи числа занятий и успеваемости».
Эта связь ярко прослеживается между детьми, которые вообще не ходят в кружки, и ребятами, которые посещают хотя бы один вид дополнительных занятий.
Если ребенок ходит хотя бы в один кружок, у него существенно выше средний полугодовой балл. Так, у учеников, которые в свободное время предоставлены сами себе, средний полугодовой балл составил 3,93. А у детей, посещающих хотя бы один вид занятий, средний полугодовой балл — уже 4,07. У школьников, которые ходят на два вида занятий, средний балл доходит до 4,14. Кстати, ребята, посещающие одно-два занятия, составляют большинство (64% в сумме).
Как записать ребенка в кружки и секции?
Когда стратегические задачи выбора решены, нужно предпринимать тактические меры. В первую очередь посетить дни открытых дверей в образовательных организациях (школах, домах детского творчества) и организациях дополнительного образования (музыкальных, спортивных, художественных школах, школах искусств). Информация об их проведении публикуется на официальных сайтах.
Как минимум, дни открытых дверей организуются два раза в год: в начале учебного года (сентябрь) — в ознакомительных целях, и в конце учебного года (апрель) — чтобы продемонстрировать результаты и достижения ребят. На таких мероприятиях родители имеют возможность наблюдать, в какой момент у малыша загорелись глаза, как общаются с ребятами педагоги, поговорить с руководителями кружков и секций, с детьми и родителями, которые в них уже ходят. Такая информация «из первых рук» не сравнится ни с какой рекламой.
Осторожно, время!
При выборе репетиторанеобходимо обратить вниманиена его опыт работыи манеру общения
Конечно, кружки и секции – это здорово: в них ребенок сможет заниматься интересным для него делом, развивать полезные навыки и находить новых друзей. Поэтому стремление многих родителей отправить своего ребенка в кружок вполне оправдано. Однако на сегодняшний день различные курсы для школьников превратились в модную тенденцию, а потому некоторые родители стараются направить свое чадо в как можно большее количество кружков.
При всех своих преимуществах множество кружков вовсе не пойдет ребенку на пользу, ведь у него совсем не останется свободного времени. Занятия в большинстве кружков проводится два раза в неделю, тогда как дети, серьезно занимающиеся спортом, тренируются почти каждый день. И не стоит забывать, что ребенку необходимо уделять время домашней работе, прогулкам и отдыху.
Если вы хотите отдать своего ребенка в кружок, обязательно обратите внимание на правильное распределение времени. У школьника не должна быть загружена вся неделя! Лучше ограничиться одним-двумя кружками или секциями
Если ваш ребенок очень активен, для всестороннего развития педагоги рекомендуют выбрать три разных курса: научный, творческий и спортивный. Большее количество кружков чревато переутомлением.
Также необходимо иметь в виду, что направление дополнительного образования ребенок должен выбрать самостоятельно, иначе он быстро забросит свое начинание.
Организации дополнительного образования и репетиторы
Курсы дополнительного образования могут проводиться в школе, где учится ребенок, так и в других образовательных организациях. При этом посещать курсы в школе после уроков будет значительно удобнее и самому ребенку. Но, к сожалению, в школах выбор кружков бывает ограничен, и в них может не оказаться нужного курса.
Удачным вариантом станет образовательный центр с различными кружками, которые имеют общую направленность. К примеру, ваш ребенок увлекается естественными науками. Разве не здорово, если кружок химии и биологии будет находиться в одном и том же месте?! Это же касается различных школ искусств, где ребенок сможет учиться играть на музыкальном инструменте, петь и танцевать.
Особую роль в дополнительном образовании школьников играет репетиторство. Особенно это актуально в старших классах при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Также репетиторство может помочь отстающим ученикам
При выборе репетитора, обратите внимание на послужной список педагога и его рекомендации. Нередко школьные учителя также занимаются репетиторством
Как найти хорошего репетитора по английскому читайте на нашем сайте.
Виды дополнительного образования
Программы дополнительного обучения школьников в кружках, секциях и на факультативных занятиях могут реализоваться по четырем категориям:
- Типовые программы дополнительного образования, утвержденные Министерством в качестве образца.
- Модифицированные, т.е. адаптированные под потребности конкретного учреждения, режим педагогической деятельности, характер групп, временные границы и так далее.
- Экспериментальные, то есть включающие экспериментальные методики, использование инновационных преподавательских техник, изменение методов, содержания, приемов обучения.
- Авторские, написанные педагогическим составом или отдельным педагогом. Содержание таких программ включает новаторские средства организации учебного процесса в кружках, секциях, на факультативных занятиях.
На занятия влияют семья и район
Пространство взросления стало крайне неоднородным, поскольку у семей очень разные характеристики и возможности: уровень образования, культурные запросы, социальный статус, доходы.
Раньше для всех детей, независимо от благосостояния их семьи, именно школа была главным источником знаний. Теперь таких источников все больше, а школьный вклад падает. Высококультурные и обеспеченные родители, понимая значимость развивающих занятий для детей, чаще стараются инвестировать в них силы, время и деньги. Менее образованные и небогатые семьи по разным причинам реже отдают детей в кружки и студии (см. также Почему дети не ходят в кружки и секции). Аргументы разные: от «не подходит расписание» до «талант сам пробьет себе дорогу» (см. также Социальное расслоение воспроизводится в образовании).
В то же время, образовательное неравенство может усиливать и городская среда, инфраструктура учреждений для детей (см. также Как родители выбирают школы для детей и Уровень развития территории влияет на успехи школьников). Есть районы с богатым ассортиментом кружков (в разных городах это, как правило, центр). Но есть и территории со скудной инфраструктурой. У ребят, живущих в них, меньше возможностей расширить свой кругозор.
О чем не должны забывать родители при выборе кружка или секции для ребенка?
Несмотря на все преимущества такого инструмента воспитания, как дополнительное образование, у него есть один главный недостаток – неразумное использование его возможностей со стороны родителей.
Ведь, для каждого из них собственный ребенок – весь мир, ему хочется дать все самое лучшее. То, что не смогли получить в детстве сами. Поэтому родители зачастую буквально навязывают свои нереализованные детские мечты своему «преемнику», не интересуясь его желанием и отношением к тому или другому виду внешкольных занятий.
Случается, что у ребенка не проявляется никакого интереса – он пассивен. В этом случае не оставляйте его «на произвол судьбы», давая возможность попусту прожигать время. Больше разговаривайте, стараясь с ним вместе найти то, что «зажжет искорки» в его глазах. Можно привести ребенка на экскурсию в кружок или секцию, чтобы он собственными глазами увидел, чем интересуются его сверстники. Часто такой метод срабатывает, как пусковой механизм. А все потому что дети ассоциируют себя не столько со взрослыми людьми, сколько со своими ровесниками, в них просыпается дух соперничества, желание проявить себя, чтобы вызвать уважение таких же, как он.
Если выбор уже сделан (не важно, с вашей помощью, или без нее), не забывайте хвалить ребенка, подбадривать и интересоваться его успехами. Помните, детский интерес быстро угасает, особенно, если ребенок сталкивается с безразличием взрослых в своей семье.
Вклад кружков в копилку знаний
У детей, которые ходят на развивающие занятия, жизненный опыт богаче, комментируют значимость кружков эксперты. Такие ученики участвуют в большем количестве событий, общаются с разными людьми. Все это расширяет детский кругозор. А значит, влияет и на школьное образование, обогащает его.
Та лепта в знания, которую вносят развивающие занятия, особенно значима потому, что роль формального образования — например, школьного — уменьшается. Исследователи объясняют это стремительным ростом объема информации, ежедневно обрушивающейся на человека. «Расширяется наше пространство, мы знаем больше, сталкиваемся со все большим числом разных событий, — пишут Поливанова, Сивак и Лебедев. — Это снижает вклад собственно образования в наши знания».
Кроме того, школа все больше отчуждается от ребенка. Школьное содержание для современного ученика «не связано с его насущными задачами взросления», считают авторы статьи.
Программы
Программа – официальный документ, в котором четко отражена концепция дополнительного школьного образования, об этом говорит образовательный стандарт. Концепция эта должна быть описана в соответствии с ранее поставленными целями, а также реальными условиями осуществления преподавателями своей работы. В этом документе должны быть обозначены предполагаемые результаты и методы, стадии достижения задач работы кружка, секции или факультатива.
Образовательный стандарт предусматривает обязательную разработку отдельных программ. Программы могут разрабатываться в художественно-эстетическом, научно-техническом, естественно-научном, экологическом и биологическом, физкультурно-спортивном, военно-патриотическом или культурологическом направлениях. Можно организовать творческие мастерские, поисковые кружки, литературоведческие курсы, краеведения, секции занимательной химии или математики, кружки электротехники и многое другое.
Где найти дополнительные занятия для детей?
Как только будет получен от самих себя честный ответ на первый вопрос, можно определяться, где решать поставленные задачи.
В первом случае подойдут кружки в школе, студии детского творчества, занятия в которых построены по проектному принципу: достижение конкретного, видимого практического результата за какой-то органичный (не очень длительный) срок, затем переход к новым задачам. Это могут быть школьные театральные или музыкальные студии с подготовкой концертов и спектаклей к праздникам, спортивные секции с участием в соревнованиях между классами или школами, творческие мастерские с подготовкой выставок или декораций к спектаклям, научно-познавательные кружки с подготовкой к защите проектных и исследовательских работ и т.д. Основная задача в этом случае — заинтересовать ребенка, подержать и развить возникший к какой-либо деятельности интерес.
Если решено развивать специальные способности, у ребенка есть ресурсы (здоровье, характер) и желание, а у родителей — время помогать ему достигать результатов в конкурентной среде, можно выбрать музыкальную, спортивную, художественную школу. С пониманием того, что эти занятия с большим трудом можно назвать «дополнительными»: они будут занимать много времени, потребуют большого труда и занятости всей семьи как минимум на 5 лет.
Также нужно быть готовым к тому, что даже самый успешный юный спортсмен или музыкант не раз будет готов бросить дело, на которое затрачено столько времени и сил, и родителям вместе с ребенком придется принимать в этом отношении непростое решение. Но если семье этот путь по плечу — бонусы очевидны: это воспитание характера, высокая самоорганизация, умение трудиться, альтернативный круг общения со сверстниками, занятыми делом, и конечно, специальные навыки и умения.
Если семья хочет преодолеть какие-то трудности в развитии ребенка и в качестве средства для этого выбирает кружки и секции, важно понимать, что в этой ситуации (как, впрочем, и в любой другой) главный принцип — «Не навреди!». Родителям необходимо проконсультироваться со специалистом
Если ребенок идет в сферу спорта, то логично будет заранее обсудить это с врачом-педиатром и тренером; если в театральный кружок или на курсы иностранного языка — то с логопедом; если в творческую студию — то с педагогом дополнительного образования. И в каждом из этих случаев ценную информацию можно получить в беседе с педагогом-психологом. Неудачный выбор кружка или дополнительного занятия может как помочь, так и усугубить сложности, которые испытывает малыш.
Каким видом спорта заняться, и какой спорт подойдет для девочки?
Спорт необходим и детям и взрослым в течение всей жизни. Занятия в спортивной секции помогает чередовать умственные и физические нагрузки. Поэтому, даже если ваш малыш проявляет явные задатки пианиста или скрипача, который сможет в будущем много добиться в качестве музыканта, отведите его в секцию легкой гимнастики. Вспомните слова А.П. Чехова: «в человеке все должно быть прекрасно». Он был не только знаменитым писателем, но и не менее талантливым врачом, а потому знал, о чем говорил.
Каким видам спорта отдать предпочтение? С мальчиками все, более-менее, ясно – любые виды спорта, которые развивают силу, ловкость, смелость и выносливость. Поэтому для мальчишек выбор видов спорта огромен: бокс, каратэ, борьба, хоккей, футбол. Список – длинный. Но нужно учитывать, что мальчика, который параллельно учится играть на скрипке, и очень увлечен этим делом, не стоит отдавать в ту секцию, где случайная травма кисти навсегда лишит его возможности стать настоящим музыкантом.
Что предложить девочке для гармоничного развития? Гимнастика и фигурное катание – несколько скромнее, чем варианты для мальчиков. Но такие занятия идеально подойдут не только для общего развития, но и для улучшения физической формы, укрепления организма, улучшения осанки. Если спортивная карьера – не цель жизни, то нужно просто учитывать желания ребенка, физические возможности и состояние здоровья девочки.
Направления
Потребность в знаниях не могут полностью удовлетворить сведения, которые дети получают на школьных занятиях. Но не все школьники могут успешно заниматься самообучением, так что значение дополнительного образования в школе очень велико. Правильная структура организации кружков, секций и других внеклассных мероприятий должна включать все направления, которые потенциально могут интересовать школьников. В направления дополнительного образования в школе могут входить:
- Культурология, способствующая активному приобщению школьников к мировой художественной культуре, помогает адаптироваться к жизни в современном обществе, а также реализовать собственный потенциал сразу в нескольких сферах жизни.
- Конструирование и робототехника, где школьникам предлагает углубленное изучение программирования и информатики, рассматриваются возможности использования современных информационных технологий на практике.
- Физкультурно-спортивное направление. Спортивные кружки прививают учащимся навыки физической культуры, убеждают в престижности спорта, формируют стремление к здоровому образу жизни.
- Экология. Занятия должны раскрывать тесную взаимосвязь человека и природы, указывать на роль природы в жизни всех людей, учить очень аккуратному и бережливому отношению ко всему живому.
Элементом всей структуры должны быть кружки дополнительного образования в школе.
Как уберечь ребенка от перегрузок?
Некоторые родители хотят воспитать из малыша юного Моцарта и будущего олимпийского чемпиона одновременно, поэтому записывают его во все доступные секции. И тем самым перегружают малыша как физически, так и психологически. В обоих случаях, несмотря на благие намерения, родители рискуют нанести вред маленькому таланту. Как минимум, в результате переутомления и нервного срыва, ребенок возненавидит и музыку, и спорт на всю оставшуюся жизнь.
Понятно, что кружок английского языка в наше время ребенку необходим! Мальчику нужен бокс, а девочке – гимнастика. Хорошо бы еще на плавание и бальные танцы… И это – кроме основных занятий в школе, обязательного выполнения домашнего задания по всем предметам (при этом не забываем, что каждый учитель считает свой предмет самым главным и нагружает по полной!). Но, ведь, дети – всего лишь, дети, и их физические и эмоциональные возможности находятся в стадии развития!
Что делать, если на первый взгляд отказаться от всего перечисленного выше невозможно?
Планируйте расписания внешкольных занятий, чередуя умственные и физические нагрузки;
Обязательно устраивайте перерывы, когда ребенок сможет отдохнуть от всех занятий
Нормальный режим сна, питания, прогулки на свежем воздухе, а также приятное «ничегонеделание», как у всех взрослых – важные элементы, которые нельзя исключать из жизни ребенка ни при каких обстоятельствах;
Следите за физическим и эмоциональным состоянием ребенка, и если заметите усталость или недомогание, то лучше пропустить занятие;
Важно понимать, что ребенок приятельницы или коллеги по работе отличается от вашего ребенка, и, вообще, все дети – разные. Не в том смысле, что одни гении, а другим суждено навсегда остаться балбесами, а в том, что у каждого человека природой заложен разный порог выносливости;
Хорошо, когда родители не забывают о своем детском опыте – это помогает лучше понимать ребенка
Прежде, чем требовать от маленького и беспомощного человека полной мобилизации сил, поставьте себя на его место. Относитесь к своему малышу как к равному члену семьи, а не как к спецпроекту своих собственных амбиций или заблуждений.
Не все дети вырастают чемпионами или знаменитыми балеринами. Но от этого они не становятся хуже! Даже если сил вашего малыша хватает только на посещение одного-двух кружков/секций, не переживайте. Здоровье важнее, а как бонус – ребенок, в любом случае, вырастет всесторонне развитой и образованной личностью. Ничего страшного не случится, если английский язык он выучит чуть позже, чем сын или дочь подруги. Зато он сделает это сам, осознанно и, может, с большим удовольствием, и при этом останется здоровым физически.
Формат кружков
Детские образовательные центры, дома творчества, технопарки, школы и детские сады – кружок робототехники можно найти где угодно. На занятиях дети учатся придумывать и собирать модели роботов, чтобы потом показывать свои творения на конкурсах, презентациях и соревнованиях.
Выбирая кружок для ребенка, надо обращать внимание на платформу, с которой дети будут работать. Вот список наиболее популярных платформ и их особенности
Lego WeDo
Классический Лего, состоит из тех же самых деталей, что и обычный конструктор, и дети обычно с ним хорошо знакомы. Отличие WeDo – наличие специального приложения, через которое можно программировать – «оживлять» своих роботов. Для этого кружковцы изучают простейшую логику, алгоритмику, и немного – английский язык. Приложение для создания программ – визуальное, и чтобы работать в нем, понадобится только перетаскивать «кнопочки» с командами по экрану.
Кроме того, в наборы Lego WeDo входят детали, нужные только для конструирования роботов: блок управления, мотор, датчики, USB-коммутатор, который подсоединит готовую модель к компьютеру.
Лего – очень популярная платформа, и большинство соревнований проходят именно для роботов, созданных не ее основе.
EV3
Это тоже продукт от Лего, следующий по уровню сложности. Если WeDo подходит для дошкольников и младших школьников, то EV3 создан для детей от 10 лет. На этой платформе программирование идет уже не через USB-контроллер, а через микрокомпьютер, и языки можно использовать разные – от простейших визуальных, до текстовых, как EV3 Basic, который плавно подводит к более продвинутым языкам, вплоть до Phyton.
В комплекты входят устройства для передачи звуков и картинок, есть светодиоды, магниты, ультразвук, гироскоп – дети изучат множество явлений окружающего мира. На занятиях понадобится строить и понимать чертежи, придумывать, конструировать и совершенствовать собственные наработки.
Как всегда у Лего, тут много всяких обучающих материалов, с помощью которых можно проводить собственные исследования. Есть космическая программа, инженерная, программы по физике и информатике.
Arduino
Ардуино на порядок сложнее, чем Lego, потому что детали для роботов уже не похожи на стандартные элементы конструктора. Они могут быть самыми разными, и многое детям понадобится изготавливать самостоятельно на станках или 3D-принтерах, чтобы потом собирать на специальных макетных досках с помощью проводов и перемычек, а иногда – паяльника.
Ардуино – это плата, к которой подключается все, что работает от электричества. На ней есть процессор, поэтому все подключенные устройства можно запрограммировать. Программы пишутся на облегченном C++. В наборы arduino входят датчики-сенсоры, которые замеряют температуру, давление, освещенность, расстояние, влажность, силу, ускорение, радиоактивность, а значит, служат отличным пособием по изучению окружающего мира.
На занятиях с arduino дети не только знакомятся с методами проектирования и программирования, но и осваивают микроконтроллеры.
ТРИК
Отечественная платформа для создания роботов из металла. Эти модели могут слышать, видеть, говорить и ориентироваться в пространстве, при этом программировать можно и с помощью пиктограмм, как в простейшем WeDo, и на более сложных текстовых языках, таких как JavaScript. Уроки на платформе ТРИК обязательно включают базовые знания по алгоритмам и программированию, изучение операторов и переменных.
HUNA MRT
Есть как пластиковые, так и металлические наборы, рассчитанные на учеников от 4 и до 18 лет. Самые простые обходятся вообще без программирования, а самые сложные включают и контроллеры, и датчики, и исполнительные устройства. Продвинутый уровень интегрируется с Arduino.
Что дают занятия
Детская робототехника – это не всегда прямой шаг к будущей инженерной профессии, хотя занятия, безусловно, станут отличной базой для профильного образования. Прежде всего, занимаясь в кружке, дети приобретают полезные навыки, которые позволяют им научиться логически мыслить и строить сбалансированные отношения с современной техникой. Набор «скиллов», которые можно получить от «общения» с робототехникой:
- понимание технических инструкций;
- умение читать код целиком и находить в нем нужные элементы;
- «жонглирование» разными конструкторами и платформами (развивает умение «совмещать несовместимое» для достижения наилучшего результата);
- способность создавать целостные работоспособные модели без лишних «наворотов»;
- навыки командной и индивидуальной работы;
- умение ставить перед собой задачи и выполнять их;
- опыт работы в сжатые сроки, с ограниченным количеством материалов;
- умение презентовать свои результаты.
А в школе можно получить профессию?
Да. Компании и предприятия Москвы заинтересованы в подготовке специалистов по нужным профессиям, поэтому поддерживают проекты дополнительного образования.
Можно получить свидетельство о квалификации по профессии уже в школе, занимаясь по программе «Профессиональное образование без границ», запущенной в 2015 году. В ней участвует 35 московских колледжей. Параллельно с учёбой дети получают знания по востребованным специальностям. В их числе корректор, художник-оформитель, рекламный агент, переплётчик, фотограф и другие. Принять участие в этом проекте могут все желающие, в том числе школьники с особенностями развития. С такими учащимися работают 23 московских колледжа и университета. В них можно получить профессии переплётчика, садовника, слесаря-ремонтника, ювелира и другие.
Ученики кванториумов заключают отложенные трудовые договоры. Начать работать ребята могут после получения среднего профессионального или высшего образования, а также после прохождения воинской службы. К концу 2016 года такие контракты подписал 41 столичный школьник и студент. В марте этого года во время церемонии награждения победителей и призёров регионального чемпионата JuniorSkills ещё четверо московских школьников подписали отложенные трудовые договоры.