Высоко и низко
Для того, чтобы ребенок усвоил эти понятия, помогут специальные игры и упражнения. Например, строя башню из кубиков, можно петь гамму или некий звукоряд, от нижнего звука к верхнему. Можно рисовать на закрепленном вертикально листе бумаги (в этом случае удобен мольберт), и напевать: рисуем линию снизу вверх и поем вверх, рисуем сверху вниз – и повторяем эту идею в звуках.
Классическая игра на определение высоты звуков «Птичка и медведь». Расскажите малышу, что на высоком-высоком дереве живет маленькая птичка, она поет вот так (сыграйте на пианино или другом музыкальном инструменте несколько звуков в верхнем регистре), а в берлоге живет медведь, он ревет низким голосом (играем в нижнем регистре). А теперь малышу нужно угадать, кто сейчас с ним хочет поговорить – птичка или медведь. Потом вы сможете ввести еще других персонажей вашей музыкальной истории – зайчика, лису, волка и пр. Определите для каждого зверя свою октаву, и постепенно кроха научится безошибочно определять высоту звука.
Влияние музыки на детей. Польза музыки
Психологи считают, что малыш, находящийся в утробе матери уже слышит звуки. Самые четкие и дорогие для него-это голос мамы и её сердцебиение. Еще до рождения карапуза можно начинать заниматься музыкальным развитием: петь песни и слушать правильную музыку.
Многие мамы, находясь в положении, могут заметить, что их малыши в животике могут по-разному реагировать на ту или иную мелодию: кто-то чувствует активное шевеление, кто-то наоборот чувствует, что кроха успокоился. Музыка до рождения способствует развитию различных эмоций. Специалисты отмечают, что дети, которым мамы включали преимущественно классические произведения, осваивают различные навыки значительно лучше.
Когда малыш появляется на свет, он положительно реагирует на знакомые звуки, чувствуя себя в безопасности. Рекомендуется включать малышам спокойную и негромкую музыку как можно чаще.
Некоторые родители ошибочно полагают, что музыкальное развитие детей не имеет никакой пользы для ребёнка. Однако, музыка является важным пунктом в воспитании детей дошкольного возраста. Она благоприятно влияет на психическое и физическое развитие малыша, на его речь, нервную систему.
Польза музыки:
-
Музыка оказывает положительное влияние на творческие способности малыша. Она помогает развивать фантазию и воображение. Сначала различные мелодии способны вызвать у крохи определённые эмоции, затем малыш может представлять себе образы, а после и изображать на бумаге свои личные ассоциации от прослушанной музыки.
- Музыкальное развитие детей не обходится без прослушивания классической музыки. Ее полезно слушать всем и в любом возрасте. Классика развивает эстетический вкус, музыкальный слух и чувство ритма.
- Прослушивание звуков природы (шелест листьев, пение птиц, звук дождя и тому подобное) успокаивают и убаюкивают малыша.
- Детям, с которыми занимались музыкальным развитием, легче изучать точные науки и иностранные языки.
- Благодаря музыкальному развитию дети становятся более общительными и легче находят общий язык с другими людьми. Если ребенок учится играть на музыкальном инструменте, то такие занятия учат трудолюбию и терпению, воспитывается сила воли.
- Музыка помогает привить любовь ребенка к доброму и прекрасному, расширяет кругозор и развивает интеллект.
Роль музыки в воспитании ребенка
Даже простое прослушивание музыки активизирует участки мозга, связанные с сочувствием и позитивным мышлением. Нейронаучные исследования показали, что при этом высвобождается гормон дофамин — нейротрансмиттер, который активирует центр удовольствия в мозгу.
Совместная “музыкальная деятельность” создает доверие между ее участниками и делает их ближе. Эта синхронизация выходит за рамки повседневного опыта.
Есть много способов, которыми родители и дети могут общаться посредством музыки. Вот несколько из них:
Пение
Пение в отношениях родителей и детей начинается с колыбельных. Родителям рекомендуется как можно чаще петь их своим маленьким детям.
Пение малышам не только развивает связь с ними, оно также жизненно важно для развития языковых способностей детей. С детьми постарше можно уже петь вместе
Совместное пение увеличивает синхронизацию друг с другом. Это отличное занятие для поездок, посиделок у костра и семейных вечеров
С детьми постарше можно уже петь вместе. Совместное пение увеличивает синхронизацию друг с другом. Это отличное занятие для поездок, посиделок у костра и семейных вечеров.
Вот несколько песен, которые вы и ваши дети могли бы спеть прямо сейчас:
Песенка бременских музыкантов
Голубой вагон бежит-качается
Просыпается заря
Я верю
Танцы
Танцы с детьми начинаются с того, что вы поднимаете малыша, поете и кружите его по комнате.
Ищите песни, которые нравятся вашим детям, пойте и танцуйте под них вместе. Пусть дети школьного возраста научат вас танцевать под песни, которые нравятся им. И, конечно, не забывайте о старых произведениях — хитах всех возрастов.
Танцы — это отличная замена прожиганию времени у телевизора.
Совместное прослушивание музыки
Слушать музыку вместе очень полезно. Познакомьте своих детей с прослушиванием классической музыки. На YouTube есть несколько фантастических видеороликов, которые знакомят детей всех возрастов с классикой.
Походы на концерты
Ходить на концерт вместе — это прекрасный способ по-особому провести время со своими детьми. Если в вашем городе проходят выступления симфонического оркестра, сходите туда с детьми.
Многие оркестры предлагают специальные программы для детей, чтобы познакомить их с классикой. Эти программы забавны и, как правило, предназначены для сближения детей и родителей.
Также ищите концерты и других видов музыки (например, рок или кантри) для посещения со старшими детьми. Музыкой можно влиять на воспитание детей всех возрастов!
Игра на музыкальных инструментах
Участие родителей в обучении служит стимулом для детей. И, как мы уже писали ранее, обучение музыке способствует улучшению когнитивных функций и развитию социальных навыков, причем это касается как детей, так и их родителей!
Будет прекрасно, если музыка станет вашим общим хобби.
Игры для музыкального развития детей
Собрать игрушки. Раскидайте по полу небольшие игрушки, малышу дайте коробку или другую емкость. Попросите ребенка собирать игрушки под звучание музыки. Как только музыка останавливается, нужно прекратить собирание игрушек. Затем вместе посмотрите, посчитайте, сколько игрушек карапуз успел собрать. Возможно, принцип такой игры малыш не сразу поймет, играйте таким образом вместе.
Тихо-громко. Включите музыкальное произведение, регулируя звук: делайте то тише. то громче. Также можно и петь ребенку, меняя громкость своего голоса.
Угадать звук. Если у вас есть несколько музыкальных инструментов (например, гитара, барабан, ложки). Сначала поиграйте на инструментах вместе с малышом, дайте ребенку самостоятельно изучить звук каждого их них. Затем попросите карапуза отвернуться или закрыть глаза. Поиграйте только на одном из этих инструментов и спросите кроху: “Что звучало?”. Если малышу трудно угадать, то в этом случае поиграйте, чтобы ребенок видел, затем переложите инструмент и спросите, на чем вы сейчас играли.
Разные звуки. Возьмите какой-нибудь предмет. например, ложку. Ходите с малышом по всему дому, стучите ложкой по различным поверхностям, изучая разное звучание. Такая игра способствует развитию слухового восприятия.
Разные мелодии. Включайте малышу различные песни, музыку. Понаблюдайте за крохой и за его эмоциональным состоянием. Узнайте, какая песня ему понравилась больше.
Слушаем музыку
Пусть музыка звучит в вашем доме! Предпочтительнее, классика, конечно. Подойдут произведения Моцарта (его почему-то дети особенно любят), Бетховена, Вивальди, Кабалевского, Грига, Чайковского, Мусоргского.
А под музыку можно делать все, что угодно. Например, рисовать. Поговорите с ребенком, что хочется нарисовать под эту музыку? Хорошо, если произведения будут характерными, а потому – легко узнаваемыми. Например, «Детский альбом» Чайковского или «Картинки с выставки» Мусоргского. Может быть, слушая «Марш невылупившихся цыплят», ваш малыш захочет нарисовать акварелью по влажной бумаге пушистого цыпленка? Или несущуюся в бешеном вихре ступу с Бабой-Ягой под одноименную пьесу Чайковского? Или красавицу-итальянку под веселую «Неаполитанскую песенку»?
А еще под музыку можно рассматривать картины и картинки. Правда, их придется специально заранее подобрать. Моя старшая дочка очень любила самодельный альбом «Карнавал животных». Я приклеила в обычный альбом для рисования вырезанные из старых журналов изображения животных в том порядке, в каком они следуют у Сен-Санса, и под музыку мы рассматривали этот альбом.
И, конечно, под музыку можно танцевать. Кстати, Юлианна Зеленорицкая, педагог детского сада «Лотос», рекомендует по ходу дела развивать также артистические способности. Ее воспитанники под одну и ту же музыку сначала танцуют, как зайчики (птички, бабочки), а потом – как медвежата (львы, лисята). Подробнее об этом необычном детском саде, где работает Юлианна, можно почитать на сайте www.slotos.ru.
Кстати, этот же прием можно использовать и во время пения. Не секрет, что дети – самые большие в мире консерваторы, и одну и ту же песню они готовы слушать по сто пятьдесят раз в день. Чтобы разнообразить, расцветить ее яркими красками, попробуйте спеть ее, как это сделал бы мышонок, тоненьким голоском. А теперь – как огромный слон или грозный тигр. А теперь споем ту же самую песенку грустно или весело, тихо или громко, как Мальвина или как Карабас-Барабас и т.д. Ориентируйтесь на сиюминутные интересы своего ребенка, тогда и он захочет повторить ваш эксперимент. Когда малыш немного подрастет, вам останется только объяснить ему, что мы играем, поем и говорим с различной интонацией. И в музыкальной школе он будет играть «с интонацией», ведь сама идея выразительного исполнения ему будет уже давно знакома.
Постепенно, слушая музыку, ваше чадо и само научится определять ее настроение, характер. Позвольте ему двигаться так, как подсказывает ему интуиция. Может быть, под плавную, нежную мелодию, ему захочется полетать, как прекрасная птица, а под грозные, тревожные звуки – спрятаться в гнездышке?
Очень хорошо, если с определенной музыкой будут связаны соответствующие движения – например, прыжки на месте под польку, бег под быструю музыку, ходьба под марш и т.д. Дети очень быстро привыкают различать характер музыки на слух. И даже если они не в состоянии описать его словами, они отлично сделают это в движении.
Во время танца или пения, конечно, желательно, чтобы ребенок попадал в ритм, но не ругайте малыша, если у него это пока не получается. Когда-нибудь непременно получится.
Что и как слушать
Безусловно, музыка является одним из факторов, который влияет на эмоциональное состояние человека
Психика у малышей отличается особой нежностью, поэтому молодым родителям важно понимать, какую музыку включать для своего ребёнка
Прослушиванию музыкальных композиций для детей младшего возраста рекомендуется отводить не более 1 часа в день. Это время можно разделить: например, в первой половине дня включать на полчаса веселые и бодрые песни, а вечером-полчаса спокойной музыки. Включайте музыку во время физических упражнений, или когда делаете зарядку.
Не следует ставить громкость на максимум, поберегите слуховой аппарат малыша. Дети хорошо реагируют на высокочастотный звук, поэтому старайтесь исключить музыку с низкочастотной мелодией.
Не торопитесь знакомить своего карапуза с такими музыкальными направлениями, как рок и транс. Эти стили слишком тяжелые для утонченной психики малыша.
Сегодня в мире музыки огромное количество различных стилей, и не все из них подойдут маленькому слушателю. Рассмотрим основные направления, которые будут полезны для прослушивания с детьми младшего возраста и его музыкального развития.
Классическая музыка остаётся самой полезной и важной не только для детского прослушивания, но и для взрослых. Включайте классику, как можно чаще. Доказано, что музыка Моцарта, Вивальди, Бетховена и других классических композиторов оказывает положительное воздействие на процессы в организме детей, психо-эмоциональное состояние
Дети, которые слушают классическую музыку становятся более терпимы по отношению к окружающим людям. Рок и реп, наоборот, способствуют повышению агрессии.
Народные песни. Также как и классика показана для детского прослушивания. У ребёнка расширяется кругозор и представление о собственном народе и о своей родине.Такой жанр благоприятно влияет на детскую, ещё неокрепшую психику, способствует духовному развитию.
Колыбельные. Испокон веков мамы и бабушки всегда напевали малышам колыбельные песни. В настоящее время этот вид музыки все также популярен.Приятные, спокойные колыбельные песни благоприятно влияют на нервную систему малыша, способны успокоить и подготовить ко сну.
Для музыкального развития детей отлично подойдут бодрые и веселые ритмы. Включив песню из знакомого мультфильма, можно устроить совместные танцы. Тем самым малыш получает позитивные эмоции, радостный настрой.
Конечно, у ребёнка в дальнейшем будут появляться определенные предпочтения в музыке. С точки зрения педагогики и гуманности, не нужно запрещать ребёнку слушать тот или иной жанр.
Нельзя ограничивать свободу выбора своего чада. Такие запреты могут только лишь привести к различным проблемам и конфликтам в семье. Но все-таки в раннем возрасте малыша, отдавайте своё предпочтение вышеуказанным жанрам, тем самым формируя правильное восприятие и понимание музыки.
Влияние музыки на развитие мозга
Обучение музыке в раннем возрасте (до семи лет) вызывает реальные физические изменения в структуре и функциях мозга. Известно, что при этом увеличивается белое вещество в мозолистом теле, что приводит к увеличению связности мозга.
Также раннее музыкальное обучение способствует увеличению серого вещества в коре головного мозга, особенно в сенсорно-моторной области.
Музыка и воспитание детей
Музыка улучшает эмоциональную регуляцию и способность быстро реагировать на события. Это повышает способность ребенка справляться с разочарованиями и избегать чрезмерных стрессов.
Одним из последних открытий нейровизуализации является то, что даже краткая музыкальная тренировка приводит к увеличению кровотока в левой части мозга
Это, например, приводит к улучшению языковых способностей, когнитивных функций, включая внимание, и зрительно-пространственного восприятия
Из-за возросшего интереса к взаимосвязи между музыкой и мозгом была создана целая область исследований — нейромузыкология.
Все исследования, проведенные за последние несколько лет, сходятся в одном — музыка активирует каждую известную область мозга и способствует ее развитию.
Известно, что мозг музыкантов больше, чем у среднестатистических людей. Они обладают превосходной рабочей памятью, слуховыми навыками и когнитивной гибкостью. С течением времени музыка «перестраивает» мозг, либо укрепляя существующие связи, либо формируя новые нейронные цепочки.
Влияние музыки на обучение
Развитие ребенка через музыки идет по многим направлениям, например:
- Развитие перцептивных и языковых навыков;
- Интеллектуальной развитие;
- Увеличение внимания и концентрации;
- Физическое развитие и здоровье;
- Социальная адаптация и эмоциональное развитие.
Также не стоит забывать, что игра на музыкальных инструментах всегда приводит к повышению самооценки.
Музыка как средство развития ребенка в раннем возрасте
Слушать или заниматься музыкой в любом возрасте полезно. Тем не менее, эксперты считают, что максимальные преимущества достигаются, когда музыкальное обучение начинается в возрасте до семи лет.
Сейчас даже доступны наушники для живота, поэтому мамы могут позволить своему ребенку начать слушать музыку еще до его рождения.
Рекомендации родителям
Для того, чтобы у ребенка появилась любовь к музыке, необходимо с самого рождения окружить кроху правильными музыкальными произведениями.
Всегда акцентируйте внимание малыша на музыку, звучащую в мультфильмах, на улице, в торговых центрах и любых других местах. Не включайте детям тяжелый рок, транс и композиции с низкими частотами, такая музыка негативно влияет на нежную психику малышей.Ходите со своим крохой на различные музыкальные мероприятия
Не включайте детям тяжелый рок, транс и композиции с низкими частотами, такая музыка негативно влияет на нежную психику малышей.Ходите со своим крохой на различные музыкальные мероприятия.
Следите за текстом песни. Его содержание не всегда малыш может понять адекватно.
Играем на музыкальных инструментах
Для начала подойдут ударные инструменты. Можно устроить настоящий ансамбль – вы играете, например, на пианино, а ребенок подчеркивает ритм с помощью бубна или маракасов.
На пианино можно играть простые песенки в достаточно медленном темпе, взяв пальчик малыша в свои руки. Таким образом ребенок привыкает правильно держать кисть, чувствует клавиши. Позвольте крохе музицировать и самостоятельно. Поверьте, пианино от этого не расстроится. Пусть он сыграет бурю, дождь или пение птиц. Или еще что-то, о чем трудно сказать словами, но легко выразить звуком.
Кстати, кто сказал, что играть нужно непременно на пианино? Ю.В. Зеленорицкая рекомендует, например, попробовать свои силы на металлофоне:
«Этот инструмент дети особенно любят — серебристый звон металлических пластинок завораживает, а извлечение звука не требует такого физического напряжения, как при игре на маракасах или пианино. Маленькие музыканты с удовольствием отстукивают на металлофоне ритмический рисунок или мелодию любимой песенки. Попутно ребенок знакомится с названиями нот, запоминает их графическое изображение. А если поставить металлофон вертикально, можно поиграть в «музыкальную лесенку», и тогда малыш сам убедится, что одни звуки располагаются выше других, а значит, их можно назвать высокими и низкими».
Не бойтесь экспериментов! Главное, чтобы они не были в тягость ни вам, ни вашему малышу, а приносили исключительно положительные эмоции. Тогда музыка войдет в вашу жизнь с радостью.
Инесса Смык
По материалам журнала «Аистенок»