Польза музыки
Дети самовыражаются через музыку уже в раннем возрасте: раскачиваясь в такт мелодии, прыгая, двигая ручками, напевая свои собственные песенки.
С музыкой легче:
- учить новые слова и использовать их в речи
- делиться чувствами и эмоциями
- развивать моторику (в танце)
Прослушивание любимых мелодий способствует выработке гормона дофамина, нейромедиатора, которого в быту часто называют «гормоном удовольствия»
Он отвечает за память, концентрацию, внимание, а как только в организме вырастает его количество, человек испытывает чувство удовлетворения
Видимо, это одна из причин, почему музыка является важной частью мировой культуры
Какими должны быть условия для музыкального развития малыша в семье?
Конечно, уровень музыкального развития у каждого родителя разный. Но это не значит, что те, кто не имеет музыкального образования, не может дать ребенку хорошую основу для его дальнейшего музыкального развития. Главное – это образ жизни семьи и ее традиции, ее культурный уровень, отношение к музыке в целом, наличие врожденных музыкальных задатков. Так, одни семьи с уважением относятся к музыкальной сфере деятельности, прививают своим детям любовь к прекрасному, а другие не очень утруждают себя подобными тяготами, поскольку считают, что музыка не приносит практической пользы. Для второй группы семей музыка – лишь средство развлечения.
Часто в семье дети занимаются музыкальным творчеством самостоятельно: напевают песни, играют на музыкальных инструментах, ритмически стучат, импровизируют мелодии на различных музыкальных инструментах
Важно поддерживать такое стремление ребенка к изучению музыки и всячески этому способствовать. А чтобы музыкальное воспитание было эффективным, родители должны:
- Следить за правильностью речи ребенка, вовремя исправлять дефекты речи, если таковы имеются. При надобности посещать занятия с логопедом, обследоваться у лора или невропатолога.
- Следить за развитием музыкального словаря ребенка, постоянно пополнять его новыми эмоционально-выразительными словами.
- Танцевать, петь и играть вместе с ребенком под музыку и без нее.
- Читать ребенку детские произведения (стихи, сказки), рассказы о детстве и творчестве известных композиторов.
- Регулярно посещать всей семьей театры, цирки, балеты, оперу и прочие музыкальные представления. Если такой возможности нет, можно купить диски с известными музыкальными произведениями и устраивать их просмотр в домашней обстановке всей семьей.
- Поощрять все успехи своего ребенка и не сравнивать его способности с умениями других детей.
О чем должны помнить родители, занимаясь музыкальным воспитанием ребенка дома? Первое – не игнорировать пристрастие ребенка к музыке. Как только малыш начинает проявлять заинтересованность музыкой, необходимо начинать музыкальное развитие максимально раньше. Второе – не огорчайтесь, если у вашего малыша что-то не получается с первого раза или у него не всегда есть желание заниматься песнями, танцами. Путь к успеху заключается в количественном накоплении знаний и умений. Терпение и постоянный труд помогут добиться желаемого. Третье правило – развивайте все способности ребенка, который так или иначе могут тормозить развитие других. И четвертое, главное правило: каждый ребенок музыкальный, поэтому не стоит говорить о его немузыкальности, не попытавшись развить в нем эти способности.
← Виды музыкальных инструментовЗадачи, цели и методы музыкального воспитания →
Музыка для малыша в животе
Специалисты по пренатальному развитию единодушно считают, что знакомить ребёнка с музыкой нужно ещё до рождения. Воспринимать мелодию малыши начинают на сроке беременности около 16 недель (см по теме: когда новорожденные начинают слышать). Лучше всего знакомить кроху с классическими музыкальными произведениями: они проверены временем и заведомо имеют положительное влияние. Включая музыку, все мамы замечают, что активность малыша меняется: под одни мелодии он затихает, под другие наоборот начинает активно шевелиться. Дело в том, что музыка очень влияет на эмоциональное состояние: одни мелодии успокаивают, расслабляют, другие бодрят, вызывают прилив активности.
Для развития ребёнка полезна и спокойная, и энергичная музыка: через нее он расширяет диапазон переживаемых эмоций. С помощью исследований психологами было доказано, что дети, слушавшие классическую музыку ещё до рождения, лучше развиваются физически и психически, раньше осваивают разные навыки и лучше говорят.
По большому счёту, будущим мамам можно не ограничиваться только классической музыкой и слушать всё, что приятно им самим, но некоторые направления музыки лучше ограничивать. Например, считается, что рок-музыка приводит к повышенному эмоциональному возбуждению и провоцирует агрессию. Детки, «выросшие» на такой музыке отличаются беспокойным поведением и возбудимостью.
Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться
Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.
Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.
В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.
Боль уйдет под звуки фортепиано и флейты
Музыка дает обезболивающий эффект. Это доказали ученые Университета в Юте во время эксперимента, который на приборах продемонстрировал активность сенсорных каналов, отвечающих за обезболивание, во время игры классических мелодий.
Эксперимент проводился на здоровых людях, у которых отмечалась повышенная болевая чувствительность. 143 человека слушали классику, пока к их пальцам подносились специальные электроды (небольшой разряд вызывал незначительную боль). Реакции превзошли ожидания – 80% участников эксперимента не замечали отвлекающий болевой фактор.
Сегодня обезболивающий музыкальный эффект не вызывает сомнений. Он подтвержден десятками исследований, взят на вооружение в клиниках:
- в палатах больных после операции часто играют классические произведения Генделя и Баха, они способствуют более простому процессу реабилитации;
- онкология активно использует музыкальную терапию – доказано, что больные раком проще переносят лечение под звуки Вивальди, Шуберта, Грига, Чайковского;
- в ходе ряда экспериментов в Германии выяснилось, что больные в 85% случаев проще выходили из наркоза, если во время хирургической операции играла музыка (хирургам она помогала снять стресс и сосредоточиться).
Как стать умнее: музыкальная программа для IQ
Англо-американская группа ученых провела эксперимент в нескольких вузах США. Выяснилось, что после недели регулярного прослушивания произведений Моцарта IQ студентов вырос почти на 25%.
По мнению экспертов, у композиций этого великого композитора есть сразу несколько важных черт:
- частота мажорных тонов часто перекликается с внутренним темпом организма, что задает человеку волю к победе, пробуждает стремление;
- мягкие переходы активируют творческую часть мозга;
- гармония инструментальной мелодии оказывает влияние на определенные гены – стимулирует синтез белков, которые отвечают за скорость сообразительности и внимательность.
Слушая Моцарта, молодые люди чаще принимали нестандартные решения, были более собраны перед экзаменом. Если вам предстоит серьезное испытание, – не пожалейте часа накануне для композиций великого мастера, и вы удивите своих экзаменаторов задором и жаждой познания.
Музыка и пластика
Здесь ребенок может выражать свои чувства и переживания через жесты и пластику. Согласно концепции К. Юнга таким образом можно освободиться от подавленных желаний, конфликтов и избавиться от отрицательных эмоций. Также через снятие мышечного напряжения человек снижает уровень стресса.
Придумай танец
Ребенок танцует под любимую музыку так, как хочет. Если он затрудняется с выбором движений, покажите ему пример. Активизировать фантазию можно с помощью газового платка. Вот у нас ручеек (волнообразные движения вдоль пола), спрячемся (закрываем платочком лицо), а теперь сделаем салют (спрячем платок в ладошках и подбросим вверх). Можно придумать тему для танца. Например, «Мое хорошее настроение», «Как я устал» и др.
В темпе барабана
Кто-то из взрослых играет на барабане или другом ударном инструменте. Можно использовать даже кастрюли или смастерить маракас, засыпав крупу в пластиковую бутылку. Ребенок двигается, пока звучит барабан. Когда музыка прекращается, он должен замереть на месте. Затем можно поменяться ролями.
Вариант. Изменяем темп, играя на барабане (медленно, быстро, с ускорением). Ребенок должен следовать темпу.
Обретаем спокойствие
Композиции в медленном темпе заставляют человека непроизвольно замедлить дыхание, расслабиться и успокоиться.
Медитация «Ласковое солнышко»
На фоне спокойной музыки предложите ребенку положить руки в районе сердца и послушать, как оно стучит. «Представь, что у тебя в груди кусочек солнышка. Яркий и теплый свет разливается по телу, рукам, ногам. Оно согревает тебя, наполняет энергией и хорошим настроением…»
Музыкальный сон
Прослушайте музыкальное произведение с закрытыми глазами и обсудите кому, что «снилось».
Рисуем музыку
Цвет в сочетании с музыкой усиливает психотерапевтическое воздействие на человека.
Предложите ребенку нарисовать все, что захочется под музыку. Это может быть какой-либо сюжет, а могут быть абстрактные линии или пятна.
Чтобы настроить юного художника, расскажите ему небольшую сказку.
«Жила-была Кисточка. Она очень любила своего друга -Художника. С ее помощью на холсте получались красивые картины. Но однажды Художник загрустил и не хотел больше рисовать. Кисточка очень расстроилась и не знала, как помочь своему другу. Как-то раз Кисточка проснулась от удивительных звуков за окном. Оказывается, в их доме поселился Музыкант. (Звучит музыка.)
В них Кисточка услышала пение птиц и шум ветра, увидела утренний туман и заход солнца. Кисточке очень захотелось рисовать. Она даже попыталась встать, но… не смогла, потому что кисточки не умеют сами ходить. «А что, если музыку пригласить к нам и окунуть в краски», -подумала Кисточка и стала звать звуки к себе в гости. И музыка вплыла в комнату. Палитра ожила. От этих прекрасных звуков Художник проснулся. «Теперь я знаю, что и как рисовать», — воскликнул он и принялся рисовать ту музыку, что наполняла его комнату».
Вот такая удивительная история произошла с Кисточкой. У нас с тобой есть не менее волшебная кисточка, которая тоже сможет нарисовать музыку.
Даже несколько минут в день хорошей музыки помогут ребенку обрести душевное равновесие и получить заряд положительных эмоций. Через пение, фантазии, рисование, движение, игру на музыкальных инструментах он может выразить себя, стать общительнее, здоровее и умнее.
Как слушать классическую музыку с детьми?
Для развития ребенка, несомненно, классическая музыка предпочтительнее незамысловатых попсовых мелодий.
Конечно, простые детские песни вызовут у малыша радость и восторг. Маленькие дети, которые даже не знают, что такое танец, услышав любую заводную мелодию, на интуитивном уровне начинают хлопать, топать ножкой или приплясывать. Музыка подталкивает деток к выражению своих эмоций.
Классическая же музыка успокаивает и вдохновляет. Однако и её слушать нужно в умеренных количествах. В погоне за ранним развитием ребенка, не стоит утомлять его круглосуточным прослушивание всевозможных мелодий и обучающих материалов.
Для грудничков достаточно 1-2 мелодий в день, далее время прослушивания классической музыки постепенно увеличивается.
В нашем сборнике классической музыки для детей представлены по-настоящему золотые мелодии, написанные самыми талантливыми композиторами в истории. Дайте своему ребенку шанс осознать величие и глубину классической музыки, прежде чем начинать слушать с ним детские песенки.
Классическая музыка для детей
Классика влияет не только на внутренний настрой и вкус юного слушателя. Ученые зафиксировали, что определенная музыка активизирует у малышей кору головного мозга и усиливает их умственные способности. В. А. Моцарт и его произведения помогут родителям развивать детский интеллект, используя дополнительные стимулирующие средства. Разнообразные композиции погрузят ребенка в царство гармонии и доставят большое удовольствие от единения с понравившейся мелодией.
Как классика влияет на здоровье детей?
Отдельно хочется затронуть тему влияния классических мелодий на здоровье ребенка. Существует такое понятие, как музыкотерапия. Ученые доказали, что музыка способна излечить человека от многих заболеваний. Под музыкотерапией понимают метод, в котором музыка используется, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения двигательных и речевых расстройств, страхов, поведенческих отклонений и т.д. А ведь на сегодняшний день детей с подобными проблемами очень много, и виной всему темп современной жизни, за которым взрослые пытаются угнаться, забывая о самом дорогом – о своих детях. Часто свою любовь и заботу родители заменяют компьютерами, планшетами и телефонами. Вследствие этого дети становятся малообщительными, замкнутыми, появляются проблемы с поведением. Одним из лучших методов решения этой проблемы и является музыкотерапия, где музыка – бесценный помощник.
Музыкотерапия состоит из совокупности методов и приемов, направленных на формирование эмоциональной сферы ребенка, а также из практических упражнений и занятий, которые способны нормализовать психическое состояние детей
Правильно подобранная музыка способна снять усталость, сконцентрировать внимание, расслабить и раскрепостить, взбодрить и улучшить настроение. При этом используется не только прослушивание музыки, но и пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, театрализация и пр
С помощью музыки дети с различными проблемами (слабовидящие, с ДЦП, задержкой психического развития и т.д.) учатся понимать чувства и различать настроения, которые передает мелодия. Именно это позволяет сформировать чувственный контакт с окружающим миром и, как следствие, психоэмоциональная сфера детей меняется в корне, причем в лучшую сторону.
Влияет ли классическая музыка на развитие личности ребенка?
Классическая музыка оказывает комплексное воздействие на развитие детей. Если говорить о личности ребенка, то мелодии классиков позволяют:
воспитать музыкальный вкус;
привить эмоциональную отзывчивость;
привить любовь к физическим упражнениям, если они проводятся под музыкальное сопровождение, а ритмика в свою очередь позволяет улучшить осанку ребенка, координацию и четкость его движений и ходьбы;
укрепить голосовые связки, развить речь и правильное дыхание на занятиях пением;
развить внимание, быстроту реакций, организованность, мелкую моторику на занятиях с игры на музыкальных инструментах;
расширить кругозор при прослушивании музыкальных аудиосказок;
уравновесить внутренний мир ребенка, унять вспыльчивость, агрессию;
развить коммуникабельность ребенка, улучшить настроение, снизить страх знакомства с новыми людьми;
воспитать целеустремленность, дисциплинированность, ответственность.
Более того, дети, которые регулярно посещают музыкальные кружки, учатся пению и игре на музыкальных инструментах, реже попадают в «плохие» компании, поскольку музыка отвлекает от опасных увлечений и дает детям правильное позитивное направление в жизни.
Занятия музыкой помогают изучать языки
Современные родители хотят как можно раньше научить ребенка иностранному языку. А между тем, его изучение будет намного эффективнее для ученика, знакомого со строением речи музыкальной. Занятия музыкой развивают слух и повышают умение различать оттенки разных тембров и высот. То же самое требуется и при изучении другого языка: мы должны четко слышать звуки речи и чувствовать ее интонацию.
Музыка и речь имеют очень много общего, считает нейро- и психолингвист, доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская. «Музыка влияет на мозг чрезвычайно сильно… Основные зоны, которые заняты обработкой музыки, находятся очень близко или совсем в тех же местах, где речевые… Музыка приучает мозг человека к концентрации, к выделению слухового сигнала из некого общего фона, к чувствительности к ритму, к очень маленьким изменениям в спектрах
Она делает очень серьезную работу, более серьезную, я бы сказала, чем речь… Я уверена, что каждого ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая и изысканная настройка нейронной сети – и неважно, станет он профессионалом или нет».
Это мнение подтверждает и . Его результаты показали, что музыкальные упражнения могут оттачивать развитие мозга, улучшать языковые навыки и грамотность даже в подростковом возрасте. В течение трех лет специалисты отслеживали успеваемость 40 учеников средней школы. Половина из них посещала уроки музыки, а другая половина проводила это время в спортивном зале. В итоге успехи в языковых предметах были отмечены у всех учеников, но большего достигли те, кто занимался в музыкальных классах. Записи мозговой активности показали у этих подростков более быструю реакцию на звук и большую чувствительность к его деталям.
Какого композитора выбрать
Произведения Моцарта – лучшая классическая музыка для новорожденных. Многие родители отмечают, что груднички могут часами слушать мелодии этого великого композитора. Причем он универсален. Здесь можно найти и спокойную, и бодрую, и веселую, и грустную музыку.
Влияние музыки Моцарта на детей заключается в том, что они становятся спокойными и сосредоточенными. Они могут самостоятельно играть или заниматься, не капризничают. За счет преобладания мажорных нот музыка Моцарта несет позитивную энергию. Она активизирует работу мозга и формирует четкость мыслей, помогает при головных болей.
Штраус и Шопен стимулируют к активности и физической деятельности, повышают работоспособность. Вальсы и марши этих композиторов улучшают настроение, отвлекают ребенка от дискомфорта, например, когда того мучают колики, газообразование или боли при прорезывании зубов. Кроха становится веселым, бодрым и игривым.
Чайковский нравится многим деткам. Он оказывает бодрящее действие, стимулирует к деятельности. Например, помогает ребенку быстрее одеться и собраться на прогулку. Обязательно дайте прослушать крохе музыку из балета “Щелкунчик” и фортепианный цикл “Времена года”
Они повышают внимание. Ребенку легче сосредоточиться и выполнить определенное действие или задачу
Вивальди – залог духовного здоровья и хорошего самочувствия, особенно мажорные части “Времен года”. Такие композиции повышают настроение, приободряют и тонизируют. Включайте музыку во время активных игр или зарядки.
Бетховен налаживает эмоциональный фон, снимает напряжение, успокаивает и укрепляет нервные клетки. Он подходит для капризных и истеричных деток. Нежные и обволакивающие звуки сонат Бетховена, особенно “Лунной сонаты”, наполнены умиротворением и смыслом. Найдите несколько сонат, которые понравятся крохе и периодически включайте для прослушивания.
Шуман и Глюк – композиторы, чьи произведения оказывают успокаивающее действие. Они включают четкий ритм и медленный темп, что помогает при бессоннице, обеспечивает спокойный и крепкий сон. Поэтому включаем музыку перед сном или после кормления. Особенно подходят “Грезы” Шумана и “Мелодия” Глюка.
Бах, как показывает практика, не нравится большинству деток. Это не удивительно, ведь музыкальные произведения еще слишком сложны для восприятия маленького кроха. Однако если малышу пришелся по вкусу Бах, то его музыка окажет положительное влияние на развитие памяти и логического мышления, способностей к математике, физике и химии.
Мендельсон вселяет веру и уверенность, повышает самооценку, помогает социализироваться и адаптироваться. Это отличное решение для тихих, неразговорчивых и неуверенных деток. “Симфония №5” повышает концентрацию внимания и сосредоточенности. “Свадебный марш” благотворно влияет на работу сердца и сосудов, нормализует артериальное давление. А “Весенняя песня” вылечит головную боль.
Влияет ли классическая музыка на развитие личности ребенка?
Классическая музыка оказывает комплексное воздействие на развитие детей. Если говорить о личности ребенка, то мелодии классиков позволяют:
воспитать музыкальный вкус;
привить эмоциональную отзывчивость;
привить любовь к физическим упражнениям, если они проводятся под музыкальное сопровождение, а ритмика в свою очередь позволяет улучшить осанку ребенка, координацию и четкость его движений и ходьбы;
укрепить голосовые связки, развить речь и правильное дыхание на занятиях пением;
развить внимание, быстроту реакций, организованность, мелкую моторику на занятиях с игры на музыкальных инструментах;
расширить кругозор при прослушивании музыкальных аудиосказок;
уравновесить внутренний мир ребенка, унять вспыльчивость, агрессию;
развить коммуникабельность ребенка, улучшить настроение, снизить страх знакомства с новыми людьми;
воспитать целеустремленность, дисциплинированность, ответственность.
Более того, дети, которые регулярно посещают музыкальные кружки, учатся пению и игре на музыкальных инструментах, реже попадают в «плохие» компании, поскольку музыка отвлекает от опасных увлечений и дает детям правильное позитивное направление в жизни.
Классическая музыка для детей: список произведений
- Ж.-Ф. Рамо, Les Indes Galantes («Галантные Индии»): Scene VI, Chaconne
- Ж.-Ф. Рамо, Les Indes Galantes («Галантные Индии»): Scene VI, Rondeau
- Ж.-Ф. Рамо, Zoroastre («Зороастр») Act I, Scène III, Air tendre en rendeau
- Ж.-Ф. Рамо, Zoroastre («Зороастр») Act III, Scene VII Gavotte en rondeau
- Ж.-Ф. Рамо, Les Boréades («Бореады»), Acte IV, Scène IV, Entrée pour les Muses, les Zéphyres, les Saisons, les Heures et les Arts
- Г. Перселл, The Indian Queen («Королева индейцев»): Intermezzo; Music for a While; They tell us.
- Г. Перселл, Dido and Aeneas («Дидона и Эней»), Dance; To the hills and the vales
- А. Вивальди, «Времена года», «Весна»
- И. С. Бах, «Музыкальное приношение»
- И. С. Бах, Кантата № 202 «Свадебная», Weichet nur, betrübte Schatten
- И. С. Бах, Оркестровая сюита № 2, си минор, VII часть, «Скерцо» (AKA «Шутка»)
- И. С. Бах, Сютиа № 3, Ре мажор, Ария
- Дж. Россини, опера «Сорока-воровка», Увертюра
- Ф. Шуберт, Октет, Фа мажор, 4 часть
- Ф. Шуберт, Военный марш
- Р. Шуман, Грёзы
- Р. Шуман, Шехеразада op.68 № 32
- Р Шуман, Märchenbilder («Сказочные картинки»), 4 часть
- Ф. Шопен, Вальс, до-диез минор
- Ф. Шопен, Венский вальс
- Ф. Шопен, Ноктюрн № 2, Ми-бемоль мажор
- Ф. Лист, «Утешение»
- Р. Вагнер, Parsifal («Парсифаль»), Заключительный хор
- Р. Вагнер, Das Rheingold («Золото Рейна»), Сцена 1, Vorspiel
- И. Штраус, Полька-пиццикато
- И. Брамс, Колыбельная
- В. А. Моцарт, Серенада для духовых инструментов, до минор, k.388, 2 часть
- В. А. Моцарт, Концерт для фортепиано № 21, До мажор, 2 часть
- В. А. Моцарт, опера «Волшебная флейта», Трио мальчиков
- В. А. Моцарт, опера «Волшебная флейта», хор священников O isis und Osiris
- Й. Гайдн, Струнные квартеты (их более 80)
- Л. в. Бетховен, Фортепианная соната № 21, До мажор
- Л. в. Бетховен, Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша», Соль мажор
- Л. в. Бетховен, Фортепианный концерт № 4, Соль мажор (1 и 3 части)
- Л. в. Бетховен, Фортепианные концерты № 1, До мажор и № 2, Си-бемоль мажор
- Д. Шостакович, Прелюдии для фортепиано, op 34. № 13, № 15, № 17
- Д. Шостакович, Прелюдия и Фуга № 5, Ре мажор
- Д. Шостакович, цикл «Танцы кукол»
- Д. Шостакович — А. Цфасман, Джазовая сюита
- А. Шнитке, музыка из фильма «Приключения Травки»: «Ночь»
- В. Мартынов, музыка к мультфильмам «Мышонок Пик», «Серебряное копытце», «Бабочка и тигр» и другие
- П. Карманов, «Дождик»
- Как полюбить классическую музыку и как не пропустить жизнь сквозь пальцы
- Мишель Петруччиани. Музыка вопреки
Польза классической музыки
Говоря о пользе музыкальных произведений, подразумевают именно классические мелодии. Ведь, как утверждают исследователи, психологи и музыковеды, классика оказывает особое влияние на психику и здоровье человека, на его развитие. Особенно полезна классическая музыка для маленьких детей
Однако и здесь важно правильно подобрать репертуар. Так, мелодии Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шуберта, Листа успокаивают и заинтересовывают малыша
А вот органная музыка Баха считается слишком тяжелой для детского восприятия, малыши чувствуют тревогу, прослушивая мелодии этого великого композитора.
В целом регулярное прослушивание классических мелодий детьми:
- положительно влияет на развитие мозговой деятельности;
- улучшает восприятие нового материала;
- стимулирует память;
- нормализует эмоциональное состояние крохи (снимает тревожность, успокаивает, уменьшает неуверенность в себе);
- развивает творческое и логическое мышление;
- формирует коммуникабельные навыки;
- воспитывает силу воли, целеустремленность, терпеливость, усидчивость, любовь к труду;
- помогает побороть психические, двигательные и речевые расстройства.
Существует 3 неопровержимых факта, доказывающих пользу музыки.
- Музыка оказывает благотворное влияние на все участки головного мозга. Классические мелодии хороши тем, что в одночасье активизируют мозговые участки, которые отвечают за речь и эмоции ребенка, его физическое, социальное и умственное развитие.
- Гармония души и тела. Прослушивание классических произведений благотворно влияет на духовный мир человека, превозносит его эмоциональное и интеллектуальное начала, улучшает физическое состояние, причем происходит все это одновременно. Тот, кто хоть единожды внимательно слушал классику, наверняка ощущал это невероятное чувство, когда внутри тебя происходит что-то необъяснимое, ликует душа, перехватывает дух… Для растущего организма эти ощущения необходимы, как воздух и вода.
- Пение – прекрасный способ установить крепкую психологическую связь между ребенком и родителем. Когда родители поют своему малышу колыбельные, он учится любить, понимать эмоции и настроение, распознавать интонации.
Стоит также учитывать, что музыка больше принесет пользы, если ее прослушивание будет добровольным. Не нужно заставлять ребенка слушать мелодии мировых классиков! Ненавязчиво включайте мелодии во время ежедневных игр, сна, отдыха
Выбирайте разный репертуар и обязательно обращайте внимание на реакцию ребенка: если мелодия ему не нравится, не включайте ее больше. А вот музыку, которая пришлась ребенку по душе, обязательно добавьте в плейлист и используйте с удовольствием
Занятия музыкой развивают интеллектуально
Как мы уже отмечали, с восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры. Эмоциональная же культура, в свою очередь, стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над смыслом тех или иных нравственных критериев. Таким образом, эмоции и мышление тесно связаны между собой. И.П.Павлов писал, что «…главный импульс для полушарий коры головного мозга идёт из подкорки. Если исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы».
Под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать самые инертные дети с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими силами невозможно было расшевелить.
Значительного интеллектуального напряжения требует от юного музыканта и игра по нотам. Когда ребёнок должен не только «считать» нотную информацию, подчас достаточно сложную, но и, что называется, озвучить её.
Как показали совместные исследования венгерских и немецких учёных, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребёнка. Учителя младших классов рассказывают, что после уроков музыки очень хорошо проходят уроки чтения. У детей обостряется восприятие. Они лучше соображают.
Музыка будит мысль. Венгерский педагог Тибор Шараи считает, что «…слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности». Музыкальный урок со своими игровыми элементами, художественными переживаниями, являющийся некоторым противовесом изучению научных дисциплин, выполняет в расписании функцию разрядки, способствуя тем самым освоению познавательного материала других предметов и обострённому восприятию других искусств».
Творческое развитие
С помощью детских песен можно развивать творческие способности малыша.
Любая песня – это целая история, которую можно выразить в любом прикладном искусстве: сделать аппликацию, нарисовать на бумаге, слепить из пластилина.
С помощью песни ребёнок учиться выражать свои эмоции, в творчестве может интерпретировать своё понимание текста песни, своё настроение музыки песни. А родителям можно понять своего ребёнка, понаблюдав, как он самовыражается в творчестве через песню, какие краски и тона использует, какие сюжеты воплощает.
С детками можно танцевать под песни, изучать различные движения, придумывать танцевальные номера. И это тоже будет выражением понимания песни, её настроения.
Три-четыре, ноги шире: для спортсменов
Расслабление под мягкие переливы флейты, звуки пианино или скрипки – это для обезболивания и настроения. А в спорте музыка задает ритм. Британские ученые еще в 2005 году доказали, что результативность спортсменов, которые слушают ритмичные композиции, растет на 15–20%. Здесь имел место двойной эффект:
- отвлечение (особенно полезен на тренажерах);
- ритмика.
Будучи фактором хорошего настроения (если это любимые произведения), музыкальное сопровождение становится еще и своеобразным допингом – разрешенным, но не менее действенным, чем медикаментозные стимуляторы (улучшает циркуляцию крови, ускоряет обменные процессы – тело приходит в тонус).