Как выглядеть стильно в школьной форме – советы от VITACCI
Для девочек существует прекрасное решение, позволяющее разнообразить повседневный школьный гардероб, а именно – аксессуары. С помощью ободков, брошек и других деталей образ мгновенно становится уникальным. Чтобы ловко обыграть школьную форму мальчика, также стоит воспользоваться мелкими дополнениями – цветным жилетом, галстуком, запоминающейся кепкой или шарфом. Размышляя о том, как хорошо выглядеть в школьной форме, не стоит сокрушаться, что придется носить белый верх по требованию учителей. Даже эта деталь, подобранная с умом, способна подчеркнуть индивидуальность. Белая рубашка или блузка – это всегда элегантно и опрятно. И если классический крой не предполагает много декора, можно изменить, например, воротник, выбрав отложной, стойку, апаш или бант. Создать модный образ также несложно с помощью разноцветных вставок на рубашке или полос на воротнике. В некоторых школах нет строгих правил, указаны только приемлемые расцветки и силуэты. В таких случаях, решая, как выглядеть стильно в школьной форме, можно использовать джинсы, трикотажные жилеты, пиджаки. Когда в школе царит лояльное отношение к одежде учеников, этим надо пользоваться
Например, при подборе брюк для мальчиков полезно обратить внимание на необычные для таких случаев ткани – вельвет, бархат или твид. Также не стоит отказываться от насыщенных ярких расцветок
Один из главных элементов любого гардероба, это обувь. Чтобы понять, как хорошо выглядеть в школьной форме, лучше всего начать с обуви. Туфли на высоком каблуке или кроссовки надевать не рекомендуется. В остальном выбор практически не ограничен – от мокасин до резиновых сапог с рисунком
Чтобы дополнить модный образ, важно грамотно подобрать рюкзак или сумку. При этом лучше остановиться на нейтральных оттенках, благодаря чему аксессуар будет сочетаться с любыми цветами одежды
И не стоит упускать из виду практичность и удобство предмета. Опрятность – вот, к чему необходимо стремиться в первую очередь. И тогда вопрос о том, как выглядеть стильно в школьной форме, решится сам собой.
Как школа выбирает собственную форму
Закон разрешает школам выбирать форму с отличительными символами: это может быть собственный единый стиль, цвет и фасон жилетов и сарафанов, знакомая всем ткань в зеленую или красно-бурую клеточку и школьные эмблемы. Выбор формы школа должна прописать в Уставе и опубликовать положение о школьной форме на своем сайте. Например, так. И, разумеется, школьное Положение не должно противоречить вышестоящим документам: Положению Свердловской области, письму Минобра и Федеральному закону “Об образовании”.
Кто же влияет на выбор формы в одной отдельно взятой школе? Влияют все: администрация, родители и ученики. Решение должно приниматься коллегиально: администрацией школы, советом родителей и советом учеников (если он есть в школе). Обычно это происходит на специальном заседании, где решаются важные вопросы о распределении средств, питании в столовой, платных услугах. Вопрос о форме обсуждается, выносится на голосование, протоколируется, затем протокол подписывают присутствующие. Из этого следует: если вы недовольны выбором школьной формы, которая прописана в Уставе, и хотите что-то изменить — стучитесь в совет родителей и просите о пересмотре положения.
Какой должна быть школьная форма по закону
Закон говорит: форма обязана быть: 1) деловой, 2) светской. Деловой стиль должен помочь детям “собраться” и настроиться на учебу. А светский характер формы подчеркивает, что школьное образование — вне религии. Собственно, закон о форме появился отчасти “благодаря” скандалу 2011 года на юге России, когда девочкам-мусульманкам запретили приходить в школу в хиджабах, и они перестали посещать уроки.
Форму разделяют на повседневную, парадную и спортивную. Повседневная одежда для мальчиков — это брюки классического покроя, пиджак, жилет, сорочка и аксессуары (галстук, ремень). Для девочек — юбка, брюки классического покроя, пиджак, жилет, сарафан, платье, блуза, аксессуары. Чтобы форма превратилась в парадную, нужно дополнить ее светлой сорочкой или праздничным аксессуаром — и вуаля! Спортивная форма не регламентируется, она должна быть просто удобной и соответствовать погоде, если занятия идут на улице.
Греющий душу момент: в холодное время года разрешается носить свитер, джемпер или пуловер — все в том же деловом стиле. Есть еще одно требование: одежда должна соответствовать санитарным нормам (СанПиН 2.4.7/1.11286-03), так что при покупке формы требуйте сертификат. Что касается запретов: нельзя носить головной убор в помещении во время занятий (кроме мастерских и кабинетов домоводства), а еще запрещена одежда и аксессуары с символикой “асоциальных неформальных молодежных объединений, пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение”. И если ваш отпрыск придет на уроки в футболке с изображением листа конопли или сатанистской пентаграммы — ждите неприятностей.
Спорные моменты
Если же говорить о минусах, то здесь противники школьной формы чаще других приводят два аргумента – «уравниловку» и дороговизну. Что касается первой проблемы, то для многих родителей (и в особенности для самих подростков) она действительно существует. В то же время, приведённые выше аргументы в пользу строгого жилета или деловой тройки позволяют смириться с тем, что все дети в классе одеты одинаково.
Что касается откровенно завышенных цен, то здесь проблема чаще всего кроется не в дороговизне, а в желании недобросовестной администрации некоторых школ заработать подобным образом не совсем честные деньги. Как уже упоминалось, по-настоящему качественная и при этом дешевая школьная форма представлена в большом многообразии, и правильный подход к выбору производителя, а также самому процессу заказа/закупки делает подобные костюмы дешевле многих других видов детской одежды.
О хиджабах в школе
Мусульманка и общественница Иман Куанышкызы говорит, что вместе с другими верующими предлагала МОН несколько вариантов по обучению девочек-мусульманок.
Иман Куанышкызы / Фото Facebook
«Мы предлагали варианты, где все требования по так называемой «светскости» в понимании директоров школ выполняются. Мы предлагали законодательно утвердить дистанционное образование. Кстати, тогда наши именитые НИШи, Тамосы и прочие образовательные сети смогли бы выйти на дистанционный формат преподавания, в итоге все только выиграли бы от этого. Вы думаете, что МОН с радостью пошел на компромисс? Нет, я вас уверяю. Министерство предоставило очередную отписку на наше предложение, а директора школ отказываются отдавать девочкам их документы для перехода на дистанционное обучение, хотя у них есть справка о прикреплении к другой школе! Касательно раздельных школ, где девочкам не нужно будет носить платочек, потому что педсостав будет полностью женским, можно сказать, что их очень трудно открыть, потому что никто не верит, что они полностью светские, и что девочки посещают занятия без платков, поэтому постоянные проверки гарантированы. Это сильно подрывает эффективность образовательного процесса».
Консультант по менеджменту в высших учебных заведениях и руководитель компании, занимающейся профориентацией Дидар Марданов считает, что школам нужна единая форма, так как это сглаживает социальное неравенство между школьниками и помогает настроиться на учёбу.
«Есть очень много исследований, где показана польза того, что в школе все дети носят одинаковую одежду. Есть доказанные исследования, что это помогает школьникам концентрироваться не на внешнем виде, не на внешних формах, а на каких-то более важных вещах
Очень важно понимать, что они носят одинаковую одежду лишь 40-30% своего времени, в остальное время они могут одеваться как хотят. Школьники очень сильно самовыражаются, любят показывать социальный статус, в этом плане то, что они в одинаковой одежде, им вреда не наносит, но пользы чуть больше»
Дидар Марданов считает, что школы должны оставаться светской территорией. Однако веротерпимость при этом должна также сохраняться.
«У нашего государство есть несколько инструментов, как воздействовать. К сожалению, некоторые инструменты очень сложны, а некоторые инструменты очень легки, и когда у Казахстана стоит вопрос, какими инструментами он обходится – он обходится самыми простыми, — высказался Дидар Марданов. — Нужно делать хорошее образование, качественную систему педагогов, но это сложно, это затратно, это вопрос долгосрочности. В этом плане я считаю, что государству нужно подойти более ответственно и мыслить более широко, а не так узко, как сейчас, и не держаться за стандарты, что со своим уставом в чужой монастырь не лезут. В этом случае это не работает, и очень важный момент, что школа – такая же собственность каждого гражданина, это не частный монастырь, это наша общая территория».
Как решается вопрос о закупке формы
В Свердловской области не выделяются деньги на закупку школьной формы — расходы ложатся на семью. Закон оговаривает, что школа должна выбирать форму с учетом мнения многодетных и малообеспеченных семей, поэтому если стоимость жилета или сарафана кажется вам завышенной — вас должны услышать.
Школы часто шьют форму централизованно у конкретного производителя. Для одних родителей это удобно: нужно только привести ребенка на снятие мерок и потом забрать комплект. Другие родители бывают недовольны качеством ткани или плотностью вязки для школьных жилетов. В этом случае вы можете либо продвигать свой вариант формы для всего класса, либо “выйти из игры” и выбрать школьную одежду на свое усмотрение. Постарайтесь просто остаться в рамках выбранного цвета и фасона. Производители предлагают множество вариантов формы, вам обязательно удастся найти похожую форму удовлетворяющего вас качества. Минус этой ситуации: возможно, придется объясняться с учителем и администрацией. Но помните, что закон на вашей стороне, и грамотно отстаивайте свое решение. А главное — научите ребенка спокойно и вежливо объяснять учителю, что его жилет или сарафан соответствует требованиям закона.
Надеемся, к новому учебному году ваш сын или дочка получат удобные и красивые форменные вещи, и будут с удовольствием разглядывать себя в зеркале, собираясь на линейку 1 сентября!
Немного истории
Школьная форма «советского» образца, которую довелось носить большинству родителей сегодняшних школьников, представляла собой синие/коричневые брючные костюмы с рубашкой для мальчиков, а также коричневые платья с передниками для девочек. И если первые часто не очень задумывались над вопросами моды, то многие девочки (в особенности старшеклассницы) были не в восторге от однообразных тёмно-коричневых платьев и чёрных фартучков – повседневного варианта форменной одежды.
Несмотря на то, что такая одежда была довольно практичной, легко чистилась и стиралась, не теряя внешнего вида на протяжении длительного времени, в середине 80-х годов прошлого столетия в СМИ развернулась настоящая информационная анти-кампания. В результате появился новый вариант формы для девочек – лаконичная темно-синяя тройка, впрочем, так и не успевшая завоевать популярность – как среди родителей, так и среди самих школьниц, большинство из которых по привычке носили платья с передниками и отложными воротничками.
Начало 90-х годов принесло с собой не только ряд судьбоносных исторических перемен для всей страны, но и внезапную отмену форменной одежды для её юных граждан. Именно в период 1991-1993 годов школы одна за другой принимают решение об отмене обязательного ношения одинаковых ученических костюмов, мотивируя это необходимостью стимулировать «свободу личности и самовыражения». Впрочем, на фоне серьёзных финансовых трудностей, с которыми столкнулись в 90-е годы большинство семей, для многих детей отмена формы наряду с отсутствием в продаже модной качественной одежды стала настоящим испытанием.
Зачем в стране снова ввели обязательную школьную форму
В новой России с начала 90-х формы не было: каждый ходил в школу, в чем хотел. Но в 2012 году форма снова стала обязательной — это правило прописано в новом законе “Об образовании” от 29 декабря 2012. Потом вышел еще один уточняющий закон, а Министерство образования написало отдельное письмо “Об установлении требований к одежде обучающихся”. После этого свои законы насчет формы приняли регионы: в Свердловской области это Постановление Правительства от 20 ноября 2013 №14-04 ПП. Так что теперь толстовки с миньонами в школах, практически, запрещены.
Для чего введена школьная форма? Закон отвечает на этот вопрос просто и прямо:
— чтобы устранить признаки имущественного и прочего неравенства между учениками;
— избавить ребят от дискомфорта в общении;
— помочь школе создать собственный имидж.
Сколько людей, столько и мнений
К докладу-сочинению на тему «Почему так важна школьная форма» в разных учреждениях подошли по-разному. Какие-то учебные заведения ввели единые стандарты, какие-то нет, кто-то частично принял предложение, а есть и такие организации, где существует два варианта. Стоит рассмотреть плюсы и минусы введения единого формата.
Аргументы против
В обществе уже не один год идут споры между противниками и сторонниками школьной формы, равно как и в школах, и в семьях. В принципе, этот вопрос лоббируют не учителя. Но если встанет вопрос, что лучше, многие будут «за». Родители разделились на полярные противоположности: примерно 60% «против», а 40% «за». Учащиеся, что не удивительно, в подавляющем большинстве против введения единой формы. Но среди учеников есть и сторонники общего образца, хоть их и единицы. Противники пишут письма-сообщения к правительству и аргументируют свой выбор следующим образом:
- потеря индивидуальности учащимися;
- неудобная одежда, которая сковывает движения и мешает свободе передвижения;
- единая форма чаще всего пошита из некачественной ткани, поэтому придётся приобретать не один комплект, что наносит существенный ущерб бюджету;
- единый фасон не подходит под особенности конституции каждого ребёнка.
Положительные доводы
Сторонники единого образца одежды выступают за объединение и уравнивание учащихся
Они могут рассказать, зачем нужны стандарты, и объяснить, почему важно одеть всех школьников по общему стандарту:
- опрятный и эстетичный внешний вид (дети пришли в школу учиться, а индивидуальность нужно проявлять в другом месте);
- самодисциплинированию и сдерживанию следует учиться со школьной скамьи, единая форма прекрасный способ начать этот сложный путь;
- заказывать пошив можно в ателье, где смогут предложить качественные ткани и приемлемые цены;
- так как форма шьётся на заказ, а мерки снимаются индивидуально с ребёнка, одежда просто не сможет не подойти по фигуре;
- конфликтов не возникнет, если родители не станут настраивать детей против школьных порядков, а будут сотрудничать с администрацией школы.
Но тут и опрос проводить не понадобится, ответ слишком очевиден. Современный подросток мечтает прийти в школу в любимых рваных джинсах и растянутой майке на 2 размера больше.
Теперь — о хорошем
Итак, школьная форма позволяет решить следующие задачи.
Первая. Благодаря введению формы дети в школе не могут поразить друг друга именно одеждой — и для учебного процесса это большой плюс: ведь не для того они в школу ходят, в конце концов… Хотелось бы, чтобы об этом помнили и дети, и родители. Выделиться дети и так найдут чем: телефоны, портфели, письменные принадлежности, верхняя одежда, разговоры на тему «у кого какой дом, какая машина», походы друг к другу в гости и совместный досуг — детям будет где проявить себя и помимо сферы одежды.
Социальное и материальное положение разных семей и так ни для кого из детей в классе не секрет, об этом и говорят теперь свободно, да и дети не хуже (а то и лучше) нас знают, что сколько стоит. Так что «решить проблему социального неравенства» форма, увы, не сможет. Однако имущественное неравенство переносится гораздо легче, когда хотя бы во время учебного процесса (а ведь это основная школьная функция) одежда у всех одинаковая.
Да просто поставьте себя на их место: некто в шикарном костюме ведёт с вами важный разговор, застигнув вас в неподходящей одежде — повседневной домашней футболке или в старом свитере… Как вы себя почувствуете? А теперь вообразите тот же разговор, когда и вы в деловом костюме, даже не в таком дорогом. Когда будет комфортнее?
Вторая. Когда я была школьницей, то есть в перестроечные времена, финансовое положение было очень напряженным у подавляющего большинства населения, и форма была хорошим выходом из положения для многих. Наши времена — с учетом кризиса — обещают быть не лучше, поэтому форму можно вновь считать неплохим материальным подспорьем: все же один набор одежек дешевле нескольких. Правда, некоторые школы ухитряются сделать на этом бизнес и форма получается совсем недешевой — но это уж на совести администрации.
Третья. Дети выглядят не разношерстной массой, а некой целостностью, и это полезно и в смысле эстетики, и в смысле психологии — дополнительный момент, сплачивающий группу в коллектив, позволяющий воспитать так называемую «корпоративную культуру».
К примеру, дочь моих друзей (ей 14) учится в Великобритании, в ее учебном заведении форма обязательна (как и во всех «хороших» школах — это традиции, сложившиеся веками). И девочка (подросток!) ею гордится — как гордится и вообще принадлежностью к этому учебному заведению. И правда, форма очень красивая.
Четвертая. Не у всех детей и их родителей есть вкус, поэтому современные школьники бывают одеты ну просто чудовищно. И нередко бывает, что и дорого, и чудовищно — «в одном флаконе», ведь эстетика зависит отнюдь не от материальных возможностей семьи. А форма, если подобрана удачно и хорошо пошита, эти моменты убирает.
Пятая
В период пубертата девочки активно стремятся привлечь к себе внимание. При помощи повседневной одежды они получают порой просто невероятные результаты
Нередко приходят на занятия в прозрачных блузках с полупрозрачными лифчиками или в таких юбках-поясах, в которых категорически нельзя наклоняться — только приседать (привет шестидесятым!). Или же в джинсах с низким поясом, в которых тоже лучше стоять ровно, как оловянный солдатик: любое движение вперед извлекает на всеобщее обозрение трусики и половину попы.
Со стопроцентной гарантией могу сказать, что если девушка одета именно так, то что бы она ни говорила, но мысли у нее будут не об учебе — равно как и у всей мальчуковой половины класса. И, как следствие, у девичьей тоже. Не стоит себя обманывать, физиология есть физиология, особенно — щедро подогретая гормонами. И тут дело не в высокой морали администрации, а в том, что они элементарно не хотят тратить свое время впустую.
Как видите, плюсов все же больше, нежели минусов, хоть и не намного. Однако в вашей власти выбирать, какие аргументы для вас более значимы. Ведь форма — неизбежная данность во многих школах, так не лучше ли, не имея возможности изменить обстоятельства, изменить свое к ним отношение и увидеть позитив там, где, на первый взгляд, его нет и быть не может? А приняв ситуацию, ее всегда можно обратить в свою пользу: ну как минимум вам и вашему ребенку будет легче жить — одним раздражающим и напрягающим моментом меньше.
Дорого и некачественно
Больше всего бьют по карману вещи ученика или ученицы. Но гарантий качества никто не дает. «Производители не маркируют школьную одежду, как таковую. Пишут просто на этикетке: «брюки для мальчика» или «юбка для девочки» и никто никаких претензий предъявить не может. О натуральности, удобности или безопасности здесь речь не идет. Хотите покупайте, хотите – нет. За качеством ткани – сами следите», – отмечает Миронова.
«Моя хорошая подруга заказала в интернете брюки для сына. А через два дня принесла их ко мне – подлатать. На коленке образовалась дыра, словно кто-то лезвием порезал. Я сначала не поняла в чем причина. Затем просто потянула ткань в разные стороны и образовалась точно такая же дыра – оказалось, ткань такая, что при малейшем дотрагивании попросту расходится. Я то все залатаю, но как ребенок в таких брюках ходить будет – непонятно. Зато подруга сэкономила 200 гривен», — говорит швея Ирина Выхватнюк из Ирпеня.
Активисты из группы «Родители СОС» уверяют – ношение школьной формы регламентировано еще в 1996 году Указом Президента. Там указано учредить школьную форму – но какую, как, какого производителя – больше информации нет.
«Если ребенок идет в частную школу – родители подписывают договор, где регламентируется такая вещь, как форма. В обычной государственной школе никто не может родителей заставить покупать школьную форму», — рассказала активистка «Родители СОС» Елена Бондаренко.
Что будет ученику за несоблюдение требований к одежде
В законах и школьном Уставе прописаны правила по поводу школьной формы
Однако важно помнить вот что: в законе в то же время никак не оговаривается ответственность и наказание за нарушение этих правил. А значит за неформальный вид ученика нельзя выгонять с уроков, заставлять переодеваться или наказывать как-то иначе
Больше того, подобные действия — нарушение прав учащегося, так что будьте начеку и защищайте свои права, если случится неприятное.
У администраций школ нет легальных рычагов влияния на “бесформенных” детей, поэтому они могут только взывать к сознательности учеников и их родителей. Или, как это, к сожалению, принято у нас исконно — незаконно запугивать и давить на семью
Чтобы избежать давления и лишних бесед с администрацией, важно соблюдать главные требования закона: носить одежду в строгом деловом стиле, исключить рваные джинсы, открытые пупки и цветастые блузки
Минусы школьной формы
- Школьная форма безусловно сдерживает самовыражение ребёнка. Социологи считают, что это может привести к нежелательным способам самовыражения детей, таким как неправильное использование украшений и макияжа.
- Ещё одна причина в отношении школьной формы — это то, что она лишает детей их индивидуальности. Упор на единый дресс-код в школе противостоит духу единства в разнообразии и его праздновании. Так же утверждают, что ограничивает социализацию, важнейший аспект человеческой природы.
- По сравнению с обычной одеждой, школьная форма оказывается бесполезным и расточительным, когда ребёнок находится вне школы. Некоторые родители считают, что одежда для школы — это пустая трата денег.
- Еще один пагубным эффектом школьной формы является то, что лишает ребёнка комфорта, который возникает при ношении одежды разного типа по индивидуальному выбору. Этот дискомфорт может негативно отразиться на успеваемости ребёнка.
- Ребёнок в школьной форме может быть нацелен как объект издевательства детей из других школ.
- Некоторые ученики не любят быть связанными каким-либо правилам и принуждать таких детей носить форму — это всё равно, как разжигать враждебность в них. Форма только усугубит их мятежный характер.
- Противники настаивают на том, что нет достоверных доказательств того, что униформа улучшает школьную дисциплину ребёнка или поощряет к более высокие академическим успехам.
Ребёнку должно быть позволено сделать своё решение, когда дело доходит до школьной формы. Если ребёнок не обеспокоен или не подвержен влиянию того факта, что он должен носить форму, то у родителей нет причины беспокоиться. С другой стороны, если ребёнок сопротивляется идее носить униформу, то лучше, чтобы родители не заставляли его. Ребёнку должно быть позволено принять собственное решение о том, носить или не носить школьную форму.
Читать на дзен рассказы, истории из жизни, реальные деревенские истории, юмор, смешные случаи!
«Давайте без крайностей» – мнение психолога
«Кто-то говорит, что форма – это пережиток советских времен и нужно отказываться от этого опыта, другие им перечат – нельзя превращать школу в подиум. Я бы назвала это крайностями. Действительно, учебное заведение, не место для демонстрации нарядов от кутюр, но никто и не говорит о пижамах в полосочку с номерами. Очень хорошо, что государство доверило выбор школьной формы самим учреждениям. Администрация школы должна обсуждать этот вопрос с родителями. Если большинство за школьную форму – тогда, пожалуйста, пусть это будет корпоративной этикой. Если большинство против – нужно обязательно оговорить, в чем ребенку допустимо ходить в школу. Уточнить момент – ничего пестрого, яркого, слишком короткого и т.д. Стоит понимать, что за ребенка и его внешний вид в школе несут ответственность родители», — говорит психолог Ирина Козачинская.
Как сообщали «Вести», и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун рассказала на своей странице в Фейсбуке, чем вреден IQOS. Также Супрун сообщила, что большинству здоровых людей не будет особой беды от нитратов, содержащихся в овощах и фруктах. Ранее и.о. главы Минздрава рассказала в соцсетях о вреде соцсетей.
Неправильная причёска
Александра Алёхова говорит, что её сыну постоянно делают замечания в школе, куда он ходит. Всё дело в причёске. Сын алматинки не носит дреды или ирокез. Но у него выбриты затылок и виски. Модная причёска никак не укладывается в представления администрации школы о том, как должен выглядеть ученик.
Претензии начались ещё в прошлом учебном году, а с начала этого года десятиклассника стали чуть ли не каждый день встречать на пороге школы и говорить, что с такой причёской в школу ходить нельзя.
Из-за этой причёски к ученику предъявляли претензии в школе / Фото Facebook
«Я за лето хорошо подготовилась, посмотрела закон об образовании. В законе про длину волос для мальчиков не сказано ни слова. Там написано, что просто должна быть ухоженная, аккуратная причёска. Девочкам нельзя с распущенными волосами ходить, мальчикам, как нам говорят, с длинными волосами. Но про длину волос для мальчиков в законе на самом деле ничего не говорится», — прокомментировала Александра Алёхова.
Александра решила поговорить с директором школы о своём сыне и попросила не оказывать на него давления, так как это может повлиять на его учёбу.
«Я просто попросила директора не третировать ребёнка, не ломать ему психику, потому что у него сейчас десятый класс, углубленная программа обучения. Директор согласилась со мной. То есть если бы он что-то нарушал своей причёской, директор бы в категоричной форме указала на это или показала бы документ, где написано «нельзя». Но этого не произошло», — говорит Александра.
Закон об образовании РК действительно ничего не говорит о причёсках учеников. При этом в нём сказано, что уполномоченный орган «разрабатывает и утверждает требования к обязательной школьной форме».
Что касается школьных уставов, то в Законе об образовании не указано, что этот документ регламентирует требования к внешности учеников. Но там есть слова о том, что «устав организации образования может содержать иные положения, относящиеся к её деятельности и не противоречащие законодательству Республики Казахстан».
При этом закон также гласит, что учащийся имеет право на «свободное выражение собственного мнения и убеждений», а также, что «применение методов физического, морального и психического насилия по отношению к обучающимся и воспитанникам не допускается».
Султана
Мальчик в полупрозрачном топе-«сеточке» и в женской блузке стоит в школьном коридоре. Напротив – солидная дама – директор школы. «Мальчик не должен так одеваться!», – отчитывает она ребёнка. Мимо проходят другие дети, которые похихикивают или удивлённо глядят на происходящую сцену.Ни директор, ни другие дети не знали, что мальчик пришёл в школу в маминой одежде потому что он не мальчик, а трансгендерный подросток. Султана с детства осознала свою феминность.
Султана в детстве / Фото предоставлено Султаной
В начальных классах Султана ещё ходила в школу в той же форме, что и остальные просто потому что, в силу возраста ещё не могла самостоятельно решить вопрос одежды. Потом Султане пришлось идти на компромиссы, например, надевать чуть более узкие брюки или леггинсы. Когда Султане обрезали её длинные волосы, она почувствовала будто её лишили чести.
«Мне всегда говорили: «Подстригись, боже мой, ужас какой!» Постоянно пытались меня постричь. Иногда у них получалось, иногда нет. Это всегда была большая трагедия, когда мне обстригали волосы, я чувствовала, будто меня обесчестили. Прямо как женщину-самурая, онна-бугэйся».
Султана в подростковом возрасте / Фото предоставлено Султаной
До шестого-седьмого классов Султана не решалась надевать женскую одежду в школу, так как опасалась, что у неё будут проблемы с администрацией школы, либо её, в конце концов, могут просто избить. Но в один прекрасный день она решила, что больше не хочет носить то, что не по душе. Тогда она и устроила свою мини-акцию протеста.